Все о акцизах на бензин в 2023 году
Парадоксально, но факт: второй в мире по объемам экспортер, которого обогнать умудрилась в этом плане лишь Саудовская Аравия, и первый – по объемам добычи нефти ежегодно «балует» своих собственных граждан планомерным ростом цен на бензин.
Логично было бы удивиться – как такое может быть? Тем не менее, неумолимая действительность ставит россиян перед фактом: цены росли, растут и расти будут. Впрочем, причины тому, как заверяет нас Правительство, есть, и оно очень старается как-то с этим бороться.
Этот страшный 2023 год…
Как мы все помним, с 2023 по 2024 годы должен завершиться т.н. «налоговый маневр», при котором отменят экспортные пошлины, чтобы дать заработать продавцам нефти за рубеж, но, в то же время обогатиться им все же никто не даст, так как повысят налог на добычу полезных ископаемых.
Суть, как обычно, в том, что одни дыры бюджета пытаются латать за скромные ручейки прибылей от других статей. Насколько это эффективно? Пока судить сложно – жизнь покажет. Но, сейчас-то очевиден и другой факт – без этого не обойтись, иначе страна захлебнется в последствиях санкций, и олигархи посыплются со своих позиций в рейтингах, словно, спелые яблочки по осени…
Скажете, ну, так то же все о внешнеэкономической деятельности, при чем тут мы – простые граждане? А вот проблема как раз в том, безусловно, прозаичном и естественном факте, и об этом, как раз еще с 2015 года активно намекает и Минэнерго, и сам нефтяной бизнес, что при этом неизбежно пострадает доходность предприятий перерабатывающей сферы, а возросшую финансовую нагрузку нефтедобытчиков логичным образом переложат на конечного потребителя.
Как раз на данный момент в Правительстве отчаянно ломают голову, как всего этого избежать, и пока не придумали ничего лучшего, чем предложить нефтедобытчикам на нефть вообще отрицательные акцизы, а производителям нефтепродуктов их серьезно снизить. В Минфине надеются, что это позволит стабилизировать цены на рынке и поможет-таки выполнить задуманный маневр, ибо на него возлагаются слишком многие надежды.
Зачем все это нужно?
Как известно, внешнеполитическая обстановка, естественным образом довлеющая над внешнеэкономической, с каждым годом у нас все обостряется. И в этом контексте, чтобы оставаться и далее конкурентными на экспортном рынке, стране уже который год приходится плясать джигу на трупе собственных интересов, лишь бы получать и дальше запланированные прибыли. Без которых, как известно, в России наступит ожидаемый мини-Армагеддон.
Ничего не поделаешь – слезть с нефтяной иглы непросто, дело это многолетнее и нешуточное, тем более что у нас оно все так же остается на уровне красивых речей и бодрых обещаний, как и было ранее. Естественно, эти заигрывания с ценами больно бьют по карманам, что нефтедобытчиков, что предприятий нефтепереработки, что логично, поэтому, чтобы их поддержать (еще бы их не поддерживали…), начинают заигрывать с акцизной политикой.
В то же время недопоступления в бюджет из-за всего этого заставляют задирать НДПИ – в результате чего нефтяная политика в РФ все больше напоминает летку-еньку. Но, учитывая, что каждое колебание не в фарватере интересов производителей продукта неизменно больно бьет по кошельку простого россиянина, последующая преференция нефтяным магнатам остается преференцией исключительно для них.
В Госдуме полагают, в частности, и за это рьяно ратует фракция КПРФ, что пора уже отказаться от столь вредного в итоге для народа налогового маневра и заставить платить за растущие риски западных партнеров. Но, пока, похоже, в медведевской вотчине к этому вовсе не готовы.
Разговоры – разговорами, а дело – делом
О всевозможных понижениях на данный момент только полемизируют. Пути для этого грозно было поручено изыскать, но пока этого не произошло, стоит готовиться к тому, что еще до конца текущего года ставки акцизов вырастут до 11 890 руб./т, а на дизтопливо – до 8 260 руб./т. На Новый же, 2023 год, Налоговый кодекс запланировал еще одно их повышение: уже до 12 310 руб. и 8 540 руб., соответственно.
Если в результате этого скакнут цены для конечных потребителей (а они не просто скакнут – взлетят, кто бы сомневался…), Минфин предлагает подсластить пилюлю 90%-пошлинами на экспорт. Заглотнут ли ее нефтеперерабатывающие предприятия – большой вопрос, и насколько совпадут по времени эти события – тоже.
Возможно, в качестве временной меры подобный инструмент воздействия на рынок, сродни инфляционному таргетированию, которое принудительно практикует наш Центробанк, и был бы полезен, но лишь при идеальной слаженности работы всех компонентов этого рыночного уравнения, а также если мера эта – временная.
И пока ею спасают положение, одновременно работают и над общим оздоровлением экономики в целом. Однако все это – в теории, а в реальности, в результате непродуманной политики Правительства по ряду ключевых вопросов, цены на бензин продолжают расти, и останавливаться не собираются.
И пока наши депутаты ломают копья с министрами, понижаются в стране цены на бензин, по факту, исключительно после звонков на прямую линию Президенту с мест. Ну, радует, что хоть кому-то везет в этом плане… Хотя, конечно, это совершенно ненормально, что для того, чтобы установилась справедливая стоимость определенного продукта следует, как в старые добрые времена, «звонить куда следует».
В конце-концов экономика-то у нас, согласно Конституции, должна быть свободной и нерегулируемой, следовательно, если рыночные отношения построены по нормальной схеме, налогов взимается не много ни мало – разумно, работают законы и суды, выход на внешние рынки доступен и выгоден, а спрос строится естественным образом, цены должны быть абсолютно нормальными.
А у нас же пока, ситуация совершенно анекдотичная: пока лечат сердце — отказывают почки, начали вытаскивать почки – отказало сердце…
Цены не удержать: когда подорожает бензин
В правительстве решили повысить акцизы на бензин с 1 января 2023 года
Автомобилистам пора готовиться к очередному подорожанию топлива. Акцизы, которые решили заморозить в июне для стабилизации цен на бензин и дизельное топливо, все-таки повысят с 1 января следующего года. В правительстве заверяют, что резкого роста цен не будет. Однако эксперты считают, что, даже если никаких непредвиденных обстоятельств не произойдет, топливо будет дорожать выше уровня инфляции.
Правительство располагает достаточным инструментарием, чтобы не допустить роста цен на топливо, в случае необходимости президент России Владимир Путин даст поручение избежать повышения цен, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Что касается позиции Кремля, то, вы знаете, президент всегда поручает правительству принимать соответствующие меры, чтобы избежать какого-то скачкообразного повышения цен, в том числе и на топливо», — заявил Песков журналистам, отвечая на вопрос о возможном повышении цен на бензин в случае, если правительство примет решение повысить акцизы.
Он отметил, что пока ситуация не требует какого-либо вмешательства.
Правительство решило повысить с 1 января 2023 года акцизы на бензин и дизельное топливо на 3,7 тысячи рублей за тонну и на 2,7 тысячи рублей за тонну соответственно, заявил до этого в интервью газете РБК вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий ТЭК.
«Решение принято. Акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2024 года»,
— сказал Дмитрий Козак.
При этом он одновременно заверил, что повышение акцизов не приведет к резкому росту цен на топливо.
«Скачка не будет. Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — добавил он. По его словам, это поможет «удержать цены на розничных рынках, скажем так, в районе инфляции».
В частности, власти намерены завершить налоговый маневр в нефтяной отрасли. Он подразумевает постепенно снижение таможенных пошлин с соответствующим повышением НДПИ. Кроме того, для нефтеперерабатывающих заводов предусматривается отрицательный акциз. Такая мера, как предполагается, поможет стабилизировать цены на топливо на внутреннем рынке.
Кроме того, в правительстве продумали и дополнительные меры сдерживания роста цен на бензин. Кабмин может ввести экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты. Это временный выход, который позволит сдержать цены внутри страны.
Аномальное подорожание бензина началось этой весной. К маю повышение составило восемь рублей за литр. При этом после принятых властями мер цены стабилизировались.
Из-за резкого роста цен на бензин в правительстве приняли решение отложить повышение акцизов, которое уже было предусмотрено в бюджете РФ с 1 июля 2024 года. При этом нефтяники обещали сдерживать розничные цены, а также увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок.
По словам Дмитрия Козака, на данный момент договоренности между правительством и нефтяными компаниями в целом соблюдаются, хотя «есть за последнюю неделю некоторый незначительный — на копейки — всплеск розничных цен на дизтопливо».
По данным Thomson Reuters Kortes, розничные цены на бензин марки Аи-92 в России с 20 по 24 августа 2024 года в среднем по стране снизились на 1 копейку до 41,49 руб. за л. Средние цены на бензин Аи-95 и дизельное топливо не изменились.
Между тем, как отмечал недавно президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша в письме в администрацию президента (АП), литр бензина в ближайшее время может подорожать на 4,4 рубля. Это связано с тем, что
экспорт топлива снова становится более выгодным, чем продажа на внутренний рынок, ведь рост цен на нем ограничивается правительством.
К подорожанию топлива, по мнению Евгения Аркуши, может привести повышение акцизов на бензин и НДС с 18 до 20 процентов и ослабление курса рубля.
«Повышение акциза на бензин с 1 января 2023 года на 3700 рублей было ожидаемым, поскольку ранее для купирования роста цен на бензин правительство отказалось от повышения акциза на 700 рублей и вместо этого снизило его на 3000 рублей», — комментирует Анастасия Соснова, аналитик ИК «Фридом Финанс».
Предложенные правительством меры действительно могут сдержать рост цен на бензин, если не произойдет очень резкого роста стоимости нефти на внешнем рынке, например, из-за эмбарго в отношении Ирана или резкой девальвации рубля из-за санкций в отношении госбанков или суверенного долга, говорит Артем Деев, ведущий аналитик Amarkets.
Это приведет к резкому увеличению экспортного дифференциала, то есть сделает экспорт гораздо выгоднее, поясняет он.
Бензин и дизельное топливо в базовом сценарии, не предполагающем резкой девальвации и других негативных событий, до конца года подорожают темпами чуть выше, чем инфляция. В частности, по мнению аналитика, к декабрю стоимость Аи-92 может оказаться в районе 43 рублей за литр.
«На российском топливном рынке сейчас все довольно неоднозначно, хотя чиновники спешат успокоить участников рынка и обещают, что из-за грамотного проведения реформы в нефтяной отрасли нефтяники с нового года будут получать компенсацию в виде так называемого «отрицательного акциза», который «подсластит» растущую налоговую нагрузку, однако делать прогнозы о том, как это будет, довольно опасно, поскольку не очень понятно, как рынок будет вести себя осенью и в начале зимы. На текущий момент на повышение цены может оказать давление существенное превышение экспортного паритета внутренних цен на топливо, а также плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов», — полагает аналитик ИК «АЛОР» Алексей Антонов.
Все о акцизах на бензин в 2023 году
Правительство решило повысить акцизы на дизельное топливо и бензин с 1 января 2023 года на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну соответственно, заявил в интервью РБК вице-премьер Дмитрий Козак. «Акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2024 года» — сказал Козак.
«Речь идет о восcтановлении ставок акцизов, закрепленных в действующей редакции Налогового кодекса», — сказал РБК представитель Козака Илья Джус. Таким образом, с 1 января 2023 года акцизы на дизтопливо вырастут до 8541 руб. за тонну, а на бензин — до 12 314 руб. «Решение о восстановлении акцизов на бензин и дизтопливо принято в пакете мер по завершению налогового маневра в нефтяной отрасли, включающих введение демпфирующего и отрицательного акциза», — добавил он.
На фоне резкого роста оптовых и розничных цен на топливо в конце мая на совещании у Козака было принято решение с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3 тыс. и 2 тыс. руб. за тонну соответственно, а также не повышать ставки с 1 июля, как это предполагалось ранее (примерно на 700 руб. за тонну). Это позволило стабилизировать ситуацию на топливном рынке: цены в опте перестали расти, а на заправках даже начали немного снижаться.
Несмотря на повышение акцизов, на АЗС «скачка [цен на бензин] не будет», утверждает вице-премьер. «Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — добавил он.
С 1 января 2023 года начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, который предполагает постепенное понижение таможенных пошлин с соответствующим повышением НДПИ. Этот маневр также предусматривает отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов, который должен «выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо», напоминает Козак.
С помощью отрицательного акциза заводам будут компенсировать снижение экспортных пошлин при завершении маневра, а также сглаживать возможный рост мировых цен на нефть. Часть разницы между мировой ценой нефти и ее стоимостью на внутреннем рынке НПЗ также будут получать в виде специальной демпфирующей надбавки.
В случае если этих мер окажется недостаточно, в распоряжении правительства остается «такой инструмент», как введение экспортной пошлины и на нефть, и на нефтепродукты, отметил вице-премьер, подчеркнув, что он будет использоваться «на временной основе». «Несмотря на то что возможное использование такого инструмента приведет к снижению потенциальных доходов, нефтяники с пониманием к этому отнеслись. В арсенале правительства должен быть такой рычаг влияния на рынок», — заключил Козак.
О том, что правительство может ввести экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в случае резкого роста цен на бензин, Козак и министр энергетики Александр Новак рассказали в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным» 7 июня. Тогда Путин назвал эту меру «угрозой» для нефтяников и выразил надежду, что правительству не придется к ней прибегать.
По словам Козака, оптовые и розничные цены на бензин резко выросли весной 2024 года (за январь—май подскочили на 7,7%, опередив инфляцию в 4,5 раза) из-за трех факторов: повышения акцизов, на которое наложилось ослабление курса рубля и рост цен на нефть на мировом рынке. «Негативная на тот момент ситуация на топливном рынке, что называется, «подсветила» нам проблемы будущего. Это способствовало принятию более взвешенного и сбалансированного варианта налогового маневра после 1 января 2023 года», — заметил вице-премьер.
В середине августа глава Российского топливного союза (представляет интересы владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша предупредил администрацию президента о риске роста цен на бензин из-за увеличения акцизов и НДС (вырастет с 18 до 20%). «Только в результате одновременного увеличения акцизов и НДС потенциал роста цены литра бензина составляет около 4,4 руб. за литр (10% от текущей цены. — РБК)», — написал он. Аркуша направил аналогичное письмо и Дмитрию Козаку.
Цены на бензин в 2023 году
Наверно, не осталось людей, которых бы не волновала стоимость топлива в наступающем году, т. к. от этого показателя напрямую будет зависеть уровень инфляции в России. Повышение стоимости на бензин в 2023 году, повлечет за собой цепную реакцию роста цен на логистику, а значит практически на все виды товаров.
В преддверии Нового года, население страны обсуждает не праздничные планы и списки подарков, а следит за прогнозами цен на топливо. Волнения понятны, ведь наша жизнь, напрямую или косвенно связана с транспортом. От того, как поменяются расценки, будет зависеть семейный бюджет каждого. Будет ли повышение? Когда? На сколько?
Особенности формирования стоимости бензина в России
Что входит в цену 1 литра конечного продукта:
- Налоги – 60% (акцизный сбор + налог на добычу и разработку полезных ископаемых (НДПИ)).
- Стоимость нефти – 4%.
- Услуги заводов нефтепереработки – 13%.
- Транспортировка – 7% (тарифы на ж/д перевозки нефтеналивных грузов).
- Надбавки АЗС – 16%.
Исходя из этих пунктов видно, что котировка нефти на мировом рынке практически не будет влиять на стоимость бензина в наступающем году. Основную долю в ценообразовании регулирует и контролирует государство. Оно устанавливает размер налогов и акциза. На формирование цены еще повлияет:
- Возможное ослабление рубля.
- Ремонт НПЗ (как следствие уменьшение на внутреннем рынке количества переработанных нефтепродуктов).
- Экспорт.
Акцизы на бензин: кто и за что платит
Акциз – это непрямой налог на некоторые виды товаров народного потребления, который налагает государство. Эти товары используются внутри страны и в их стоимость уже заложен этот показатель, а значит, плательщиком данного налога является конечный потребитель – рядовой россиянин. Все отчисления по акцизу попадают в ФСН, их получает государство и таким образом, существенно пополняется госбюджет.
В список подакцизных товаров попадает одиннадцать позиций и бензин занимает среди них не последнее место.
По последним новостям из различных источников подтверждается информация о том, что акциз на бензин со следующего года будет увеличен на:
- Бензин с 8 213руб./т до 12314 руб./т.
- Дизель с 5665 руб./т до 8541 руб./т.
- Средний дистиллят (печное и судовое топливо) с 6665 руб./т до 9241 руб./т.
Повышение назначено на 1 января 2023 года. Следующий рост тарифов, но уже не такой ощутимый, планируют провести в январе 2023 года.
Прогнозы цен на топливо
По состоянию на 04 февраля 2023 года стоимость одного литра бензина и дизеля в рублях составляет:
По прогнозам на 2023 год мнения экспертов разделились. Одни прогнозируют повышение цен на бензин в следующем году, в связи с увеличением акциза и введением ННД (налог на добавленный доход), а также ростом инфляции. Кроме того, могут сыграть роль и внешние составляющие:
- Международная обстановка.
- Уменьшение импорта из Финляндии и Белоруссии.
Другие утверждают прямо противоположное, а именно понижение в 2023 году цен на бензин. В качестве аргументов называют следующие:
- Положительная динамика экономики России.
- Укрепление рубля.
- Увеличение запасов топлива.
- Увеличение стоимости “черного золота” на мировом рынке.
- Снижение НДПИ.
- Отмена экспортной пошлины.
- Введение обратного акциза.
Надо отметить, что утверждение, о понижении цены на топливо в результате подорожания нефти, весьма спорно. Скорее, это приведет к тому, что нефтяные корпорации в погоне за прибылью будут продавать сырье на экспорт. Какай смысл поставлять нефть по дешевой цене на внутренний рынок, если можно реализовать ее по хорошей стоимости за границей?
Что говорит руководство страны
3.09.2022 года президентом страны был подписан закон, предусматривающий поэтапное увеличение ставок акциза на бензин и нефтепродукты. На следующий день этот закон был зарегистрирован под номером ФЗ-301 и размещен на сайте Госдумы. Однако, в результате переговоров между руководством страны и нефтяными компаниями, временно было принято решение отложить повышение акциза. По словам вице-премьера Дмитрия Козака закон начнет действовать с 1 января 2023 года. (Комсомольская правда)
По словам Дмитрия Медведева на сегодняшний день стоимость бензина в России значительно ниже, чем в странах Европы, но ситуация может кардинально изменится к 2024 году. К этому моменту ожидается, что цены вырастут и станут такие же, как в Европе, т. е. увеличатся в 1.5 раза.
Спрогнозировать окончательные цены на бензин в наступающем 2023 году достаточно сложно. Большинство экспертов говорят об увеличении цены, а это приведет к тому, что люди вынуждены будут экономить на других продуктах. Многие жители России уже сейчас задумываются о переходе на электромобили, а те кто небогат – на велосипеды.
Рост цен на бензин в наступающем 2023 году подталкивает к переводу городского транспорта и сельхозтехники на газ или электроэнергию. Оптимисты утверждают, что не все так плохо. Ведь в результате наполнения госбюджета за счет ввода новых налогов и увеличения акциза, страна сможет:
- Строить новые дороги
- Поднять пенсии и субсидии.
Если же топливо подешевеет, то экономика России и в этом случае выиграет.
- Уменьшение расходов на транспорт, приведет к тому, что освободившиеся финансы население потратит на другие продукты и услуги, тем самым оживив вялую экономику.
- Уменьшатся расходы на топливо в аграрном секторе – подешевеет сельхозпродукция.
Понятно, что в этом случае будет происходить наполнение госбюджета, что в свою очередь повлияет на благосостояние рядовых жителей страны.
Вырастет ценник на топливо, или опустится – это, скорее не математика, а гадание. Люди уже не верят в понижение стоимости бензина в стране, являющейся второй в мире по добыче нефти. Никто четко не может дать ответ на то, сколько же будет стоить литр топлива. Это заставляет нервничать и паниковать, поскольку люди не могут спланировать статью расходов в своем бюджете по транспорту. Будем, все же надеяться на то, что правительство примет меры и не допустит высокий скачек цен для конечного потребителя, т. е. нас с вами.
Акцизы на бензин – 2023
akcizy_na_benzin.jpg
Похожие публикации
Акцизные платежи характерны наличием признаков косвенного налога. В бюджет обязательства по акцизам уплачиваются производителями подконтрольной продукции, по факту сумма сбора закладывается в отпускную цену и возмещается субъекту предпринимательства конечным потребителем. Тот факт, что акцизы на бензин в 2023 году Россия будет пересматривать, подтверждались из разных источников. Летние корректировки планов по изменению ставок по акцизам позволили удержать дальнейший рост цен на топливо на внутреннем рынке, но мера носит временный характер.
Акцизы на бензин 2023 увеличатся. Об этом говорится в тексте Закона от 19.07.2022 г. № 199-ФЗ, которым внесены правки в ст. 193 НК РФ. С июня 2024 года ставки акцизных платежей по автомобильному топливу были снижены по причине стремительного роста цены ГСМ. Для урегулирования ценовой политики в сфере топлива для транспорта было принято временное решение не только о заморозке повышения, заложенного в план на этот год, но и о снижении тарифов. Пониженные ставки топливных акцизов сохранят свою актуальность до конца 2024 года, но со следующего года план по увеличению налоговой нагрузки по прежним нормативам будет реализован.
Акциз на бензин с 1 января 2023
Повышение уровня акцизных платежей по топливным ресурсам является причиной роста отпускных цен на ГСМ для населения и субъектов предпринимательства. Удорожание перевозок сказывается на итоговой стоимости всех продуктов потребления.
Приведем размеры топливного акциза в 2024 г., и каким будет акциз на бензин с 1 января 2023:
- По бензину класса 5 до июня 2024 года размер акцизной ставки находился на уровне 11 213 руб., с июня он был понижен до 8 213 руб. На следующий год в Налоговом кодексе заложен тариф 12 314 руб.
- По средним дистиллятам до 1 июня 2024 года акциз составлял 8 662 руб., с июня его снизили до 6 665 руб. Увеличение акцизов на бензин в 2023 году скажется на тарифе на средние дистилляты – он вырастет до 9 241 руб.
- Акцизы на дизтопливо до июня 2024 года находились на уровне 7 665 руб., в июне показатель был снижен до 5 665 руб., а на следующий год запланировано повышение до 8 541 руб.
Акциз по указанным ставкам взимается за каждую тонну топлива. Рост акцизов на бензин 2023 года будет произведен в один этап. Дальнейшее повышение тарифов произойдет с января 2023 года, но следующее изменение ставок не станет таким существенным, как в 2023 году. Если на 2023 год запланирован рост практически в 1,5 раза, в дальнейшем корректировки акцизов в сторону увеличения будут более плавными – рост составит до 300-500 руб. за каждую тонну в год.
Как видим, повышение акцизов на бензин 2023 будет реализовано до запланированных ранее уровней. Для минимизации негативного эффекта законодателями прорабатывается механизм обратного (отрицательного) акциза:
- Компенсационные обратные акцизы на нефть планируется ввести применительно к сырью, которое перерабатывается российскими предприятиями. Благодаря этому повышение акцизов на бензин в 2023 году должно будет нивелироваться, в результате конечный потребитель не станет переплачивать за топливо.
- Одно из предложений касается нефтеперерабатывающих предприятий, которые завершили строительные работы по установкам глубокой переработки нефтяного сырья. Для такой группы субъектов хозяйствования возможно внедрение механизма повышающих коэффициентов, перемножаемых с базовым значением обратных акцизов.
- Альтернативное предложение Минфина – внедрить пошлины на экспортные операции с топливом (при скачке цен на ГСМ на внутреннем рынке величина пошлин может достигать 90% от пошлины на нефть).
Все варианты обсуждаются, конкретного алгоритма их внедрения пока нет.
Компенсации в виде отрицательных акцизов предполагается применять только в отношении бензина и дизтоплива, реализуемого на внутреннем рынке. По оценкам экспертов, такая мера способна сгладить негативный эффект от нестабильности рубля, роста акцизов. Бюджету придется ежегодно тратить на поддержку ценового баланса по топливу внутри страны до 300 млрд. руб. Представители крупнейших компаний на рынке топливных ресурсов в России утверждают, что корректировки акцизных ставок не смогут изменить ситуацию кардинально. Они рекомендуют для сдерживания цен дополнять предложенные меры временными квотами на экспорт топливного сырья.
Все о акцизах на бензин в 2023 году
В этой статье мы рассмотрим ставку акцизов на бензин и дизельное топливо в 2023 году.
Как известно, стоимость топлива сочетает в себе множество факторов, одним их которых является акциз. Акциз довольно серьезно влияет на цены на топливо, поэтому государство использует акцизы на бензин и дизель в виде регулятора стоимости топлива.
Доля акцизов на топливо составляет примерно 20% от его стоимости.
Акцизы на бензин
Таблицы с налоговыми ставками приведены в статье 193 НК РФ:
В пересчете получается, что в 2023 на литр бензина приходится примерно 9,2 рублей акцизов.
Если сравнить данный показатель с серединой 2024 года (6,16), то бензин должен вырасти на 3 рубля минимум, но это не так.
Летом 2024 года из-за резкого скачка цен на бензин, государство было вынуждено понизить ставку акцизов, которая держалась до начала 2023 года. Если сравнить акцизы с началом 2024, то в 2023 акцизы увеличились на 80 копеек.
Акцизы на дизельное топливо
В пересчете получается, что в 2023 на литр дизельного топлива приходится примерно 7,2 рублей акцизов.
Так же как и с бензином, данный показатель сильно изменился с середины 2024 года, но в сравнении с началом 2024 года акцизы выросли на 70 копеек.
Соответственно бензин и дизельное топливо не должны сильно вырасти в цене из-за величины акцизов.
В заключении хочется напомнить, что хоть и на акцизы приходится 20% стоимости топлива, они не являются основным фактором формирования цены на топливо.
Как изменятся акцизные сборы в 2023-2021 годах
В числе налоговых изменений, которые произойдут в 2023 году, будет и очередное повышение акцизов. В 2016 году был принят закон о повышении ставки №401-ФЗ, который закрепил в налоговом кодексе повышение акцизов на табачную продукцию, бензин, алкоголь. Недавно в думе прошел три чтения проект Федерального закона N 301-ФЗ от 03.08.2022, который вносит новые поправки в 181 статью НК РФ. В список подакцизных товаров добавляются нефтяное сырье и темное судовое топливо, а также регламентируются ставки акцизов с 01.01.2023 по 31.12.2021 (см. таблицу ниже).
Виды акцизных товаров с последними изменениями
Оплата акцизов ограничивает сверхприбыли компаний, которые производят или торгуют товарами повышенного спроса. В нашей стране под этот способ косвенного налогообложения попали (статья 181 НК РФ часть 1 с поправками от 03.08.2022):
- этиловый спирт и дистилляты
- спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (кроме медицинских и ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметической продукции и виноматериалов)
- алкогольная продукция (в том числе пиво) с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента
- табачные изделия (в том числе электронные сигареты, жидкости и кальянный табак);
- легковые автомобили;
- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)
- автомобильный и прямогонный бензин
- дизельное топливо
- моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей
- средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин
- нефтяное сырье (нефть, газовый конденсат стабильный, вакуумный газойль, гудрон и мазут) и темное судовое топливо.
Считается, что акцизные сборы помогают собирать налоги, контролировать крупные корпорации. На деле получается, что мы оплачиваем из своего кармана, помимо НДС, еще и акциз.
Таблица ставок акцизов с 1 января 2023 по 31 декабря 2021
Акцизы на табачные изделия
Цены на акцизные товары растут не только из-за инфляции, удорожания производства или транспортировки. Государство искусственно поднимает их стоимость, повышая пошлины. Летом 2024 года на 10% увеличили размер акцизной ставки на табачные изделия, еще одно повышение будет в начале 2023 года. Усилиями правительства с 2010 года стоимость пачки сигарет выросла на 40 — 55%, а на их покупку семьи тратят около 10% бюджета.
В официальных заявлениях озвучено, что это делается в рамках борьбы с курением, по настоятельной просьбе Минздрава. В подтверждение эффективности этой политики приводится статистика: сокращения производства сигарет в стране на треть с 2005 года, уменьшения количества курильщиков на 9%.
Может быть это и так, а может и нет: любую статистику можно трактовать двояко. Независимое исследование, которое по заказу крупных производителей табачных изделий провела компания «TNS Россия», говорит о том, что в 11 раз увеличились объемы продаж контрафакта. Нелегальные табачные изделия, на которых есть российская маркировка, но нет акцизных марок, раньше занимали 0,7% продаж, на конец 2017 года достигли 4,9%, на сегодняшний день его оценивают в 7,7%.В официальных заявлениях озвучено, что это делается в рамках борьбы с курением, по настоятельной просьбе Минздрава. В подтверждение эффективности этой политики приводится статистика: сокращения производства сигарет в стране на треть с 2005 года, уменьшения количества курильщиков на 9%.
Поправки в налоговый кодекс сделали подакцизными товарами не только табачные изделия. С первого января 2017 года в эту группу попали кальяны, электронные сигареты и жидкости для их заправки.
Акцизы на бензин: что это такое и кто платит
Скрытый налог, которым обложены бензин, дизельное топливо, моторные масла, в конечном счете оплачивает рядовой автомобилист. В 2024 году, посмотрев на динамику роста стоимости топлива, правительство решило попридержать второе повышение акцизных ставок. Тем более, что год и так запомнится непопулярными мерами: увеличение пенсионного возраста, повышение на 2% НДС. Первое было проведено 1 января 2024 года, как и предусматривал Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ.
Планируется, что в ближайшее время Минфин предложит кабинету министров изменения к Федеральному закону от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ. Они должны предусматривать снижение налоговых ставок на бензин и дизельное топливо. Если этого не произойдет, то цены продолжат расти в соответствии с приведенной ниже диаграммой.
Пока налоговый кодекс предусматривает, что в следующем году с каждой тонны бензина надо будет заплатить налогов больше на 422 рубля, а с тонны дизельного топлива — 283 рубля. Так что, если ничего не изменится, стоимость бензина к лету 2023 года может достигнуть рекордных показателей.
Акцизы на алкоголь
С повышением налогов на алкогольную продукцию ситуация более оптимистичная, чем с табаком и бензином. Акциз на пиво в 2023 году увеличат на 5%, а к 2021 году планируют поднять до 23 рублей с литра, против нынешнего 21 рубля. Примерно такая же динамика увеличения налоговых сборов с продажи игристых и обычных вин, крепкого алкоголя. Распределение акцизов на алкоголь в 2023 году планируют изменить. Сейчас все деньги сначала поступают в федеральный бюджет, потом в регионы возвращают 40% от собранных средств. Минфин предложил правительству с нового года 40% сборов сразу оставлять регионам, а потом еще перечислять им 10%. Но пока эта программа в стадии обсуждения.
Что говорят эксперты
Непопулярная мера увеличения акцизных ставок и расширения списка товаров, с которых этот налог оплачивается понятна: правительство пытается увеличить приток денег в бюджет. Но дело в том, что программа проводится без должной подготовки, оценки экономистами.
Елена Перминова, которая входит в состав Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, считает, что из-за цейтнота, в котором готовились законы, не продумана оборотная сторона стремительного роста налоговых ставок. Из-за быстрого увеличения акцизов, часть рынка табачной и алкогольной продукции уйдет в тень. А бюджет, вместо пополнения новыми деньгами, потеряет то, что платилось ранее. Ее выводы совпадают с данными «TNS Россия».
Сергей Катасонов, как первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, предлагает вывести из тени продавцов сигарет с помощью усиления контроля, аналогичного тому, который работает в сфере реализации алкоголя. Система ЕГАИС за первые 6 месяцев работы в 2016 году добавила 26% бюджетных сборов. Господин Катасонов предлагает внедрить похожий контроль и на табачном рынке.
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 577-03-71
(Москва)
+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)
8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!
Это быстро и бесплатно!
Максим Довгялло, который руководит группой аналитиков Комиссии Общественной палаты РФ по развитию реального сектора экономики, считает, что непродуманные шаги по увеличению акцизов вредны для экономики. На примере налоговых ставок на бензин понятно, что нельзя принимать законы, не выслушав специалистов. Теперь правительство вынуждено готовить новые изменения в налоговый кодекс, тратя время, деньги налогоплательщиков.
Повышение акциза на бензин в 2023 году
03.09.2022 года Президентом России подписан закон, согласно которому предусматривается поэтапное увеличение ставок акциза на бензин и нефтепродукты. 04.09.2022 года закон, зарегистрированный под номером ФЗ-301 и вступивший в силу, опубликован на официальном интернет-портале Госдумы. В статье разберем, предусмотрено ли повышение акциза на бензин в 2023 году.
Повышение акциза на бензин в 2023 году
В течение первого полугодия 2024 года вопрос о предстоящем повышении акциза на бензин и нефтепродукты активно обсуждался в кулуарах власти. В то же время представители нефтяных компаний заявляли, что с ростом акцизов возрастут и цены на бензин для потребителей.
В результате переговоров чиновников и представителей нефтебизнеса было принято решение об отсрочке повышения ставок акциза на нефтепродукты до 1 января 2023 года. По мнению властей, данный шаг временно «заморозит» рост цен на топливо.
Напомним, что ранее законодатели планировали повысить акцизы на бензин и нефтепродукты со 2-го полугодия 2024 года. Об этом неоднократно заявляли чиновники, в том числе Николай Козак, курирующий вопросы ТЭК и промышленности.
Ставки акциза на бензин и нефтепродукты
В соответствие с ФЗ-301, с 01.01.2023 года ст. 193 НК РФ действует в новой редакции, согласно которой повышены акцизные ставки на бензин и нефтепродукты.
Согласно закону, в 2023 – 2023 гг. акциз на бензин, масла, авиационный керосин, прочие нефтепродукты останется без изменений. Повышение акцизных ставок предусмотрено с 1 января 2021 года в объеме 5-10% к ставкам акцизов, действующим ранее.
Актуальная информация о ставках акциза на бензин и нефтепродукты в период с 01.01.2022 года по 31.12.2021 года представлены в таблице ниже:
Новый порядок расчета акциза на прямогонный бензин
Помимо повышения твердых ставок акциза на бензин, дизтопливо, масла и нефтепродукты, ФЗ-301 предусмотрен новый порядок расчета акциза на прямогонный бензин.
Новая редакция ст. 193 НК РФ дополнена пунктами 6-9, согласно которым ставка акциза на прямогонный бензин определяется с учетом корректирующего коэффициента (Коэфф):
Ставкапрямогонный бензин = 13.100 руб. + 4.865 руб. * Коэфф.
Согласно заявлениям чиновников, дополнение расчета акциза на прямогонный бензин новым показателем (корректирующим коэффициентом) подразумевает поэтапное повышение ставки акциза в период с 2023 года по 2024 год включительно. На основании установленных значений корректирующего коэффициента, с 01.01.2023 года ставка акциза на прямогонный бензин будет повышена на 6%, в период с 2023 по 2024 – ежегодно на 5%.
Динамика повышения ставок акциза на прямогонный бензин в период с 2023 года по 2024 год представлена в таблице ниже:
Отчетным периодом для расчета акциза на прямогонный бензин является календарный месяц. Налогоплательщик рассчитывает сумму акцизного сбора как произведение количества прямогонного бензина (в тоннах), с которым в течение отчетного месяца совершены подакцизные операции, и налоговой ставки, определенной ст. 193 НК РФ.
В 2023 году, как и в предыдущие годы, плательщики акциза на прямогонный бензин вправе уменьшить сумму налоговых обязательств, применив налоговый вычет в порядке, предусмотренном ст. 200 НК РФ.
Формула расчета акциза на прямогонный бензин имеет следующий вид:
Акцизпрямогонный бензин = ПодакцизТов * Ставкапрямогонный бензин – Вычеты,
где Акцизпрямогонный бензин – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при совершение подакцизных операций с прямогонным бензином;
ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах;
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставкапрямогонный бензин – ставка акциза, действующая в отношении прямогонного бензина на основании ст. 193 НК РФ.
Рассмотрим пример. На основании договора, заключенного между АО «Нефть Пром» и НПЗ «Южный», «Нефть Пром» осуществляет поставку прямогонного бензина на склады ПНЗ в общем количестве 6,8 тонн. Поставка производится в 2 этапа – часть бензина отгружается в декабре 2024, часть – в январе 2023.
Первую поставку прямогонного бензина в количестве 4,3 тонны «Нефть Пром» осуществил 17.12.2022. Остаток нефтепродуктов в количестве 2,5 тонны отгружен на склад НПЗ «Южный» 21.01.2023. Поставка бензина сопровождается оформление товарно-транспортных накладных и актов приема-передачи.
НПЗ «Южный» начисляет акциз на прямогонный бензин по факту оприходования товара на склад (17.12.2022 и 21.01.2023), в соответствие с действующими ставками.
Уплата акциза производится по итогам отчетного периода:
- за декабрь 2024 – в размере 56.330 руб. (4,3 тонны * 13.100 руб.);
- за январь 2023 – в размере 34.781,13 руб. (2,5 тонны * (13.100 руб. + 4.865 руб. * 0,167)).
Срок уплаты акциза на прямогонный бензин
В 2023 году срок уплаты акциза на бензин и нефтепродукты остался прежним. Налогоплательщики, осуществляющие подакцизные операции с бензином, дизтопливом, моторным маслом, прочими нефтепродуктами, оплачивают акциз в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Расчет акцизного сбора и применяемых налоговых вычетов отражается в налоговой декларации, срок подачи которой – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
При нарушении сроков оплаты акциза к налогоплательщику могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ, а именно:
- штраф в размере 20% от суммы неустойки;
- пеня, начисленная за каждый день просрочки платежа;
Кроме того, за нарушение сроков подачи налоговой декларации по акцизам с налогоплательщика может быть взыскан штраф в размере 5% от суммы начисленного акциза.
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98
Все о акцизах на бензин в 2023 году
Повышение топливных акцизов с января ощутят и частники, и небольшие АЗС
Фото: Артём Краснов
С января Россию ждёт рекордное повышение акцизов на автомобильное топливо: в бюджете-2023 заложен их рост сразу в полтора раза. Таким образом власти надеются отыграть всё, что недополучила казна во втором полугодии, когда скачок цен на бензин потребовал экстренного снижения акцизов.
Неявная форма дорожного налога
Акцизы — это сборы, которые нефтяные компании платят с каждой тонны реализуемого топлива. Фактически их оплачивает потребитель, например, в литре бензина АИ-95 «сидит» больше 6 рублей акцизов. В 2012 году обсуждалась идея замены акцизами транспортного налога, но в итоге оставили обе формы сборов.
В последние десять лет акцизы прибавляли ежегодно, иногда — дважды в год, и в общей сложности с 2008 года выросли более чем втрое. Самый сильный скачок случился в 2016 году: тогда после двух волн повышения акцизов (в январе и апреле) они прибавили почти вдвое!
В этом году акцизы впервые за долгое время снизили для тушения бензинового кризиса, который разгорелся в конце весны. Но помимо отмены «скидки» на акциз правительство планирует увеличить его дополнительно.
Заправляя бак объёмом 50 литров, вы оплачиваете более 300 акцизных рублей
Фото: Олег Каргаполов
Насколько подорожает топливо
Средняя цена бензина АИ-95 сегодня колеблется около отметки 45 рублей за литр. После июньской корректировки акциз на такое топливо составляет 8 213 рублей за тонну — это соответствует упомянутым шести рублям в пересчёте на литр.
В проекте бюджета заложен рост акцизов до 12 373 рублей за тонну. Несложно посчитать, что он складывается из правительственного «дисконта», введённого в мае, плюс несостоявшегося июльского повышения, а также планового увеличения акциза в 2023 году.
В сумме это даёт увеличение нагрузки до 9 рублей за литр, что станет самым большим единовременным повышением акциза за последние десять лет.
50 рублей за литр — на всех АЗС страны
Формально правительство просто отменяет поблажку, которой воспользовалось в дни топливного кризиса. Проблема в том, что акцизная «скидка» не транслировалась в пропорциональное снижение цены: теоретически она должна была уронить цены примерно на 2,2 рубля за литр, в реальности же они росли всё лето, пусть и не такими темпами, как до этого.
Если январское повышение акцизов состоится, стоимость бензина АИ-95 в России возрастёт до 48–49 рублей за литр. К этому стоит добавить и другие обстоятельства, например увеличение НДС с 18% до 20%. Поэтому бензин по 50 рублей за литр выглядит всё более реальной перспективой.
Крупные сети АЗС могут уравновешивать розничные убытки за счёт других видов бизнеса, но лишь кратковременно
Фото: Дарья Селенская
Взяться за рычаги
На вероятный скачок цен обратили внимание в Счётной палате, указав на необходимость «дополнительных компенсационных и сдерживающих мер».
Что это могут быть за меры? В правительстве возлагают надежды на «тонкую настройку» налогообложения нефтяных компаний, а в качестве крайней меры — введение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Впрочем, налоговые манёвры в России не всегда заканчивают триумфом, а в длительной перспективе оборачивают ползущим ростом цен на горючее. За последние десять лет бензин подорожал вдвое, а 2024 году пока удерживает пальму первенства по интенсивности процесса: если средняя годовая прибавка обычно составляла 2 рубля, то за девять месяцев этого года уже превысила 4 рубля.
— С 1 января 2023 года, помимо повышения акциза, нас ждут изменения в налоговой системе, которые поощряют экспорт топлива и делают менее выгодной его продажу внутри страны, — объясняет эксперт «Независимого топливного союза» Сергей Бойко.
Дефицит топлива на внутреннем рынке, кстати, назывался в числе виновников майской эскалации цен, и после январских изменений снова возможен перекос, считает эксперт.
— Добавьте к этому рост НДС, — продолжает Сергей Бойко. — Топливный рынок опять столкнётся с проблемами, которые правительство будет, скорее всего, решать с помощью проверенного метода — сдерживания розничных цен. Оптовые же цены будут формироваться квазирыночным способом через биржу, и мы снова столкнёмся с диспаритетом оптовых и розничных цен, что сделает ситуацию на рынке искусственной и неустойчивой.
Впрочем, власти опровергают возможность ступенчатого роста цена:
— Мы не рассчитываем ни на какие скачки, — объяснил агентству «РИА Новости» министр финансов Антон Силуанов. — Почему? Потому что несмотря на рост акцизов с 1 января 2023 года у нас предусмотрен механизм отрицательного акциза, который будет передаваться нефтеперерабатывающим компаниям, в результате которого будет скомпенсировано, сдемпфировано увеличение нагрузки.
По словам министра, планируется лишь увеличение цен в рамках инфляции и прогнозов социально-экономического развития, что, впрочем, оставляет изрядный «простор для творчества».
А много ли мы платим за бензин?
Да, он является доминирующей статьей эксплуатационных расходов на автомобиль: по нашим оценкам, средние расходы владельца пятилетней Lada Granta на страховки, налоги, ТО и топливо составляют 76 тысяч рублей, из которых бензиновая часть — 58 тысяч! При расчётах мы принимали средний расход топлива в 6,8 л/100 км и годовой пробег в 20 тысяч км. С расходами на топливо может сравниваться разве что потеря стоимости машины (в случае с пятилетней «Грантой» — около 40 тысяч рублей в год).
Популярным способом экономии на топливе был перевод автомобиля на газ: либо сжиженный пропан-бутан, либо на сжатый метан. Но газ с начала года прибавлял сильнее бензина: уже к августу его цена возросла на треть. Весной, во время бензиновой эскалации, пропан-бутан подорожал с 14–15 рублей за литр до 20–21 рубля. Не добавляют оптимизма и сложности с легализацией газобаллонного оборудования.
В режиме выживания
У бензинового кризиса есть и ещё один аспект, менее явный. Насильственное сдерживание розничных цен привело к снижению их разницы с оптовыми, и это ударило по небольшим сетям АЗС. Из 25 тысяч российских заправок примерно 15 тысяч — это как раз «внесистемные» игроки, которые не принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНКам). Опасения за жизнеспособность «частников» появились ещё летом, когда оптовая и розничная цены практически сравнялись.
— В начале июня ситуация была критической, но потом стабилизировалась: правительство вынудило крупные нефтяные компании увеличить поставки на внутренний рынок, снизило акцизы, постепенно уменьшились и оптовые цены. В итоге частным АЗС удалось обеспечивать минимальную маржинальность на уровне 1,5 рубля с литра, но этого недостаточно, — комментирует Сергей Бойко. — Они работают в режиме выживания, некоторые активно продают свои АЗС. Положение тяжёлое, а с 1 января 2023 года мы ожидаем дальнейшего ухудшения.
Снижение маржи на частных АЗС провоцирует торговлю топливом сомнительного качества
Фото: Артём Краснов
Выдавливание с рынка частных АЗС усиливает монопольное положение ВИНКов и снижает доступность топлива для российской глубинки — небольшие заправки нередко расположены вдали от магистралей и крупных городов, где сети ВИНКов развиваются неохотно.
Сильное подорожание топлива началось весной 2024 года. Для его остановки были приняты экстренные меры. На отдельных АЗС после этого фиксировалось снижение цен. Но искусственное их сдерживание спровоцировало разорение частных АЗС.
Хотите поделиться актуальной автомобильной историей? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».