ЕГЭ-2019 по русскому языку, задание 6: теория и практика с комментариями, изменения ФИПИ, ответы – Российский учебник

Задание 6 егэ русский язык 2019 теория

Задание 6 ЕГЭ-2019 по русскому языку: теория и практика

СОДЕРЖАНИЕ

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по русскому языку

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Рекомендации к выполнению задания

Ошибки в употреблении лишнего слова связаны с такими понятиями, как плеоназм и тавтология.

Плеоназм – оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям (например, человек двадцать людей) или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого (например, своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе).

Тавтология – повторение того же самого другими словами, не уточняющими смысл: старый старик, высокая высота, проливной ливень, улыбнулся широкой улыбкой, маленькие мелочи.

Разбор задания

Прочитаем внимательно предложение по отдельным смысловым частям:

В этом пейзаже – плеоназма и тавтологии нет.

Не было ни одной кричащей краски – лишних слов нет.

Ни одной острой черты в рельефе – ошибок нет.

Его скупые озёрца – всё верно.

Наполненные тёмной и спокойной водой – тавтологии нет: прилагательные характеризуют слово «водой» с разных сторон.

Выражали главную суть – пример плеоназма: суть – это и есть главное, следовательно, лишним является слово «главная».

Ответ: главную.

Задание №6 – Теория – ЕГЭ 2019 по русскому языку

Задание 6. Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.

Теория для Задания №6 ЕГЭ 2019 по русскому языку

«Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.»

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.

1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.:
«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.»

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

2) Замена.
«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.»

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Для успешного выполнения задания необходимо:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
3) Если это ошибка, исправь ее.

Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
(проверяется в задании 5)
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов
Употребление слов иной стилевой окраски
Неуместное употребление эмоционально — окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Молодой юноша, очень прекрасный
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.


1) Нарушение лексической сочетаемости слов.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.
Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости
(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

*Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)
  • замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
  • совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание №5 ЕГЭ по русскому языку.

3) Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

4) Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

*Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании №6 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).
В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).

3) Неразличение синонимичных слов.

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать – вкалывать и тд.)

Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.
Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза).
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)

*Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.

Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение/оружие, брак – супружество/некачественная продукция).

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

4) Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

*Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).

Диалектизмы — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)

Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Многозначные слова
– слова, имеющие несколько значений.
Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.
У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).
Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2019. Лексические нормы. Теория и практика

Содержание:

↑ Формулировка 1: Исключите лишнее слово

(Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.:)
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ: главную

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

↑ Формулировка 2: замените неверно употребленное слово

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: потерпели
Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

↑ Алгоритм выполнения

↑ ТЕОРИЯ. Нарушение лексических норм

↑ Нарушение лексической сочетаемости слов

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости
(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

↑ Употребление фразеологизмов. Ошибки.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)
  • замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
  • совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

↑ Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

↑ Плеоназм. Употребление лишних слов.

Плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

↑ Тавтология

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).
В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).

↑ Неправильное употребление синонимов, антонимов, омонимов.

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)

Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.

Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза).
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)

*** Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.

Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

↑ Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).

Диалектизмы — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)

Заимствованные слова
– слова, пришедшие в язык из других языков.
Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)
Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.
Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.
У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).
Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

С 2018 года в ЕГЭ по русскому языку включено новое задание (20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов). С 2019 года оно находится под номером 6.

Задание №6 проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций) в связных текстах (предложениях). Следует заметить, что огромный материал для создания задания содержится в сочинениях участников экзамена.

Алгоритм выполнения задания №6 ЕГЭ 2019:

  1. Найдите смысловое (семантическое) противоречие.
  2. Распознайте ошибку, укажите ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
  3. Если это ошибка, то исправьте ее.

Для выполнения задания необходимо:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного), которую научно называют тавтологией или плеоназмом. Разные учебники по-разному толкуют понятия «тавтология» и «плеоназм», не думайте об этом. Для выполнения задания в ЕГЭ достаточно понимать суть явления.

Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене.

А теперь посмотрим полезное видео по этому заданию (не смущайтесь нумерации 20).

Главные определения

Плеоназмы — словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.

Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.

Замена неверно употреблённого слова

Чтобы найти слово, которое необходимо заменить, надо прежде всего выделить пару слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу или не звучат вместе. Про такие словосочетания говорят: «Звучит как-то коряво», «Сказано не по-русски».

Итак, мы находим два слова, которые по какой-то причине не сочетаются по смыслу и не звучат вместе.

Примеры нарушения лексической сочетаемости

  • это не играет никакого значения (сыграло большое значение)
  • это несёт (играет) определённую функцию
  • благодаря сильным морозам (наступлению противника, страшному наводнению, болезни…)
  • скоропостижный отъезд, вывод (скоропостижное увольнение)
  • одержать поражение
  • увеличить (уменьшить) уровень

Нарушение традиции

  • ответ на проблему
  • карие волосы
  • стая лошадей

Изменение фразеологизма

  • заклятые друзья
  • выбросить слова на ветер

Неоправданный оксюморон

  • тупиковый выход
  • чудовищно красива
  • добиться ухудшений
  • преследует удача
  • кричать шёпотом

Одно из этих слов необходимо заменить схожим по звучанию, написанию, может быть, по значению, но подходящим ко второму слову. В реальных текстах такая замена не всегда возможна, но для ЕГЭ подберут варианты проще.

Задание 6 егэ русский язык 2019 теория

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

Наверное, это самое «неприятное» задание: здесь надо многое учить наизусть. Поступайте, как с заданием 4: отрабатывайте те моменты, в которых сомневаетесь, постепенно сужайте круг ошибок. Утешайте себя тем, что на экзамене вам дадут не десятки, а всего 5 слов.

Задание 6

Формулировка задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

за СЕМЬЮ замками

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

Разнообразие грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико. Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 6 вам поможет память, речевой слух, терпение.

Мы предлагаем вам списки слов, сгруппированных по частям речи. Таблицы составлены так, чтобы все-таки облЕгчить вам запоминание. Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений.

Существительные в именительном падеже

Корпусы (туловища) – корпуса (здания)

Лагери (политические) – лагеря (туристические)

Мужи (государственные) – мужья (в семьях)

Зубы (у человека) – зубья (у пилы)

Пропуски (пробелы) – пропуска (документы)

Образы (литературные) – образа (иконы)

Ордены (рыцарские) – ордена (награды)

Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета)

Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО)

Фрукты и овощи:

Одежда и обувь:

Национальности:

Группы людей по роду деятельности:

Единицы измерения:

Учим, учим, учим:

Окончание ОВ, ЕВ

Нет окончания ОВ, ЕВ

Нет окончания ЕВ

Род имен существительных

Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную форму. Более красивее, самый красивейший, наиболее тончайший – это грамматическая ошибка.

Склоняем числительные

40, 90, 100

Р. П. Д. п. Т. п. П. п.

50, 60, 70, 80

Т. п. «горжусь»

Здесь вызывает трудность творительный падеж. При склонении разделите числительное на две части и произнесите отдельно: восемью домами, десятью домами.

200, 300, 400 и 500, 600, 700, 800, 900

При склонении этих числительных разделите их на две части и вместо слова сот подставляйте нога. Их окончания совпадут: двух ног – двухсот; пятью ногами – пятьюстами.

Различия в склонении составных количественных и порядковых числительных

У составных количественных числительных склоняется каждое слово, а у порядковых – только последнее. Сравните:

Нет двух тысяч пятисот сорока двух слов – нет две тысячи пятьсот сорокового чемодана;

Двумя тысячами пятьюстами сорока словами – две тысячи пятьсот сороковым чемоданом.

Порядковые числительные, заканчивающиеся на -сотый, -тысячный, миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово. Они похожи на сложные прилагательные: первая часть в таких словах стоит а родительном падеже. Сравните: трехсотого – трехголового; трехсотым – трехголовым; о четырехтысячном – о четырехметровом.

Полтора, полторы, полтораста

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.) употребляются

1) с именами существительными, называющими лиц мужского пола, словами дети, люди, ребята: двое друзей, трое братьев;

2) с существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят;

3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: четверо, ножниц, трое брюк.

Оба (обоих, обоими, обоим) употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба брата, обоих сердец.

Обе (обеих, обеими, обеим) употребляется с существительными женского рода: обе сестры, по обеим сторонам.

Местоимения

1. В русском языке не употребляются ихний, ихняя, ихние и т. п. Надо использовать его, её, их.

2. После предлогов у личных местоимений появляется буква Н: с ней, без него, для них.

Глаголы

  1. 1.Повелительное наклонение
  1. 2.Спряжение глаголов

3. Суффикс –СЬ после гласных: встретились (неправильно встретилися), договорились.

4. «Вежливое слово» — извините (неправильно извиняюсь)

5. Постричься, поскользнуться, почерк, но подчеркнуть, насмехаться

6. Выздороветь – выздоровею

Деепричастие

У деепричастий несовершенного вида (что делая?) суффиксы -А, — Я: говоря (неправильно говорив), скучая (неправильно скучав).

У деепричастий совершенного вида (что сделав?) суффикс -В, -ВШИ: прочитав, поговорив (неправильно поговоря), обидевшись (не обидясь).

Вернемся к заданию. Проанализируйте каждый ответ, найдите в объяснении ту часть, где встретилось это или подобное слово. (Ошибка: МАКАРОНОВ. Правильно: МАКАРОН.)

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

Обучающее видео
БЕСПЛАТНО

Техническая поддержка:
dvd@ege-study.ru (круглосуточно)

Полный онлайн-курс подготовки к ЕГЭ по математике. Структурировано. Четко. Без воды. Сдай ЕГЭ на 100 баллов!

Для нормального функционирования и Вашего удобства, сайт использует файлы cookies. Это совершенно обычная практика.Продолжая использовать портал, Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Все поля обязательны для заполнения

Вся часть 2 на ЕГЭ по математике, от задачи 13 до задачи 19. То, о чем не рассказывают даже ваши репетиторы. Все приемы решения задач части 2. Оформление задач на экзамене. Десятки реальных задач ЕГЭ, от простых до самых сложных.

Видеокурс «Премиум» состоит из 7 курсов для освоения части 2 ЕГЭ по математике (задачи 13-19). Длительность каждого курса — от 3,5 до 4,5 часов.

  1. Уравнения (задача 13)
  2. Стереометрия (задача 14)
  3. Неравенства (задача 15)
  4. Геометрия (задача 16)
  5. Финансовая математика (задача 17)
  6. Параметры (задача 18)
  7. Нестандартная задача на числа и их свойства (задача 19).

Здесь то, чего нет в учебниках. Чего вам не расскажут в школе. Приемы, методы и секреты решения задач части 2.

Получи пятерку

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля — до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Сразу после оплаты вы получите ссылки на скачивание видеокурсов и уникальные ключи к ним.

Задачи комплекта «Математические тренинги — 2019» непростые. В каждой – интересные хитрости, «подводные камни», полезные секреты.

Варианты составлены так, чтобы охватить все возможные сложные задачи, как первой, так и второй части ЕГЭ по математике.

Как пользоваться?

  1. Не надо сразу просматривать задачи (и решения) всех вариантов. Такое читерство вам только помешает. Берите по одному! Задачи решайте по однойи старайтесь довести до ответа.
  2. Если почти ничего не получилось – начинать надо не с решения вариантов, а с изучения математики. Вам помогут книга для подготовки к ЕГЭи Годовой Онлайн-курс.
  3. Если вы правильно решили из первого варианта Маттренингов 5-7 задач – значит, знаний не хватает. Смотри пункт 1: Книгаи Годовой Онлайн-курс!
  4. Обязательно разберите правильные решения. Посмотрите видеоразбор – в нем тоже много полезного.
  5. Можно решать самостоятельно или вместе с друзьями. Или всем классом. А потом смотреть видеоразбор варианта.

Стоимость комплекта «Математические тренинги – 2019» — всего 1100 рублей. За 5 вариантов с решениями и видеоразбором каждого.

Грамматические нормы русского языка

Задание №6 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.

Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку

У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.

Грамматические нормы имен существительных

Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа
Окончания существительных множественного числа родительного падежа

В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:

  • много ананасов, бананов, лимонов, томатов.

Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок

В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:

  • много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.

Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков

Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:

  • много болгар, бурят, грузин, румын, татар

Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов

Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:

  • гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат

Важно запомнить: много саперов

Родительный падеж множественного числа различных единиц измерения также имеет нулевое окончание:

  • ампер, аршин, байт, мегабайт, вольт, ватт

Но: граммов, гектаров, килограммов

Множественное число родительного падежа для слов, оканчивающихся на «-це», образуется с помощью окончания «-ец»:

  • много блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец

Однако: много деревцев, оконцев

Окончание «-ий» будет встречаться в родительном падеже множественного числа слов, оканчивающихся на «-ья» или «-ье»:

  • много гнездовий, кушаний, надгробий, ожерелий, печений, побережий, сидений, увечий.

Важно запомнить: много кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, угодьев, хлопьев, ладей, копий, ружей

Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:

  • много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней

Склонение имен числительных

Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:

В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.

Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:

  • две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)

При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:

  • по обеим улицам(не по обоим); по обоим домам (не по обеим).

Морфологические нормы глаголов

Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

Для выполнения данного задания нужно хорошее знание теории. Что нужно знать?

  1. Падежные формы имен числительных
  2. Употребление собирательных числительных
  3. Употребление ОБА, ОБЕ
  4. Употребление числительных полтора, полтораста
  5. Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных
  6. Образование и употребление форм повелительного наклонения некоторых глаголов
  7. Образование и употребление именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных

Склонение собирательных числительных оба, обе

Склонение количественных числительных

B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительным в падеже.
Например: серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками.
Но: в пособии триста шестьдесят семь рисунков (шестьдесят три рисунка).

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

Склонение числительных
50, 60, 70, 80, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

Склонение числительных 40, 90, 100.

Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на -а; слова миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

Сравнительная степень образуется:

1) синтетическим способом; средством выражения степени сравнения являются суффиксы -ее- (-ей-), -е, -ше-;
2) аналитическим способом; средством выражения степени сравнения являются дополнительные слова более – менее;
3) супплетивным способом; средством выражения степени сравнения является мена основ: хороший – лучше, лучший; плохой – хуже, худший; маленький – меньше.
Сравнительная степень прилагательного имеет две формы: простую и составную.
Простая форма сравнительной степени образуется от основы прилагательного путём прибавления суффиксов:
1) -ее (-ей): кругл-ый – кругл-ее (кругл-ей); прекрасн-ый – прекрасн-ее (прекрасн-ей); длинн-ый – длинн-ее (длинн-ей); протяжн-ый – протяжн-ее (протяжн-ей);
2) -е, если:
а) основа прилагательного оканчивается на г, к, х, д, т, cm с последующим чередование согласного основы: жарк-ий – жарч-е; дорог-ой – дорож-е; тих-ий – тиш-е; молод-ой – молож-е; богат-ый – богач-е; чист-ый – чищ-е;
б) прилагательное имеет суффикс -к- (-ок-, -ек-) с последующим усечением суффикса и чередованием согласного основы: низк-ий – ниж-е; узк-ий – уж-е; высок-ий – выш-е; близкий – ближ-е;
3) -ше, если основа прилагательного оканчивается на г, к с последующим усечением этих согласных: далёк-ий – даль-ше; долг-ий – доль-ше; тонк-ий – тонь-ше.
Формы степеней сравнения на -ее (-ей), -е, -ше могут сочетаться с приставкой по-, которая привносит добавочное значение смягчения степени преобладания качества; ср.: больше – побольше; интереснее – поинтереснее; веселее – повеселее; теснее – потеснее; тяжелее – потяжелее; вкуснее – повкуснее.
Ряд прилагательных имеют вариантные формы сравнительной степени: большой – более, больше; далекий – далее, дальше; долгий – долее, дольше; поздний – позднее, позже; ранний – ранее, раньше; маленький – менее, меньше.
Не все качественные прилагательные образуют простую форму сравнительной степени:
1) прилагательные с суффиксом -ск- (-еск-): комический, трагический, дружеский, братский, ханжеский;
2) некоторые прилагательные с суффиксом -н-: кровный, ручной, больной, ранний, лишний;
3) прилагательные с суффиксом -ов- (-ев-): даровой, деловой, рядовой, боевой, массовый;
4) многие отглагольные прилагательные с суффиксом -л-: вялый, гнилой, усталый, хриплый, сиплый;
5) некоторые прилагательные с суффиксом -к-: зыбкий, дерзкий, ломкий, липкий, топкий, робкий, падкий, цепкий, зябкий;
6) некоторые непроизводные прилагательные: ветхий, гордый.
Сложная форма сравнительной степени образуется у всех прилагательных, называющих признак, способный проявляться в большей или меньшей степени. Она образуется путём прибавления к положительной степени дополнительных слов более, менее; например: более важный, менее ласковый.
Превосходная степень показывает, что данный признак предмета проявляется в наибольшей или наименьшей степени по сравнению с аналогичным признаком в другом предмете, например: глубочайший; самый яркий; наиболее узкий.
Простая форма превосходной степени образуется от основы положительной степени прилагательного путём прибавления суффиксов:
1) -ейш-: бел-ый – бел-ейш-ий; богат-ый – богат-ейш-ий; храбр-ый – храбр-ейш-ий; чудесн-ый – чудесн-ейш-ий;
2) -айш- к прилагательным с основой на г, к, х и с последующим чередованием согласных: высок-ий – высоч-айш-ий, глубок-ий – глубоч-айш-ий, тих-ий – тиш-айш-ий.
Наблюдаются некоторые особенности в образовании превосходной степени:
– прилагательное тяжкий образует превосходную степень с чередованием ж//г и к//ч: тяжкий – тягчайший;
– прилагательные близкий, низкий образуют превосходную путём прибавления суффикса с усечением производящей основы и последующим чередованием согласных з // ж: близкий – ближайший, низкий – нижайший.
Не все качественные прилагательные образуют простую форму превосходной степени:
1) прилагательные с суффиксом -ск-, -еск-: братский дружеский, вражеский, бесовский, адский, уродский;
2) некоторые прилагательные с суффиксом -н-: родной, дельный, кровный, склочный, избыточный;
3) прилагательные с суффиксом -ов- (-ев-): передовой, деловой, дармовой, боевой, ключевой, лобовой, круговой, легковой;
4) отглагольные прилагательные с суффиксом -л-: горелый, бывалый, плесневелый, задубелый, усталый;
5) некоторые прилагательные с суффиксом -к-: броский, веский, падкий, липкий, сыпкий, зоркий, цепкий, терпкий;
6) прилагательные с суффиксами -аст-, -ист-: глазастый, бровастый, клыкастый, слоистый, изгибистый, рукастый, языкастый;
7) некоторые непроизводные прилагательные: частый, гордый, молодой.
Сложная форма превосходной степени образуется двумя способами:
1) путём прибавления дополнительных слов самый, наиболее, наименее к положительной степени сравнения прилагательного, например: самый обаятельный, самый чуткий, наиболее сладкий, наиболее густой, наименее широкий, наименее смешной. Этот способ продуктивен даже для тех прилагательных, которые не имеют простой формы превосходной степени, например: самый дружеский, самый боевой, наиболее изгибистый, наиболее дельный, наименее дружеский, наименее броский;
2) путём прибавления слов всех, всего к простой форме сравнительной степени прилагательного, например: важнее всего, милее всех.

Нормативное формообразование некоторых глаголов:
При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе: утроить – утраивать, подточить – подтачивать, одолжить – одалживать.
В то же время такое чередование не характерно для следующих видовых пар: обеспокоить – обеспокоивать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, отсрочить – отсрочивать, подытожить – подытоживать, приурочить – приурочивать, уполномочить – уполномочивать, ускорить – ускоривать.
При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формы обуславливать, сосредотачивать, однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования – обусловливать, сосредото­чивать.

При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч: течь – теку – течёт – текут, лечь – лягу – ляжет – лягут, беречь – берегу – бережёт – берегут.
Исключение составляет глагол ткать (тку – ткёт – ткут).
Особенно часто ошибки допускаются при спряжении глагола жечь и производных от него: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте).
При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш: ловить – ловлю – ловишь, блестеть – блещу – блестишь, крутить – кручу – крутит, весить – вешу – весишь, видеть – вижу – видишь, возить – вожу – возишь.
Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут. В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!
Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хочу – хочешь – хочет – хотим, хотите – хотят. Недопустимо употребление форм хочут, захочут, хотишь, хотит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека!
Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать – внимают и внемлют. Однако в большинстве случаев вариантные формы противопоставлены в каком-либо отношении.
Так, у глаголов махать, сыпать основными являются варианты машут, сыплют (допустимы формы – махают, сыпят). Использование форм каплет и капает от глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.
Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть. Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею. Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке. Форма обессилю представляет собой форму 1-го лица от переходного глагола с суффиксом -и(ть) обессилить и выражает направленность действия на объект (я обессилю противника).

При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
Нельзя употреблять в литературном языке формы типа возникнул, проникнул и т.п.
Иногда в литературном языке сосуществуют как равноправные варианты с суффиксом и без суффикса: глохнуть – глох и глохнул, достигнуть – достиг и достигнул, киснуть – кис и киснул, пахнуть – пах и пахнул, подвергнуться – подвергся и подвергнулся, вянуть – вял и вянул.
У ряда глаголов вариант без суффикса является основным (гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух), но допустим и вариант с суффиксом (гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул).

При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе: бежать – беги, бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги; звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс -и. В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений: атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься.

Целый ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

Нормативное образование именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных не имеет определенных правил(!), т.е. нужно запоминать эти слова.
Осилил теорию? Тогда самое время приступить к выполнению вариантов задания 6 из ЕГЭ по русскому языку!

Тестовые варианты для задания 6 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ (на пол)
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
уважаемые ПРОФЕССОРА

Задание 6 егэ русский язык 2019 теория

Задание 6 егэ русский язык 2019 теория

  • Страница 1 из 1
  • 1

ЕГЭ 2019. Русский язык. Задание 6. Теория и практика

ЕГЭ 2019. Русский язык. Задание № 6. Теория и практика в новом формате. Комментарий, примеры.

Предлагаем вам бесплатно скачать или решать онлайн тренировочные упражнения для учеников 11 класса при подготовки к ЕГЭ 2019 по русскому языку. Вы можете посмотреть и распечатать тренировочные тесты с ответами, новые задания, материалы для подготовки, сочинения, теория в таблице и подробный разбор заданий.

Мы вам покажем легкий способ решить правильно все задания из демоверсии и КИМов. При подготовки заданий и ответов использовался сайт Решу ЕГЭ.

Скачать бесплатно демоверсии ЕГЭ 2019 по Русскому языку. Задания с ответами, решениями и пояснениями

Единый Государственный Экзамен на 2018 — 2019 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив
лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой
черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и
спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем
все моря и океаны.

Посмотреть ответ и решение на задание ЕГЭ 2019

Видеоурок: Русский язык ЕГЭ 2019. Теория и практика. Грамматические нормы

Полный Разбор демоверсии ЕГЭ по русскому 2019 года от хороших репетиторов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector