ЕГЭ по обществознанию 2020

ЕГЭ по обществознанию 2020

ЕГЭ-2020. Обществознание. ИЗМЕНЕНИЯ.

СОДЕРЖАНИЕ

ЕГЭ-2020. Обществознание.

ИЗМЕНЕНИЯ.

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

Комментарий.

Рассмотрим каждое изменение отдельно.

Детализирована формулировка задания № 25.

1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ;

− одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

Как видим, более точно указано, какими должны быть предложения. Это поможет учащимся точнее написать ответ, тем более, что за задание № 25 теперь можно получить не 3, а 4 балла.

Переработана система оценивания задания № 25.

Отмечу НОВОЕ.

1. Не засчитывается:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

– словосочетания, нераспространённые предложения.

Как видим, даётся чёткое объяснение, сколько баллов и за что можно получить в задании № 25. Обратите внимание на то, что необходимо знание теоретического материала не на бытовом уровне, а на литературном научном языке. Поэтому учите определения, чтобы более точно ответить на вопрос.

В любой теме учите типы, виды функции, способы и др. подобный материал, потому что именно он требуется при составлении ДВУХ предложений.

Детализирована формулировка задания № 28.

СРАВНИМ.

Демо — 2018.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Демо- 2020.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Как видим, немного изменилась формулировка задания, но требования те же: план должен состоять не менее чем из трёх пунктов, два из которых должны иметь подпункты.

Посмотрим, что изменилось в критериях оценивания данного задания.

По сравнению с 2018 годом в плане должно быть два пункта, имеющих подпункты (в прошлом году был только один пункт с подпунктами).

Если в 2018 году за план, имеющим два пункта с подпунктами, ставился высший балл — 2, то в 2020 обязательно в плане должно быть ТРИ пункта. Имейте это в виду.

Ребята, серьёзно готовьтесь к составлению планов по темам. Ведь за задание № 28 можно получить целых 4 балла!

Детализирована формулировки задания 29 и усовершенствована системы их оценивания.

Рассмотрим, что появилось нового.

  • В задании добавлена фраза: «По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)».

Учитывайте это, когда пишете мини- сочинение.

Каждый пример должен раскрывать тему, проблему с разных сторон.

Это уточнение формулировки отразилось и на критериях оценивания работы.

  • Обратите внимание: никогда не заменяйте анализ фразы, раскрытие её смысла простым пересказом, перефразированием! Это особенно отмечено в критериях.

Не думайте, что если вы что-то написали, то это «что-то «обязательно будет учтено. В критериях чётко указано, что если тезис вашего сочинения НЕ ОТРАЖАЕТ СМЫСЛА высказывания, то это не будет зачтено.

И рассуждения общего характера тоже не будут учтены («воду лить» не нужно).

Делаем вывод: всё должно быть чётким. Раскрываете смысл фразы, её содержание.

Хочу особо подчеркнуть, что в критериях НЕ указано, что нужно выделять проблему, надо раскрывать идею (идеи), то есть основную мысль ( мысли) фразы ( это было и в 2018 году).

Критерий 29.1. — основной. Если по нему 0 баллов, то всё сочинение оценивается 0 баллов. Внимательно вдумывайтесь в смысл выбранной вами фразы.

  • Конкретнее стали критерии по оцениванию теоретического материала. 2 балла можно получить за объяснение ключевых понятий и корректность теоретических положений, и 1 балл за теоретические рассуждения и выводы.
  • Примеры социальных факто должны быть из разных источников (так ибыло). Добавлено: они не должны дублировать друг друга, то есть каждый аргумент должен с разных точек зрения раскрывать и доказывать идею (идеи) цитаты.

Внимание: особо в критериях отмечено, что если в аргументах допущена фактическая ошибка, то они не учитываются. Так что будьте точны в приводимых фактах и явлениях.

Таков изменения на ЕГЭ-2020.

В ближайшее время я постараюсь, ребята, на конкретных примерах показать вам, ЧТО именно нужно иметь в виду, выполняя задания

№ 25,28 и 29, о которых речь шла выше.

Вам же посоветую: учите материал, готовьтесь к ЕГЭ серьёзнее, требования к работам высокие.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

ЕГЭ по обществознанию 2020

На официальном сайте ФИПИ вместе с демоверсиями ЕГЭ 2020 года опубликована справка о планируемых изменениях в КИМ по всем предметам, в том числе и по обществознанию.

Итак, в КИМ ЕГЭ 2020 г. по обществознанию запланированы следующие изменения (кратко):

— Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.

— Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.

— Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.

— Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

Никаких изменений в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по обществознанию в 2020 г. не планируется.

Продолжается плановое совершенствование формулировок и системы оценивания заданий 25, 28 и 29.

Изменения в ЕГЭ 2020 по обществознанию (подробности)

( выдержка из методических материалов, опубликованных на официальном сайте ФИПИ)

Детализация формулировок заданий не связана с введением каких-либо дополнительных требований, ее цель – дать участникам ЕГЭ наиболее ясное представление о том, какие элементы должны присутствовать в ответе на каждое из этих заданий . Рассмотрим новую формулировку задания 25.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ,

— одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

Изменился общий формат предъявления задания – требования структурированы и пронумерованы. Абсолютно очевидно, что ответ состоит из двух компонентов: текста, раскрывающего смысл понятия (это может быть одно или несколько предложений), и двух предложений об определенных аспектах понятия. Всего в ответе на данное задание должно быть написано не менее трех предложений.

Сделан важный акцент на использование обществоведческих знаний, то есть не принимаются рассуждения бытового характера, например: «Нам учитель обществознания говорил, что форма (источник) права – это исток права, то откуда он берёт своё начало. Он же обществовед и именно такой смысл вкладывает».

Обратим внимание на четко зафиксированное требования к структуре предложений в п. 2): предложения должны быть распространенными, то есть в их составе, помимо главных членов, имеются второстепенные члены предложения, служащие для пояснения и уточнения подлежащего и сказуемого. Кроме того, в качестве правильных элементов ответа не будут приниматься словосочетания. Полагаем, что использование межпредметных связей с курсом русского языка позволит выпускникам выполнить это требование.

В 2020 г. оценивание ответов на задания 25 будет производиться по двум критериям (практика оценивания по самостоятельным критериям ответов на задания 28 и 29 подтверждает эффективность такого подхода), которые позволят более четко дифференцировать ответы в зависимости от полноты и корректности раскрытия смысла понятия (табл. 3). (см. документ выше)

Общее число участников основного дня основного периода ЕГЭ в 2018 г. превысило 327 тыс. человек, что, как и в предыдущие годы, составило более половины от общего числа участников ЕГЭ. Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена.

Востребованность результатов экзамена для поступления на обучение по широкому спектру специальностей связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (даже к достижению минимального балла предъявляется высокий уровень требований).

ЕГЭ по обществознанию в 2020 году

Ожидается, что в 2020 году ЕГЭ по обществознанию будет лидировать среди экзаменов по выбору, поэтому предлагаем всем выпускникам разобраться, действительно ли данный предмет является одним из самых легких для сдачи, произойдут ли изменения в билетах и какая дата будет отведена в календаре ЕГЭ для естествознания.

Учебный год уже в разгаре, а это значит, что для большинства учащихся 11-го класса актуальной темой является подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Мы также расскажем, на что стоит обратить особе внимание при разборе заданий.

Кому обязательно сдавать обществознание?

Почему большинство выпускников выбирают именно обществознание?

  1. Кажущаяся простота и доступность теории.
  2. Отсутствие сложных формул и задач, требующих математической подготовки.
  3. Востребованность сертификата.

Действительно, хорошо подготовившись и получив высокий бал на ЕГЭ по обществознанию, выпускник сможет претендовать в 2020 году на бюджетное место в университетах самой разной направленности. Так, обществознание как экзамен по выбору актуален для тех, кто планирует получить специальность в таких сферах, как:

  • психология и педагогика;
  • социология и политология;
  • экономика и менеджмент;
  • управление персоналом;
  • сфера услуг;
  • товароведение;
  • бизнес-информатика и др.

Важно! В связке и обществоведением зачастую требуется сертификат ЕГЭ по профильной математике, поэтому прежде чем определиться с набором экзаменов в 2018-2020 учебном году, рекомендуем посетить сайт ВУЗа, в котором вы хотели бы продолжить обучение.

Даты проведения

В ноябре 2018 года был представлен предварительный проект расписания ЕГЭ на 2020 года, в котором для проведения экзамена по обществознанию были зарезервированы такие даты:

27.06.19 и 01.07.19

В досрочном периоде сдать экзамен имеют право выпускники прошлых лет, а также 11-тиклассники, заканчивающие школу в 2020 году, но не имеющие возможности принять участие в основной сессии ЕГЭ по уважительным причинам (необходимо документальное подтверждение).

В резервные дни экзамены принимают у тех, кто по уважительным причинам не смог попасть на основную сдачу, либо если результат был аннулирован не по вине экзаменуемого.

Нововведения 2020 года

Ввиду того, что за выполнение задания №25 теперь будет начисляться не 3, а 4 балла, увеличиться и минимальный первичный балл за всю работу. В 2020 году он составит 65 баллов

Структура КИМов по обществознанию

Дисциплина «обществознание» включает в себя 5 основных блоков:

  1. экономика;
  2. политика;
  3. право;
  4. философия (человек и общество);
  5. социология (социальные отношения).

Билет состоит из двух частей, в которых суммарно размещены 29 заданий:

с кратким ответом

с развернутым ответом

29-е задание – эссе

Последнее 29-е задание ЕГЭ по обществознанию предоставляет выпускникам 2020 года выбор одной из пяти предложенных тем для написания эссе. В задании темы представлены короткими высказываниями. Хотя предполагается, что каждое из высказываний относится к одному из блоков обществознания, экзаменуемые имеют право раскрывать его в контексте любой тематики, а также охватывать в своем мини-сочинении несколько направлений, приводя весомые аргументы в защиту своей позиции.

Выполнить все задания экзаменуемые должны за 235 мин. Использование дополнительных материалов и оборудования запрещено.

Структура КИМов реализует многоуровневый подход к оцениванию знаний. Распределение заданий по трем уровням осуществляется следующим образом:

Всего

29

При этом рекомендуется грамотно распределять время на выполнение разных видов заданий:

  • 1-4 минуты – на задания 1-3 и 10;
  • 2-8 минут – на задания 4-9 и 11-28;
  • 29-45 минут на задание №29 (эссе).

Оценивание работы

За правильное выполнение всех 29 заданий на ЕГЭ по обществознанию в 2020 году выпускник может набрать 65 первичных балов, что будет соответствовать максимальному 100-бальному результату.

Ответы 1-го блока, которые экзаменуемые вписывают в специальный бланк, будут оцифрованы и проверены с помощью специальных технических средств, поэтому очень важно соблюдать все нормы и требования по оформлению работы.

Второй блок будут проверять эксперты, для которых разработан детальный список критериев оценивания и начисления первичных балов. При этом эксперт не знает, чья работа находится у него в руках и даже в каком городе или регионе она была написана. Каждую работу должны проверить два независимых эксперта. В случае существенных различий во мнениях специалистов, будет привлечен третий эксперт, оценка которого и станет решающей.

Официально результат ЕГЭ не переводят в школьную 5-тибальную оценку. Но, желающие узнать, какому результату соответствует набранное количество тестовых баллов, могут воспользоваться таблицей соответствия:

2 (не сдал)

0–41

Это значит, что для получения документа об окончании старшей школы на ЕГЭ по обществознанию в 2020 году необходимо набрать минимум 42 тестовых балла.

Но, если ваша цель – вступление в ВУЗ, то необходимо стремиться к верхней границе, ведь для многих столичных университетов проходным является результат 95+. В менее престижные учебные заведения России можно попробовать поступить на бюджет, набрав хотя бы 62 тестовых балла по обществознанию.

Секреты подготовки

Опытные педагоги утверждают, что каждый из приведенных ранее 5 блоков, в равной степени важен для получения высокого результата, а это значит, что на этапе подготовки предстоит обработать большой объем информации.

Секрет успешной подготовки в таких базовых блоках, как:

  • своевременность начала подготовки;
  • выбор правильной литературы;
  • эффективная стратегия с учетом пробелов, имеющихся в знаниях;
  • регулярность занятий;
  • практика и еще раз практика.

На этапе теоретической подготовки лучше всего работать с изданиями Боголюбова, Бордовского или Никитина, в которых достаточно хорошо изложен необходимый материал. Ответы на вопросы из курса «право» вы найдете в учебниках Боголюбова и Певцова, а информацию из курса «экономика» — в книгах Липсица или Киреева.

Важным этапом также является подготовка к написанию эссе, ведь мини-сочинение имеет большое значение для каждого, кто стремиться к высокому баллу. Тут важна тренировка. Помните, в работе должны быть выдержаны все основные структурные элементы:

Работая над эссе, вы можете использовать готовые фразы-клише:

Также полезными будут советы из видео-уроков по подготовке к ЕГЭ 2020 года по обществознанию:



Читайте также:

Теория по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.

Особенности предмета

Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.

Учебный курс разделен на несколько тем:

  • Человек и общество
  • Право
  • Политика
  • Экономика
  • Социальные отношения

На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.

Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:

  • с необходимостью выбрать один или несколько верных ответов;
  • на выявление структурных элементов понятий;
  • на знание терминологии, определение понятий;
  • на установление соответствий позиций.

На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.

ЕГЭ по обществознанию 2020 года

Около половины выпускников выбирает в качестве необязательного экзамена обществознание. Некоторые — из-за кажущейся легкости предмета, но многим этот ЕГЭ необходим, чтобы получить достойный балл для поступления в вуз. Какие сложности поджидают учеников? Что от них потребуется на экзамене и как к нему качественно подготовиться? Будут ли новые темы в ЕГЭ по обществознанию в 2020 году? Читайте в этой статье.

Описание экзамена

Пожалуй, это один из самых неоднозначных предметов. Наиболее противоречивые отзывы касаются именно обществознания. Почему так происходит? Первая причина — является самым популярным из тех, что даны по выбору. Вторая — зачастую, многие выбирают его лишь от безысходности и непонимания, куда и на кого идти учиться, а так как считают, что это наиболее простой путь — сдать обществознание, то в конечном итоге сильно ошибаются. С недавних пор из вариантов были убраны задания на “логику” (с выбором варианта), и теперь вся та простота испарилась. Поэтому избегайте столь халатного отношения, готовьтесь заранее. И не забывайте, что конкурс в вузах по направлениям, где профилирующим предметом является обществознание, всегда самый высокий.

Дата проведения

Точная дата проведения ЕГЭ по обществознанию пока не известна. В 2018 году основной и резервный этап проводятся в апреле, мае и июне.

Специфика проведения и изменения

Длительность экзамена составляет 235 минут, за это время надо успеть разобраться с 29 заданиями и дать верные ответы. При подготовке к ЕГЭ-2020 нет смысла опираться на КИМы 2015-16 годов и более ранних лет, поскольку с 2017-го они существенно обновлены. Главное новшество в том, что из билетов исчезли задания в виде тестов, когда надо было просто выбрать один из предложенных нескольких вариантов, и была вероятность случайного угадывания.

Задания сгруппировали в блоки по темам, что облегчает поиск ответов. Появилась новая система: учет первичных и вторичных баллов. Когда все задания выполнены, ученик получает 62 первичных балла. Плюс добавляются так называемые результирующие баллы за качество ответов. Задания есть и с коротким ответом, и те, что требуют развернутого рассуждения, и эссе. За ответы на обычные вопросы можно заработать от 1 до 3 баллов, и еще 5 первичных — максимальная оценка за мини-сочинение (эссе).

По каким вопросам нужно будет подготовиться?

При прохождении тестов в билетах будут использованы вопросы, включающие в себя следующие блоки:

  • «Социальные отношения» – блок, где нужно проявить понимание закономерностей и сложностей взаимодействия социальных групп; знание алгоритма построения общества; а также показать, насколько ученик разбирается в основах конфликтологии.
  • «Человек и общество». Вопросы этого раздела отсылают к истории биосоциальной эволюции людей, которая поможет разобраться и в современном социуме. От ученика потребуется показать, насколько он разбирается в деталях социализации, понимает ли важнейшие принципы функционирования общества, каким видит место личности в нем.
  • «Политика». Государственное устройство в динамике развития и его сегодняшнее состояние, политические режимы, институты управления, принципы государственности и другие аспекты темы должен знать и понимать выпускник.
  • «Право». Ответы по данному разделу требует точных, конкретных знаний в области законодательства РФ, а также умения оперировать различными правовыми понятиями.
  • «Экономика» – тут надо продемонстрировать не только теоретические знания в области рыночной экономики, но и умение читать и анализировать графики, рассчитывать основные экономические показатели.

Итого, в каждом билете будет представлено 29 заданий, разделены они будут на две части — 1 и 2 блок. На 20 заданий первого блока достаточно очень кратких ответов в формате цифр, слов или коротких фраз. Половина этих заданий рассчитана на базовый уровень знаний, остальная десятка требует более высокой планки подготовки. За первую часть ЕГЭ по обществознанию в 2018-19 году можно набрать максимально 35 первичных баллов.

Во втором блоке 9 заданий, требующих более детализованных ответов. Два из них (задания 21 и 22) относятся к базовым, а дальше следуют задачи повышенной трудности. В том числе, эссе. Темы будут предложены, надо выбрать одну из пяти. 29 баллов можно заработать за эту часть ЕГЭ.

Подготовка в экзамену

Крайне важно выбрать для подготовки толковые учебники. У специалистов ФИПИ есть свои предпочтения: они рекомендуют готовиться, опираясь на «подстрочники» Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко. Дискутировать, выражать свою точку зрения можно и нужно в другое время и в иных местах: на уроках, диспутах, в дружеской компании. Экзамен требует, чтобы были показаны знания. Хотя в отдельных вопросах и заложена возможность поразмышлять, выразить свою точку зрения. Такой шанс будет и в написании эссе. Спокойно, не спеша выбирайте тему. Эссе — это хороший шанс получить дополнительные баллы.

Специалисты из ФИПИ говорят, что первое, на что стоит обратить внимание при подготовке – знание и понимание терминов таких дисциплинарных блоков, как экономика, философия, право, социология и политология. Очень часто ученик не может правильно решить задание, потому что не соотносит его с определенной научной отраслью, используя при этом неверный метод анализа.

Обществознание включает в себя «выжимки» из нескольких дисциплин, таких как психология, право, политология, социология, экономика, философия. Специалисты считают, что основным камнем преткновения на экзаменах по данному предмету становится размытость представлений учащихся, нечеткое знание терминологии.

ЕГЭ по обществознанию 2020

22 февраля Много бесплатных online мастер-классов по ЕГЭ-2020! Подключайся!

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Запишите слово, пропущенное в таблице.

В правом столбце таблицы указаны характеристики мажоритарной избирательной системы.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИ­СТЕ­МА ОБЩЕСТВА

Подсистемы по­ли­ти­че­ской системы: институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая. Совокупность свя­зей и вза­и­мо­дей­ствий охватывает ком­му­ни­ка­тив­ная политическая система.

А если вместо коммуникативной написать политические отношения? Это ошибка?

ДА. здесь просят функцию, а не отношения.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Приведены признаки именно государственной власти.

почему у меня ответ: политический. но в других ответах государственный, он то есть засчитал неправильный ответ?

Почему не подходит законодательная? Это ведь верховная власть

Использование силы нет

Если я написала признаки политической власти, мне будет засчитан?

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого. Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических.

Также можно привести следующее определение: форма государства — совокупность внешних признаков, определяемая типом организации государственной власти. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

А если я к примеру напишу в этом задании не форма правления, а форма управления на егэ, это будет считаться ошибкой?

Спасибо за внимание.

Спасибо что почтили нас вниманием. Да будет считаться за ошибку, форма управления не используется.

ЕГЭ по обществознанию 2020

22 февраля Много бесплатных online мастер-классов по ЕГЭ-2020! Подключайся!

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Ответами к заданиям 1—20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1—29.5).

Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).

Деятельность; учёба; игра; труд; общение.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика»

1) конкуренция производителей

2) многообразие форм собственности

3) централизованное распределение

6) государственное ценообразование

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки про­цес­са гу­ма­ни­та­ри­за­ции об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) учёт ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей школьников

2) со­кра­ще­ние учеб­но­го вре­ме­ни на му­зы­каль­ное образование

3) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

4) пре­по­да­ва­ние курса «Политология» на фа­куль­те­тах по тех­ни­че­ским специальностям

5) по­вы­ше­ние вни­ма­ния к изу­че­нию ино­стран­ных языков

6) вве­де­ние до­пол­ни­тель­но­го курса по ис­то­рии культуры

Установите соответствие между конкретными проявлениями и тенденциями образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) повышение юридической и

экономической грамотности учащихся

Б) широкое использование медийных

ресурсов на уроках

В) уделение особого внимания изучению

истории и литературы

Г) организация кружковой и проектной

Д) ориентация на развитие творческих

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

В стра­не Z за­ко­но­да­тель­но за­креп­ле­на со­слов­ная струк­ту­ра общества. Какие дру­гие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что в стра­не су­ще­ству­ет об­ще­ство тра­ди­ци­он­но­го типа? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти от­ли­чи­тель­ные признаки.

1) Боль­шин­ство тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния за­ня­то в аг­рар­ном секторе.

2) Ве­ду­щую роль в ду­хов­ной жизни об­ще­ства иг­ра­ет религия.

3) Част­ные ин­те­ре­сы пре­об­ла­да­ют над коллективными.

4) Эко­но­ми­ка раз­ви­ва­ет­ся по прин­ци­пам сво­бод­но­го рынка.

5) Об­ще­ство ока­зы­ва­ет ак­тив­ное пре­об­ра­зо­ва­тель­ное вли­я­ние на природу.

6) Низ­кий уро­вень со­ци­аль­ной мобильности.

Найдите в приведённом ниже спис­ке факторы, вли­я­ю­щие на по­вы­ше­ние спро­са на по­тре­би­тель­ские товары. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) рост цен на товары

2) по­вы­ше­ние на­ло­га на до­бав­лен­ную стоимость

3) сни­же­ние про­из­вод­ства товаров

4) ин­тен­сив­ная ре­кла­ма товаров

5) до­ступ­ность по­тре­би­тель­ских кредитов

6) уве­ли­че­ние до­хо­дов семей

Установите соответствие между примерами и типами экономического роста к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) увеличение объёма выпускаемой продукции за счёт привлечения дополнительной рабочей силы

Б) рост ВВП за счёт увеличения добычи и экспорта сырья

В) увеличение объёма выпускаемой продукции за счёт повышения квалификации работников

Г) увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счёт ввода в оборот ранее неиспользуемых земель

Д) увеличение объёма продаж за счёт внедрения новых технологий по транспортировке и хранению

1) интенсивный рост

2) экстенсивный рост

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Найдите в приведённом ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель телевизора, выпущенную фирмой А. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) банки предоставляют потребительские кредиты на выгодных для клиентов условиях

2) налог на добавленную стоимость вырос

3) производитель сократил выпуск других моделей телевизоров

4) производитель активно рекламирует новую модель телевизора

5) цены на новую модель телевизора выше, чем на старую модель

6) доходы семей постепенно сокращаются

На гра­фи­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке сель­ско­хо­зяй­ствен­ной техники: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние D1 (Р — цена товара, Q — объем спро­са товара). Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров могут вы­звать такое изменение? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) расширение по­сев­ных площадей

2) развитие по­тре­би­тель­ской кооперации

3) концентрация про­из­вод­ства на круп­ных предприятиях

4) вступление эко­но­ми­ки в фазу подъема

5) изменение став­ки на­ло­га на прибыль

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Социологическая служба проводила в стране Z oпpoc совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «В чём Вы видите основную причину конфликта поколений (конфликта отцов и детей)?»

Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Респонденты в большей степени связывают конфликт отцов и детей с нежеланием молодёжи учитывать опыт старшего поколения, чем с различиями в образе жизни.

2) Примерно треть опрошенных связывает конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях.

3) Примерно одинаковые доли респондентов связывают конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях и различиями в образе жизни.

4) Стремление отцов навязать детям свою волю в качестве причины конфликта поколений отмечает наименьшая доля респондентов.

5) B ряде случаев нерешённость материальных/бытовых проблем может стать основной причиной конфликтов.

Найдите в приведённом ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ассоциация преподавателей университетов

2) региональное управление образования

3) объединение ветеранов правоохранительных органов

4) территориальное управление внутренних дел

5) союз защиты прав потребителей

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) подписание и обнародование законов

Б) управление федеральной собственностью

В) осуществление мер по обеспечению

Г) решение вопроса о доверии

Д) назначение выборов Президента

2) Государственная Дума

3) Совет Федерации

4) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Согласно Кон­сти­ту­ции стра­на Z яв­ля­ет­ся де­мо­кра­ти­че­ским уни­тар­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют по­ли­ти­че­ский режим стра­ны Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком вла­сти в стра­не Z яв­ля­ет­ся народ.

2) В стра­не Z функ­ци­о­ни­ру­ет од­но­па­лат­ный парламент.

3) Вы­бор­ность ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти путём все­об­щих рав­ных и пря­мых выборов.

4) Про­воз­гла­ше­на сво­бо­да совести.

5) Граж­да­нам стра­ны Z га­ран­ти­ру­ет­ся бес­плат­ность на­чаль­но­го образования.

6) В стра­не Z дей­ству­ет од­но­ка­наль­ная си­сте­ма налогов.

Согласно Конституции РФ, наша страна является социальным государством. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие социальное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установление гарантированного минимального размера оплаты труда

2) государственная поддержка материнства и детства

3) отсутствие государственной обязательной религии

4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь гражданам РФ

5) курс на постепенное укрепление национальной валюты

Выберите из предложенного признаки правового государства. Ответ запишите цифрами без запятых и пробелов.

1) наличие системы налогов и сборов

2) разделение и независимость ветвей власти

3) система сдержек и противовесов ветвей власти

4) верховенство закона, его равное действие для всех

5) разветвленная система правоохранительных органов

6) соотношение национальной валюты с валютами других стран

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми пра­во­на­ру­ше­ний и ви­да­ми юри­ди­че­ской ответственности: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) не­воз­вра­ще­ние кредита

В) не­ис­пол­не­ние рас­по­ря­же­ния руководителя

Г) не­упла­та алиментов

Д) не­пра­во­мер­ный отказ в страховой

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Сергею 44 года, он успеш­но прошёл со­бе­се­до­ва­ние при приёме на работу. Но ра­бо­то­да­тель отдал пред­по­чте­ние дру­го­му претенденту, менее успеш­но про­шед­ше­му собеседование, толь­ко потому, что он мо­ло­же Сер­гея на пять лет. Най­ди­те в приведённом спис­ке позиции, со­от­вет­ству­ю­щие пра­во­во­му кон­тек­сту опи­сан­ной ситуации, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

2) уго­лов­ное право

4) за­яв­ле­ние в отдел полиции

6) тру­до­вое право

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Выберите из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Когда хотят оха­рак­те­ри­зо­вать какого-то человека, часто го­во­рят о нём то как о личности, то как об индивидуальности. В пси­хо­ло­гии эти по­ня­тия различаются. (А) ___ – это кон­крет­ный человек, во всём свое­об­ра­зии своих фи­зи­че­ских и фи­зио­ло­ги­че­ских ка­честв и свойств. Если речь идёт о со­ци­аль­но зна­чи­мых ка­че­ствах – ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие ___ (Б). В пси­хо­ло­гии по­ня­тие «личность» чаще всего ис­поль­зу­ет­ся в двух ос­нов­ных значениях. Во-первых, лич­ность − это любой человек, об­ла­да­ю­щий ____ (В). Дру­гие пси­хо­ло­ги подчёркивают, что лич­но­стью сле­ду­ет на­зы­вать человека, до­стиг­ше­го определённого уров­ня пси­хи­че­ско­го развития. Этот уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что в процессе____ (Г) че­ло­век на­чи­на­ет вос­при­ни­мать и пе­ре­жи­вать са­мо­го себя как еди­ное целое, от­лич­ное от дру­гих людей и вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в по­ня­тии «я». Не­об­хо­ди­мая ха­рак­те­ри­сти­ка лич­но­сти – её ___ (Д). Че­ло­век на этом уров­не раз­ви­тия спо­со­бен воз­дей­ство­вать на ____ (Е), из­ме­нять её в своих целях, а также из­ме­нять в своих целях са­мо­го себя.»

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.

Предприниматель и менеджер При рыночной экономике хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Она состоит в организации и создании факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.

В своей деятельности предприниматель обычно выполняет три основные функции: во-первых, это факторная, состоящая в мобилизации денежных накоплений, средств производства, работников и других факторов, необходимых для предпринимательской деятельности; во-вторых, организаторская, которая состоит в соединении и комбинировании факторов производства, чтобы обеспечить достижение поставленной цели; в-третьих, творческая, связанная с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском.

Следовательно, функции предпринимателя в качестве субъекта рыночной экономики состоят в нахождении и формировании спроса на продукты и услуги, удовлетворении его путем мобилизации капитала и организации производства и продажи товаров с максимальной прибылью.

Многообразная деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера. Предприниматель является самостоятельным субъектом рынка, который действует на свой страх и риск, под свою имущественную и другую ответственность.

В отличие от этого, менеджер — обычно наемный работник, выполняющий поставленную предпринимателем задачу. Он не несет за свои действия имущественной ответственности, хотя и может быть уволен. Данное деление в значительной мере условно. Ведь менеджер может быть собственником или совладельцем капитала, поскольку он имеет акции и часть полученной прибыли инвестирует в развитие действующего предприятия. Предприниматель же, участвуя в управлении и организации производства, в той или иной мере выполняет функции менеджера.

(С.С. Ильин, Т.В. Васильева)

Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.

Предприниматель и менеджер При рыночной экономике хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Она состоит в организации и создании факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.

В своей деятельности предприниматель обычно выполняет три основные функции: во-первых, это факторная, состоящая в мобилизации денежных накоплений, средств производства, работников и других факторов, необходимых для предпринимательской деятельности; во-вторых, организаторская, которая состоит в соединении и комбинировании факторов производства, чтобы обеспечить достижение поставленной цели; в-третьих, творческая, связанная с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском.

Следовательно, функции предпринимателя в качестве субъекта рыночной экономики состоят в нахождении и формировании спроса на продукты и услуги, удовлетворении его путем мобилизации капитала и организации производства и продажи товаров с максимальной прибылью.

Многообразная деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера. Предприниматель является самостоятельным субъектом рынка, который действует на свой страх и риск, под свою имущественную и другую ответственность.

В отличие от этого, менеджер — обычно наемный работник, выполняющий поставленную предпринимателем задачу. Он не несет за свои действия имущественной ответственности, хотя и может быть уволен. Данное деление в значительной мере условно. Ведь менеджер может быть собственником или совладельцем капитала, поскольку он имеет акции и часть полученной прибыли инвестирует в развитие действующего предприятия. Предприниматель же, участвуя в управлении и организации производства, в той или иной мере выполняет функции менеджера.

(С.С. Ильин, Т.В. Васильева)

Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.

Предприниматель и менеджер При рыночной экономике хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Она состоит в организации и создании факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.

В своей деятельности предприниматель обычно выполняет три основные функции: во-первых, это факторная, состоящая в мобилизации денежных накоплений, средств производства, работников и других факторов, необходимых для предпринимательской деятельности; во-вторых, организаторская, которая состоит в соединении и комбинировании факторов производства, чтобы обеспечить достижение поставленной цели; в-третьих, творческая, связанная с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском.

Следовательно, функции предпринимателя в качестве субъекта рыночной экономики состоят в нахождении и формировании спроса на продукты и услуги, удовлетворении его путем мобилизации капитала и организации производства и продажи товаров с максимальной прибылью.

Многообразная деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера. Предприниматель является самостоятельным субъектом рынка, который действует на свой страх и риск, под свою имущественную и другую ответственность.

В отличие от этого, менеджер — обычно наемный работник, выполняющий поставленную предпринимателем задачу. Он не несет за свои действия имущественной ответственности, хотя и может быть уволен. Данное деление в значительной мере условно. Ведь менеджер может быть собственником или совладельцем капитала, поскольку он имеет акции и часть полученной прибыли инвестирует в развитие действующего предприятия. Предприниматель же, участвуя в управлении и организации производства, в той или иной мере выполняет функции менеджера.

(С.С. Ильин, Т.В. Васильева)

Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.

Предприниматель и менеджер При рыночной экономике хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Она состоит в организации и создании факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.

В своей деятельности предприниматель обычно выполняет три основные функции: во-первых, это факторная, состоящая в мобилизации денежных накоплений, средств производства, работников и других факторов, необходимых для предпринимательской деятельности; во-вторых, организаторская, которая состоит в соединении и комбинировании факторов производства, чтобы обеспечить достижение поставленной цели; в-третьих, творческая, связанная с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском.

Следовательно, функции предпринимателя в качестве субъекта рыночной экономики состоят в нахождении и формировании спроса на продукты и услуги, удовлетворении его путем мобилизации капитала и организации производства и продажи товаров с максимальной прибылью.

Многообразная деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера. Предприниматель является самостоятельным субъектом рынка, который действует на свой страх и риск, под свою имущественную и другую ответственность.

В отличие от этого, менеджер — обычно наемный работник, выполняющий поставленную предпринимателем задачу. Он не несет за свои действия имущественной ответственности, хотя и может быть уволен. Данное деление в значительной мере условно. Ведь менеджер может быть собственником или совладельцем капитала, поскольку он имеет акции и часть полученной прибыли инвестирует в развитие действующего предприятия. Предприниматель же, участвуя в управлении и организации производства, в той или иной мере выполняет функции менеджера.

ЕГЭ 2020, Обществознание, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Коваль Т.В.

ЕГЭ 2020, Обществознание, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Коваль Т.В.

Примеры.
СМИ сообщили о падении курса акций известной фирмы. Найдите в приведенном ниже списке характеристики обыкновенной акции и прав ее владельца. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) долевая бумага
2) обязательство на возврат номинальной стоимости через определенный срок
3) право на получение фиксированного дивиденда вне зависимости от прибыли
4) право на участие в управлении акционерным обществом
5) количество акций, принадлежащих одному акционеру, ограничено Гражданским кодексом РФ
6) владелец акции не отвечает по обязательствам публичного акционерного общества, но несет риск убытков, связанных с его деятельностью

Выберите верные суждения о видах социальных норм и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы делятся на приписываемые и достигаемые.
2) Нормы права могут не соответствовать по содержанию нормам морали.
3) Социальные нормы всегда позволяют оценить поведение личности с позиций добра и зла.
4) В светском государстве граждане обязаны соблюдать религиозные нормы.
5) Через усвоение социальных норм осуществляется социализация индивида.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2020, Обществознание, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Коваль Т.В. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector