Эксперт прокомментировал заявление Порошенко о дефолте на Украине в 2019 году, Новости

Будет ли дефолт в Украине в 2019 году

Эксперт прокомментировал заявление Порошенко о дефолте на Украине в 2019 году

СОДЕРЖАНИЕ

Президент Украины Петр Порошенко отрицает возможность дефолта в стране в 2019 году, несмотря на пиковые выплаты по государственному долгу, которые приходятся на будущий год. Подробнее — в материале Федерального агентства новостей.

Украинский президент напомнил, что госдолг Украины с 2007 по 2010 год увеличился на 26 миллиардов долларов, а с 2010 по 2014 год — еще почти на 20 миллиардов. Оправдываясь, Порошенко утверждает, что именно рост госдолга в «предмайданный» период якобы не позволяет Украине отказаться от внешних заимствований.

«Хочу подчеркнуть: как не дождались, когда пророчили дефолт Украины в 2014-2015 годах, когда у нас было едва 5 миллиардов золотовалютных резервов, так и не дождутся никакой дестабилизации сейчас», – заявил Порошенко в ходе ежегодной конференции YES (форум международной организации «Ялтинская европейская стратегия». — Прим.ФАН.) в пятницу.

Удар по имиджу ЕС

«Заявление Петра Порошенко о том, что именно предыдущее руководство Украины привело экономику страны к спаду, выглядит популистским и бездоказательным. Нужно признать, что абсолютная ответственность за нынешнее состояние Украины лежит на Петре Порошенко, его правительстве и его политическом курсе.

Справедливо лишь то, что в преддефолтном состоянии украинская экономика находится после экономического кризиса 2008 года. Но до государственного переворота 2014 года Киеву оказывала помощь и Россия, и Евросоюз. Экономика работала в обе стороны, а это обеспечивало какую-то стабильность. После того, как Киев пошел на разрыв дипломатических и экономических отношений с Россией, ситуация стала ухудшаться катастрофическими темпами», — пояснил Евгений Валяев.

Эксперт заметил, что вместо восстановления экономических отношений с Россией, что сможет оздоровить экономику, украинские политики продолжают обсуждать меры, которые еще больше усугубят положение. Например, приостановление железнодорожного сообщения с Россией — шаг, который окажет прямое влияние на экономику страны и уровень жизни украинских граждан.

«Есть множество примеров, когда кредитование МВФ приводило к дефолту разных стран, которым оказывалась эта самая финансовая помощь. Дефолт Украины в ближайшие годы, скорее всего, невозможен, поэтому МВФ спокойно выделяет финансирование в обмен на ужесточение финансовых выплат перед населением.

Долги правительства Петра Порошенко будут оплачивать сами украинцы, которых ожидает повышение цен на газ примерно в два раза. С помощью повышения платежей за газ для населения Петр Порошенко получит от МВФ транш в два миллиарда долларов, который почти на три четверти уйдет на выплату процентов по ранним внешним займам», — добавил Евгений Валяев.

По словам эксперта, сама ситуация представляется достаточно тупиковой. Украинская экономика без торговли с Россией обречена на преддефолтное существование. Чем быстрее украинское руководство начнет прагматично выстраивать отношения с Россией, а не использовать мнимую российскую угрозу для внутриполитического популизма, тем быстрее Украина сможет выйти из экономического кризиса и восстановить торговый баланс с Россией.

«Но для этого к управлению страной должна прийти обновленная элита, способная на такие действия. Тут уже голос на стороне граждан Украины, для которых действительно важным будет являться предстоящий выборный этап 2019 года», — заключил Евгений Валяев.

Возможен технический дефолт: озвучены сценарии для экономики Украины на 2019 год

В 2019 году позитивный сценарий развития украинской экономики маловероятен.

Об этом говорится в материале экономического эксперта Международного центра перспективных исследований Егора Кияна.

В связи с этим, по мнению эксперта, для украинской экономики возможны три сценария.

Киян считает, что наиболее вероятным выглядит базовый сценарий.

«Согласно ему, переходное правительство не будет рисковать делать значительные изменения и внедрять реформы. Украинская экономика продолжит свой стагнационный тренд развития. С другой стороны, это не вызовет сопротивления со стороны заинтересованных стейкхолдеров и правительство сможет выполнять свои функции», — утверждает Киян.

Второй сценарий, по его мнению, является негативным.

Этот сценарий будет характеризоваться тем, что в период после выборов будут блокироваться решения переходного правительства. В экономике будет ощущаться неопределенность и отсутствие времени для маневра.

«Украина рискует так и не получить транш МВФ и будет не в состоянии выплатить долги. Это приведет к техническому дефолту страны», — утверждает Киян.

Также он предполагает воплощение радикального сценария, хотя и называет его маловероятным.

Согласно этому варианту, президентом станет человек с правыми взглядами и склонностью к принятию радикальных решений.

«Если это будет так, то наиболее вероятным результатом внешней политики будет ухудшение отношений с Западом, серия кризисов в отношениях с западными соседями Украины и эскалация отношений с Россией. Внешняя политика такого президента будет более подвержена риску и, скорее всего, будет более изолированной», — считает Киевлян.

На этом фоне делать изменения в экономической политике будет «нецелесообразно и сложно».

«Но уже после окончательного формирования правительства, важным будет переосмысление экономического развития, иначе Украина не сдвинет с места стагнационный тренд. Тем не менее, с каждым годом, Украина набирается опыта и 2019 может быть чрезвычайно плодотворным», — резюмирует он.

Дефолт в Украине в 2019 году: будет ли

16.08.2018 731 Просмотров

Украина оказалась перед угрозой дефолта. Основные причины сложившейся ситуации — вялый, на уровне 2,5%, экономический рост, неудовлетворительный темп проведения реформ и непомерные долги. Власти отвергают даже разговоры о том, что стране грозит дефолт, но признают необходимость ускорения структурных реформ и продолжения сотрудничества с международными финансовыми организациями. «Апостроф» выяснил, насколько велика сегодня угроза полномасштабного кризиса, что нужно сделать для его недопущения и что будет с простыми украинцами, если предотвратить дефолт все же не удастся.

Украине грозят макроэкономический и валютный кризисы, а, возможно, даже дефолт, что, в свою очередь, может вызвать политический кризис накануне президентских и парламентских выборов 2019 года. Главная причина сложившейся ситуации — недостаточный темп реформ, и, если не принять срочных мер, последствия могут быть весьма серьезными. Об этом заявляют экономисты проекта VoxUkraine и Киевской школы экономики (KSE).

Помимо неудовлетворительной ситуации с проведением реформ, ключевой проблемой, которая может стать спусковым крючком дефолта, являются огромные внешние долги Украины, наибольшие выплаты по которым приходятся как раз на 2019 год.

Как ранее писал «Апостроф», в 2018-2022 годах Украина должна выплатить по своим внешним обязательствам — включая обслуживание долга — $28,7 млрд. В 2019 году выплаты по внешним обязательствам должны составить $4,73 млрд плюс по обслуживанию долга – еще $1,74 млрд (в целом $6,47 млрд).

Карты – на стол!

По мнению экспертов НАБУ, в 2018 год мы вошли крайне сложно. Во-первых, больно ударило по экономике расхождение в 4% между ожидаемой инфляцией и фактической, причем, отнюдь не в пользу первой.

К тому вело немало предпосылок, и дважды поднятая минимальная зарплата, по правде говоря, далеко не так экономически обоснованно, как нам преподносили власти, — это, конечно же, лишь малая доля факторов такой картины. Во-вторых, к сожалению, существенно снизился темп сотрудничества с МВФ – главным двигателем наших реформ, главной поддержкой нашей экономики в столь сложный период.

С одной стороны, госдолг так и не вырос на недополученные в 2017-м два миллиарда, что, вроде бы, позитивно, но, с другой – эти деньги и не пошли на поддержку реформ. А идти они должны по графику в соответствии с договоренностями с ЕС и тем же МВФ, ведь там совершенно никого не волнует, за чей счет теперь будет весь этот банкет.

В то же время и столь рьяно предрекаемого нам некоторыми злопыхателями краха в 2017-м так и не произошло: экономика, пусть и на очень скромные – всего на 2%, все же выросла. Тому способствовала установившаяся в последнее время замечательнейшая тенденция стабильности инвестиционных потоков – который год они держатся на отметке в 20%.

Рост качественно стимулировал и расправивший после революции плечи народ, который объективно чувствует себя в бытовом плане все комфортнее, демонстрируя это ростом потребления товаров. Безусловно, это логичным образом повлекло за собой и рост импорта, что, конечно же, немного негативно влияет на внешнеторговый дефицит.

Если же брать конкретно сектора экономики, то наиболее уверенно себя чувствовало, наконец, вырвавшееся из стагнации строительство, а также, в гораздо большей мере — торговля. Рост по промышленности был, к сожалению, не таким существенным, как ожидалось. Но, учитывая, что во многом это размазанная во времени прибыльность, статистика всего за год здесь будет слишком однобокой.

В чем суть проблемы

Украине нужно обслуживать внешний долг, который на данный момент составляет примерно $52 млрд. До конца 2019 года на эти цели нужно около $6 млрд. Из них до первого тура президентских выборов требуется заплатить $2,6 млрд, до инаугурации в конце мая – $4 млрд.

При этом, на сегодняшний день у Министерства финансов на казначейском счету в иностранной валюте находится чуть больше $1 млрд. То есть нужно где-то найти недостающие $5 млрд.

Актуальная ситуация

Суммарно по текущему и будущему году выплаты по внешним долгам составят порядка 10 млрд.долларов. При том, что в прошлом году Минфин довольно успешно выступил на рынке еврооблигаций и сумел восполнить текущий дефицит почти на 3 млрд., теоретически суммарно всех его денег в совокупности с соответствующими средствами Нацбанка не хватит, чтобы все покрыть Ведь у первого на данный момент осталась всего пара миллиардов.

Спасло бы страну перекредитование, хоть бы у того же МВФ. Но, вот как раз по поводу того, будет ли от него транш в этом году, на который страна так рассчитывает, пока неизвестно. Этот момент очень непрост и зависит от ряда факторов, о которых поговорим чуть позднее.

В то же время, нельзя не вспомнить и о том, что впервые за одиннадцать последних лет Украина демонстрирует позитивный даже первичный баланс, не говоря о том, весь дефицит бюджета в целом уже несколько лет, как не превышает 3%.

Кто-то парирует, что инфляционные настроения целиком и полностью на данный момент управляются Нацбанком, соответственно, ни о какой рыночности и весомом росте экономики, и говорить не приходится. Если же на Институтской бы ослабили «вожжи», рынок получил бы необходимые ему деньги.

Но, на самом деле, если выключить популизм, актуальная монетарная политика таргетирования инфляции – это, пожалуй, даже лучшее, что удалось сделать в банковской сфере, как таковой. Она выбрана была не просто так, и хоть она и является уже давным-давно главным камнем преткновения между Кабмином и НБУ, если смотреть объективно, в текущей ситуации последние абсолютно правы.

Что же касается актуальных реформ, следующие одна за другой реформации образования, пенсионной политики и медицины, многими воспринимаются неоднозначно.

Ряд экспертов сетуют, что для теперешнего сложного положения в экономике, такая очевидная «левизна» перемен, по крайней мере, в краткой перспективе, раздувает бюджет до совершенно немыслимых размеров. С другой стороны, глубокое изучение того, что было принято, позволяет гарантировать, что уже через 5-10 лет дефицит соответствующих фондов и статей распределения казны сократится, и весьма существенно.

Да, реформы жесткие, сразу эффект от них простому народу увидеть будет проблематично, но, в будущем это позволит нашей экономики выйти на уровень, пусть не передовых, но вполне стабильных и успешных европейских держав.

В то же время очень многое тормозит до сих пор нерешенная проблема с земельной реформой, которая сильно сдерживает экономику, в том числе приток инвестиций. Как и не движущееся с места переформатирование судебной системы.

Ведь именно последним фактором во многом объясняется то, что западные инвесторы так опасливо заходят на наш рынок и столь неохотно сотрудничают с нашими предприятиями на нашей же территории. Причем, застой в этой сфере, как ни печально, сохранится, по самым радужным оценкам, где-то еще год: если инвесторы не шли сюда в предыдущие годы, то что их побудить сделать это перед выборами? Особенно учитывая, что у кандидатов рейтинги ниже плинтуса, народ не доверяет совершенно никому, и очень вероятен сценарий смены власти и, соответственно глобального курса, как ни печально.

Почему вопрос нужно решать срочно

Для того, чтобы понять, зачем украинский бизнес так торопит правительство с принятием решений, нужно понимать регламент работы МВФ.

Дело в том, что в августе совет директоров МВФ не работает – это период отпусков. И нужно, чтобы решения украинских властей были приняты сейчас. Тогда на следующей неделе сможет приехать миссия Фонда для подготовки отчета и нового текста меморандума.

Если будет задержка, и решения будут приняты после 20 июля или будут затягиваться, то добавится еще один проблемный пункт – проект бюджета на 2019 год, который, скорее всего, будет еще более сложный, чем в этом году. Причина тому – грядущие выборы. А значит, в госбюджет могут быть внесены расходы на популистские цели. А это, в свою очередь, вряд ли устроит кредиторов.

Впрочем, шанс у Украины еще есть. Буквально несколько часов назад Верховная Рада приняла законопроект №7441 о передаче в Высший антикоррупционный суд всех подследственных ему дел со дня начала его работы. Этот документ был одним из необходимых условий для получения транша от МВФ.

Теперь правительству нужно успеть решить лишь два вопроса: о ценах на газ для населения и дефиците текущего бюджета.

Что год грядущий нам готовит?

В 2019-м, по прогнозам многих источников, в том числе, приближенных и к Кабмину, и к Ассоциации частных инвесторов, Украину ждет чрезвычайно нелегкий выбор.

Между тем, продолжить ли дальше реформы, выполнить максимум обещаний перед западными партнерами и таки получить транш, но, вместе с тем и «съесть» весь тот негатив общества и оппозиции, что будет означать прямую политическую смерть перед выборами, либо же спасти свои кресла, притормозить по реформам и разочаровать кредиторов. Как поступит власть – сказать сложно. Но, в любом случае на одной чаше весов окажется шанс дефолта для страны, а с другой – потеря власти.

В случае продвижения реформ и получения транша, на конец 2019 года по всем прогнозам страна выйдет с полностью погашенными текущими обязательствами и вполне стабильной внутренней экономической ситуацией. Поймут ли это массы? Хороший вопрос…

А. Савченко: «В 2019 году в Украине ожидаются колебания на валютном рынке»

Нынешний год пугает украинцев неизвестностью. Впереди — президентские и парламентские выборы, которые будут влиять на украинскую экономику. В госбюджете-2019 заложен рост ВВП на уровне 3%, инфляция — на уровне 7,4%. ГолосUA решил разобраться, насколько такие ожидания вероятны и какие сценарии ожидают украинскую экономику, расспросив об этом экономиста Александра Савченко.

— Александр, что ожидает украинскую экономику в 2019 году?

Украина должна пройти этот год без значительных потерь. Негативные моменты могут возникнуть, если произойдет утечка капитала за границу. Такой сценарий возможен в случае проигрыша нынешней политической элиты. В итоге большинство долларов не вернется из-за рубежа в страну. Более того, как и в случае с беглым экс-президентом Украины Виктором Януковичем, сначала наличка, а потом и безналичные расчеты из банковской системы начнут дрейф в офшоры или другие регионы. Это негативно будет влиять на курс гривны. Но, как правило, новая элита начнет заводить свои капиталы в страну, и потом курс доллара будет колебаться. Соответственно, в 2019 году я ожидаю валютные колебания на рынке.

— Будет ли расти ВВП в Украине в 2019 году?

— По прогнозам Международного валютного фонда и Всемирного банка ВВП будет расти на уровне 2,9%. Мой прогноз — приблизительно 3%, потому что во время выборов в Украину не приходят частные инвестиции, стране не дают кредиты частные компании и это сдерживает экономический рост. Более того, во время выборов люди перестают инвестировать и меньше потребляют. Это негативно повлияет на результат экономического роста. Если в 2018 рост ВВП составил 3,2- 3,4% , а будет 2,9-3%, то это не большое падение экономики. Оценивая экономические перспективы страны, не стоит забывать и про инфляцию. Тем более, что, если прогнозы экономического роста у нас, преимущественно, сбываются, с прогнозом инфляции НБУ, как правило, ошибается. В прошлом году в Нацбанке прогнозировали инфляцию в 6-8%, было больше 10%.

— Некоторые эксперты говорят о том, что в 2019 году украинская экономика не будет расти, так ли это?

— Я так не считаю. Есть инерция. Экономика может упасть, например на 2-3% или даже 4%, но только во время кризиса. Если кризиса нет, то инерция может немного затормозить экономический рост на несколько десятых процентов, даже не на проценты.

— В 2019 году Украина должна выплатить более 14 миллиардов долларов кредиторам. Найдет ли правительство деньги?

— В этом году есть сбалансированные доходы от международных финансовых организаций. В частности, — от Международного валютного фонда и Всемирного банка. Средства, которые мы от них получили, пойдут на выплату долгов. На данный момент ситуация по выплате долгов сбалансирована на этот и на следующий год. Через год уже могут возникнуть проблемы.

— Грозят ли эти проблемы дефолтом, в частности, если от нас отвернутся международные инвесторы?

— Они и сейчас отвернулись. Нас кредитуют только международные финансовые организации. Дефолт — это решение, которое принимается украинцами, а не нашими инвесторами. Если Украина не захочет оглашать дефолт, то не будет этого делать. Международные кредиторы будут вынуждены вновь реструктурировать кредиты по отношению к Украине. Такое уже было пять лет назад. Не исключаю, что может произойти еще одна реструктуризация долговых обязательств.

— Будет ли это на выгодных условиях для Украины?

— Та реструктуризация, которая прошла в 2015 году, стала невыгодной для Украины. Там впервые в финансовой истории был внедрен налог на развитие. Чем больше растет экономика Украины, тем больше мы вынуждены платить международным кредиторам, что, по моему мнению, является абсолютным нонсенсом. Соответственно, этот договор должен быть пересмотрен на взаимовыгодных условиях. По моему мнению, мы должны выплатить всю сумму, но зафиксировать нормальный процент. Например, в долларовых обязательствах около 3% плюс 1%. Это уже 4% и все стороны на этом заработают, а Украина получит нормальную процентную ставку на длительный период на 10-15 лет.

— Выгодно ли Украине сотрудничать с МВФ в 2019 году?

— Если Запад собирается дальше занимать деньги Украине, то лучше давать их не дискредитировавшему себя правительству, а напрямую бизнесу и обычным гражданам. Не нужно занимать деньги государству, лучше занимать украинскому бизнесу и самим украинцам. Сейчас это привело к тому, что только в этом году для обслуживания долга мы потратим 418 миллиардов гривен или 10% ВВП. Все, что страна заработала, пойдет на возвращение кредитов и обслуживание долга. Нынешняя власть берет кредиты, использует их, а украинцы должны «скидываться» и обслуживать долг. Очень несправедливая система. Это неправильная политика, которая направлена не на развитие производства, а на кормление международных спекулянтов.

Проблема-2019. Будет ли дефолт в Украине?

Чем дольше будут медлить чиновники и сильнее расти риски дефолта, тем больший удар может быть нанесен по экономике Украине.

2019 год — это год очередных выборов президента и парламента Украины. А также и год, когда заканчивается мораторий на выплату держателям украинских еврооблигаций. Если в стране не произойдет глобального экономического прорыва, то Минфину придется, вероятно, заново договариваться с внешними кредиторами и просить их о новых отсрочках — растянуть выплаты еще лет на пять. Иначе могут быть проблемы.

Что происходит с внешним долгом Украины разбиралась «Страна».

Кредитные каникулы заканчиваются

В первый раз правительство договаривалось с иностранцами о реструктуризации долгов в 2015 году. Договорится удалось со всеми, кроме России. Выплаты по ее бондам в $3 млрд. оспариваются в международном суде до сих пор.

Остальные же держатели еврооблигаций предоставили Украине четыре года кредитных каникул: до 2019 года мы не расплачиваемся с ними по долговым бумагам. Платим только по долгам МВФ, по кредитам ЕБРР, Всемирного банка и других международных финучреждений и иностранных государств.

«Обязательства по суверенному долгу, которые Украина должна выполнить в краткосрочной перспективе, подъемны для бюджета ($2,6 млрд в 2017 г. и $3,9 млрд — в 2018-ом) при условии дальнейшего сотрудничества с международными финансовыми институтами и продолжения реализации расширенной программы финансирования МВФ», — уточнил заместитель председателя правления Банка «Кредит Днепр» Сергей Волков.

Но уже через пару лет для нашей страны наступят непростые времена. Нужно будет платить иностранным кредиторам намного больше. И при сохранении текущих тенденций в экономике экономисты сомневаются, что Украине сможет рассчитаться с кредиторами.

«График выплат по госдолгу 2019 года выглядит довольно жестким, в том числе после увеличивающихся выплат 2018 года. Чтобы этот график уверенно выполнить, нужно будет обеспечить внешнее валютное финансирование хотя бы на $3 млрд. в 2018-ом, и по 4-5 млрд. долларов в 2019 и 2020 годах, то есть всего где-то на $12 млрд. Пока что у меня есть сомнения, что нашему правительству удастся столько насобирать на внешних рынках», — отметил директор аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings в недавнем обзоре подчеркнуло, что самым сложным для нас станет именно 2019 г., а общие наши выплаты с 2017-го по 2020 год эксперты агентства оценили в пугающую цифру — $20 млрд. И посоветовали скорее выходить на долговые рынки.

Самые крупные выплаты приходятся на держателей еврооблигаций: в 2019 году им нужно перечислить $2,8 млрд., а в 2020 г. — $2,7 млрд. Выплаты остальным кредиторам меньше: МВФ надо будет выплатить $1,5 млрд. через два года и $0,9 млрд. — через три, а США, под госгарантии которых мы оформляли заимствования — по $1 млрд. в 2019 и в 2020. Еще Ощадбанку с Укрэксимбанком нужно будет за два года выплатить $2 млрд. по своим еврооблигациям. Плюс, будут еще выплаты по внешним займам и других госкомпаний.

Потому эксперты уже сейчас заговорили о заключении нового соглашения по еврооблигациям — о еще одной отсрочке выплат.

«Риск дефолта пока прогнозировать рано, но в случае такой необходимости не исключаю, что Украина сможет начать переговоры по реструктуризации. И, как и в 2015 году, это сможет стать не самым плохим выходом из ситуации, открывая возможность для серьезных уступок со стороны международных кредиторов по смягчению условий погашения долга. Основные риски такого сценария — репутационные потери страны и ограничение доступа к внешним рынкам как государства, так и частных корпораций», — сказал Сергей Волков.

Не потянем

Текущих накоплений Украины не хватит на крупные внешние выплаты. Размер золотовалютных резервов Нацбанка меньше озвученных S&P $20 млрд. На 1 мая 2017 он составлял $17,1 млрд., и значительная его часть состоит из ценных бумаг и золотых слитков. Глава Нацбанка Валерия Гонтарева всегда любила говорить о том, что регулятор не перестает пополнять свой запас. После того как «Нафтогаз» заручился поддержкой Всемирного банка, и одновременно получил открытую валютную линию под покупку газа со стороны Европейского банка реконструкции и развития, энергетики стали намного реже скупать доллар на валютном рынке.

Ситуация на межбанке стабилизировалась, валютный курс начал проседать, и главным покупателем доллара стал НБУ.

Тем не менее, таким способом — посредством выкупа валюты у экспортеров — с 2015 г. НБУ увеличил свой валютный запас лишь на $1,9 млрд., все остальные деньги пришли в его резерв из МВФ (за два года валютный запас страны вырос почти на $4 млрд.).

«Согласно Меморандуму Международного валютного фонда, Украина имеет право использовать кредиты МВФ только на погашение старых кредитов МВФ. При этом Фонд запрещает за счет своих денег погашать другие внешние долги. Их можно понять: они просто боятся, что их деньги уйдут на погашение других наших внешних долгов, а когда нужно будет погашать их кредиты у Украины просто не будет средств. Ведь именно так и произошло в Греции, когда на момент погашения кредитов МВФ, фактически Греция объявила дефолт«, — объяснил проблему президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Но хотя Украина не может как угодно использовать полученные деньги МВФ, их получение — это своего рода пропуск к остальным кредиторам.

«Безусловно, стране необходима помощь в виде дешевых кредитов, которые она получает со стороны МВФ и без них ей будет сложно поддерживать экономику и выплачивать свой долг. В результате, стране придется делать все, чтобы сохранить хорошие отношения с кредиторами, что позволит сохранить дешевое финансирование. Иначе, рефинансировать долг стране не удастся — сложности, существующие в экономике, приведут к тому, что стоимость обслуживания долга существенно вырастет, так как инвесторы потребуют высокую доходность за соответствующий риск. В результате, страна будет вынуждена отказаться от заимствований. В этом случае резко возрастет вероятность дефолта по внешним обязательствам», — считает заместитель генерального директора ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

Сейчас у власти немного вариантов: либо активнее привлекать средства от других кредиторов (вроде Всемирного банка либо Европейского банка реконструкции и развития), либо самостоятельно выходить на внешние и внутренние долговые рынки.

Новых кредитных гарантий наша страна не получала: как в предыдущие годы, когда США дважды предоставляли кредитные гарантии на $2 млрд, и мы под их патронатом могли размещать еврооблигации под 2-3% годовых. Так что Минфину придется размещать бонды под имя и репутацию Украины. И эти деньги точно будут дороже: до 10% годовых. Да и вообще привлечь их будет проблематично.

Ведь инвесторы могут припомнить нам не только суд по $3-миллиардному долгу с РФ, но и отказ Минфина платить по долгам национализированного Приватбанка.

«С нашими низкими кредитными рейтингами, круг потенциальных кредиторов невелик, а наше правительство некоторыми своими действиями его еще сужает. Так, по нашим расчетам, полностью обнулив долговые бумаги Приватбанка, украинское правительство потеряло доступ примерно к $1-1,5 млрд. кредитования», — высчитал Александр Паращий.

Хотя финансисты давно ожидают пробный самостоятельный выход украинского правительства на внешний рынок и размещение еврооблигаций, они не видят реальной подготовки к нему нашего Минфина.

«Насколько я знаю, не делается ничего. Например, международные кредиторы ждут, что правительство уже сегодня будет выпускать новые долговые бумаги с обращением 7-10 лет, и за их счет уже сейчас выкупать (гасить) долги со сроком погашения в 2019 и 2020», — заметил Паращий.

И это несмотря на то, что официально в нашем Минфине продолжают говорить, что Украина не отказалась от идеи размещения еврооблигаций на международных рынках.

Взять у вкладчиков

На что чиновники действительно созрели так это на внутренние заимствования. Неделю назад они провели первый в этом году выпуск валютных облигаций внутреннего госзайма. И гордо отрапортовали об удачном размещении: Минфин смог привлечь деньги дешевле, чем в прошлом году: если в декабре 2016 г. долларовые ОВГЗ были размещены под 6,35-6,4% годовых, то майские в 2017-ом — уже под 5,49%.

Денег сейчас привлекли не очень много, лишь $38,09 млн. (в прошлом году $109,7 млн.). Но главное — сделали это дешевле. Это новый предмет гордости Минфина.

О чем чиновники не любят говорить — так это о покупателях своих долгов. И все понимают почему. Потому что долги покупаются по приказу свыше «своими». Как сообщил финансовый эксперт Алексей Кущ, валютные ОВГЗ были выкуплены госбанками. Кем именно (Укрэксимбанком, Ощадбанком, Приватбанком, Укргазбанком) — точно неизвестно, но это уже неважно.

Ведь такие размещения объясняют последнее требование Минфина и Нацбанка к государственным финучреждениям — активнее снижать ставки по депозитам для населения. Власти очень заинтересованы, чтобы госбанки платили людям по долларовым вкладам не по 6-7% годовых, как сейчас, а как «дочки» европейских банков, которые работают в Украине — 0,5-1,5% годовых.

Ведь если, скажем, Укрэксимбанк начнет привлекать деньги людей под 1% годовых, то он сможет потом за их счет покупать валютные ОВГЗ Минфина под 2-3% годовых. В то же время украинцев никто не будет посвящать в нюансы рисковых вложений, и проговаривать с ними последствия внутренних правительственных дефолтов, если чиновники станут запаздывать с платежами по купонам или же проведут их принудительную реструктуризацию.

Наборот. Каждый раз вкладчикам будут напоминать, что вложения гарантированы государством, и что им нечего боятся.

А все остальное будет заботой казначеев госбанков и работников Минфина — размещать валютные ОВГЗ на такие сроки и с такими купонами, чтобы не построить из депозитов людей в госбанках финансовую пирамиду. Чтобы в один прекрасный день у банков не оказалось дыры в балансе и не возникло проблем с долларом и выплатами вкладчикам.

Земля в обмен на доллары

Конечно же, развивая внутренние заимствования, власти точно не откажутся от наращивания текущих валютных запасов. Нацбанк точно продолжит выкупать доллар с валютного рынка. Хотя совершенно очевидно, что того $1 млрд. в год, которые приобретает НБУ, точно не хватит нашему правительству для внешних выплат. Без глобальных реформ здесь точно не обойтись. Тем более, что эксперты не слишком радужно рисуют наши экспортные перспективы.

«Из основных рисков для украинской экономики, помимо отсутствия прогресса в реализации реформ, в ближайшей перспективе — последствия блокады на неподконтрольных территориях, что снижает промышленное производство, влияет на экспорт, на рост импорта энергоресурсов и увеличивает дефицит платежного баланса. Не менее важным фактором остается динамика цен на мировых рынках. В этом году ситуация на сырьевых рынках пока благоприятствует нашей экономике. Цены на железную руду на 54% выше, чем год назад, хотя уже начали снижение. Со своего пика в феврале цена потеряла почти 30%», — отметил Сергей Волков.

Увеличить приток валюты в страну может глобальная аграрная реформа, то есть распродажа земли сельхозназначения. Но для этого необходимо допустить к покупке земли иностранцев (они должны завести в Украину валюту) и землю продавать по рыночной цене. Если начнется уценка и банальное разворовывание наделов олигархами близкими к власти — в золотовалютные резервы попадут гроши, и проблема госдолга никуда не денется.

К слову, как сказал «Стране» источник в одном из крупных агрохолдингов, проблемы с привлечением украинскими корпорациями внешнего финансирования (проблематичность получения кредитов западных банков, размещения облигаций, проведения IPO) из-за плохого странового рейтинга и высоких страновых рисков, является одной из главных причин, почему большинство украинских латифундистов выступают против отмены моратория на куплю-продажу земли в ближайшее время. Ведь они, в отличие от иностранцев, не смогут привлечь дешевые и длинные деньги под покупку сельхозугодий, а потому просто «пролетят» мимо распродажи, если она начнется. Свои же деньги в покупку земли украинский бизнес вкладывать не торопится.

Чем сердце успокоится

Каким из вариантов накопления доллара воспользуется правительство точно неизвестно. Не исключено, что власти обойдутся полумерами и постараются собрать понемногу валюты из каждого потенциального источника.

Решающим может оказаться время и запуск новых механизмов. Чем дольше будут медлить чиновники и сильнее расти риски дефолта, тем больший удар может быть нанесен по экономике Украине.

Угроза дефолта может ударить по курсу: он рискует провалиться не только до 30 грн./$, как ожидалось к концу 2017 г., но и до 35-40 грн/$ (в случае фактического дефолта и вовсе до 50 грн/$). Это еще сильнее раскачает инфляцию, которая может подскочить до 30-40%, и выльется в тотальный вывод денег из страны. То, что наша страна уже переживала в 2014-2015 годах.

Утешает только то, что пока экономисты рассчитывают, что Кабмин снова сможет в последний момент увернуться от дефолта, как уже было в 2015 году. Хотя бы по политическим мотивам.

«Нужно помнить, что 2019-й год — год президентских выборов. Очевидно, что ни дефолт, ни реструктуризация в этом году очень нежелательны. Поэтому, думаю, что 2019-й год мы точно протянем без каких-либо происшествий. А вот в 2020 году это выглядит более вероятно», — резюмировал Александр Паращий.

Свежие новости о дефолте в Украине на 2019 год

Уже некоторое время среди политологов ходят слухи о наступлении кризиса в стране. Специалисты объясняют это тем, что в стране в последнее время расходы превышают доход в государственную казну. За последние несколько лет правители Украины несколько раз обращались за финансовой помощью в соседние государства. Но, начиная с 2014 года, с началом военных действий на Донбассе, стране все сложнее возвращать долг. Некоторые политологи начинают задумываться о том, будет ли дефолт в Украине в 2019, последние прогнозы от специалистов не утешительны.

Дефолт, его последствия

Дефолт — невыполненные обязательства перед банком, частным предпринимателем, соседней страной. Деньги правители одалживают, чтобы таким образом пополнить казну державы. Если Президент той или иной страны вовремя не выполняет свои обязательства, может наступить дефолт. Есть два вида дефолта: кризис технический, банкротство. Первый тип, технический дефолт, возникает в случае несвоевременно выплаченного долга, но правительство может погасить долг. Банкротство – неспособность государства выплатить долг из-за отсутствия денег в казне. Такой дефолт влечет за собой крах всей экономики страны.

В последнее время Украина живет за чет кредитов, если правительство не сможет вернуть все доги, в стране наступит дефолт. Иными словами, это кризис, который наступает, если долги страны превышают доходы казны. Международный валютный фонд уже не раз одалживал деньги Украине. Следующий транш ожидается в 2018-2019 годах. При выполнении все условий, страна получит очередной кредит, дефолта в таком случае не будет.

Причины возможного невступления дефолта

Сейчас всех украинцев волнует вопрос, когда ждать дефолта Украины 2019 г, что будет со страной. По словам некоторых политологов, дефолт может наступить из-зав нескольких причин:

  • снижение курса гривны как национальной валюты;
  • закрытие многих предприятий, сокращение рабочих мест;
  • изменения в системе банковского кредитования;
  • разногласия среди политиков, хаос в правительстве.

Если государственная валюта падает, объем закупок на мировом рынке снижается. Снижение закупок на иностранных рынках может привести к обесцениванию валюты, из-за этого может возникнуть дефицит самых необходимых стране товаров. Еще одной причиной возникновения кризиса может быть плохое развитие продовольства в стране. Если раньше иностранные компании развели активную деятельность в Украине, то сейчас, после падения курса, многие из них закрываются.

Многие предприятия закрываются из-за отсутствия финансовой поддержки соседних стран, в которой многие компании очень нуждаются. Основная причина закрытия предприятий – поднятие цен на продукты. Дорогие товары почти не пользуются спросом, их мало кто покупает, компании терпят убыток.

Деятельность банков зависит от экономики страны. Долги во время кризиса увеличиваются, финкомпании становятся банкротами. Если в государственных банках одолжить не получается, клиенты теряют все свои вложения. Такое случается очень часто.

Разногласия среди политиков, депутатов в последнее время не прекращаются. Многие не могут прийти к единогласному решению насчет улучшения ситуации в стране. Из-за нежелания политиков объединиться, кризис становится неизбежным. Споры, разногласия между депутатами подрывает доверие финансового рынка мирового уровня, с Украиной отказываются сотрудничать некоторые иностранные правители.

Последствия дефолта Украины 2019 г могут привести к банкротству финансовых предприятий, закрытию производственных компаний. Доллар будет стоять минимум 50 гривен, будет ограничена продажа иностранной валюты, цены поднимутся вдвое. Возможно также замораживание пенсий, зарплаты поднимать не будут, сокращение рабочих мест, закрытие предприятий участится. Это приведет к дефициту самых необходимых товаров, прекращению сотрудничества с соседними странами.

Существует еще одна причина возможного дефолта – реформы. Такое условие, о проведении реформ, стране выдвинули уже давно. Воплощать в жизнь условия МВФ начали только в этом году. С сентября месяца в силу вступает, образовательная, медицинская реформа.

Дефолт 2019: последние новости

Уже некоторое время в СМИ появляется информация о возможном невступлении дефолта в Украине. Мнения политологов разделилась: одни утверждают, что кризис в экономике неизбежен, поскольку страна не сможет выплатить все долги, другие говорят обратное. По мнению некоторых специалистов, дефолт не будет объявлен с нескольких причин: правительство не желает терять рейтинг перед выборами, Украина ожидает новый транш от МВФ, который пополнит золотовалютный фонд страны, из которого будут возвращаться долги.

Судя по последней информации, Украина должна отдать Международному валютному фонду 18 миллиардов долларов.

На счет выдаче нового транша, решение пока неизвестно, миссия из МВФ перенимает решение. Результат будет зависеть от принятия обещанных реформ, методов борьбы с коррупцией.

Недавно в СМИ появились свежие новости о дефолте в Украине 2019, что дальше будет, высказались некоторые политологи.

Андрей Головачев говорит, что для того, чтобы избежать дефолта, нужно поднимать капитал страны. Это касается не денежных средств, а оборудование, строительство заводов, возведение зданий, офисов. Оборудование нужно для производства самых необходимых товаров, продуктов питания. Если отсутствует капитал, экономика падет.

Дефолт, полный крах экономики должен был наступить в прошлом году. Тогда кризиса удалось избежать. Теперь дефолт в Украине зависит от того, дадут стране транш или нет. Выдача кредита возможна при нескольких условиях: реформы, уничтожение коррупции.

В СМИ ходит много слухов о наступлении кризиса в стране. Власти пока ничего комментировать не собираются, все мысли о возможном дефолте исключают.

Многое зависит от Президентских, Парламентских выборов, которые состоятся весной 2019 года.

Контракты. ua

Мировой кризис-2019. Какие рынки обвалятся и ждать ли Украине дефолта

Эксперты прогнозируют, что Украине будет сложно пережить последствия мирового финансового кризиса.

Экономические эксперты прогнозируют новый глобальный экономический кризис в мире в 2019 году, подобный кризисам 2008 и 1998 годов, пишет Корреспондент, приводя примеры предпосылок к серьезным финансовым проблемам. В США обваливаются биржи, в Европе побеждает популизм Конец 2018 года стал одной из худших недель для американских бирж за последние десять лет. Индексы S&P 500, Dow Jones и Nasdaq закрылись резким снижением.

Шокирующие прогнозы на 2019 год

Кроме того, стремительно падают цены на сырьевые товары. Теперь уже бизнес уверен, что производство в мире упадет, и потому сырья и энергии надо будет меньше. Что уменьшает спрос и, соответственно, цены. Еще одной предпосылкой можно назвать то, что финансовая резервная система США повышает учетную ставку, предупреждая возможный всплеск инфляции.

С негативным настроем смотрят в будущий год и американские потребители. Упал до двухлетнего минимума и оптимизм малого бизнеса по поводу возможного улучшения ситуации в экономике. Компании определенно ждут меньше прибыли в будущем году.

Отсутствует и политическая стабильность в мире, отмечает издание: пока Дональд Трамп воюет со всеми, правительство США остается без денег и не работает в полную силу.

Помимо прочего, в 2019 году должна должна дойти до логического окончания ситуация с Brexit, в Европе все чаще на выборах побеждают популисты, а во Франции продолжабтся протесты “желтых жилетов“.

Все ждут результатов торговой войны США и Китая

Рост объемов мировой торговли в 2019 году замедлится до 4% по сравнению с 4,2% в этом году и до 5,2% – в 2017 году, прогнозирует Международный валютный фонд. Главный вопрос заключается в том, смогут ли Вашингтон и Пекин заключить соглашение по торговле до 1 марта.

“Одна из версий – мировой экономический кризис начнется с Китая. В следующем году могут совпасть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы экономической активности. Краткосрочные связаны с товарными, сырьевыми запасами.

Среднесрочные – с капитальными инвестициями“, — рассказал финансовый эксперт Алексей Кущ. “После коротких циклов предприятия сокращают инвестиции, замедляют экономический рост.

Долгосрочные – с переходом к новому технологическому укладу. В мировой экономике основную роль будут играть нано-, био-, информационные и когнитивные технологии”, – говорит эксперт. Если эпицентр кризиса будет в Китае, это будет иметь мощные последствия для мировой экономики, отметил он, в том числе — для рынка сырья. Китай – один из крупнейших потребителей металла и нефти.

При этом глобального кризиса может и не быть, успокаивает эксперт: “Его заменит кризис на рынке развивающихся стран. Так было в 1998 году. Тогда возник азиатский кризис. Пострадали Индонезия, Таиланд, Малайзия. Позже – Аргентина и Российская Федерация“. “Сегодня уже видим первые кризисные точки – Аргентина, Турция. В ближайшее время может присоединиться Бразилия”, – говорит Кущ.

“Кризис будет катастрофическим“

“Если в 2008 году глобальный мир финансов спасли Барак Обама и Финансовая резервная система США, то за Дональда Трампа в этом вопросе поручиться нельзя“, — предупредил Разуваев. Читай также: Парламент Франции одобрил уступки Макрона “желтым жилетам“

“Ему глобальный рынок не нравится, он вообще не любит глобалистов, и они платят ему той же монетой, — пояснил он. — Конечно, пока это кажется невозможным, но я не удивлюсь, если результатом нового кризиса станет распад долларового мира на несколько валютных зон и реструктуризация американского долга.

Возможно, появится единая валюта для США, Мексики и Канады“. Эксперт отмечает риски, связанные с “пузырем” на фондовом рынке США, и не верит, что американцы смогут предотвратить обвал. Ведь для этого должно быть полное взаимопонимание между американским центробанком и Белым домом, но этого нет.

Помимо прочего, Разуваев прогнозирует ценовой провал на американском рынке акций и резкое удешевление нефти — до 30-35 за баррель для марки Brent. “Всем нам 2019 год надо будет просто пережить, правильней сказать — перетерпеть. А у кого еще останутся деньги, купить подешевевшие активы”, — отметил эксперт.

Украине будет сложно пережить мировой кризис

Для украинской экономики существует два сценария развития событий в 2019 году – оптимистичный и кризисный, говорит исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко.

Первый сценарий предполагает отсутствие третьей волны мирового кризиса и продление программы сотрудничества с МВФ. В этом случае правительство сможет удержать курс национальной валюты на уровне 30-33 грн за доллар. Второй сценарий предполагает, что даже при незначительном ухудшении ситуации на внешних рынках, где Украина продает сырье, рост ВВП остановится и может уйти в минус.

“Если прогнозируется рост экономики в 3%, а цена на сырье падает хотя бы на 10%, то моментально получается минус 3% пункта. Получается нулевой рост“, — пояснил Устенко. “МВФ прогнозирует рост экономики в 2,7%. Минус 3 – получаешь минус 0,3% на следующий год. А если сырье подешевеет не на 10%, а на 20%? Выдержать курс при таком падении будет невозможно”, – прогнозирует эксперт.

Экономика Украины отреагирует на глобальный кризис в течение месяца после его начала. До этого момента эксперт рекомендует гражданам запасаться наличными — во время кризиса начнут падать цены на недвижимость.

Астрологи опасаются дефолта в Украине

По мнению астролога Влада Росса, волна финансового кризиса в конце 2019-го практически неотвратима. “В конце 2019 года разразится мировой финансовый кризис. Для Украины этот кризис может закончиться дефолтом. Соединение Сатурна и Плутона всегда является предвестником мирового финансового кризиса“, — заявил он.

“С одной стороны, это благоприятный год для Украины, но с другой — экономика Украины очень зависит от положения дел в других странах, потому вполне возможно, что все то, что Украина экспортирует в другие страны, просто окажется ненужным в конце года“, — считает Росс. Читай также: Глобальный финансовый кризис стал ближе – МВФ “Так что мой совет: в 2019 году желательно всем максимально избавиться от гривен, перевести их в доллары или другую более крепкую валюту“, — добавил астролог.

Украина 2019: предчувствие дефолта

Дата публикации: 02 января 2019, 20:45

Украине в 2019-2020 годах предстоит выплатить по госдолгу 17 миллиардов долларов, эта сумма практически равна золотовалютному резерву страны. В Национальном банке Украины (НБУ) заявили, что график выплат по внешним долгам напряженный, но рассчитывают, что при продолжении сотрудничества с МВФ Киеву удастся их осуществить.

Регулятору удалось накопить к началу 2019 года в резервах более 20 миллиардов долларов, в том числе благодаря первому траншу от МВФ по новой кредитной программе, а также донорской помощи Всемирного банка (ВБ) и Еврокомиссии. Центробанк рассчитывает, что дальнейшее сотрудничество с МВФ станет «подушкой безопасности» для Киева и поможет сохранять золотовалютные резервы на таком же уровне, несмотря на предстоящие выплаты.

При этом мнения политиков и экспертов относительно необходимости дальнейших кредитных вливаний в страну разделились. С одной стороны, они утверждают, что Киеву необходимо соскочить с «кредитной иглы», а страна может сама справиться с экономическими трудностями, с другой стороны — бытует мнение, что на Украине будет объявлен дефолт.

Выплаты в 2019 году

Выплаты по долгам Украине предстоят уже в первые месяцы года. В частности, в январе Минфин должен погасить валютные облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), основными держателями которых являются госбанки Ощадбанк и Укрэксимбанк, на 300 миллионов долларов. По мнению экспертов, это погашение будет усложнено тем, что в марте и апреле эти госбанки планируют погасить свой долг по еврооблигациям на общую сумму в 800 миллионов долларов.

При этом первая пиковая выплата долгов ожидает Киев в феврале, страна должна заплатить 1,7 миллиарда долларов, включая 725 миллионов, которые Минфин привлек в августе 2018 года от размещения еврооблигаций под 9,2% годовых. При этом эксперты отмечают, что именно еврооблигации станут основной долговой нагрузкой для страны в 2019 году.

Также 1 марта Украина должна будет выплатить традиционный купон по евробондам на 444 миллиона долларов, а в мае — погасить один миллиард долларов, полученных еще в 2015 году под госгарантии США.

Еще одна большая выплата ожидает Киев в сентябре. Правительство должно будет погасить 0,7 миллиарда долларов еврооблигаций и заплатить 600 миллионов долларов по ранее взятым кредитам МВФ. Кроме того, столько же в сентябре необходимо будет потратить на погашение процентов по другим выпускам евробондов.

В Министерстве финансов Украины считают, что текущий год станет крупнейшим вызовом в истории страны в вопросе выплаты долгов. Госбюджет на 2019 год предусматривает, что более 15 миллиардов долларов в этом году будут потрачены на уплату внутренних и внешних долгов, из них более шести миллиардов долларов — выплаты по внешнему долгу.

Вину за накопленные долги нынешняя украинская власть перекладывает на предыдущее руководство страны. Президент и премьер неоднократно заявляли, что Киеву необходима помощь МВФ для того, чтобы страна могла рассчитаться с долгами. В связи с этим в 2014 году украинские власти договорились с фондом о выделении Киеву 17,5 миллиарда долларов в рамках четырехлетней программы с использованием механизма расширенного финансирования (EFF). Однако уже к окончанию программы финансирования стало понятно, что страна не сможет справиться с долговой нагрузкой без продолжения работы с фондом, о чем официально заявил президент Украины Петр Порошенко, а Минфин и вовсе заговорил об угрозе дефолта в случае отсутствия кредитования.

Помощь доноров

Совет директоров МВФ в конце декабря утвердил новую кредитную программу stand-by для Киева, согласно которой Украина получит 3,9 миллиарда долларов. Срок ее реализации составляет 14 месяцев. При этом 1,4 миллиарда долларов по решению фонда были выплачены в декабре 2018 года, а остальные средства станут доступны по итогам полугодовых обзоров.

Практически одновременно с МВФ решение о кредитовании Украины принял и совет директоров ВБ. В частности, банк решил предоставить Киеву финансовую гарантию на 750 миллионов долларов. В банке заявили, что гарантии выданы на поддержание важных реформ в банковской сфере, для борьбы с коррупцией, для развития сельскохозяйственных земель, на проведение пенсионной реформы, а также для субсидирования коммунальных услуг и на здравоохранение. При этом банк добавил, что гарантии помогут Украине привлечь в бюджет около одного миллиарда долларов на международных рынках.

Кроме того, в начале декабря Киев получил в рамках четвертой программы макрофинансовой помощи от Еврокомиссии транш на 500 миллионов евро. Соответствующая программа была подписана между Украиной и Евросоюзом в середине сентября, ее общий объем составляет один миллиард евро, а средства выделяются в обмен на выполнение определенных условий.

По данным Министерства финансов Украины, на конец октября 2018 года госдолг Украины составлял 74,3 миллиарда долларов. По словам украинского премьера Владимира Гройсмана, Киеву предстоит выплатить в ближайшие пять лет 33 миллиарда долларов. При этом госбюджет на 2019 год предусматривает возможность осуществления заимствований на внутреннем и внешнем рынках на 375 миллиардов гривен (13,5 миллиарда долларов).

Риски невыплаты долгов остаются

После того как Киев получил транш от МВФ, Нацбанк Украины заявил, что золотовалютные резервы страны достигли пятилетнего максимума и составили 20,1 миллиарда долларов. При этом регулятор рассчитывает, что в 2019 году, когда придется «платить по счетам», резервы сохранятся на уровне 20 миллиардов долларов. Вместе с тем Центробанк признает, что даже при условии дальнейшего плодотворного сотрудничества с МВФ риски несоблюдения Киевом запланированных объемов выплат по долгам сохраняются.

«Если Украина будет выполнять программу, то риск недостатка финансирования существенно снизится», — говорится в отчете регулятора.

Поэтому, по данным НБУ, ключевой вызов на следующий год — привлечение достаточных ресурсов, чтобы рефинансировать внешние и внутренние обязательства, график выплат по которым «достаточно напряженный, но управляемый, при условии продолжения сотрудничества с МВФ».

Регулятор также отметил, что средства, полученные от ВБ и Евросоюза, пойдут на нужды госбюджета, однако их, по прогнозам Центробанка, будет недостаточно. Чтобы полностью покрыть потребности в финансировании, правительство будет вынуждено размещать еврооблигации, а также активно привлекать ресурсы на внутреннем рынке.

«Стоимость новых рыночных заимствований высока. Ситуацию на мировых рынках долгового капитала нельзя назвать благоприятной, кроме того, положение Украины затрудняют двойные выборы следующего года. Как показали размещение еврооблигаций Украины в октябре и отложение размещения корпоративных еврооблигаций «Нафтогаза» в ноябре, инвесторы уже сейчас требуют значительную премию за риск», — пояснили в Нацбанке.

Нагнетание или реальная угроза

Многие украинские политики и эксперты неоднократно заявляли, что Украине пора слезать с «кредитной иглы». Они указывали, что Киев может обойтись без новых дорогих кредитов МВФ.

«Я считаю, что это не подарок, потому что кредиты надо отдавать. Кредит — это не подарок, это результат неудачной политики правительства, которое провалило поддержку реального сектора экономики и пытается показать стране, что ей нужно выживать за счет кредитов, а не за счет собственной экономики, собственных предприятий», — заявил в эфире телеканала «112 Украина» депутат межфракционного объедения «Оппозиционная платформа — за жизнь» Юрий Бойко после того, как появилось официальное подтверждение получения Киевом первого транша по новой кредитной программе.

Украинский экономический эксперт Александр Охрименко считает заявления руководства Нацбанка Украины о сумме предстоящих выплат по госдолгам и наличием рисков «нагнетанием истерии». По его словам, Украина должна будет погасить в 2019-2020 годах десять миллиардов долларов внешних долгов, а внутренний будет рефинансирован.

Экономист объяснил, что облигации внутреннего госзайма находятся на балансе Центробанка и они не будут погашаться. Охрименко также отметил, что дальнейшая ситуация с погашением долгов Украины зависит от предстоящих в 2019 году парламентских и президентских выборов, а также от того, кто будет возглавлять правительство и Центробанк. При этом эксперт считает, что Киев мог бы обойтись без новой кредитной программы.

Директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко считает, что над Украиной нависла реальная угроза дефолта в следующем году и полученные донорские средства не спасут страну.

При этом Небоженко прогнозирует, что дефолт наступит к лету 2019 года независимо от того, кто будет избран президентом Украины, и в стране будет техническое правительство. «Это не что иное, как усиление внешнего управления страной, которая не может никак определиться, она с Кремлем или с Западом», — отметил он.

О дефолте как инструменте выхода из кризиса ранее заявил и украинский бизнесмен Игорь Коломойский в интервью YouTube-каналу KishkiNa. «А чем дефолт плох? Посмотрите на Грецию, какие они красавцы. Сказали, 500 миллиардов не вернем и все, до свидания. Я считаю, что его (дефолт. — Прим. ред.) надо было применять еще в 2014 году», — сказал он.

По его словам, «дефолт еще никому никогда не навредил». При этом бизнесмен считает сотрудничество с МВФ пагубным для Украины.

Вместе с тем, по его словам, гигантских проблем до конца 2019 года на Украине не будет, в случае продолжения сотрудничества с МВФ по новой программе.

«Однако я не считаю, что оно будет продолжено. Прямо перед выборами вряд ли власти будут делать такие непопулярные меры, как, например, дополнительное увеличение тарифов на газ (одно из требований МВФ. — Прим. ред.). Вряд ли власть будет предпринимать активные попытки борьбы с коррупцией, что также одно из требований МВФ, вряд ли будет проведена приватизация. Вот почему я считаю, что программа (сотрудничества с МВФ. — Прим. ред.) не будет доведена до логического конца», — пояснил Устенко.

Эксперт прогнозирует, что в случае прекращения сотрудничества с МВФ Киев попытается выйти на внешние рынки заимствования и взять дорогие кредиты.

Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector