Итоговое сочинение (изложение), Федеральный институт педагогических измерений

Итоговое сочинение (изложение)

2018-2020 учебный год

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты: 05.12.2018; 06.02.2020; 08.05.2020.

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2018-2020 учебный год

Методические материалы в помощь выпускникам и учителям размещены ЗДЕСЬ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Направления итогового сочинения 2018-2020 учебного года

1) Отцы и дети.
2) Мечта и реальность.
3) Месть и великодушие.
4) Искусство и ремесло.
5) Доброта и жестокость.

Конкретные темы сочинений будут разрабатываться Рособрнадзором и станут известны в день написания итогового сочинения – 5 декабря.

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Итоговое сочинение 2018 2020

Итоговое сочинение 2018 2020

  • Страница 1 из 1
  • 1

Итоговое сочинение 2018-2020. Направления ФИПИ. Темы. Список литературы. Аргументы

Вот и наступил новый учебный год 2018-2020 года. Поэтому 5 декабря 2018 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное декабрьское сочинение будет оцениваться по системе зачёт / незачёт. Для допуска к ЕГЭ 2020 нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (6 февраля и 8 мая).

Скачать бесплатно огромную коллекцию сочинений

Инструкция: Как написать итоговое сочинение ? Клише, примеры, темы, аргументы и произведения

Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений. Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти направлений:

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Примеры сочинений по тематическому направлению ОТЦЫ И ДЕТИ

Аргументы и произведения по тематическому направлению ОТЦЫ И ДЕТИ

2. «МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ».

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Примеры сочинений по тематическому направлению МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Аргументы и произведения по тематическому направлению МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

3. «МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ».

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Примеры сочинений по тематическому направлению МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Аргументы и произведения по тематическому направлению МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

4. «ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО».

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Примеры сочинений по тематическому направлению ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО

Аргументы и произведения по тематическому направлению ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО

5. «ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ».

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

Примеры сочинений по тематическому направлению ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

Аргументы и произведения по тематическому направлению ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

Сочинение проверяется по следующим новым критериям:

КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:

● Получен «зачёт» по Критерию №1.
● Получен «зачёт» по Критерию №2.
● Получен «зачёт» по одному из Критериев №3-5.
● В сочинении не менее 250 слов.
● Сочинение не списано.

Некоторые вузы дополнительно дают до 10 баллов за данное сочинение.

При подготовке к сочинению полезно знать следующее:

● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
● Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается.
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы.
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).
● Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней.

Скачать бесплатно огромную коллекцию сочинений

Инструкция: Как написать итоговое сочинение ? Клише, примеры, темы, аргументы и произведения

Видео от учителей по Русскому языку. 5 ошибок, из-за которых можно завалить итоговое сочинение

Итоговое сочинение. Что делать? Моя история + 9 советов

План итогового декабрьского сочинения

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ l 3 УНИВЕРСАЛЬНЫХ СОВЕТА. МОЙ ОПЫТ

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. 10 произведений для ВСЕХ направлений

10 НЕБОЛЬШИХ произведений для АРГУМЕНТАЦИИ в Итоговом сочинении

Итоговое сочинение 2018/2020. Общие сведения

Итоговое сочинение 2018 2020

Итоговое сочинение 2018-2020 – всё о нём

Как узнать выпускника? Если раньше декабрь у этого человека ассоциировался с наступлением новогодних праздников, то с недавнего времени он перестал радоваться инею на траве, первому снегу и ёлкам у «Перекрестков». Теперь у него на уме наступление… нет, нашествие декабрьского сочинения, которое зажимает или дарует допуск к ЕГЭ. Но, как и любой экзамен, ИС представляет собой лотерею, где можно выиграть, даже не будучи семи пядей во лбу. Как перевернуть эту игру в свою пользу? Прочитай. Напиши. Выиграй!

Как и когда проходит?

Суть экзамена проста: надо написать эссе, опираясь на литературные примеры, и получить за него «зачет», означающий допуск к Единому и Ужасному. Также за каждое эссе вы получаете баллы, которые пригодятся тем, кто поступает на гуманитарную кафедру. Эти баллы помогут (или помешают) вам поступить. В некоторых вузах даже проверяют ИС.

Обычно эта процедура назначается в первые среды месяцев: в декабре (основной этап), в феврале «дополнительные сроки», в мае (последний шанс).

На данный момент уже известны сроки сдачи итогового сочинения:

  • 5 декабря 2018 г.
  • 6 февраля 2020 г.
  • 8 мая 2020 г.

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Джентльмены (и дамы) неудачи, которым не суждено было получить «зачет»;
  • Изгнанники, которых уличили в нарушении правил и выставили за дверь в процессе экзамена;
  • Обладатели документов, подтверждающих уважительные причины для неявки на ИС;
  • Обладатели документов, подтверждающих уважительные причины того, что они не закончили работу в срок.

Важно! Вам дается дополнительное время на инструктаж и заполнение бланка, в эти 3 часа 55 минут данные процедуры не входят.

Для лиц с неполным спектром возможностей итоговое сочинение заменяется на не менее итоговое изложение. На него выделяется на 1,5 часа дольше, также проводятся перерывы для совершения медицинских процедур или же перекуса.

Порядок написания

Когда Вы уже прибыли на экзамен, события будут развиваться в следующем порядке:

Под страхом изгнания из класса запрещается:

  • Списывать, подглядывать, гуглить;
  • Класть на парту, вытаскивать из сумки, словом, использовать любые гаджеты и шпаргалки;
  • Поддерживать светские беседы с соседом по парте;
  • Создавать шум, мешать остальным ученикам;
  • Посидеть «еще пять минут», когда время истекло.

Списывать, конечно, нельзя, но сугубо для подготовки к итоговому сочинению мы предлагаем вам взглянуть на шпаргалки от «Литрекона». Там вы найдете определения основных терминов из направлений, шаблоны фраз для вступления и заключения и еще уйму полезностей.

Милостью высших сил разрешается:

  • Иметь на столе ручку, паспорт, питание (при необходимости), бутылку с водой;
  • Просить черновики и бланки (их дают сами организаторы);
  • Взять у преподавателя орфографический словарь;
  • Выходить из аудитории по физиологической надобности.

Новые направления 2018-2020 года

Традиционно направления ИС – это два неразлучных антонима, которые отражают философские и моральные противоречия нашей нелегкой жизни. Многомудрый Литрекон, разумеется, уже нашел аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ. От результатов его поисков и размышлений вас отделяет один клик.

  1. Искусство и ремесло;
  2. Отцы и дети;
  3. Месть и великодушие;
  4. Мечта и реальность;
  5. Доброта и жестокость.

Согласно предначертанию мудрецов, список тем выкладывается на всеобщее обозрение за 15 минут до начала экзамена (каждый регион получает их по местному времени). Но все формулировки создаются по шаблону прошлых лет, поэтому Литрекон уже сделал перечень тем, которые будут на экзамене с вероятностью 50%. Также он практикует игру на опережение и пишет эссе на все реальные темы одновременно с выпускниками, и готовые работы сразу же появляются в нашем паблике. Однако это, конечно, не для списывания, а для того, чтобы люди могли оперативно готовиться к экзамену и узнавать последние обновления первыми. Мы не рекомендуем вам рисковать и нарушать правила проведения ИС.

Пока мы еще не узнали, что же приготовит грядущий день, но предугадали и, смеем заверить, успешно. Уже есть много формулировок, которые претендуют на звание «реальных тем». Каждая из них уже получила свое место на «Литреконе», и вы уже сейчас можете в этом месте побывать, дабы найти работу по нужной теме. Встречайте наш парад тезисов, каждый из которых может в решающую минуту стать козырем в игре за допуск к ЕГЭ.

Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.

Как только – так сразу выставим, а пока их нет даже у тех, у кого должны быть. Мы же смиренно ожидаем их появления, и вы можете дождаться их вместе с нами в уютном и ламповом паблике.

Не забывайте, что приобретать их у кого бы то ни было не следует, ибо велика вероятность нарваться на обман, да и не стоит оно того. Лучше готовьтесь вместе с нами, и все будет хорошо.

Подготовка к ИС

Конечно, многим людям декабрьское сочинение по литературе кажется легкой разминкой перед встречей с финальным боссом. Однако на деле оказывается, что писать по шаблону, в рамках критериев и правил, очень «геморно». Микровывод забыл – минус балл, Наташу Ростову Лизой назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вы очень себе поможете, если вступите в нашу группу и будете идти к триумфу вместе с нами. Там вы найдете свежие материалы для подготовки, банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Прочитав одну статью, вы вряд ли научитесь писать на «отлично», а вот если вы начнете каждый день понемногу узнавать и тренироваться, то в финале вас ждет happy end.

План подготовки от Литрекона:

  1. Выберите два или три направления, которые вам ближе и интереснее всего. Направьте все силы на подготовку к их раскрытию. Так вы будете увереннее чувствовать себя на экзамене, ведь изучили эти направления досконально.
  2. Найдите два больших романа из классики, в которых представлены примеры по всем выбранным направлениям. Прочитайте их или используйте подробные краткие пересказы по главам. В написании эссе используйте именно их в качестве базы для поиска примеров. Читайте тематические подборки аргументов по ним, чтобы в решающий час помнить все детали и обстоятельства из текста. Это поможет снизить риск возникновения фактических ошибок, да и вы не будете волноваться в поиске нужного события из книги.
  3. Заранее определите тот шаблон вступления и заключения, который вам нравится. Запомните все вводные слова, устоявшиеся фразы из этого шаблона, чтобы на автомате их воспроизводить и не тратить время на изобретение велосипеда.
  4. При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишите только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют ваши аргументы. Если тема «Кого можно назвать добрым человеком», не надо писать о том, добрых людей найти очень сложно, а потерять легче легкого. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
  5. Выпишите топ своих же собственных ошибок и проверяйте новые работы сами, делая упор на том, в чем вы слабее всего.
  6. Регулярно читайте наши примеры сочинений, их пишут обладатели высшего образования. Так вы автоматически запомните полезные выражения для раскрытия тем.

Как написать?

Правила оформления итогового сочинения:

  • Минимальный объем работы — 250 слов, норма — 350, полет фантазии не ограничен, но больше 600 слов писать не рекомендуется;
  • Структура (4 абзаца): Вступление, два примера из книг, заключение;
  • Приблизительное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Чтобы итоговое сочинение допустили к проверке, необходимо привести хотя бы один аргумент из книги и набрать с бору по сосенке 250 слов.

Важно! Без литературных примеров текст проверяться не будет. Вас отправят на пересдачу. Если в аргументах проверяющий заметит много фатальных ошибок, они не будут приниматься в расчет, так что «лишь бы что» написать не прокатит. Мораль: не берите то, к чему не можете подобрать полноценный пример из книги.

Алгоритм написания эссе:

  1. Возьмите из списка тем наиболее понятный и простой вариант, что-нибудь житейское. К примеру, какого человека можно назвать добрым? К этой теме можно легко примеры подобрать;
  2. Найдите в формулировке вопрос, на который ответите, используя аргументы. В нашем примере это «Какие признаки говорят о доброте человека?». Ответив на него, вы раскроете всю тему;
  3. Дайте развернутый и логичный ответ на поставленный вопрос: «Доброта выражается в поступках, к примеру, если люди помогают окружению безвозмездно, то их можно назвать добрыми».
  4. Подбирать примеры из литературы следует именно к этому утверждению, чтобы аргумент был правильным и веским продолжением вашей мысли: «Соню Мармеладову можно назвать добрым человеком, ведь она обеспечивала свою семью, жертвуя при этом своими интересами, но не упрекала ни мачеху, ни отца в их бездействии. Эта же девушка безвозмездно помогла Родиону, убедив его признать свою вину. Так она спасла Раскольникова от сумасшествия и, возможно, даже самоубийства. Ее благородные и бескорыстные поступки говорят нам о том, что героине свойственна подлинная христианская добродетель».
  5. Тщательно следите за тем, чтобы в тексте сохранялась логика изложения. Постоянно сравнивайте то, что получилось, с тезисом, и если ваши рассуждения вышли из берегов формулировки, то вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов нервирует проверяющих, которые устали и хотят домой, а тут еще 600 слов, да еще и не том, что надо. Вы бы тоже на их месте поставили «незачет». Чтобы такого не произошло, мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не годится, переписывайте до полного совпадения.
  6. Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  7. Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

Важно! Не упивайтесь своим знанием текста, объемного цитирования и пересказа никто не оценит. Проверяют не вашу память, а способность понимать и анализировать то, что вы запомнили.

А вот и план для итогового сочинения от Литрекона:

Список литературы

Чтобы быстрее сориентироваться в выборе подходящих книг для освоения направлений, обратите внимание на наш перечень книг, подходящих для раскрытия тем ИС. Скоро мы выпустим целую подборку нужной литературы, а пока просто перечислим произведения, которые подходят для нашей работы.

Большие романы, в которых вы найдете все, что нужно знать о доброте, жестокости, мести, великодушии, отцах, детях, мечтах, реальности, искусстве и ремесле:

  1. Война и мир
  2. Евгений Онегин
  3. Тихий Дон
  4. Анна Каренина
  5. Отцы и дети
  6. Герой нашего времени
  7. Капитанская дочка
  8. Преступление и наказание

Оригинальные и не очень книги о доброте и жестокости:

  1. В. Быков, «Сотников»
  2. А. Пушкин, «Полтава»
  3. Н. Гоголь, «Тарас Бульба»
  4. А. Твардовский, «Василий Тёркин»
  5. В. Распутин, «Уроки французского»
  6. И. Бунин, «Окаянные дни»
  7. А. Солженицын, «Матренин двор»
  8. И. Тургенев, «Записки охотника»
  9. Н. Лесков, «Старый гений»
  10. А. Островский, «Лес»

Произведения, где мстят и «великодушат»:

  1. А. Куприн, «Поединок»
  2. Н. Лесков, «Пугало»
  3. М. Горький, «Старуха Изергиль»
  4. А. Пушкин, «Дубровский»
  5. А. Блок, «Двенадцать»
  6. М. Лермонтов, «Герой нашего времени»
  7. А. Куприн, «Яма»
  8. А. Пушкин, «Цыганы»
  9. М. Горький, «На дне»
  10. Ф. Достоевский, «Бедные люди»

Мечта и реальность

  1. А. Чехов, «Крыжовник»
  2. И. Гончаров, «Обломов»
  3. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
  4. А. Куприн, «Гранатовый браслет»
  5. А. Островский, «Бесприданница»
  6. А. Грин, «Алые паруса»
  7. А. Чехов, «Ионыч»
  8. А. Чехов, «Три сестры»
  9. М. Горький, «Макар Чудра»
  10. Ф. Достоевский, «Белые ночи»
  1. А. Островский, «Гроза»
  2. Ф. Достоевский, «Братья Карамазовы»
  3. М. Шолохов, «Судьба человека»
  4. И. Бунин, «Тёмные аллеи»
  5. И. Гончаров, «Обломов»
  6. А. Грибоедов, «Горе от ума»
  7. А. Пушкин, «Барышня-крестьянка»
  8. Д. Фонвизин, «Недоросль»
  9. И. Бунин, «Подснежник»
  10. К. Паустовский, «Телеграмма»

Искусство и ремесло

  1. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
  2. А. Чехов, «Чайка»
  3. А. Пушкин, «Моцарт и Сальери»
  4. А. Чехов, «Дом с мезонином»
  5. Н. Гоголь, «Портрет»
  6. И. Тургенев, «Ася»
  7. Н. Гоголь, «Невский проспект»
  8. А. Островский: «Лес»
  9. А. Куприн, «Гранатовый браслет»
  10. И. Гончаров, «Обыкновенная история»

Критерии оценивания

Для технарей и других не гуманитарных направлений у итогового сочинения есть всего две оценки: «зачет» и «незачет». Им достаточно преодолеть минимальную планку, и всё: они выходят в финал. А вот филологи, лингвисты и тому подобные категории лиц, которые хотят связать свою профессиональную деятельность со словом, должны будут постараться не на шутку. Баллы, которые они получат за эссе, будут иметь значение при поступлении в вуз. Там даже могут заново проверить работу и дать ей свою оценку, так что плоды умственного труда абитуриентов попадут на стол к приемной комиссии. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям.

Всего их пять, но есть три основных пункта: соответствие теме, объем и аргументация. Если хотя бы один из них жюри не устроит, работа не получит заветного зачета. Всего необходимо собрать хотя бы три критерия из пяти. Только тогда сочинение приведет к положительному итогу.

А вот и полный список требований к эссе:

  1. Соответствие теме. Если работа посвящена раскрытию другого тезиса или вообще ничего не раскрывает, то ее оценка – «незачет». Этот пункт подсекает многие сочинения, потому что ребята затрудняются определить то, что они доказывают в своем тексте.
  2. Объем сочинения. Многомудрый Литрекон не устает напоминать: минимум – 250 слов (все, что меньше, даже не проверят), а норма – 350! Если вы написали достаточно, за этот пункт вы получаете «зачет».
  3. Аргументация (0-2 балла). Нельзя искажать и перевирать факты из книги. Все примеры должны стать опорой для доказательства вашей точки зрения по поставленному вопросу. Если же вы просто перечислите события из произведения и продолжите рассуждать обо всем и ни о чем, то эссе проверку не пройдет.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда вы запутываетесь в своих мыслях, не можете внятно и точно ответить на поставленный вопрос, или же уходите в сторону от ответа, проверяющий тоже не может разобраться в написанном тексте. Мешанину из слов трудно понять и в обычной жизни, поэтому вполне закономерно, что выпускник, не умеющий логически выстраивать свое повествование, не получит высокой оценки.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла). Речевые и стилистические ошибки затрудняют проверку текста и препятствуют пониманию вашего замысла, поэтому их нужно научиться избегать, иначе баллы улетучатся восвояси. Однако сложные грамматические конструкции, правильный и понятный ход рассуждений, богатство лексикона могут помочь вам получить дополнительные баллы и хорошо зарекомендовать себя перед приемной комиссией.
  6. Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если всерьез опасаетесь из-за возникновения грамматических, пунктуационных и лексических погрешностей в сочинении, попросите у организаторов экзамена орфографический словарь прямо на экзамене, они обязаны дать.

Кроме пяти атлантов, на плечах которых стоит ваше душевное равновесие, есть еще и немаловажные критерии оценки, которые отвечают за распределение остальных баллов:

  1. Оригинальный подход (0-1 балл). Если вы можете без ущерба для качества речи подснастить ее интересными выражениями или изложить принципиально новые идеи в рамках поставленной задачи, дерзайте.
  2. Фактологическая точность (1 балл). Если не уверены в своем детальном владении точными датами, именами, цифрами, то избегайте их упоминания вообще.
  3. Ошибки речи (0-2 балла). Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки допускаются и не сулят потери баллов. А вот 3-4 съедят половину награды за данный пункт, так что не шикуйте, употребляя в тексте то, что вы точно не знаете, как употребить.
  4. Нормы орфографии (0-3 балла). У вас есть право на один просчет, а потом баллы начнут таять, как будто на дворе не декабрь, а майские праздники.
  5. Самостоятельность. Официально считается, что ваш текст проверяется на антиплагиат, но на практике это сложно сделать. Все же в целях профилактики лучше заключать цитаты в кавычки, а другого рода заимствования переписывать на свой лад.
  6. Нормы пунктуации (0-3 балла). Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла).
  7. Нормы грамматики (0-2 балла). Та же ситуация, в что и в предыдущем пункте.

Самая-самая работа получит 20 баллов. Но надо понимать, что это не те баллы, которые приемная комиссия засчитает в вашу пользу наравне с егэшными или внутренними «бантиками». Чтобы понять тонкий расчет, понадобится перевести одну валюту для измерения ваших стараний в другую. Курс невыгоден, но что делать…

от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;

  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Участь своего сочинения можно узнать в школе или же пункте, где вы подавали заявление на написание экзамена. Процедура проверки занимает неделю, но бывает и быстрее. Если вы поступаете на гуманитарное направление, есть смысл удвоить свои усилия, чтобы через 7 дней ожидания получить реальную льготу при поступлении. И в этом плане итоговое сочинение – скорее плюс, чем минус, ведь дает действительно талантливым ученикам дополнительную возможность пройти на бюджет. 10 баллов на дороге не валяются, именно они могут стать последней надеждой для абитуриента, трамплином для прыжка к цели.

Но есть и более прозаические обстоятельства, которые должны мотивировать вас постараться: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если итоговое сочинение слабовато по всем критериям, не стоит тратить время, вряд ли перепроверка принесет желаемые плоды. Лучше попытать счастье еще раз, благо есть три даты проведения экзамена, две из которых резервные.

Помните, что полученные баллы останутся с вами на всю жизнь, ведь результаты итогового сочинения не имеют срока годности.

Итоговое сочинение 2018 2020

Итоговое сочинение 2018-2020 – всё о нём

Если раньше старшеклассники получали допуск на ЕГЭ автоматически, то теперь каждому из них придется написать итоговое сочинение, даже если человек не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными науками. Хорошо это или плохо, решать не нам, зато мы можем рассказать вам об этом благе или помочь с бедой, как угодно. Словом, в этой статье мы изложили всю суть огня, воды и медных труб, которые встретятся нашим выпускникам на пути к цели.

Как и когда проходит?

В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

  • 5 декабря 2018 года (основная дата)
  • 6 февраля 2020 года (дополнительные сроки)
  • 8 мая 2020 года (дополнительные сроки)

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Несчастливые обладатели «незачета»;
  • Те, кого изгнали из кабинета за нарушение порядка;
  • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
  • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток. Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры. Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

  • Всех рассаживают в шахматном порядке;
  • Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
  • Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
  • Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
  • Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
  • Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
  • За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
  • Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
  • Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.

На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе.

Новые направления 2018-2020 года

Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто «не дано».

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто «не дано».

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ. Кликнув на направление, вы перейдете к ним.

  1. Отцы и дети;
  2. Мечта и реальность;
  3. Месть и великодушие;
  4. Искусство и ремесло;
  5. Доброта и жестокость.

Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене. Вот наша основная подборка тем. А здесь мы перечислим то, что уже написано и опубликовано на сайте.

Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК!

Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

Подготовка к итоговому сочинению

Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК, где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?

Вот еще несколько советов:

Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

Также рекомендуем вам читать подборки аргументов и готовые сочинения, которые мы выпускаем ежедневно. Если вы еще не подписаны на наш паблик, не теряйте времени даром и подписывайтесь!

Как написать?

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

Алгоритм написания эссе:

  • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
  • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
  • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
  • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
  • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
  • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения:

Список литературы

Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье «Список литературы для итогового сочинения с примерами».

Доброта и жестокость

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
  • В.П. Астафьев, «Людочка»;
  • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
  • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
  • В.М. Шукшин, «Чудик»;
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
  • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»

Месть и великодушие

  • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
  • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • В.М. Гаршин, «Трус»;
  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
  • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Мечта и реальность

  • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского».

Искусство и ремесло

  • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
  • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
  • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  • М. Горький: «На дне»;
  • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
  • Л. Н. Толстой: «Война и мир».
  • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

Банк аргументов

Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:

Критерии оценивания

Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:

  1. Соответствие теме. «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
  2. Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла). Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
  6. Грамотность (0-2 балла). Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.

Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:

  • Самостоятельность. Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
  • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
  • Нормы грамматики (о-2 балла). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
  • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
  • Нормы орфографии(0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
  • Нормы пунктуации(0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
  • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector