Изменения в аттестации педагогических работников в 2023 году
В 2023 году продолжается реформирование системы образования в Российской Федерации, и последние изменения, вводимые Правительством направлены на ее дальнейшую оптимизацию. Как и любые новшества, проводимые в законодательном обеспечении, они встретили недовольство среди консервативно настроенных педагогов, которых абсолютно устраивает и нынешнее существующее положение.
Целью стартовавшей новой аттестации педагогических работников является кардинальное положение в деле роста молодых кадров, которые вынуждены существовать на мизерную зарплату, в то время как отработавшие в школе длительный срок, обладают куда более существенными денежными прерогативами.
Суть принятых инноваций
Аттестация педагогических работников претерпела существенные изменения, по сравнению с тем, как она проходила еще в 2024 году. В 2023 году стартует проведение Национального квалификационного теста для определения профессиональной пригодности каждого педагога, работающего в средних образовательных учреждениях. Около 70% вопросов в проводимом тесте будут касаться знаний в области преподаваемого предмета. Остальные проверочные задания коснутся педагогики, психологии, методики преподавания и психологии развития.
Особенную новизну в самом факте необходимости проведения аттестации педагогических работников усмотреть сложно: работники сферы образования и ранее проходили повышение квалификации, в ходе которого готовили отчет (портфолио). В 2023 году предпринимается попытка видоизменить эту процедуру.
Последние изменения внедряются с целью проверки не только достижений, но и профессиональных знаний педагога по профильному предмету:
- Ранее существовал порядок, согласно которому человек мог только подтвердить уже существующую категорию, или подняться выше на одну ступеньку.
- Ограничения, вводимые на временные промежутки между аттестациями, предполагали для молодого и перспективного работника длинный и трудный путь к карьерному росту, получению денежных надбавок и бонусов.
- Ему необходимо было отработать 2 года после вуза, а затем каждые пять лет претендовать на более высокую категорию. Чтобы достичь приемлемого уровня зарплаты, в школе необходимо было отработать около 17 лет.
- Результатом действия наработанной системы оценки стал отток из образовательных учреждений молодых и перспективных кадров, выбиравших род деятельности по призванию, но вынужденных менять сферу из-за низкого финансового обеспечения.
- Получение более высокой категории могло бы исправить этот существенный недостаток профессии, но необходимо было отработать 7 лет (2 года после окончания учебы, не подлежащие оценкам, и еще пять – чтобы претендовать на повышение).
Последние новости 2023 состоят во введении возможности повышать свою категорию не только в установленный срок, но и по желанию, досрочно. Претендовать на любую, а не только расположенную рядом ступеньку оценки, если молодой педагог чувствует, что обладает достаточным уровнем знаний, чтобы пройти Национальный Квалификационный тест, дающий право на ее присвоение. Успешное преодоление проводимого профэкзамена, даст возможность получать более высокую оплату.
По сравнению с минимальной тарифной ставкой, максимальная выглядит достаточно внушительно, но теперь для ее обретения не требуется высиживать долгие годы, можно просто усиленно работать над собой и при хорошей подготовке перескакивать через ступеньки карьерной лестницы.
Краткая сущность пересмотра системы
Вводимые изменения позволяют претендовать на более высокую категорию не просто по желанию педагога, а при наличии определенных достижений в профессиональной сфере. Основанием для досрочного выхода на внеочередную ступеньку будет служить рейтинг, насчитываемый по разработанной в министерстве методике.
Для получения баллов нужно не просто показывать высокую успеваемость учеников, но и активность педагога в получении профессиональных знаний, освоении прогрессивных методик и концептуальных подходов.
Интересно! График сдачи отчетности в 2023 году
На закономерные опасения учителей старой закалки о том, что у них могут возникнуть сложности с прохождением НКТ, в Министерстве образования ответили заверением, что никаких увольнений для проваливших не предусмотрено. Это будет сигналом для самого Министерства. Тех, кто не располагает достаточным багажом знаний по преподаваемому предмету, будут отправлять в Институты повышения квалификации, очные, или дистанционные. А после этого педагог снова пройдет тестирование, но уже не на повышение категории, а на соответствие уже имеющейся.
Аттестация педагогических работников на 2024-2023 год
Чтобы повысить качество работы преподавателей, ежегодно в процесс их обязательной аттестации вносятся различные коррективы. Процесс проверки профессионализма преподавателей осуществляется по форме КИМов, используя за основание объективную оценку общефедерального уровня.
Основные сведения
Несколько лет назад Президент России одобрил формирование специальной системы учительского роста, главная задача которой – оценка уровня профессионализма отмеченных работников с помощью специальных наработок Минобразования. Чтобы узнать, по какому принципу запланирована аттестация педагогических работников на 2024-2023 год, следует изначально осудить главные положение этого процесса.
В установление категории российских учителей в ближайшем времени ожидается несколько новых требований, задействованных на всей территории РФ.
- Содержание – результативность труда учителя оценивается на основании специально заранее подготовленного материала, изложенного в форме КИМа. В таком виде оценивается не только знание предмета, а ещё и психолого-педагогическая методика его изложения перед учениками.
- Новая модель испытаний – обеспечивает стимулирование среди педагогов повышения качества собственного труда и его результативности.
- Перемены – предоставляют возможность обзавестись высшей категорией обычному учителю, который только закончил педагогический ВУЗ. Для этого достаточно продемонстрировать перед комиссией собственные профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории напрямую зависит зарплата педагога.
Причина перечисленной модернизации – решение вопроса о молодых учителях. Их зарплата и так не слишком примечательна, и пока их сослуживцы могут рассчитывать на более существенную оплату собственного труда, те, кто действительно хочет и может работать хорошо, вынужден соглашаться на мизер. Посему уже сейчас все молодые учителя массово подают заявку на досрочную аттестацию.
Существующие недостатки системы аттестации
На данный момент в России существует два типа аттестации представителей педагогической сферы.
- На присвоение квалификационной категории.
- На соответствие занимаемой должности.
Основным недостатком такой аттестации считается её «непрозрачность». Оказывается, к вопросу повышения квалификации в регионах страны подходят по-своему. Обязательным считается сам порядок проведения процедуры, а не её содержание. Проблема кроется в том, что нет единых требований к аттестации.
- Присвоение квалификационной категории осуществляется посредством оценки труда учителя – изучается его «портфолио». Вот только точных ЕФОМ и критерием квалификации при этом попросту нет.
- Нынешние правила Минобразования не позволяют молодому учителю, только получившему диплом, рассчитывать получить высшую квалификационную категорию. Согласно правилам, изначально придётся заслужить первую категорию, после чего можно претендовать на и высшую, но только не ранее, чем через два года после последней аттестации.
- Создание «портфолио» – аттестационного документа, отнимает у педагога немало времени и сил, кое он должен тратить на обучение школьников. В итоге, большая часть рабочего времени учителя расходуется не по назначению.
- Если педагогу уже удалось успешно справиться с аттестацией, у него пропадает всякое желание продолжать образование и обзаводится новыми профессиональными компетенциями из-за недостаточной мотивации. Проблема – отсутствие перспектив должностного роста.
Аттестация на соответствие занимаемой должности в 2023 году
Особое внимание учителей следует обратить на новую модель аттестации, не меняющей сам порядок процедуры получение «зачёта» на соответствие занимаемого поста. Как и прежде, этот процесс будет руководствоваться существующими нормативами и регламентами. Переходной период законодательства РФ на новые правила аттестации установлен до 1 января 2023 года.
На данный момент политики разбирают вопрос о возможном исключении из стандартов оценивания учителей некоторых пунктов, ранее использующихся при процедуре.
Оглашённый вид аттестации проводится на основании оценивания педагогических качеств, навыков и результатов выполняемых обязанностей, прописанных в трудовом договоре. Часть, касающаяся должностных обязанностей преподавателя, руководствуется соответствующим ЕКС.
Благодаря модернизации процесса аттестации педагогов удастся сократить дистанцию между теми, у кого есть достаточный стаж и начинающим профессионалом. Это совершенно не означает, что кто-то пытается приуменьшить заслуги учителя старшего поколения. Просто, почему молодые кадры не могут получать больше, если их профессиональные качества это позволяют.
В новой модели аттестации подтверждение квалификации педагога должно осуществляться на основании объективной, независимой оценки, с помощью аттестационной формы ЕФОМ.
Поменяется и само содержание проверки. Контрольные материалы должны быть разделены на 3 основных блока:
- педагогический предмет;
- уровень знаний той науки, что преподаётся;
- коммуникативные навыки.
По отмеченным направлениям в дальнейшем будет расширяться профессиональная оценка представителей общеобразовательной сферы.
Очень важно запомнить, что оценка знаний учеников, обучающихся по методике тестируемого педагога, должна проводиться не по пиковым результатам, а в динамике «что знал и чему научился».
Риски новой модели
Оказывается, не всё ново – хорошо. Стоит ли использовать это утверждение по нынешней тематике? Давайте разберёмся.
- Пока толком непонятно, кто именно и по каким критериям должен проверять эссе педагога для оценки его кругозора. Возможно, в дальнейшем его заменять КИМами.
- Анализ урока учителя для определения его психологических характеристик:
- требуются дополнительные финансовые затраты;
- нет возможности получить разрешения на съёмку учеников от всех родителе.
- Профпригодность учителя можно оспорить в суде.
По мнению большинства нынешних педагогов, такой вид
проверки их знаний считается не вполне уместным, ведь в первую очередь их квалификация подтверждается дипломом.
Что делать в случае, если педагог не смог пройти аттестацию? Увольнять никто никого не собирается, так как не эта цель главная. Правда, придётся смириться с дальнейшей переподготовкой: обучение, курсы повышения квалификации.
Перспективы роста
На сегодняшний день существующие модели аттестации никак не отражаются на профессиональном росте учителя. Благодаря новой модели можно рассчитывать на построение педагогической карьеры в разных направлениях.
НСУР предлагает правительству использовать для таких целей 3 должностные градации.
- Учитель. Закончил обучение, обладает знанием предмета и может свободно планировать и проводить уроки.
- Старший учитель. Педагог с первой категорией, овладевший инновационными технологиями, работает с учениками с ОВЗ, и способен самостоятельно разрабатывать учебную программу.
- Ведущий учитель. Педагог с высшей категорией, обладающий всеми компетенциями предыдущего звена и выступает в качестве интегратора.
Старший учитель может заниматься наставничеством, что не займёт слишком много его времени. Кстати, каждая из представленных градаций имеет собственное ответвление.
В завершение остаётся лишь добавить, что разработка новой системы аттестации российских учителей будет продолжаться вплоть до 2023 года. Апробация нововведений должны проходить в нескольких регионах страны. Баллы и все прочие, более подробные сведения по отмеченной теме, удастся узнать незадолго до момента официального вступления модернизаций в силу.
Аттестация учителей в 2023 году
Одним из ведущих направлений в 2024-2023 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания. Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам. Каким будет учитель 2023 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов? Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.
Профессия «учитель»
Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:
- Сложностями с трудоустройством, ведь большинство учебных заведения желают получить опытного и уже зарекомендовавшего себя специалиста.
- Низкой заработной платой, ведь «начиная с нуля» молодой специалист лишен большого числа надбавок, формирующих оклад опытного учителя с внушительным стажем.
- Невозможностью быстро повысить свой профессиональный уровень, пройдя очередную аттестацию (зачастую данный вопрос во многом зависит не от профессионализма молодого специалиста, а от желания администрации).
В результате достаточно большой процент подающих надежды и ранее мечтавших о работе с детьми молодых специалистов ищут возможности самореализации и достойного заработка в других сферах, что приводит в дефициту качественных педагогических кадров, который особенно ощутим в небольших городах, поселках и деревнях.
Реформа, запущенная Правительством, а также новая аттестация педагогических работников, которая придет на смену старому порядку повышения квалификации уже в 2023 году, должны кардинально изменить положение молодых учителей, открыв им широчайшие возможности личностного и карьерного роста.
Зачем нужна аттестация?
- рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
- возможность дополнительно брать «классное руководство»;
- право заведовать кабинетом и др.
Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм:
- Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы.
- Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей.
- Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая).
- Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию.
- Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета как таковых не было.
Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям:
- преподавание предмета;
- организация внеурочной деятельности учеников;
- взаимодействие с родителями;
- участие в общешкольной жизни;
- методическая работа;
- самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост.
При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей, которую планируют внедрить в 2023 году.
Новый формат оценки деятельности учителя
В 2023 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию. По мнению Минобрнауки дополнительным стимулом для активной работы и стремления к карьерному росту учителям будет увеличение разрыва между минимальной и максимальной ставкой в тарифной сетке, которая уже в следующем году должна в среднем возрасти с 16 000 руб. до 50 000 руб.
Главной инновацией 2023 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.
Также последние изменения затронули саму суть оценивания эффективности деятельности педагога, и в 2023 году новая по формату аттестация учителей позволит активно работающим молодым специалистам быстро добиться успехов и признания.
Основными нововведениями будут:
- Возможность «перескакивать» через категорию.
- Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
- За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
- Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
- От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.
Конечно, многие специалисты «старой закалки» посматривают на нововведения с некоторым опасением, ведь им предстоит не только показать эффективность своей работы, а и подтвердить знание предмета, что может вызывать некоторые трудности у тех, что длительный период читает в определенных параллелях и успел несколько подзабыть тонкости некоторых тем.
Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?
Больше всего страхов, возникающих у педагогов связаны с вопросом – что будет с теми, кто не сможет сдать НКТ или не пройдет аттестацию по каким-либо иным причинам.
В Минобрнауки четко заявили, что увольнять учителя, которому не удалось пройти «экзамен на профпригодность» в новом формате никто не будет.
Новые должности для успешных учителей
Молодые или уже давно работающие в сфере образования учителя получат реальную возможность карьерного роста. Новый Профстандарт 2023 года предполагает введение таких должностей, как:
- Старший учитель (на звание может претендовать специалист 1 категории).
- Ведущий учитель (для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).
Естественно, что оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по более высокому разряду.
Аттестация педагогических работников в 2023 году
Для повышения качества работы преподавателей ежегодно в процесс их обязательной аттестации вносятся различные изменения. Проверка профессионализма учителя осуществляется по форме КИМов, в основе которой находится объективная оценка общефедерального значения.
Новые требования
В основе принятой президентом системе учительского роста – оценка уровня профессионализма отмеченных работников при помощи некоторых наработок Минобразования.
Новые требования в установлении категории российских учителей:
- Содержание – результат труда учителя оценивается на основе материала, подготовленного заранее и изложенного в форме КИМа. В данном виде оценивается знание предмета, психическая и педагогическая методика его изложения ученикам.
- Применение новой испытательной модели – необходимо для стимуляции среди педагогов повышения качества их труда и его результативности.
- Перемены – необходимы для предоставления возможности обзавестись высшей категорией простому учителю, который недавно получил диплом педагога. Для этого необходимо продемонстрировать перед комиссией свои профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории зависит зарплата учителя.
Причины такой модернизации – решение вопроса о молодых педагогах. Их заработная плата мизерная, и пока их коллеги получают за свой труд более существенную оплату, те, кто хочет работать, вынужден получать минимальную зарплату. Поэтому на текущий момент многие молодые педагоги подают заявки на досрочную аттестацию.
Недостатки системы
На данный момент учителям России предлагают 2 варианта аттестации:
- присвоение квалификационной категории;
- соответствие занимаемой должности.
Основной минус предложенных вариантов – отсутствие «прозрачности», так как к системе повышения квалификации в каждом регионе РФ подходят по-разному. Но общим моментом в данном вопросе является соблюдение порядка проведения процедуры. Проблему связывают специалисты с отсутствием единых требований к аттестации:
- Квалификационная категория присваивается посредством оценки труда педагога – комиссия изучает его «портфолио». При этом нет точных ЕФОМ и критерий квалификации.
- Действующие правила Минобразования не позволяют молодому преподавателю рассчитывать на получение высшей квалификационной категории. По правилам, предварительно защищается первая категория, затем высшая. Но это возможно через 2 года после последней аттестации.
- «Портфолио» — аттестационный документ, для создания которого требуется приложить усилия. Для этого учитель затрачивает свое время.
- После аттестации у педагогов часто пропадает желание продолжать свое образование, так как мотивация равна нулю. Такое решение связывают с отсутствием перспектив должностного роста.
Аттестация и должность
Особое внимание учителей обращается на новую модель аттестации, которая не меняет сам порядок процедуры получения «зачета» на соответствие занимаемой должности. Данный процесс протекает с учетом действующих нормативов и регламентов. Новое законодательство планируется утвердить 1 января 2023 года.
На текущий момент политики разбирают вопрос об исключении из стандартов оценивания учителей некоторых пунктов, ранее использующихся при процедуре. Рассматриваемый процесс протекает с учетом оценивания педагогических качества, навыков, результатов выполняемых обязанностей, что прописывается в трудовом договоре.
Определенная часть должностных обязательств указана в ЕКС. За счет модернизации учебного процесса педагоги могут сократить дистанцию между теми, у кого существует большой стаж работы и новичком. Но это не означает, что кто-то пытается приуменьшить заслуги педагогов преклонного возраста. Аттестация должности должна распространяться и на молодые кадры, которые имеют профессиональные качества в данной сфере.
Новая модель аттестации подтверждения квалификации педагога основана на объективной и независимой оценке, что прописывается в форме ЕФОМ. Известно, что изменится содержание проверки. Контрольные материалы разделят на 3 блока:
- педагогический предмет;
- уровень знаний преподаваемой науки;
- коммуникабельность.
По вышеуказанным направлениям в последующем будет расширяться профессиональная оценка учителей. Предусмотрено, что знания учеников, которые обучаются по методике тестируемого педагога, будут оцениваться не по максимальным результатам, а в динамике.
Риски модели
В новой модели есть свои риски. Неизвестно, кто и по каким критериям должен проверять эссе учителя для оценки его кругозора. Возможно, что его заменять КИМами. Для подтверждения своей квалификации учителю нужны дополнительные финансовые затраты. Чтобы получить разрешение на съемку учеников от их родителей, потребуется много усилий. Профпригодность учитель может оспорить в судебном порядке.
Многие современные педагоги считают такую проверку знаний не уместной, так как в первую очередь их квалификация подтверждается дипломом. Если педагог не прошел аттестацию, его не увольняют. Ему потребуется пройти последующую переподготовку: обучение, курсы повышения квалификации.
Перспективы рост
На текущий момент существует модель аттестации, которая не отражается на профессиональном росте учителя. Благодаря такой модели рассчитывается построение педагогической карьеры в различных направлениях.
НСУР выступило с предложением использовать для таких целей 3 градации:
- Учитель. После высшего образования педагог обладает знанием предмета. Он легко планирует и проводит урок.
- Старший учитель. Педагог первой категории, который овладел инновационные технологии, работает с учениками с ОВЗ, может самостоятельно разрабатывать учебную программу.
- Ведущий учитель. Педагог высокой категории, которые обладает всеми компетенциями предыдущего звена, выступая в качестве интегратора.
Старший учитель занимается наставничеством, что не требует много времени. При этом каждая из вышеописанных градаций имеет свое отдельное ответвление. Известно, что новая система аттестации учителей РФ будет разрабатываться до 2023 года. Но апробация нововведений уже проходит в некоторых регионах страны.
Аттестация учителей в 2023 году: изменения
в Учёба 20.01.2022 10,032 Просмотров
Новые требования
В основе принятой президентом системе учительского роста – оценка уровня профессионализма отмеченных работников при помощи некоторых наработок Минобразования.
Новые требования в установлении категории российских учителей:
- Содержание – результат труда учителя оценивается на основе материала, подготовленного заранее и изложенного в форме КИМа. В данном виде оценивается знание предмета, психическая и педагогическая методика его изложения ученикам.
- Применение новой испытательной модели – необходимо для стимуляции среди педагогов повышения качества их труда и его результативности.
- Перемены – необходимы для предоставления возможности обзавестись высшей категорией простому учителю, который недавно получил диплом педагога. Для этого необходимо продемонстрировать перед комиссией свои профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории зависит зарплата учителя.
Причины такой модернизации – решение вопроса о молодых педагогах. Их заработная плата мизерная, и пока их коллеги получают за свой труд более существенную оплату, те, кто хочет работать, вынужден получать минимальную зарплату. Поэтому на текущий момент многие молодые педагоги подают заявки на досрочную аттестацию.
Недостатки системы
На данный момент учителям России предлагают 2 варианта аттестации:
- присвоение квалификационной категории;
- соответствие занимаемой должности.
Основной минус предложенных вариантов – отсутствие «прозрачности», так как к системе повышения квалификации в каждом регионе РФ подходят по-разному. Но общим моментом в данном вопросе является соблюдение порядка проведения процедуры. Проблему связывают специалисты с отсутствием единых требований к аттестации:
- Квалификационная категория присваивается посредством оценки труда педагога – комиссия изучает его «портфолио». При этом нет точных ЕФОМ и критерий квалификации.
- Действующие правила Минобразования не позволяют молодому преподавателю рассчитывать на получение высшей квалификационной категории. По правилам, предварительно защищается первая категория, затем высшая. Но это возможно через 2 года после последней аттестации.
- «Портфолио» — аттестационный документ, для создания которого требуется приложить усилия. Для этого учитель затрачивает свое время.
- После аттестации у педагогов часто пропадает желание продолжать свое образование, так как мотивация равна нулю. Такое решение связывают с отсутствием перспектив должностного роста.
Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2023 году?
Поскольку аттестация учителей в 2023 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.
Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.
Кто проводит аттестацию
Для аттестации педагогических работников собирается аттестационная комиссия, которую самостоятельно формирует образовательная организация.
В состав комиссии обязательно входит председатель и заместитель председателя аттестационной комиссии, а также секретарь и члены комиссии. При наличии выборного органа соответствующей профсоюзной организации, в состав комиссии входит еще и представитель этого органа.
Другими словами, аттестационная комиссия формируется из работников образовательной организации, где трудится аттестуемый педагог и предусмотренных уставом учреждения представителей коллегиальных органов управления.
Кому не нужно проходить аттестацию в 2023 году
- Обязательная аттестация с целью подтвердить соответствие занимаемой должности;
- Добровольная аттестация по желанию педагога для установления первой или высшей категории квалификации.
Аттестации в целях подтверждения правоспособности занимать ту или иную должность, не подлежат следующие работники учреждения образования:
- с присвоенными квалификационными категориями;
- занимающие должность в организации, где проводится аттестация, с 2015 года и позже;
- беременные;
- находящиеся в декретном отпуске по беременности и родам;
- находящиеся в декретном отпуске по уходу за малолетними детьми до достижения ними трехлетнего возраста;
- пребывавшие на больничном более четырех месяцев подряд.
Как пройти аттестацию
Прохождение аттестации педагогом – ответственное и очень трудоемкое дело. Если ранее от педработника требовалось лишь заявление, то теперь ответственность за процесс регистрации для прохождения аттестации полностью легла на плечи учебной организации, в которой трудится аттестуемый.
Документы для прохождения аттестации:
- заявление с подписью педагогического работника;
- если ранее педагог уже проходил аттестации, нужна копия результатов этих аттестаций;
- копия диплома о высшем педагогическом образовании или о среднем профессиональном образовании;
- если ранее была получена квалификационная категория, требуется заверенная руководителем образовательной организации копия соответствующего документа;
- в случае необходимости нужна копия документов, которые подтверждают смену фамилии;
- характеристика (развернутая) с места работы или сопроводительное письмо, позволяющее подтвердить уровень компетенции педагога и его профессиональной деятельности;
- информационная карта с результатами профессиональной деятельности за межаттестационный период.
Тем педагогам, которые хотят пройти добровольную аттестацию на повышение квалификации, нужно, помимо изложенных выше документов, предоставить также электронные носители (два экземпляра) с двумя видео с занятиями за межаттестационный период.
Дополнительные предложения для аттестации нового типа
Из-за явного отсутствия продолжения «карьерной лестницы» у педагогов, планируется введение дополнительных стимуляторов помимо присвоения категорий. Иногда после получения высшей категории у многих учителей утрачивается мотивация к дальнейшему самообразованию и совершенствованию педагогических навыков.
Одновременно с этим внедрение аттестационных новшеств позволяет молодым преподавателям получать хоть что-то «похожее» на заработную плату, а не какой-то неприличный минимум. В очередной раз получилась некая палка о двух концах — для молодых учителей сделали хорошо, в остальном немного станет хуже.
Чтобы избежать дальнейшей пассивности педагогов идет обсуждение внедрения совместно с категориями и другой градации квалифицированности учителя. Предполагают 3 ступени:
- Учитель.
- Старший учитель.
- Ведущий учитель.
Пока ведется разработка этой структуры, но уже сейчас понятно, что помимо прочего у такой градации будет иметься связь со стандартной схемой присвоения категорий. Т. е. начинающий учитель не может стать ведущим по причине отсутствия опыта, поэтому к моменту его получения знания педагога позволят получить категорию. Более подробные пояснения станут известны после окончательной разработки структуры, ожидаемой в 2023 году.
Аттестация учителей в 2023 году еще не обретет полностью завершенный новый вид, но уже будет приближаться к тому, что задумало Министерство образования. Забота о нуждах молодых учителей совместно с попытками решить их материальный достаток привела и к росту профессионализма. Теперь студенты последних курсов и уже приступившие к работе молодые педагоги знают, что от их компетенций в ближайшее время будет зависит зарплата, т. к. сейчас не надо ждать 5 лет до аттестации на хотя бы на вторую категорию.
Изменения правил аттестации учителей в 2023 году вступили в силу 1 сентября 2024 года
1 сентября 2024 года в силу вошёл закон, регулирующий процедуру аттестации учителей в 2023 году. Министерство образования напомнило, что аттестацию необходимо проходить каждые пять лет или раньше, при желании повысить профессиональную категорию.
Создатели законопроекта объявили, что главным новшеством станет введение Национального Квалификационного Теста. Пройти его должен будет каждый претендент на получение аттестации. Стимулировать учителей к повышению категории, власти решили повышением зарплат для обладателей более высоких категорий.
Аттестация учителей в 2024-2023 учебном году пройдет по новым правилам
Министерство образования заявило, что каждый учитель с истекшей аттестацией пройдет в 2023 году всеобщий тест, подтверждающий квалификацию. Содержание теста будет зависеть от предмета, который преподает учитель – 70% вопросы будут посвящены именно его профильному предмету. Остальные 30% посвящены вопросам педагогики – сущности педагогики как науки и как практики, методологии этой дисциплины.
Оценивать профессиональный уровень учителей в новом учебном году будут также иным образом. Создатель законопроекта сообщили, что они поставили перед собой цель сделать работу учителя престижным для молодых преподавателей, для чего открыли все возможности для быстрого карьерного роста. Теперь возможным станет «перешагивание» через категории, которое позволит талантливой молодёжи быстро достичь высоких званий в учительской профессиональной деятельности.
Для того, чтобы сделать оценивание прогресса учителя наиболее объективным, были введены технологии, позволяющие оценить рост профессионализма от прошлой, до нынешней аттестации. Чем большей была активность преподавателя на рабочем месте и, конечно, чем успешнее были его ученики, тем лучший результат удастся получить во время процедуры аттестации.
Изменения заработной платы повысят интерес к процедуре аттестации среди российских учителей
Создатели законопроекта акцентировали внимание не необходимости воспитания нового поколения талантливых преподавателей. По их словам, ранее у молодёжи не было стимула повышать свою профессиональную категорию, так как изменения в заработной плате для разных категорий были абсолютно минимальны. Размер выплат теперь будет разниться на десятки тысяч рублей.
Эксперты считают, что молодые специалисты увидят перспективу и в самой профессии педагога, и в повышении своего звания для карьерного роста. Этой возможностью, безусловно, смогут воспользоваться и опытные специалисты, которые на данный момент избегали участия в повышении квалификации.
Аттестация учителей, по мнению Министерства образования, станет абсолютно прозрачной процедурой, которая позволит более талантливым и трудолюбивым учителям получать гораздо большую заработную плату. Это изменение начнет ощущаться гражданами Российской Федерации уже в 2023 году, а в дальней перспективе это может радикальным образом реформировать всю современную российскую школу.
Аттестация педагогических работников в 2023 году
Статьи по теме
Аттестацией называют комплексную оценку профессионализма и квалификации педсостава образовательных учреждений. Эта процедура, согласно новой редакции Закона «Об образовании», предписывает необходимость организации и прохождения аттестации педагогов раз в пятилетку. Практически каждый год контролирующие структуры вносят коррективы в план аттестации, иногда изменения эпизодические, но зачастую существенные.
Руководство школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений (УО) обязано ознакомиться с измененной программой, а также донести до подчиненных, как будет проходить аттестация педагогических работников в 2023 году.
Акцентные моменты обновленного законодательства
Правительство РФ обозначило 2024-2023 годы периодом реформ образовательной системы. Основная цель перемен в этой сфере – улучшение социального статуса педагога, оптимизация общего уровня преподавания и проведение мероприятий, способствующих росту престижности профессии. Эти запросы не новы, но сейчас их острота не дает возможность откладывать решение.
Министерство образования и науки отмечает, что требования выросли ко всем сторонам учебного процесса – и к учащимся, и к педагогам. Специалисты акцентируют внимание на том, что без этой категоричности невозможно продвигаться вперед, новые требования диктует время и намеченные на ближайшие годы задачи.
В частности, определен перечень самых частых проблем, с которыми сталкивается сегодня молодой специалист:
• он испытывает сложности с трудоустройством, так как принимают в штат новичков неохотно;
• низкая заработная плата – молодой специалист не заработал еще категорий, стажа и тех надбавок, которые заслужил учитель опытный, и даже старания и успехи молодого педагога руководство не всегда может поощрить материально в ощутимом объеме;
• наконец, молодой специалист не имеет возможности быстро повысить свой профессиональный уровень, ведь для этого ему нужно отработать в УО определенное количество лет и т.д.
И хотя многим такие трудности кажутся логичными, недоступными для изменений, именно приводят к оттоку молодых специалистов из школ. Они не находят самореализации, не могут рассчитывать на хорошую зарплату, ищут работу в иной сфере. Потому необходимость реформ назрела, и чтобы изменить текущее положение молодых учителей (в том числе) изменения претерпела аттестация педагогических работников 2023.
Для чего проводится аттестация
Если говорить очень кратно и емко, то аттестационная процедура может стать карьерной лестницей для современного учителя. Получив категорию выше имеющейся, специалист видит определенные перспективы.
• повышение зарплаты с учетом всех полагающихся выплат по определенной тарифной сетке;
• возможность получить нагрузку в виде классного руководства;
• возможность получить право заведования кабинетом и т.д.
И это не все перспективы, которые открывает успешно пройденная аттестация. Педагог мог расшить спектр своей деятельности за счет возможности ведения кружков, студий, секций, факультативов и пр. Он может получить определенную должность только при наличии категории, наконец, перейти в новое УО, стать методистом или заместителем он тоже может только при наличии определенной категории. Даже если объективно специалист готов к повышению уже сейчас, отсутствие категории мешает ему получить повышение.
В чем были недоработки прежней аттестации
Система, действующая до изменений, не была совершенной. Молодой специалист часто оказывался обезоруженным перед той цепочкой планомерных действий, которую нужно пройти для небольшого продвижения по карьерной лестнице. Первая аттестация представлялась возможной только через пять лет непрерывной работы в УО: а это, как показала практика, критический срок для молодого педагога принятие решения о том, останется он в профессии или нет.
Внеочередная аттестация, даже при значимых успехах специалиста, не могла быть раньше, чем через два года после прохождения предыдущей. И речь не о плановом повышении, а об аттестации по личной инициативе. Это значит, что даже тот педагог, что достиг весомых заслуг, показал высокую эффективность в работе, не может раньше времени получить новую категорию.
Еще один важный момент – ранее аттестация делала акцент на самой работе учителя и ее эффективности, и практически обходила стороной тесты на знание профпредмета.
Изменения аттестации педагогических работников в 2023 году учли многие слабые моменты предыдущих предписаний, новая интерпретация отличается прогрессивным видением положения учителя и инструментов, благодаря которым он может расти профессионально без лишних препон.
Прогрессивные изменения в новой аттестации
Новые правила аттестации учителей в 2023 году в педагогическом кругу называют революционными. И если это преувеличение, то совсем небольшое. Инноваций много, и некоторые в корне отличаются от пунктов ранее проводившихся процедур.
Так, каждый педагог с истекшей аттестацией должен пройти в текущем году новый тест, предназначенный для подтверждения его квалификации. Его содержание определяется предметом, который и преподает педагог: около 70% вопросов из области профильного предмета, оставшиеся 30% охватывают общие темы педагогики и психологии обучения.
Новые правила аттестации педагогических работников в 2023 году отражены и в обновленной аттестационной модели.
Результат педагогического труда будет оценен на основе предварительного собранного материала, предоставленного в форме КИМа. Сюда входит оценка знания профильного предмета, педагогическая, а также психическая подготовленность к работе.
Применение обновленной тест-модели
Ее задача – стимулировать современного учителя повышать качество и эффективность своего труда.
Молодой специалист может быстрее получить категорию, от которой зависит уровень его зарплаты. Это поможет избежать накопления заявок на досрочную аттестацию, то есть поспособствует дебюрократизации процесса в том числе.
Несовершенства прежней модели заключались, например, в создании портфолио. Безусловно, оно демонстрирует в определенной степени заслуги педагога, раскрывает его профессиональные стороны. Но затраченное на его создание время специалист мог бы отвести практическим действиям, которые относятся к его непосредственной работе с учеником. К тому же строгих критериев к форме портфолио так и не составлено. Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной.
Новая аттестация педагогических работников в 2023 году уходит от «плавающих» требований и отсутствия единого подхода. Ранее после аттестации сотрудник понимал, что следующая – только через пять лет. У него исчезало желание совершенствоваться, учиться, расти, так как даже реальная эффективная работа в этом отношении не могла быть оцененной ранее строго установленного срока. Так теряется мотивация специалиста.
Новая модель: особенности
Новый подход несколько трансформирует порядок аттестации педагогических работников в 2023 году.
Как выглядит обновленная схема:
• Работодатель обязуется ознакомить учителя с планом аттестации не менее чем за 30 дней (календарных) до начала ее проведения.
• Учитель по желанию может предоставить комиссии дополнительную информацию, которая способна охарактеризовать его работу за период после пройденной аттестации (либо за период с момента начала профессиональной деятельности – для молодых сотрудников).
• Если работник отказывается от плановой аттестации, составляется акт под подпись учителя. При его составлении должны присутствовать как минимум два лица, которые фиксируют акт.
Основа новой аттестационной модели – объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника. Сам принцип проверки меняется. Теперь контрольные материалы делятся на три блока: изучается педагогический предмет, уровень преподавания профильного предмета и коммуникабельность.
Оценка главных нововведений
Основная инновация, как уже отмечалось, НКТ – Национальный квалификационный тест. Он обязателен для каждого сотрудника. Не всем понравилось такое нововведение, многие опытные учителя даже считают его оскорбительным. Но их оппоненты уверены – обижаться здесь не на что, даже самый опытный учитель должен расти, развиваться, постоянно обновлять свои знания, чтобы не было профессиональных застоев.
Сюда же относят справедливые высказывания о том, что если даже ученик младших классов владеет компьютером, лучше, чем учитель, если он быстрее ориентируется в поисковой информационной среде, с этим нужно что-то делать.
5 других важных изменений, которые несет аттестация учителей в 2023 году:
1. Учитель получает возможность «перескочить» через категорию. И это однозначный плюс, отсутствие которого ранее тормозило профессиональный рост талантливых педагогов.
2. Возможность досрочного выхода на аттестацию, если для того есть основания. Ранее это было если не невозможно, то очень сложно. Боясь бюрократических проволок, сотрудник, заслуживающий досрочной аттестации, просто не решался подать заявление.
3. В основе аттестации – не достижения специалиста в формате «здесь и сейчас», а его работа в динамике.
4. Наличие специальной методики, которая категориально высчитывает рейтинг педагога (эффективность деятельности).
5. Учитель должен продемонстрировать концептуально новые методологические подходы к выполнению обновленных стандартов и норм ФГОС.
Новая аттестация учителей в 2023 году должна, по мнению ее разработчиков, стимулировать педагога к профессиональному совершенствованию, предотвратить стагнацию и формализм мероприятий аттестационной программы.
Изменится ли зарплата?
Специалисты Минобрнауки уверяют, что в обновленной аттестационной модели заложено и финансовое стимулирование педработников. Так, предполагается увеличение разбежки между минимальной и максимальной ставкой по тарификации: приводятся и конкретные цифры – с 16000 рублей она должна вырасти до 50000 рублей.
Новая форма аттестации учителей в 2023 году, по прогнозам специалистов, даст возможность закрепиться начинающим педагогам в школе. Рост зарплат и возможность досрочного повышения квалификации, как предполагают в Министерстве, препятствует утечке педкадров в иные отрасли.
Риски реформированной модели
Изменения в аттестации учителей в 2023 году в отдельных кругах вызвали бурную критику. В обновленной модели действительно есть риски. Например, написание учителем эссе (по новым предписаниям оно должно оценить кругозор педагога) не имеет четких требований. Кто и как будет его проверять, на основании каких критериев – точно неясно. Но специалисты уверяют, что если не будет доказана эффективность этого способа проверки, эссе заменят более убедительными вариантами.
Возникли вопросы и к тем средствам, которые учитель неминуемо затратит для прохождения аттестации. Например, он должен проводить видеосъемку уроков: далеко не все учителя могут позволить себе качественную съемку, монтаж и обработку видео. Чтобы заведомо хорошо проявить себя с этой стороны, многие сотрудники, вероятно, будут привлекать сторонних специалистов (видеографов). Эти траты, разумеется, вряд ли компенсируют школа.
Опять же, для осуществления обычной видеосъемки учебного процесса учитель должен заручиться письменными разрешениями родителей учеников. Реально ли это? Если и реально, то затраты, даже временные, излишни.
Что ожидает учителей, не прошедших аттестацию
Большая часть страхов связана с простым вопросом: «Что, если я не пройду аттестацию?» Представители Минобрнауки заверили, что увольнение такому работнику не грозит. Но для руководства незачет будет сигналом: сам учитель должен обратить внимание на свой результат.
Скорее всего, его могут отправить на курсы повышения квалификации. И даже если работник уже прошел курсы, неудовлетворительно пройденная им аттестация может стать причиной необходимости повторения этого этапа самообразования.
У учителей появятся новые должности?
Аттестация учителей в 2023 году, последние изменения которой всколыхнули педагогическое сообщество, предполагает и введение новых должностей. По крайней мере, с таким заявлением выступили создатели нового Профстандарта 2023.
Так, в российской школе теперь может появиться:
• Старший учитель. Рассчитывать на такой статус может только сотр удник, уже получивший первую категорию.
• Ведущий учитель. Это же звание могут получить только специалисты с высшей категорией.
Новые должности предполагают и повышение заработной платы. Введение «старшего учителя» и «ведущего учителя» должно не просто сыграть на амбициях педработника, но и выстроить определенную профессиональную градацию. Ведь если в категориях учителей обыватель разбирается недостаточно хорошо, то определения «старший» и «ведущий» вызывают более четкие ассоциации.
Кто проводит аттестацию
Аттестационную комиссию, как и прежде, формирует УО самостоятельно. В составе ее будет председатель, секретарь и члены комиссии. Пока этот организационный принцип не ждут значительные изменения, хотя в будущем они не исключены.
Если в последующем комиссия будет включать не только работников образовательной организации, но и сторонних специалистов, цель такого нововведения – повысить объективность аттестации.
Кто не проходит аттестацию
Аттестация педработников подразделяется на два вида: обязательная и добровольная. В первом случае учитель должен подтвердить свое соответствие актуальной должности. Из этого следует, что он не обязательно повышает категорию, а доказывает ее состоятельность. Добровольная аттестация – это инициатива самого учителя. Аттестация педагогических работников в 2023 году: первая категория и высшая могут быть получены учителем, если он написал заявление на прохождение процедуры.
Не подлежат обязательной аттестации следующие категории сотрудников:
• педагоги, работающие в УО с 2015 года позже;
• пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;
• пребывающие более четырех месяцев подряд на больничном.
Входят в этот перечень и педагоги с уже полученными категориями в недавнем времени.
Как оформить аттестационные документы
Ранее педработнику достаточно было написать заявление, сейчас же регистрация сотрудника УО на прохождение аттестации – процесс более длительный.
Какие документы потребуются:
• заявление с личной подписью педагога;
• копия результатов ранее пройденных аттестаций (при их наличии);
• копия диплома (либо дипломов) об образовании, а также о пройденной переподготовке;
• копия документа о получении категории (если она уже есть у работника), заверенная подписью руководителя УО;
• копия документации о смене фамилии, если это актуально;
• характеристика непосредственно с места работы либо сопроводительное письмо – они должны дать оценку уровня компетенций учителя и его работы;
• информ-карта с отображением итогов деятельности за межаттестационные сроки.
Те же педагоги, что желают пройти добровольную аттестацию, должны, помимо прочего, предоставить составу комиссии носители с видеозаписью двух занятий. Занятия должны быть проведены в межаттестационный период.
В каждой школе в запланированное время вывешивается график аттестации педагогических работников в 2023 году. Каждый специалист уведомлен о необходимости (либо – добровольной возможности) пройти аттестацию.
Эти нововведения конечны?
Нет, окончательная разработка новой структуры аттестации должна быть завершена в 2023 году. Это значит, что в текущем году новые аттестационные мероприятия еще не обретут завершенный вид, но будут в достаточной степени реформированы. Задумки представителей Минобрнауки касаются не только действующих учителей, но и студентов старших курсов педвузов. Будущие специалисты могут строить планы, оценивать свои перспективы, более уверенно смотреть в завтрашний день.
Ранее те же студенты, зная, что до первого значительного повышения зарплаты должно пройти не менее пяти лет с начала профессиональной деятельности, задумывались о другом пути. Многие выпускники отказывались от педагогической карьеры, в основном, из-за неопределенности в финансовом плане. Теперь же, если верить прогнозам, удастся перебороть эту нестабильность в притоке новых кадров, мотивировать молодых специалистов.
Как следствие, можно ожидать в скором времени новой формации учителей. Они не так ограничены в своем профессиональном росте, их мотивация более четкая и основательная, они готовы к прозрачному и серьезному этапу проверки своей квалификации, профессионального соответствия.
Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»
Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.
Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!