Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в 2023
Наличие страхового полиса ОСАГО у каждого автовладельца является обязательным условием при управлении автомобилем. В Федеральный закон регулярно вносятся поправки и дополнения, иногда существенно влияющие на правила страхования.
В настоящее время правительством подготовлена новая редакция, которая вступит в законную силу с 1.01.2023 года. В большинстве случаев, потребность изменений продиктована взаимоотношениями страхователей и страховщиков. Главной задачей нормативного акта является оптимальное соотношение прав участников соглашения и равная защита их интересов.
Последние действующие изменения в 2023
Наложение штрафных санкций за отсутствие полиса осуществляется теперь по результатам работы камер слежения. Автоматическая регистрация номеров движущегося транспортного потока позволяет провести сравнение с федеральной базой РСА, в которой указаны реквизиты страховки. Если запись о наличии полиса ОСАГО не будет обнаружено, то последует автоматическое начисление штрафа.
На внесение данных по договору страхования в базу РСА страховым организациям предоставляется по закону пять дней. Если в этот период транспортное средство было зафиксировано камерами наблюдения как объект без страховки, то владельцу не придется оплачивать взыскание.
Внесены существенные поправки по наличию фондовой базы у страховой компании. Фонды по страхованию должны покрывать все заключенные договора и сумма эта не подлежит изменению. Это своеобразная гарантия того, что при возникновении форс-мажорных обстоятельств по выплатам, каждый клиент сможет получить причитающуюся страховую сумму.
Наличие обязательного резерва помогает отсеять с рынка страхования ОСАГО недобросовестных и преступных страхователей. Фонд не может быть уменьшен или исчерпан в результате платежей клиентам и взыскан в пользу государства.
Законодатели стараются увеличить количество проданных электронных вариантов полисов. Для этого в наступившем году упрощена процедура обращения по интернету, когда заявителю не требуется обозначать свой лицевой счет. Переход к электронному оформлению позволит повысить контроль за количеством проданных договоров страхования, что в свою очередь положительно скажется на прозрачности и законности получения документа.
Упрощена процедура первоначальной оценки ущерба. В настоящее время обязанности по оформлению акта ложится на страховую фирму. В течение пяти дней владельцу страховки должны предоставить документальное свидетельство на основании независимой экспертной оценки. Участник аварии пишет заявление в свою фирму и получает акт. Если страховой установлен срок в пять дней, то водителю также ужесточен порядок оформления ДТП.
Осуществить самостоятельно оценку ущерба владелец ТС теперь не имеет права, если он не предоставил автомобиль для проверки своевременно. Упущенные сроки, указанные в страховом договоре, требуют вновь писать заявление и отсчет обязательного времени платежа начинается с этой даты.
Вдвое увеличен срок принятия и рассмотрения возникших претензий по страховому случаю, теперь он составляет 10 дней. Досудебное разбирательство должно завершиться согласованием сроков и размера возмещения. Если стороны не пришли к согласию, то фирма обязана выдать клиенту документ с убедительной аргументацией своей позиции. Полученный отказ в требуемом размере возмещения является основным документом для написания искового заявления в суд от лица владельца ТС.
При проверке на дорогах каждый водитель обязан предоставить полис в его бумажном варианте, несмотря на то, каким путем он был оформлен. Ксерокопии полиса не принимаются к рассмотрению и может быть наложен штраф как за отсутствие документа.
В текущем году страховые тарифы остались на прежнем уровне, удалось избежать повышения стоимости страхования ОСАГО. Действие моратория на повышение цен распространяется на текущий год, в дальнейшем повышение и его размер будет зависеть от многих факторов, в том числе, величины коэффициента инфляции.
Максимальные платежи установлены в размере 400 тыс. рублей при повреждении движимого имущества. При нанесении ущерба здоровью участника ДТП выплаты лимитированы размером в 500 тыс. рублей.
После прочтения статьи у вас остались вопросы? Напишите свой вопрос через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.
Ответственность за недобросовестное предоставление услуги в 2023
Поскольку рынок страхования владельцев транспортных средств по ОСАГО достаточно криминализирован, правительство ужесточает меру ответственности за неправомочные действия страховых организаций.
За продажу страховки в комплекте с не требуемыми клиенту услугами или отказе предоставить лицензированную услугу по ОСАГО, компания штрафуется в размере 100-500 тыс.рублей, физические лица получают взыскание в размере 5 тыс. рублей.
Что происходит на рынке ОСАГО?
Существующие в России правила предусматривают обязательное страхование ОСАГО для любого автомобиля, ставящегося на учет в ГИБДД. Езда без страховки наказывается административно в виде вынесения предупреждения или штрафа. Его размер в 2023-м году не изменится, и будет составлять, как и сейчас 800 рублей. В отдельных случаях закон позволяет наказывать нарушителя на сумму в 500 рублей.
Штраф 5000 с 1 января – это правда?
Не совсем. Введение наказания в сумме 5000 рублей, действительно, имеет место быть, но пока ещё в качестве предложения. Даже проект соответствующего закона о внесении изменений в КоАП не готов.
Поэтому информация о том, что новый штраф в размере 5 тысяч рублей за отсутствие страховки ОСАГО ввели уже с 1 января 2023 года – неправда. И в январе его не введут… А даже, вероятнее всего, в феврале и марте, потому как не успеет новый закон пройти 3 чтения в Госдуме и вступить в законную силу.
Почему ОСАГО является обязательным
«Автогражданка» появилась в нашей стране 15 лет назад, и позволила в значительной степени снять проблему компенсации пострадавшей стороне ущерба в ДТП. Наличие полиса ОСАГО позволяет освободить автовладельца, виновника столкновения, от необходимости выплачивать ущерб пострадавшему. За него это сделает страховщик, но в рамках определенных лимитов. Например, для ущерба имуществу предел выплат составляет 400 тысяч рублей, а для ущерба здоровью на 100 тысяч больше.
При более серьезной величине ущерба разницу виновник выплачивает за собственный счет, даже при наличии полиса ОСАГО. При этом страховщик принимает на себя ответственность только при условии, что в ДТП участвовал вписанный в полис автомобиль, а за его рулем находился водитель, указанный в страховке.
Сколько нужно платить за езду без ОСАГО в 2023 году: как изменится законодательство
Стоит отметить, что недавно в сети начала появляться информация о том, что в случае отсутствия страхового полиса, водитель будет сразу же получать штраф в размере пяти тысяч рублей. Сразу уточним, что с начала текущего года не изменилась ни одна статья или ее часть в Административном кодексе. Таких изменений нет, ни с первого января, ни в будущем. По крайней мере, пока.
По состоянию на февраль текущего года, штраф за отсутствие страховки выписывается в размере восьмисот рублей. Это в том случае, если ваш автомобиль вовсе не имеет никакой страховки, или, если договор имеет просроченную дату.
Если же водитель, который находится за рулем, не вписан в страховку, или автомобиль эксплуатируется сне период, что указан в полисе, штраф выписывается в размере пятисот рублей.
Понятие страхования автогражданки появилось в России около пятнадцати лет назад. Такая страховка предусматривает погашение ущерба вместо виновника аварии пострадавшим от нее лицам. Имеются лимиты выплат, что оговариваются страховой компанией. Если ущерб больше — разницу виновный платит самостоятельно.
Условие выплаты — за рулем должен сидеть водитель, зафиксированный в документе. Штраф за отсутствие полиса в этом году остается на прежнем уровне восьмисот рублей.
Но при этом инспектор ГИБДД могут останавливать и штрафовать водителя неограниченное число раз. При остановке ТС и по требованию сотрудника дорожной инспекции водитель обязан предъявить действующий полис на фирменном бланке страховщика.
Имеют ли право сотрудники ГИБДД требовать ОСАГО
Статистика показывает, что страховка ОСАГО становится только дороже. Именно поэтому все больше автомобилистов предпочитают езду без полиса. Проверкой наличия страховки на дорогах на законных основаниях занимаются сотрудники ГИБДД. Они вправе при проверке документов потребовать в 2023-м году у водителя еще и предъявить действующий полис.
У водителя должен быть бумажный полис ОСАГО, выполненный на фирменном бланке страховщика, полностью заполненный и заверенный печатями, или электронный полис, распечатанный на обычной бумаге через принтер. В противном случае его будет ждать денежный штраф.
Касаясь электронного ОСАГО необходимо отметить, что подобный сервис обязаны предоставлять все страховые компании, работающие на российском рынке в сегменте «автогражданки», а сам документ по своей юридической силе полностью соответствует традиционному полису на бумажном носителе.
Когда применение штрафа является законным
Существует несколько случаев, когда инспекторы ГИБДД обладают правом привлечения водителя к административной ответственности:
Новшеством 2023-го года станет применение видеокамер фиксации для борьбы с ездой без страховки. Они будут сверять номера машин с единой базой данных РСА, и владельцы всех авто, отсутствующих в данном списке, будут получать «письма счастья» на оплату штрафа. Пока точная дата вступления в силу данной законодательной поправки не определена, но в ее принятии сомневаться не приходится.
Изменения в ПДД России, последние новости: за что будут штрафовать
Стоит отметить, что стоимость полиса страхования постоянно повышается. Потому многие водители предпочитают вовсе не страховаться, ведь штраф намного меньше, чем сам полис. В этом году могут появиться большие изменения, которые заставят водителей несколько раз подумать, прежде, чем нарушать правила.
Так, отсутствие полиса страхования будут проверять инспекторы ГИБДД, а вместе с ними будут работать и камеры. Сейчас такое нововведение в качестве пилотного будет только в столице Российской Федерации. Сообщение о штрафе будет отправляться почтой.
Кроме того, чиновники предлагают увеличить сумму штрафа за отсутствие полиса до пяти тысяч рублей. Все из-за того, что в последнее время количество водителей, которые ездят без полиса, увеличилось в полтора раза.
Подобные проекты закона уже вносились ранее в Государственную думу на рассмотрение. В данное время цифры говорят совсем не в пользу водителей, да и слишком высоки шансы того, что штрафы будут действительно увеличены так сильно.
Вместо заключения
В 2023-м году езда без действующей страховки может обернуться для автовладельца штрафами до 800 рублей, а при условии появления контроля наличия ОСАГО через камеры видеонаблюдения на дорогах, эффективность выявления нарушителей увеличится многократно. Размер финансового наказания можно снизить, если оплатить полученную квитанцию не позднее 20 суток с момента ее выписки.
В России уже несколько лет существует возможность оформления страховки без походов в офисы страховщиков. Для этого достаточно будет зайти в интернет на сайт интересующей компании, где провести все необходимые действия по получению ОСАГО в режиме онлайн.
Какой штраф за езду без страховки действует в 2023 году с 1 января
Страховой полис ОСАГО является обязательным документом, который должен быть у каждого водителя в России. Правила дорожного движения говорят о трех документах, которые водитель обязан предъявить по требованию сотрудника полиции: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС и полис ОСАГО.
Причем водитель должен быть вписан в этот полис, либо страховка должна быть оформлена на неограниченное число водителей. Соответственно, отсутствие любого из обязательных документов означает ответственность в виде штрафа. Напомним, какой штраф за езду без страховки существует в 2023 году с 1 января, изменился ли штраф с прошлого года, взимается ли штраф за отсутствие ОСАГО автоматически с помощью камер.
Сумма штрафа за езду без страховки ОСАГО с 1 января 2023 года
В 2023 году никакие штрафы за нарушение ПДД не менялись. Соответственно, за отсутствие страхового полиса ОСАГО действуют те же штрафы, что и в прошлом году.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает две суммы штрафа за езду без страховки: 500 и 800 рублей. При этом логика закона такова — если полиса нет вообще, штраф будет максимальным. А вот если сам полис ОСАГО на данный автомобиль есть, но в отношении данного водителя он некорректен, штраф будет минимальным.
- 800 рублей — ОСАГО на данный автомобиль не оформлен в принципе (просроченный полис является недействительным, поэтому если вы забыли продлить страховку, штраф будет именно таким);
- 500 рублей — если действующая страховка есть, но водитель, который управляет автомобилем, в него не вписан;
- 500 рублей — если полис в принципе имеется, но водитель не может его предъявить, поскольку забыл дома.
В последнем случае инспектор может ограничиться предупреждением и вовсе не назначать водителю штраф.
Стоит иметь в виду, что штрафы за отсутствие ОСАГО в течение 20 дней после вынесения постановления можно оплатить со скидкой в 50%. Соответственно, на практике большинство водителей обходится суммой в 250 или 400 рублей.
Штраф 5 000 с 1 января – это правда?
Не совсем. Введение наказания в сумме 5 000 рублей, действительно, имеет место быть, но пока ещё в качестве предложения. Даже проект соответствующего закона о внесении изменений в КоАП не готов.
Поэтому информация о том, что новый штраф в размере 5 тысяч рублей за отсутствие страховки ОСАГО ввели уже с 1 января 2023 года – не является правдой. И в январе его не введут… А даже, вероятнее всего, в феврале и марте, потому как не успеет новый закон пройти 3 чтения в Госдуме и вступить в законную силу.
Почему ОСАГО является обязательным
«Автогражданка» появилась в нашей стране 15 лет назад и позволила в значительной степени снять проблему компенсации пострадавшей стороне ущерба в ДТП. Наличие полиса ОСАГО позволяет освободить автовладельца, виновника столкновения, от необходимости выплачивать ущерб пострадавшему. За него это сделает страховщик, но в рамках определенных лимитов. Например, для ущерба имуществу предел выплат составляет 400 тысяч рублей, а для ущерба здоровью на 100 тысяч больше.
При более серьезной величине ущерба разницу виновник выплачивает за собственный счет, даже при наличии полиса ОСАГО. При этом страховщик принимает на себя ответственность только при условии, что в ДТП участвовал вписанный в полис автомобиль, а за его рулем находился водитель, указанный в страховке.
Если штраф повысится до 5 000?
В этом случае будет повод задуматься о покупке страховки, если вы этого ещё не сделали, так как сумма штрафа в размере 5 тысяч рублей уже будет близка к средней стоимости страхового полиса.
Кроме того, «письма счастья» с такой суммой в скором времени может прийти такому водителю по почте с камер автоматической фиксации нарушений ПДД. Правда, как сообщают ГИБДД, не чаще 1 раза в сутки.
Кроме того, следует помнить такие тонкости штрафа за езду без страховки ОСАГО:
- его можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней с даты вынесения постановления (ч.1.3 ст. 32.2 КоАП);
- если не оплатить его в положенный срок 60 дней (плюс 10 дней на вступление постановления в силу после выписывания), то он может увеличиться в 3 раза – статья 20.25 Административного кодекса предусматривает наложение двукратного штрафа за неуплату первого.
Но главный риск даже не в повышенном размере штрафа за отсутствие ОСАГО, а в риске быть виновным в ДТП. А статистика ГИБДД неумолима.
Зачем нужен полис ОСАГО и как его оформить
Этот вид страхования необходим для покрытия возможного ущерба, причиненного водителем транспортного средства. Возмещение выплачивается страховой компанией как в случае материального ущерба, так и в случае вреда, нанесенного жизни и здоровью других людей. Если в результате действий водителя пострадало только чужое транспортное средство, то возмещение, как правило, осуществляется в безналичной форме, то есть в виде оплаты соответствующего ремонта.
При оформлении ОСАГО страховые компании применяют ряд повышающих и понижающих коэффициентов, учитывающих возраст, пол, водительский стаж, регион проживания и иные характеристики застрахованного лица и его автомобиля. Базовые тарифы на покупку этой страховки устанавливаются Центральным банком России. В настоящее время максимальное возмещение по ОСАГО в России составляют 500 000 рублей. Это сумма далеко не всегда покрывает стоимость реального ущерба, что является серьезной проблемой.
С 2015 года полис можно оформить в электронном виде через Интернет с его последующей распечаткой на обычном принтере. В этом случае водителю также придется предъявить документы, требуемые по официальным нормативам страховыми компаниями. В частности, необходимо предоставить (в виде сканов):
- паспорт;
- водительское удостоверение;
- свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
- диагностическую карту, подтверждающую исправность транспортного средства.
К юридическим лицам могут быть предъявлены дополнительные требования при оформлении ОСАГО.
Новые подробности о камерах ОСАГО
Пилотный проект, который стартует в конце 2024 года на территории Москвы, призван подтвердить эффективность использования фотофиксации в борьбе с автовладельцами, осознанно не оформляющими обязательный полис ОСАГО.
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев рассказал, как будет работать новая система автоматического определения нарушителей.
Прежде всего, будет создан единый реестр застрахованных авто, в который будут заносить все номера транспортных средств, на которые оформлен полис установленного образца. Интеллектуальная система будет считывать данные с камер слежения и сравнивать их с единой базой РСА. Владельцам авто, номера которых будут отсутствовать в списке застрахованных, получат так называемые «письма счастья», оплатить которые будет необходимо не позднее чем за 20 дней с момента фиксации нарушения.
При этом фиксировать авто система может неоднократно даже на протяжении суток, что с учетом предполагаемого повышения штрафов за отсутствие полиса ОСАГО может существенно ударить по карману уклоняющимся от оформления страховки.
Важно! Старт пилотного запуска системы снова отложили на неопределенный срок.
Оказалось, что реализовать столь хорошую идею на практике намного сложнее, чем описать ее работу и ожидаемый результат.
- Во-первых, идентификация авто должна осуществляться по номеру, но данное поле не является обязательным для заполнения при оформлении страховки.
- Во-вторых, организация процесса хранения и обработки столь большого объема информации требует определенных технических возможностей от самой системы, что представляет собой не менее сложную задачу, решить которую, как видно, технической службе пока так и не удалось.
Изменения ОСАГО в 2023 году
Об изменениях в автогражданке в 2023 году говорили еще два года назад, но никто не знал, какие сюрпризы ждут автомобилистов при оформлении ОСАГО. Если коротко, то страховка станет дороже, но при этом увеличится тарифный коридор базовых ставок.
Суть проекта
В 2023 году будет лишь первый этап реформирования в области автогражданки. Коснется он непосредственно автовладельцев. С осени 2024 вступают в силу новые коэффициенты расчета ОСАГО в зависимости от возраста водителя и его стажа. С 1 января 2023 автовладельцы получают право сами выбирать тарифный план и меняются принципы оплаты полиса. В 2023 планируют отменить базовую стоимость страховки, в результате чего сумма будет решаться индивидуально путем переговоров между страховщиком и владельцем авто.
Расчет стоимости полиса ОСАГО
Регулятор вводит расширение коридора базовых ставок на 20% в обе стороны. Верхняя граница будет увеличена для всех автомобилей. Для категории «В» коридор будет в пределах 2746-4942 рубля. В зависимости от КМБ среднестатистический автомобилист в благополучном по страховкам регионе будет платить за ОСАГО 7000. Молодой водитель в депрессивном регионе выложит 31 тысячу, а пенсионер, эксплуатирующий транспортное средство время от времени, всего 1700.
В 2023 году вступают в силу такие коридоры базовых ставок:
В, ВЕ (физ. лица и ИП)
С, СЕ (грузовые до 16 тонн включительно)
С, СЕ (грузовые более 16 тонн)
D, DE (автобусы до16 мест включительно)
D, DE (автобусы более 16 мест)
Также с 09.01.19 года страховые должны рассчитывать стоимость полиса ОСАГО с учетом новых коэффициентов, количество которых увеличилось до 58 за счет введения ряда уточняющих позиций.
Важно! С 2023 года начнут действовать понижающие коэффициенты, которые позволят ряду автовладельцев сэкономить при оформлении страхового полиса.
На снижение стоимости ОСАГО могут рассчитывать такие группы автомобилистов:
Также при расчете будут учитываться другие факторы, которые могут повысить стоимость страхового полиса для отдельных категорий граждан. Вот несколько основных факторов, влияющих на стоимость ОСАГО:
- территориальные коэффициенты;
- количество водителей (для неограниченного полиса установлен повышающий коэффициент 1,8);
- возраст и стаж (наряду с нововведениями для начинающих водителей сохранено повышение с коэфф. 1,6 – 1,8);
- мощность силового агрегата (чем показатель выше, тем дороже будет страховка; для электрических ТС принято соответствие 1 кВт = 1,35962 л.с.);
- использование прицепа (рассчитывается, если в полисе выбран соответствующий пункт);
- период эксплуатации (поможет сэкономить, если автомобиль не будет использоваться какой-то период времени);
- бонус-малус (КБМ) или коэффициент нарушений (для водителя, не нарушающего правила, он ежегодно будет уменьшаться на 5%, а в случае ДТП повышаться на процент, зависящий от того, признают ли водителя виновным и размера страховых выплат).
Подробнее о коэффициенте бонус-малус (КБМ) смотрите в таблице:
Также смотрите таблицу территориальных коэффициентов по наиболее крупным городам России:
Важно! КБМ теперь будет рассчитываться на год, а не на срок действия полиса. При этом коэффициент будет закреплен за отдельным человеком, в то время как по старым правилам он рассчитывался и для водителя, и для владельца автомобиля. Это приводило к задвоению коэффициента, и в случае аварии под штрафы попадали все, кто был вписан в страховку.
Страховое покрытие
Есть новости и в принципах расчета суммы страхового покрытия. Автовладелец будет сам определять, как страховать свое транспортное средство:
- 2 млн. рублей по материальному ущербу и по ущербу, нанесенному здоровью и жизни;
- 1 млн. рублей по материальному ущербу и по ущербу, нанесенному здоровью и жизни;
- 4 тыс. рублей по материальному ущербу и 5 тыс. рублей, нанесенному здоровью и жизни.
Можно будет также определять и срок действия полиса. По старым правилам документ выдавался лишь на 12 месяцев, теперь же страховку можно будет получить сразу на 3 года. Это устраивает автовладельцев, но с таким принципом не совсем согласны страховщики.
Ремонт по ОСАГО
Чем обернется для россиян это нововведение? Все будет зависеть от марки автомобиля и типа запчасти. Так, цены на многие популярные позиции в справочнике останутся неизменными, но некоторые детали для импортных авто существенно подорожают (некоторые прибавят в стоимости до 10%), что является прогнозируемым следствием экономической ситуации в стране и процесса инфляции.
Евгений Уфимцев заметил, что в среднем рост цен составит 6,5%, и средняя выплата по ОСАГО в последнем месяце 2024 и последующем 2023 году также должна возрасти параллельно ценам на запчасти.
Штраф при отсутствии ОСАГО
В 2023 году на территории нескольких регионов России планируют запустить пилотный проект по выявлению автовладельцев, злостно уклоняющихся от обязательного страхования. Выявлять в потоке автомобили, на которые вовремя не оформлен полис ОСАГО в 2023 году будут не сотрудники МВД, а новые видеокамеры с интеллектуальной системой обработки полученной информации.
4 статья Федерального закона № 40-ФЗ в случае отсутствия полиса (или его неправильного оформления) штрафом облагаются все категории граждан. Исключением является 10-тидневный период после приобретения авто, который должен подтверждать соответствующий документ.
В начале 2023 года будут актуальны такие размеры штрафов:
- 800 рублей – при отсутствии полиса ОСАГО;
- 500 рублей – если страховка есть, но оформлена с нарушениями или водитель не может предъявить по требованию оплаченный полис.
Да, пока суммы как и ранее будут не очень высокими. Но, стоит учитывать тот факт, что новая система контроля будет облагать автовладельца штрафом каждый раз, когда его авто окажется в зоне действия объектива камеры. А уже в 2023 году штрафы могут возрасти до 8000 рублей. Законопроект об ужесточении ответственности при отсутствии полиса ОСАГО рассматривают в Госдуме.
Снизить сумму штрафа можно – для этого достаточно погасить его в течение первых 20 дней с момента наложения. А лучше просто вовремя оформлять страховку, не доверяя посредникам и сомнительным сайтам.
Важно! При оформлении полиса через интернет действует отсрочка. Теперь такие страховки вступают в силу только через 3 дня, что исключает возможность оформления полиса уже после ДТП, чем ранее грешили некоторые недобросовестные водители.
Ликвидация ОСАГО на бумаге
Если пилотный проект по выявлению автовладельцев, не оформляющих ОСАГО, пройдет удачно, планируют полностью отказаться от бумажных полисов, заменив их единым электронным документом, которые сотрудники МВД смогут проверить специальным устройством. Такое нововведение призвано уменьшить численность махинаций со страховыми полисами, которые участились в последнее время.
Реформы в автогражданке позволят пресечь коррупционную схему среди страховщиков и сделать ее более простой для водителей.
Изменения в ОСАГО с 1 января 2023 года — новые тарифы
Изменения в ОСАГО с 2023 года, последние новости на сегодня
В России вступили в силу новые тарифы ОСАГО
С 9 января 2023 года в России начинают действовать расширения тарифного плана для ОСАГО на 20% вверх и вниз и изменение подходов к соотношению «возраст-стаж» и «бонус-малус». Соответствующие изменения ранее поручил внести Центробанк России.
Новые тарифы ОСАГО с 1 января 2023 года
Изменения затронули базовую ставку тарифов ОСАГО. Она может различаться в зависимости от категории транспортных средств. В нормативно-правовом акте указано максимальное и минимальное значение.
Коррективы повлекли за собой расширение ценового коридора полисов ОСАГО. Минимальные и максимальные показатели сместились на 20%. Повышение не затронет владельцев мотоциклов и мотороллеров. Для этой категории транспортных средств базовый тариф снизился на 10,9%.
Новые тарифы ОСАГО с 1 января 2023: таблица
Читайте так же:
Снижается также верхняя граница для легковых автомобилей юридических лиц на 5,7 процента, до 2058 – 2911 рублей. Для таксистов тарифный коридор расширяется в обе стороны и составит от 4110 до 7399 рублей.
Как изменилась цена полиса ОСАГО?
Базовая ставка изменилась изменилась незначительно, но страховые компании стремятся устанавливать максимальные тарифы. Нововведения способны привести к тому, что стоимость полисов ОСАГО возрастет на 20%.
Последующим планируется законодательное регулирование конкретного значения цен на страховки. Так, если автовладелец использует услуги одной компании, стоимость может быть снижена. Однако это лишь предложение. Нормативно-правовыми актами оно не закреплено.
Что станет с КБМ в 2023 году?
Коэффициент бонус-малус позволяет привязать стоимость страховки к соблюдению ПДД и стилю вождения гражданина. Путешествуя без аварий, гражданин сможет получить скидку. Ее размер доходит до 50%. Если лицо оказалось в аварии по своей вине, с 9 января 2023 году показатель повышает стоимость полиса ОСАГО. В результате цена может возрасти на 145% от стандартной.
Ранее КБМ менялся в момент продления полиса. Теперь показатель рассчитывается на год. Коэффициент закрепляется за отдельным человеком. До внесения изменений расчет производился для хозяина авто и водителя. В результате коррективы показателя при аварии могли затронуть всех лиц, которые были вписаны в полис.
Расчет КБМ не совпадает с классическим началом календарного года. Планируется, что отчетный период расчета КБМ по новым правилам начнется 1 апреля 2023 году и продлится до 31 марта 2023 года. Затем произойдет обновление показателя. Гражданин сможет получить скидку, или КБМ повысится, если в течение года водитель стал участником аварии по своей вине.
При этом не учитывается, когда был заключён договор ОСАГО. В указании ЦБ РФ не говорится, в какой момент происходит пересчет КБМ. Пока не понятно, будет ли осуществляться действие автоматически при наступлении 1 апреля 2023 года, или данные обновят в момент обращения в страховую компанию для приобретения полиса. Вопросы остаются и об изменении коэффициента в случае, когда лицо в предыдущем периоде не заключило ни одного договора. Коэффициент бонус-малус будет рассчитываться по старым правилам до 1 апреля 2023 года.
Увеличение коэффициента для полисов ОСАГО без ограничений
Водитель имеет право приобрести открытую страховку. Она не предполагает указания конкретного перечня лиц, которые допускаются до управления транспортным средством. Обычно такие автомобили используются для ведения бизнеса. Для страховщика предоставление такого полиса ОСАГО — дополнительный риск. Поэтому стоимость страховки выше классической.
С 9 января 2023 году расчёт цены производится с учётом КО — коэффициента для полиса без ограничений.
Коррективы приведут к повышению показателя. Он возрастет до 1,87. Ранее коэффициент составлял 1,8. Это отразится на цене ОСАГО, повысив стоимость страховки без ограничений на 4%. Однако изменения затронут только автовладельцев, не имеющих статус юридических лиц.
Новые правила расчета коэффициента возраста и стажа для ОСАГО с 9 января 2023 года
В 2023 году цена страховки зависит от возраста водителя и его стажа. Чем опытнее человек, тем дешевле обойдётся покупка полиса ОСАГО. Возраст и стаж учитывается при помощи коэффициента КВС. Показатель затронули существенные изменения.
Увеличивается градация по возрасту и стажу. Сам коэффициент претерпел следующие изменения:
- Для лиц младше 22 лет, которые получили права менее 3 лет назад, показатель повысился. Изначально он составлял 1,8. Теперь при расчёте учитывается коэффициент 1,87.
- Если человек старше 30 лет имеет опыт вождения 10 лет, можно рассчитывать на небольшую скидку. Коэффициент снизился на 0,04. Изначально он устанавливался на уровне единицы. Теперь показатель составляет 0,96.
Ознакомившись с таблицей, водитель может счесть изменения несущественными. Чтобы лучше разобраться в особенностях влияния коэффициента на стоимость полиса ОСАГО, рекомендуется изучить пример. Допустим, гражданину исполнилось 18 лет. Он сразу же сдал на права, обзавелся автомобилем и приобрёл ОСАГО.
Из вышеуказанного примера видно, что в течение 13 лет гражданин переплатил практически половину стоимости страхового полиса. После этого стаж гражданина позволяет ему получить скидку в 4%. Расчет будет производиться с учётом КВС 0,96. В результате в течение следующих 13 лет лицо сможет вернуть переплату. С 43 лет наступает экономия. Стоимость полиса снижается на 4% в год.
С 9 января 2023 года изменения коснулись и порядка определения водительского стажа. В законе говорится, что показатель будет рассчитываться, начиная с момента получения права на вождение авто определенной категории. Ранее стаж был общим. Это означало, что он определялся с учётом даты самой ранней открытой категории. Допустим, в 19 лет гражданин получил права на управление ТС категории B. Затем в 40 лет человек сдал на права категории C. Считалось, что его в стаж составляет 21 год.
С 2023 года показатель рассчитывается отдельно для каждой категории. В вышеуказанном примере стаж водителя на грузовик составит 0 лет. В учет принимается и дата, указанная в правах. Так, если водительское удостоверение было получено 1 мая 2024 года, считается, что стаж гражданина составит один год не 1 января 2023 года, а 1 мая.
Коэффициент безаварийного вождения
Показатель рассчитывается при помощи таблицы, закреплённой в ФЗ №40 Об ОСАГО. Она фактически не изменилась. Производя расчёт КБМ, страховщик принимает во внимание каждое возмещение и компенсационную выплату.
Если коэффициент не соответствует информации, которая содержится в АИС ОСАГО, используется скорректированный показатель за весь период действия договора, в течение которого применялись некорректные данные. Если говорить простыми словами, страховщик установит минимальный из значений коэффициента. Ранее возникла путаница.
Если гражданин впервые приобретает страховку, значение КБМ устанавливается на уровне 1. Определение показателя выполняется ежегодно. Его устанавливают на период с 1 апреля по 31 марта следующего года.
Пример расчета стоимости полиса ОСАГО по новым правилам
Чтобы разобраться с ценой полиса ОСАГО по новым тарифам 2023 году, рекомендуется изучить пример. Лучше смотреть сразу на три категории водителей:
- среднестатистического гражданина, владеющего бюджетным транспортным средством;
- молодого автолюбителя, недавно купившего мощную машину;
- опытного пожилого человека, использующего маломощный автомобиль.
Реформирование ценового коридора тарифов ОСАГО 2023 года проводилось для того, чтобы повысить стоимость полиса для начинающих водителей и снизить для опытных. Лица, соблюдающие ПДД, также могут рассчитывать на скидку. Изучение примеров позволяет понять, удалось ли законодателям добиться поставленных целей.
Допустим, что в первом примере среднестатистический гражданин проживает в городе Сочи. Для этого региона установлен КРП на уровне 1,2. У человека имеется в собственности автомобиль Kia Rio. Мощность транспортного средства составляет 107 лошадиных сил. КМ будет установлен на уровне 1,2. Водитель приобрёл ограниченный полис на один год. В страховку вписан только хозяин машины. Ему исполнилось 30 лет. Из них 5 лет у человека имеются водительские права. Безаварийный стаж составляет 3 года. КБМ был установлен на уровне 0,85. Страховщик установил максимальную базовую ставку. Такое явление на практике самое распространённое. В результате стоимость полиса по новым тарифам ОСАГО 2023 года составит:
- старый тариф — 4118×1,2×0,85×1×1×1,2 = 5040,43 рублей;
- новый тариф — 4942×1,2×0,85×1×1,04×1,2×1 = 6290,97 рублей.
Решающее значение играет базовый коэффициент. Его повышение на 20% привело к незначительному росту стоимости полиса ОСАГО.
Рассмотрим другой пример. Допустим, молодой водитель из Москвы приобрёл автомобиль BMW X5 мощностью 420 лошадиных сил. КРП составляет 2, а КМ — 1,6. Допустим, гражданин приобрел неограниченный полис сроком на один год. Водителю исполнился 21 год. Из них 2 года лицо имеет право управлять транспортным средством. В прошлом году молодой водитель оказался в аварии. Его признали виновником происшествия. В результате КБМ установили на уровне 1,55. Дополнительно присутствовало нарушение ФЗ 40 об ОСАГО. Гражданин предоставил недостоверные сведения в страховую компанию, что повлекло за собой занижение стоимости. В результате цена страховки составит:
- старый тариф — 4118×2×1,55×1,87×1,8×1,6 = 68751,49 рублей;
- новый тариф — 4942×2×1,55×1,87×1,87×1,6×1,5 = 128575,70 рублей.
Сумма огромна. Однако страховщик имеет право требовать ее предоставление.
Представим, что третий водитель проживает в Бурятии в небольшом населенном пункте. Крп для этой местности составляет 0,6. У гражданина имеется автомобиль Renault Logan, мощность которого составляет 80 лошадиных сил. КМ установлен на уровне 1,1. Был куплен ограниченный полис ОСАГО сроком на один год. В документ вписан хозяин автомобиля. Ему 55 лет. Из них гражданин управляет транспортным средством 25 лет. Водителю удалось провести без аварий 15 лет. КБМ установлен на уровне 0,5. Чтобы купить полис, потребуется заплатить:
- старый тариф — 4118×0,5×0,6×1×1,1×1 = 1358,94 рублей;
- новый тариф — 4942×0,5×0,6×0,96×1×1,1×1 = 1565,63 рублей.
Из вышеуказанных примеров видно, что стоимость страховки повышается как для опытных автолюбителей, соблюдающих правила дорожного движения, так и для молодых водителей, нарушающих действующие нормы. Можно говорить о том, что в 2023 году полис подорожал. Сложнее всего придётся неопытным автолюбителям. Для них стоимость полиса может возрасти практически вдвое.
На 2023 год на территории нескольких регионов РФ запланирован запуск пилотного проекта по выявлению автовладельцев, пренебрегающих необходимостью в покупке ОСАГО. Выполнять процедуру будут не сотрудники МВД, а новые видеофиксаторы. Они оборудованы интеллектуальной системой обработки информации. В ФЗ №40 говорится, что отсутствие ОСАГО или нарушение в процессе его оформления влечет за собой наложение штрафа. Норма действует в отношении всех категорий граждан.
Исключение составляют автомобили, которые были получены в собственность менее 10 суток назад. Этот факт должен утверждать соответствующий документ. В 2023 году установлены следующие штрафы за пренебрежение необходимостью в покупке ОСАГО — 500 руб, если страховка присутствует, но оформлена с нарушениями, или 800 руб, если полис не куплен. Штраф взимается с гражданина каждый раз, когда он оказывается в зоне действия камеры. Взыскание может возрасти до 8000 руб. Сегодня законопроект об ужесточении наказания рассматривается в Госдуме.
Допустимо снижение размера штрафа. Для этого нужно внести денежные средства в течение 20 суток с момента наложения взыскания. Проще всего оформить страховку, используя проверенные ресурсы и обращаясь непосредственно к страховщику. Если полис ОСАГО оформляется через интернет, предусмотрена отсрочка. Электронный документ начнет действовать лишь через 3 дня с момента покупки. Это исключает возможность оформления ОСАГО после ДТП. Ранее подобные прецеденты наблюдались.
Изменения в ОСАГО с 9 января 2023 года
Содержание:
↑ Новые правила ОСАГО с 9 января 2023 года, подробности, что поменялось
Основные изменения, которые ждут российских водителей при оформлении ОСАГО с 9 января 2023 года:
изменение коридора базовых тарифов ОСАГО;
изменение коэффициентов возраст-стаж;
появление страхового омбудсмена по ОСАГО.
Банк России (ЦБ) сообщил, что Минюст зарегистрировал указание, расширяющее тарифный коридор базовых ставок ОСАГО на 20% вверх и вниз.
Сейчас он составляет 3432–4118 руб.,
будет — 2746–4942 руб.
Указ вступит в силу в течение 10 дней после публикации — с 9 января.
Напомним, в самом конце ноября совет директоров ЦБ вчера утвердил указание о предельных размерах базовых ставок ОСАГО. Оно запускает первый этап либерализации тарифов автогражданки
↑ Новые правила ОСАГО с 9 января 2023 года
В России 9 января вступило в силу указание Центробанка РФ о расширении тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз. Таким образом, теперь диапазон ставок базового тарифа для легковых автомобилей физических лиц отныне составляет 2746-4942 рублей вместо ранее действовавшего коридора 3432-4118 рублей.
Как передает ТАСС, также с 9 января уточняется разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо четырех, которые были прежде. Для водителей 16-21 лет со стажем управления автомобилем до двух лет увеличивается максимальный коэффициент — до 1,87 с 1,8, также с 1,8 до 1,87 увеличивается коэффициент для полисов «мультидрайв» (без ограничения числа допущенных к управлению водителей).
Начинают действовать скидки за стаж и возраст, самая большая — 7% (соответствует коэффициенту 0,93) устанавливается для водителей в возрасте от 59 лет со стажем от шести лет. Прежняя система ОСАГО скидок за стаж и возраст не предусматривала.
Кроме того, согласно указанию, документ предусматривает изменение расчета присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ). КБМ будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. «Интерфакс» поясняет, что если на 1 апреля 2023 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов «бонус-малус», то ему будет присвоен самый низкий из них. Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.
Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.
↑ Базовые тарифы ОСАГО с 9 января 2023
Значения базовых тарифов ОСАГО сейчас представляют собой тарифный коридор с минимальным и максимальным значениями. 9 января произойдет расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны. То есть, минимальное значение снизится на 20%, максимальное вырастет на 20%. Ниже приведены новые значения базовых тарифов ОСАГО для разных категорий транспортных средств.
Новые значения базовых тарифов ОСАГО
1. Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории «A», «M») — 694-1407 руб
2. Транспортные средства категории «B», «BE»:
юридических лиц — 2058-2911 руб
физических лиц, индивидуальных предпринимателей — 2746-4942 руб
используемые в качестве такси – 4110-7399 руб
3. Транспортные средства категорий «C» и «CE»:
с разрешенной максимальной массой 16 тонн – 2807-5053 руб
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн – 4227-7609 руб
4. Транспортные средства категорий «D» и «DE»:
с числом пассажирских мест до 16 включительно – 2246-4044 руб
с числом пассажирских мест более 16 – 2807-5053 руб
используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок — 4110-7399 руб
5. Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb») – 2246-4044 руб
6. Трамваи (транспортные средства категории «Tm») – 1401-2521 руб
7. Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей — 899-1895 руб
↑ Коэффициент возраст-стаж с 9 января 2023
Кроме базовых тарифов, с 9 января меняются значения коэффициента ОСАГО, зависящего от возраста и стажа водителя (КВС).
Напомним, сейчас у КВС есть 4 значения:
до 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно — 1,8;
более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно — 1,7;
до 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет — 1,6;
более — 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет — 1.
То есть, на сегодняшний день при превышении возраста 22 года и стажа свыше 3 лет данный коэффициент становится равен единице и никак не влияет на стоимость ОСАГО.
Однако, с 9 января линейка коэффициентов станет существенно шире. Теперь вместо текущих 4 значений появится градация сразу из 58 значений, от которых будет зависеть цена ОСАГО.
Для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87. Для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста.
Если посмотреть новые значения, станет ясно, что для водителей младше 30 лет со стажем менее 10 лет коэффициент возраст-стаж вырастет. Чем младше водитель и меньше его стаж, тем больше будет коэффициент. А вот для водителей старшего возраста и с большим стажем коэффициент наоборот станет понижающим. Например, водители возрастом 30-34 года со стажем 10-14 лет, водители старше 35 лет со стажем более 3 лет и т.д.
↑ Страховой омбудсмен с 9 января 2023
С 9 января 2023 года в России впервые вводится должность страхового омбудсмена, который будет в досудебном порядке решать споры по ОСАГО между автовладельцами и страховщиками. Им станет глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Первый финуполномоченный в сфере страхования изначально займётся самой проблемной зоной в сегменте – ОСАГО. Известно, что на данный момент судебная статистика споров по «автогражданке» весьма неутешительна: ежегодно насчитывается более 300 тыс. исков. Задача первого страхового омбудсмена состоит в том, чтобы разгрузить суды от подобных дел.
Эта процедура для физлиц будет бесплатной. Отметим, имущественные споры по ОСАГО отправятся омбудсмену вне зависимости от суммы претензий, а остальные споры – в тех случаях, когда заявляемые гражданами требования не превышают 500 000 рублей (если больше, то принимать решение будет суд).
Напомним, институт страхового омбудсмена в РСА предлагали создать еще в 2016 году. Как сообщал тогда президент РСА Игорь Юргенс, страховые компании тратят много денег не на выплату ущерба клиенту, а на судебные издержки и оплату услуг автоюристов. Чтобы уменьшить эти расходы, в РСА выступили с инициативой создания в России института страхового омбудсмена.
Изменения в ОСАГО в 2023 году — новые тарифы
Начало 2023 года ознаменовано изменениями в тарифах полиса ОСАГО. Коррективы затронули КБМ, базовую стоимость, коэффициент возраста и стажа. С 9 января 2023 года ценовой коридор полиса ОСАГО расширился. Смещение произошло на 20% вверх и вниз. Ряд автовладельцев сможет рассчитывать на снижение стоимости. Для иных граждан нововведение повлечет за собой повышение цены ОСАГО.
Нормативная база
Об изменениях сообщил Банк России. 29 декабря 2024 года на официальном сайте ЦБ РФ был опубликован проект Указания №53241, закрепивший все коррективы. Нормативно-правовой акт вступил в силу 9 января 2023 года.
Что изменилось в тарифах ОСАГО?
В первую очередь изменения затронули базовую ставку тарифов ОСАГО. Она может различаться в зависимости от категории транспортных средств. В нормативно-правовом акте указано максимальное и минимальное значение. Компания получает право самостоятельно установить значение показателя в определённых законом рамках.
Коррективы повлекли за собой расширение ценового коридора полисов ОСАГО. Минимальные и максимальные показатели сместились на 20%. Повышение не затронет владельцев мотоциклов и мотороллеров. Для этой категории транспортных средств базовый тариф снизился на 10,9%.
Ценовые коридоры полисов ОСАГО с 9 января 2023 года.
Снижается также верхняя граница для легковых автомобилей юридических лиц на 5,7 процента, до 2058 – 2911 рублей. Для таксистов тарифный коридор расширяется в обе стороны и составит от 4110 до 7399 рублей.
Как изменилась цена полиса ОСАГО?
Изначально кажется, что базовая ставка практически не изменилась. Однако страховщики стремятся устанавливать максимальные тарифы. Нововведения способны привести к тому, что стоимость полисов ОСАГО возрастет на 20%.
Последующим планируется законодательное регулирование конкретного значения цен на страховки. Так, если автовладелец использует услуги одной компании, стоимость может быть снижена. Однако это лишь предложение. Нормативно-правовыми актами оно не закреплено.
Что станет с КБМ в 2023 году?
Коэффициент бонус-малус позволяет привязать стоимость страховки к соблюдению ПДД и стилю вождения гражданина. Путешествуя без аварий, гражданин сможет получить скидку. Ее размер доходит до 50%. Если лицо оказалось в аварии по своей вине, с 9 января 2023 году показатель повышает стоимость полиса ОСАГО. В результате цена может возрасти на 145% от стандартной.
Ранее КБМ менялся в момент продления полиса. Теперь показатель рассчитывается на год. Коэффициент закрепляется за отдельным человеком. До внесения изменений расчет производился для хозяина авто и водителя. В результате коррективы показателя при аварии могли затронуть всех лиц, которые были вписаны в полис.
Расчет КБМ не совпадает с классическим началом календарного года. Планируется, что отчетный период расчета КБМ по новым правилам начнется 1 апреля 2023 году и продлится до 31 марта 2023 года. Затем произойдет обновление показателя. Гражданин сможет получить скидку, или КБМ повысится, если в течение года водитель стал участником аварии по своей вине.
При этом не учитывается, когда был заключён договор ОСГАО. В указании ЦБ РФ не говорится, в какой момент происходит пересчет КБМ. Пока не понятно, будет ли осуществляться действие автоматически при наступлении 1 апреля 2023 года, или данные обновят в момент обращения в страховую компанию для приобретения полиса. Вопросы остаются и об изменении коэффициента в случае, когда лицо в предыдущем периоде не заключило ни одного договора. Коэффициент бонус-малус будет рассчитываться по старым правилам до 1 апреля 2023 года.
Увеличение коэффициента для полисов ОСАГО без ограничений
Водитель имеет право приобрести открытую страховку. Она не предполагает указания конкретного перечня лиц, которые допускаются до управления транспортным средством. Обычно такие автомобили используются для ведения бизнеса. Для страховщика предоставление такого полиса ОСАГО — дополнительный риск. Поэтому стоимость страховки выше классической. С 9 января 2023 году расчёт цены производится с учётом КО — коэффициента для полиса без ограничений.
Коррективы приведут к повышению показателя. Он возрастет до 1,87. Ранее коэффициент составлял 1,8. Это отразится на цене ОСАГО, повысив стоимость страховки без ограничений на 4%. Однако изменения затронут только автовладельцев, не имеющих статус юридических лиц.
Новые правила расчета коэффициента возраста и стажа для ОСАГО с 9 января 2023 года
В 2023 году цена страховки зависит от возраста водителя и его стажа. Чем опытнее человек, тем дешевле обойдётся покупка полиса ОСАГО. Возраст и стаж учитывается при помощи коэффициента КВС. Показатель затронули существенные изменения.
Возраст автовладельца (количество лет)
Увеличивается градация по возрасту и стажу. Сам коэффициент претерпел следующие изменения:
- Для лиц младше 22 лет, которые получили права менее 3 лет назад, показатель повысился. Изначально он составлял 1,8. Теперь при расчёте учитывается коэффициент 1,87.
- Если человек старше 30 лет имеет опыт вождения 10 лет, можно рассчитывать на небольшую скидку. Коэффициент снизился на 0,04. Изначально он устанавливался на уровне единицы. Теперь показатель составляет 0,96.
Ознакомившись с таблицей, водитель может счесть изменения несущественными. Чтобы лучше разобраться в особенностях влияния коэффициента на стоимость полиса ОСАГО, рекомендуется изучить пример. Допустим, гражданину исполнилось 18 лет. Он сразу же сдал на права, обзавелся автомобилем и приобрёл ОСАГО.
Из вышеуказанного примера видно, что в течение 13 лет гражданин переплатил практически половину стоимости страхового полиса. После этого стаж гражданина позволяет ему получить скидку в 4%. Расчет будет производиться с учётом КВС 0,96. В результате в течение следующих 13 лет лицо сможет вернуть переплату. С 43 лет наступает экономия. Стоимость полиса снижается на 4% в год.
С 9 января 2023 года изменения коснулись и порядка определения водительского стажа. В законе говорится, что показатель будет рассчитываться, начиная с момента получения права на вождение авто определенной категории. Ранее стаж был общим. Это означало, что он определялся с учётом даты самой ранней открытой категории. Допустим, в 19 лет гражданин получил права на управление ТС категории B. Затем в 40 лет человек сдал на права категории C. Считалось, что его в стаж составляет 21 год.
С 2023 года показатель рассчитывается отдельно для каждой категории. В вышеуказанном примере стаж водителя на грузовик составит 0 лет. В учет принимается и дата, указанная в правах. Так, если водительское удостоверение было получено 1 мая 2024 года, считается, что стаж гражданина составит один год не 1 января 2023 года, а 1 мая.
Коэффициент безаварийного вождения
Показатель рассчитывается при помощи таблицы, закреплённой в ФЗ №40 Об ОСАГО. Она фактически не изменилась. Производя расчёт КБМ, страховщик принимает во внимание каждое возмещение и компенсационную выплату.
Если коэффициент не соответствует информации, которая содержится в АИС ОСАГО, используется скорректированный показатель за весь период действия договора, в течение которого применялись некорректные данные. Если говорить простыми словами, страховщик установит минимальный из значений коэффициента. Ранее возникла путаница.
Если гражданин впервые приобретает страховку, значение КБМ устанавливается на уровне 1. Определение показателя выполняется ежегодно. Его устанавливают на период с 1 апреля по 31 марта следующего года.
Пример расчета стоимости полиса ОСАГО по новым правилам
Формула расчёта ОСАГО закреплена в ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года Об Автогражданке. Она имеет следующий вид:
Стоимость ОСАГО = Базовый тариф х КТ х КБМ х КВС х КО х КН х КМ
При расчёте используются следующие коэффициенты:
1. КТ — коэффициент территории. Показатель устанавливается для местности, в которой зарегистрирован автомобиль.
Чем больше транспортных средств ездит по дорогам региона, тем выше показатель. Это связано с повышением риска попадания в аварию.
2. КБМ — коэффициент бонус-малус. Зависит от количества аварий, произошедших по вине водителя в течение отчётного периода. Показатель может снижать стоимость страховки или приводить к повышение цены. Определение значения выполняется в соответствии с закреплённой законодательством таблицей.
3. КВС — коэффициент возраста и стажа. Чем младше автолюбитель, тем выше риск оказаться в аварии. Шанс наступления страхового случая зависит и от количества лет, в течение которых лицо имеет право управлять автомобилем.
4. КО — коэффициент ограниченного использования. Зависит от количества лиц, имеющих право управлять транспортным средством.
5. КН — коэффициент нарушений. Показатель предусмотрен статьей 9 ФЗ Об ОСАГО.
6. КМ — коэффициент мощности. Зависит от силы двигателя автомобиля.
Закон определяет стоимостный коридор, в рамках которого страховая компания имеет право устанавливать базовый тариф. На практике организация практически всегда используют максимальный показатель. ОСАГО считается убыточным видом страхования. Таким образом компании стремятся компенсировать возможные расходы.
Чтобы разобраться с ценой полиса ОСАГО по новым тарифам 2023 года, рекомендуется изучить пример. Лучше смотреть сразу на три категории водителей:
- среднестатистического гражданина, владеющего бюджетным транспортным средством;
- молодого автолюбителя, недавно купившего мощную машину;
- опытного пожилого человека, использующего маломощный автомобиль.
Реформирование ценового коридора тарифов ОСАГО 2023 года проводилось для того, чтобы повысить стоимость полиса для начинающих водителей и снизить для опытных. Лица, соблюдающие ПДД, также могут рассчитывать на скидку. Изучение примеров позволяет понять, удалось ли законодателям добиться поставленных целей.
Допустим, что в первом примере среднестатистический гражданин проживает в городе Сочи. Для этого региона установлен КТ на уровне 1,2. У человека имеется в собственности автомобиль Kia Rio. Мощность транспортного средства составляет 107 лошадиных сил. КМ будет установлен на уровне 1,2. Водитель приобрёл ограниченный полис на один год. В страховку вписан только хозяин машины. Ему исполнилось 30 лет. Из них 5 лет у человека имеются водительские права. Безаварийный стаж составляет 3 года. КБМ был установлен на уровне 0,85. Страховщик установил максимальную базовую ставку. Такое явление на практике самое распространённое. В результате стоимость полиса по новым тарифам ОСАГО 2023 года составит:
- старый тариф — 4118×1,2×0,85×1×1×1,2 = 5040,43 рублей;
- новый тариф — 4942×1,2×0,85×1×1,04×1,2×1 = 6290,97 рублей.
Решающее значение играет базовый коэффициент. Его повышение на 20% привело к незначительному росту стоимости полиса ОСАГО.
Рассмотрим другой пример. Допустим, молодой водитель из Москвы приобрёл автомобиль BMW X5 мощностью 420 лошадиных сил. КРП составляет 2, а КМ — 1,6. Допустим, гражданин приобрел неограниченный полис сроком на один год. Водителю исполнился 21 год. Из них 2 года лицо имеет право управлять транспортным средством. В прошлом году молодой водитель оказался в аварии. Его признали виновником происшествия. В результате КБМ установили на уровне 1,55. Дополнительно присутствовало нарушение ФЗ 40 об ОСАГО. Гражданин предоставил недостоверные сведения в страховую компанию, что повлекло за собой занижение стоимости. В результате цена страховки составит:
- старый тариф — 4118×2×1,55×1,8×1,6 = 36765,5 рублей;
- новый тариф — 4942×2×1,55×1,87×1,6×1,5 = 68757,05 рублей.
Сумма огромна. Однако страховщик имеет право требовать ее предоставление.
Представим, что третий водитель проживает в Бурятии в небольшом населенном пункте. Крп для этой местности составляет 0,6. У гражданина имеется автомобиль Renault Logan, мощность которого составляет 80 лошадиных сил. КМ установлен на уровне 1,1. Был куплен ограниченный полис ОСАГО сроком на один год. В документ вписан хозяин автомобиля. Ему 55 лет. Из них гражданин управляет транспортным средством 25 лет. Водителю удалось провести без аварий 15 лет. КБМ установлен на уровне 0,5. Чтобы купить полис, потребуется заплатить:
- старый тариф — 4118×0,5×0,6×1×1,1×1 = 1358,94 рублей;
- новый тариф — 4942×0,5×0,6×0,96×1×1,1×1 = 1565,63 рублей.
Из вышеуказанных примеров видно, что стоимость страховки повышается как для опытных автолюбителей, соблюдающих правила дорожного движения, так и для молодых водителей, нарушающих действующие нормы. Можно говорить о том, что в 2023 году полис подорожал. Сложнее всего придётся неопытным автолюбителям. Для них стоимость полиса может возрасти практически вдвое.
На 2023 год на территории нескольких регионов РФ запланирован запуск пилотного проекта по выявлению автовладельцев, пренебрегающих необходимостью в покупке ОСАГО. Выполнять процедуру будут не сотрудники МВД, а новые видеофиксаторы. Они оборудованы интеллектуальной системой обработки информации. В ФЗ №40 говорится, что отсутствие ОСАГО или нарушение в процессе его оформления влечет за собой наложение штрафа. Норма действует в отношении всех категорий граждан.
Исключение составляют автомобили, которые были получены в собственность менее 10 суток назад. Этот факт должен утверждать соответствующий документ. В 2023 году установлены следующие штрафы за пренебрежение необходимостью в покупке ОСАГО — 500 руб, если страховка присутствует, но оформлена с нарушениями, или 800 руб, если полис не куплен. Штраф взимается с гражданина каждый раз, когда он оказывается в зоне действия камеры. Взыскание может возрасти до 8000 руб. Сегодня законопроект об ужесточении наказания рассматривается в Госдуме.
Допустимо снижение размера штрафа. Для этого нужно внести денежные средства в течение 20 суток с момента наложения взыскания. Проще всего оформить страховку, используя проверенные ресурсы и обращаясь непосредственно к страховщику. Если полис ОСАГО оформляется через интернет, предусмотрена отсрочка. Электронный документ начнет действовать лишь через 3 дня с момента покупки. Это исключает возможность оформления ОСАГО после ДТП. Ранее подобные прецеденты наблюдались.