Когда Великорецкий крестный ход в 2023 году — 3 июня
Николай Чудотворец для каждого православного является образом святого, который никогда не оставит в беде. В церкви именно к его иконе многие приходят, чтобы поставить свечи, мысленно поговорить с ними или попросить о чем-то заветном. Человеку нужно верить в чудо в любом возрасте, в день, когда не остается ничего, кроме надежды на то, что с помощью господа и Николая Чудотворца можно найти в себе силы преодолеть новые препятствия и обрести гармонию с собой.
История праздника.
3 июня все православные очень массово и масштабно отмечают почитаемый праздник – Великорецкий крестный ход. Этот праздник посвящен явлению иконы святителя Николая Чудотворца. История этого крестного хода начинается на берегу реки великой, именно там, согласно преданиям просто крестьянин Семен Аглаков, который проживал в деревне Крупицы, обрел святой образ Николая Чудотворца. История явления этой иконы рассказывает, что однажды человек, который проходил мимо реки Великая по своим домашним делам заметил в самом лесу странный и таинственный свет, он напомнил ему пламя зажженных свечей, но он побоялся подойти к нему и просто прошел миом. Когда он справился со всеми делами и уже возвращался домой, то снова на том же месте, в лесу в стороне от реки он смог разглядеть это же сияние и в этот момент понял, как сильно хочет подойти туда и посмотреть, отчего исходит такой мерцающий и завораживающий свет. Перед тем как заходить в лесную чащу, он перекрестился и вошел в самую чащу, там он увидел небольшой источник и образ Николая Чудотворца. В этот момент то сияние, которое и привлекло его к этому месту, пропало.
Жители деревни, где и произошло обретение этого образа, первые ощутили, что он является чудотворным. Человек, который не мог ходить просто исцелился, а все больше людей из окрестностей пытались попасть к месту обретения этой иконы, помолится, попросить о помощи и поблагодарить за чудеса. Когда слава об иконе распространилась намного шире, то о ней узнали и в большом городе, который находился в окрестностях. Духовенство города Хлынова и самые высокопоставленные начальники лично просили людей отдать чудотворный образ в церковь, чтобы сохранить реликвию и дать возможность многим людям приходить к ней. Взамен они обещали каждый год возвращать чудотворный образ на то место, где он и был обретен простым человеком. Это обещания и стало самой старинной и одновременно значимой традицией всей Вятской земли – Великорецкого крестного хода. Через какое-то время в городе в честь иконы был построены красивый деревянный Никольский собор, куда могли прийти все желающие, и помолится перед иконой.
В 1555 году Великорецкая икона совершила свое первое путешествие из храма в Москву. Это приказание отдал Иван грозный. Многие и сегодня считают, что этот первый ход являлся настоящим проявлением славы Николая Чудотворца на всей российской земле. В тех городах и деревнях, где была икона, люди видели настоящие чудеса исцеления больных. В каждом городе, маленьком поселении или даже деревне обязательно икону встречали только чиновники и высокопоставленные лица со своими свитами. Это было данью уважения и почтения к такой святыне. Спустя два года пребывания в столице чудотворная икона снова вернулась в Хлынов с богатыми подарками и подношениями от государя и других богатых людей. Там она снова стала доступной для каждого человека и люди снова потянулись к ней в надеже на спасение, исцеление и настоящее чудо. Икона не разочаровывала их, и если человек действительно приходил только с благими намерениями, то помощь всегда была.
Традиции праздника.
1668 год стал для праздника довольно значимым, потому что именно тогда преосвященным Александром архиепископом Вятским для Великорецкой иконы была назначена дата праздника – 6 июня. По старому стилю это 24 мая. В этот день обязательно проводилась специальная торжественная церковная служба. Подобная традиция просуществовала несколько столетий и только в XVIII веке была забыта, многие сегодня считают, что это было сделано напрасно, поэтому на 600 – летний юбилей она снова торжественно проводилась.
В самом начале Великорецкий крестный ход проходил исключительно на реке. Это было, прежде всего, связано с желанием защитить настолько важную и значимую святыню от набегов воинствующих племен. Сухопутное передвижение не исключало подобной возможности, поэтому именно лодки были безопасным и приемлемым способом передвижения. В 1778 году был принят указ уже о сухопутном крестном ходе, к тому времени, маршрут был уже изучен и безопасен как для святыни, так и для всех участников этого мероприятия. Паломники, которые принимали участие в празднике, могли на себе ощутить всю его значимость и торжественность, потому, что в каждой деревне их встречали как настоящих героев, ведь они выполняют очень важную работу. Все буквально робели перед такой процессией, с восторгом глядя на саму икону и всех, кто нашел время и силы приобщиться к такому событию.
Уже в начале XX века к паломникам присоединился даже военный оркестр, который начинал играть после торжественной литургии, сопровождая ход паломников и икону к берегам реки. По набережной в одной колонне двигались люди, которые связаны с церковью, чиновники и простые гимназисты, каждый искал в этом крестном ходе что-то для себя.
Сегодня Великорецкий крестный ход считается всероссийским, с каждый годом все больше людей стараются приобщиться к нему и пройти всем известный маршрут со святыней. У каждого человека разные желания и намерения, касающиеся этого хода, но если есть желание, то обязательно стоит присоединиться к людям, которые считают это важным и значимым.
Великорецкий крестный ход 2023 когда будет
Подробное описание:
Великорецкий крестный ход в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца (именуемой Великорецким образом святителя Николая Чудотворца) – самый древний, величественный, а сегодня еще и самый многолюдный из всех крестных ходов Вятской земли, и один из крупнейших в России.
Он проходит ежегодно с 3 по 8 июня с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Изначально ход начинался от Свято-Серафимовского собора города Кирова, но в последние годы он стартует из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова. Неизменным остаётся его конечный пункт – село Великорецкое. Здесь, на берегу реки Великой в храмах проходят торжественные богослужения, а затем ход возвращается обратно в Киров.
В этом действе ежегодно принимают участие тысячи паломников из разных городов и сел России и даже из-за рубежа.
И с каждым годом их число растет, и никого не пугает этот 180-километровый путь. Крестный ход известен с начала 15 века. Легенда гласит, что в 1383 году некому вятскому крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая на высоком берегу реки Великой. Вскоре от этой иконы начались исцеления и прочие чудеса, и молва о чудотворном образе быстро разнеслась по округе.
К иконе потянулись люди, на месте явления была построена часовня, а вскоре появился и храм.
Но опасаясь за сохранность иконы, вятичи перенесли ее в столицу губернии – в Хлынов (сегодня – Киров), но дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так и родилась традиция Великорецкого крестного хода. Великорецкая чудотворная икона святителя Николая
Великорецкий крестный ход
Крестный ход — это не просто многолюдное торжественное шествие верующих людей к какому-либо месту, которое имеет религиозную важность. Это выражение единой веры народа и усиленное обращение к Господу о даровании благословения стране, церкви и самому народу. Самый большой и тяжелый крестный ход в России — Великорецкий, который ежегодно проводится в начале июня. Он является одним из древнейших на Вятской земле и самым многолюдным в России.
История крестного хода
Однажды, в 1383 году, на берегу реки Великой одному крестьянину по фамилии Агалаков явился воочию Николая Чудотворец и передал ему свой образ. Икона хранилась у крестьянина и к ней приходили молиться его односельчане, а вскоре они стали свидетельствовать о чудесах, которые происходили по молитвам к иконе.
Вести о прекрасном образе распространялись быстро и вскоре со всей области стали стекаться паломники, чтобы поклониться и помолиться чудесному образу. Местные крестьяне на собственные средства построили небольшую часовню на том месте, где явилась икона, а позже возвели и храм.
Начало крестного хода
В XIV веке Вятская земля была населена преимущественно язычниками, которые поклонялись силам природы. Русские люди только начали обосновываться тут и это привело к переживаниям за святой образ — язычники пренебрежительно относились к святыням русских и нередко случались конфликты на этой почве с последующим уничижением икон. Эти опасения в 1392 году стали причиной переноса образа с деревни в Хлынов (в настоящее время город Киров).
Но городские жители пообещали крестьянам, что каждый год будут приносить образ обратно. Это и стало началом Великорецкого крестного хода.
Чудеса и знамения продолжали сопровождать образ святителя Николая, и слава о нем распространялась по всей Российской империи. В XVI веке о ней услышал Иван IV, по его прошению икона была транспортирована в Москву. По дороге Хлынов-Москва иконе кланялись и молились многие, а позже свидетельствовали об исцелении. Один из приделов московского храма Василия Блаженного был освящен чудотворным образом. За все время пребывания в столице, с иконы были написаны несколько списков.
С XVI века в России начали почитать чудотворный образ Великорецкого святителя Николая и продолжают до сих пор. Позже, уже в XVII веке образ вновь побывал в столице.
Богоборческое время и возобновление крестного хода
В XVI-ХХ веках образ Великорецкий хранился в Вятке и именно отсюда начинался каждый год крестный ход, но с приходом советской власти собор был уничтожен, а образ утерян. Во время СССР паломничество было запрещено (с 1930 по 1990 год) властью, а в 1959 год запрет наложила богоборческая власть. Однако неофициально люди продолжали совершать этот путь от собора к реке Великой, без иконы и без официального сопровождения православных служителей. Жажда совершить это путешествие и таким образом принять участие в движении церкви двигала людей на этот путь.
Возобновили путешествие в 1989 году благодаря усилиям архиепископа Хрисанфа.
Важно! В 2000 году согласно указу патриарха крестный ход стал Всероссийским.
Великорецкий крестный ход проводится более 600 лет. Одно время его даже совершали по рекам Вятка и Великая, по которым двигались лодки и плоты. Но позже, ввиду постоянного роста желающих принять участие в движении, вновь стали двигаться по суше.
Это событие масштабное, но четкое и проходит согласно составленному и заранее утвержденному расписанию. Это необходимо для контроля и размеренного проведения мероприятия, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств и хаоса.
- Воскресный день 3 июня начинается с утренней литургии (7 утра) в кафедральном соборе Кирова, которую проводит митрополит Марк. Продолжаются службы перед Свято-Успенским монастырем в 9 утра и уже через час люди выдвигаются к Троицкой церкви. Там к ходу присоединяются все желающие и движение выходит из города. День завершается в селе Бобино, где совершают молебен и остаются на ночевку.
- В понедельник 4 июня подъем ранний — паломники встают в 3 утра и выходят из Бобино и уже в 10 утра совершают молебен в селе Загарье. Движение возобновляется только в 12 часов дня и длится до 8 вечера, когда все доходят до поселка Монастырское и там, после проведения молебна, ночуют.
- Вторник 5 июня начинается так же рано — в 3 утра паломники уже выходят из поселка и через 6 часов они прибывают в село Горохово, где становятся участниками торжественной службы. После короткого перерыва в полдень люди покидают село. В это же время из Кирова от Свято-Серафимовского собора начинают отправляться автобусы с желающими принять участие в службе на реке Великой. В 6 вечера на Великорецком Подворье встречаются и пешие паломники и те, которые прибыли на транспорте. Уже в 6.30 вечера начинаются три ночные службы: на реке и в храмах Преображенском и Никольском. Все бдения предполагают таинство исповеди.
- С 1 часа ночи в среду начинаются служения. Вначале литургия в Преображенском храме, через два часа в Никольском храме и в 6 утра она начинается на берегу. Из Кирова также отправляются автобусы на Великорецкое. Желающие посетить святой источник возле Великорецкого делают это в обед, тогда же происходит и освящение воды на реке. Образ святителя Николая переносят в Никольский храм в 2 часа дня и до 6 проводят там молебны. Вечером автобусы отвозят желающих в город.
- В четверг 7 июня паломники покидают Великорецкое в 2 часа ночи и до 14.00 идут. Перерыв и отдых вместе с проведением молебна осуществляют в поселке Медяны. С 17.00 до 19.00 люди идут до села Мурыгино, где и ночуют.
- Пятница 8 июня — это заключительный день крестного хода. Люди выходят из Медян в 3 утра и через участвуют в молебне в соседнем Гирсово. В 16.30 паломники достигают Свято-Успенский кафедральный собор и слушают заключительный молебен. В 18.00 крестный ход заканчивается.
Внимание! Если паломники по состоянию здоровья не могут пройти весь маршрут, они могут воспользоваться услугами автобусов, которые отвозят и привозят православных христиан на место проведения Божественных литургий.
На каждом привале паломники могут получить порцию горячей воды и еды, а также возможность отдохнуть и собраться с силами.
Маршрут и даты проведения
Великорецкий крестный ход совершается ежегодно с 3 по 8 июня.
Люди пребывают в движении шесть дней. Движение начинается с кафедрального собора в городе Кирове и проходит через поселки до села Великорецкое. Там ход заканчивается проведением торжественного молебна вначале на берегу реки Великая, а затем в местном храме. Обратный путь паломников пролегает через село Медяны и Мурыгино в Киров, куда они и приходят 8 июня.
В общей сложности паломники проходят от 150 до 180 км по плохим полевым дорогам. В 2024 году дороги фактически не было из-за долгих дождей так, что людям пришлось идти по грязи и бездорожью, что сделало сложным и без того непростой путь.
Участвует обычно около 50 000 человек, а в 2024 году их было почти 80 000, несмотря на сложный маршрут и трудности в дороге. Движение традиционно сопровождается сотрудниками служб безопасности и порядка, также работают и врачи-добровольцы. Регулярно пребывают с людьми и члены поисково-спасательных отрядов.
Важно! Великорецкий крестный ход — это одно из величайших проявлений единства веры русского народа.
Люди не только готовы терпеть тяготы и лишения в пути, но и всячески помогать друг другу и служить. Это движение укрепляет не только христианина в его вере и убеждениях, но и скрепляет воедино людей в теле Христовом — Церкви.
Мероприятие
Великорецкий крестный ход 2023
Информация
Описание: По благословению председателя Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости протоиерея Алексия Бабурина и духовника Владыкинского семейного клуба трезвости протоиерея Сергия Ткаченко приглашаем вас принять участие в Великорецком крестном ходе 2023 г. Показать полностью… Крестный ход пройдет по благословенной вятской земле с 3-го по 8-е июня из города Кирова к месту явления чудотворной иконы свт. Николая Чудотворца в село Великорецкое.
Великорецкий крестный ход самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свято-Успенского собора города Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны, поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. На богослужениях в селе Великорецком присутствует более 50 тысяч человек, в том числе иностранные гости.
Для участия в крестном ходе вам необходимо получить благословение духовника, иметь необходимое снаряжение (туристический рюкзак, палатку, спальник, коврик и др.) и быть готовым к преодолению различных сложностей в пути. Для удобства участников лучше распределять на малые группы по количеству мест в палатке, например, сформировать группу из 4 женщин на одну 4-х местную палатку.
До места проведения крестного хода крестоходцы добираются самостоятельно. Общая группа Межрегионального общественного движения семейных клубов трезвости собирается в г. Кирове 2-го июня, чтобы утром 3-го отправиться в путь.
Очень важно познакомиться с информацией на официальном сайте Великорецкого крестного хода: http://velikoretsky-hod.ru/
Подробности участия в группе социальной сети VK:
или по телефону: +7 916 64О-17-3О (Алексей). Начало: 3 июня в 9:00 Окончание: 8 июня в 22:00
36 записей
«Великорецкий крестный ход. Как Господь направляет в путь»
Про Великорецкий крестный ход я узнал, проводя психологическое исследование в Центре социальной адаптации «Люблино» филиала «Марфино». Мы смотрели с бездомными ребятами фильмы, Показать полностью… а потом обсуждали их с целью изменения образа жизни. Однажды ко мне подошел один человек, находящийся в этом центре, и сказал: «Алексей, что ты здесь исследуешь? Ты знаешь, что такое Великорецкий крестный ход?» — я ответил, что не знаю, на что он поведал, что это то место, где можно увидеть все аспекты человеческой души, которые я не познаю больше нигде и никакими психологическими методами, кроме наблюдения подвига крестоходцев под Вяткой.
В кои-то веки дошли руки до фотографий с Великорецкого крестного хода 2024 г. Было приятно снова вспомнить все прекрасные моменты этого путешествия, замечательных людей, которые были нашими попутчиками, да и просто попадались на пути. Показать полностью… Потрясающую вятскую погоду и матушку-природу. Низкий вам поклон, дорогие! Думаю, что если хоть раз с кем-нибудь пройдешь Великорецкий крестный ход, то этого человека будешь помнить всю оставшуюся жизнь. Храни вас Господь молитвами свт. Николая Чудотворца! До встречи снова!
ЗАЧЕМ ИДТИ В КРЕСТНЫЙ ХОД?
Хочешь отвлечься от житейских проблем и трудностей, побыть один на один с Богом, насладится красотой русской глубинки, посетить значимые
духовные центры Нижегородской земли, укрепить свою волю, Показать полностью… побороть страсти, обрести душевные, духовные силы, получить благодать, совершить духовный подвиг во имя Святой Руси, найти новых верных друзей и хорошо провести летнее время?
ИДЕМ С НАМИ В 4 УДЕЛ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
«Здесь молитесь – вот вам будет и Афон, и Иерусалим, и Киев» — говорил преподобный Серафим Саровский
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ (17 ИЮЛЯ — 1 АВГУСТА 2024 ГОДА):
https://vk.com/topic-74105303_39156572
23-го июня в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине состоялась встреча с участниками Великорецкого крестного хода 2024 г. Презентацию с уникальными фото и видео материалами представили ведущий Владыкинского семейногоПоказать полностью… 23-го июня в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине состоялась встреча с участниками Великорецкого крестного хода 2024 г. Презентацию с уникальными фото и видео материалами представили ведущий Владыкинского семейного клуба трезвости Алексей Бердичевский и руководитель благотворительного фонда «АРХИТРИКЛИН» Петр Липатов.
Встреча вызвала большой интерес, на нее пришли люди с разных районов Москвы, кто-то лично принимал участие в Великорецком крестном ходе этого года, кто-то ходил ранее, а некоторые просто интересовались. Паломники живо и с юмором рассказывали о своих впечатлениях и делились духовным опытом, который удалось получить в благословенных Вятских землях. Путь выдался не из легких, что, с одной стороны, дало возможность крестоходцам проявлять свои лучшие качества на благо ближним, а, с другой, позволило столкнуться со своими страстями, которые мешают спасению души.
«Благодарю за предоставленную возможность встречи и беседы с ребятами, которые непосредственно участвовали в Крестном ходе, с фото и видео сопровождением, — отозвалась одна из участниц встречи Елена Васильева. — Погодные условия усложняли движение Крестного хода, на пути встречались разные трудности, благодаря которым, каждый из участников извлёк определённые выводы, начиная с самых малых, заканчивая важным – это забота о ближнем, жертвенность, общение, молитва, соборность . С каждым новым воспоминанием их глаза все больше светились радостью, которая зажгла и моё сердце. Спасибо вам ребята».
В течение 2-х часов паломники рассказывали о своем пути, попутчиках, препятствиях, искушениях, а зрители внимательно слушали, задавали вопросы и делились своим личным опытом. В конце встречи самые активные зрители были награждены просфорой и иконой свт. Николая, с которой паломники прошли весь Великорецкий крестный ход.
Поездка на Великорецкий крестный ход состоялась по благословению председателя Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости протоиерея Алексия Бабурина и духовника Владыкинского семейного клуба трезвости протоиерея Сергия Ткаченко с 3-го по 8-е июня.
5 МНОГОДНЕВНЫХ КРЕСТНЫХ ХОДОВ
С возрождением в нашей стране духовной жизни вернулась и благочестивая традиция многодневных крестных ходов. С каждым годом их число в различных епархиях возрастает, но особо выделяются пять молитвенных шествий, для участия в которых тысячи православных людей съезжаются со всей России и даже из-за границы. Проходят крестные ходы летом, и в некоторых можно еще успеть принять участие в этом году.
Великорецкий крестный ход
С 3 по 8 июня, 150 км (туда 90 км, обратно 60 км), около 30 тыс. паломников
Самый древний и самый многочисленный из многодневных крестных ходов в России
Маршрут: от Серафимовского или Успенского собора города Вятки (Киров) до Никольского храма села Великорецкое и обратно
Главная святыня – Великорецкий образ святителя Николая Мирликийского, обретенный в 1383 году на берегу реки Великой. В 1400 году икона была перенесена в город Хлынов (позднее – Вятка), и вот уже более шести веков ежегодно образ на один день приносят крестным ходом на место его чудесного явления. Первоначально ход совершался водным путем, на лодках и плотах, с конца XVIII века идет по берегу пешком. В 2000 году Патриаршим указом ему присвоен всероссийский статус. Ночевки – в поле. Главное событие хода – Литургия, которая совершается 6 июня у места обретения чудотворной иконы.
Официальный сайт: velikoretsky-hod.ru
Крестный ход с Владимирской Оранской иконой Божией Матери
С 4 по 19 июня, 430 км, около 2,5 тыс. паломников
Маршрут: от Богородицкого мужского монастыря в селе Оранки (Нижегородская область) кольцевым маршрутом по сельским дорогам через города Вад, Шатки, Первомайск, Лукоянов, Гагино, Бутурлино, Перевоз
Главная святыня – Владимирская Оранская икона Божией Матери, обретенная в 1634 году в месте, именовавшемся «Орано поле» близ Словенской горы. Впервые крестный ход с этим образом был совершен в 1771 году по благословению епископа Феофана (Чарнуцкого) во избавление Нижнего Новгорода от эпидемии чумы. С тех пор совершался ежегодно в летнее время вплоть до 1917 года. Традиция возобновлена в 2004 году, при этом дата начала и маршрут из года в год несколько меняется. В пути ежедневно совершается Литургия в храмах населенных пунктов, по которым проходят паломники. Ночевки – в поле.
Большой Волжский крестный ход
Июнь – июль – около 800 км, несколько тыс. паломников
Самый продолжительный и протяженный из ежегодных многодневных крестных ходов
Маршрут: от истока Волги (село Волговерховье, Ольгин монастырь) через Климову гору, Нилову пустынь, Осташков, Торопец, Торжок, Ельцы, Ржев, Зубцов, Тверь, Удомлю, Конаково, Дубну, Кимры, Кашин. Завершается ход в городе Калязине.
Главная святыня – ежегодно меняется в зависимости от посвящения. В этом году XIX Волжский крестный ход посвящен 350-летию обретения мощей преподобного Нила Столобенского, и по маршруту пронесут ковчег с частицей мощей святого и его чудотворный образ.
Крестный ход проводится с 1999 года. Ежедневно в храмах по маршруту следования совершаются вечернее богослужение и Божественная литургия. В большинстве населенных пунктов, через которые следуют крестоходцы, готовятся торжественные мероприятия. Завершается ход молебном у памятника преподобному Макарию Калязинскому и фестивалем духовной музыки.
Казанский крестный ход
Июнь – июль, около 600 км (из них более 100 км пешком), около 1 тыс. паломников
Маршрут: от ярославского Казанского женского монастыря через Введенский Толгский монастырь по левому берегу Волги до города Романова-Борисоглебска (Тутаев), затем до Рыбинска, по Рыбинскому району и обратно по правому берегу через Романов-Борисоглебск в Ярославль.
Главная святыня – Ярославская Казанская икона Божией Матери (список иконы, таинственно исчезнувшей в 1930 году из рук большевиков-богоборцев). Крестный ход совершался с 1761 года до переворота 1917 года. Традиция возобновлена в 2002 году. Пять лет назад маршрут продлен до Рыбинска. Ежедневно в храмах, через которые проходит путь, совершается Божественная литургия. Часть маршрута паломники проезжают на автобусах.
Иринарховский крестный ход
Третья или четвертая неделя июля, 60–70 км, около 3 тыс. паломников
Маршрут: от Борисоглебского мужского монастыря (поселок Борисоглебский Ярославской области) через села Павлово, Ильинское, Ивановское, Георгиевское, Зубарево, Давыдово до Кондакова. Завершается крестный ход у святого источника преподобного Иринарха Затворника. Год от года маршрут и расстояние незначительно меняются.
Главная святыня – честные вериги преподобного Иринарха. Крестный ход совершается в память о насельнике Борисоглебского монастыря святом Иринархе, благословившем князя Дмитрия Пожарского на
Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха Ростовского. Фото С. Прокудина-Горского, 1911 г.
борьбу с польскими захватчиками. Великий крестный ход от места пребывания и упокоения преподобного до места его рождения и освященного им источника стал совершаться сразу же по его блаженной кончине в 1616 году и не прерывался в течение трех столетий. При большевиках был запрещен. Возобновилась традиция в 1997 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова, † 2005). Во время пути паломники по особому благословению по очереди несут на себе святые вериги преподобного. Участники хода останавливаются в каждом встречающемся по пути храме, в том числе в разрушенных и заброшенных церквях, и совершают там молебны. Для местного населения прибытие Иринарховского крестного хода – один из главных праздников в году, к которому готовятся загодя.
Официальный сайт: икх.рф
Справка
Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в 1547 году в селе Кондаково в крестьянской семье. До 30 лет занимался торговлей, затем поступил в ростовский Борисоглебский монастырь. Здесь он принял подвиг затворничества и более трех десятков лет не снимал с себя вериг. На один год святой был вынужден оставить Борисоглебский монастырь и жил в Авраамиевом Богоявленском монастыре, где нес послушание келаря. Преставился ко Господу 13 января (ст. ст.) 1616 года.
Андрей Клочков
Опубликовано: №13 (626) июль, 2017 г.
Подробнее про Иринарховский крестный ход читайте здесь
Опубликовано расписание Великорецкого крестного хода 2024 года
Великорецкий крестный ход в этом году начнется 3 июня и продлится по 8 июня. Вятская епархия опубликовала расписание крестного хода.
Расписание крестного хода
3 июня, воскресенье:
7:00 – божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе Кирова, возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк;
9:00 – молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова;
10:00 – начало крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря;
11:30 – встреча крестного хода в Троицкой церкви города Кирова;
14:00 – выход крестного хода из Троицкой церкви города Кирова;
18:30 – встреча крестного хода в Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
4 июня, понедельник:
3:00 – выход крестного хода из Бобино;
10:00 – встреча крестного хода в Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу;
12:00 – выход крестного хода из села Загарье;
20:00 – встреча крестного хода в Монастырском. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.
5 июня, вторник:
3:00 – выход крестного хода из Монастырского;
9:00 – прибытие крестного хода в село Горохово. Божественная литургия;
12:00 – выход крестного хода из Горохово;
16:30-17:00 – отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора города Кирова в село Великорецкое;
18-:00 – встреча крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу;
18:30 – всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь;
18:30 – всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь;
18:30 – всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь;
19-00; 20-00; 21-00 – отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в Киров (по мере наполняемости автобусов.
6 июня, среда:
1:00 – ранняя божественная литургия в Преображенском храме;
3:00 – ранняя божественная литургия в Никольском храме;
5:00 – ранняя божественная литургия в Преображенском храме;
6:00 – средняя божественная литургия на берегу реки Великой;
6:00 до 8:00 – отправление автобусов с паломниками от Свято-Серафимовского собора в Великорецкое;
10:00 – поздняя божественная литургия на берегу реки Великой;
13:00 – крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой;
14:00 – перенесение иконы от берега реки Великой в Никольский храм Великорецкого Подворья;
14:00 – 18:00 – молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме;
9:00 – 19:00 – отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в Киров (по мере наполняемости автобусов).
7 июня, четверг:
1:00 – молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Никольском храме Великорецкого Подворья;
2:00 – выход крестного хода из Великорецкого;
14:00 – встреча крестного хода в Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая;
17:00 – выход крестного хода из села Медяны;
19:00 – встреча крестного хода в Мурыгино.
8 июня, пятница:
3:00 – выход крестного хода из поселка Мурыгино;
4:00 – встреча крестного хода в поселке Гирсово. Молебен Святителю Николаю;
5:00 – выход крестного хода из Гирсово;
13:00 – встреча крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие;
14:30 – выход крестного хода;
16:30 – встреча крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю;
Великорецкий крестный ход
В 1383 г. на берегу реки Великой явился образ святителя Николая. От иконы начались чудотворения. Крестьяне выстроили часовню, а потом и церковь. Времена и места были лихие, поэтому икону перенесли в Вятку, и дали обет ежегодно приносить на место явления. 2 раза икона побывала в Москве, в честь нее освятили один из приделов храма Василия Блаженного. Сначала крестный ход проходил «водным путем» по рекам, а с 17 в. стал сухопутным.
Икона, которую сейчас несут – чтимый список с чудотворной иконы, а сама икона Николая таинственным образом исчезла, когда храм, где она находилась в 20-е годы 20 в. отдали на поругание.
Фото из Интернета
В советское время люди тоже ходили в Великорецкое, их ловили, возвращали обратно, но в следующем году они опять шли.
А возродился крестный ход в 1989 г.
Маршрут и расписание хода (только не знаю, какого года) ( Фото из Интернета)
Теперь о масштабах события: как я уже писала, пройти верующим надо 150 км, и самый трудный — второй день, когда идти придется почти 50 км. Сама я пешком 50 км в день проходила только 1 раз, и понимаю, насколько это сложно. А если представить, что идут и пожилые люди, и дети, и с 3 ч. утра — это уже подвиг. Часть пути проходит по грунтовым дорогам, а что представляет собой мокрая глина после прохождения по ней группы людей, думаю, вы понимаете. А группа людей в случае Великорецкого хода – это ни много ни мало — тысячи человек.
Фото из Интернета
В прошлом году было, кажется, около 36 тысяч, в этом — 20 тысяч .
Сыграла роль погода: 3 дня люди шли под почти непрекращающимся дождем, при температуре около 10 градусов. Мы, к сожалению, не видели, как они шли, видели паломников только в Великорецком, 6 июня, когда они с утра участвовали в праздничной литургии, а потом отдыхали. Но какие у всех были светящиеся лица! Как будто и не было 90 км по грязи и под дождем.
Немножко технических деталей. Приезжают паломники со всей России, в Вятке живут в палатках на территории стадиона. 3 июня Крестный ход начинается от Кафедрального собора в Успенском Трифоновом монастыре, идет до села Макарье по трассе, там служится Акафист, и дальше ход поворачивает на грунтовую дорогу.
Троицкая церковь с.Макарье
В первый день проходят 15 км, во 2-й – самый сложный — около 50.
Фото из Интернета
Причем утренний подъем в 2-3 ч. ночи. Паломники несут с собой палатки и спальники. В селах также открывают для ночевок школы, дома культуры, многие жители приглашают паломников к себе. Многие группы паломников, приезжающих организовано со своими батюшками, имеют что-то типа автосопровождения, т.е. палатки их уже дожидаются на стоянках.
На каждой стоянке есть биотуалеты, полевая кухня и вода. Весь маршрут и особенно места ночевок обработаны от клещей, что очень актуально для Кировской области.
Паломников сопровождает МЧС с рациями (сотовая связь там мало, где работает), и если вдруг что-то случается, типа подвернутой ноги и т.д., на квадроцикле потерпевшего доставляют на асфальтовую дорогу, где дежурит скорая помощь.
Этот крестный ход был практически самым тяжелым за много лет по погодным условиям, но люди, с которыми я разговаривала, уже собираются в следующем году пойти опять. Они описывают удивительный подъем, когда идут все вместе, поют Акафист святому Николаю, а все церкви на маршруте встречают их колокольным звоном.
6 июня в Великорецком праздничные службы, а потом паломники отдыхают, и дальше уходят уже 7 июня. Немного фото того, что мы увидели вечером 6 июня в Великорецком.
Огромный палаточный лагерь
Некоторые города ходят очень организованно
А вообще палатки стоят везде
По дорожке к реке импровизированный рынок, паломники могут прикупить что-нибудь нужное или не очень)
Поляна, где проходит Литургия, и церковь-алтарь
Купель и источник
В советское время, когда ход был запрещен, возникали разные легенды, к примеру, что икона была обретена на сосне и, если проползти под корнями сосны, будет вам счастье) Сейчас вроде никто не ползает, но ленточки завязывают.
Люди приезжают отовсюду, к примеру, автобус из Ставропольского края.
В гостевом доме Ковчег хозяин принимает кучу народа, люди спят и на кроватях, и на полу, и во дворе в палатках. Кстати, сам дом очень уютный, и, если сюда приехать не во время крестного хода, то тут тишина и покой, и вполне можно отдохнуть недельку на лоне природы, ходить за грибами, особенно за рыжиками, которые славятся на всю Россию.
По моему впечатлению, в крестном ходе участвовал почти весь город. То тут, то там мы слышали разговоры о нем. В Великорецком встретили мы удивительную женщину, которая вместе с мужем и несколькими пенсионерами восстанавливает село Ошеть, создает там васнецовский маршрут и еще готовит прекрасный сыр. Но это уже другая история. Продолжение следует)
Храм Всех Русских Святых г.Ростов*на*Дону
Фотоотчёт прихожан Всесвятского храма о Великорецком крестном ходе.
В 2024 году участниками Великорецкого крестного хода стали около 70 тысяч человек.
Традиционный Великорецкий крестный ход начался 3 июня с Божественной Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова и завершился 8 июня.
За время пешего паломничества молящиеся прошли множество населённых пунктов, жители каждого из которых старались угостить и обогреть путников.
В числе крестоходцев был и клирик храма Всех Русских Святых, протоиерей Михаил Литвинов вместе с прихожанами.
По словам всесвятцев, молитвенный дух крестного хода не сравним ни с чем! «Желаю каждому христианину хоть раз в жизни принять участие в крестном ходе – это незабываемо!» — поделилась впечатлениями одна из прихожанок Всесвятского храма.
Поделиться:
Управление записями
Православный календарь
Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612) (служба может быть перенесена на пятницу, 16 февраля). Вмч. Феодора Тирона (ок. 306).
Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обре́тение мощей мч. Мины Калликелада (867–889).
Сщмчч. Михаила Никологорского и Павла Косминкова пресвитеров (1938); мц. Анны Четвериковой (1940).
1 Кор., 146 зач., X, 23–28. Лк., 105 зач., XXI, 8–9, 25–27, 33–36. За упокой: 1 Сол., 270 зач., IV, 13–17. Ин., 16 зач., V, 24–30.
Полиелейная служба сщмч. Ермогена может быть перенесена на пятницу, 16 февраля (ср. Типикон, 24 февраля, 2-я Маркова глава).
Служба по Октоиху и Триоди. На вечерне вместо прокимна – «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Глубиною мудрости. » с Богородичном.
На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на две статии с заупокойными припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди.
Великорецкий крестный ход 2023 когда будет
С Божьей помощью и по благословению митрополита Корнилия, Московского и всея Руси, с 9 по 13 августа сего года состоялся очередной Великорецкий крестный ход на реку Великая. Возглавил который Преосвященный Евфимий, епископ Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. В крестном ходе приняли учатие более 250 паломников со всей России и зарубежья.
11 августа в селе Великорецком состоялось утреннее богослужение и водосвятие на праздник рожества св. Николы, а после вечерней службы прошел Вечер памяти м. Андриана, темой которого стало церковное служение молодежи.
13 августа на месте строительсва будущего храма во имя Святителя Николы (г. Киров, ул. Александра Невского, дом 3) участники Крестного Хода собрались на Воскресную литургию и после небольшого отдыха отправились в с. Красное.
Мероприятия на этом не закончились и уже 14 августа для обсуждения актуальных вопросов в изучении истории старообрядчества Вятской губернии, а также для привлечения внимания научного сообщества и общественности к региональной истории старообрядчества, старообрядческой общиной г. Кирова при поддержке Общественной палаты Кировской области был проведен круглый стол на тему «История старообрядчества Вятской губернии».
Были заслушаны выступления старообрядческого духовенства, историков Вятского государственного университета, краеведов и студентов. Темами докладов стали история Вятского старообрядчества, его влияние на культурное наследие Вятки, рассматривалось современное состояние старообрядчества.
Он отметил, что создание единой информационной площадки, объединяющей историков, краеведов, всех тех, кому интересна тема старообрядчества и кому есть чем поделиться, — это важный шаг.
Тема важна и актуальна еще и потому, что затрагивает основополагающие вопросы, а дискуссия касается многих аспектов жизни современного поколения.
Участниками круглого стола, помимо исторических аспектов старообрядчества на Вятке, рассматривались вопросы о возможности переселения старообрядцев, проживающих за рубежом, в Кировскую область, в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом; создание в г. Кирове культурного центра старообрядцев, целью которого станет взаимодействие староверов различных согласий и общественности по вопросам нравственно-просветительского характера, помощи нуждающимся, организации культурных мероприятий, развитии музейно-выставочной деятельности; вопросы по организации и проведению богословских и литературных чтений.
С целью тесного взаимодействия с научным сообществом по вопросам изучения истории развития старообрядчества на территории Кировской области было предложено проводить регулярные совместные мероприятия: круглые столы, конференции, дебаты.
Слава Богу за все!
Нина Кожина, Вятская старообрядческая община, г. Киров
фото любезно предоставлены фотохудожником Евгением Тумановым, г. Киров
Великорецкий крестный ход. Крупинки
После гибели Маруси Распутиной она приснилась. Весёлая, красивая:
«Говорю папе: я стихи сочинила, вот какие, — и читает: — Мы вышли из леса на поле пшеницы».
Вспомнил, так как идём Крестным ходом, и как раз вышли из леса на бывшее поле, но пшеницы или ржи, или гречихи, уже не понять.
Женщина идёт рядом:
«В городе живёшь, в городе воздух в горле стоит, а здесь так вольно, так грудь наполнена. Но так тяжело: идёшь — идёшь, так грустно, так пусто, нет деревень, а раньше-то как! Столы выносили, ведёрные самовары, квасу наварят, плюшки-ватрушки. И их отсюда выжимали, налогами душили, сажали, на целину — угоняли со своей целины».
Поле кончается, снова входим в лес.
Исповедь на Великой начинается с вечера.
Всю ночь. Комары, костры.
Приготовил, казалось, искреннюю фразу:
«Каюсь в грехах, особенно в том, что понимаю, что грешу, но плохо их искореняю».
— «Каешься? — сурово спросил высокий седой батюшка. — Да если б ты каялся, ты б уже тут рыдал, головой бы бился. Днесь спасения нашего главизна, это когда говорят?» — «На Благовещение». — «Правильно. И это каждый день надо говорить. День настал — спасайся! День спасения — это каждый день! Чего с тобой делать?» — Накрывает епитрахилью.
В конце первого дня Крестного хода подошёл ко мне мальчик, сказал, что он Володя, и попросился идти вместе со мной. Он остался один. Они шли с товарищем, а родители товарища догнали их к вечеру первого дня в Бобино и увезли сына обратно. А Володя с ними не поехал. «Я дальше пойду, я хочу весь ход пройти».
Да, нагрузочка, думал я, намучаюсь. А оказался Володя таким славным, был он не только не в тягость, а в радость. Всегда молчал, шёл рядом, на остановках приносил или травы кисленки, или травы, корни которой мы называли репой и ели. Также ели мы с ним сосновую и еловую кашку, молодые побеги, будущие шишечки.
Никогда Володя не заговаривал первым. Только всего и было, когда открылся с горы далёкий зелёный горизонт:
«Лес-то какой большой. — Потом, подумав: — На запад идём. Ой, нет! На юг: солнце недавно взошло».
«Чайкам-то, видно, негде на реке жить, обмелела, сюда прилетели. Будут как вороны».
Володя всегда шёл рядышком. Прямо как любимый внучек шёл. Никогда ничего не просил, не жаловался, всегда старался в чём-то услужить. Ноги натёр в резиновых сапогах, даже не сказал.
«А тебя не будут искать?» — «Нет, я с бабушкой живу, она отпустила. Она раньше и сама на Великую ходила. Говорит: принеси мне травы батюшки Серафима. — «Сныти?» — «Да. Сейчас не буду собирать, завянет. Уж ближе к концу».
Именно к Володе привязался большой рыжий пёс. Бежал с нами от Великорецкого. Его любили, и он не голодал. Но всегда возвращался к Володе. Володя ему очень радовался, дал имя Пират, и считал своим.
«Бабушка ругать не будет, он хороший».
Но покинул нас Пират. Видно, не хотелось ему возвращаться, но что делать — служба. Подпрыгнул перед Володей, положил лапы на плечи и помчался обратно.
А назавтра ушёл и Володя. Уже начались окраины Вятки. Он увидел автобус:
«Ой, мой номер. — И жалобно добавил: — Я ведь поехал, дядя Вова». — И убежал.
Очень мне стало без него грустно. Ничего не знаю о нём, неловко было расспрашивать. С бабушкой живёт, траву-сныть батюшки Серафима ей понёс. Рада будет.
В Великорецком на Никольском соборе проявился образ святителя Николая. И много таких явленных образов проступает по России.
Как же я любил бывать и живать в Великорецком. И дом тут у меня был.
Шёл за село, поднимался на возвышение, откуда хорошо видно далеко: река Великая, за ней чудиновская церковь.
Зелёный холм, на котором пасётся стреноженный конь.