Креативные формы работы современной библиотеки, Централизованная библиотечная система Автозаводского района г

Библиоблог в помощь библиотекарю 2019

Креативные формы работы современной библиотеки

СОДЕРЖАНИЕ

Дерзайте, и о вас заговорят, и в вашу библиотеку запишется еще больше читателей.

Акции

«Библионочь» — социально-культурная акция нового формата (существует с 2012 года). Акция проводится в вечернее и/или ночное время. В детских библиотеках акция проходит до 21:00-22:00 в рамках специального проекта «Библиосумерки». Ключевое направление акции — популяризации детской книги, поиск новых форм её продвижения. Это время, когда происходят чудеса, превращения и литературные таинства. Для участия в акции необходимо пригласить в партнёры книжные магазины, музеи, картинные галереи и другие учреждения культуры, а коммерческие организации — в спонсоры.

Библиотечные сумерки. Саратовская Областная библиотека для детей и юношества придумала новую форму работы. В декабре, в самый короткий зимний день для подростков проведено литературное путешествие по книгам Стивенсона, Сабатини, Сальгари, Верна. Мероприятие проходило после закрытия библиотеки в тёмном читальном зале, который освещался лишь уличными фонарями из окон и подсветкой аквариума. Ролевая словесная игра продолжалась с 19 до 21 часа.

Буккроссинг (от англ. — «перемещение книги»). Суть буккроссинга проста: человек, прочитав книгу, оставляет ее в людном месте. Эту книгу находит и читает другой человек. Прочитав, он делает то же самое. И так далее. Принцип «прочиталотдай другому». Каждый может внести свой вклад в процесс буккроссинга — принести прочитанную книгу в Библиотеку, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей.

Либмоб. В основе акции — блиц-опрос жителей населённого пункта про дорогу в библиотеку. Кто знает дорогу к библиотеке, получает смайлик. А кто не знает — календарик с адресом библиотеки и контактной информацией. Весёлая акция-игра несомненно повышает имидж Библиотеки.

«Подвешенная книга». Суть акции — популяризация чтения. Любой читатель может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией (мнением, эмоциями, ВАУ!).
Длительность акции 3 месяца. По результатам акции можно составить именные рекомендательные списки любимых книг активных участников. А также создать рейтинг самых-самых книг вашей библиотеки!

В начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, будут отбираться только наиболее активные читатели.

Ведется список книг участниц акции. На саму книгу ставиться стикер-отметка «Подвешенная книга». Дополнительно фиксируется выдача акционных книг, а также очередь из желающих на ее прочтение.

Предполагаемые результаты:
1. Активизация чтения, увеличение книговыдачи абонемента.
2. Создание читательских рентингов лучших книг. (В. Иванов рекомендует…)
3. Создание рейтингов лучших читателей.
4. Проведение творческого конкурса по самой читаемой книге.

Флэшмоб (от англ. flash mob — «мгновенная толпа»). Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте. В течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия и так же быстро расходятся.

Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте района, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.

Массовые мероприятия.

Библиомарафон — это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей.

Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени. Дети могут получать библиофишки за участие в книжном марафоне.

Библиоперфоманс (от англ. performance – «представление, спектакль») — это форма современного искусства, где произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Он объединяет возможности изобразительного искусства и театра. Например, в библиотеку для проведения мероприятия приглашаются ребята из школы-студии Дома детского творчества. Они одеты в костюмы сказочных героев: Хозяйки Медной горы, Данилы-мастера, Золушки, Белоснежки и Пьеро. И сказка оживает вместе с ожившими литературными героями, создав тем самым библиотечный перфоманс.
Маленькие читатели по описанию угадывают каждого героя, отвечая на вопросы викторины по этим литературным произведениям.

Еще пример: библиоперфоманс «Англия: туда и обратно». Мероприятие посвящено году Британской культуры в России. В ходе акции разыгрываются призы (настольные игры). В рамках мероприятия предусмотрены квесты по мотивам произведений Конан Дойла. Литературные аукционы по сюжетам произведений английских писателей-фантастов, литературная мафия по «Восточному экспрессу» Агаты Кристи. Актер кукольного театра читает стихи и рассказы английских юмористов, проводится интеллектуальный ринг для настоящих джентльменов, а также выступление волынщика, брейк-данс. Чай и овсяное печенье знатокам английского языка и многое другое.

Библиотечный бульвар — мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги и чтения.

Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

Библиофреш — (от англ. fresh — «свежий») — библиографический обзор новинок.

Дегустация литературных новинок — информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.

Дискуссионные качели. В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия. Суть этой формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». Это могут быть две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу — «качели» начинают свое движение.

Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию — «за» и «против» аргумента ведущего. «Оптимисты» и «пессимисты».

Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что. » — начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что. » — отвечает другая сторона.

Гурман-вечер любителей… жанра — вечер, посвящённый определённому жанру литературы, подготовленный с учётом подчеркивания лучших сторон данного жанра.

Звездопад поэтический — мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.

Квест (от англ. quest — «поиск, предмет поиска»). Это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз!

Пример библиотечного квеста см.: Пантюхова Т.В. //Здоровая нация-это мы: метод.эстафета проектов и программ. – М., 2014. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век». Вып. № 152). – С.54-55.

4-х уровневый игровой квест в пространстве выставки «Ступени роста — XXI век».

Книжное дефиле — торжественный проход по сцене, подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение. Возможно дефиле обложек книг.

Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость — получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

Книжный аукцион — каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.

Книжный дресс-код — форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.

Комильфо-вечер — (вечер хороших манер) — вечер, посвящённый этикету.

Литературная печа-куча. Печа-куча (яп. ペチャクチャ, болтовня) — это методология представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности на неформальных конференциях.

Литературный суд. Вид читательской конференции. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.

Литературная ярмарка — комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.

Поэтический батл — битва, соревнование современных поэтов. Батлы активно собирают молодежь. Это не обычный литературный вечер, где в кабинетной тишине дрожит голос читающего. Здесь звучат мелодии фортепиано, громкие возгласы поддержки и аплодисменты. Это — творческий ринг для самых ярких и самых смелых поэтов.

Ток-шоу — на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.

Феерия — представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.

Флешбук — презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.

Наглядные и информационные формы

Библиотечный квилт — информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие, исторические события и др.

Например. «Алкоголь: иллюзия свободы». На стенде была представлена различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. В течение месяца среди читателей библиотеки проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывали узор лоскутного полотна на информационном стенде.

Буктрейлер — это небольшой видео-ролик, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Очень похож на трейлер к кинофильму. Выполняя свою основную задачу — представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение — в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр. Продолжительность буктрейлера не более 3-х минут.

Криптограмма — зашифрованное сообщение для читателей. Это может быть имя писателя, название произведения.

Филворд, или Венгерский кроссворд, представляет собой прямоугольное (но бывает и произвольной формы) поле, в котором все слова уже расставлены. При этом они идут без разрывов, но могут ломаться в произвольном направлении (исключая диагональное). Каждая буква принадлежит только одному слову. Задача отгадывающего, отгадать слово и вычеркнуть его из сетки. Часто, для еще большего упрощения задачи, количество букв в слове-ответе сообщается в скобках после определения.

Филворд для детей 8-10 лет на школьную тему, т.е. все слова из школьной жизни.

Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.

Источник информации.

Библиотека им. Горького – Наш методпортфель: Формы библиотечных мероприятий: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.gorlib.ru/

Играем-квест в библиотеке. – Методическая консультация: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://bibliom.ru/wp-content/uploads/Играем-квест-в-библиотеке.-Методическая-консультация.doc

Составитель: гл. библиотекарь ЦРДБ им. Кошевого — Барчева Т. Ф. 2015 г.

Библиоблог в помощь библиотекарю 2019

Лучшие библиотечные блоги

Блог создан для библиотекарей и учителей. Он рассказывает о жизни библиотеки, школы, о других библиотеках страны и мира. Много полезной информации о книгах, чтении, блогах друзей, а также обо всем интересном, что происходит вокруг! Освещены литературные, памятные, исторические даты. Здесь Вы найдете советы, подсказки, рекомендации по различным темам. Кроме того в блоге много сценариев к традиционным школьным праздникам.

Блог для библиотекарей и читателей библиотек, которым интересны не только книги.
Чувствуется, что блоггер не просто библиотекарь, а методист. Это видно и по подбору тем и по названию рубрик: «Интересное в работе с детьми», «Аттестация в библиотеке», «Нормативно-правовая база», «Копилка библиотекаря» и др.

Яркий, симпатичный, достаточно молодой (еще нет и года) блог, с очень приятной хозяйкой, этакой «БиблиоПчелкой» летающей не только по своей Волгоградской области, но и по всей стране.
«Смысл жизни не только в скорости полета, но и правильном выборе траектории движения».

Лучше всего о себе говорят сами создатели: «Это журнал библиотекарей самой большой библиотеки в Красноярском крае. Мы пишем о жизни нашей библиотеки, о книгах и журналах, о других библиотеках и их блогах. Мы очень любим свой город и гордимся тем, что живём в Сибири — поэтому в нашем блоге вы найдёте много интересного из истории и современной жизни Красноярска, Красноярского края и других сибирских регионов».

Блог библиотекаря МБОУ «СОШ № 55» г. Новоуральска Свердловской области, в котором обсуждаются актуальные библиотечные события, хорошие книги, занимательное чтение, интересные интернет-ресурсы и просто разговоры «за жизнь». Присоединяйтесь!

Библиоблог в помощь библиотекарю 2019

План работы библиотеки на 2019 год

Библиотеки направляют свою деятельность на расширение кругозора людей. Привлечение большего количества читателей нужно для повышения духовного, нравственного уровня детей, подростков, молодежи, всего общества. А чтобы привлечь народные массы к чтению книг и периодической прессы, библиотечные служащие должны правильно организовать работу. Для этого нужен правильно разработанный план работы библиотеки на 2019 год с намеченными целями, задачами, сроками исполнения.

Основные функции библиотеки

Для того чтобы выполнять социальный заказ общества по популяризации чтения, библиотеки должны выполнять ряд функций.

Таким образом, функции библиотек помогают читателю сориентироваться в огромном море литературы и выбрать именно ту книгу, которая нужна в данный момент.

Как правильно организовать работу библиотеки?

Библиотечные учреждения ведут свою деятельность в соответствии с утверждаемым планом работ. Этот план должен соответствовать определённым требованиям.

  1. Сроки планирования подразделяются на оперативные и стратегические.
  2. Документу, требующему исполнения, задаются конкретные сроки, исполнители.
  3. При составлении плана необходима программа действий.
  4. Цели, задачи, методы, изданные учреждением, утверждаются приказом.
  5. Главным направлением библиотечного дела в 2019 году остается привлечение большего числа посетителей.

А в последнее время предполагается создание необходимых условий для получения доступа к книгам людям с ограничениями в передвижении.

Документ, определяющий задачи библиотек

Создание комфортной библиотечной среды невозможно без чётко организованного плана действий учреждения. Поэтому при планировании необходимо:

  • определиться с поставленными целями, задачами на год, квартал, месяц;
  • иметь определенную программу действий;
  • скоординировать свои действия с партнерами, если таковые имеются;
  • назначить ответственных исполнителей за каждый намеченный пункт плана;
  • рассчитать затраты, изыскать необходимые средства;
  • составить сроки исполнения;
  • расписать ожидаемые результаты.

Планирование желательно вести по темам, которые будут иметь оперативное исполнение (по месяцам, кварталам, с конкретной датой), а также стратегическое (годовое, более длительные сроки).

После написания плана его необходимо утвердить приказом с визированием руководства, а при необходимости собрать согласование всех заинтересованных сторон.

Содержание планирования библиотек

В 2019 году в России спланированный документ должен иметь следующее содержание:

  1. Конкретизацию показателей как намеченных, так и достигнутых.
  2. Действия по привлечению большего числа людей.
  3. Способы, улучшающие обслуживание посетителей.
  4. Организационную, методическую, аналитическую, справочную работу.
  5. Методы развития на несколько лет вперед.
  6. Рекламную, информационную деятельность, повышающую спрос учреждения.
  7. Мероприятия, направленные на развитие библиотечного фонда.

При необходимости любой разработанный документ может изменяться, дополняться в соответствии с целями, задачами местных регионов.

Основная работа библиотек на 2019 год

В 2019 году особое внимание при составлении плана необходимо уделить следующим аспектам:

  1. Значимости деятельности библиотек для регионов, в том числе для сельских библиотек.
  2. Доступность информации всем слоям населения.
  3. Использование современных технических средств.
  4. Разнообразие методов просвещения масс (лекции, тематические вечера, форумы, обсуждения, фестивали).

Благодаря планированию, четким действиям работников библиотеки будут оставаться центром просвещения, воспитания, учения.

Направления деятельности библиотеки в школах

При планировании работы школьных библиотек работники организуют свою деятельность исходя из общешкольного плана воспитательной работы ОУ. План работы расписывается по направлениям деятельности учебного заведения. Как правило, сюда входят такие виды взаимодействия библиотеки со школьниками:

  1. Работа с учащимися:
  • библиографические уроки;
  • информационные и прочие обзоры литературы.
  • Поддержка классных и общешкольных мероприятий
  1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся в получении информации из школьной библиотеки.
  2. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами.

Библиотеки также проводят мероприятия, приуроченные к датам рождения известных писателей, поэтов, чтобы дать возможность узнать их творчество.

Видеопрезентацию плана работы сельской библиотеки можно посмотреть здесь:

Библиоблог в помощь библиотекарю 2019

Библиоблог в помощь библиотекарю 2019

Методические рекомендации в помощь планированию 2019 год

Театр — канал, по которому струится свет истины»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

2019 год в Российской Федерации пройдёт под знаком театрального искусства. Президент России Владимир Путин поддержал предложение председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина объявить 2019 год — Годом театра. Был подписан Указ от 28 апреля 2018 года № 181 «О проведении в Российской Федерации Года театра».

Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли.

Данные методические рекомендации призваны помочь вам в планировании мероприятий по этому направлению деятельности.

Мероприятия можно приурочить к Международному Дню театра (27 марта):

ü Познавательно – игровая программа «Браво, актёр!» (журнал «Читаем, Учимся, Играем», 2007 год, №1, стр. 83);

ü Вечер «Браво, актёр!»;

ü Лекции по истории театра, об известных режиссёрах, актёрах, символах театра;

ü Конкурсы чтецов стихов о театре и актёрах;

ü Публичные чтения стихов о театре и актёрах;

ü Урок – знакомство «Мы едем в театр» (журнал «Читаем, Учимся, Играем», 2001 год, №2, стр. 55);

ü Урок – знакомство «Театр уж полон» (журнал «Читаем, Учимся, Играем», 2001 год, №2, стр. 72);

ü Беседы «У истоков русского театра»; «О театре несколько слов!»; «История возникновения театра»;

ü Вечер одного актёра;

ü Конкурсно – развлекательная программа «По обе стороны кулис».

К Международному Дню кукольника:

ü Развлекательно – познавательная программа «Весёлая игрушка» (журнал «Игровая библиотека», 2009 год, №3, стр. 78);

ü Мастер – класс «Мастерим кукол» (журнал «Игровая библиотека», 2009 год, №1, стр. 102);

ü Вечер – рассказ «И оживают куклы…», «Хозяин кукольного дома» (о знаменитом театре кукол Сергея Владимировича Образцова) (журнал «Читаем, Учимся, Играем», 2001 год, №4, стр. 98) и (журнал «Читаем, Учимся, Играем», 2016 год, №4, стр. 48);

К Всероссийской Недели театр и дети (24 – 30 ноября)

ü :Театрализованное представление «Костюмы, Музыка, Игра — и с ними светлый миг добра» (журнал «Читаем, Учимся, Играем», 2007 год, №8, стр. 55);

ü Познавательно – игровая программа «Театральная мозаика» (журнал «Читаем, Учимся, Играем», 2005 год, № 11, стр. 95);

ü Виртуальные путешествия по театральным подмосткам мира с просмотром фрагментов спектаклей;

ü Театрализованные игры «Кто в гости ходит по утрам», «Мир полный чудес» (сборник «Праздник в школе». Театральные встречи);

Программу Всероссийской акции «Библионочь» можно провести под девизом «Театральная бессонница», «Мы приглашаем вас в театр», «Театральные чудеса», «Здесь оживают сказочные сны».

Чтобы погрузиться в волшебный мир театра, рекомендуем в библиотеках организовать книжные экспозиции:

ü Книжно – иллюстративная выставка «Театральная аллея»;

ü Книжно – иллюстративная выставка «Под сенью дружных муз»;

ü Выставка – словарь «Мы идём за кулисы»;

ü Книжно – иллюстративная выставка «Многоликий мир театра»;

ü Выставка – персоналия «Звезда первой величины на небосклоне искусств»;

ü Книжно – иллюстративная выставка «Театра волшебный миг»;

ü Выставка – просмотр «На сцене и в жизни»;

ü Книжно – иллюстративная выставка «Театр, время, жизнь», «Любите ли Вы театр?»;

ü Арт – выставка «Волшебный мир сцены»;

ü Книжная выставка «Театральная палитра».

Цитаты к выставкам:

«Театр есть высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

«Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

«Театр есть искусство отражать»

С уважением и наилучшими пожеланиями, заведующая методико-библиографическим отделом МБУ «ЕЦБС»

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Библиоблог в помощь библиотекарю 2019

План мероприятий в библиотеке на 2019 год: план работы

05.07.2018 37,362 Просмотров

Любая библиотека – кладезь мудрости и сокровищница культуры. Каждый, кто хоть раз был в библиотеке, наверняка испытывал невольный трепет: сотни томов, аккуратно разложенных по местам хранения, содержат в себе не только информацию о достижениях цивилизации, но и мысли многих поколений писателей. Книга – великое создание человеческой культуры, и самое главное в культуре любой страны – библиотеки. Д.С Лихачев говорил, что если вдруг погибнут все институты и университеты, то культуру можно будет восстановить по хорошо организованным библиотекам. Но чтобы привлечь население к чтению, библиотечные служащие должны правильно организовать работу. Для этого нужен правильно разработанный план работы библиотеки на 2019 год с намеченными целями, задачами, сроками исполнения.

Из истории создания библиотек

В древние времена библиотеки были хранилищем записей, в античные времена они стали общественными центрами, главной задачей которых было распространение знаний.

Первые библиотеки в России появились в XI – XII веках в Киевской Руси.

Сегодня библиотеки – место, где возможно найти книгу по любой отрасли знаний необходимую для работы, учебы или развлечения. И за всю историю человечества пока не изобретено более совершенного способа для хранения доступной информации.

Новым витком в развитии библиотечного дела стало открытие виртуальных библиотек. На специализированных сайтах каждый пользователь Интернета может найти практически любую необходимую ему книгу, включая редкую, и, скачав к себе на компьютер, прочитать.

О деятельности библиотек

Главная задача библиотек – организовать сбор, хранение и общественное пользование книг и других печатных изданий.

Библиотеки могут быть следующих видов:

  • национальными;
  • региональными;
  • сельскими;
  • публичными;
  • специальными;
  • для слепых;
  • университетскими;
  • школьными;
  • семейными.

Все современные библиотеки можно разделить на два типа:

  1. Массовые, которые являются разнонаправленными и рассчитаны на читателей всех возрастов и профессий.
  2. Научные (университетские, отраслевые, технические), в которых собираются издания соответствующих направлений и отраслей знаний.

Библиотечная деятельность ведется по направлениям:

Услуги, оказываемые библиотекой:

  1. Обслуживание пользователей на абонементе.
  2. Обслуживание пользователей в читальном зале.
  3. Оказание информационной и справочно-библиографической услуги:
  • выполнение справок по запросам пользователей;
  • тематический подбор литературы;
  • составление информационных списков поступившей литературы;
  • проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций;
  • проведение библиотечных обзоров литературы.
  1. Проведение массовых мероприятий по плану работы библиотеки.

Планирование работы

Для того, что бы грамотно спланировать работу, руководство ежегодно утверждает перспективный план работы, который должен включать перечень мероприятий на 2019 год, которые пройдут в библиотеке, а также действия, направленные на привлечение клиентов и повышение качества обслуживания.

В 2019 году приоритетными признаны такие направления деятельности, как:

  • Обеспечение доступности информации для разных слоев населения.
  • Улучшение работы региональных и сельских библиотек.
  • Современные технические средства для расширения функционала современной библиотеки.
  • Поиск новых, более интересных методов просвещения масс, так как традиционными лекциями и тематическими вечерами сложно привлечь молодое поколение.

Каждая библиотека имеет возможность самостоятельно выбрать направление, которое будет основным в ее деятельности, при этом, не забывая о реализации всех основных функций. Выбор зависит от многих факторов:

  • тип библиотеки (региональная, публичная, сельская);
  • расположение (мегаполис, небольшой городок или деревня);
  • возрастная категория читателей;
  • наполненность полок и частота обновления литературы;
  • техническое оснащение.

В больших библиотеках возможно планирование работы для каждого из отелов с учетом их специфики и тематической направленности.

Специфика работы школьных и детских библиотек

Особого внимания в 2018-2019 году заслуживает план работы школьной библиотеки, ведь именно в детском возрасте формируется любовь к чтению и закладывается культура чтения.

Большинство детских библиотек плотно сотрудничают с учебными заведениями, предлагая ученикам широкий спектр интересных мероприятий:

  • библиографические уроки;
  • тематические дискуссии;
  • встречи с поэтами, писателями, музыкантами и художниками;
  • увлекательные квесты;
  • библиографические настольные игры;
  • лекции;
  • клуб юных читателей или клуб любителей сказки;
  • студии по интересам.;
  • мероприятия к государственным праздникам и важным историческим датам.

В план работы школьной библиотеки на 2018-2019 учебный год можно включить:

  • кружковую работу;
  • волонтерскую помощь «Подари книге вторую жизнь» (ремонтируем книги);
  • оказание консультативной помощи учителям школы;
  • разъяснительную работу с родителями;
  • создание онлайновой базы литературы;
  • организацию рабочих мест для работы учащихся в сети Интернет;
  • акции: «Подари школе книгу» или «Поделись любимой книгой» (обменная полка);
  • младшие классы могут принять участие в конкурсе театральных постановок «моя любимая книга» (показать отрывок детской книги);
  • для старшеклассников можно предложить конкурс буктрейлеров (видеороликов, презентующих книгу).

В каком формате подавать требуемый план работы на год зависит от требований, предъявляемых руководством на местах. Чаще всего это классический документ, оформленный на листах формата А-4. Но, креативные сотрудники могут представить проект работы учреждения в виде слайдовой презентации или короткого видеоролика.

Отчетом о выполненной работе в конце года также может быть фильм из фото и нарезки видео фрагментов проводимых мероприятий.

Также предлагаем небольшую видео-подборку, которая поможет составить интересный и эффективны план работы библиотеки:

Библиоблог в помощь библиотекарю 2019

План работы библиотеки на 2019 год

Любая библиотека – кладезь мудрости и сокровищница культуры. Каждый, кто хоть раз был в библиотеке, наверняка испытывал невольный трепет: сотни томов, аккуратно разложенных по местам хранения, содержат в себе не только информацию о достижениях цивилизации, но и мысли многих поколений писателей. Книга – великое создание человеческой культуры, и самое главное в культуре любой страны – библиотеки. Д.С Лихачев говорил, что если вдруг погибнут все институты и университеты, то культуру можно будет восстановить по хорошо организованным библиотекам. Но чтобы привлечь население к чтению, библиотечные служащие должны правильно организовать работу. Для этого нужен правильно разработанный план работы библиотеки на 2019 год с намеченными целями, задачами, сроками исполнения.

СОДЕРЖАНИЕ

Из истории создания библиотек

В древние времена библиотеки были хранилищем записей, в античные времена они стали общественными центрами, главной задачей которых было распространение знаний.

Первые библиотеки в России появились в XI – XII веках в Киевской Руси.

Сегодня библиотеки – место, где возможно найти книгу по любой отрасли знаний необходимую для работы, учебы или развлечения. И за всю историю человечества пока не изобретено более совершенного способа для хранения доступной информации.

Новым витком в развитии библиотечного дела стало открытие виртуальных библиотек. На специализированных сайтах каждый пользователь Интернета может найти практически любую необходимую ему книгу, включая редкую, и, скачав к себе на компьютер, прочитать.

О деятельности библиотек

Главная задача библиотек – организовать сбор, хранение и общественное пользование книг и других печатных изданий.

Библиотеки могут быть следующих видов:

  • национальными;
  • региональными;
  • сельскими;
  • публичными;
  • специальными;
  • для слепых;
  • университетскими;
  • школьными;
  • семейными.

Все современные библиотеки можно разделить на два типа:

  1. Массовые, которые являются разнонаправленными и рассчитаны на читателей всех возрастов и профессий.
  2. Научные (университетские, отраслевые, технические), в которых собираются издания соответствующих направлений и отраслей знаний.

Библиотечная деятельность ведется по направлениям:

Услуги, оказываемые библиотекой:

  1. Обслуживание пользователей на абонементе.
  2. Обслуживание пользователей в читальном зале.
  3. Оказание информационной и справочно-библиографической услуги:
  • выполнение справок по запросам пользователей;
  • тематический подбор литературы;
  • составление информационных списков поступившей литературы;
  • проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций;
  • проведение библиотечных обзоров литературы.
  1. Проведение массовых мероприятий по плану работы библиотеки.

Как правильно организовать работу библиотеки?

Библиотечные учреждения ведут свою деятельность в соответствии с утверждаемым планом работ. Этот план должен соответствовать определённым требованиям.

  1. В плане должны быть конкретные сроки, исполнители.
  2. При составлении плана работы необходима программа действий.
  3. Цели, задачи, методы, изданные учреждением, утверждаются приказом.
  4. Главным направлением библиотечного дела в 2019 году остается привлечение большего числа посетителей.

А в последнее время предполагается создание необходимых условий для получения доступа к книгам людям с ограничениями в передвижении.

Содержание планирования работы библиотек

В 2019 году в России спланированный документ должен иметь следующее содержание:

  1. Действия по привлечению большего числа людей.
  2. Способы, улучшающие обслуживание посетителей.
  3. Организационную, методическую, аналитическую, справочную работу.
  4. Рекламную, информационную деятельность, повышающую спрос учреждения.
  5. Мероприятия, направленные на развитие библиотечного фонда.

При необходимости любой разработанный документ может изменяться, дополняться в соответствии с целями, задачами местных регионов.

План, определяющий задачи библиотек

Создание комфортной библиотечной среды невозможно без чётко организованного плана действий учреждения. Поэтому при планировании необходимо:

  • определиться с поставленными целями, задачами;
  • иметь определенную программу действий;
  • назначить ответственных исполнителей за каждый намеченный пункт плана;
  • составить сроки исполнения;
  • расписать ожидаемые результаты.

Планирование желательно вести по темам, которые будут иметь оперативное исполнение (по месяцам, с конкретной датой), а также стратегическое (годовое, более длительные сроки).

Задачи работы библиотек в 2019 году

В 2019 году особое внимание при составлении плана необходимо уделить следующим аспектам:

  1. Значимости деятельности библиотек для регионов, в том числе для сельских библиотек.
  2. Доступность информации всем слоям населения.
  3. Использование современных технических средств.
  4. Разнообразие методов просвещения масс (лекции, тематические вечера, форумы, обсуждения, фестивали).

По заверениям нейрофизиологов, человеческий мозг может хранить информацию в разы превышающую хранилище Библиотеки Конгресса США. Но пока люди не научились пользоваться уникальной возможностью своего мозга, библиотеки будут необходимы человеку и не умрут.

Видеопрезентацию «План работы сельской библиотеки» можно посмотреть здесь:

Библиоблог в помощь библиотекарю 2019

Библиоблог в помощь библиотекарю 2019

Справка о проверке библиотеки ОУ скачать

Формы и методы работы в библиотеке скачать

Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения скачать

Примерное положение о медиатеке скачать

Догововор о пожертвовании (с сопровод. документами) скачать

Документы, регламентирующие работу школьной библиотеки.

Перечень документов, регламентирующих работу школьной библиотеки скачать

Школьная библиотека в вопросах и ответах (вопросы, часто задаваемые школьными библиотекарями) скачать

Федеральные законы о деятельности библиотек общеобразовательных учреждений. скачать

Манифест школьных библиотек (ИФЛ А) скачать

Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию аудиовизуальными материалами скачать

Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Письмо об использовании рабочих тетрадей в образовательном процессе. скачать

Письмо об организации работы по обеспечению учебниками и учебными пособиями на 2017 — 2018 уч.г. скачать

Все о должности педагог-библиотекарь посмотреть

Кодекс этики российского библиотекаря. посмотреть

Библиоблог в помощь библиотекарю 2019

I квартал

Веб-сёрфинг, флешбук и фотокросс в помощь пользователю Скачать

Малыш, послушай сказку…: приобщение дошкольников к миру литературы Скачать

Событие начинается с афиши. Составь впечатление за считанные мгновения! Скачать

Публикации 2018 года

IV квартал

Я б в социологи пошел. Скачать

Сервисы для создания «облака» слов в библиотечной работе Скачать

Мы можем решить проблему детей-инвалидов. ВМЕСТЕ! Скачать

Каждый пользователь формирует свой мир Скачать

Библиотеки Петербурга в INSTAGRAM Скачать

Афиша в библиотеке Скачать

Использование технологии QR-кодирования в современных библиотеках Скачать

Что предложить школьникам, чтобы они начали читать классику Скачать

III квартал

Развивающие мастер-классы для детей Скачать

Квест-выставка в детской библиотеке Скачать

В чем разница? Воркшоп, семинар, форум, конференция, лаборатория Скачать

Workshop обучение: особенности Скачать

Нетворкинг, что это такое? Скачать

6 полезных упражнений по creative writing (творческому письму) Скачать

5 фишек для написания классного текста в социальных сетях Скачать

Самые удивительные и необычные детские книжки Посмотреть

Открытки-рецензии на современную детскую литературу Посмотреть

II квартал

Семь идей библиоютубера Скачать

Как и зачем читать книжки-картинки с детьми? Скачать

«Быть библиотекарем – значит, каждый день бороться с унынием, нелепостью, хамством и незнанием» Скачать

Лэпбук: что это такое? Скачать

Как презентовать новые книги весело и интересно Скачать

Метод кейсов для популяризации художественной литературы Скачать

Идеология «разумного приспособления» Скачать

Персональная защита, или как не допустить утечки информации Скачать

I квартал

Советы по работе с волонтерами Скачать

Волонтерское движение и библиотеки: методические рекомендации Скачать

Публикации 2017 года

IV квартал

Учиться, делиться, помогать! Скачать

Прогностическая сессия «Будущее библиотек». Экспертный форсайт Скачать

Буктьюберы: книжные эксперты нового формата Скачать

Не стоит увлекаться малышковым декором. Скачать

Досуговый центр — запрос времени. Скачать

Печеньки чтению подмога. Скачать

III квартал

Хардпостер или Библиомен? Законы привлечения внимания. Скачать

Сделай селфи со снеговиком. Скачать

Добро пожаловать в «логово дракона»! Скачать

Виртуальный портфель пятиклассника. Скачать

Поколение Z в детской библиотеке. Скачать

Буктрейлер: как привлечь внимание и не навлечь беды. Скачать

II квартал

Мы в ответе за жизнь на планете. Скачать

Арт-поезд, мультстудия и фотопутешествие с Чеховым. Скачать

Забава, путешествие, рецепт, улыбка. и другие выставки для детей. Скачать

Пять законов медийно-информационной грамотности. Скачать

Одиннадцать советов для проектной деятельности. Скачать

Информационно-игровая площадка в библиотеке: добро пожаловать, или Посторонним вход разрешен. Скачать

Инновационные летние проекты: есть идеи! Скачать

Селфи с книгой «с дыркой». Скачать

Сенсорные игры как форма привлечения детей к книге и творчеству. Скачать

Самые необычные библиотеки мира. Скачать

Дом детской радости. Скачать

Научите нас верить в себя! Скачать

На страже семьи Скачать

I квартал

Библиоигрушки в век электронных коммуникаций. Скачать

На работу вместе с мамой. Создание коворкинг зоны для родителей с детьми. Скачать

Методические рекомендации к Меморандуму. Скачать

Меморандум отцов и матерей. Скачать

Будущее под знаком экологии. Скачать

Публикации 2016 года

IV квартал

100 проектов в поддержку чтения. Скачать

«Вконтакте с абонементом». Расскажем о себе в сетях. Скачать

Расскажем малышам о полиэтиленовой опасности Скачать

Сюрпризы от Деда Мороза Скачать

Долгий ли век у «живого квеста»? Скачать

III квартал

Медийные продукты для удаленного пользователя Скачать

Путешествия по КЛАССным дорогам Скачать

Научите нас снимать мультфильм! Скачать

Летнее путешествие в мир приключений. Скачать

В мире живой природы. Скачать

Вместе весело шагать. Скачать

Организация полезного и интересного досуга. Скачать

Что такое канистерапия? Скачать

Медийные продукты для удаленного пользователя Скачать

Наперегонки с яблочным ежиком Скачать

Семь чудес нашего города Скачать

II квартал

Выставка какой ей быть Скачать

Дверь открыта для всех Скачать

Звездочка моя ясная Скачать

Играем по правилам Скачать

История с географией Скачать

Солнышко в ладошках Скачать

Домашний театр! В библиотеке. Скачать

Лето с книгой. Досуг на каникулах Скачать

Медийные продукты для удаленного пользователя Скачать

Пластилиновые истории на уроках и после Скачать

Рассказы вслух: непривычно, круто, фантастично. Скачать

I квартал

Инфографика: визуальное представление сообщения. Скачать

Умницы и умники. Тренинг для детей: взрослый подход. Скачать

Чтение, которое объединяет Скачать

Хорошее время читать! Скачать

Self made structure. Отдел литературы на иностранных языках. Скачать

Иди читай и смотри. Уникальные фонды становятся все доступнее. Скачать

Узнаваемый образ. Практикум: как создать логотип своей библиотеки. Скачать

Детская литература как событие. Скачать

Как работать с «облачной» книгой жалоб. Скачать

Публикации 2015 года

IV квартал

Инфографика: новые возможности или пустая трата времени? Скачать

«Волшебный песок» в руках ребенка Или особая терапия в условиях библиотеки. Скачать

Поэтапное создание библиотечного блога. Часть 1. Скачать

Поэтапное создание библиотечного блога. Часть 2. Скачать

Как делать буктрейлер. Скачать

Как сделать библиотечный блог полезным, интересным и привлекательным. Скачать

Рабочая программа внеурочной деятельности «История книги своими руками». Скачать

Сервисы для создания виртуальных книжных выставок и размещения их в блоге и на сайте. Скачать

Чтение детей и подростков в России: книги, библиотеки, Интернет. Скачать

Связь чтения с моделями образования. Скачать

Соцсети — инструмент педагога и библиотекаря. Скачать

III квартал

Библио-гейм: от читателя до волонтера. Скачать

Виртуальные экскурсии для детей. Скачать

Возьми домой корзину сказок. Организация летнего досуга взрослых и детей. Скачать

Музей в библиотеке: реальный и виртуальный. Скачать

Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето. Опыт организации досуга детей в каникулы. Скачать

100 форм работы по продвижению чтения, и не только. Скачать

100 форм работы по продвижению чтения, и не только — 2. Скачать

Приглашаем дошколят. Жизнь начинается с книги. Скачать

Родительское собрание по чтению. Скачать

Сервисы визуализации информации в деятельности библиотекаря. Скачать

II квартал

Аналогов нет!: О читательских марафонах Марины Волковой в Тольятти. Скачать

Художественная литература о детях войны (1941-1945 г.г.). Скачать

От года Культуры к году Литературы. Скачать

Мир как дело чести: Алан Александр Милн – писатель – фронтовик. Скачать

Кабачек О. В ожидании чуда. Скачать

Кое-что о «витамине роста», или родителям о детской поэзии абсурда. Скачать

Художественные образы девочек в современной детской литературе. Скачать

«Ужастики» в жизни детей младшего школьного возраста. Скачать

I квартал

Блог «Сельская библиотека» как эффективный способ продвижения в интернет-пространстве. Скачать

Формы и методы работы в год литературы Скачать

Книжная полка XXI век Скачать

Можно ли привлечь подростка к чтению без Интернета? Скачать

Публикации 2014 года

IV квартал

Уроки внеклассного чтения в детской библиотеке Скачать

Из опыта работы венгерских коллег Скачать

Детям о безопасности с помощью сказки Скачать

Как создать буктрейлер Скачать

Психологическая служба при библиотеке Скачать

III квартал

Библиотека позитивных перемен Скачать

Когда библиотекарю станет скучно, библиотека перестанет существовать Скачать

II квартал

Техника и практика искусства продвижения Скачать

Сторителлинг в библиотеках Скачать

Библиотеки в соцсетях II Скачать

Библиотеки в соцсетях Скачать

Заметки к планированию работы на 2014 / 2015 учебный год Скачать

Как писать отзыв на книгу Скачать

Как увлечь детей книгой Скачать

Литературный календарь 2014 Скачать

Как написать замечательную статью Скачать

Профессиональное чтение в соцсетях Скачать

Поддержка или помеха Скачать

Фантазии, игры и озорные затеи Скачать

I квартал

Лабиринт настольных игр Скачать

Как заяц стал брендом библиотеки Скачать

Буктрейлер как тема конкурса Скачать

Одаренные дети в школе Скачать

Бесплатные сервисы Web 2.0 Скачать

Идти не на поводу, а в ногу со временем Скачать

Ярко горят свечи библиосумерек Скачать

Жанр поучительный и веселый Скачать

Датский проект на российских просторах Скачать

Основные модификации чтения Скачать

О социокультурной реабилитации подростков Скачать

Поле чудес в аспекте Библионочи Скачать

Через образы — к эмоциям Скачать

Чтобы жил отчизны дух… Скачать

Театр книги «Зурбаган» Скачать

Конференция о тенденциях Скачать

Публикации 2013 года

IV квартал

Интересный опыт американских коллег. Скачать

Опыт работы выездных читальных залов. Скачать

Обретение чуда методические советы. Скачать

Возьмемся за руки «Сетевые акции». Скачать

Путешествие с гением Игры-квесты. Скачать

Сетевые библиотечные проекты на Украине. Скачать

Нужно ли защищать культуру. Скачать

От замысла к реализации о грантах. Скачать

III квартал

Телепроект «Читающий город. Далее

Девять принципов успешной акции. Далее

II квартал

Школьная библиотека как лаборатория. Далее

Как у наших у ворот. Далее

Экзотические услуги: «За» и «Против». Далее.

Игра-проект по книге. Далее.

Творчекие конкурсы в библиотеке. Далее.

Педагог-библиотекарь: новый взгляд на профессию. Далее.

Куда двигаться библиотекам, работающим с детьми?. Далее.

Вебинар как средство современной коммуникации для библиотек. Далее.

I квартал 2013г.

Не для взрослых. Время читать! Далее.

Десять лучших детских книг года по версии «Папмамбука». Далее.

Сайт для тех, кто читает детям. Далее.

Чтение школа библиотека. Далее.

Сайт как инструмент поддержки чтения. Далее.

Библиотечный урок… для библиотекарей. Далее.

Общероссийские проблемы детских библиотек. Далее.

Перенимаем петербургский опыт. Далее.

Оптимизация школьных библиотек. Далее.

Детские творческие конкурсы в библиотеке. Далее.

Как пригласить писателя для выступления. Далее.

Чтение в детском оздоровительном лагере. Далее.

Мини — библиотеки в транспорте. Далее.

Skype в помощь детской библиотеке. Далее.

Новый формат библиотечной работы: Интеллектуальные настольные игры. Далее.

Буктрейлеры как способ продвижения чтения. Далее.

Материалы за прошлые годы

Использование средств визуальной культуры для продвижения чтения в детской библиотеке. Далее.

Платные услуги в библиотеках. Далее.

Омск: библиотеки теперь имеют названия. Далее.

Журнал «Библиотека в школе» объявляет конкурс идей и эскизов настольных и компьютерных игр, посвященных библиотеке и чтению, «ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ». Далее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: