Налог на прибыль в 2023 году в Украине
В нашей стране налог на прибыль можно назвать, пожалуй, рекордсменом по непрозрачности администрирования и коррумпированности. Разговоры о том, что с ним пора что-то делать, и радикально, идут уже давно, но в последнее время Правительство и Рада с подачи Президента, похоже, уже окончательно настроились на кардинальные изменения.
Еще в конце прошлого года появились первые новости с Банковой на тему того, что налог на прибыль будет заменен налогом на выведенный капитал (НВК). Что он собой представляет, и какие это будет иметь последствия для нашей страны? Об этом и многом другом в нашем материале.
Что такое НВК?
Итак, Украина собирается последовать примеру пяти стран мира с подобной спецификой налогообложения — Эстонии, Латвии, Грузии и нескольких других, входящих в полтора десятка самых привлекательных с точки ведения бизнеса.
Позволит ли НВК подняться выше в рейтинге с нашего грустного 80-го места? Власти верят, что да. Когда? Учитывая сложности реализации программы и традиционную длительность ожидания эффекта, это случится явно не завтра, и не послезавтра.
По сути, этот налог позволит оставаться прибыли предприятия на его балансе до самой точки вывода ее в карман собственника, и это будет отличная возможность, при необходимости, в любой момент в полном или частичном размере задействовать эти деньги на развитие бизнеса.
Сейчас же налогооблагаемая база формируется по четким календарным рамкам и отчисления с нее в госбюджет производятся аналогично сразу же и безапелляционно.
В результате же реформы бизнесмены получат хорошую возможность не терять при любом раскладе 18% средств, которые могли бы поступить на благо предприятия – будут внедрены отчисления лишь по факту получения в их личный карман доходов, если объяснять очень упрощенно и приземленно.
Правительство надеется, что для многих предприятий, таким образом, появится шанс выйти из «тени» — ведь уже не нужно будет выкручиваться, изобретать сложные схемы, чтобы уходить от уплаты налога на прибыль.
Будущий налог на выведенный капитал будет очень простым и понятным для своего начисления. Планируется всего две категории ставок: дивиденды будут облагаться 15% ставкой, а все приравненные к ним перечисления – 20%-й.
Ко вторым относятся, например, проценты, роялти, финпомощь и безвозмездная передача имущества, экспорт инвестиций, переводы средств с украинских на зарубежные счета, платежи на связанным лицам-единщикам, корректировки трансфертного ценообразования (полный перечень – на сайте Кабмина).
Доводы «за» и «против»
Те, кто разрабатывал этот законопроект, уверяют, что подобная мера неимоверно оздоровит экономику, даст толчок ее росту и развитию, снизит налоговое давление на бизнес и поспособствует созданию новых рабочих мест.
Консерваторы же не исключают, что мера полезная, но сетуют, что время для ее внедрения выбрано крайне неподходящее – в связи с грядущими изменениями по НДС и прочими новшествами бюджетирования и налогообложения как предприятий, так и частных лиц, страна недополучит столько денег, что грядет настоящий экономический коллапс.
Народ, конечно же, «за». Еще бы – раньше только размер взятки фининспектору и его текущая степень вредности, а также уровень выполнения «плана» поборов определяла, какие расходы он соизволит отнести на себестоимость товаров, а какие повесит на не обложенную налогом прибыль, с последующим азартным штрафованием и взиманием «недоимок».
Предприятия ранее всегда были в позиции униженного и просящего, так как согласно нормам нашего законодательства, администрирование прибыли было не объективным, а субъективным. С другой же стороны…
А с другой стороны, даже по скромным и оптимистичным подсчетам самой Южаниной и АП, первая пара лет упразднения старого налога на прибыль и замены его НВК выльются в недополучение бюджетом 4% доходов (три-четыре десятка миллиардов гривен). Потом, конечно, все будет хорошо, но это будет потом…
Что говорят коллеги в мире?
Мнения западных экспертов, с которыми важно для нашего государства считаться, по правде говоря, разделились. Например, МВФ, в принципе, за новшество, но, с жаром рекомендует пересмотреть ряд механизмов компенсационных мер по латанию бюджетных пробоев.
Также он настаивает, что спешить с внедрением этого налога в Украине не стоит, так как это может существенным образом повлиять на теплоту наших взаимоотношений с Фондом и, как следствие, выльется в пересмотр следующего транша.
Не исключено, что в ходе нелегких дискуссий с Американской торговой палатой и Европейской бизнес-ассоциацией будет принят некий переходной вариант законопроекта, который станет компромиссом на определенный срок, пока экономика не оздоровится настолько, чтобы без потерь принять бремя нового налогообложения.
Речь идет, возможно, о его внедрении только для функционеров среднего и малого бизнеса, либо же просто об урезании расходной статьи в редактируемой сейчас Бюджетной резолюции, с целью покрытия планируемых издержек.
Ряд других стран вменяют Украине непоследовательность поведения, ведь только недавно затих скандал с требованиями исключить из списков оффшорных зон государств с отсутствующим налогом на прибыль (в числе которых, кстати, были и Прибалтийские страны, и Грузия, и ряд прочих), где он, как раз, и был ранее заменен НВК.
Теперь же, по сути, и мы добровольно готовимся к тому, что многие в мире причислят нас к оффшорам со всеми вытекающими последствиями. Еще некоторые другие эксперты считают, что внедрение этих инноваций в налогообложение все равно не достигнет своей благой цели заставить бизнесменов инвестировать в экономику собственной страны.
Ведь если обстановка здесь настолько коррумпирована, что никто не может быть застрахован от будущего «отжатия» своего дела, нападений рейдеров, давления со стороны силовых структур и властей, предприниматели просто попробуют найти иной способ выводить свои капиталы, лишь бы не подвергать их описанному риску. Словом, меры нужны, но комплексные и масштабные.
С другой же стороны, ждать пока изменится все и сразу, как показывает практика, в нашей стране – вещь совершенно безнадежная. Поэтому большинство граждан верит, что пусть болезненно, пусть постепенно, но реформы идти должны. Даже, несмотря на то, что позитивный результат от них, глобально, мы увидим еще нескоро, и на пути к нему придется очень нелегко.
Видео-новость
Что нового по НДФЛ в 2023 году?
Подоходный налог – это один из основных налогов, благодаря которым ежемесячно наполняется украинский бюджет. Он исчисляется в процентах от общей прибыли физического или юридического лица. Особенность подоходного налога заключается в том, что он максимально сообразуется с платежеспособностью налогоплательщика. В Украине проводятся реформы в финансовой сфере, которые коснулись и НДФЛ. Часть изменений все еще рассматривается депутатами, но стоит знать, что именно будет с НДФЛ в 2023 году в Украине.
Кто будет уплачивать этот налог?
В этом пункте никаких изменений не ожидается. Поскольку НДФЛ установлен на общегосударственном уровне, он и дальше будет взиматься с прибыли физических лиц, которые могут обеспечивать самих себя. Обязательным условием является официальное трудоустройство и официальное получение заработной платы. За сокрытие подобной информации предусматривается административная и уголовная наказуемость.
Итак, изменения в 2023 году в Украине предусматривают, что все налогоплательщики и дальше будут разделяться на три основные группы. Каждая группа имеет свои обязательства, которые закрепляются на законодательном уровне. Вот эти группы:
- Резиденты Украины. Суда входят все физические лица, которые имеют украинское гражданство, на постоянной основе проживают в стране. Обязательным условием является отсутствие гражданства любой другой страны.
- Нерезиденты Украины. Это лица, которые являются гражданами других стран, но работают и проживают в Украине, ведут трудовую деятельность и имеют стабильный доход.
- Налоговые агенты. Суда входят лица, которые выполняют обязанности по начислению налогов, удержанию их с доходов налогоплательщика и перечислению налогов в государственную казну.
Сам размер налога на доходы физических лиц в Украине в 2023 году корректируется в зависимости от того, к какой категории относится плательщик. Допустим, при начислении подоходного налога для резидента, учитывается общая прибыль за год. А нерезиденты исчисляют средства только с той части дохода, которая была получена на территории Украины. НДФЛ могут не уплачивать лица, которые являются нерезидентами и у них есть особые дипломатические привилегии.
Некоторые особенности этого налога
Есть ряд основ, о которых должно быть известно каждому плательщику. Они частично раскрывают механизм, по какому начисляются и уплачиваются налоги на зарплату.
- Существует унифицированная ставка, которая равняется 18%. Эта величина была установлена ы 2016 году, но есть случаи, когда ставка изменяется. Подоходный налог не уплачивается, если физическое лицо получает низкий доход. Сама ставка постоянно обсуждается, ведь она является причиною утраты львиной доли прибыли.
- Есть возможность уплатить 18% от общей суммы дохода, но в этом случае предприятие должно пользоваться общей системой налогообложения.
- С недавнего времени лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, должны уплачивать три аванса.
- Если всеми финансовыми вопросами физического лица занимаются налоговые агенты, то лицо освобождается от составления и подачи годовой декларации. Этим как раз занимаются налоговые агенты. Расчет НДФЛ тоже выполняется агентами.
- Размеры льгот не соответствуют нынешним реалиям, а потому малоимущие семьи экономят лишь малую часть средств.
Ставка налога и облагаемые виды налогов
Как и в предыдущих годах, ставка НДФЛ в 2023 году в Украине составит 18%. Налог исчисляется почти со всех видов доходов, которые получают физические лица:
- С начисляемых зарплат.
- С премиальных выплат, которые носят постоянный характер.
- С официальных выигрышей в лотерею или азартные игры.
- С иных видов доходов.
При этом налогом облагается даже пассивная часть дохода граждан. В Налоговом Кодексе также указан перечень доходов, при получении которых не требуется уплачивать НДФЛ. Не уплачивается налог на полученное в наследство имущество в случае, если наследник был первым в очереди. Не облагается налогом имущество, унаследованное людям с инвалидностью и осиротевшими детьми. Не облагается прибыль от продажи или обмена автотранспортных средств, прибыль от продажи или обмена недвижимости. Также НДФЛ не применяется к пенсиям инвалидов войны и некоторым другим видам доходов.
Какие изменения ожидаются в 2023 году?
Теперь надо перейти к вопросу о том, что нового по НДФЛ в 2023 году. Не так давно в Верховную Раду Украины поступил законопроект, который предусматривает введение единой формы отчетности по ЕСВ и НДФЛ. Законопроект все еще находится на рассмотрении, но в случае его принятия изменения вступят в силу с первого января 2023 года.
Проектом предусматривается введение новых штрафных санкций. В случае, если плательщик не подал отчетность, подал не полную отчетность, указал неверные сведения или сделал ошибки, что привело к изменению налоговых обязательств и изменению размера налог, то за это придется заплатить 510 гривен штрафа. За повторное нарушение придется уплатить уже 1020 гривен. Пока что существует только один штраф за не предоставленную отчетность, и он составляет только 170 гривен.
Пока неизвестна судьба этого проекта, ведь особой поддержки он так и не сыскал. Чтобы эти изменения вступили в силу, нужно, чтобы за них проголосовали депутаты и подготовили соответствующие правки.
Вопрос льгот
Определенные категории граждан все еще могут получить льготы и не платить НДФЛ. Согласно законодательству требуется. Чтобы доход физического лица не превышал уровень минимальной заработной платы. Также законодательством предусмотрены льготы в размере 150%. Их могут получить только:
- Одинокие родители, которые занимаются самостоятельным воспитанием ребенка.
- Вдовцы и вдовы.
- Люди, которые являются опекуном ребенка, возраст которого меньше 18 лет.
- Родители ребенка с инвалидностью.
А вот лица, которые являются героями СССР и Украины, во время войны пребывали в концлагерях, имеют право на получение льготы в размере 200%. Пока в налоговой сфере предусматривают, что льгота по НДФЛ в Украине сохранится, а с ее помощью правительство будет предоставлять гражданам с низким уровнем дохода дополнительную поддержку.
Когда нужно предоставлять отчетность?
Законодательством Украины установлено, что физические лица должны предоставлять полную налоговую декларацию к первому мая в новом отчетном году. Что касается работодателей, то в их распоряжении есть сорок дней после того, как завершится очередной квартал. Своевременная подача всей отчетности и уплата налогов – это обязательные действия. Если этого не делать, то придется уплачивать немалые штрафы, а можно даже попасть за решетку.
НДФЛ – это основной способ наполнения государственного бюджета. К сожалению пока именно налоги являются основными доходными статьями в проекте бюджета на ближайшие годы. Эти средства тратятся на поддержание государственных инстанций, поддержание обороноспособности государства, проведение реформ и на многие другие вещи. Получается, что НДФЛ с граждан Украины взимается для обеспечения нормального существования и функционирования страны.
Дождались: революционный налог введут с 2023 года
4 июля в Верховной Раде был зарегистрирован новый законопроект №8557 о налоге на выведенный капитал. Его подал президент Украины Петр Порошенко, пишет Сегодня.
Законопроект предполагает, что привычный налог на прибыль будет в Украине упразднен, а вместо него – уже с 1 января 2023 года – появится новый налог: на выведенный капитал (НВК). Сторонники этого налога утверждают, что такое новшество будет способствовать развитию производства в Украине и выводу доходов предприятий из тени.
Чем не устраивает налог на прибыль
Налог на прибыль сегодня должны платить большинство предприятий, кроме неприбыльных организаций (например, общественных), бюджетных учреждений (больниц и пр.) и плательщики единого налога (ФОПы и др.). Выплачивать налог полагалось раз в год по итогам финансового отчета о расходах и доходах предприятия. При этом суммы рассчитываются по сложной и запутанной формуле, где нужно учитывать множество разнообразных факторов: род деятельности, амортизацию и виды финансовых операций.
В попытке минимизировать налоговые платежи предприниматели изобрели множество схем, которые позволяют им не показывать реальную прибыль. В итоге по отчетам большинство украинских предприятий проходят как убыточные или с минимальной прибылью. А такие предприятия не могут инвестировать средства в свое развитие – денег-то на это у них, по отчетам, нет. А если «появятся» – это может вызвать вопросы проверяющих органов.
С другой стороны, запутанность и сложность законодательства позволяла этим самым проверяющим органам оспаривать правильность составления отчетов и определения размера прибыли предприятиями. Большинство дел о «сокрытии доходов» и об «уклонении от уплаты налогов» построены именно на такой казуистике. Взяточничество и штрафные санкции (или их угроза) в предпринимательской среде тоже во многом были порождены сложностью налогового законодательства.
Вместе с упразднением налога на прибыль должны исчезнуть многие коррупционные схемы, считают сторонники изменения налогового законодательства. А принцип действия нового налога – на выведенный капитал – намного проще и понятнее, чем тонкости налога на прибыль.
Доходы предприятий перестанут интересовать налоговиков
Введение нового налога – на выведенный капитал – предполагает, что доходы и прибыль предприятия вообще не будут интересовать контролирующие органы. Потому что этот показатель перестает быть базовым при начислении налогов. А значит, скрывать прибыль больше не будет нужды.
Представлять интерес для фискальных служб будут только суммы, которые акционеры или собственники получат в качестве дивидендов, выведут за рубеж или каким-то иным способом изымут из бюджета предприятия. Вот именно с этих сумм и предполагается взимать налог на выведенный капитал.
А вот прибыль, которую собственники решат потратить на развитие производства, улучшение условий труда и прочие полезные для предприятия вещи, налогами облагаться не будет. Поэтому сторонники налога на выведенный капитал считают, что упразднение налога на прибыль и введение налога на выведенный капитал приведет к всеобщей модернизации предприятий, улучшению условий труда (в т. ч. росту зарплат) и вообще к расцвету экономики страны.
Собственникам придется инвестировать в развитие предприятий
Изношенность основных фондов украинских предприятий считают серьезным «тормозом» для развития экономики. В пояснительной записке к президентскому законопроекту говорится, что изношенность основных средств в целом по экономике составляет 58,1%, а в ведущем секторе – перерабатывающей промышленности – оценивается в 76,4%!
Поскольку новая система налогообложения предполагает, что платить в казну придется как раз с тех средств, которые не будут вкладываться в модернизацию и развитие, собственники захотят больше средств оставлять на счетах своих компаний и вкладывать их в развитие, полагают инициаторы новшества.
В результате упростятся условия ведения бизнеса, сократятся траты налогоплательщиков, повысится капитализация предприятий и будет создан мощный стимул для привлечения инвестиций в украинскую экономику. Это доказывают, в частности, примеры тех стран, которые учредили налог на выведенный капитал раньше: Эстонии, Латвии, Грузии.
Правда, все это ожидается не сразу, а в лучшем случае через несколько лет после налоговых изменений. А вот в первые годы после внесения новшеств в Налоговый кодекс бюджет недополучит значительные суммы.
Именно это обстоятельство объясняет, почему введение налога на выведенный капитал год от года откладывается. Многие и сейчас сомневаются, что новый налог будет введен с начала следующего года. Даже несмотря на то, что президентский законопроект определен как «неотложный». Один из аргументов противников нового налога – западные партнеры Украины не рекомендуют вводить новый налог, возражая из-за сокращения доходов бюджета.
В то же время скептики считают, что даже под «угрозой» налогообложения многие собственники не откажутся от дивидендов. К тому же, зная «изобретательность» соотечественников, они полагают, что вскоре после введения нового налога появятся и новые схемы «обхода» прямых законодательных норм.
Сколько заставят платить
Согласно законопроекту №8557, ставка налога на выведенный капитал составит 15% для таких операций:
- выплата дивидендов в пользу физического или юридического лица, которое не платит налогинеплательщика
- выплата части прибыли государственными некорпоративными ,казеными или коммунальными предприятиями
- возврат взносов собственнику корпоративных прав – неплательщику налога и др.
К платежам, которые приравниваются к выплате дивидентов, относятся следующие:
- проценты, уплаченные нерезидентам
- выплаты по договорам страхования в пользу страховиков-нерезидентов (в отдельных случаях)
- безвозвратная финансовая помощь, предоставленная плательщиком налога неплательщику
- денежные переводы на зарубежные счета и многие другие.
Налоговая ставка по таким операциям составит 20%. Исключение составят операции по выполнению долговых обязательств – за них будут взимать налог 5%.
Нацбанк обяжут разработать новую систему присвоения кода денежным операциям. Облагаться налогом на выведенный капитал будут только те средства, которые будут подпадать под «налоговые» коды.
Законопроектом предусмотрено, что первые три года после введения нового налога предприниматели смогут выбирать, платить ли им налоги по старой схеме или по новой. А вот с 2024 года налог на выведенный капитал станет обязательным для всех.
Реестр налогоплательщиков планируется разместить на сайте Государственой фискальной службы.
Какие новые налоги введут с 2023 года в Украине
В течение длительного времени ходят разговоры о предстоящей реорганизации налоговой системы. Однако улучшать нынешнюю систему не торопятся, а даже наоборот — замедляют процесс принятия каких либо решений. Неизвестно какая в этом выгода и для кого, но уж простому люду это точно не пойдёт на пользу.
Какие можно предпринять меры? — ответить совсем не просто. В свою очередь эксперты экономики предлагают вместить реформу в рамки трёх пунктов:
- Заменить имеющиеся 22 налога на новые 9, сохранив при этом необходимую нагрузку для страны;
- Пересмотр ЕСВ с последующим его уменьшением до 22%;
- Принятие отрытого реестра для последующей оптимизации процесса возмещения НДС.
Налог на выведенный капитал
Главным нововведением с 1-го января будет отмена налога на прибыль. Его место займёт новый налог на выведенный капитал (НнВК).
Суть этого налога заключается в том, что отчисление 15 % от чистой прибыли будет происходить только в том случае, если происходит процесс вывода денег из бизнеса. То есть это плата владельцем компании из имеющихся средств за возможность забрать себе часть прибыли.
А пока средства находятся на счёте фирмы, их можно использовать для развития компании и в таком виде они не налогооблагаемые.
С одной стороны, НнВК может стать примером автоматического начисления и уплаты налогов, сохранив весь украинский бизнес. Но с другой, недополученные средства старой системы налогов могут разрушить всю экономику страны.
Изменения ставки НДС
НДС — неплохой способ обмена денежными средствами между кампаниями и государством. Однако здесь он имел крайне сложную структуру, процесс и высокий процент.
С началом 2023 года НДС обещали уменьшить до 16% и пересмотреть всю систему возмещения. Это не может не радовать, но похоже депутаты, сидящие наверху, собираются ввести новый налог в дополнение к этому. В конечном итоге может ничего не измениться в плане отчисления процентов от прибыли, но прибавится много головной боли с оформление бумаг и нагрянувшими проверками. А может быть, бизнесменов ждёт что-то куда серьёзней?
Вместе с НДС, правительство собирается ввести следующее:
- Удалить из закона 3 группу;
- Ввести дополнительные запреты на некоторые сферы деятельности в 1 и 2 группах налогоплательщиков.
Будет введен запрет на:
- предоставление услуг ремонта по гарантии;
- производство сложной техники;
- производство всевозможных ювелирных украшений;
- оптовую торговлю;
- работу с подакцизными товарами.
Как много ФЛП станет принимать меры, что бы удержаться на плаву? Сколько таких предпринимателей получат выгоду? Сколько приспособится? А сколько не выдержит налогообложения, и закроют бизнес? Малому бизнесу придется нелегко…
Новое в налогах для физлиц
С каждым годом уровень минимальной зарплаты постоянно меняется, а, следовательно, меняются и подвязанные под неё налоги.
Если “минималку”, как и обещали, поднимут до 4173 гривен: тогда налог на недвижимость будет колебаться в районе 62 гривен 60 копеек за 1 м2. Но этот показатель, как известно ещё зависит и от льгот и процентной ставки.
Налог на транспорт будет платить ещё меньше людей. Его будут выплачивать владельцы автотранспорта — имеются в виду владельцы автомобилей люкс класса с пробегом менее 5 лет.
Не принято ещё окончательное решение по поводу объединения ЕСВ и НДФЛ. Однако данная идея вполне реализуема и с большой вероятностью будет осуществлена.
Ожидается, что солидарный сбор будет терять в своём размере с течением времени по закону прогрессии. Приблизительные цифры: 2023 году размер ставки ожидается в 32%, в 2023 — 28%, в 2021 — 20%.
Налог на багаж и посылки
С началом приближающегося года вводится налог на транспортировку предметов через границу — посылки.
- Бесплатно будет возможно переправить не более 3 посылок, но их суммарная ценность не должна превышать 150 евро;
- Бесплатный провоз багажа ценностью до 500 евро через обычную таможню и ценностью до 1К евро в аэропортах.
Необходимо заплатить 20% НДС (возможно, снизят до 16%) за каждую посылку не считая первых трёх и ещё 10% в случае попадания товара под особую категорию.
Что касается ограничений на багаж — помимо указанной ценности ещё введутся ограничения по массе — до 50 кг. Если человек въезжает на родину более одного раза за каждые 72 часа (трое суток) — ценность багажа не должна превышать 50 евро.
Как отразится налоговая реформа Украины на благосостоянии граждан в 2023 году
Украина, как и другие страны, использует для пополнения государственной казны налоги. Вот только в большинстве стран налоги относятся к дополнительной форме пополнения бюджета, а не к главному источнику дохода.
В данном случае для Украины основными налогами можно назвать НДС, НДФЛ и налог на недвижимость. Очевидно, что казна пополняется не только за счет действующих бизнесменов, но и из зарплаты обычных граждан. Именно об этих налогах, а точнее об их будущем в 2023 году, и пойдет речь в этой статье.
НДС в Украине на 2023 год
Налог на добавленную стоимость в Украине привлекает внимание не только системой сбора, но и процентной ставкой. В первую очередь, хочется отметить, что в отличие от стран ЕС, где также действует указанный налог, украинские бизнесмены фактически платят со всей стоимости товара. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее: Украина уже не первый год старается вывести свою политическую и экономическую систему на европейский уровень.
Страны Европы поддерживают свой бюджета за счет НДС. Вот только стоит учитывать несколько немаловажных факторов, которые существенно отличают развитие украинского бизнеса от европейского. И хотя европейские бизнесмены действительно платят налог на добавленную стоимость, они получают соответствующий возврат от государства.
В Украине система возврата тоже действует, вот только чтобы его оформить человеку, который уплатил НДС, стоит набраться упорства и выдержки. Потому что получить законный возврат не так-то просто, и плательщику придется не только запастись терпением, но и дополнительными суммами, «ускоряющими» процесс.
А вот налоговая ставка действительно близка к европейским, так, в Европе сейчас ставка колеблется на уровне 21,6%, а в Украине всего 20%. Правда, при этом стоит признать, что европейские страны и вычет делают своевременно, не задерживая его более, чем на 30 дней. А также добавим, что в странах, где экономическая ситуация схожа с украинской, ставка налога колеблется от 4% до 15%.
Разумеется, многим бы хотелось сократить ставку, скажем до 10%. Но, оставаясь реалистами, стоит понимать, что в идеальном варианте ставка может снизиться максимум до 15%. Кроме того, украинские чиновники уже заявили, что если и уменьшат налог, то только до 16%, потому что это максимально низкая планка для вступления в ЕС.
Приятной новостью 2024 года стало снятие НДС с покупки электромобиля (но не два года, как планировалось, а только на текущий 2024 год). Полегче будет и предпринимателям, работающим с бытовыми отходами или черными и цветными металлами, хотя сроки такого послабления пока не определены. А вот тем, кто занимается импортом оборудования или кинематографом, НДС платить не придется несколько лет.
Логично предположить, что такие изменения будут сопровождаться дополнительными условиями, восполняющими «убыток» казны. Вот только все сферы, на которых это скажется, пока неизвестны. Хотя нет, один дополнительный пакет, который пройдет в совокупности с изменениями НДС, все-таки уже известен. А именно, изменения правил для предпринимателей, действующих на упрощенке.
Согласно этому новому законопроекту, третья группа упрощенцев будет просто вычеркнута, а первая и вторая группы будут ограничены в своих действиях. В случае принятия закона, они не смогут заниматься гарантийным ремонтом, производством сложной техники и ювелирных изделий, а также им придется отказаться от оптовой торговли и работы с подакцизными товарами.
В целом, если изменения 2023 года и принесут пользу, то только крупному бизнесу. Зато мелким и частным предприятиям придется еще тяжелее, чем в этом году.
Изменения налогов для физлиц в 2023 году
- НДФЛ в Украине на 2023 год
Налог на доходы в 2023 году особо не удивит какими-либо изменениями. Самые главные аспекты будут оставаться прежними. Так, ставка по-прежнему будет сохраняться на уровне 18%, а облагаемыми объектами будут являться зарплата и прочие официальные доходы, включая премии и выигрыш в лотерею.
Исчисляется сбор также по старой схеме, разделяя налогоплательщиков на три группы:
- Резиденты Украины — граждане, у которых имеется только украинское гражданство и постоянно проживающие на территории данной страны.
- Нерезиденты — лица, которые работают и проживают на территории Украины, но имеют гражданство другой страны. Нерезиденты, имеющие особые дипломатические привилегии, могут быть освобождены от уплаты НДФЛ.
- Налоговые агенты — это лица, занимающиеся начислением налога, а также удержанием соответствующей суммы с дохода налогоплательщика для последующего перевода НДФЛ в налоговую службу.
И все же, если заглянуть в планы 2023 года, то проект, который сейчас находится на рассмотрении, многим придется не по вкусу. В настоящий момент планируется введение штрафов за неуплату налога, либо за указание недостоверных данных.
Согласно проекту, штраф будет составлять 510 гривен при первой провинности, а при повторных нарушениях в два раза больше. О том, действительно ли введут этот налог, пока неизвестно, поскольку законопроект еще не получил необходимой поддержки.
- Налог на недвижимость в Украине на 2023 год
В Украине налог на недвижимость все чаще называют «налогом на роскошь», вот только как 60 квадратных метров могут считаться роскошью — большой вопрос. И это не шутка, ведь данный налог уплачивается с метров, которые превышают назначенный порог.
Так, для квартиры максимальный неоплачиваемый метраж составляет 60 квадратных метров, а для домов — 120. Если же гражданин является обладателем и того, и другого, то максимальным метражом будет считаться 180 квадратных метров, а за остальные метры придется платить. Причем нельзя точно сказать, какой именно процент будет выплачиваться в каждом городе.
Поскольку налог на недвижимость пополняет местные бюджеты, то местные власти могут снижать налоговую ставку, либо и вовсе ее упразднять. Пока средним показателем остается 1,5%, но стоит учитывать, что ставка ориентируется на минимальную зарплату. Следовательно, уже в 2023 году сумма налога может измениться вместе с обещанным повышением минимальной зарплаты до 4173 гривен.
Если рассчитывать налог с учетом увеличенной минимальной зарплаты, то каждый лишний метр будет стоить примерно 62-63 гривны. Эта сумма может быть снижена, благодаря праву местных органов власти устанавливать льготы для населения.
Также корреспондент информационного агентства «Экспресс-Новости» подчеркнул, что если граждане не получили уведомление о начисленном налоге, то они не обязаны его платить. При этом никаких штрафов за неуплату не будет. Однако, если налоговая служба все же заметит свою оплошность, то она может выслать квитанцию за несколько пропущенных лет, но не более чем за 3 года.
Итак, становится очевидным, что изменения 2023 года затронут все слои населения, независимо от их социального статуса и сферы деятельности.
Ставка налога на прибыль предприятий в Украине
Плательщиками налога на прибыль предприятий являются юридические лица — как резиденты, так и нерезиденты. Все особенности данного вида налогообложения указаны в Налоговом кодексе Украины в разделе III «Налог на прибыль предприятий» (статьи 133-142).
Рассмотрим более детально какие предприятия являются плательщиками налога на прибыль.
- юр. лица (и их обособленные подразделения за исключением представительств), которые осуществляют хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами;
- управлящий фонда операций с недвижимостью.
- юр. лица, созданные в любой организационно-правовой форме, и получающие доходы с источником происхождения из Украины, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатические привилегии или иммунитет согласно международным договорам Украины;
- постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы с источником происхождения из Украины или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей.
Размеры ставок налога на прибыль предприятий
Согласно ст. 136.1 НКУ размер базовой ставки составляет 18%. Однако, для некоторых видов деятельности существуют следующие размеры ставок:
- 0% — при получении дохода в результате выполнения договоров по долгосрочному страхованию жизни, добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и пенсионному страхованию в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, в частности договоров страхования дополнительной пенсии.
- 3% — по договорам страхования от объекта налогообложения, который рассчитывается как сумма страховых платежей, страховых взносов, страховых премий, начисленных по договорам страхования и сострахования. При этом страховые платежи, страховые взносы, страховые премии по договорам сострахования включаются в состав объекта налогообложения страховщика только в размере его доли страховой премии, предусмотренной договором сострахования (согласно подпункта 141.1.2 НКУ).
- 0, 4, 6, 12, 15, 20% для нерезидентов и приравненных к ним лиц с источником их происхождения из Украины в случаях, установленных пунктом 141.4 НКУ.
- Во время осуществления букмекерской деятельности, азартных игр (в том числе казино) одновременно с базовой ставкой налога на прибыль устанавливаются ставки налога на доход: 10% (игральные автоматы) и 18% (букмекерская деятельность и казино).
- 30% налог на доход при осуществлении деятельности по выпуску и проведению лотерей.
Какие организации не являются плательщиками налога на прибыль?
От налога на прибыль освобождены предприятия, учреждения и организации, которые являются неприбыльными. К таким относятся:
- бюджетные учреждения;
- общественные объединения, политические партии, творческие союзы, религиозные организации, благотворительные организации, Пенсионные фонды;
- союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц;
- жилищно-строительные, дачные, садоводческие и гаражные кооперативы;
- объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), ассоциации владельцев жилых домов;
- профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, а также организации работодателей и их объединения;
- сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, кооперативные объединения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов;
- субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
- Национальный банк Украины (НБУ).
Периодичность начисления налога на прибыль
Сумма выплат рассчитывается самим налогоплательщиком. Периоды расчетов налога на прибыль в 2023 году совпадают с календарными и составляют полный квартал, т.е. 4 раза в год. Началом налогового периода считается первое число календарного месяца, а окончанием, соответственно — последнее. Исключением являются следующие случаи:
- Производители с/х продукции могут выбрать годовой налоговый (отчетный) период, который начинается с 1 июля прошлого отчетного года и заканчивается 30 июня текущего отчетного года. При этом налогом на прибыль облагаются организации, чей доход от реализации произведенной ими продукции составляет более половины от всей суммы дохода.
- Для только что открывшегося предприятия началом отчетного периода считается дата постановки на учет в налоговых органах. Сумма выплат рассчитывается ими за отчетный год.
- Для ликвидируемого предприятия последним налоговым периодом является период, на который приходится дата ликвидации.
- Годовой налоговый период устанавливается налогоплательщикам, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по показаниям Отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе) за предыдущий годовой отчетный (налоговый) период, не превышает 20 млн. грн.
Налоговые вычеты
Сумма до налогообложения, из которой вычитаются косвенные налоги, отражается в «Отчете о совокупном доходе» и представляет собой доход от продажи товаров и услуг, финансовых операций и других источников. Это еще одно нововведение, по которому необходимость в налоговом учете отпадает и учет налога проводится по единой схеме — бухгалтерскому учету, отвечающему международным стандартам. При этом налоговая инспекция приобрела полномочия на бухгалтерский аудит организаций.
Согласно Налоговому кодексу налогооблагаемую сумму можно, как уменьшить, так и увеличить с учетом корректировок, влияющих на размер прибыли и убытков:
- амортизации основного капитала;
- создания резервных средств;
- финансовых операций (процентных начислений, долевого участия, роялти, выплачивания оффшоров);
- реструктуризации задолженности;
- и других разниц, предусмотренных НК.
Предприятиям с годовым доходом ниже 20 млн. грн. разрешено не использовать корректировки, увеличивающие финансовый результат. Помимо этого, из налога на прибыль в Украине вычитается налог на нежилую недвижимость (если она не является земельным участком). В случае, если последний превышает налог на прибыль (или же прибыль отсутствует), неучтенная сумма не принимается в расчет для уменьшения последующих выплат.
Для вкладчиков и акционеров из налогооблагаемой суммы вычитается:
- доход других долевых участников;
- дивиденды, полученные от других плательщиков авансовых взносов;
- доход участников, выплачивающих единый налог IV группы.
Оптимизация налогообложения
Залогом успешной налоговой оптимизации является долгосрочное планирование бюджетных отчислений, основанное на тщательных расчетах, балансируемых на грани закона. Рассмотрим наиболее часто применяемые способы оптимизации налога.
Начисление заработной платы
Согласно украинскому НК существует фиксированная верхняя граница социальных отчислений, остающихся неизменными независимо от размеров заработной платы. Это обстоятельство может оказаться полезным в случае выплаты премиальных сотрудникам организации. Социальное и медицинское страхование, командировочные и другие расходы также могут оказать влияние на итоговую сумму налога.
Доходы и расходы
Планирование поставок продукции, передача права собственности на нее определяет дату признания доходов и расходов, а значит, и сумму, подлежащую налогообложению.
Разные методы налогообложения, выбранные несколькими предприятиями, входящими в состав крупной компании, позволяют перераспределить полученные и списанные средства с максимальной выгодой.
Договор посредничества
ЮЛ, оказывающее посреднические услуги в поставке товаров или услуг может использовать договор комиссии или поручения в качестве альтернативы прямым договорам. Это требует тщательного согласования условий, особенно в случае финансовых сделок с зарубежными поставщиками.
Налог на прибыль предприятий в Украине: отменят или нет
Планы о замене порядка налогообложения прибыли предприятий в Украине уже давно зреют, однако ряд объективных причин мешает их воплощению. Разберемся, чем предлагается заменить налог на прибыль в Украинеи каковы у этого перспективы.
Отличия налога на выведенный капитал от налога на прибыль предприятий
Чтобы понять, в чем основное отличие налога на выведенный капитал и налогообложения прибыли организаций, следует выяснить, какова база и ставка налогообложения предприятия. Это две кардинальные вещи, которые хотят изменить в национальном налоговом законодательстве.
Сейчас, согласно ст. 134 НК Украины, база налогообложения – это сумма дохода организации, которая формируется после корректировки финрезультата, отображаемого в отчетности, на возникающие разницы (в сторону увеличения или уменьшения). Примером таких разниц служит амортизация, переоценка активов, затраты на ремонт и модернизацию. Действующая на начало 2023-го года ставка налога на прибыль составляет 18%.
Предлагается изменить в первую очередь базу налогообложения – это будет выведенный капитал, то есть тот финансовый результат, который выплачивается участникам (акционерам) компаний. Это дивиденды, роялти, проценты и приравненные к ним выплаты. То есть налогом уже будет облагаться распределенная прибыль организаций, а оборотные средства вернутся в качестве инвестиций. Ставка налога на распределенную прибыль должна будет составить 15% для дивидендов и 20% – для других выплат.
Что произойдет с госбюджетом в результате отмены налога на прибыль предприятий
По прогнозам аналитиков, в случае введения налога на выведенный капитал (соответственно, отмены налогообложения прибыли организаций в текущем состоянии), госбюджет недосчитается порядка 40 млрд грн, а это практически половина поступлений в 2024-ом году. Ежегодно поступления от налогообложения формируют порядка 9% от всех валовых доходов государства.
Чтобы сокращение доходной части бюджета не так болезненно ударило по экономике, необходимо найти иные источники поступления средств и/или сократить расходы. Однако расходная часть ежегодно лишь растет на 10–15%.
На данном этапе увеличить поступления в бюджет можно лишь при помощи прикладывания дополнительных усилий фискальным ведомством. Среди приоритетов называются:
- усиление борьбы с теневым бизнесом (например – азартные игры);
- выявление и ликвидация незаконного оборота подакцизных товаров (алкоголь и прочее), в т.ч. и искоренение контрабанды (топливо, оборудование и др.);
- борьба с нарушениями при соблюдении таможенных процедур.
Все эти мероприятия имеют императивный характер и не смогут улучшить инвестиционный климат в стране. Кроме того, существует еще такой бич, как коррупция, которую пока никак не могут преодолеть.
Делать ставку лишь на детенезацию экономики нельзя, поскольку в этом уже имеется негативный опыт. Так, от снижения ставки ЕСВ ожидалось увеличение поступлений в бюджет за счет подоходного налога и социальных взносов. Предполагалось, что произойдет легализация занятости. В итоге ПФУ недополучил 30% в первый же год реформ. Чтобы урегулировать ситуацию, пришлось использовать фискальный ресурс – существенно увеличить штрафы за нелегальных сотрудников.
Существует и еще один риск – усиление фискального давления на бизнес гарантированно даст обратный эффект. Предприниматели станут изыскивать возможности уклониться от уплаты нового налога в Украине. Например, уже сейчас в корпоративных целях используются механизмы по скрытой выплате дивидендов в форме внесения изменений в оборотный капитал.
Перспективы отмены налога на прибыль предприятий
В 2023-ом году, несмотря на звучавшие ранее из уст Президента страны обещания о внедрении новой политики фискального послабления, расчет прибыли и ее налогообложение будут производиться по-старому. Законопроект № 3357, поданный на рассмотрение в 2015-ом, все еще активно обсуждается.
Основной преградой для введения налога на выведенный капитал вместо налогообложения прибыли организаций является неодобрение МВФ. Из-за взятых на себя кредитных обязательств, срок колоссальных выплат по которым как раз наступает в 2023-ом году, страна не может сократить доходную часть бюджета.
Единственным выходом сейчас для внедрения инноваций, улучшающих инвестиционный климат в стране, являются новые инициативы. В частности, поступил новый законопроект № 8557, основной идеей которого является наличие компромиссов.
Окончательный перевод абсолютно всех налогоплательщиков на новый налог может произойти в 2021-м году, когда действующие соглашения МВФ будут погашены. Перевод рядовых налогоплательщиков на новую систему обложения налогом из распределенной прибыли как нельзя лучше соответствует программе по переходу на отчетность МСФО, запущенной с 2023-го года.
На данный момент фактом является то, что в ближайшее время отмены налога на прибыль предприятий не будет. Минфин еще работает над вопросом такой налоговой трансформации, но выбранный ведомством путь чуть иной. Налогоплательщикам лишь остается ожидать, какое решение все же будет принято и подано на голосование депутатам.
Налог на прибыль 2023: ставка и сроки уплаты для юридических лиц, НВК в Украине, декларация
В нашей стране налог на прибыль можно назвать, пожалуй, рекордсменом по непрозрачности администрирования и коррумпированности. Разговоры о том, что с ним пора что-то делать, и радикально, идут уже давно, но в последнее время Правительство и Рада с подачи Президента, похоже, уже окончательно настроились на кардинальные изменения.
Еще в конце прошлого года появились первые новости с Банковой на тему того, что налог на прибыль будет заменен налогом на выведенный капитал (НВК). Что он собой представляет, и какие это будет иметь последствия для нашей страны? Об этом и многом другом в нашем материале.
Что такое НВК?
Итак, Украина собирается последовать примеру пяти стран мира с подобной спецификой налогообложения — Эстонии, Латвии, Грузии и нескольких других, входящих в полтора десятка самых привлекательных с точки ведения бизнеса.
Позволит ли НВК подняться выше в рейтинге с нашего грустного 80-го места? Власти верят, что да. Когда? Учитывая сложности реализации программы и традиционную длительность ожидания эффекта, это случится явно не завтра, и не послезавтра.
По сути, этот налог позволит оставаться прибыли предприятия на его балансе до самой точки вывода ее в карман собственника, и это будет отличная возможность, при необходимости, в любой момент в полном или частичном размере задействовать эти деньги на развитие бизнеса.
Сейчас же налогооблагаемая база формируется по четким календарным рамкам и отчисления с нее в госбюджет производятся аналогично сразу же и безапелляционно.
В результате же реформы бизнесмены получат хорошую возможность не терять при любом раскладе 18% средств, которые могли бы поступить на благо предприятия – будут внедрены отчисления лишь по факту получения в их личный карман доходов, если объяснять очень упрощенно и приземленно.
Правительство надеется, что для многих предприятий, таким образом, появится шанс выйти из «тени» — ведь уже не нужно будет выкручиваться, изобретать сложные схемы, чтобы уходить от уплаты налога на прибыль.
Будущий налог на выведенный капитал будет очень простым и понятным для своего начисления. Планируется всего две категории ставок: дивиденды будут облагаться 15% ставкой, а все приравненные к ним перечисления – 20%-й.
Ко вторым относятся, например, проценты, роялти, финпомощь и безвозмездная передача имущества, экспорт инвестиций, переводы средств с украинских на зарубежные счета, платежи на связанным лицам-единщикам, корректировки трансфертного ценообразования (полный перечень – на сайте Кабмина).
Доводы «за» и «против»
Те, кто разрабатывал этот законопроект, уверяют, что подобная мера неимоверно оздоровит экономику, даст толчок ее росту и развитию, снизит налоговое давление на бизнес и поспособствует созданию новых рабочих мест.
Консерваторы же не исключают, что мера полезная, но сетуют, что время для ее внедрения выбрано крайне неподходящее – в связи с грядущими изменениями по НДС и прочими новшествами бюджетирования и налогообложения как предприятий, так и частных лиц, страна недополучит столько денег, что грядет настоящий экономический коллапс.
Народ, конечно же, «за». Еще бы – раньше только размер взятки фининспектору и его текущая степень вредности, а также уровень выполнения «плана» поборов определяла, какие расходы он соизволит отнести на себестоимость товаров, а какие повесит на не обложенную налогом прибыль, с последующим азартным штрафованием и взиманием «недоимок».
Предприятия ранее всегда были в позиции униженного и просящего, так как согласно нормам нашего законодательства, администрирование прибыли было не объективным, а субъективным. С другой же стороны…
А с другой стороны, даже по скромным и оптимистичным подсчетам самой Южаниной и АП, первая пара лет упразднения старого налога на прибыль и замены его НВК выльются в недополучение бюджетом 4% доходов (три-четыре десятка миллиардов гривен). Потом, конечно, все будет хорошо, но это будет потом…
Что говорят коллеги в мире?
Мнения западных экспертов, с которыми важно для нашего государства считаться, по правде говоря, разделились. Например, МВФ, в принципе, за новшество, но, с жаром рекомендует пересмотреть ряд механизмов компенсационных мер по латанию бюджетных пробоев.
Также он настаивает, что спешить с внедрением этого налога в Украине не стоит, так как это может существенным образом повлиять на теплоту наших взаимоотношений с Фондом и, как следствие, выльется в пересмотр следующего транша.
Не исключено, что в ходе нелегких дискуссий с Американской торговой палатой и Европейской бизнес-ассоциацией будет принят некий переходной вариант законопроекта, который станет компромиссом на определенный срок, пока экономика не оздоровится настолько, чтобы без потерь принять бремя нового налогообложения.
Речь идет, возможно, о его внедрении только для функционеров среднего и малого бизнеса, либо же просто об урезании расходной статьи в редактируемой сейчас Бюджетной резолюции, с целью покрытия планируемых издержек.
Ряд других стран вменяют Украине непоследовательность поведения, ведь только недавно затих скандал с требованиями исключить из списков оффшорных зон государств с отсутствующим налогом на прибыль (в числе которых, кстати, были и Прибалтийские страны, и Грузия, и ряд прочих), где он, как раз, и был ранее заменен НВК.
Теперь же, по сути, и мы добровольно готовимся к тому, что многие в мире причислят нас к оффшорам со всеми вытекающими последствиями. Еще некоторые другие эксперты считают, что внедрение этих инноваций в налогообложение все равно не достигнет своей благой цели заставить бизнесменов инвестировать в экономику собственной страны.
Ведь если обстановка здесь настолько коррумпирована, что никто не может быть застрахован от будущего «отжатия» своего дела, нападений рейдеров, давления со стороны силовых структур и властей, предприниматели просто попробуют найти иной способ выводить свои капиталы, лишь бы не подвергать их описанному риску. Словом, меры нужны, но комплексные и масштабные.
С другой же стороны, ждать пока изменится все и сразу, как показывает практика, в нашей стране – вещь совершенно безнадежная. Поэтому большинство граждан верит, что пусть болезненно, пусть постепенно, но реформы идти должны. Даже, несмотря на то, что позитивный результат от них, глобально, мы увидим еще нескоро, и на пути к нему придется очень нелегко.
Видео-новость