Направления итогового сочинения 2018-2020 учебного года

Направления итогового сочинения 2018-2020 учебного года

СОДЕРЖАНИЕ

1) Отцы и дети.
2) Мечта и реальность.
3) Месть и великодушие.
4) Искусство и ремесло.
5) Доброта и жестокость.

Конкретные темы сочинений будут разрабатываться Рособрнадзором и станут известны в день написания итогового сочинения – 5 декабря.

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Итоговое сочинение по литературе в 2020 году: темы, направления

Близится зима и первое испытание, ожидающее выпускников 2020 года – это итоговое сочинение по литературе, уже не за горами, поэтому предлагаем узнать уже сейчас, какие направления подготовило ФИПИ в этом году и какие темы могут встретится на первом экзамене этой зимой.

Важно! Учащиеся, не сдавшие итоговое сочинение, не будут допущены к сдаче ЕГЭ, что в свою очередь влечет за собой невозможность получения документа о получении документа об образовании, необходимого для поступления в ВУЗ.

Даты проведения

Традиционно первое испытание выпускники 2018-2020 учебного года пройдут зимой. Всем, кто планирует в конце учебного года сдавать ЕГЭ, будет предоставлено три попытки получить допуск к основным экзаменам, написав так называемое «декабрьское сочинение»:

1-я (основная) попытка

2-я попытка (1-я пересдача)

3-я попытка (2-я пересдача)

Важно! Особое внимание стоит уделить подготовке к сочинению тем ребятам, которые мечтают связать жизнь с профессиями филологического профиля, ведь при вступлении в ВУЗ для них будет учитываться результат декабрьского экзамена.

Нововведения 2020 года

Хотя для многих выпускников итоговое сочинение не представляется слишком уж сложным этапом на пути к получению документа об окончании 11 классов в 2020, рекомендуем всем подробно ознакомиться с нововведениями этого сезона.

Итак, всем 11-тиклассникам в 2018-2020 учебном году предстоит сдавать сочинение «в новом формате». Что это значит?

Нововведение №1

Изменена сама формулировка задания. Больше внимания будет уделено 2-й части работы, в которой экзаменуемый должен прокомментировать свой выбор примера, пояснив смысловую связь между произведением и темой сочинения.

Нововведение №2

В 2018-2020 году пограничный минимум слов, независимо от темы итогового сочинения будет составлять 150 слов. Но, эксперты рекомендуют не придерживаться данного правила и рассчитывать минимум на 250 слов, а еще лучше на 300-350. Именно такой объем позволяет качественно раскрыть любую тематику, хорошо аргументировать свой выбор и выразить мнение, о котором говорилось выше.

Подробнее о нововведениях 2020 года можно узнать из записи онлайн вебинара, посвященного подготовке к итоговому сочинению «нового формата».

Формат проведения итогового сочинения

На протяжении последних лет декабрьское сочинение выпускники пишут в стенах родной школы. Скорее всего, и в этом учебном году кардинальных изменений в формате проведения мероприятия не будет:

  • время написания сочинения 4 часа;
  • оглашение тем 2020 года в день проведения экзамена;
  • оценивание в формате «зачет»/ «незачет».

Важно! Учащиеся, имеющие медицинские показания для организации «особого формата» ГИА имеют право вместо сочинения сдавать изложение. В ряде случаев проведение экзамена допускается на дому. Но, руководством учебного заведения данный вопрос рассматривается исключительно по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Во всех регионах РФ итоговое сочинение будет проходить в один и тот же день. Поскольку начало экзамена не совпадает в разных регионах РФ, в 2020 году будет разработано несколько пакетов заданий, в которых темы сочинений по литературе не будут повторяться. Это позволит поставить всех выпускников в равные условия, исключив вероятность спекуляций на разнице во времени начала испытаний.

Критерии оценивания 2020 года

Поскольку произошла корректировка самого задания, то и критерии оценивания ученических работ будут несколько доработаны.

Проверяя сочинение по литературе, основным критерием в 2020 году эксперты будут считать соответствие заданной темы и рассуждений, которые будет вести выпускник.

Также будут обращать внимание на такие важные критерии:

  • актуальность приведенных примеров;
  • обоснование выбора примеров;
  • аргументация собственного мнения;
  • составление композиции;
  • качество и чистота письменной речи;
  • наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

Важно! В случае выявления несоответствия темы или же выбора примеров, не соответствующих тематике, работа далее не проверяется, а экзаменуемый получает «незачет».

Выпускники прошлых лет едины во мнении, что написать сочинение итоговое сочинение не сложно, более того, направления 2020 года близки и понятны каждому, а в сети множество материалов для эффективной самоподготовки.

Секреты подготовки

Если же по литературе имеются некоторые пробелы в знаниях, самое время начать интенсивную подготовку, обратившись к опытному педагогу-репетитору, или распланировав свой день так, что бы каждый день оставалось время для обучения.

Прежде всего, необходимо ознакомиться с тематиками. Для 2018-2020 ученого года утверждены основные направления, а следовательно, итоговое сочинение будет близким к одному из таких смысловых блоков:

  1. Отцы и дети.
  2. Мечта и реальность.
  3. Месть и великодушие.
  4. Искусство и ремесло.
  5. Доброта и жестокость.

Далее стоит освежить в памяти произведения, которые будут актуальны при рассуждении на заданные темы. В этом вам поможет вписок литературы для итогового сочинения.

Важно! В процессе разбора произведения не просто читайте текст, а и ведите дневник, в котором кратко записывайте основные мысли, характеры и поступки героев, реплики и все то, что в дальнейшем можно использовать в целях аргументации выбора примера.

Если времени до экзамена совсем мало и вы чувствуете, что не успеваете качественно обработать все произведения, воспользуйтесь набросками тем, выбрав из списка 2-3 произведения, которые помните и знаете лучше всего.

Также советуем посмотреть несколько видео уроков, в которых опытные репетиторы подробно рассказывают, как грамотно организовать подготовку к сочинению и на что необходимо обратить внимание в первую очередь.

Направления итогового сочинения по литературе в 2020 году

Начиная с 2014 года российских школьников вернули к практике сдачи выпускного сочинения. Проводить тогда это решили чуть ли не за полгода до самих ГИА, и успешное написание этого эссе стало залогом допуска к финальному испытанию по русскому языку, являющемуся, как мы знаем, обязательным. В Минобре надеются, что эта практика поможет актуальным выпускникам научиться грамотно и связно излагать свои мысли, стимулирует их более активное чтение и заставит тщательнее подходить к изучению литературной критики и теории литературы, как таковой.

Схема перевода баллов по этому сочинению устанавливается непосредственно перед его проведением таким органом, как Рособрнадзор. А список вынесенных тем, и вовсе, оглашается прямо в день написания. Тем не менее, уже сейчас можно сделать ряд выводов на основании блуждающих за кулисами системы образования слухов, опыта предыдущих лет, а также внедренных в этой сфере правил, как все это примерно будет происходить. И, разумеется, выводы эти сумеют достаточным образом помочь будущим выпускникам написать итоговое сочинение по литературе в 2020 году успешно.

Правила — для всех

Единый госэкзамен – он на то и единый, что всех расчесывает под одну гребенку, абсолютно унифицируя условия для учеников, предлагаемые задания, а также способ оценки. Напомним, итоговое сочинение обязательно для абсолютно всех одиннадцатиклассников, а также не поступивших в вузы ранее, куда оно требуется как один из вступительных экзаменов. Дети, занимающиеся по дистанционной форме обучения, дети-инвалиды, а также имеющие серьезные проблемы со здоровьем пишут не сочинение, а изложение. Но, для этого им придется предъявить заключение медико-психологической комиссии и соответствующие документы.

Пишут такие работы как выпускники отечественных, так и, при желании, иностранных общеобразовательных школ, оканчивающие профессионально-технические заведения, а также все, кто не сумел набрать нужное количество баллов ГИА ранее. Для допуска к написанию, за две или более недель до даты экзамена ученик должен подать заявление в соответствующее образовательное учреждение. На работу все годы до этого отводилось без пяти минут четыре часа, причем сюда не учитывают время заполнения регистрационной информации в специальных полях работы, организационный инструктаж и прочие общие моменты. На изложение детям из перечисленных выше спецкатегорий отводится на полтора часа больше. Старт дается ровно в 10 утра.

В качестве дат для проведения испытания выбирается первая среда декабря – в 2020 году это будет 4 число (для одиннадцатиклассников 2020/2020 годов выпуска). Выпускники 2018-2020 годов первую попытку написания сочинения получат в декабре 2018 года – 5-го числа. Еще две доступные даты придутся в соответствующих годах на первую же среду февраля и первую среду мая (после праздников). Так что, можно не переживать – если не получилось сдать в декабрьскую очередь, будет еще две попытки успешно выдержать это испытание и все-таки получить допуск к ГИА.

В школах, где пишут итоговое сочинение по литературе, комиссии по проведению экзамена назначают кабинеты, где будут рассаживать допущенных потенциальных выпускников, и куда ровно в 9 утра в день написания запускают учеников и распределяют их по кабинетам в произвольном порядке. После чего дети занимают места, аналогично, без какой-либо системы, но, обязательно не более чем по одному человеку за парту. На столе, кроме ограниченного списка материалов (о них — ниже), можно держать лишь удостоверение личности, черную ручку, еду и лекарства, при необходимости. Естественно, категорически запрещено проносить с собой телефоны, любую аппаратуру, шпаргалки, собственные словари и любые средства хранения и передачи материалов – это жестоко карается удалением с испытания.

О том, что время выходит, должны предупреждать заранее, а когда наступает сдача (досрочно, при желании, кстати, тоже можно — в общем порядке), члены комиссии ставят Z-прочерк на всех свободных местах работы, пересчитывают количество сданных бланков и заполняют соответствующее поле на сочинении/изложении. А правильность всего этого подтверждает ученик своей росписью в соответствующей ведомости. Результаты написания действительны четыре года.

Инструктаж

Темы сочинения/изложения выписываются на доску в классе (получают их проводящие испытание учителя только в 09.45) либо же раздаются в распечатанном виде ученикам. Кроме этого выдаются бланки, черновики, инструкции, а также орфоэпические словари (те, кто пишут изложения, могут рассчитывать еще и на толковые). Если надо, потом выделяют и дополнительные листы бланков. Первый инструктаж стартует в 10:00, и затем, по его окончанию, когда ученики должны будут приступать к самому написанию, время старта записывается на доске (и фиксируется в специальной ведомости комиссии), и там же отмечается длительность экзамена, а также точный срок сдачи работы.

Нюансы оценивания

Оценивать сочинение/изложение собираются, традиционно, «зачетами-незачетами. В случае подачи абитуриентом результатов в приемную комиссию вуза после зачтенной этой работы, ему добавляется к полученному за все остальные вступительные экзамены максимум 10 баллов. К проверке будут допускать экспертов от школ с участием представителей спецкомиссий муниципального уровня, сторонних наблюдателей, которые должны иметь соответствующее образование и опыт, быть в курсе актуальных правил.

Еще до проверки отсеиваются работы, не прошедшие фильтр следующих моментов:

  • размер (250 — сочинение/150 слов — изложение, включая служебные);
  • самостоятельность (грубо говоря – нельзя заучить какую-то хорошую статью-критику и банально переписать все по памяти, или списать физически с какого-то места. Все это тщательно отслеживается и проверяется).

Затем оценка определяется по совокупности 5-ти критериев:

  • наличие аргументов/логика текста;
  • раскрытие темы/строгость плана;
  • грамотность;
  • построение тезисов и рассуждений/полностью ли использованы элементы базового материала;
  • красота речи.

Ошибки ищут так же точно, как в оценивании обычных учебных работ, к чему, безусловно, привыкли и преподаватели, и дети.

Выносимые на 2020 год темы

Ежегодно избираются пять основных философских течений, на которые будут опираться будущие темы работ, причем в каждом ФО они свои. Следовательно, предугадать, что конкретно будет избрано очень сложно. Но, по тем работам, которые дети уже писали в прошлых годах, можно сделать ряд полезных выводов о том, чего от них ждут преподаватели.

Так кое-где в 2014-м – первом проведения после пятилетнего перерыва – были, к примеру, «Недаром помнит вся Россия…» (по М.Ю.Лермонтову), «Человек и природа в русской и всемирной литературе», «Чем живут люди?», «Вопросы, поднятые войной» и «Спор поколений: вместе или врозь?». В прошлом году тематическими блоками стали пары «Равнодушие-отзывчивость», «Верность-измена», «Человек-общество», «Смелость-трусость», а также «Цели-средства», то есть, например, в Забайкальском крае были темы:

По вступительной кампании следующего года, а также 2020-2020-х, пока конкретику никто не скажет, ибо все рассматриваемые варианты в строжайшем секрете держатся в ФИПИ, их как раз и разрабатывающей. Течения оглашают, как правило, за несколько дней до самого экзамена, а точное звучание тем передается в опечатанной форме и вскрывается непосредственно во время. Но, если глобально хорошо и тщательно готовиться, прорабатывать все философские направления и набрать достаточную аргументационную базу, любая предложенная тема будет щелкаться, словно, орешки.

Несколько советов по подготовке

Чтобы успешно подготовиться, во-первых, все рекомендуют, конечно же, побольше читать. Но, как известно, перечитать все и, тем более, запомнить – невероятно. Следовательно, надо концентрироваться на главном. Конечно, вся школьная программа должна быть проштудирована назубок (хотя бы в формате хрестоматий), но, особое внимание надо уделить изучению конкретных универсальных аргументаций для разработки философских тем, выбрав для них базовые примеры произведений и, соответственно, заучив к ним цитаты.

Чтение, конспектирование и детальнейший разбор критики – аналогичный маст-хев любого желающего написать успешно это сочинение. Ну, и последнее, что естественно, — это практика. Стоит просто набить руку, постоянно тренируясь на старых темах. Безусловно, уделяя огромнейшее внимание грамотности.

По итогам 2018-го, 97 % школьников написали итоговое сочинение успешно. Это означает, что в действительности, вещь это совершенно нестрашная, и, в отличие от ЕГЭ, к которому невероятно долго и много приходится готовиться самостоятельно и с репетиторами, для нее, по мнению и проверяющих учителей, и самих учеников, вполне хватает стандартного ритма образовательной подготовки обычной школы. Тем не менее, всем, кому придется его писать, хочется пожелать удачи и, самое главное – не нервничать и не бояться!

Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2020: темы, примеры, критерии оценивания, как написать

5 декабря выпускники напишут итоговое сочинение

Для выпускников российских школ начинается один из самых важных периодов в учебном году. 5 декабря 2018 года им предстоит написать итоговое сочинение по русскому языку, которое является допуском к ЕГЭ.

С собой ученикам разрешается взять лишь письменные принадлежности. Результат данного экзамена учитывается по желанию абитуриента и вуза. Переписать итоговое сочинение можно будет 6 февраля и 8 мая 2020 года.

  • Даты и основные правила написания итогового сочинения в 2018-2020 году
  • Сколько нужно привести аргументов при написании итогового сочинения?
  • Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2020: направления тем и рекомендуемая литература
    • Отцы и дети
    • Мечта и реальность
    • Месть и великодушие
    • Искусство и ремесло
    • Доброта и жестокость
    • Какие могут быть темы
  • Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2020: критерии оценивания
    • Как считаются баллы
  • Шаблон итогового сочинения по русскому языку в 2018-2020 учебном году

ДАТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2018-2020 ГОДУ

В утвержденном регламенте указано: датой написания итогового сочинения в 2018 году выбрана первая среда декабря. Дополнительными датами выбраны первые среды февраля, мая 2020 года. Дополнительные даты — это сроки, когда сочинение могут написать школьники, по уважительной причине не участвовавшие в написании 5 декабря, получившие «незачет», нарушившие дисциплину, за что их удалили с испытания.

Так, датами написания сочинения в 2018-2020 году выбраны:

  • 5 декабря — заявку нужно было подать включительно до 21 апреля;
  • 6 февраля — заявку нужно подать включительно до 23 января;
  • 8 мая — заявку нужно подать включительно 24 апреля.

Сочинения пишут в школах, в которых учатся испытуемые. В классы их запускают в 09:00, и в 10:00 они приступают к написанию. За одной партой может сидеть только один ученик, и всех рассаживают в шахматном порядке. Участников ознакамливают с инструкцией. Итоговое сочинения нужно написать за 3 час. 55 мин.

СКОЛЬКО НУЖНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

По словам методистов ФИПИ, нужно привести минимум один аргумент из какого-либо литературного произведения. Желательно, чтобы аргументов все же было два. Если не будет аргумента из художественного источника, то выпускник получит «незачет».

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2020: НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.

На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.

ОТЦЫ И ДЕТИ

Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.

  • «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
  • «Географ глобус пропил» А. Иванова.
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
  • «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.

Хрестоматийные произведения по этой тематике:

  • «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Два капитана» В. Каверина.
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
  • «Дон Кихот» М. Сервантеса.
  • «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
  • «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
  • «Обломов» И.А. Гончарова.
  • «Судьба человека» М.А. Шолохова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Алые паруса» А. Грина.
  • «Три сестры» А.П. Чехова.

МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).

  • «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
  • «Месть» А.П. Чехова.
  • «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
  • «Сотников» В. Быкова.
  • «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.

ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО

Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.

  • «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
  • «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
  • «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Победитель» А. Грина.
  • «Слепой музыкант» В. Короленко.
  • «Последний лист» О. Генри.
  • «Улыбка» Р. Брэдбери.
  • «Картина» Л. Гранина.

ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.

  • «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
  • «Гроза» Н.А. Островского.
  • «Отверженные» В. Гюго.
  • «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
  • «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
  • «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Детство», «На дне» М. Горького.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ

Комментарии специалистов ФИПИ и опыт прошлых лет позволяют предположить примерные вариации тем. Большинство из них звучит как вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты, другие основываются на противопоставлении понятий. Причем не обязательно соглашаться с предложенным тезисом – ученик может построить свою работу «от обратного», то есть доказывать противоположную точку зрения. В построении тем педагоги будут опираться на понятность и доступность тезиса для школьников.

Примерные темы итогового сочинения 2020:

  • Почему возникает конфликт поколений?
  • Могут ли дети учить родителей?
  • «Человек без мечты, как птица без крыльев».
  • Заветная мечта и жестокая реальность.
  • Как вы понимаете цитату «сладчайшая месть – это прощение»?
  • Месть – проявление силы или слабости?
  • Что важнее – искусство или ремесло?
  • Может ли творец быть ремесленником?
  • Что дает людям искусство?
  • Добрыми людьми рождаются или становятся?
  • Бывает ли оправданная жестокость?
  • Человек как воплощение доброты и жестокости.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2020: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При анализе итогового сочинения по литературе 2020 года в первую очередь будут опираться на соответствие двум требованиям, без соблюдения которых работа не будет проверяться далее и получит «незачет»:

  • объем не менее 250 слов;
  • самостоятельно написанный текст (при подозрении на плагиат проверяющие имеют право обратиться к программам проверки уникальности).

Если сочинение соответствует этим требованиям, далее ее оценивают по 5 критериям. Обязательно получить «зачет» по первым двум, а также по одному из трех других. То есть, чтобы работа получила общий зачет, нужно набрать не менее трех «баллов»:

  • Качество письменной речи. Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
  • Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.

КАК СЧИТАЮТСЯ БАЛЛЫ

Для поступающих на гуманитарные направления важно не только получить общий зачет, но и набрать наибольшее количество баллов. Рособрнадзор рекомендовал ВУЗам анализировать сочинения по таким требованиям:

Итоговое сочинение 2018-2020 – всё о нём

Как узнать выпускника? Если раньше декабрь у этого человека ассоциировался с наступлением новогодних праздников, то с недавнего времени он перестал радоваться инею на траве, первому снегу и ёлкам у «Перекрестков». Теперь у него на уме наступление… нет, нашествие декабрьского сочинения, которое зажимает или дарует допуск к ЕГЭ. Но, как и любой экзамен, ИС представляет собой лотерею, где можно выиграть, даже не будучи семи пядей во лбу. Как перевернуть эту игру в свою пользу? Прочитай. Напиши. Выиграй!

Как и когда проходит?

Суть экзамена проста: надо написать эссе, опираясь на литературные примеры, и получить за него «зачет», означающий допуск к Единому и Ужасному. Также за каждое эссе вы получаете баллы, которые пригодятся тем, кто поступает на гуманитарную кафедру. Эти баллы помогут (или помешают) вам поступить. В некоторых вузах даже проверяют ИС.

Обычно эта процедура назначается в первые среды месяцев: в декабре (основной этап), в феврале «дополнительные сроки», в мае (последний шанс).

На данный момент уже известны сроки сдачи итогового сочинения:

  • 5 декабря 2018 г.
  • 6 февраля 2020 г.
  • 8 мая 2020 г.

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Джентльмены (и дамы) неудачи, которым не суждено было получить «зачет»;
  • Изгнанники, которых уличили в нарушении правил и выставили за дверь в процессе экзамена;
  • Обладатели документов, подтверждающих уважительные причины для неявки на ИС;
  • Обладатели документов, подтверждающих уважительные причины того, что они не закончили работу в срок.

Важно! Вам дается дополнительное время на инструктаж и заполнение бланка, в эти 3 часа 55 минут данные процедуры не входят.

Для лиц с неполным спектром возможностей итоговое сочинение заменяется на не менее итоговое изложение. На него выделяется на 1,5 часа дольше, также проводятся перерывы для совершения медицинских процедур или же перекуса.

Порядок написания

Когда Вы уже прибыли на экзамен, события будут развиваться в следующем порядке:

Под страхом изгнания из класса запрещается:

  • Списывать, подглядывать, гуглить;
  • Класть на парту, вытаскивать из сумки, словом, использовать любые гаджеты и шпаргалки;
  • Поддерживать светские беседы с соседом по парте;
  • Создавать шум, мешать остальным ученикам;
  • Посидеть «еще пять минут», когда время истекло.

Списывать, конечно, нельзя, но сугубо для подготовки к итоговому сочинению мы предлагаем вам взглянуть на шпаргалки от «Литрекона». Там вы найдете определения основных терминов из направлений, шаблоны фраз для вступления и заключения и еще уйму полезностей.

Милостью высших сил разрешается:

  • Иметь на столе ручку, паспорт, питание (при необходимости), бутылку с водой;
  • Просить черновики и бланки (их дают сами организаторы);
  • Взять у преподавателя орфографический словарь;
  • Выходить из аудитории по физиологической надобности.

Новые направления 2018-2020 года

Традиционно направления ИС – это два неразлучных антонима, которые отражают философские и моральные противоречия нашей нелегкой жизни. Многомудрый Литрекон, разумеется, уже нашел аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ. От результатов его поисков и размышлений вас отделяет один клик.

  1. Искусство и ремесло;
  2. Отцы и дети;
  3. Месть и великодушие;
  4. Мечта и реальность;
  5. Доброта и жестокость.

Согласно предначертанию мудрецов, список тем выкладывается на всеобщее обозрение за 15 минут до начала экзамена (каждый регион получает их по местному времени). Но все формулировки создаются по шаблону прошлых лет, поэтому Литрекон уже сделал перечень тем, которые будут на экзамене с вероятностью 50%. Также он практикует игру на опережение и пишет эссе на все реальные темы одновременно с выпускниками, и готовые работы сразу же появляются в нашем паблике. Однако это, конечно, не для списывания, а для того, чтобы люди могли оперативно готовиться к экзамену и узнавать последние обновления первыми. Мы не рекомендуем вам рисковать и нарушать правила проведения ИС.

Пока мы еще не узнали, что же приготовит грядущий день, но предугадали и, смеем заверить, успешно. Уже есть много формулировок, которые претендуют на звание «реальных тем». Каждая из них уже получила свое место на «Литреконе», и вы уже сейчас можете в этом месте побывать, дабы найти работу по нужной теме. Встречайте наш парад тезисов, каждый из которых может в решающую минуту стать козырем в игре за допуск к ЕГЭ.

Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.

Как только – так сразу выставим, а пока их нет даже у тех, у кого должны быть. Мы же смиренно ожидаем их появления, и вы можете дождаться их вместе с нами в уютном и ламповом паблике.

Не забывайте, что приобретать их у кого бы то ни было не следует, ибо велика вероятность нарваться на обман, да и не стоит оно того. Лучше готовьтесь вместе с нами, и все будет хорошо.

Подготовка к ИС

Конечно, многим людям декабрьское сочинение по литературе кажется легкой разминкой перед встречей с финальным боссом. Однако на деле оказывается, что писать по шаблону, в рамках критериев и правил, очень «геморно». Микровывод забыл – минус балл, Наташу Ростову Лизой назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вы очень себе поможете, если вступите в нашу группу и будете идти к триумфу вместе с нами. Там вы найдете свежие материалы для подготовки, банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Прочитав одну статью, вы вряд ли научитесь писать на «отлично», а вот если вы начнете каждый день понемногу узнавать и тренироваться, то в финале вас ждет happy end.

План подготовки от Литрекона:

  1. Выберите два или три направления, которые вам ближе и интереснее всего. Направьте все силы на подготовку к их раскрытию. Так вы будете увереннее чувствовать себя на экзамене, ведь изучили эти направления досконально.
  2. Найдите два больших романа из классики, в которых представлены примеры по всем выбранным направлениям. Прочитайте их или используйте подробные краткие пересказы по главам. В написании эссе используйте именно их в качестве базы для поиска примеров. Читайте тематические подборки аргументов по ним, чтобы в решающий час помнить все детали и обстоятельства из текста. Это поможет снизить риск возникновения фактических ошибок, да и вы не будете волноваться в поиске нужного события из книги.
  3. Заранее определите тот шаблон вступления и заключения, который вам нравится. Запомните все вводные слова, устоявшиеся фразы из этого шаблона, чтобы на автомате их воспроизводить и не тратить время на изобретение велосипеда.
  4. При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишите только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют ваши аргументы. Если тема «Кого можно назвать добрым человеком», не надо писать о том, добрых людей найти очень сложно, а потерять легче легкого. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
  5. Выпишите топ своих же собственных ошибок и проверяйте новые работы сами, делая упор на том, в чем вы слабее всего.
  6. Регулярно читайте наши примеры сочинений, их пишут обладатели высшего образования. Так вы автоматически запомните полезные выражения для раскрытия тем.

Как написать?

Правила оформления итогового сочинения:

  • Минимальный объем работы — 250 слов, норма — 350, полет фантазии не ограничен, но больше 600 слов писать не рекомендуется;
  • Структура (4 абзаца): Вступление, два примера из книг, заключение;
  • Приблизительное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Чтобы итоговое сочинение допустили к проверке, необходимо привести хотя бы один аргумент из книги и набрать с бору по сосенке 250 слов.

Важно! Без литературных примеров текст проверяться не будет. Вас отправят на пересдачу. Если в аргументах проверяющий заметит много фатальных ошибок, они не будут приниматься в расчет, так что «лишь бы что» написать не прокатит. Мораль: не берите то, к чему не можете подобрать полноценный пример из книги.

Алгоритм написания эссе:

  1. Возьмите из списка тем наиболее понятный и простой вариант, что-нибудь житейское. К примеру, какого человека можно назвать добрым? К этой теме можно легко примеры подобрать;
  2. Найдите в формулировке вопрос, на который ответите, используя аргументы. В нашем примере это «Какие признаки говорят о доброте человека?». Ответив на него, вы раскроете всю тему;
  3. Дайте развернутый и логичный ответ на поставленный вопрос: «Доброта выражается в поступках, к примеру, если люди помогают окружению безвозмездно, то их можно назвать добрыми».
  4. Подбирать примеры из литературы следует именно к этому утверждению, чтобы аргумент был правильным и веским продолжением вашей мысли: «Соню Мармеладову можно назвать добрым человеком, ведь она обеспечивала свою семью, жертвуя при этом своими интересами, но не упрекала ни мачеху, ни отца в их бездействии. Эта же девушка безвозмездно помогла Родиону, убедив его признать свою вину. Так она спасла Раскольникова от сумасшествия и, возможно, даже самоубийства. Ее благородные и бескорыстные поступки говорят нам о том, что героине свойственна подлинная христианская добродетель».
  5. Тщательно следите за тем, чтобы в тексте сохранялась логика изложения. Постоянно сравнивайте то, что получилось, с тезисом, и если ваши рассуждения вышли из берегов формулировки, то вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов нервирует проверяющих, которые устали и хотят домой, а тут еще 600 слов, да еще и не том, что надо. Вы бы тоже на их месте поставили «незачет». Чтобы такого не произошло, мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не годится, переписывайте до полного совпадения.
  6. Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  7. Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

Важно! Не упивайтесь своим знанием текста, объемного цитирования и пересказа никто не оценит. Проверяют не вашу память, а способность понимать и анализировать то, что вы запомнили.

А вот и план для итогового сочинения от Литрекона:

Список литературы

Чтобы быстрее сориентироваться в выборе подходящих книг для освоения направлений, обратите внимание на наш перечень книг, подходящих для раскрытия тем ИС. Скоро мы выпустим целую подборку нужной литературы, а пока просто перечислим произведения, которые подходят для нашей работы.

Большие романы, в которых вы найдете все, что нужно знать о доброте, жестокости, мести, великодушии, отцах, детях, мечтах, реальности, искусстве и ремесле:

  1. Война и мир
  2. Евгений Онегин
  3. Тихий Дон
  4. Анна Каренина
  5. Отцы и дети
  6. Герой нашего времени
  7. Капитанская дочка
  8. Преступление и наказание

Оригинальные и не очень книги о доброте и жестокости:

  1. В. Быков, «Сотников»
  2. А. Пушкин, «Полтава»
  3. Н. Гоголь, «Тарас Бульба»
  4. А. Твардовский, «Василий Тёркин»
  5. В. Распутин, «Уроки французского»
  6. И. Бунин, «Окаянные дни»
  7. А. Солженицын, «Матренин двор»
  8. И. Тургенев, «Записки охотника»
  9. Н. Лесков, «Старый гений»
  10. А. Островский, «Лес»

Произведения, где мстят и «великодушат»:

  1. А. Куприн, «Поединок»
  2. Н. Лесков, «Пугало»
  3. М. Горький, «Старуха Изергиль»
  4. А. Пушкин, «Дубровский»
  5. А. Блок, «Двенадцать»
  6. М. Лермонтов, «Герой нашего времени»
  7. А. Куприн, «Яма»
  8. А. Пушкин, «Цыганы»
  9. М. Горький, «На дне»
  10. Ф. Достоевский, «Бедные люди»

Мечта и реальность

  1. А. Чехов, «Крыжовник»
  2. И. Гончаров, «Обломов»
  3. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
  4. А. Куприн, «Гранатовый браслет»
  5. А. Островский, «Бесприданница»
  6. А. Грин, «Алые паруса»
  7. А. Чехов, «Ионыч»
  8. А. Чехов, «Три сестры»
  9. М. Горький, «Макар Чудра»
  10. Ф. Достоевский, «Белые ночи»
  1. А. Островский, «Гроза»
  2. Ф. Достоевский, «Братья Карамазовы»
  3. М. Шолохов, «Судьба человека»
  4. И. Бунин, «Тёмные аллеи»
  5. И. Гончаров, «Обломов»
  6. А. Грибоедов, «Горе от ума»
  7. А. Пушкин, «Барышня-крестьянка»
  8. Д. Фонвизин, «Недоросль»
  9. И. Бунин, «Подснежник»
  10. К. Паустовский, «Телеграмма»

Искусство и ремесло

  1. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
  2. А. Чехов, «Чайка»
  3. А. Пушкин, «Моцарт и Сальери»
  4. А. Чехов, «Дом с мезонином»
  5. Н. Гоголь, «Портрет»
  6. И. Тургенев, «Ася»
  7. Н. Гоголь, «Невский проспект»
  8. А. Островский: «Лес»
  9. А. Куприн, «Гранатовый браслет»
  10. И. Гончаров, «Обыкновенная история»

Критерии оценивания

Для технарей и других не гуманитарных направлений у итогового сочинения есть всего две оценки: «зачет» и «незачет». Им достаточно преодолеть минимальную планку, и всё: они выходят в финал. А вот филологи, лингвисты и тому подобные категории лиц, которые хотят связать свою профессиональную деятельность со словом, должны будут постараться не на шутку. Баллы, которые они получат за эссе, будут иметь значение при поступлении в вуз. Там даже могут заново проверить работу и дать ей свою оценку, так что плоды умственного труда абитуриентов попадут на стол к приемной комиссии. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям.

Всего их пять, но есть три основных пункта: соответствие теме, объем и аргументация. Если хотя бы один из них жюри не устроит, работа не получит заветного зачета. Всего необходимо собрать хотя бы три критерия из пяти. Только тогда сочинение приведет к положительному итогу.

А вот и полный список требований к эссе:

  1. Соответствие теме. Если работа посвящена раскрытию другого тезиса или вообще ничего не раскрывает, то ее оценка – «незачет». Этот пункт подсекает многие сочинения, потому что ребята затрудняются определить то, что они доказывают в своем тексте.
  2. Объем сочинения. Многомудрый Литрекон не устает напоминать: минимум – 250 слов (все, что меньше, даже не проверят), а норма – 350! Если вы написали достаточно, за этот пункт вы получаете «зачет».
  3. Аргументация (0-2 балла). Нельзя искажать и перевирать факты из книги. Все примеры должны стать опорой для доказательства вашей точки зрения по поставленному вопросу. Если же вы просто перечислите события из произведения и продолжите рассуждать обо всем и ни о чем, то эссе проверку не пройдет.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда вы запутываетесь в своих мыслях, не можете внятно и точно ответить на поставленный вопрос, или же уходите в сторону от ответа, проверяющий тоже не может разобраться в написанном тексте. Мешанину из слов трудно понять и в обычной жизни, поэтому вполне закономерно, что выпускник, не умеющий логически выстраивать свое повествование, не получит высокой оценки.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла). Речевые и стилистические ошибки затрудняют проверку текста и препятствуют пониманию вашего замысла, поэтому их нужно научиться избегать, иначе баллы улетучатся восвояси. Однако сложные грамматические конструкции, правильный и понятный ход рассуждений, богатство лексикона могут помочь вам получить дополнительные баллы и хорошо зарекомендовать себя перед приемной комиссией.
  6. Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если всерьез опасаетесь из-за возникновения грамматических, пунктуационных и лексических погрешностей в сочинении, попросите у организаторов экзамена орфографический словарь прямо на экзамене, они обязаны дать.

Кроме пяти атлантов, на плечах которых стоит ваше душевное равновесие, есть еще и немаловажные критерии оценки, которые отвечают за распределение остальных баллов:

  1. Оригинальный подход (0-1 балл). Если вы можете без ущерба для качества речи подснастить ее интересными выражениями или изложить принципиально новые идеи в рамках поставленной задачи, дерзайте.
  2. Фактологическая точность (1 балл). Если не уверены в своем детальном владении точными датами, именами, цифрами, то избегайте их упоминания вообще.
  3. Ошибки речи (0-2 балла). Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки допускаются и не сулят потери баллов. А вот 3-4 съедят половину награды за данный пункт, так что не шикуйте, употребляя в тексте то, что вы точно не знаете, как употребить.
  4. Нормы орфографии (0-3 балла). У вас есть право на один просчет, а потом баллы начнут таять, как будто на дворе не декабрь, а майские праздники.
  5. Самостоятельность. Официально считается, что ваш текст проверяется на антиплагиат, но на практике это сложно сделать. Все же в целях профилактики лучше заключать цитаты в кавычки, а другого рода заимствования переписывать на свой лад.
  6. Нормы пунктуации (0-3 балла). Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла).
  7. Нормы грамматики (0-2 балла). Та же ситуация, в что и в предыдущем пункте.

Самая-самая работа получит 20 баллов. Но надо понимать, что это не те баллы, которые приемная комиссия засчитает в вашу пользу наравне с егэшными или внутренними «бантиками». Чтобы понять тонкий расчет, понадобится перевести одну валюту для измерения ваших стараний в другую. Курс невыгоден, но что делать…

от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;

  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Участь своего сочинения можно узнать в школе или же пункте, где вы подавали заявление на написание экзамена. Процедура проверки занимает неделю, но бывает и быстрее. Если вы поступаете на гуманитарное направление, есть смысл удвоить свои усилия, чтобы через 7 дней ожидания получить реальную льготу при поступлении. И в этом плане итоговое сочинение – скорее плюс, чем минус, ведь дает действительно талантливым ученикам дополнительную возможность пройти на бюджет. 10 баллов на дороге не валяются, именно они могут стать последней надеждой для абитуриента, трамплином для прыжка к цели.

Но есть и более прозаические обстоятельства, которые должны мотивировать вас постараться: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если итоговое сочинение слабовато по всем критериям, не стоит тратить время, вряд ли перепроверка принесет желаемые плоды. Лучше попытать счастье еще раз, благо есть три даты проведения экзамена, две из которых резервные.

Помните, что полученные баллы останутся с вами на всю жизнь, ведь результаты итогового сочинения не имеют срока годности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector