Новак рассказал о росте цен на бензин в 2019 году

Цены на бензин в 2019 году

Новак рассказал о росте цен на бензин в 2019 году

СОДЕРЖАНИЕ

Цены на бензин в 2019 году поднимутся не более чем на 4,3%. Об этом в интервью «Газете.ru» рассказал министр энергетики России Александр Новак.

Он напомнил, что в мае 2018 года сложилась непростая ситуация. Стоимость топлива на заправках росла быстро и поднялась на 10%. Правительство тогда приняло решение снизить акцизы на бензин и дизельное топливо с 1 июля. Властям также удалось договориться с компаниями о заморозке цен с конца мая — начала июня.

«И если смотреть динамику розничных цен на заправках, с конца мая до начала июня сохраняли свой уровень», — добавил Новак.

По его словам, на 21 января наступившего года цены выросли примерно на 1,7%. Причиной этому послужило увеличение с начала года НДС — с 18% налог поднялся до 20%. Новак назвал ситуацию объективной и отметил, что ничего неожиданного в ней не было.

«Все заранее понимали, что в связи с увеличением НДС в рознице цены вырастут на 1,7%», — подчеркнул министр.

Он также заметил, что на протяжении двух месяцев 2019-го цены стабильны, и даже видно «снижение на копейки».

«Поставлены задачи, созданы все необходимые инструменты в виде налогового регулирования, которые позволяют держать ситуацию на уровне существующих цен с темпами роста не выше инфляции», — сказал Новак, охарактеризовав происходящее как системность.

Прогноз по инфляции, заключил он, составляет в 2019 году 4,3%. Выше стоимость бензина не поднимется.

Что ждет автовладельцев в 2019 году: бензин продолжает дорожать

В 2018 году произошло существенное увеличение стоимости бензина всех марок и дизельного топлива, причем АИ-95 подорожал существенно больше. Средняя цена на него на АЗС выросла с 41,05 руб. до 44,80 руб. за литр. Факторами, обуславливающими столь заметное увеличение цены, стали налоговый маневр, ремонты нефтеперерабатывающих заводов и многое другое. Все ли они обоснованы или рост провоцируется искусственно? Повышение акцизов и НДПИ в рамках завершения налогового маневра может повлечь увеличение цены в 2019 году на 50%.

2018 год запомнится гражданам России не только Президентскими выборами и Чемпионатом мира по футболу, но и ростом цен практически на всю продукцию, в том числе и на бензин. С начала года цены выросли почти на 10%. Каков прогноз цен на бензин в 2019 году? Что ждет автовладельцев?

Статистика тарифов на бензин на заправках за 10 лет

На 1 ноября 2018 года средняя цена бензина марки АИ-95 на заправках России составляла 44,80 руб. При этом еще год назад она была 40,29 руб. Годовой прирост составил более 11%.

Таблица 1. Средняя стоимость бензина марки АИ-95 на АЗС по РФ за 2009-2018 гг. Источники: gks.ru.

Рис. 1. Динамика стоимости бензина марки АИ-95 на АЗС по РФ за 2009-2018 гг. Источник: gks.ru.

График наглядно показывает, что до 2018 года тарифы росли равномерно. Резких скачков не наблюдалось. Среднегодовой рост составлял около 5%. Однако в 2018 году, в мае и июне наблюдался резкий скачок цены. В июле-августе цена снизилась на несколько копеек, но потом опять начала подниматься, что делает и по сей день. Даже в 2014 году, когда произошло резкое падение рубля, не было такого скачка. Однако и снижения, обусловленного падением цен на нефть, также не было.

Так постепенно за 10 лет цена выросла с 21,93 руб. до 44,80 руб. Рост – 104,28%.

Бензин марки А-92, согласно официальной статистике, вел себя аналогично. Его стоимость год назад составляла 41,58 руб. При этом еще год назад она была 37,27 руб. Годовой прирост составил более 11,5%.

Таблица 2. Средняя стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС по РФ за 2009-2018 гг. Источники: gks.ru.

Факторы, воздействующие на формирование цены

Чтобы понять, почему происходит подорожание бензина, следует рассмотреть, под воздействием каких факторов формируется его цена, ведь бензин, это не сырая нефть, а продукт ее переработки, Возможно, это объяснит, почему падение цен на нефть не приводит к падению цен на бензин на российских заправках. Хотя на заправках Европы происходит именно так.

Рис. 2. Динамика стоимости бензина марки АИ-95 (евро за литр) на АЗС Германии, Италии и Чехии в сравнении с биржевой стоимостью нефти марки Brent (долларов за баррель) за 2014-2018 гг. (данные взяты на 1 июня каждого года). Источник: bhom.ru, auto.ria.com.

Из графика четко видно, что снижение биржевой цены на нефть вызвало аналогичное снижение цен на бензин на заправках Европы. Все очевидно. Почему же в России так не происходит?

Рис. 3. Динамика стоимости бензина марки АИ-95 (руб. за литр) на АЗС России в сравнении с биржевой стоимостью нефти марки Brent (долларов за баррель) за 2014-2018 гг. (данные взяты на 1 июня каждого года). Источник: bhom.ru, gks.ru.

Как видно из графика, резкое падение цены на нефть не привело даже к минимальному снижению стоимости бензина. В чем же дело? Оказывается, на тарифы на бензин влияет не только стоимость нефти, но и:

  • нефтеперерабатывающие мощности;
  • обменный курс и инфляция;
  • геополитические риски;
  • транспортировка;
  • политика стран ОПЕК;
  • погода и изменение климата.

Рис. 4. Факторы, влияющие на тарифы на бензин. Источник: benzin-cena.ru.

Важная информация! Если вывести цепочку, то в цену бензина входит: себестоимость добычи (разведки) + затраты на транспортировку + затраты на переработку + расходы на розницу + налог на прибыль + Акциз + НДС + НДПИ + совокупная прибыль (производителя и переработчика) = стоимость 1 литра.

В 2018 году на плановый ремонт закрылось несколько нефтеперерабатывающих заводов. Естественно, раз предложение на рынке снизилось, то цена при том же количестве покупателей, т. е. уровне спроса, выросла. Однако этот факт совершенно не объясняет увеличения тарифов на АИ-95 в 2015-2016 годах, тем более что многие люди, желая сэкономить деньги на топливе, стали переходить на газомоторное оборудование.

Стоимость транспортировки практически полностью ложится на нефтеперерабатывающие заводы, поскольку они в цену бензина включают и стоимость доставки сырой нефти до завода, и стоимость доставки готового продукта до автозаправочных станций. Однако и с этим аргументом можно поспорить, поскольку стоимость транспортировки углеводородов до нефтеперерабатывающих заводов компенсируется государством посредством налогового вычета, следовательно, она не должна входить в цену на бензин.

Справка! По данным Счетной палаты РФ, только за 2017 год НПЗ получили от государства субсидий на сумму 600 млрд руб.

Еще один фактор, который, как нам говорят, оказывает влияние на стоимость бензина – это курс доллара. Однако так ли это?

Рис. 5. Стоимость бензина марки АИ-95 (руб. за литр) на АЗС России в сравнении с курсом доллара за 2009-2018 гг. (данные взяты на 1 июня каждого года). Источник: bhom.ru, gks.ru.

Из графика видно, что все совершенно не очевидно. Курс доллара то падает, то растет, бензин же при этом показывает только динамику роста.

Влияние таких факторов, как геополитические риски, политика стран ОПЕК и погодные условия оказывает воздействие скорее на стоимость сырой нефти, а не бензина. Так, например, увеличение добычи нефти ведет к снижению тарифов на нее, а похолодание – к увеличению спроса и, как следствие, повышению тарифов. Хотя на самом деле это касается только биржевой стоимости. Стоимость же контрактов на поставку нефти не подвержена этим факторам в такой степени, т. к. они заключаются заранее и, как правило, на год вперед. К тому же, как показал график, этот показатель по факту не оказывает влияния на стоимость конечного продукта на заправках России.

Если рассматривать исключительно 2018 год, то видно, что летом произошел сильный скачок цен. Это связано с несколькими факторами, помимо перечисленных выше:

  • Чемпионатом мира по футболу. Дело в том, что на время работы чемпионата наиболее крупные нефтебазы были закрыты, что произошло по требованиям безопасности (обычная практика для чемпионатов мира). Это спровоцировало дефицит, что и повлекло за собой повышение цен.
  • Повышение стоимости акциза на бензин. С 01.01.2018 она возросла на 10%. В дальнейшем, на фоне новостей о повышении ставок с 01.06.2018 (чего на самом деле не произошло), цены продолжили расти.
  • Снижение экспортных пошлин (в рамках налогового маневра) и повышение НДПИ с 2019 года также провоцирует дальнейший рост. Предприятиям гораздо выгоднее поставлять газ на экспорт, чем внутри России. Чтобы как-то компенсировать эту разницу, стоимость искусственно завышается.
  • В преддверии выборов цены на бензин несколько сдерживали. В результате после выборов они начали еще более активный рост.

Справка! Знаете ли вы, что сэкономить на топливе можно с помощью карты «Лукойл-УралСиб». С каждых потраченных 50 рублей один рубль вернется обратно.

О реальной ситуации на АЗС и о том, сколько в действительности должен стоить бензин, можно узнать, посмотрев видео:

Чего ждать в 2019 году

В конце 2018 года бензин продолжает стремительно дорожать. Обусловлено это, прежде всего, подписанием Президентом приказа о завершении налогового маневра, который вступает в силу с 01.01.2019 г. Закон предполагает:

  • снижение пошлины за экспорт нефтепродуктов с 30% в 2018 году до 0% в 2024 году;
  • повышение налога на доходы полезных ископаемых (НДПИ);
  • повышение стоимости акцизов

Справка! Налоговый маневр начался в 2015 году. Минэкономразвития ставило его целью снижение зависимости бюджета государства от количества экспорта нефти и нефтепродуктов и мировых цен на нее.

В результате производителям более выгодно продавать нефть на экспорт, чем на внутреннем рынке. Это создает дефицит сырья для нефтеперерабатывающих заводов. Делая прогнозы о том, на сколько подорожает бензин, все аналитики сходятся к тому, что завершение налогового маневра повлечет увеличение цены еще как минимум вдвое. Прогноз совершенно не оптимистичный. Связывают они это с тем, что, помимо повышения выгодности продажи на экспорт, повышение НДПИ практически уровняет стоимость нефти на внутреннем и внешнем рынке. И хотя государство будет частично компенсировать производителям ГСМ их повышенные расходы, во многом они лягут на плечи потребителей.

И последний фактор: с 01.01.2019 года на 50% повышается стоимость акциза на бензин с 8213 руб. до 12 314 руб. И если учитывать, что в розничной цене бензина налоги занимают около 50%, то в результате прогнозируемый рост тарифов на бензин в 2019 году составит около 50%.

Таким образом, рост цен на бензин поддерживается во многом искусственно. Единственная объективная причина роста – налоги. Они действительно оказывают влияние на повышение тарифов, однако нефтеперерабатывающие и нефтедобывающие предприятия постоянно получают дотации от государства, которые во многом компенсируют повышение ставок налогообложения. Однако они это почему-то не учитывают.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Новак оценил подорожание бензина в 2019 году

01:33, 27.02.2019 // Росбалт, Бизнес

Министр энергетики России Александр Новак прокомментировал рост цен на бензин в стране.

По его словам, бензин в 2019 году подорожает не более чем на 4,3%, передает «Газета.Ru». При этом за первые два месяца года топливо стало дороже примерно на 1,7% из-за увеличения НДС.

Сложная ситуация возникла в прошлом мае, когда цены на заправках выросли на 10%, отметил Новак. Правительство «приняло оперативные меры» и решило снизить акцизы на бензин и дизельное топливо с 1 июля 2018 года. Также были достигнуты договоренности с компаниями о том, что цены с конца мая-начала июня не будут расти.

Минсельхоз опубликовал проект закона, который уже больше года будоражит рыболовов, но так и не смог обосновать, зачем распределять квоты на вылов краба на аукционах.

Новый проект может стать существенным вкладом в развитие российской и международной цифровой экосистемы, полагает главы Корпорации «Энергия» Игорь Юсуфов.

Послание-2019 — одно из самых народолюбивых за все годы. Не ясно только, почему надо верить новым планам, когда сорваны старые.

Кабинет решил не выполнять часть майских предписаний вождя. Но и те обещания, что остались, тоже нереальны.

Большая часть Европы начала борьбу за поставки через Турцию российского «голубого топлива». А вот Хорватии, похоже, США все же навязали свой дорогой СПГ.

Арбитражный суд Архангельской области отказал в удовлетворении требований истцов прекратить строительные работы, сообщают СМИ.

Экономполитика

Золотой акциз: бензин будет дорожать

Счетная палата прогнозирует резкий рост цен на бензин в 2019 году

Счетная палата опубликовала заключение на проект бюджета на 2019-2021 гг. В ведомстве уже в следующем году ожидают новую волну роста цен на бензин из-за повышения акцизов. Кроме того, аудиторы раскритиковали заложенный в консервативном сценарии «слишком оптимистичный курс рубля». Прогнозируемые темпы роста ВВП не позволят выполнить президентскую задачу и войти в топ-5 крупнейших экономик мира к 2024 году, уверены в СП.

Бензин пойдет вверх

Счетная палата прогнозирует новый скачок розничных цен на бензин в России в 2019 году. Причиной, по мнению аудиторов, может стать плановое повышение акцизов на топливо с 1 января 2019 года.

«Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер»,

— говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы.

При негативном сценарии придется принимать «дополнительные компенсационные и сдерживающие меры», уверены в Счетной палаты. Напомним, в августе правительство заявило о том, что

с 1 января 2019 года акцизы на дизельное топливо и бензин вырастут на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну соответственно.

Повышать акцизы на моторное топливо планировалось начать еще в этом году: по замыслу правительства они с 1 июля должны были вырасти примерно на 700 руб. — до 11,892 тысячи за тонну бензина и до 8,258 тысячи рублей на тонну дизельного топлива. Однако минувшей весной начался резкий рост цен на нефтепродукты, в ходе которого топливо на АЗС в течение пары недель ушло за 40 рублей за литр, а в некоторых регионах цены приближались к 47-50 руб. за литр.

Чтобы не допустить дальнейшего роста розничных цен, вице-премьеру по ТЭКу Дмитрию Козаку пришлось в ручном режиме договариваться с нефтяниками. Взамен обязательства держать цены в оптовом и розничном секторах, вертикально-интегрированные нефтяные компании получили вместо ожидаемого повышения акцизов, их снижение на 3 тыс. руб. на бензин и на 2 тыс. рублей — на тонну дизельного топлива. Это позволило стабилизировать ситуацию, но серьезного снижения цен на АЗС не принесло.

Как отмечает Счетная плата,

снижение акцизов на бензин позволило лишь незначительно понизить розничные цены в июле-августе — на 0,2% и 0,3% соответственно. Этого было «недостаточно для компенсации опережающего роста цен, накопленного с начала года»,

подчеркивают в ведомстве.

О том, что рост цен на бензин в текущих условиях неизбежен, ранее предупреждали независимые продавцы, представители Российского топливного союза, ряд экспертов и сами нефтяники.

В правительстве утверждают, что не допустят роста цен в рознице: во-первых, с 1 января 2019 года начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, предусматривающий снижение таможенных пошлин при повышении НДПИ, в рамках него предусмотрен отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов, который, по словам Козака, должен «выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо». Также предусмотрена возможность компенсировать НПЗ часть стоимости нефти на внутреннем рынке в виде специальной демпфирующей надбавки.

Неоправданный оптимизм

Не одобрила и Счетная палата заложенный в консервативный проект бюджета курс рубля, назвав его «слишком оптимистичным».

«Относительно оптимистичные» макроэкономические показатели российской экономики, заложенные в прогноз, основаны «на переоценке адаптивных возможностей российской экономики», обращают внимание аудиторы. «В целом представляется, что консервативный вариант прогноза недооценивает возможные последствия значительного ухудшения внешнеэкономических условий», — отмечается в отчете.

В базовом сценарии заложены колебания курса рубля с 61,7 руб. за доллар в 2018 году до 63,9 руб. в 2019 году, до 64 руб. к 2021 году, а к 2024 г. — до 68 руб. В консервативном сценарии предусмотрено снижение курса национальной валюты до 65,7 руб. в 2021 году и до 69,9 руб. в 2024 г. При этом снижение нефтяных цен (на российскую марку Urals) в базовом варианте заложено на уровне до $57,9 в 2021 г. и до $53,5 в 2024 году, в консервативном не исключается, что нефть в 2021–2024 годах уйдет до $43,3–45,9 за баррель.

Аудиторы полагают, что существенное снижение нефтяных цен может привести к более резким коррекциям курса.

Курс рубля, предупреждают в Счетной палате, в ближайшие годы будет формироваться «в условиях сохраняющейся неопределенности», которая проистекает как из перспективы продолжения санкционной политики западных стран, так и из вероятного ужесточения денежно-кредитной политики центральными банками. При этом эффект от применения бюджетного правила для валютного рынка будет неоднозначным: проведение Минфином в этом году операций по покупке валюты усиливало нестабильность курса национальной валюты из-за возрастающего спроса на доллары.

При этом следующие три года бюджет предполагается сверстать с профицитом: в 2019 году он, по оценке Минфина, составит 1,8% ВВП, в 2020 и 2021 годах — 1% и 0,6% ВВП соответственно. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин ранее отмечал, что «тот профицит, который заложен (в бюджете), он будет больше существенно, и мы будем еще больше триллионов складывать в профицит».

Пока курсовая динамика отражает остающуюся привязку рубля к нефтяным ценам. Так, например, на сегодняшних торгах на Мосбирже рубль укрепляется на фоне подорожания нефти. По данным на 16:20 мск доллар снизился к рублю на 78 коп. и составил 65,32 руб. С утра цена на нефть увеличилась на 1% и составила $81,26 за баррель Brent.

Германия растет быстрее

Не удовлетворили аудиторов СП и заложенные в прогноз параметры роста ВВП. Такими темпами, уверены аналитики, Россия к 2024 году не войдет в число пяти крупнейших экономик мира. ФРГ все же будет впереди.

Вхождение в пятерку крупнейших экономик и обеспечение темпов роста экономики выше мировых — одна из главных задач, поставленных президентом РФ Владимиром Путиным в майском указе.

Имеется в виду ВВП по паритету покупательской способности (ППС). Сейчас по этом у параметру Россия находится на шестом месте в мире, впереди — Германия.

По прогнозу Минэка, ВВП в 2019–2020 гг. будет расти на 1,3 и 2% соответственно. С 2021 года экономический рост должен ускориться до 3,1–3,3% в год. При этом, средний темп роста мировой экономики к этому времени может замедлиться до 3% в год, на фоне этого рост ВВП РФ может быть выше среднемировых темпов.

«Счетной палатой были проведены альтернативные расчеты. При этом величина ВВП стран по ППС вычислялась в ценах 2017 года с использованием индексов физического объема ВВП России и Германии. Полученные результаты расчетов свидетельствуют о том, что при реализации предположений Минэкономразвития России о темпах ро­ста экономик России и Германии значение ВВП по ППС в ценах 2017 года для Германии окажется в 2024 году по-прежнему выше, чем для России», — говорится в заключении СП.

МВФ в октябрьском прогнозе оценил ВВП по ППС России в $4,016 трлн, у Германии — в $4,199 трлн. К 2023 году МВФ прогнозирует, что Россия окажется на седьмом месте по ВВП по ППС ($4,148 трлн). Пятое место сохранит Германия ($4,989 трлн), а шестую позицию займет Индонезия ($4,966 трлн).

Цены на бензин в 2019 году

Цены на бензин интересуют, пожалуй, каждого жителя Российской Федерации. Это только на первый взгляд кажется, что циферки, мелькающие на табло заправочных станций, интересны исключительно автомобилистам. С ними всё понятно — они вынуждены ежедневно «кормить» своего железного коня.

Впрочем, даже те россияне, которые передвигаются общественными видами транспорта, прекрасно знают, какое влияние этот показатель оказывает на экономику. Повышение цен на бензин приводит к подорожанию проезда в автобусах и маршрутках, отражается на стоимости продуктов питания, ценах на предметы быта и одежду, тарифах на доставку товаров почтовыми службами.

Недавний ценовой бум вызвал небывалый ажиотаж среди россиян. В наше время совершенно не важно, падают или растут котировки нефти — цена бензина двигается исключительно вверх! Не удивительно, что многих жителей России интересуют перспективы данного сегмента рынка, а также прогнозы экспертов на 2019 год. Возможно, дешевле будет продать машину и ездить на метро, чтобы больше не думать о космических суммах в чеке за одну заправку.

По данный Росстата, цена бензина в РФ уже достигла 40,09 рублей за литр

Механизм бензинового рынка России

Данная отрасль тесно связана с нефтепродуктовым рынком, поэтому в России цены на бензин определяются не только спросом и предложением. Жесткие меры по ценовому регулированию поясняются тем, что основным источником прибыли для российских компаний является не внутренний, а внешний рынок – на долю экспорта приходится ¾ всей добываемой в стране нефти. Потребители же могут рассчитывать на остаток в виде 25% от добываемого черного золота.

Сюда входит не только нефть для бензина, но и сырье для изготовления мазута, судового топлива и авиационного керосина, а также материал для нефтехимической промышленности. В итоге цена бензина устанавливается на базе соглашений между правительственными группами. Для рынка, населения и потребителей из различных отраслей выгодно, чтобы бензин был дешевым, однако государственная казна нуждается в регулярном пополнении. А главным источником денег для бюджета являются налоги, в том числе – акциз на бензин.

Еще в 2017 году анонсировали резкое повышение топливных сборов. В 2017 году правительство рассчитывало получить благодаря этой мере 115 миллиардов рублей, в 2018 году – 150 миллиардов, а в 2019 году – 180 миллиардов. Если пересчитывать это на 1 литр бензина, то ежегодно расходы нефтекомпаний поднимаются примерно на 2 рубля, а если добавить в расчеты прочие затраты, то себестоимость топлива возрастает примерно на 10% в год — что, очевидно, в два раза превышает прогнозируемый уровень инфляции в стране.

Представители Федеральной антимонопольной службы признают, что ключевая причина роста бензиновых цен – увеличение налоговой нагрузки. По словам Игоря Атемьева, руководившего на тот момент ФАС, если бы акцизы не росли, то бензин вполне мог бы падать в цене. Однако страна нуждается в средствах для ремонта дорог и прокладки новых магистралей, а именно это, согласно бюджетным пояснениям, и является основной целью взимания акциза на топливо.

Рост цен на бензин: текущая ситуация

В конце 2017 года правительство заявило, что в 2018 году ожидается двухэтапное повышение цен на бензин. Первый этап был реализован в начале января, когда сбор с 1 тонны топлива вырос практически на 11%, а цена бензина повысились на 70 копеек. Следующий этап был реализован в июле. В 2019 и 2020 годах правительство планирует провести очередное повышение акцизов, причем каждый раз это приведет к росту бензиновых цен на 50 копеек за каждый литр.

Правительство считает рост цен жизненно необходимым для наполнения казны

Впрочем, как показывает практика, реальная цена на бензин увеличивается отнюдь не на копейки. Все потому, что финальная стоимость топлива зависит не только от налогов, но и нефтецен, курса доллара и размера инфляции. Рост цен на бензин за последние 2-3 года заметно опережает рост акцизных сборов. Только за 2017 год литр подорожал практически на 3 рубля. В 2018 году уже в апреле заправочные станции поразили россиян новыми ценами, пояснив их акцизами и резким снижением предложения на внутреннем рынке.

Московская топливная ассоциация сообщила, что дизтопливо стало стоить 40 рублей 50 копеек, 92-й бензин – 38 рублей 70 копеек, 95-й – 41 рубль 96 копеек. Максимальное удорожание горючего было зафиксировано в столице, где за одну неделю заправочные станции подняли цены на 95-й бензин до 47 рублей. При этом ранее в Минэнерго заявляли, что розничные цены будут расти не быстрее, чем инфляция, то есть на 3-3,5% в 2018 году и на 4% в 2019 году. Однако реально ситуация с января по июнь характеризовалась ростом на 7-8% при инфляции в 1,6%.

Комментарии правительства

По словам Эльвиры Набиуллиной, подорожание горючего вызвало серьезную обеспокоенность у Центрального банка РФ. Это может спровоцировать рост инфляции, повысив ее на 0,2-0,4 процента! Кроме того, повышение топливных цен мгновенно отразилось на инфляционных ожиданиях россиян. Теперь многие в панике утверждают, что инфляция в конце года достигнет 8,6%. Однако падение покупательной способности рубля, по мнению Центробанка, вряд ли выйдет за установленные правительством рамки (4% за 2018 год).

Также отметим, что резкое повышение цен вызвало существенное недовольство у водителей – середина мая ознаменовалась протестными акциями в некоторых регионах страны. В результате Владимир Путин заявил, что правительство уже принимает меры, чтобы понизить цены горючего. Случилось это после нескольких социальных взрывов, которые окончились маршами «пустых канистр».

Главной причиной роста цен правительство назвало высокую стоимость нефти на мировом рынке, а также слабый курс рубля, что активизировало экспортную деятельность и обеднило внутренний рынок. Например, «Роснефть» практически обнулила поставки на российские АЗС, предпочитая вывозить топливо за пределы РФ. Когда антимонопольная служба потребовала урегулировать ситуацию, руководство компании сообщило, что «Роснефть» не продает бензин на экспорт, а всего лишь снижает поставки из-за проведения ремонтных работ.

Акцизы были уменьшены, но даже после этого стоимость бензина продолжила расти. Дмитрий Козак (вице-премьер по проблемам транспорта и энергетики) инициировал экстренное собрание правительства и глав нефтекомпаний. Было решено, что цены горючего получится сдержать, если правительство снизит акциз на 1 т бензина на 3 тыс.р., а на дизтопливо – на 2 тыс.р. При этом нефтяники потребовали отменить еще одно повышение сборов (на 700 р. с тонны), планируемое на июль. В итоге бюджет потеряет около 140 млрд. рублей за год.

Подорожание бензина объясняют ослаблением курса рубля и ростом нефтецен

К сожалению, властям вряд ли удастся добиться снижения цен на бензин даже такими мерами. Для начала нужно стабилизировать рынок, а потом уже думать о понижении стоимости топлива. В будущем депутаты планируют разработать новый комплекс налоговых мер — вроде «плавающего акциза», который будет регулироваться в зависимости от цены нефти. Правительство рассматривало и более суровые меры – так, некоторые депутаты предложили поднять экспортный сбор или даже квотировать экспорт нефти в другие страны.

Впрочем, эксперты говорят, что столь жесткие рамки грозят развитием рынка контрафактного горючего. Кроме того, в России планировали полностью отменить экспортную пошлину уже к 2024 году, а такая мера идет в разрез с описанным налоговым маневром, отменяя прошлые решения правительства.

Какой будет цена бензина в 2019 году?

Несмотря на все принятые меры, большинство экспертов утверждают: в 2019 году топливо преодолеет ценовую отметку 50 рублей за литр. А если правительство не поймет, как регулировать нефтеотрасль, то цена будет расти в режиме турбулентности. Кроме того, не так давно Минфин предложил к рассмотрению проект закона, который увеличит акцизы в 2019 и 2020 годах до 12,3 и 12,75 тысяч рублей за тонну бензина, а также до 8,5 и 8,8 тысяч рублей за тонну дизтоплива. Из-за этого цена топлива тут же подпрыгнет на 1,9-2 рубля за литр.

Что касается регулирования налоговой политики, то эксперты полагают, что пополнение казны может быть реализовано за счет повышения налога на добычу ископаемых. Это позволит правительству получать средства не только с экспортной нефти, но и со всех добытых нефтересурсов. Эту меру уже оценили в денежном эквиваленте – цена на топливо может возрасти в 1,5 раза.

Что будет с ценами на бензин в 2019 году

МОСКВА, 3 янв — РИА Новости Крым. В минувшем году правительство России принимало меры, чтобы сдержать рост цен на автомобильное топливо. Однако в 2019-м горючее подорожает в любом случае — вопрос лишь в том, на сколько. Какие обстоятельства этому способствуют и что способно помешать резкому скачку цен на бензин — в материале РИА Новости.

Пройдемся по структуре

Учитывая, что подавляющая часть российских нефтяных компаний вертикально интегрирована (то есть им принадлежат добывающие мощности, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и крупнейшие сети автозаправочных станций), на их плечи среди прочего ложится уплата налога на добычу полезных ископаемых. Это еще 17% заправочного чека.

Но это не все налоги. Акцизы на нефтепродукты — еще до 16,2%. Сверху компании платят суммарно 6,15% налогов на прибыль и фонд оплаты труда сотрудников.

После того как нефть превратилась в бензин, готовый продукт нужно довезти до заправок. В среднем это семь процентов — не самая большая, но одна из самых чувствительных составляющих цены на топливо, которая зависит не только от дистанции перевозки, но и текущих цен на тот же бензин, которым заправляются бензовозы.

Первый и самый очевидный фактор, из-за которого бензин в наступившем году точно подорожает, — предстоящее повышение НДС с 18 до 20%. Но это вовсе не значит, что цены на АЗС вырастут сразу на 2%. Учитывая, что НДС — это 15,25% от стоимости бензина, его доля в общем объеме вырастет незначительно.

Во-вторых, на стоимость горючего неизбежно повлияет инфляция. По словам вице-премьера РФ Дмитрия Козака, правительство России удержит рост цен в границах этого показателя.

«Путем справедливого распределения недополученных доходов между нефтяными компаниями и государственным бюджетом сверхдоходами федерального бюджета за счет роста цен на нефть нам удастся удержать розничные цены на внутреннем рынке на уровне инфляции», — заявил Козак.

На этот счет существуют две близкие оценки. Специалисты Минэкономразвития в октябрьском прогнозе отметили, что в 2019-м среднегодовая инфляция в России составит 4,3% с пиковым значением 5,5% в первом квартале. Незадолго до этого аналитики Центробанка объявили, что в первые четыре месяца инфляция может вырасти до 5,5-6%, но по итогам года составит не более 4%. Важно подчеркнуть, что увеличение НДС заложено в оба прогноза.

Отметим, что в прошлом году диапазон мировых цен на нефть действительно оказался очень широким. Так, максимальное значение для марки Brent составило 85,92 доллара за баррель. В конце декабря та же бочка стоила около 52,61 доллара.

Поле для маневра

«Основные факторы, влияющие на внутрироссийские цены на нефтепродукты, — налоговая составляющая и, безусловно, достаточность или недостаточность объемов нефтепродуктов на рынке. Наблюдение за торгами на СПбМТСБ в течение года свидетельствует, что достаточное предложение нефтепродуктов со стороны производителей сразу толкает биржевые цены вниз», — утверждает Илья Мороз.

Именно поставки топлива на внутренний рынок стали ключевой темой переговоров Дмитрия Козака с руководителями крупнейших нефтяных компаний страны. В конце октября вице-премьер объявил о подписании соглашения: нефтяники взяли на себя обязательство увеличить поставки топлива на 3% в сравнении с прошлым годом. Соглашение будет действовать до конца марта.

Но если добывающие компании нарушат эту договоренность, правительство будет вынуждено ввести заградительные пошлины на экспорт. Об этом предупредил премьер-министр Дмитрий Медведев. На то, что кабинет министров готов к введению экспортных пошлин, указал и собеседник РИА Новости из НП СПТР.

Расширить прилавок

В конце ноября правительство России поддержало законопроект, возвращающий владельцам заправок право торговать алкоголем не крепче 16,5 «оборота» — то есть пивом и вином. Против этого выступал Минздрав, опасающийся, что это приведет к росту «пьяных» ДТП.

Однако президент Независимого топливного союза Павел Баженов отметил, что отсутствие алкоголя на АЗС никак не отразилось на числе пьяных ДТП в период с 2005 по 2017 год. Об этом он рассказал в интервью «360».

Инициатор законопроекта — сенатор Геннадий Орденов — утверждает, что это поможет заправкам увеличить свою прибыль без наценки на топливо.

С этой позицией согласны и в Минпромторге. А руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз утверждает, что если сейчас прибыль АЗС от продажи продуктов питания составляет треть общего объема, то в случае снятия запрета на алкоголь эта доля вырастет до 40-45%.

На сколько вырастут цены на бензин в 2019 году

За год российские автомобилисты пережили повышение цен на бензин Аи-92 на 8,9% до 41,6 руб. за 1 л, на бензин Аи-95 – на 9,1% до 44,7 руб. за 1 л, а на дизельное топливо, по данным Thomson Reuters Kortes, на 15% до 46,9 руб. за 1 л. Правительство сначала заморозило цены на топливо в рознице, а когда это не помогло – весь оптовый рынок до марта 2019 г.

С 1 января повышается НДС на 2 процентных пункта до 20%. Из-за этого с января 2019 г. Аи-92 подорожает еще на 0,70 руб., а зимняя солярка – на 0,8 руб. Дальше бензин тоже будет дорожать, но в меру средней по году инфляции – на 0,33% в месяц, утверждал вице-премьер Дмитрий Козак. С февраля Аи-92, Аи-95 и солярка подорожают на 0,14, 0,15 и 0,16 руб. за 1 л. И так будет до конца марта, договорились Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и 10 нефтяных компаний, в том числе «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть».

После выборов не страшно

Цены на АЗС в России начали стремительно расти сразу после выборов президента Путина: с 18 марта по 1 июля Аи-92 подорожал на 9%, Аи-95 – на 8,5%, а дизельное топливо – на 6,4%. До 18 марта рост был незначительный – на 0,05, 0,09 и 0,34%, по данным Thomson Reuters Kortes. Связано это было с ростом цен на нефть: с января по май она подорожала на 14% и достигла $77,59 за баррель, а в рублях с учетом снижения курса нацвалюты к доллару рост был еще больше – плюс 24%; цена дошла до 4842 руб. за бочку.

Предыдущий состав правительства незапланированно поднял с 2018 г. акцизы на топливо в два этапа – по 50 коп. за 1 л с 1 января и с 1 июля 2018 г. Это существенно выше, чем предполагалось. Экспорт стал так выгоден, что в апреле бывали дни, когда в России можно было купить тонну Аи-92 и заработать больше 10 000 руб. на ее продаже за рубежом.

В наиболее напряженное время (март – май 2018 г.) у некоторых АЗС рентабельность стала отрицательной, говорит гендиректор «Солид – товарные рынки» (ей принадлежит 18 АЗС в Смоленской и Нижегородской областях) Илья Мороз. В некоторых областях убытки достигали 0,3–0,4 руб. на 1 л бензина, говорит он. Страдали и вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК): «Мы продаем бензин в убыток, теряем по 5 руб. с литра!» – орал в трубку представитель крупной нефтяной компании.

Правительство договорилось с самыми крупными дистрибуторами топлива – ВИНК, что они с начала лета не будут повышать цены на АЗС. Козак и министр энергетики Александр Новак провели серию встреч с производителями, договорились отменить плановое повышение акцизов с 1 июля и разработали экстренные способы воздействия на ситуацию – возможность поднять экспортную пошлину на все нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. «Это дубинка, которой правительство воспользуется, если на внутреннем рынке кто-нибудь будет шалить», – говорил высокопоставленный чиновник летом 2018 г.

Статус-кво сохранялся до конца лета. Осенью нефтяные цены начали штурмовать многолетние максимумы из-за падения добычи в Венесуэле и Иране: Brent в октябре подорожала до $86,29. Следом поднялись оптовые цены на нефтепродукты в России, а цены на АЗС продолжали стоять на месте – по договоренности с правительством. Больше всего в этой ситуации пострадали независимые АЗС (на них приходится 60% рынка по количеству заправок и около 40% продаваемого в стране топлива).

Все это привело к существенному снижению маржинальной доходности АЗС по итогам 2018 г., уверен президент Российского топливного союза (объединяет владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша: «Даже в Москве, где показатели эффективности бизнеса лучше, чем в регионах, средняя маржинальная доходность за 2018 г. по дизельному топливу – 5%, по бензину Аи-92 – 9,3%, по бензину Аи-95 – 13,2%». Это существенно ниже прожиточного минимума АЗС – 15%, считает эксперт. «Для развития независимых АЗС маржинальность должна составлять не менее 10%, что при повышении НДС, акцизов и других факторов выглядит маловероятным», – говорит Мороз.

Бензин по осени считают

В конце октября премьер-министр Дмитрий Медведев в ультимативной форме потребовал от правительства не допустить роста цен на бензин. Минэнерго, ФАС и 10 нефтяным компаниям пришлось заключить соглашения и обозначить предельный уровень мелкооптовых цен на топливо для каждого региона. Продавать топливо дороже нельзя, правительство сохраняет за собой право ввести заградительные экспортные пошлины. Одновременно упала стоимость нефти, и российский рынок нефтепродуктов снова стал премиальным. Аи-92 торгуется на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже по 28,24 руб. в пересчете на 1 л (на 4,5% дешевле, чем в начале года, и на 27% дешевле, чем в мае). Но маловероятно, что автомобилист увидит снижение цены на АЗС, рассуждает Мороз. С ним согласен президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

«Сегодня производитель топлива получает деньги авансом, без подтверждения факта отгрузки. Такая система не стимулирует поставщика работать над снижением срока отгрузки», – говорит Мороз. В среднем срок составляет около 2–3 недель, отмечает один из владельцев АЗС. «Так что потребитель увидит снижение стоимости топлива лишь в следующем году. А в следующем году розничные цены, безусловно, скорректируются – на 1,7%, чтобы отыграть потери из-за повышения НДС на 2 процентных пункта», – считает эксперт.

«Несмотря на положительную динамику доходности производства бензина, розничные цены на Аи-92 и Аи-95, скорее всего, останутся на прежнем уровне, а дальше будут расти в пределах инфляции. Причина простая – требуется покрыть дефициты, возникшие в 2018 г., и хеджировать риски нового ценового диспаритета», – говорит Баженов.

Рынок ждет стабильности

«Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, отсутствие привязки курса рубля к мировым ценам на нефть не дает возможности защитить внутренний рынок от воздействия роста нефтяных цен так, как прежде», – утверждает Аркуша. Регуляторы были вынуждены предложить новые способы: отрицательный акциз на нефть для НПЗ, субсидирование поставок топлива на внутренний рынок (с января следующего года). «По мнению регуляторов, эти меры позволят удержать рост цен на внутреннем рынке в пределах инфляции», – говорит эксперт.

Но будут ли новые способы сдерживания роста цен работать, непонятно, сомневается Баженов. «Наша экономическая модель показывает, что субсидирование поставок на внутренний рынок не приведет к значимому улучшению ситуации в целом. Скорее всего, в высокий сезон потребления топлива мы снова получим неблагоприятную ситуацию с низкой рентабельностью розницы и новые диспаритеты», – предполагает он.

Аркуша считает, что соглашение о сдерживании цен не допустит резкого подорожания топлива на АЗС с 1 января 2019 г., несмотря на рост акцизов, НДС, налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортных пошлин. До 31 марта, пока действует соглашение, должна произойти практическая отладка субсидирования поставок на внутренний рынок, предусмотренного для стабилизации цен, рассчитывает эксперт.

Динамика роста цен на бензин в России в 2019 году

Учитывая нестабильную финансовую ситуацию на территории нашего государства, тот факт, что огромное число автовладельцев обеспокоено вопросом – произойдет ли рост цен на бензин в 2019 году, вполне обоснован. В нашей сегодняшней статье мы постараемся разобраться в сложившейся ситуации.

Текущая ситуация

Повышение цен на бензин в нынешнем году стало предметом множества споров и обсуждений. Оно и понятно, впервые в истории цена топлива превысила отметку в 40 рублей за литр. Причина этого — изменение акциза на бензин, что и привело к превышению горючим уровня инфляции в 14 раз.

Нашему правительству стоит отдать должное за мгновенную реакцию. Оно потребовало от нефтяников заморозить оптовые цены на топливо, что дало некоторый результат. Также, 1 июля, были дополнительно понижены акцизы, благодаря чему ситуация более-менее стабилизировалась, но цены на заправках от этого ниже не стали. Так 92-й на данный момент стоит 41 рубль 14 копеек за литр, 95-й – 44 рубля 49 копеек за литр.

Как только водители успокоились и поняли, что с текущим положением дел можно только смириться, на их голову обрушилась ещё одна печальная новость – в будущем году планируется вторая волна повышения акцизы на бензин. Исходя из опыта это вновь должно повысить цену топлива.

Повышение акцизы в следующем году

Эксперты счётной палаты предрекают, что в будущем году акциза возрастёт в полтора раза. На цифрах – с 8 200 до 12 300 рублей за тонну бензина и с 5 600 до 8 500 рублей за тонну дизельного топлива. Казалось бы, как это отразится на цену горючего на заправке? Дело в том, что владельцы АЗС всегда учитывают этот налог при определении стоимости своего товара, поэтому она вырастет пропорционально.

Масла в огонь подлил обнародованный документ, в котором говорилось о том, что в первом квартале будущего года, сразу после повышения акцизы на бензин, цена 95-го будет равняться 62 рублям, в уже в конце четвертого квартала достигнет отметки в 95 рублей. Пользователей сети поспешил успокоить заместитель Топливного союза, который призвал общественность не паниковать. По его словам, цены на бензин будут устанавливаться в зависимости от инфляции, также не стоит забывать о повышении НДС, который вырос на два процента. За весь 2018 год бензин стал дороже на 10 процентов, а рост инфляции составил около 4 процентов. Таким образом прибавки к стоимости горючего более чем в 4-5 рублей ожидать не нужно. Получается, что отметку в 50 рублей за литр топлива мы перешагнем, но не в начале года, а где-то ближе к лету.

Что будет в конечном итоге. Прогноз роста цен.

Ответить на вопрос, будет ли рост цен на бензин в будущем году, в данный момент очень сложно. Скорее всего он произойдет, но будет не настолько масштабным, как предполагают российские автовладельцы, которые уже поспешили продавать свои автомобили. То есть, до отметки в 90 рублей за литр к следующему лету мы вряд ли приблизимся. Не стоит даже и говорить, какой ответ на это дадут жители нашей страны. Правительство это прекрасно понимает, поэтому будет стараться предотвратить возникновение подобной ситуации всеми возможными путями.

В данный момент графики и статистика показывают, что цены находятся на одном уровне, но это связано с заморозкой акциз на бензин. Многие эксперты называют это разовой мерой, которая не в состоянии защитить топливный рынок России от будущих скачков. По их словам динамика роста цен при нынешнем положении дел составит около 4 рублей 60 копеек за литр, из которых 3 рубля 8 копеек связаны с акцизами, а остальные 80 копеек с одновременным повышением НДС.

Для того, чтобы ситуация не ухудшилась, в рамках текущего налогового маневра следует улучшать демпфирующий механизм. Другим способом предотвращения кризисной ситуации является создание государственного запаса топлива. Благодаря этому в период низких цен государство могло бы скупать излишки у компаний, которые при повышении цен на нефть, реализовывались бы на внутреннем рынке. Основное препятствие на пути к этому – отсутствие специально оборудованных под эти цели нефтехранилищ, на создание которых также требуются средства.

На повышение цен на бензин также может повлиять введение новых санкций против России, что приводит к низкому курсу рубля, а также повышение стоимости нефти на мировом рынке.

Заключение

Так как пока рано что-то прогнозировать с полной уверенностью, не стоит заранее паниковать. Некоторые автомобилисты уже начали продавать свои средства передвижения, хотя цены на бензин ещё не повысили. Это определенно неправильная модель поведения в сложившейся ситуации. Однако, постепенно готовится к тому, что повышение всё-таки произойдёт, стоит. Правда, вряд ли оно будет таким глобальным, поскольку, наверняка, наше правительство найдет способ избежать кризисную ситуацию.

С 2019 года произойдет повышение цен на топливо

Стало известно о том, что в следующем году в России произойдет повышение цены акцизов, в результате этого возрастет цена на бензин. Эксперты говорят о слишком большом подорожании, однако Антон Силуанов исключает тот факт, что произойдет резкий скачок цен.

Согласно полученным сведениям из Счетной палаты, начиная со следующего года, акциз будет увеличен в 1,5 раза, это в свою очередь повлечет повышение цен на топливо. Если это произойдет, то необходимо будет предпринимать дополнительные меры.

На сколько подорожает бензин
Начиная с января следующего года цена акциза на бензин будет составлять 12 374 рублей/тонна, в данном случае, подорожание составляет +49.9%. Стоимость ДТ будет 8 541 рублей/тонна, подорожание равно +66.3%. На текущий день она равна 8 213 рублей/тонна и 5 665 рублей/тонна.

Эксперты утверждают, что бензин подорожает не только из-за увеличения цен на акцизы, но ещё и из-за роста НДС на 2%, что в итоге составит 20%. Поэтому резкого скачка цен не произойдёт.

— Никакие скачки не планируются. Несмотря на рост акцизов, начиная с 1 января следующего года, у нас предусмотрен механизм отрицательного акциза, который будет передаваться в нефтеперерабатывающие компании, в результате которого будет скомпенсировано это увеличение нагрузки, — сообщил министр.

Некоторое время назад Александр Новаков сказал, что бензин и ДТ подорожает на уровень инфляции. В правительстве есть способ, который позволит регулировать рост цен на акцизы и другие факторы, оказывающие влияние на стоимость горючего.

Власти России будут делать всё возможное, чтобы не произошел резкий скачок цен, это может привести к недовольству населения. Цены можно сдерживать благодаря компенсирующим выплатам для НПЗ. Таким образом эксперты предполагают, что в следующем году за 1 литр топлива придётся заплатить на 3 или 4 руб. дороже чем сейчас.

В Счетной палате говорится о новом скачке розничных цен на бензин. Аудиторы считают, что причиной может оказаться очередное повышение акцизов на горючее с 1 января 2019 года.

«Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы.

При неблагоприятном сценарий необходимо будет принимать дополнительные меры. Следует напомнить, что летом власти говорили о том, что с января следующего года акциз на дизельное топливо и бензин поднимутся на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну.

Цены на моторное топливо должны были повыситься ещё в этом году, начиная с 1 июля на 700 руб, что в итоге составило бы 11,892 тысяч за 1 тонну бензина и 8,258 тысячи рублей на 1 тонну дизельного топлива. Но весной произошел резкий рост цен на нефтепродукты, в результате чего цена топлива на заправках превысила отметку 40 руб. за 1 л, есть регионы в которых цена составила 50 руб. за литр.

Чтобы не произошел рост розничных цен, Дмитрию Козаку, являющемуся вице-премьером по ТЭКу, необходимо было самостоятельно договариваться с нефтяниками. В результате, вместо того чтобы держать цены, произошло их снижение на 3.000 руб за бензин и на 2.000 руб за дизельное топливо. Только это помогло стабилизировать ситуацию, но тем не менее значительного снижения не произошло.

В счетной палате отметили — снижение акцизов на бензин дало возможность немного снизить розничные цены на 0,2%. Но этого недостаточно для того, чтобы компенсировать рост цен.

Некоторое время назад независимые продавцы а также представители Ростоплива говорили о том, что рост цен на бензин является неизбежным.

Власти утверждают что сделают всё возможное, чтобы не допустить серьезного повышения цен в рознице.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector