О проведении республиканского национального праздника Ысыах Олонхо в 2020 году, Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 года №1049-РГ

Ысыах олонхо 2020

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 19 декабря 2018 года N 1049-РГ

О проведении республиканского национального праздника Ысыах Олонхо в 2020 году

1. Провести республиканский национальный праздник Ысыах Олонхо, посвященный якутскому героическому эпосу Олонхо, шедевру устного нематериального наследия человечества, с 20 по 21 июня 2020 года в селе Намцы муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия).

2. Утвердить состав республиканского организационного комитета по подготовке и проведению республиканского национального праздника Ысыах Олонхо в 2020 году согласно приложению к настоящему распоряжению.

3. Республиканскому организационному комитету (Балабкина О.В.) до 1 марта 2020 года утвердить план мероприятий и смету расходов по подготовке и проведению республиканского национального праздника Ысыах Олонхо в 2020 году в пределах средств, предусмотренных в государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы и на плановый период до 2026 года», а также средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия), и с привлечением внебюджетных средств.

4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.

Глава
Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ

19 декабря 2018 года

Состав республиканского организационного комитета по подготовке и проведению республиканского национального праздника Ысыах Олонхо в 2020 году

Утвержден
распоряжением Главы
Республики Саха (Якутия)
от 19 декабря 2018 г. N 1049-РГ

Расходы на Ысыах Олонхо будут оптимизированы

YKTIMES.RU – В субботу, 12 января, Глава Якутии Айсен Николаев совершил рабочую поездку в Намский улус, в ходе которой проверил подготовку к Ысыаху Олонхо, посетил ряд объектов социальной инфраструктуры и провел первый оргкомитет по подготовке к юбилею М.К. Аммосова, сообщает пресс-служба Главы и Правительства Республики Саха (Якутия).

Республиканский национальный праздник пройдет в селе Намцы с 20 по 21 июня. Сегодня формируется концепция культурной и спортивной программы, стоит вопрос строительства объектов, в том числе обрядовых сооружений в Парке культуры, ремонта трех улиц и реконструкции ипподрома. Ознакомившись с концепцией, Ил Дархан дал ряд поручений, направленных как на проведение праздника на высоком уровне с соблюдением национальных канонов, так и на существенную оптимизацию расходов.

«Зачем разрабатывать каждый год новую проектно-сметную документацию под такие обязательные элементы Ысыаха Олонхо как Аал Лук Маас или Могол Ураса? Что мешает принять типовые проекты и использовать их в дальнейшем при проведении Ысыаха Олонхо в других улусах республики?», – спросил Айсен Николаев у оргкомитета, отметив, что с каждым годом обрядовые сооружения Ысыаха Олонхо становятся больше и обходятся бюджету все дороже.

Кроме того, Глава Якутии посетил Дом народного творчества им. А.Ф. Шестакова в селе Хатырык, который был построен в середине прошлого века и находится в ветхом состоянии.

«В 2022 году юбилейное заседание, посвященное 125-летию со дня рождения Максима Аммосова, должно пройти в новом здании Дворца культуры и духовного развития. Сегодня идет экспертиза проектно-сметной документации, по итогам которой начнется строительство объекта», – сообщил Айсен Николаев.

Также Ил Дархан побывал в 4-этажном многоквартирном доме, возведенном компанией «АЭБ Капитал», отметив, что такие современные жилые объекты в райцентрах республики должны стать нормой.

На встрече с руководством АО «Намкоммунтеплоэнерго» Глава рассмотрел вопрос строительства канализационно-очистной станции в

Намцах и реконструкции котельной в Наяхинском наслеге Усть-Аладнского улуса.

«Учитывая, что райцентр растет, а новые дома требуют благоустройства, вопрос актуальный. «Намкоммунтеплоэнерго» – это единственное в республике акционерное общество такого типа. Оптимизировав сети внутри района, предприятие, созданное в 2011 году, уже выходит в другие улусы. При этом предприятие не просит дополнительных средств со стороны республики, перед нами стоит только вопрос выдачи госгарантий», – подчеркнул Айсен Николаев, дав соответствующие поручения Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, Министерству финансов и Министерству экономики.

Также Ил Дархан принял принципиальное решение по завершению асфальтирования дороги Намцы – Хатырык в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Главное меню

  • «>Главная
  • «>Информация
    • Исторический обзор
    • Полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн)
    • «>Статус
      • Официальная символика
      • Конституция (Основой закон) Республики Саха (Якутия)
      • Саха Өрөспүүбүлүкэтин Төрүт Сокуона
      • Комментарий к Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия)
      • О выборах народных депутатов
      • О статусе народного депутата
      • О Государственном Собрании (Ил Тумэн)
      • Регламент Государcтвенного Собрания (Ил Тумэн)
      • Положение о Совете Государственного Собрания (Ил Тумэн)
      • Положение о депутатском расследовании
      • Положение о депутатской этике
      • Положение об официальном сайте
    • Награды
  • «>Организация
    • «>Состав и структура Государственного Собрания (Ил Тумэн)
      • Структура
      • Председатель
      • Руководство
      • Депутатские объединения
      • Комитеты и комиссии
      • Аппарат
    • Открытые данные
    • «>Депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн)
      • VI созыв
      • V созыв
      • IV созыв
      • III созыв
      • II созыв
      • I созыв
    • «>Представители РС(Я) в ФС РФ
      • Члены СФ РФ
      • Депутаты ГД РФ
    • «>Органы при Государственном Собрании (Ил Тумэн)
      • Ассамблея депутатов – представителей КМНС РС(Я)
      • Молодежный парламент
      • Совет молодых депутатов
  • «>Деятельность
    • «>Представительские функции
      • Взаимодействие с органами местного самоуправления
      • Соглашения Государственного Собрания
    • «>Информационно-аналитическая деятельность
      • Информационно-аналитические бюллетени
      • Издания Государственно-правового управления аппарата ГС
      • Аналитические материалы
      • Издательская деятельность
    • «>Кадровое обеспечение
      • Нормативные правовые акты
      • Конкурсы, аттестации, квалификационные экзамены
      • Сведения о вакансиях, результаты конкурсов
      • Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров
    • Государственный заказ
    • Использование бюджетных средств
    • Счетная палата Республики Саха (Якутия)
  • «>Законотворчество
    • Планы
    • «>Заседания Государственного Собрания
      • Проект повестки пленарного заседания
      • Пленарные заседания
      • Заседания Совета Государственного Собрания
    • Проекты законов РС(Я)
    • Итоги деятельности Государственного Собрания
    • Статистика нормотворческой деятельности
    • Законодательные инициативы Государственного Собрания
    • Нормативные правовые акты Государственного Собрания
  • «>Противодействие коррупции
    • «>Противодействие коррупции
      • Нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции
      • Антикоррупционная деятельность
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции
    • Сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • «>Избирателю
    • Работа с обращениями граждан
      • Прием обращений
      • График личного приема граждан
      • Правовая база
      • Статистика обращений
    • Порядок присутствия граждан на заседаниях ГС
    • Экскурсии
    • Интернет-приемная
  • «>Медиа
    • «>Пресс-служба
      • Новости
      • Пресс-центр
      • Ил Тумэн глазами журналистов
      • Выступления и интервью
      • Аккредитация
      • Парламентская газета «Ил Тумэн»
      • Фото
      • Видео
      • Презентации
      • Подписка на новости
  • Контакты

Строка навигации

Началась подготовка к Ысыаху Олонхо-2020

Первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Жирков 27 декабря провел первое заседание организационного комитета по подготовке и проведению XІІІ республиканского национального Ысыаха Олонхо в Намском улусе.

Первый вице-спикер Ил Тумэна Александр Жирков сообщил, что есть значительное отставание от графика, поэтому необходимо сконцентрироваться на приоритетных направлениях по организации и проведению мероприятий в рамках Ысыаха, посвященного героическому эпосу Олонхо, шедевру устного нематериального наследия человечества.

Глава Намского улуса Юрий Слепцов проинформировал о ходе подготовки и плане мероприятий ысыаха, который планируется провести 20-21 июля 2020 года в селе Намцы. В настоящее время начали свою деятельность дирекция и 12 рабочих комиссий по различным направлениям. Разработан и на утверждение оргкомитета внесен логотип.

По словам главы Намского улуса, открыт фонд по привлечению внебюджетных средств, сбор средств начался в декабре. Подготовлены предварительные сметы по строительству объектов, проведению отдельных мероприятий. Кроме того, разрабатывается концепция ысыаха, проведены рабочие совещания с участием ученых, народных мастеров, предпринимателей, сельхозтоваропроизводителей.

Предстоит решить вопрос строительства объектов, в том числе обрядовых сооружений, тюсюлгэ, урасы на месте проведения Ысыаха Олонхо – в Парке культуры села Намцы. Проведен конкурс по отбору эскизов объектов по канонам Олонхо и сейчас готовится сметная документация, которая будет представлена на экспертизу.

Необходимо определиться с численностью волонтеров и туристическими маршрутами, в том числе историческими, гастрономическими, по художественно-прикладному искусству.

Юрий Слепцов поблагодарил Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики за принятое решение по финансированию ремонта и реконструкции трех улиц села Намцы, Министерство сельского хозяйства Якутии – за выделение 2,5 млн рублей на реконструкцию ипподрома.

Глава улуса также озвучил ряд предложений. В частности, он считает, что муниципальным образованиям, которые проводят значимые мероприятия республиканского значения, необходимо софинансирование в размере 1 млн рублей. Слепцов также высказал инициативу о приглашении на ысыах побратимов Намского улуса из Ржевского района Тверской области, Китая и Польши.

Министр культуры и духовного развития Юрий Куприянов проинформировал о проведенной 5 декабря в селе Намцы в рамках Ысыаха Олонхо научно-практической конференции «Олонхо Ыһыаҕа – төрүт үгэстэри сөргүтүү, харыстааһын, тарҕатыы», на которой около 500 человек из 17 улусов республики участвовали в работе 8 секций.

По его словам, в бюджете министерства предусмотрено 8 млн 930 тыс. рублей на церемонии открытия и закрытия ысыаха. С Театром Олонхо согласована постановка театрализованного представления по мотивам олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта». Министр предложил в парке создать скульптурную аллею сказителей олонхо, родившихся в Намском улусе.

По традиции на Ысыахе Олонхо состоятся конкурсы исполнителей эпоса, состязания по изготовлению и стрельбе из традиционного якутского лука, запевал осуохая, исполнителей скороговорок, национального костюма, конского убранства. Боотуры поборются за призы в национальных видах единоборств и многоборье.

К Ысыаху Олонхо запланированы экологические акции по уборке территорий, прибрежных зон, эстафета символа торжества – Ытык Дуоҕа – от поселения к поселению.

Первый вице-спикер Ил Тумэна напомнил о важности популяризации якутского лука как одного из видов историко-культурного наследия народа саха, отдельно говорил о возрождении, сохранении и продолжении кузнечного ремесла народа. Александр Жирков озвучил ряд предложений по проведению различных мероприятий в рамках ысыаха.

Министерствам и ведомствам даны поручения, республиканскому организационному комитету, председателем которого является заместитель председателя правительства Ольга Балабкина, поручено утвердить план мероприятий и смету расходов по подготовке и проведению Ысыах Олонхо в 2020 году в пределах средств, предусмотренных в госпрограмме республики «Развитие культуры в РС (Я) на 2018-2022 годы и на плановый период до 2026 года», а также средств, предусмотренных в бюджете Намского улуса, и с привлечением внебюджетных средств.

Александр Жирков поручил провести выездное заседание республиканского организационного комитета по подготовке и проведению Ысыаха Олонхо-2020 в конце января следующего года.

Пресс-служба Ил Тумэна

В следующем году Ысыах Олонхо в Намском улусе

10 причин, почему Вам надо приехать на Ысыах олонхо — 2020 в Намский улус.

1. Самое главное преимущество — близость от города Якутск. Погулял и можно домой поехать, кто из Якутска )))

2. Природа, пляжи, туркомплексы — все это мега компактно! Наш улус является одним из самых маленьких по площади, притом он располагается вдоль реки. Каждое село стоит если не у реки, то у протоки. Довольно много предпринимателей предлагают услуги рыбалки, водных и лесных игрищ и предоставляют домики в турбазах.

3. Чего только у нас. есть! ))) У нас нет только Дома правительства, но думаю они к нам тоже толпой заглянут на ысыах )))

4. Доброжелательное население. Намский улус, тем более Намцы — очень разношерстная местность. В плане якутян со всей республики. Мы все привыкли к многочисленным невесткам и зятьям из других улусов, что совсем не дичаемся чужаков. Каждый гость улуса, я думаю, найдет тут обосновавшихся земляков.

5. Сервис. Он не отличный, но он есть ))) гостиницы, кафе, различные услуги. конкуренция у нас большая, по этому все стараются быть на уровне.

6. Множество достопримечательностей, даже республиканского уровня. Медведь из нашего краеведческого музея будет потом долго вам сниться ))) я до сих пор боюсь туда ходить )))

7. Куча местных вкусняшек! И молочка, и мясная продукция, и мучнушки всякие. О доставке суш муш даже говрить не приходится )))

8. Ысыах в самом тамадинском улусе просто не может быть унылым! Если что, на крайняк, Димуля вас вечерком растрясет, я думаю )))

9. Красивые девушки и спортивные парни ))) На улицах я вижу очень много красивых молодых людей. А вдруг найдете свою половинку? (кстати, о молодых. Надо закинуть идейку местным, чтобы сделали сэлфи-стену где-нибудь в центре, классную современную и патриотичную)

10. Здесь буду Я!

Думала, пост буду писать долго и муторно, ан нет )) получилось легко и просто )))

Инньэ гынан, велкам! Готовьте халадаи зимой, учите свой осуохай!

Муниципальный район «Намский улус»

Вчера была утверждена официальная Эмблема, организационным комитетом по подготовке и проведению Республиканского национального праздника «Ысыах Олонхо-2020»

Эмблема Ысыаха Олонхо — это отличительный знаковый элемент главного праздника Якутии, олицетворяющий древнейшее эпическое искусство народа Саха, своеобразная миниатюра традиционной картины мира, олицетворяющий образ и самобытность места проведения.

Данный эскиз эмблемы отражает весь праздничный ореол Ысыаха Олонхо. Она имеет форму круга, в центре которого изображен Аал Луук Мас (Мировое древо народа Саха), в котором соединено триединство мира – с восемью симметричными ветвями на фоне голубого неба с ореолом солнца на вышине, показывающий крепкие корни, твердую опору, подпитываемую соками славной долины Энсиэли и великой реки-кормилицы Лена. Волнообразная синяя полоса снизу круга олицетворяет реку Лена, на обеих берегах которой живут и процветают Уу сахалар. На концах ветвей Древа изображены зеленые трехлистные ростки растений, символизирующие зарождающуюся новую жизнь. Внизу Древа изображена взлетающая вверх к солнцу божественная птица – лебедь, которая является тотемом, покровителем и прародительницей намского рода.

Солнце с лучами, благословляет все поколения народа на процветание и плодородие, открывающим дорогу счастливому будущему.

На фоне визуализирован самый узнаваемый узор народа Саха – лировидный орнамент «Ийэ көҕүөр», символизирующий плодородие и развитие народа. Орнамент «Ийэ көҕүөр» с разветвлениями «Оҕо көҕүөр», растущими от нее в четыре стороны вверх и вниз является символом Материнства, продолжения рода, семейного счастья и благополучия на несколько поколений рода.

По внешнему кругу эмблемы идет окантовка узоров “тынырах оһуор” изображающих людей, танцующих осуохай на фоне зелени и лета, по количеству девятнадцати наслегов Намского улуса, отображающие сплоченность и единство улуса. В этот орнамент вписаны слова на якутском языке “Эҥсиэли-Олоҥхо туоната” и «Нам улууһа-2020»

Цветовая палитра эмблемы отобрана в соответствии с гербом Намского улуса.

Использованы узоры народной мастерицы РС(Я) Татьяны Николаевны Москвитиной.

Компьютерный дизайн — Николаева Анна Семеновна, Стручков Егор Спартакович;

Корректор дизайна — Готовцева Ольга Герасимовна;

Рецензент — Петров Гаврил Гаврильевич, член Союза художников РФ;

Ответственный редактор – Софронова Майя Романовна

В Якутии началась подготовка к Ысыаху Олонхо-2020

С 20 по 21 июня 2020 года в селе Намцы Намского улуса пройдет республиканский национальный праздник Ысыах Олонхо, посвященный якутскому героическому эпосу Олонхо, шедевру устного нематериального наследия человечества. Об этом сообщила вице-премьер Якутии Ольга Балабкина.

Ход подготовки и план мероприятий знакового для многонационального народа республики празднества рассмотрели в четверг на первом заседании организационного комитета.

Как сказал глава Намского района Юрий Слепцов, сейчас идет формирование Концепции торжества, культурной и спортивной программы, поиск оператора питания. Также предстоит решить вопрос строительства объектов, в том числе обрядовых сооружений, тюсюлгэ, урасы, на месте проведения Ысыаха Олонхо – в Парке культуры села Намцы, ремонта трех улиц, реконструкции ипподрома, определиться с численностью волонтеров и туристическими маршрутами, в том числе историческими, гастрономическими, по художественно-прикладному искусству.

По традиции на Ысыахе Олонхо состоятся конкурсы исполнителей эпоса, состязания по изготовлению и стрельбе из традиционного якутского лука, запевал осуохая, исполнителей скороговорок, национального костюма, конского убранства. Боотуры поборются за призы в национальных видах единоборств и многоборье.

К Ысыаху Олонхо запланированы экологические акции по уборке территорий, прибрежных зон, эстафета символа торжества от поселения к поселению, открыт фонд для привлечения внебюджетных средств.

Мероприятия пройдут под лозунгом единства и солидарности народов, живущих на территории республики.

Как отмечал глава Якутии Айсен Николаев, празднование Ысыаха Олонхо задает импульс не только духовному и культурному возрождению, но и социально-экономическому развитию районов республики.

«Перед нами стоит задача сохранить наше древнее эпическое искусство Олонхо, а это значит, мы должны как можно активнее привлекать к чтению сказаний своих детей, продолжать кропотливую научную работу по их изучению. Это действительно важно сейчас, в эпоху расцвета информационных технологий и стирания границ между странами и культурами», — говорится в приветствии Ил Дархана к открытию Ысыаха Олонхо 2018 года, который прошел в Алданском районе.

Ысыах Олонхо отмечается в Якутии ежегодно с 2006 года. В 2005 году ЮНЕСКО признал героический якутский эпос Олонхо шедевром устного и нематериального наследия человечества.

Якутский праздник Ысыах

Ысыах — что это за праздник?

Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто — свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ — божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

Сэргэ (якутский сэргэ — «коновязь») — ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия — Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба. Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами, поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом Ысыах.

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего — Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов — Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо — охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы — Нижнего мира (Аллараа Дойду).

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в Мирном или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный — Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в Алданском, а в 2020 году — в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. Даже мэр Якутска принимает участие в торжественном открытии мероприятии. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Ысыах. Фото

Понравилась статья? Пожалуйста, оцените ее:

(9 оценок, среднее: 4,89 из 5)

Якутия. Образ будущего

Ысыаху Олонхо быть, но не в этом году

«Решения о том, что Ысыах Олонхо в Алданском районе не состоится, правительством не принималось», – заявил председатель правительства республики Евгений Чекин, комментируя 6 апреля на телевизионном канале «Якутия 24» публикации в некоторых СМИ об отмене мероприятия.

«Ысыах Олонхо – это одно из фундаментальных мероприятий, связанных с традициями и историей. Отказа в его проведении точно нет», – добавил глава кабинета министров, сообщает пресс-служба Администрации главы и правительства РС (Я).

Сейчас вопрос стоит в том, что может быть изменена периодичность проведения мероприятий. «На Ысыах Олонхо требуется порядка 200 млн рублей. Уникальная роль таких масштабных республиканских мероприятий в том числе связана и с обновлением облика того населённого пункта, где они проходят, с капитальным ремонтом и строительством объектов, дорожным ремонтом. Поэтому местные власти и население сильно заинтересованы в их проведении», – заметил премьер-министр.

Но, по его словам, на данный момент перед региональным правительством стоит задача выполнения приоритетных задач – обеспечения социальных выплат из бюджета республики. «Дело в том, что с учётом поручений и ранее принятых решений мы исполняем социальные обязательства: это повышение заработной платы целевым категориям, увеличение минимального размера оплаты труда», – объяснил он. Для обеспечения финансирования, к примеру, заработной платы в бюджете республики только на апрель месяц дополнительно требуется порядка 4,5 млрд. рублей.

В эти дни в правительстве республики проходит ряд совещаний, связанных с определением текущих приоритетных направлений, финансируемых из государственного бюджета республики. «Мы смотрим каждый рубль с точки зрения приоритетности. Эта работа ещё не завершена. Пул мероприятий, который предполагается к сокращению или к переносу, пока не сформирован», – добавил он.

При составлении списка будет учитываться всё, в том числе статус тех или иных мероприятий, их готовность к проведению в срок. По итогам рассмотрения будут сформированы предложения, которые, по словам премьер-министра, будут согласованы с Главой Якутии Егором Борисовым. «После этого мы будем готовы публично заявить о мероприятиях, проведение которых будет приостановлено», – заключил Евгений Чекин.

Началась подготовка к Ысыаху Олонхо-2020

Первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Жирков 27 декабря провел первое заседание организационного комитета по подготовке и проведению XІІІ республиканского национального Ысыаха Олонхо в Намском улусе.

Первый вице-спикер Ил Тумэна Александр Жирков сообщил, что есть значительное отставание от графика, поэтому необходимо сконцентрироваться на приоритетных направлениях по организации и проведению мероприятий в рамках Ысыаха, посвященного героическому эпосу Олонхо, шедевру устного нематериального наследия человечества.

Глава Намского улуса Юрий Слепцов проинформировал о ходе подготовки и плане мероприятий ысыаха, который планируется провести 20-21 июля 2020 года в селе Намцы. В настоящее время начали свою деятельность дирекция и 12 рабочих комиссий по различным направлениям. Разработан и на утверждение оргкомитета внесен логотип.

По словам главы Намского улуса, открыт фонд по привлечению внебюджетных средств, сбор средств начался в декабре. Подготовлены предварительные сметы по строительству объектов, проведению отдельных мероприятий. Кроме того, разрабатывается концепция ысыаха, проведены рабочие совещания с участием ученых, народных мастеров, предпринимателей, сельхозтоваропроизводителей.

Предстоит решить вопрос строительства объектов, в том числе обрядовых сооружений, тюсюлгэ, урасы на месте проведения Ысыаха Олонхо – в Парке культуры села Намцы. Проведен конкурс по отбору эскизов объектов по канонам Олонхо и сейчас готовится сметная документация, которая будет представлена на экспертизу.

Необходимо определиться с численностью волонтеров и туристическими маршрутами, в том числе историческими, гастрономическими, по художественно-прикладному искусству.

Юрий Слепцов поблагодарил Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики за принятое решение по финансированию ремонта и реконструкции трех улиц села Намцы, Министерство сельского хозяйства Якутии – за выделение 2,5 млн рублей на реконструкцию ипподрома.

Глава улуса также озвучил ряд предложений. В частности, он считает, что муниципальным образованиям, которые проводят значимые мероприятия республиканского значения, необходимо софинансирование в размере 1 млн рублей. Слепцов также высказал инициативу о приглашении на ысыах побратимов Намского улуса из Ржевского района Тверской области, Китая и Польши.

Министр культуры и духовного развития Юрий Куприянов проинформировал о проведенной 5 декабря в селе Намцы в рамках Ысыаха Олонхо научно-практической конференции «Олонхо Ыһыаҕа – төрүт үгэстэри сөргүтүү, харыстааһын, тарҕатыы», на которой около 500 человек из 17 улусов республики участвовали в работе 8 секций.

По его словам, в бюджете министерства предусмотрено 8 млн 930 тыс. рублей на церемонии открытия и закрытия ысыаха. С Театром Олонхо согласована постановка театрализованного представления по мотивам олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта». Министр предложил в парке создать скульптурную аллею сказителей олонхо, родившихся в Намском улусе.

По традиции на Ысыахе Олонхо состоятся конкурсы исполнителей эпоса, состязания по изготовлению и стрельбе из традиционного якутского лука, запевал осуохая, исполнителей скороговорок, национального костюма, конского убранства. Боотуры поборются за призы в национальных видах единоборств и многоборье.

К Ысыаху Олонхо запланированы экологические акции по уборке территорий, прибрежных зон, эстафета символа торжества – Ытык Дуоҕа – от поселения к поселению.

Первый вице-спикер Ил Тумэна напомнил о важности популяризации якутского лука как одного из видов историко-культурного наследия народа саха, отдельно говорил о возрождении, сохранении и продолжении кузнечного ремесла народа. Александр Жирков озвучил ряд предложений по проведению различных мероприятий в рамках ысыаха.

Министерствам и ведомствам даны поручения, республиканскому организационному комитету, председателем которого является заместитель председателя правительства Ольга Балабкина , поручено утвердить план мероприятий и смету расходов по подготовке и проведению Ысыах Олонхо в 2020 году в пределах средств, предусмотренных в госпрограмме республики «Развитие культуры в РС (Я) на 2018-2022 годы и на плановый период до 2026 года», а также средств, предусмотренных в бюджете Намского улуса, и с привлечением внебюджетных средств.

Александр Жирков поручил провести выездное заседание республиканского организационного комитета по подготовке и проведению Ысыаха Олонхо-2020 в конце января следующего года.

Пресс-служба Ил Тумэна

Следующий «Ысыах Олонхо» пройдет в Намском районе

ИА SakhaNews. 1 июля на церемонии закрытия XII республиканского Ысыаха Олонхо-2018, проведенного в рамках второго Десятилетия Олонхо, Алданский район передал символ Ысыаха Олонхо Намскому.

Государственный советник Республики Саха (Якутия), основатель театра Олонхо Андрей Борисов вручил серебряный знак олонхосута “Ытык Чыыбыстаан” лучшим исполнителям эпоса Анфисе Авиловой и Дарье Осениной.

Глава района Северин Поздняков вручил награду обладателю Гран-при республиканского конкурса фольклора народов Якутии — творческой группе Ассоциации эвенков Якутска (руководитель — Анастасия Куличкина). Победителем конкурса “Русская былина” признана Елена Воронкова (народный театр “Образ”, город Алдан).

Спикер якутского парламента Александр Жирков отметил, что первые награды получили представители эвенкийского и эвенского народов. “Это дань древней культуре, дань самобытности эвенкийского и эвенского народов, дань гостеприимству хозяев алданской земли. Низкий вам поклон от имени организаторов, участников Ысыаха Олонхо”, — сказал спикер Ил Тумэна.

Александр Жирков выразил благодарность главе района Северину Позднякову, спонсорам, организаторам, жителям Алданского района, участникам и гостям за проведение «неповторимого, одного из лучших в истории Ысыаха Олонхо и выразил уверенность в том, что в республике продолжится традиция проводить Ысыах Олонхо на высоком уровне», отмечается в сообщении пресс-службы Ил Тумэна.

А.Жирков вручил награды лучшим запевалам осуохая. Среди юных запевал победителями стали ученица 11 класса Кюндядинской средней школы Алена Ипатьева (руководитель — Альбина Платонова, Нюрбинский улус), ученица 8 класса Легойской средней школы Диана Петухова (руководитель — Зинаида Лугинова, Усть-Алданский улус), ученик 11 класса Тасагарской средней школы Алексей Шамаев (руководитель — Маргарита Григорьева, Вилюйский улус).

Врио главы Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев выразил благодарность организационному комитету Ысыаха Олонхо, руководству Алданского района, спонсорам — крупным промышленным предприятиям и жителям Алданского района, которые сплотились вокруг идеи Ысыаха Олонхо и провели прекрасный праздник. “Мы увидели небывалое единение народов, проживающих в Якутии. Дружба народов – это символ многонациональной Якутии. Благодаря празднику всеобщее признание получил эвенкийский национальный эпос, что является большим достижением», — сказал он.

Среди молодежи обладателем Гран-при “Лучший запевала осуохая” стала Марина Хомподоева из Сунтарского улуса.

Среди взрослых Гран-при “Лучший запевала осуохая” удостоился Афанасий Алексеев из Якутска.

Среди детей победителями стали ученица 11 класса Чакырской средней школы Анна Макарова (руководитель — Татьяна Агапова, Чурапчинский улус), ученица 11 класса Сыланской средней школы Мария Сивцева (руководитель — Лидия Сивцева, Чурапчинский улус), ученица 8 класса Легойской средней школы Диана Петухова (руководитель — Зинаида Лугинова, Усть-Алданский улус).

Среди молодежи обладателем Гран-при “Лучший исполнитель олонхо” стала Аксинья Степанова из Мегино-Кангаласского улуса.

Главный приз — автомобиль «Лада Гранд» — получил победитель среди исполнителей олонхо Николай Григорьев из Чурапчинского улуса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector