Профстандарты для педагогов в 2019 году: подробный разбор

Профстандарты для педагогов в 2019 году

Профстандарты для педагогов в 2019 году

СОДЕРЖАНИЕ

Быть учителем в современном обществе однозначно прекрасно, это уважаемая, ценная профессия. На педагогические плечи ложится не просто обучение младшего поколения, а также частично воспитание ребят, но и их стабильное развитие в разных направлениях. Никто не станет спорить, что есть логика в этом, но требования к учителю однозначно высокие. Если ранее компетенция подобных специалистов определялась исключительно выполнением должностных инструкций, то в 2019 году вводятся профстандарты для педагогов. Это обозначает, что для подтверждения личной квалификации педагоги проходят некую аттестацию, и отныне власть вводит новые правила.

Педагоги настаивают, что на них постоянно идет давление, а новые требования дополнительно усложняют работу. С учетом всего сказанного, новые реформы были отложены, но и этого времени тоже недостаточно. Представители сферы образования отметили, что учителя не готовы к столь большой нагрузке, поэтому по их инициативе нововведения вступят в силу в новом году.

В чем кроется основная суть?

Стандарты для учителей разрабатывали с подачи президента страны, более того документ формируют еще с 2012 года. В те времена представления Минобразования настаивали, что подход к педагогической аттестации однозначно устарел, поэтому нужны обновления. Новый стандарт назвали «Педагог», он рассчитан на главные требования преподавания в местных школах. По нормам, каждый учитель обязан уделить достаточное количество времени для личного совершенствования выбранного предмета. Также он обязан изучать дополнительные дисциплины. Такое решение даст шанс школам максимально точно оценивать показатель квалификации преподавателей, формируя однозначно профессиональный коллектив, где нет исключительно узкого профиля.

По изложенным требованиям понятно, что любой из педагогов обязан эффективно прорабатывать сразу несколько направлений:

В этом деле ученики должны получать максимальное количество полезных знаний, рационально использовать лишь интересные и понятные для младшего поколения виды изложения информации. Ее подача должна быть такой, чтобы все дети восприняли данные идентично.

  • Акцентировать внимание на воспитании;

Учитель должен выступать примером воспитанности, не забывая о собственных манерах, потребностях людей, которые его окружают. Кроме того, следует прикладывать усилия, чтобы найти подход ко всем ребятам, не глядя на их социальное положение, возрастную категорию, некоторые особенности.

Не считая классических уроков, педагог должен следить за физической подготовкой и психологическим состоянием школьников, развитием каждого из них. Если понадобится, рационально проводить беседы, помогая детям побороть личные проблемы.

Получается, что как только стандарт будет действенен, педагогам не удастся просто рассказывать информацию по предмету. Они будут вынуждены уделить максимальное количество времени выбору методик изложения данных, постепенно совершенствуя личный подход к школьникам из разных классов.

Жесткие требования

Предположительно, в описываемом стандарте четко пропишут требования, которым напрямую должен отвечать коллектив учителей. То есть, ради того, чтобы устроиться на работу в школу, специалисту следует грамотно планировать личное время, которое выделяется на изложение предмета. Затем научиться разбираться в информационных технологиях, рассказывая ребятам обо всех их тонкостях. Ценно изначально отмечать наклонности и таланты школьников для их потенциального развития. При работе с детками, имеющими физические отклонения, крайне важно быть толерантным.

Это лишь небольшой перечень требований, но все они важны, ведь учителям доведется прикладывать по максимуму усилий, с целью успешно пройти аттестацию. Многие специалисты взволнованы, что их ждет, вдруг не смогут подтвердить личную квалификацию по новым канонам. Особенное опасение со стороны того, что педагогов за несоответствие уволят из школы.

Не стоит паниковать раньше времени, вдруг не удастся справиться с аттестацией, учитель может выбрать курсы повышения квалификации, определенное направление для обучения, которое позволит поднять свой уровень знаний. Тем, кто не готов совершенствоваться, а также мириться с нововведениями, предложат другую должность в той же структуре.

Какие могут возникнуть сложности?

Новый стандарт позволит немного усовершенствовать систему педагогики, подстраивая ее под современные требования в образовательном процессе, также немаловажен уровень знаний, который должны получать ребята. Понятное дело, что некоторые правила внедрить достаточно сложно, а иногда и вовсе едва возможно.

Допустим, в проекте говорится о том, что учитель должен отлично ориентироваться в информационных технологиях, попутно применяя их на деле, дети обязаны знать предмет, как следует. Но действительно не во всех школах для этого предусмотрена серьезная база. В некоторых провинциальных заведениях о таком даже не слышали. Но Министерство дает четко понять, что дополнительное финансирование выделяться не будет, с целью закупить планшеты, ПК, интерактивные доски, прочее.

Есть сомнения, что педагогам удастся найти подход к каждому школьнику, уделяя ему по максимуму внимания. Стандарт настаивает, что у учителя должно быть высшее образование, хотя в селах не все отвечает подобному требованию. Автоматически появляется проблема и как с ней справиться, временно не известно. Как бы ни было, результативность нововведений обсуждать следует после их официальной реализации.

Профстандарты для педагогов в 2019 году

Для того чтобы понять причину почему между регионами есть разрыв в качестве знаний, специалисты начали проводить проверки среди учителей. Ведь знания зависят от методов преподавания, а так же от квалификации самого учителя. Ведь современный педагог должен знать не только свой предмет, но и поверхностно другие.

Более того, в России сейчас острая нехватка педагогического состава, из-за того что молодые учителя уходят в частные заведения или вовсе работают не по специальности. О том, что изменят профстандарты для педагогов 2019, можно узнать прямо сейчас.

В чем заключается суть нововведения

Дискуссии о том, что в России давно пора поменять систему образования ведутся на протяжении последних лет. Министерство образования крайне обеспокоено тем, что в отдаленных частях страны ученики получают меньше знаний, чем дети столицы и крупных городов. Как показывает ЕГЭ показатели значительно ниже у жителей глубинок и небольших городов.

Правительство отмечает, что профессиональные стандарты учителей не менялись еще с СССР. Сейчас знания самих преподавателей необходимо ежегодно обновлять, так как прогресс не стоит на месте. Более того, учителя так же должны уметь пользоваться современной техникой. Разрыв в объемах связан так же с тем, что столичные школы, и заведения городов миллиоников оснащены по последнему слову технологий. Однако в глубинках ситуация другая.

Для того чтобы сократить такой явный разрыв и отличие в качестве получения знаний необходимо отнестись к решению задач комплексно. По мнению правительство школы мало обеспечить хорошими и новыми учебниками, а так же компьютерной техникой. Начать решать ситуацию необходимо именно с педагогов. Поэтому с 1 января будут введены новые профессиональные стандарты, которые позволят решить ряд задач:

  1. Определить слабые стороны и пробелы в знании преподавателей.
  2. Изменить тестирование, ввести больше вопросов касаются преподаваемого предмета и базовых дисциплин.
  3. Поднять интерес молодых учителей не оставлять преподавание.
  4. Ввести новую систему мотивации.
  5. Обеспечить учителей стабильным и достойным заработком.

Это лишь небольшая часть тех проблем, которые предстоит решить в ближайший период. Изменения коснуться всех аспектов.

Что измениться

Многие учителя уже сейчас беспокоятся о том, что придется вновь проходить тестирование. Так же ходит слух, что при неуспешном прохождении педагог будет сокращен. Однако официального подтверждения этого факта нет. Более того, страна нуждается в учителях, сейчас наблюдается огромная нехватка кадров.

Поэтому тестирование будет проводиться в следующем порядке:

  • Министерство образования уже разработало новый тест, который позволит выявить пробелы в знаниях.
  • Теперь 70% теста будет включать вопросы по дисциплинам и общим знаниям педагога.
  • Будет введена новая система мотивации, а так же сокращены сроки для получения категории.

Стоит так же отметить, что изменения будут касаться и компьютерной техники. Несмотря на возраст преподавателя – он должен уметь пользоваться базовыми программами. В случае если педагог не справится с тестом, его направят на обучение. Оплачивать которое будет само учебное заведение, а так же искать замену на время отсутствие учителя.

Так же стоит отметить, что ранее для перехода по категории необходимо было дождаться 5 лет, после чего назначалась комиссия. Чем выше категория учителя, тем больше оклад. Однако молодых специалистов эта перспектива не радовала, так как жить на минимальный оклад молодежь не хочет. Для того чтобы мотивировать выпускников педагогики, будут введены следующие стандарты:

  1. Если педагог активный, ученики показывают хорошие результаты – собрать комиссию для категории можно будет и через 3 года.
  2. Возможность перепрыгивать через категории – если учитель показывает отличный результат, превосходно справляется с тестированием, он может перепрыгнуть сразу 2 категории.
  3. Карьерный рост – теперь ждать насиженного места директора или завуча ненужно. С 1 января появится две новые ступеньки – старший и ведущий учитель. Основное различие в заработной плате, а так же в бонусах.

Профстандарты для педагогов 2019 имеют ряд положительных плюсов, которые стоит рассмотреть отдельно. Ведь от благополучия педагогов зависит будущее страны.

Основные преимущества нового проекта

Новые профессиональные стандарты не должны пугать учителей. Так как их вводят для того чтобы определить пробелы и подтянуть знания педагогов.

Стоит отметить следующие преимущества, которые смогут улучшить состояние системы образования уже с 1 января:

  • Педагоги смогут заниматься саморазвитием.
  • Появится мотивация, так как переход на новые ступени сулит хорошей прибавкой к заработной плате.
  • Уменьшение нагрузки за счет притока новых учителей. Школы сейчас нуждаются в новом составе, поэтому возможность карьерного роста привлечет молодых специалистов.
  • Так же появится возможность улучшить навыки по психологии и работе с родителями. Стоит отметить, что мир не стоит на месте, дети ежегодно меняются, а так же и их родители. Учитель должен уметь находить общий язык даже с самыми проблемными семьями. Для этого будут организованны бесплатные семинары и курсы.
  • Возможность получить категорию раньше указанного срока – руководство школы больше не вправе уклоняться от сбора комиссии для повышения статуса преподавателя. Пройти тест и получить новый статус, можно теперь и через 3 года.

Стоит так же отметить, что проходить ежегодный тест будут все учителя, предметники, завучи и весь педагогический состав. Это необходимо для того, что обновлять знания не только в отдельном предмете, но и в базовых.

Правительство уверяет, что с ведением новых стандартов, можно будет в течение нескольких лет сократить разрыв в качестве знаний. А так же привлечь молодежь в эту сферу. Ведь получая достойный заработок, соотечественник с высшим педагогическим образованием ни за что не уйдет в офис.

Основные недостатки

Ожидания специалистов могут обрушиться об общую недостачу знаний не только в предметном плане, но и в психологическом. Многие преподаватели из-за отсутствия финансирования не обновляли знания 15-20 лет. Если в крупных городах возможность отправить одного учителя на сессию есть, то в глубинке, где на бедном учителе держится весь курс – сделать это проблематично.

Поэтому с новым тестом многие не справятся, изменения приведут к еще большему дефициту. Так же многие учителя могут не выдержать стресса и пресса со стороны руководства, и начнут покидать школы, открывая частное преподавание. Это так же негативно скажется на дефиците педагогов.

Профстандарты для педагогов 2019 включают ряд нюансов:

  1. В 2019 году будет так же нехватка бюджета. На какие средства учителей будут направлять на обучение – неизвестно.
  2. Заработные платы в небольших городах сильно преувеличены за счет общей статистики. Учителя вынуждены уходить из-за крайне маленькой заработной платы.
  3. Кто будет финансировать обучение и курсы, а так же дополнительные премии за новые должности.

Вопросов у преподавательского коллектива пока больше чем ответов. Однако уже в начале 2019 года, станет, раскрыта более подробная информация о нововведении.

Профстандарты для педагогов в 2019 году

20 декабря 2016 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета состоялась Всероссийская конференция, на которой обсуждалось введение профессионального стандарта для педагогов. Дискуссия получилась достаточно горячей, ведь выступающие предложили кардинально изменить формат оценки профессиональной деятельности учителей и напугали педагогов перспективой сдачи квалификационных экзаменов уже в 2019 году. Что изменилось на сегодняшний день, и какими действительно буду профстандарты для сотрудников дошкольного образования, учителей-предметников и преподавателей высшей школы, начиная с 2019 года? Давайте разбираться.

Введение профстандарта

Речь о необходимости стандартизации параметров оценки профессиональной деятельности в различных сферах труда, ведется еще с 2012 года. Тогда Владимир Путин в своем выступлении заявил, что именно введение единых профессиональных стандартов поможет стране укрепить экономику и поднять систему образования на качественно новый уровень. Результатом первого этапа стала разработка стратегии введения профстандартов. В Федеральном законе о труде появились такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», а на рассмотрение специальной комиссии предложено более 300 проектов, в числе которых был и проект профессиональных стандартов для педагогов, который должен был вступить в силу уже в 2018 году.

На этапе рассмотрения и открытых дискуссий очевидной стала неготовность отечественной системы образования к столь кардинальным переменам. Специалисты решили, что и учителям, и организациям, на плечи которых ляжет обязанность проверять компетенцию учителей, необходим определенный переходный период, который позволит легко и максимально безболезненно адаптироваться к новым требованиям.

Особенности профессиональных стандартов для педагогов

По сути, в тексте нового документа подробно прописаны характеристики современного учителя, способного эффективно преподавать свой предмет, прививать ученикам практические навыки, выстраивая межпредметные связи, учитывая специфику современного общества и находя индивидуальных подход к каждому с учетом его интеллектуальных и физических возможностей. Для молодых, активных и открытых к инновациям специалистов изменения понятны и очевидны, а вот педагогам, привыкшим работать по стандартам «старой» школы идеи пришлись не по душе.

Итак, новые профстандарты для педагогов, введение которых плавно отодвинули на 2019 год, потребуют от учителей не только наличия диплома о высшем образовании, но и ряда компетенций:

Профстандарт педагога в 2019 году

Профессия учителя в нашем обществе всегда считалась самой уважаемой и важной. На плечи педагогов ложится не только обучение детей основам наук, но и частично их воспитание и развитие. Вполне логично, что требования к ним всегда были достаточно высокими.

Но если раньше компетенции учителей определяли только должностные инструкции, то теперь для них введут специальный профстандарт. Это значит, что для подтверждения своей квалификации педагогам придется пройти аттестацию по новым правилам.

Стоит отметить, что о введении новых профессиональных стандартов объявили известно уже давно: ранее планировалось, что вступить в силу он должен в 2015 году. Но эта новость вызвала бурю негодования у представителей системы образования.

Педагоги указывали, что на них и так оказывается немалое давление, а очередные требования только усложнят их работу. Учитывая это, внедрение норм отложили до 2017 года, но и этого оказалось недостаточно. Представители профсоюза заявили, что учителя еще не готовы к дополнительной нагрузке, и инициировали перенос профстандарта на сентябрь 2019 года.

Суть нового профессионального стандарта

Профстандарт для учителей разрабатывался по указанию президента РФ, при этом создавать документ начали еще в 2012 году. Еще тогда представители Минобрнауки заявили, что подход к аттестации педагогов порядком устарел и требует обновления.

Новый стандарт получил название «Педагог» и включил в себя основные требования к преподавателям российских школ. Согласно опубликованным в нем нормам, каждый учитель должен уделять внимание не только совершенствованию в своем предмете. Но и изучению других дисциплин.

Этот документ позволит школам более точно оценивать уровень квалификации преподавательского состава и создавать действительно профессиональный коллектив.

Профстандарт учитывает современные требования к качеству преподавания различных предметов и форме подачи информации. Следуя изложенным в нем требованиям, каждый педагог должен эффективно работать сразу в нескольких направлениях:

  • Обучение – педагог должен доносить к ученикам максимум необходимых знаний, используя интересные и понятные детям формы изложения материала. При этом подача информации должна быть таковой, чтобы ее одинаково хорошо воспринимали все дети.
  • Воспитание – учителя должны стать для учеников примером воспитанности, доброты, толерантности, внимательности к потребностям других людей. Также они обязаны находить подход ко всем детям, независимо от их социального статуса, возраста или других особенностей.
  • Развитие – кроме обучения учеников, в обязанности педагогов входит отслеживание физического и психологического состояния и развитие каждого ребенка. В случае необходимости учителя должны проводить беседы с детьми и помогать им справляться с проблемами.

Таким образом, со вступлением стандарта в силу педагогам будет недостаточно просто изложить свой предмет ученикам. Учителя должны будут уделять больше времени подбору методик изложения материала, а также совершенствовать свой подход к ученикам.

Новые требования к учителям

Планируется, что в профстандарте будут четко изложены требования, которым обязаны отвечать учителя. Так, чтобы работать в школе, педагог должен уметь:

  • грамотно планировать время, выделенное на преподавание предмета;
  • разбирать в информационных технологиях и посвящать учеников в их тонкости;
  • распознавать наклонности и таланты ребенка для дальнейшего их развития;
  • контактировать с родителями и привлекать их к учебному процессу;
  • работать с детьми, у которых диагностированы физические отклонения.

Это только краткий список требований, но этого достаточно, чтобы понять: учителям придется приложить немало усилий, чтобы пройти аттестацию. При этом многих учителей интересует, что их ждет в случае, если они не смогут подтвердить свою квалификацию по новым нормам. Особенное опасение вызывают слухи о том, что таких педагогов будут просто увольнять из школы.

Но все не так страшно. Если учитель не пройдет аттестацию, то ему предложат пройти курсы повышения квалификации и специальное обучение, согласно профстандарту. Тем, кто откажется получать новые знания и приспосабливаться к новым требованиям, могут предложить другую должность в том же учебном заведении.

Основные сложности

Профстандарт призван «подогнать» педагогов и школы к современным требованиям к образовательному процессу и уровню получаемых учениками знаний. Но очевидно, что многие нововведения внедрить будет очень сложно, если вообще возможно.

К примеру, в документе сказано, что учителя должны хорошо ориентироваться в информационных технологиях и применять их в процессе обучения детей своему предмету. Но далеко не во всех школах есть для этого необходимая техническая база.

Так, во многих провинциальных школах компьютерная техника очень устарелая, а в некоторых учебных заведениях ее вовсе нет. При этом Минобрнауки дает ясно понять, что дополнительного финансирования для обеспечения школ современными компьютерами, планшетами и интерактивными досками ждать не стоит.

Еще одна не менее важная проблема – нехватка кадров. Очень часто учителя в школах работают на 1,5-2 ставки, поэтому вряд ли у них будет время на углубленное изучение других предметов и оттачивание различных навыков. Кроме того, сомнительно, что у педагогов будет возможность найти к каждому ученику индивидуальный подход и уделить много внимания.

Немаловажно и то, что профстандарт обязывает каждого учителя иметь высшее специальное образование, но сотрудники многих сельских школ не отвечают этому требованию. Исходя из этого, возникает вопрос: таких педагогов ждет увольнение или им придется получать соответствующее образование?

Таким образом, новый профстандарт для учителей вызывает много сомнений и вопросов. Несмотря на многолетнюю доработку, документ остается достаточно «сырым», поэтому все работники сферы образования со страхом ждут его вступления в силу.

По мнению многих педагогов, выполнение большинства требований является маловероятным и эти нормы имеют все шансы остаться простой формальностью.

В любом случае результативность новации можно будет анализировать только после ее введения, что случится уже в 2019 году.

Видео-новость

Профстандарт педагога в 2019 году: требования и особенности

Профессия учителя не зря считается одной из самых уважаемых, ведь учитель ответственен не только за образование детей, но и частично за их безопасность и воспитание, потому стандарты этой профессии одни из самых высоких. После педагогической конференции на базе одного из российских университетов была поднята тема внедрения профессиональных норм для учителей. По итогам конференции выдвинуто предложение полностью изменить процесс оценки работы учителей и ввести сдачу экзаменов по квалификации с 2019 года. Что изменилось с тех времен и какими будут профстандарты педагогов в 2019 году?

Как проводится профстандарт

Еще в 2012 году президент Российской Федерации предложил ввести систему критериев оценки работы учителей, чтобы кардинально улучшить процесс образования. Началась подготовка плана введения профстандартов для учителей, а специально утвержденной комиссии было представлено около 300 вариантов, в том числе и запланированный для запуска в 2018 году.

Когда проекты стали разбирать, стало ясно, что система образования в ее нынешнем состоянии не готова к резким переменам. Специалисты пришли к мнению, что и учебным заведениям, и преподавателям нужно время для адаптации, чтобы легко и без сложностей перейти на обновленные требования к образовательным процессам.

Особенности профстандартов 2019 года для педагогов

В списке характеристик для преподавателя нового поколения указаны такие качества:

  • Иметь глубокие знания в своей области и владение всеми частями школьной или университетской программы, которая её касается;
  • Умение выстроить межпредметную связь – это обязательно условие для внедрения объединенных занятий, занимающих важную позицию в новом стандарте;
  • Компетентность в сфере компьютерных технологий – помогает учителю в использовании на занятиях всех возможностей современных мультимедийных устройств для проведения презентаций, видеоуроков;
  • Умение работать с каждым учащимся, применяя особый подход, исходя из его умственных и физических способностей – основа педагогических знаний, понимание психологических особенностей детей в разные периоды взросления. Это поможет учителю заинтересовать учеников разных возрастных групп и подобрать для них подходящий материал. Важное условие для тех педагогов, в чьем классе могут быть ученики с ограниченными возможностями;
  • Возможность показать предмет как с теоретической, так и с практической стороны – важное требование, которым, к сожалению, многие учителя часто пренебрегают.

Все эти качества присущи молодым и активным специалистам, которые давно используют эти принципы и применяют все вышеописанные моменты в своих методиках обучения. Педагогам, которые привыкшим к идеям «старой» школы, нововведения пришлись не по нраву, но им придется приспособиться и научиться работать по-новому.

Сложности профстандарта 2019 года

Профстандарт создается для того, чтобы приспособить учителей и учебные заведения к современным требованиям для педагогов и повысить уровень знаний, которые получают их ученики. Однако уже сейчас ясно, что внедрение новых стандартов вызовет большие сложности и конфликтные ситуации. Например, в новом документе речь идет о хорошем уровне владения ПК и о применении его в процессе обучения. Однако, не во всех учебных заведениях есть возможности для этого по причине банального отсутствия технической базы. Министерство образования явно дало понять, что дополнительных средств на обеспечение новыми девайсами школ и университетов выделено не будет, и свои вопросы учебным заведениям придется решать самостоятельно.

Существенной сложностью является нехватка кадров. Многие педагоги вынуждены работать на 1,5-2 ставки как по причине нехватки учителей в принципе, так и из-за низкой зарплаты. Это вызывает нехватку времени на повышение своей квалификации и изучение смежных предметов. Кроме того, у специалиста нет возможности уделить внимание каждому ребенку.

Особенности нового профстандарта

Если с требованиями уже все ясно, то о проведении процесса и специалистах, проверяющих учителей, официальной информации мало. Это вызывает обеспокоенность: при том, что официальная программа одинакова на всей территории России, уровень преподавания везде отличается. Для определения степень профессионализма учителя вне зависимости от местности, где они преподают, разрабатывается новый единый стандарт. К уже привычной аттестации будет добавлен экзамен в виде Национального квалификационного теста, включающий экзамен по предмету, который преподает конкретный учитель, педагогике и психологии. Уже существуют примеры таких тестовых заданий для сотрудников детских садов, учителей разной направленности и административного персонала школ.

Преимущества новой реформы

Хоть, как мы уже выяснили, введение новой реформы будет сопряжено с существенными проблемами, все же она нацелена на улучшение качества образования в стране в целом и в каждом учебном заведении в частности. Новые условия смогут помочь самым активным учителям в карьерном росте. Среди новых возможностей для педагогов:

  1. активные учителя с высокими показателями, могут сдать тест досрочно, не ожидая для этого 5 лет;
  2. если специалист сможет доказать высокий уровень своей квалификации, он получит определенную категорию, и даже сможет перейти сразу со 2 категории на высшую;
  3. учитель сможет вырасти до старшего и ведущего педагога, что отразиться на финансовом вознаграждении.

Недостатки новой реформы

К сожалению, наряду с плюсами у реформы есть и минусы. Например, не понятно, что будет с учителями, которые не смогут пройти тестирование и подтвердить свою квалификацию и кто возместит траты на дополнительное обучение для тех, кто хочет «подогнать» свой уровень под новые стандарты. И где искать замену тем учителям, которые провалят тестирование или не захотят следовать новым стандартам и уйдут из сферы образования? Все эти проблемы до сегодняшнего дня остаются нерешенными и пугают свой неопределенностью. Однако, правительство РФ уверяет, что большого количества увольнений удастся избежать, а уровень своих знаний при желании смогут повысить все педагоги без исключений. Возможность понять, как все будет на самом деле представится только после вступления в силу новых стандартов – они станут либо прорывом в сфере образования, либо провалом для тех школ, где и без того полно трудностей.

Профессиональный стандарт педагога 2019

Статьи по теме

В условиях последовательного реформирования образовательной среды особо актуальным становится вопрос пересмотра устаревших требований к квалификации учителей, долгое время определяемые в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками и типовыми должностными инструкциями. Переход на профессиональный стандарт педагога, составленный с учетом актуальных задач отрасли и новых общественных запросов, призван помочь:

  • сформировать четкий образ современного учителя, соответствующий целевым ориентирам образовательной сферы;
  • определить точные критерии отбора преподавательских кадров;
  • обеспечить должный уровень информированности педработников о предъявляемых квалификационных требованиях;
  • разработать пути и методы целевого образования школьных учителей, в том числе посредством переподготовки;
  • создать оптимальные условия непрерывного профессионального развития специалистов.

Профстандарт педагога – это ориентир для руководителя в выборе курсов повышения квалификации, на которые нужно регулярно отправлять учителей. В Школе Менеджера образования собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта. Например, учителю русского языка стоит пройти программу «Компетенции учителя русского языка». Преподавателю математики – «Компетенции учителя математики».

Важная информация по теме в журнале

Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах

Профессиональный стандарт учителя: нормативная база и трактовка

Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась. В актуальной нормативной документации четко закреплено, что такое профессиональный стандарт педагога — это совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.

На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования:

  • педагога (учителя, воспитателя) — утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых (приказ Минтруда РФ № 613н от 8.09.2013 г.);
  • педагога-психолога — утвержден приказом Минтруда РФ № 514н от 24.07.2015 г.;
  • специалиста в области воспитания (приказ Минтруда РФ № 10н от 10.01.2017 г.).

Что касается унифицированных требований, определяющих уровень квалификации и перечень компетенций педагог-психолога и специалиста в области воспитания, то сомнений в их содержании и порядке применения нет. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, скачать текст которого можно по ссылке в конце статьи, нуждается в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций. В соответствии с инициативой Общероссийского Профсоюза образования на государственном уровне планируется приостановление реализации проекта Профстандарта педагога до 1 сентября 2019 года, что обусловлено рядом причин:

  1. Необходимостью установления дифференциации владения учителями профессиональными компетенциями.
  2. Важностью оперативного установления соответствия между ФГОС высшего образования и требованиями профстандарта (на конец 2019 года имеются различия).
  3. Значимостью разработки траекторий развития для разных категорий педагогических работников, которые на момент внедрения правительственного проекта оказались в неравных условиях, что стало причиной снижения уровня мотивированности и стремления к успешной профреализации.

Однако представленная выше информация не означает, что плановую подготовку к реформированию кадровой работы следует отложить на длительное время. Напротив, ввиду значимости грядущих изменений руководителям образовательных организаций важно детально изучить проект профстандарта педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, чтобы к 1 января 2020 года (финальный срок реализации проекта, закрепленный в нормативной документации) опираться на перечень компетенций, представленных в стандарте, при приеме на работу в школу новых сотрудников.

Для повышения уровня компетентности действующего педагогического состава, разработайте план повышения квалификации педагогов. Академия Ресурсы образования создана специально для руководителя образовательной организации. В Академии вы сможете заранее спланировать обучение каждого сотрудника, выбрать подходящую программу обучения. Так вы заранее подготовите педагогов к введению профессиональных стандартов.

Стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в частности, прием на работу и карьерный рост. Главной особенностью нового профстандарта по сравнению с действующими нормами является возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей, дополнения внутренними стандартами, зависящими от специфики образовательной организации.

Для грамотной и качественной оценки результатов работы Ваших педагогов рекомендуем

Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, которые сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами. По окончанию курса выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Структура и характеристики профстандарта педагогов 2019

Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, скачать который в хорошем качестве можно одним кликом, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г. Документ разделен на такие структурные блоки:

  1. Общие сведения о роде деятельности (дошкольное, начальное, основное общее или среднее общее образование), основная цель профактивности (оказание образовательных услуг), группа занятий, в которой представлена дифференциация педагогического персонала и вид экономической деятельности.
  2. Описание трудовых функций с учетом квалификационных уровней.
  3. Подробная характеристика трудовых функций и требований к квалификации, образованию и опыту учителя, воспитателя, преподавателя.
  4. Сведения об организации-разработчике документа.

Профессиональный стандарт педагога начальной школы, учителей-предметников характеризуется рядом отличительных особенностей, к числу которых следует отнести:

  1. Наличие списка профкомпетенций и требований к уровню квалификации граждан, занимающихся педагогической деятельностью профессионально.
  2. Возможность изменения и переработки отдельных пунктов документа с учетом региональных особенностей и специализации школы.
  3. Наличие дополнительных требований к учителям, преподающим математику и русский язык (предметы, успешная аттестация по которым является обязательным условием для успешного прохождения ЕГЭ).
  4. Закрепление дифференциации стандартов для учителей разного уровня квалификации.
  5. Отсутствие разграничения между профессиональными и личностными качествами работников сферы образования.
  6. Отказ от формального подхода в пользу личностного: при оценке показателей педагогической работы следует принимать во внимание индивидуальные особенности учителя, что гарантирует возможность успешного применения нестандартных (но эффективных!) педагогических методик.

Разработчики нового стандарта педагога уверены, что реализация проекта позволит создать оптимальные условия для непрерывного профессионального совершенствования учителей начальной и основной школы, поиску возможностей для улучшения показателей труда и саморазвития. Вместе с тем важно отметить факт значительного расширения компетенций, ожидаемых от педработников, что может обусловить возникновение ряда трудностей.

Профессиональный стандарт педагога 2019: компетенции учителей

Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что в условиях стремительно развивающегося общества и перехода на более высокую экономическую ступень обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций. В соответствии с проектом нормативного документа, развитие профессиональных навыков и умений современного педагога следует обеспечивать через осознанный подход к выполнению должностных обязанностей, внедрение в повседневную деятельность аналитического и творческого компонентов, что и отражено в таблице.

Компетенции учителей согласно профстандарту педагога РФ

Профессиональный стандарт педагога с 1 сентября 2019 года

Для большинства людей труд учителя заключается в проведении уроков и проверки тетрадок. Ну а на переменах он ещё меняет журнал. Но это лишь часть айсберга. Работа педагога окутана паутиной бумажной писанины, составлением планов и отчётов. Часто сверху спускаются директивы и разнарядки в духе “проведи то, не знаю что”.

Жизнь в Матрице

Что произойдёт с обществом, если все люди станут грамотными? Это страшный сон правителей, ведь тогда они потеряют контроль над массами. Рухнет вся система одурачивания толпы, не спасёт даже программа новостей на центральном канале. Любой власти необходимы послушные и смиренные граждане, которые умеют считать, писать некоторые слова, выполнять работу. Это лучший путь получения максимальной выгоды.

Сейчас в России стало модно винить во всех бедах США. Но ведь перенятая у них система тестов при оценке знаний убивает в растущем мозге желание мыслить и рассуждать. Подобный подход в оценке знаний не принесёт миру нового Эйнштейна или Ломоносова.

Подарок под ёлочку

Министерство образования планирует запустить профстандарт педагога. Эта задумка планируется ввестись повсеместно. Пока эту фишку разрабатывают некоторые регионы, идёт апробация и обсуждение документа. Министр образования и науки попросил педагогов не переживать. Если что-то пойдёт не так, то негатив будет быстро устранён. Министр искренне заверил, что это нововведение не усложнит жизни учителю, не станет причиной увеличения бумажной работы. Вся задумка обязана лишь облегчить труд педагога.

Чиновники объясняют новшество тем, что мир постоянно меняется. Меняются дети, ценности, технологии, сведения и знания. Содержание учебников быстро устаревает. Мир стал не просто миром, а эпохой мощного потока информации. Педагог обязан самостоятельно, не дожидаясь указаний сверху, меняться адекватно ситуации. Новые стандарты призваны не ограничить учителя определёнными табу, а наоборот – расширить его степень свободы, повысить инициативу.

Качество труда преподавателя должно оцениваться не только показателями ЕГЭ, но умением развить способности одарённого ребёнка, найти и приумножить его талант. Современный ученик – это не просто единица. Это индивидуум, к которому нельзя подходить стандартными шаблонами. Это уникальная личность, требуемая понимания, признания и развития.

Ликбез. Что такое профстандарт

Профессиональный стандарт педагога – это пакет документов, которые включают список личностных и квалификационных требований к нему. Это описание, каким должен быть учитель, что обязан знать и уметь. Характеризуются его навыки и личные качества. Этот документ обязан повысить интерес преподавателя к своему труду, привить любовь детей к предмету.

Можно назвать несколько объективных и субъективных причин этого новшества:

  1. Жизнь стремительно меняется. Ждать каких-то указаний сверху бывает смерти подобно. А спасение самого себя лучше доверить себе.
  2. Сложное экономическое положение не позволяет существенно поднять заработную плату педагогам. Лучший способ отвлечь массы от реальности – погрузить в атмосферу нововведений. Малейшая попытка просить достойную оплату будет пресекаться кучей проверок, показывающих слабый уровень профессиональной подготовки.
  3. Борьба за выживание бюрократического аппарата министерства образования путём создания иллюзии великих дел.

Как жить дальше

Утвержденный Правительством РФ стандарт не станет причиной волнений в России. Большинство педагогов смиренно возьмутся за новый пласт забот. Многие этим уже активно заняты. Скачать и изучить новые профстандарты для педагогов 2019 года поможет наш сайт. Смотрите много интересного по этой теме на видео:

Профстандарты для педагогов в 2019 году

Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года — это нововведение, ожидающее всех работников, трудящихся в образовательной системе. Оно коснется всех учреждений, относящихся к этой сфере. Документ заменит должностные инструкции, квалификационные справочники. Подробней об этом в нашем обзоре.

Профстандарт педагога: цель введения, структурный состав

Целью введения профстандарта педагога в 2019 году является:

  1. Точное установление степени квалификации педработника.
  2. Обеспечение требуемой подготовки будущих педагогов.
  3. Предупреждение педагогов о новых запросах к их профессиональным качествам.
  4. Вовлечение педагогов в процесс повышения образовательного уровня.

Он станет базой для прохождения аттестации, присвоения категорий, руководством при формировании ставок и приеме на работу. Все профстандарты для педагогов, вступающие в силу в 2019 году, созданы по одному макету. Основой для них является педагогическая деятельность. Обобщенно структура документа содержит 2 части:
Базовую, отражающую 3 темы, касающиеся:

Дополнительную, предусматривающую разработку проектов, реализацию учебных программ.

Первые 2 раздела из базовой части дают представление о требованиях, предъявляемых к работнику образования — об объеме знаний в рамках своей специализации, методике, технике проведения урока, приемах, позволяющих наиболее эффективно доносить информацию до учащихся, о способности педагога быть примером, человеком у которого учатся. В последнем разделе идет речь о том, что педагог обязан научить познавать новые предметы, сделать так, чтобы ученики поняли необходимость учебы, пользу самообразования и саморазвития.

Мнение преподавателей о профпрограмме

Как только документ был опубликован, начались активные обсуждения его среди преподавателей. Все понимают, что общеобразовательная сфера должна повысить свою планку. В свете быстрого развития технологий в области информации, новых научных открытий и возможностей обучения, общеобразовательный процесс должен совершенствоваться, поэтому важность внедрения профстандарта огромная.

Еще в ходе тестирования всплыли старые проблемы, затрудняющие возможность выполнения новых требований:

  • возросшие нагрузки;
  • недостаточное материальное обеспечение учебных заведений;
  • дефицит узкоспециализированных педагогов — дефектологов, психологов.
  • неудовлетворительная организация быта учащихся.

Все, кто выразил свое мнение, сходятся в одном — педагог должен оставаться человеком чутким, интеллигентным, добрым, способным сопереживать неудачам и успехам своих учеников. Текст профстандарта, можно скачать и принять участие в дискуссии. Не вызывает сомнений тот факт, что педагог должен иметь такие обязательные качества:

  • универсальную образованность;
  • максимальную компетенцию;
  • креативность;
  • высокий интеллект;
  • гибкость;
  • безукоризненный внешний вид.

Профстандарты для разных категорий

Работа над профстандартами началась еще в 2013 году, зачем был год перерыва, и в 2015 г. Правительство утвердило сразу 3 новых профстандарта.

Обязательные профстандарты

В настоящее время быть просто профессионал в определенной области, является недостаточным. С июля 2016 года правительство Российской Федерации внесло ряд поправок в трудовую деятельность определенных специалистов. Это нововведения коснулась не всех, однако использовать эти поправки в своей работе эти специалисты обязаны на протяжение трудовой деятельности в 2019-2019 годах.

Характеристика профстандартов

Основанием для исполнения этих новшеств выступает закон, статьи 195 Трудового Кодекса Российской Федерации. Согласно которого специалист должен иметь набор и уровень квалификаций для занятия профессиональной деятельностью. В стандарте четко оговорены знания, умения и навыке которыми должен овладеть специалист. Применение критерий отбора при найме сотрудника в 2019 году, работодатель должен выяснить при рассмотрении кандидата. Однако применение этих законов касается только сотрудников государственных учреждений, а не коммерческого вида деятельности. Если руководитель не государственного формата, решит использовать профессиональные требования к сотрудникам, он в праве использовать их частично.

Внедрение профессиональных стандартов.

На государственном объекте, все сотрудники занимающие должности внесенные в трудовое законодательство, с обязательными стандартами в процессе работы, должны четко понимать какими навыками они обязаны владеть. Предприятие проводит комплекс мероприятий для ознакомления сотрудников.

  1. Официальная публикация требований, руководством предприятия.
  2. Четко составить план по внедрению профессиональных стандартом в работу.
  3. Создать комиссию отвечающую за осуществление нововведений и помощь в достижении цели.
  4. Изучение всех новых требований.
  5. Перечень должностей, которые обязаны освоить эти стандарты.
  6. Уведомить работника об поправках в его работе.
  7. Аттестация действующих работников.
  8. Составить пакет необходимой документации, где будет указанно что работник прошел переаттестацию.

Переподготовку проходят все сотрудники, должностные обязанности которых были усовершенствованны законом Российской Федерации, отсутствие аттестации не дает право работодателю увольнять такого специалиста. Если узаконенные профстандарты в 2019 году руководитель проигнорировал, на него налагаются штрафные санкции от 1000-5000 рублей, а предприятие будет оштрафовано от 30000 до 50000 рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector