ROSCon 2024

Роскон 2023

Роскон 2023

  • The sponsor prospectus for ROSCon 2023 has been posted! To become a sponsor or find out more, please contact the organizing committee.
  • Archives of past events can be found at:

ROSCon will happen October 31st — November 1st, 2023 in Macau

ROSCon 2023

ROSCon 2023 is a chance for ROS developers of all levels, beginner to expert, to spend an extraordinary two days learning from and networking with the ROS community. Get tips and tricks from experts and meet and share ideas with fellow developers.

ROSCon is a developers conference, in the model of PyCon and BoostCon. Following the success of the past six annual ROSCons, this year’s ROSCon will be held in Macau. Similar to previous years, the two-day program will comprise technical talks and tutorials that will introduce you to new tools and libraries, as well as teach you more about the ones you already know. The bulk of the program will be 10-30 minute presentations (some may be longer or shorter).

We aim for ROSCon to represent the entire ROS community, which is global and diverse. Whoever you are, whatever you do, and wherever you do it, if you’re interested in ROS, then we want you to join us at ROSCon. We encourage women, members of minority groups, and members of other under-represented groups to attend ROSCon. We expect all attendees to follow our code of conduct.

The ROSCon planning committee acknowledges that the barriers to attendance for traditionally under-represented groups may be many and varied, and we are striving throughout the planning process to make the event as inclusive and accessible as possible. This year we are proud to continue the ROSCon Diversity Scholarship to help make ROSCon 2024 more representative of the global ROS community.

We also welcome suggestions for what else we can do to encourage more participation. Contact us if you have ideas that you’d like to share.

If you don’t want to make a formal presentation, you should still bring your new project or idea to ROSCon and present it in a lightning talk.

There will be an opportunity to give a lightning talk at ROSCon. These are 2-3 minute talks, one session each day (3 minutes in the past but this may be reducing to 2.5 or 2 minutes this year). We expect to have many more people who want to present than slots are available. For fair access there will be a lottery for requesting to give a lightning talk. A summary of the process is in the Call for Proposals Talks from 2016 can be seen in this blog post or browse the recordings from past years.

There will also be open space for impromptu hacking sessions and informal presentations.

If you are looking for information on past ROSCons, including past programs, slides and videos of the presentations, see their separate websites.

Important dates to keep in mind for ROSCon 2023.

Конференция по вопросам фантастики «Роскон»

Конференция «Роскон» рассчитана на писателей-фантастов (как маститых, так и начинающих), издателей, критиков, литературных агентов, журналистов, художников, деятелей кино и телевидения и прочих, имеющих отношение к фантастической литературе. Начинающие писатели приезжают на нее, чтобы поучиться у мэтров жанра, а известные писатели-фантасты (такие, например, как Сергей Лукьяненко, Ник Перумов, Вадим Панов, Генри Лайон Олди и др.) — чтобы поделиться своим опытом с молодежью.

В программу «Роскона» входят мастер-классы от ведущих фантастов, выступления, семинары, лекции, тренинги, дискуссии, презентации новых книг, периодических изданий и издательских программ, мини-фестиваль фантастического кино, концерты, литературные конкурсы и масса других мероприятий, значительная часть которых ориентирована на начинающих писателей. По традиции программа конференции делится на тематические блоки, чтобы в ней легче было ориентироваться.

На «Росконе» традиционно вручаются несколько премий — и литературных, и не только. Так, за вклад в развитие фантастики и фэн-движения оргкомитет присуждает премию «Большой Роскон». Литературные премии «Золотой Роскон», «Серебряный Роскон» и «Бронзовый Роскон» присуждаются за лучшие фантастические произведения в номинациях «Повести, рассказы» и «Романы».

Премию «Алиса» памяти Кира Булычева вручают лучшему фантастическому произведению для детей и подростков, премию «Фантаст года» — самому успешному и рейтинговому писателю, а премию им. А. Ройфе — за достижения в области критики, литературоведения и истории фантастики.

В последние годы организаторы «Роскона» также проводят одноименный городской фестиваль фантастики. Если конференция рассчитана на писателей и других профессионалов, то фестиваль-конвент — на рядовых поклонников жанра.

Роскон 2023

РосКон-2022 или Что нужно знать о фантастических конвентах

Представьте, что вы можете пожать руку Сергею Лукьяненко, поучаствовать в семинаре Романа Злотникова, или открыть для себя чьи-то новые имена, людей, чьи книги менее известны широкому кругу читателей. Это все возможно на РосКоне!

Сергей Лукьяненко раздает автографы

Жаль, что уже не обсудить с Василием Звягинцевым, столь рано ушедшим, «логику третьего порядка», как и не выслушать больше афганские истории от Алексея Волкова.

Но не все столь радужно, особенно в некоей отдаленной перспективе. В этом году крупнейший холдинг «Эксмо» перестал быть «стратегическим партнером» фестиваля. А это значит, что бюджет был урезан до минимума. Именно поэтому РосКон-2022 не смогли посетить многие известные фантасты, чей приезд прежде спонсировался холдингом.

О причинах этого много написано. Если вкратце, то их три: люди читают электронку, а не бумажные издания, до регионов книги почти не доходят, только самые тиражные, поэтому новые имена в провинции неизвестны, и, конечно, пресловутые пираты (но они как раз не самая главная проблема). К сопутствующим факторам можно отнести нынешнее засилье сериалов, просмотр которых убивает массу времени, которое крадет у книг…

Мой роман «Знакомьтесь, Гагарин!» получил бронзу — третье место на «РосКоне». Но эта бронза для меня лично стоит любого золота.

Первое место в номинации рассказы заняла Юлия Гладкая, второе место — Александр Бачило, третье — поделили Дмитрий Казаков и Юлия Рыженкова.

Голосование происходит следующим образом. Каждому участнику фестиваля выдается книжечка, в которой перечислены абсолютно все тексты, вышедшие в прошлом году. То есть, в 2024 году мы голосуем за книги 2017 года.

А теперь представьте, каково это выбирать всего лишь десять романов, проходящих во второй тур, из примерно тысячи вышедших в прошлом году книг (и это только в категории романы)?!

Когда я открыл перечень книг в этом году, один мой вышедший в бумажном виде текст стоял на 831 позиции (по алфавиту), другой, соответственно, на 832 позиции. Кто вообще дошел до той страницы.

Как сделать, чтобы твою книгу заметили? Нужно как минимум заговорить о ней. Рассказать. Посоветовать. Обсудить. Выразить мнение. Поспорить. Реклама – это важно! Поддержка друзей и читателей – бесценно!

Думаете, вас найдет литагент и проблема решена? Как же, держите карман шире!

Это еще не гарантирует ничего. Но вы должны стараться, обязаны приложить все возможные усилия, иначе можно потратить годы, десятилетия, а вас никто не узнает и не запомнит. И при этом, разумеется, нужны достойные тексты. Плохому тексту не поможет никакая реклама.

Откровенная графомания на конвентах презирается, но и безоговорочные шедевры попадаются нечасто. А вот средний профессиональный уровень – самое распространенное явление. И некоторые из таких книг обязательно нужно выделять.

Роскон 2023

Роскон 2024

С 29 марта по 1 апреля 2024 года в подмосковном пансионате «Лесные дали» традиционно состоится литературный конвент «Роскон». В этом году мероприятие посетит Дэвид Брин — он проведет встречу с читателями и мастер-класс для писателей.

Конференция «РосКон» — место встречи писателей, издателей, журналистов, литагентов, критиков и всех прочих, имеющих отношение к литературе. Здесь можно пообщаться с самыми известными писателями-фантастами , деятелями кино и телевидения, имеющими отношение к фантастике. Кроме того, вручаются престижные литературные премии — «Алиса», «Роскон», «Фантаст года».

Ожидается интересная программа, в которой заявлены в частности:

Лекция Дэвида Брина «Наше будущее в космосе»

Лекция Дэвида Брина «AI, SETI и научная фантастика»

Лекция Дмитрия Светлова «Морские катастрофы в фантастике»

Лекция Романа Злотникова «Что такое элиты?»

Литературная гостиная Г. Л. Олди

Лекция «Милая, несчастная девочка. Запрещенные приемы в литературе»

Лекция Григория Панченко «Златые цепи для всех дубов»

Лекция Вадима Панова «Шестой технологический уклад: рай или апокалипсис?»

Лекция Сергея Чекмаева «Как заработать на книгу, не издавая ее!»

Мастер-классы Сергея Лукьяненко (космический «young adult») и Евгения Лукина (Провинциальный НФ-детектив )

С полным списком программы можно ознакомиться на официальном сайте «Роскона».

Кроме того, оргкомитет проводит конкурс фотографии, лучше всего выражающей дух Роскона. Для участия в конкурсе необходимо в течение конвента выкладывать свои фотографии в Инстаграме и/или в Фейсбуке с хэштегом #Роскон2022. Итоги будут подведены на закрытии Роскона. Главный приз — оплаченный банкет на следующий Роскон.

Роскон-2022. Итоги

Победитель конкурса «Роскон – Грелка»
К.А.Терина «Агафья будет жить»

Поскольку уже возникли вполне резонные вопросы, то сразу уточню детали. Роман Васильева действительно сперва выкладывался в электронном виде еще в далеком 2015-ом году, однако в 2017-ом книга была издана на бумаге в севастопольском издательстве Шико. В интернет-магазинах и вообще в сети информация о данном издании представлена лишь строчкой в номинационном списке Роскона, а теперь и полупустой карточкой в базе ФЛ. Остается надеяться, что обладатели бумажной книги сообщат библиографические сведения. Серебро вполне заслуженно взял роман Дивова, впрочем, куда лучше бы там смотрелась дилогия целиком. Увы, вторую часть истории о мамонтах и заводчиках мы ждем уже больше года. Бронза наконец-то несколько удивила. Правда, я читал лишь один роман Шенгальца — «Сыщик Бреннер», который оставил впечатление скучноватой и скомканной истории. Хочется надеяться, что это было случайностью, а не закономерностью.

Что касается повестей и рассказов, то два предполагаемых фаворита — К.А.Терина и Лукин — прошли в короткий список сразу двумя позициями и, видимо, голоса рассеялись поровну. Зато первое место занял рассказ-призер прошлогоднего конкурса «Роскон-Грелка». Рассказ Казакова тоже не может похвастаться многотиражной бумажной публикацией — он вышел в спецномере «Если», посвященном Якутии. В целом, пьедестал в малой/средней оставил смешанные впечатления.

Радует, что не прерывается вручение премии «Час Быка». Роман Мельника номинировался в прошлом году на целый ряд престижных премий, но ни АБС, ни Филигрань, ни Новые Горизонты или Интерпресскон ему не улыбнулись. Однако теперь награда добралась до героя:) А вот приз «Алиса» я никак комментировать не буду, поскольку книги Гаглоева не читал. Хватило агрессивной пиар-кампании в сети, где активно использовались накрутки и клоны. Приз имени Ройфе достался злободневной статье старых-добрых Олди, которую не обсуждал в сети разве что ленивый. А почетным гостем конвента стал Брин, что не может не радовать!

Роскон 2023

РОСКОН-2016: самое подробное расписание

Расписание главной сцены фестиваля РОСКОН-2016:

19 марта, суббота

11:00 — Церемония открытия фестиваля.

12:30 — Встреча и автограф-сессия с создателем цикла «Дозоры» Сергеем Лукьяненко.

13:00 — Конкурс косплея. Индивидуальное дефиле.

14:00 — Встреча и автограф-сессия с мэтром научной фантастики Василием Головачёвым. Презентация романа «Запрещенная реальность. Перезагрузка».

14:30 — Встреча и автограф-сессия с создателем цикла «Тайный город» Вадимом Пановым . Презентация новой книги «Зандр» .

15:00 — Мастер-класс и фристайл на танцевальном автомате In The Groove 2 От J-Play Café — японские игровые автоматы.

15:30 — Артистическое фехтование в стилистике «Звёздных Войн» от студии «Саберфайтинг Арт».

16:10 — Танцевальный номер «Сайлент-хилл» от D-CUBE.

16:20 Встреча и автограф-сессия с Олегом Дивовым . Презентация романа «Война миров» .

16:50 — Вручение премий «Алиса», «Большой Роскон» и премии за победу в конкурсе «100 %-ная фантастика».

17:25 — Световое шоу Open Space от Forside Show.

18.00 — Розыгрыш Баланс борда, выполненного специально к Роскону — 2016 от компании «Баланс борд.ру».

18:40 — Косплей. Групповое дефиле участников. Вне конкурса.

20:00 — Окончание первого дня работы фестиваля.

20 марта, воскресенье

11:00 — Церемония открытия второго дня фестиваля.

11:10 — Акробатическая постановка Terminators от Forside Show.

11:20 — Конкурс косплея. Индивидуальное дефиле.

12:10Антон Первушин представляет космонавтов России. Послание потомкам.

13:30 — Конкурс косплея. Первый финал.

15:00 — Торжественное вручение премии «Фантаст года».

15:10 — Встреча и автограф-сессия с Дмитрием Глуховским.

15:40 — Встреча с Александром Мазиным. Презентация новой книги «Викинг. Земля предков».

16:40 — Конкурс косплея. Второй финал.

17:40 — финал турнира по In The Groove 2 От J-Play Caf? — японские игровые автоматы

18:10 — Встреча и автограф-сессия с Салли Грин. Презентация трилогии «Половинный код»

18:40 — Танцевальный номер «Безумный Макс» от D-CUBE

18:50 — Heroes представляет Show по мотивам всеми любимой игры Mortal Kombat

19:10 — Конкурс косплея. Дефиле участников. Подведение итогов. Вручение призов. Выступление оркестра барабанщиков от школы Samba de Primeira

Роскон 2023

Городской фестиваль фантастики Роскон 2016. Впечатления

NB Самое главное, что хотелось бы сказать о Росконе — здорово, что он есть. На сегодня это самый большой литературный конвент в России Любой проект не идеален, есть множество моментов, к которым можно придраться, огромный простор для улучшения, но самое главное — он есть, и он развивается в лучшую сторону.

Отдельное внимание мы хотели бы уделить Дмитрию Русу, который, кажется, был везде одновременно. Ни один день и ни одна сцена не обходились без его участия. Так же активны, но менее заметны были Олег Дивов, Вадим Панов и Роман Злотников.

(слева направо) Дмитрий Малкин, главный редактор отдела фантастики издательства ЭКСМО, Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст

Косплей. Первое, что вспомнит любой участник Роскона — шикарные косплееры, интереснейшие костюмы, селфи с любимыми героями книг, игр и фильмов. Пожалуй, косплей спас весь фестиваль, завернув его в красивую обёртку, дав возможность получить эстетическое удовольствие, прикоснуться к удивительному миру. Если бы в рамках фестиваля не было бы косплея, то, честно говоря, непонятно, чем бы он запомнился. С другой стороны, очень много костюмов уже мелькали на других конвентах, на том же ComicCon’е. Хотя была и своя уникальная составляющая реконструкторов и выживальщиков различных видов.

Стенды. Оформление тематических зон, магазинов и активностей очень порадовало. Очень атмосферно и с любовью. Сразу было видно, что оформлением занимались фанаты своего дела. Были и странные активности, не особо вписывающиеся в общую концепцию, хотя это не мешало им быть востребованными посетителями.

Дискуссионный клуб. Само помещение клуба было очень небольшим, но всё же более-менее изолированным от звука главной сцены, что радовало. А не радовало то, что найти этот клуб человеку, который был слабо замотивирован, было крайне сложно. Всего одна вывеска под лестницей, над закрытой дверью. Зато сами обсуждения были очень годными. Мы, конечно же, не прошли мимо и, совместно с Росконом, провели классический уже для нас практикум «Первая страница» с Игорем Минаковым, Дмитрием Русом и Вячеславом Бакулиным. Как тонко заметила одна наша постоянная читательница «хороший, плохой, злой». Время пролетело очень быстро, а ведущие отлично дополняли друг друга, комментируя с различных точек зрения.

Нам кажется, что именно форматы дискуссионных клубов нужно развивать в рамках Роскона для лучшего понимания читателями целей и ценностей писателей. Или, по крайней мере, устраивать автограф-сессии в местах, где читатели могут задать вопрос, а писатели на них ответить.

Минусы площадки. Площадка была подобрана не очень удачная. Не смотря на то, что места для всех было достаточно, активностей и стендов хватало. А вот пообщаться в залах Space Moscow было решительно невозможно из-за плохо настроенного и очень громкого звука. Если бы это касалось только главной сцены — это была бы только часть беды, но все три этажа фестиваля по сути составляли единое пространство со сценой и звук был одинаково давящим на всех уровнях.

Второй минус площадки — свет. Точнее его отсутствие в первый день. Спасибо организаторам, что пытались исправить ошибки на лету и во второй день света стало значительно больше.

Третий минус: практически полное отсутствие навигации, а узнать что где проходит можно было только из прямых включений из зала на большой экран. И, кстати сказать, идея внутренних прямых включений была очень интересной и хорошо исполненной. Тут опять отдельный плюс организаторам.

Но все эти минусы легко исправляются, а сам фестиваль явно растёт и развивается, поэтому можно пожелать только более грамотно подойти к выбору площадки и системе навигации.

В целом же, нельзя не признать, что Роскон на сегодня — главное литературное событие года. Очень здорово, что такой формат работы с аудиторией появился и активно развивается. Очень жаль, что существует он только в фантастике.

И последнее замечание, услышанное в зале. Кто-то из редакторов спросил Майкла Суэнвика: «Как вам Роскон?», на что Майкл после раздумий ответил: «Хорошо. Но очень коммерциализировано.»

«РосКон» — одна из крупнейших, с размахом организованная российская конференция.

«РосКон» — традиционное место встречи издателей, писателей, журналистов, литагентов, критиков, переводчиков, художников, работающих в жанре фантастики из Российской Федерации и зарубежных стран. Здесь можно насыщенно и активно отдохнуть. Во время конференции проводятся семинары, встречи и дискуссии.

На конференции самым демократическим путем — никаких номинационных списков (голосование в два тура) — вручаются основные премии «Роскон» в трех номинациях: «Роман», «Повесть, рассказ», «Фантастиковедение». Победителям в этих номинациях вручаются памятные призы: «Золотой РОСКОН» за первое, «Серебряный РОСКОН» за второе и «Бронзовый РОСКОН» за 3-е место.

Призы «РОСКОНы» — прекрасные статуэтки, в виде всадника, поражающего дракона (нечто, весьма напоминающее Георгия Победоносца).

Кроме этого на конференции проходит вручение ежегодных литературных премий за достижения в области фантастики:
«Большой РосКон» (за многолетний вклад в отечественную фантастику),
«Алиса» (за лучшую фантастическую книгу для детей и юношества),
«Фантаст года» (с 2003 года, за наибольший коммерческий успех),
«Час Быка» (с 2010 года, за «самое социально ориентированное произведение»),
«Интернет-Роскон» (с 2010 года, за лучший ресурс интернета по фантастике)

Премия за лучший роман прошедшего года.

Премия за лучшие произведение малой или средней формы.

Премия им. Александра Ройфе учреждена вместо упраздненной в 2015 году премии «Роскон» в номинации «Критика, литературоведение, история фантастики». Премия посвящена памяти Александра Ройфе, внесшего неоценимый вклад в становление конференции «Роскон» и развитие российской жанровой критики и публицистики. Премия присуждается решением жюри, состоящего из лауреатов премии «Роскон в номинации «Критика, литературоведение, история фантастики» за 2000-2014 годы, а также вдовы Александра Ройфе — Августы. Голосование жюри осуществляется на основе подготовленного Оргкомитетом библиографического списка, включающего соответствующие профилю премии (критика, литературоведение, история фантастики) произведения, впервые напечатанные в минувшем году в книгах и периодических изданиях, имеющих номера ISBN или ISSN. Год выпуска определяется по выходным данным книг и периодических изданий. В библиографический список не включаются рецензии, интервью, репортажи, публицистика писателей-фантастов, не имеющая отношения к жанру, аннотации (в том числе обзоры, составленные из аннотаций), предисловия/послесловия, статьи о кино или иных видах искусства, кроме литературы. Члены жюри имеют право дополнять библиографический список любыми произведениями, соответствующими указанным выше критериям.

Критика, литературоведение, история фантастики.

Премия «Роскон» по номинации вручается составителю лучшей антологии отечественной фантастики из числа изданных в минувшем году. Антологии, вышедшие по результатам литературных конкурсов с жюри из нескольких человек, считаются изданными без составителя.

Премия «Большой Роскон» вручается по решению Оргкомитета лицу или организации, внесшим значительный вклад в развитие фантастической литературы, кинематографа, иных видов искусств, а также фэн-движения в России и странах СНГ.

От фонда развития фантастики. Вручался только в 2001 году.

Премия «Алиса» вручается лучшему произведению детской и подростковой фантастики, которое увидело свет в минувшем календарном году. Премия посвящена памяти писателя Кира Булычева, столь много сделавшего для развития этого направления литературы. Премия присуждается совместным решением Оргкомитета и вдовы Кира Булычева — художника Киры Алексеевны Сошинской.

Специальная премия от Федерации независимых профсоюзов России под названием «Час быка», которая вручается за «самое социально ориентированное произведение».

Вручалась единожды в 2008 на совмещенной конференции РосКон и ЕвроКон — EuroRosCon за лучшее произведение российских писателей за все время проведения РосКонов. В номинации: романы, завоевавшие с 2001 по 2007 год главные призы по результатам демократических голосований участников трёх ведущих конвентов: премии «Интерпресскон» в номинации «Крупная форма» на конвенте «Интерпресскон»; премии «Золотой Роскон» в номинации «Роман» на конвенте «Роскон»; премии «Золотой кадуцей» в номинации «Лучший роман» на конвенте «Звездный мост».

Вручалась единожды в 2008 на совмещенной конференции РосКон и ЕвроКон — EuroRosCon за лучшее произведение российских писателей за все время проведения РосКонов. В номинации: романы, завоевавшие с 2001 по 2007 год главные призы по результатам демократических голосований участников трёх ведущих конвентов: премии «Интерпресскон» в номинации «Крупная форма» на конвенте «Интерпресскон»; премии «Золотой Роскон» в номинации «Роман» на конвенте «Роскон»; премии «Золотой кадуцей» в номинации «Лучший роман» на конвенте «Звездный мост».

Присуждается Гиннесовским комитетом за самые большие тиражи на протяжении длительного времени и наибольшее количество изданных книг. Единственному обладателю звания, Василию Головачёву, в 2005 года был вручен сертификат, подтверждающий регистрацию этого общероссийского рекорда.

Роскон 2023

Роскон: постигая фантастику

РОСКОН — крупнейший фестиваль фантастики в России, который уже несколько лет подряд собирает тех, кто неравнодушен к мифическим и сказочным мирам. 19-20 марта 2016 года фестиваль прошёл в огромном московском клубе — SPACE MOSCOW. В одно время, под крышей клуба во всеобщем лабиринте фантастического хаоса собрались издатели, писатели-фантасты, как известные, так и не очень, косплееры, в фантастических и даже порой сюрреалистических образах героев книг, фильмов, аниме и компьютерных игр, и, конечно, просто любители компьютерных игр, манги и мира фантастики.

Первое, что стоит отметить при входе на фестиваль, это узкий длинный коридор, переполненный лавками, торгующими всевозможной гик-атрибутикой. Там гости фестиваля могли приобрести что угодно, начиная со стандартных фанатских значков и маек, заканчивая тематическими книгами в затейливых переплетах, костюмами персонажей и изящными изделиями ручной работы. Как только попадаешь на территорию фестиваля, создается впечатление, что попал ты не на гик-фестиваль, а на сумасшедшую костюмированную вечеринку.

Самым ажиотажным и долгожданным событием для фанатов на фестивале стал традиционный конкурс косплееров, который собрал вокруг сцены всех присутствующих. Каждый желающий, предварительно подав заявку на участие в битве за лучший косплей, мог попробовать силы и показать свои способности перевоплощения. Было видно, какую титаническую работу проделали участники, проработав свои выступления до самых мелочей. Костюмы и подход косплееров порой поражали воображение, трудно представить, как собственноручно создавались столь реалистичные костюмы. Здесь были все, начиная от тёмной медсестры из «Сайлент Хилла» и Грута вселенной Marvell (только представьте себе реакцию простого обывателя на огромное передвигающееся и будто натуральное дерево) до персонажей из вообще всех известных доселе сюжетов Манги и аниме. Главный приз размером в 50 000 рублей и памятный кубок получил начинающий косплеер SnaWr, который представил образ Sabrewulf из игры «Killer Instinct». Приз зрительских симпатий получила Антонина Рыбакова за образ полуорчихи Гаронны из «World of Warcraft».

  • Также на сцене разворачивались сражения на световых мечах и на звание лучшего танцора на японских музыкальных автоматах. В сложной борьбе в танце на музыкальном автомате выиграла девушка Катя, покорившая зрителей своей техникой: танцевала она практически босиком.

    Прямо напротив сцены расположилась зона фехтования, где всех желающих облачали в боевые костюмы, давали специальное бутафорское оружие и обучали основам ведения боя. Опытные мастера устраивали показательные выступления, вызывая восторженные отклики у зрителей.

    В глубине зала первого этажа притаилось помещение для дискуссионного клуба. Каждый час там происходило много интересного и необычного: писатели играли в «Мафию» со всеми желающими (при чем сам финал игры воистину мог стать сюжетом новой книги: Вадима Панова «расстреляли»,а Дмитрия Руса «казнили»), также обсуждали главные проблемы российской фантастики, говорили о популярности романтического фэнтези и давали советы новичкам. Темы дискуссий были весьма занятны – «Жива ли научная фантастика?», «1000 способов уничтожить наш мир и несколько способов его спасти», «Нестимпанк! Проблема идентичности в условиях постмодернизма» и «Фантастика прогнозирует будущее».

    На втором этаже расположилась зона с настольными играми, где гости фестиваля могли выбрать для себя развлечение по душе и весело провести время с друзьями.

    Для любителей комиксных супергероев был организован целый уютный уголок, где устроившись на мягких пуфиках, можно было спокойно насладиться лучшими графическими романами. На третьем этаже работал клуб, посвященный масштабной настольной игре Warhammer. Здесь можно было приобрести игровые фигурки и самим же их раскрасить.

    Ярким завершением первого дня стало драйвовое и зажигательное выступление рок-группы ZAVTRA.

    Стоит сказать, что изначально РОСКОН был задуман как мероприятие закрытого типа, исключительно для проведения мастер-классов среди писателей. В рамках масштабного городского события он проходит только третий год. Нельзя не заметить- с каждым годом фестиваль набирает обороты, что является продвижением увеличения популярности фантастической литературы среди населения (в этом году фестиваль собрал более 5000 человек. При этом основную массу посетителей мероприятия, конечно, представляет молодёжь – юные фанаты-энтузиасты.

    Роскон 2023

    Побывав в нынешнем году на Росконе, я как будто перенеслась во времени и оказалась на собрании дворянства в эпоху, когда победа буржуазии стала неоспоримой.

    Дорогие товарищи писатели прошлого поколения ещё держатся за принципы и «качественную литературу», но уже очевидно, что она умрёт вместе с ними.

    Откуда взялись такие печальные выводы?

    Современное российское книгоиздание направлено на создание массовогопродукта. Это утверждение подтверждается следующими фактами:

    Получается, чем ближе книга к известному шаблону, тем лучше. Это и называется тренд. Если роман в тренде, его напечатают.

    Однако именно из неформата рождаются бренды — произведения, сумевшие открыть новое направление и стать трендом.

    В настоящее время традиционное книгоиздание находится в кризисе. Бюджет издателя слишком ограничен, чтобы рисковать и печатать книги, чьи шансы «не взлететь» довольно высоки. Поэтому неформат можно встретить только в интернете.

    Соответственно, тренды рождаются тоже там. К примеру, относительно новое направление LitRPG возникло и выросло на Самиздате.

    Тренд vs Бренд

    Да, придётся писать по шесть романов в год. Да, эти романы будут похожи друг на друга как братья-близнецы. Да, удовольствие от творчества заменит тяжкий труд. Но деньги, как говорится, не пахнут.

    Этим «презренные» буржуа и отличаются от дворянства. Плевать они хотели на гордость, предков и честь, был бы доход от предприятия.

    Соответственно, главный их интерес направлен на повышение прибыльности незавидного труда «рабочей лошадки», впряжённой в упряжку существующих серий.

    Писатели на Росконе

    На Роскон приезжают две категории писателей:

    А дальше происходит примерно следующее. Писатели делятся с МТА опытом, чтобы те нашли свой путь, как стать брендом, и не понимают, откуда в глазах последних возникает такая безнадёжная скука и тоска при словах «качественная литература».

    Действительно, откуда? Для примера приведу типичные требования к серийному роману:

    • Динамичный сюжет (события развиваются быстро),
    • Много диалогов и действий (соответственно, мало рассуждений, отступлений и описаний),
    • Обаятельные, харизматичные персонажи,
    • Простая, понятная цель героя и антагониста,
    • Простой язык,
    • Простой юмор.

    Так и хочется добавить: чем проще, тем лучше, — ведь читатель не должен напрягаться. Он взял книгу в руки, чтобы отдохнуть от работы, от быта, от накопившихся проблем. Какая, к чертям собачьим, серьёзная литература? Какая проблематика, тема, идея?

    Потерянное поколение

    Обычно так говорят о людях, которые ушли из профессии в 90-х торговать на рынок, потому что из-за их массового ухода образовалась брешь: в профессии остались люди старой закалки, настоящие пенсионеры-воины, готовые работать за Идею, и бестолковый зелёный молодняк.

    В случае литературы имеет смысл говорить о потерянном поколении двухтысячных, которое не подарило миру вторых Пушкиных и подарить уже не способно.

    Потому что дети всегда более чуткие к изменениям правил игры.

    Когда они видят, что от качества текста ничего не зависит, более того, это качество только вредит, отпугивая массового читателя незнакомыми словами и сложными языковыми формами, то сознательно перестают писать качественно. Да и зачем? Когда единственное, чего хочет современный читатель, это ежедневная прода.

    Неизбежное будущее

    В условиях массового книгопроизводства и при отсутствии механизмов выявления отечественных талантов мы скоро придём к тому, что нас покорят иностранные бренды и зарубежная культура.

    • Писатели с Именем рано или поздно умрут,
    • Новых писателей с Именем не возникнет, потому что нет условий для их появления,
    • Зато останутся талантливые подражатели, способные писать быстро и по шаблону, которые заполнят собой весь рынок.

    Пока всего этого не случилось, ещё можно съездить на Роскон, приобщиться к литературе как к виду искусства и поговорить с людьми, способными поднять обычный текст до уровня тренда.

    Но почему-то не оставляет в покое мысль, что Роскон-2022 станет последним.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector