Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора

Федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2019 года

Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора

СОДЕРЖАНИЕ

Жизнь бухгалтера государственного сектора не стоит на месте. Вот и новый 2019 год, как щедрый Дед Мороз, готовит новые сюрпризы. Давайте уже сейчас приподнимем завесу грядущего года и рассмотрим все, что он для нас припас. Здесь и пять новых федеральных стандартов, применять положения которых нужно при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2019 года и для составления отчетности 2019 года, и изменения в бюджетной классификации, а также налоговые «сюрпризы».

1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н (далее – СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учетной политики, дает понятие оценочных значений, устанавливает порядок исправления ошибок, а также регулирует отражение в отчетности последствий изменений учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок. Специалистами финансового ведомства письмом от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480 доведены Методические рекомендации по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Они не только более подробно разъясняют положения этого стандарта, но и показывают его применение на примерах.

Учетная политика

Ранее при формировании и применении учетной политики бухгалтеры государственного сектора довольствовались лишь отдельными положениями Инструкции № 157н, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», СГС «Концептуальные основы». С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Рассмотрим наиболее интересные его положения.

В стандарте прямо указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается – руководителем (п. 8 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учетной политики.

Как и прежде, установлено требование о применении учетной политики последовательно из года в год (п. 11 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). То есть ежегодно формировать учетную политику не нужно.

В стандарте приведены случаи и порядок изменения учетной политики (п. 11-14 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Оценочные значения

Многие показатели бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности не поддаются точному определению, а могут быть лишь оценены. Этому посвящен раздел IV СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Так, к оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

В СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности. Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Согласно СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью, как и было ранее (в п. 18 Инструкции № 157н). Порядок исправления ошибки и отражения ее исправления в отчетности зависит от:

  • даты обнаружения ошибки;
  • ее существенности.

В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, подробный пример исправления ошибки приведен в Методических рекомендациях от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480.

Таким образом, бухгалтеру госсектора нужно помнить, что при формировании учетной политики, определении оценочных значений и исправлении ошибок в бухгалтерском (бюджетном) учете в 2019 году нужно руководствоваться новым СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Он применяется во взаимосвязи с нормами продолжающих действие нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.

2. События после отчетной даты

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н (далее – СГС «События после отчетной даты»). Методические рекомендации по применению СГС «События после отчетной даты» доведены письмом Минфина России от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005.

Понятие события после отчетной даты в контексте стандарта не меняется по сравнению с приведенным в п. 3 Инструкции № 157н (п. 2 СГС «События после отчетной даты»). К событиям после отчетной даты, к примеру, относятся (Методические рекомендации от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005):

  • изменение кадастровой оценки земли после отчетной даты;
  • завершение после отчетной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчетную дату актива или обязательства;
  • ошибка, обнаруженная после отчетной даты (с учетом условий принятия отчетности);
  • существенное поступление или выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но отраженным в протоколах, актах, подписанных комиссией по инвентаризации и ответственными лицами после отчетной даты.

В то же время поступление в бухгалтерию первичных документов (например, актов выполненных работ) за отчетный год после отчетной даты не относится к событиям после отчетной даты (п. 5 СГС «События после отчетной даты», п. 1.7 Методических рекомендаций от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005).

  • классификацию событий после отчетной даты;
  • правила их отражения в бухгалтерском учете;
  • правила раскрытия информации о них при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • подтверждающие условия деятельности. Такие события признаются последним днем отчетного периода и раскрываются в отчетности за отчетный период;
  • указывающее на условия деятельности. Такие события отражаются в периоде, следующем за отчетным, и раскрываются в Пояснительной записке и (или) Пояснениях, представляемых в составе полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.

3. Отчет о движении денежных средств

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н (далее – СГС «Отчет о движении денежных средств»). Этот нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств характеризует:

  • поступления и выбытия не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию;
  • изменение остатков денежных средств.

Эквиваленты денежных средств это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости (п. 6 СГС «Отчет о движении денежных средств»).

СГС «Отчет о движении денежных средств» не содержит периодичности представления Отчета о движении денежных средств. В то же время Инструкции по составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности № 191н и № 33н указывают на предоставление этого отчета на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным. Поэтому, по всей видимости, заполнять Отчет о движении денежных средств впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» утвержден приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н (далее – СГС «Доходы»). СГС «Доходы» применяется при учете доходов и раскрытии о них информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В п. 4 СГС «Доходы» перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются. Это, например, доходы, полученные:

  • по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • от продажи основных средств, нематериальных активов и материальных запасов (за исключением товаров, готовой и биологической продукции) и другие.

Дело в том, что учет перечисленных в п. 4 СГС «Доходы» доходов регулируется соответствующими стандартами, уже вступившими в силу, такими как, СГС «Аренда», СГС «Основные средства» или ожидающими своей очереди (п. 3, п. 44 СГС «Доходы»).

Для целей бухгалтерского учета критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена (п. 7 СГС «Доходы»).

СГС «Доходы» делит все доходы на 2 обширные группы:

  • доходы от необменных операций (например, доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование, доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба);
  • доходы от обменных операций (доходы от собственности, доходы от реализации).

Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции (п. 8 СГС «Доходы»). От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учету – СГС «Доходы» подробно рассматривает каждый случай.

СГС «Доходы» дает понятие доходов будущих периодов. Это доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (п. 7 СГС «Доходы»). В стандарте прямо указаны такие доходы, например, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 54 СГС «Доходы»).

5. Влияние изменений курсов иностранных валют

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» утвержден приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н (далее – СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» устанавливает:

  • единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» весьма специфичен и не будет так востребован у бухгалтеров госсектора, как, например, СГС «Основные средства», СГС «Аренда» или СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В то же время данный стандарт применяется всеми учреждениями государственного сектора (п. 1 СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). Поэтому тот факт, что учреждение не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учета, выраженные в иностранной валюте, не говорит о том, что о стандарте можно забыть. Более правильно сказать, что отсутствует (вполне возможно даже временно) объект для применения СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют». А знать и помнить, что в определенных случаях с 2019 года учреждениями госсектора применяется СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» бухгалтеру необходимо.

Продолжение будет опубликовано в ближайшее время.

В 2019 году появляются новые стандарты учета

В 2019 нужно пользоваться новыми стандартами учета. Что именно изменится? Подробно разбираем каждый стандарт.

С 2019 года нужно будет использовать новые стандарты при организации бюджетного/бухгалтерского учета. Применять их нужно уже при составлении отчетности за 2019 год. Новые стандарты не меняют правила учета кардинально, но в них содержатся нововведения. Рассмотрим основные особенности стандартов.

ФСБУ «Отчет о движении денег»

Отчет о движении денег нужен для отражения этой информации:

  • Приход и выбытие денег.
  • Изменение размера остатка денег.

Документ составляется по форме 0503123. Оформление отчета регламентируется Инструкцией №191н. Если документ создается бюджетным органом, актуальна форма 0503723. Заполняется он будет на основании Инструкции №33н.

Новый стандарт содержит эти положения:

  • Общие нормы.
  • Терминология.
  • Основы создания отчета.

Отчет будет оформляться, как и прежде, в разрезе КОСГУ. При этом используется аналитика по направлениям прихода/расхода.

Денежные потоки, на основании нового стандарта, классифицируются в зависимости от операций, являющихся источником их возникновения:

  • Текущие. Текущими называют те операции, которые сопровождают основную работу организации. К примеру, это принятие платы за услуги, получение субсидий, траты на ЗП сотрудникам, уплата налогов.
  • Финансовые. Предполагают изменение объема и структуры заемных средств.
  • Инвестиционные. Такие потоки образуются от операций инвестиционного характера: продажа ОС и активов, их приобретение.

Если потоки затруднительно поместить в одну из представленных категорий, они признаются текущими.

Потоки разных категорий нужно фиксировать отдельно друг от друга. Делать так нужно даже тогда, когда в одной операции фигурирует несколько потоков. Особенности составления отчета с учетом новых стандартов:

  • Фиксировать требуется чистые потоки. То есть, с вычетом выполненных возвратов.
  • Если потоки представлены в валюте, необходимо переводить их в рубли в соответствии с курсом на дату поступления/убытия.

ВАЖНО! Стандарт «О движении потоков», в отличие от других стандартов, начинает действовать только с 2020 года.

ФСБУ «Учетная политика»

Стандартом задаются общие требования к созданию и утверждению учетной политики (УП), к исправлению ошибок. Общие требования, практически аналогичные содержанию стандарта, содержатся в Инструкции №157н. Но в ФСБУ есть ряд нововведений. Они касаются этих положений:

  • Перспективное использование УП.
  • Признание итогов корректировок оценочных положений.
  • Ретроспективный пересчет.

Как и прежде, в 2019 году учетная политика создается самой фирмой. При этом учитываются отраслевые нюансы. Однако новый стандарт уточняет, кто именно будет отвечать за создание политики: главбух или другой сотрудник, на которого возложены соответствующие полномочия.

ФСБУ регламентирует случаи внесения изменений в УП:

  • Изменение законов, касающихся бухучета.
  • Появились правила, нужные для уточнения информации, придания содержанию отчета достоверности.
  • Изменение деятельности организации (к примеру, реорганизация).

Обычно все корректировки заносятся в отчет с начала года. Если изменения нужно внести на протяжении года, их требуется согласовать с учредителем. Однако если меняется оценочное значение, это не будет считаться корректировкой учетной политики. Но если меняется метод установления оценочного значения, то это уже будет считаться изменением.

Порядок устранения ошибок регламентируется Инструкцией №157н. Новый стандарт расширяет перечень методов внесения исправлений. Скорее всего, и Инструкция №157н изменится до 2019 года.

В учетную политику нужно внести используемые методы корректировок. Нужно это для того, чтобы применяемые способы не вызвали вопросов при проверках. Изменять отчетность, которая утверждена и сдана, запрещается. Порядок исправления ошибки зависит от периода ее обнаружения:

  • Во время локальной проверки после подписания отчетности, но до ее крайнего срока сдачи. Вносится дополнительная запись. Ошибка устраняется инструментом «красное сторно».
  • Во время камеральной проверки после крайней даты сроки сдачи, но до принятия отчетности. Используется метод «красное сторно» или же документ уточняется на основании решения уполномоченного учреждения.
  • В процессе локального или внешнего аудита после принятия отчетности, но до момента утверждения. Используется метод «красное сторно».

Проще всего исправить неточность, найденную в текущем году.

ВАЖНО! В пояснениях к документу указываются сведения о последствиях корректировки учетной политики, об ошибках предыдущего периода.

ФСБУ «События после отчетного периода»

События после отчетного периода – это операции со следующими характеристиками:

  • Влияние на финансовое состояние организации, итоги ее деятельности, финансовые потоки.
  • Исполненные в промежуток между отчетной датой и моментом подписания документа.

Новый стандарт утверждает эти положения:

  • Классификация событий.
  • Особенности фиксации в бухучете этих событий.
  • Порядок раскрытия сведений о событиях при создании отчетности.

Степень существенности событий определяется организацией самостоятельно.

ФСБУ «Доходы»

Стандарт «Доходы» не меняет существующие нормы, но уточняет их. В частности, новый акт уточняет порядок признания доходов. Теперь признание выполняется по итогам операций, предполагающих получение выгоды или другой пользы. Признавать доходы можно только тогда, когда размер будущего дохода можно точно установить. Новый ФСБУ также меняет структуру доходов и отражение сведений о доходах в отчетности. Стандарт не применяется по отношению к этим доходам:

  • Полученные в ходе передачи имущества в аренду.
  • Полученные в ходе передачи активов на основании соглашения о безвозмездном использовании.
  • Реализация ОС и НМА.
  • Изменение стоимости активов и обязательств, их выбытие.

Источником дохода не считается обмен активами с аналогичными характеристиками, если при этом не присутствуют расчеты.

ФСБУ «Воздействие изменения курса валют»

Новый стандарт утвердил положения, касающиеся этих направлений:

  • Единый порядок изменения стоимости в валюте.
  • Способы перерасчета значений активов, обязательств, финансовых итогов.

Стоимость учитываемых объектов необходимо переводить из валюты в рубли.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета в 2019 году

Новые стандарты по БУ применимы только для учреждений госсектора. Коммерческих компаний и предпринимателей данные нововведения не коснутся. Все новшества закреплены соответствующими Приказами Минфина РФ:

  1. №278н — Отчет о движении денежных средств.
  2. №274н — Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
  3. №275н — События после отчетной даты.
  4. №32н — Доходы.
  5. №122н — Влияние изменений курсов иностранных валют.

Применение этих Приказов Минфин обязательно уже с января. Например, бухгалтерскую финансовую отчетность за 2019 год бюджетники обязаны формировать уже по новым правилам. Однако есть некоторые разделы, которые вступят в действие с отсрочкой. К примеру, положения о составлении отчета о движении денежных средств в части отражения информации о финансовых инструментах станут обязательными только к отчетности 2020 года.

Теперь подробно разберем суть нововведений.

ФСБУ «Отчет о движении денежных средств»

Введенный отчет новым назвать нельзя, так как бюджетники его заполняют несколько последних лет. Унифицированных форм две:

  1. Для бюджетных и автономных учреждений бланк ф. 0503723, утвержден Инструкцией №33н.
  2. Для казенных учреждений — ф. 0503123, утвержден Инструкцией №191н.

Сам отчет предназначен для формирования информации о поступлении и выбытии денег внутри экономического субъекта, а также об изменении остатков средств на счетах и в кассе учреждения. В форму вносятся сведения не только о денежных активах, но и об их эквивалентах.

Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 устанавливает общие правила и требования к составлению этого вида отчетности. Как и прежде форму следует заполнять в разрезе кодов КОСГУ, с учетом аналитики по видам поступлений и выбытий, которые отражены в бухучете организации.

Все операции, включаемые в отчетность, классифицируются на:

  1. Текущие — это поступления и выбытия денежных средств организации, направленные на реализацию основных функций и полномочий, возложенных на данный экономический субъект. Например, текущими поступлениями можно считать субсидии на выполнение госзадания, поступление арендной платы за пользование гос/мун имуществом. А текущими выбытиями можно считать расходы на оплату труда, оплата коммунальных услуг, расчеты с бюджетом по налогам, сборам, взносам и так далее.
  2. Инвестиционные — те операции, которые направлены на приобретение объектов основных средств, нематериальных и непроизводственных активов, приобретение финансовых инструментов, которые не относятся к эквивалентам денсредств, а также предоставление заимствований и их погашение.
  3. Финансовые — это отдельный вид операций, который характеризуется изменением размера и состава заемных средств организации.

Обратите внимание, что операции, которые невозможно классифицировать однозначно, то есть если возникают сомнения по отнесению к конкретной категории, следует отражать в составе текущих операций.

При составлении отчета о движении денежных средств необходимо учитывать характерные особенности. К примеру, денежные операции разных типов следует учитывать раздельно. Так, если один платеж или поступление состоит из разных типов операций, их нужно отражать в отчетности отдельно друг от друга. К примеру, платеж в счет погашения займа поступил одной суммой, однако платеж по основному долгу следует отразить в составе финансовых операций, а вот погашение процентов по займу — уже отнести в состав текущих операций.

К тому же все денежные потоки следует отражать исключительно в чистом виде. Это означает, что если в отчетном периоде были произведены возвраты денежных средств, их также нужно учесть при заполнении отчетной информации: при определении поступлений возврат придется вычесть, а при исчислении выбытий — наоборот, прибавить.

Если операции были произведены в иностранной валюте, то необходимо произвести грамотный пересчет в рубли. Причем пересчет следует производить по курсу, определенному на дату свершения операции.

Также новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 определяет особенности отражения информации пояснительной части бухгалтерской финансовой отчетности.

ФСБУ «Учетная политика»

Общие положения о правилах и требованиях к формированию Учетной политики учреждений государственного сектора определяет Инструкция №157н. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 практически дублирует действующий документ. Однако есть существенные дополнения, которые придется учесть при составлении Учетной политики на 2019 год.

Подробнее обо всех изменениях, которые следует учесть в специальной статье: «Новое в учетной политике в 2019 году».

ФСБУ «События после отчетной даты»

Порядок и правила отражения соответствующих событий в бухучете и отчетности учреждения. Напомним, что таковыми событиями следует признавать те:

  • которые могут повлиять или уже повлияли на финансовое состояние, результаты деятельности учреждения, а также на потоки движения денежных средств;
  • которые произошли в период между отчетной датой, и днем утверждения бухгалтерской финансовой отчетности.

Отметим, что ранее законодательство не содержало каких-либо положений о правилах отражения событий после отчетной даты. Такие решения учреждения принимали самостоятельно и закрепляли в учетной политике. Приказ Минфин №275н исправляет данную ситуацию.

Новый ФСБУ 2019 устанавливает:

  1. Как следует классифицировать факты хозяйственной деятельности учреждения как события, имеющие место после отчетной даты.
  2. По каким правилам бухучета следует отражать данные факты хозяйственной жизни субъекта.
  3. Какими правилами следует руководствоваться в части отражения информации об аналогичных событиях при составлении финотчетности.

А вот существенность данных фактов для отражения в отчетной информации учреждение определяет самостоятельно и закрепляет в Учетной политике.

Обратите внимание, что поступление первичной документации после отчетной даты по уже возникшим в отчетном периоде фактам хоздеятельности госучреждения не является событием после отчетной даты, так как факты хоздеятельности признаются в бухгалтерском учете в момент их возникновения. Если таковые документы поступили до момента подписания финансовой отчетности, то организация попросту обязана их зарегистрировать в отчетном периоде. В противном случае принцип допущения временной определенности операций будет нарушен.

События после отчетной даты следует разделать на два вида:

  • те, что подтверждают условия хозяйственной деятельности учреждений;
  • те, что указывают на условия деятельности субъекта.

В зависимости от вида события определяется порядок внесения соответствующих записей в бухучете. Так, например, событие, подтверждающее условие деятельности, следует отразить в бухучете в последний день отчетного периода — 31 декабря соответствующего года. А вот события, указывающие на условие, регистрируют в учете в периоде, следующем за отчетным, то есть уже новом году.

Если же событие было выявлено уже после сдачи отчетности, но до момента ее утверждения, то решение о внесении изменений принимает контролирующий финансовый орган, или же учредитель, принимающий отчетность. В данном случае все зависит от существенности факта хозяйственной деятельности.

ФСБУ «Доходы»

Термин «Доходы» в сфере госучреждений был определен еще в 2018 году, так ФСБУ «Концептуальные основы БУ и отчетности» определил данное понятие. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 не противоречит положением Приказа Минфина №265н, но раскрывает порядок изменения структуры доходов, а также определяет правила отражения информации в финотчетности.

Итак, доходом следует считать результат свершения операции или наступления определенного события, от которых ожидается получение экономической выгоды, иже положительного полезного потенциала. Однако введено новое условие: сумма дохода должна быть конкретно определена.

Причем положения нового ФСБУ следует применять не во всех случаях: так, к примеру, при продаже ОС и НМА, сдаче госимущества в аренду или по договорам безвозмездного пользования, а также в иных случаях Приказ Минфин №32н не применим (пункт 4 Приказа №32н).

Все доходы объединены в две большие группы. Так, доходы могут быть получены от обменных или же необменных операций. В первую группу следует включать доходные поступления от имущества, собственности и реализации. Ко второй относят поступления доходов от налогов, сборов, взносов, штрафов, пеней, неустоек, а также от безвозмездных поступлений из бюджетов. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 определяет подробный порядок определения доходов к конкретному виду.

  1. Доходы следует классифицировать по группам в отдельности по каждой свершенной операции.
  2. Сумму ожидаемого дохода или же полезного потенциала необходимо оценивать в полном объеме.
  3. Если конкретную операцию невозможно отнести к конкретной группе, то следует классифицировать сразу несколько взаимосвязанных фактов хозяйственной деятельности.
  4. Если в рамках одной операции можно выделить сразу несколько фактов, то доходы по ним относят к соответствующей учетной группе.

Также стандарт определяет состав информации, которую необходимо раскрывать в пояснительной части отчетности. А вот при первом применении стандарта применять ретроспективное раскрытие информации не нужно.

ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют»

Ни для кого не секрет, что абсолютно все операции и факты хозяйственной деятельности, свершенные в иностранной валюте, подлежат пересчету в рублевый эквивалент. Причем пересчет проводится по соответствующему курсу валют на дату свершения операции/факта.

Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 определяет:

  1. Единый и общепринятый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в инвалюте, в российские рубли. Согласно новому ФСБУ, все виды активов и обязательств следует классифицировать на монетарные и немонетарные операции. В зависимости от их вида определяется и ключевой способ отражения и проведения пересчетов. К тому же стандарт определяет, что далеко не все операции должны быть пересчитаны в рубли.
  2. Методы пересчета стоимости показателей и активов, которые обязаны применять учреждения, ведущие свою деятельность за пределами Российской Федерации. Так, положения ФСБУ устанавливают, что загранучреждения вправе вести учет активов и обязательств в ином порядке. Например, организация может вести учет полностью в иностранной валюте, но производить соответствующий пересчет при формировании отчетности, либо следовать общепринятым нормам.
  3. Порядок отражения в финансовой отчетности информации о произведенных пересчетах. При составлении отчетности следует учитывать характерные особенности. Так, при пересчете стоимости объектов бухгалтерского учета непременно возникают курсовые разницы, как положительные, так и отрицательные. Следовательно, учреждение должно отразить возникшие курсовые разницы в финансовом результате деятельности текущего отчетного периода.

Обратите внимание, что учреждение должно отразить ключевые аспекты и правила пересчета операций в инвалюте на российские рубли в своей Учетной политике.

Новые федеральные стандарты 2019 года

Инна Хлевняк, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ».

В следующем году вступят в силу минимум 5 федеральных стандартов. Разберем, какие требования они предъявляют к учреждениям в целом и бухгалтерам в частности.

Новые федеральные стандарты

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора (далее Стандарты) были утверждены приказами Минфина РФ:

  1. №274н от 30.12.2017 – «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
  2. №275н от 30.12.2017 – «События после отчетной даты».
  3. №278н от 30.12.2017 – «Отчет о движении денежных средств».
  4. №32н от 27.02.2018 – «Доходы».
  5. №122н от 30.05.2018 – «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Проект еще одного Стандарта «Выплаты персоналу» был размещен на официальном сайте 13 декабря 2017 и до настоящего времени приказом Минфина не утвержден.

Стандарт «Доходы»

Стандарт «Доходы» предусматривает изменение структуры доходов и порядка отражения информации о них в отчетности.

Новый Стандарт коснется изменений не всех видов доходов, в его действия не попадут такие доходы как:

  • инвестиции в форме дивидендов, объявленных (выплаченных) объектом инвестирования и учитываемых по методу долевого участия;
  • продажа запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции;
  • продажа основных средств и нематериальных активов;
  • от договоров аренды и безвозмездного пользования;
  • изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств или их выбытия;
  • изменения обменных курсов;
  • первоначального признания биологических активов и биологической продукции;
  • изменение справедливой стоимости других нефинансовых активов.

Новое в структуре доходов – доходы с похожими принципами оценки и признания в учете объединят в две учетные группы: по необменным операциям и по обменным операциям. Информация о доходах каждой из них в отчетности должна быть раскрыта обособленно. Внутри групп предусмотрено деление доходов на виды (таблица 1).

Таблица 1 «Виды доходов»

По необменным операциям:

  1. Налоги, сборы, пошлины, таможенные платежи.
  2. Страховые взносы.
  3. Безвозмездные поступления от бюджетов.
  4. Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба.
  5. Прочие доходы от необменных операций.

По обменным операциям:

  1. Доходы от собственности.
  2. Доходы от реализации.

Доходы от реализации будут признаваться на дату, когда выполнены несколько условий:

  • к покупателю перешли существенные риски и выгоды, связанные с владением товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;
  • субъект учета не сохраняет за собой фактический контроль над товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;
  • у субъекта учета возникло право на получение экономических выгод или полезного потенциала, которые связаны с операцией;
  • величина дохода может быть надежно оценена.

Доходы от субсидии на выполнение госзадания будут отражаться в составе доходов будущих периодов на дату возникновения права на получение субсидии. По мере исполнения госзадания доходы будут включать в состав доходов от реализации текущего отчетного периода.

Согласно Стандарту работы и услуги, полученные от необменных операций, не являются доходом и не подлежат учету, если информация об их получении раскрывается в отчетности. Сейчас в инструкциях нет требования учитывать такие операции в бухучете, но есть положения законодательства о бухучете, из-за которых возникают неясности. К примеру, любой факт хозяйственной жизни нужно отражать в регистрах бухучета.

Большинство требований Стандарта как приводить информацию о доходах в отчетности относится к пояснительной записке. В ней при сдаче годовой отчетности потребуется указывать:

  • положения учетной политики, об особенностях признания доходов субъектом учета;
  • доходы в разрезе групп, подгрупп в зависимости от экономического содержания с обособлением сумм предоставленных льгот и скидок;
  • доходы от подарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей, признанные в текущем отчетном периоде, и характер этих ценностей;
  • основные виды безвозмездно полученных услуг, работ;
  • дебиторскую задолженность по необменным операциям;
  • суммы изменений доходов будущих периодов по видам доходов;
  • суммы обязательств по авансовым поступлениям.

Информацию о доходах от реализации нужно делить по видам деятельности (КФО 2, 4) и раскрывать отдельно.

Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Рассматриваемый Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.

Учетную политику, как и сейчас, учреждения будут составлять самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. При этом учреждения смогут также следовать учетной политике учредителя. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 Стандарта. Указанный пункт имеет сходства с п.6 Инструкции №157, в связи с чем состав разделов учетной политики пересматривать нет необходимости.

Оценочное значение – это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухучета и отражаемого в бухгалтерской отчетности, когда отсутствует точный способ его определения.

К оценочным значениям относятся:

1. Сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов.

2. Величины оценочных резервов.

3. Величины амортизационных отчислений.

4. Величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

5. Иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Изменение оценочного значения нельзя признать изменением учетной политики, а также исправлением ошибки. Оно отражается в бухгалтерской отчетности перспективно. Однако изменение метода определения оценочного значения – это уже изменение учетной политики. Его следует раскрывать в отчетности.

Отражение исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности

В учетной политике учреждению необходимо указать допустимые способы исправления ошибок, чтобы у проверяющих не возникало по ним вопросов.

Корректировать уже утвержденную и сданную отчетность нельзя. Все исправления необходимо вносить в отчет за тот период, в котором была выявлена ошибка. Например, если в III квартале 2019 г. вы обнаружите, что неправильно отразили обороты по счетам в I квартале того же года, то отчетность с исправлениями нужно будет представить за III квартал.

Таблица 2 «Порядок исправления ошибки в бухгалтерской отчетности»

Федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2019 года

Все изменения в бухучете бюджетников на 2019 год

Новые стандарты

Первоочередное и самое ожидаемое изменение: в силу вступили новые федеральные стандарты бухгалтерского учета 2019. Напомним, что обновление ПБУ бюджетной сферы началось еще в 2019 году. Так, с 01.01.2018 были введены первые пять ФСБУ. Год 2019 стал вторым этапом переходного периода.

В действие вступили новые Приказы Минфина, которые регламентируют порядок и ключевые принципы применения в учреждениях государственного сектора следующих направлений:

  1. Отчет о движении денежных средств — Приказ № 278н. Нормативы данного ПБУ следует применять к отчетности за 2019 год, однако имеется исключение. Отчетную информацию о производных финансовых инструментах следует отражать в отчетности только за 2020 год.
  2. Учетная политика, оценочные значения и ошибки — Приказ № 274н. Положения данного НПА следует применять с начала нового года. Учетную политику учреждения на 2019 г. придется составлять уже по новым правилам.
  3. Доходы — Приказ № 32н. Устанавливает общие положения и требования к оценке и признанию такого объекта бухгалтерского учета, как доходы.
  4. События после отчетной даты — Приказ № 275н. Данный норматив определил ключевые инструкции об отражении событий, возникших после отчетной даты. Повторимся, что данные инструкции следует применять при составлении отчетности за 2019 г.
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют — Приказ № 122н. Нововведения регламентируют порядок определения стоимости валютных объектов бухгалтерского учета.

Новая бюджетная классификация

Чиновники не стали ограничиваться введением новых кодов, а полностью изменили порядок применения БК и КОСГУ. Так, с 01.01.2019 вступает в силу Приказ Минфина № 209н, устанавливающий новый порядок применения КОСГУ.

А новые правила формирования и применения кодов бюджетной классификации отражены в Приказе № 132н. Отметим, что ранее данный порядок был регламентирован Приказом № 65н. Новый НПА не содержит указаний об отмене действия положений Порядка 65н. Однако, по сути, новый документ полностью заменяет старую инструкцию.

Изменений много, но они не глобальны. В основном бюджетная классификация сохранила свою структуру. Обновлены названия некоторых кодов и группировок. Но есть и смысловые изменения. Так, к примеру, детализированы группы расходов и доходов бюджетной классификации. Подробнее об изменениях читайте в специальной статье «Изменения по КБК с 2019 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Электронный годовой отчет

Обновления бухгалтерской отчетности учреждений бюджетной сферы скорректировали не только бланки, но и формат предоставления информации. Теперь бюджетники могут формировать отчетность только в электронном виде. Данные коррективы были подписаны Президентом РФ и опубликованы 28.11.2018 (изменения в закон № 402-ФЗ).

Стоит отметить, что ранее отчетность считалась составленной только после того, как бумажный вариант бухотчета был подписан руководителем учреждения. В 2019 году бумажный отчет не обязателен, требуется только электронный формат.

Обратите внимание, что если в отношении учреждения имеются распоряжения, постановления, законы, либо иные НПА, обязывающие формировать отчетность на бумажных носителях, то придется подготовить и бумажный вариант бухотчетности.

Данные изменения не касаются обязательств учреждений перед ФНС. Как и ранее, годовые бухгалтерские отчеты можно сдавать на бумажных носителях либо в электронном формате. Срок остался прежним — не позднее 3 месяцев с окончания отчетного периода, то есть до 31 марта. Однако 31.03.2019 — воскресенье, следовательно, отчитаться перед ФНС нужно до 01.04.2019.

Госзадание и ПФХД

Чиновники изменили сроки, в которые необходимо утвердить государственной задание. Так, Постановление Правительства РФ № 849 от 19.07.2018 устанавливает, что госзадание на 2019 год нужно утвердить не позднее 15 рабочих дней с момента доведения ЛБО получателю средств федерального бюджета. Напомним, что ранее срок исчислялся от дня, в котором главный распорядитель утвердил ЛБО. Срок также исчислялся 15 рабочими днями.

ПФХД на 2019 год составляйте по старым правилам. Обратите внимание, законодатели уточнили порядок заполнения некоторых граф ПФХД. Все коррективы закреплены в Приказе Минфина России от 30.10.2018 № 221н. Учтите, что план финансово-хозяйственной деятельности в текущей редакции будет действовать последний год. Чиновники уже утвердили новые требования к составлению ПФХД (Приказ от 31.08.2018 № 186н). Обновится не только бланк, но и требования к составлению.

Бюджетные сметы 2019

Бюджетные сметы на 2019 год все казенные учреждения обязаны составлять по новым правилам. Данный порядок вступил в действие уже с 25.03.2018. Однако применять его следовало только при составлении бюджетных смет на 2019 г. (Приказ Минфина № 26н).

Чиновники изменили структуры сметы, ввели новые разделы. Теперь в документе придется отражать не только показатели текущего финансового года, но и сведения о плановом периоде. Дополнительно к новому формату чиновники утвердили 95 новых обоснований для бюджетной сметы. Заполнять данные обоснования придется по новым правилам — Приказ Минфина России от 20.06.2018 № 139н.

Изменены и сроки утверждения бюджетных смет, сведения о которых являются государственной тайной. Такой документ должен быть утвержден не позднее 20 рабочих дней с момента доведения ЛБО. В остальном сроки сохранили — 10 рабочих дней с доведения ЛБО.

Утвержденную смету с обоснованиями следует направить в адрес ГРБС не позднее следующего дня за датой утверждения.

Налоговые изменения

Многочисленные коррективы коснулись и действующего фискального законодательства. Налоги 2019 изменились существенно. Один только НДС поднялся на 2 % и составил 20 %. А движимое имущество исключили из объектов обложения по налогу на имущество организаций. К тому же чиновники скорректировали некоторые формы отчетности. Например, обновили справку 2-НДФЛ, декларацию по имуществу и многое другое.

Подробнее обо всех изменениях 2019 г. читайте в специальной статье «Все изменения по налогам на 2019 год».

Сводная таблица всех изменений на 2019 год

Все изменения в бухучете с 2019 года таблица в себя включает. Используйте ее как памятку во время работы.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2019 года

Новые федеральные стандарты бухучета госучреждений в 2019 году: последние новости

Статьи по теме

С 01.01.2019 года продолжится начатый Минфином процесс стандартизации бухучета в государственном секторе экономики. Мы рассказываем о пяти новых федеральных стандартах, которые внесут серьезные изменения в работу бухгалтерских служб.

Новые Федеральные стандарты коснутся учетной политики, признания доходов, отражения событий после отчетной даты и операций с иностранной валютой. Вы узнаете о новых методах формирования отчетности, начиная с 1 квартала 2019 года.

Федеральные стандарты, которые вступают в силу в 2019 году

Программа подготовки федеральных стандартов для госучреждений впервые была разработана Министерством финансов в апреле 2015 года. С тех пор сроки подготовки и принятия регламентирующих документов неоднократно корректировались. На сегодняшний день актуален приказ Минфина 36н от 28.02.2018 года. Всего бухучет в госсекторе будут регулировать 28 стандартов, из которых:

  • 5 уже действуют с 01.01.2018 года;
  • 5 вступают в силу с 01.01.2019 года;
  • 10 будут введены в 2020 году;
  • 8 планируется применять с 2021 года.

Все стандарты, которыми нужно будет руководствоваться в работе бухгалтерским службам организаций государственного сектора экономики с 01.01.2019 года, уже утверждены приказами Минфина и опубликованы:

Для чего вводятся федеральные стандарты

В законе 402-ФЗ федеральные стандарты стоят на первом месте в списке регулирующих бухучет документов. Потребность в систематизированных единых требованиях к организации учета в госсекторе ощущается и бухгалтерами, и контролирующими органами различного уровня. Существующие инструкции по применению планов счетов, составлению отчетности и другие не дают исчерпывающие разъяснения по многим вопросам.

В соответствии с 402-ФЗ федеральные стандарты должны содержать:

  1. Определение и основные характеристики объектов бухучета, критерии, позволяющие объединять их в классификационные группы, условия их признания в учете, перемещения и списания.
  2. Способы оценки объектов учета в денежном выражении, порядок пересчета стоимости, выраженной в иностранной валюте, в рубли.
  3. Правила формирования, обязательные положения и разделы учетной политики, а также условия и способы ее изменения.
  4. План счетов и порядок его применения.
  5. Содержание и структуру отчетности.
  6. Упрощенные способы ведения бухучета.

Вступающие в действие с 01.01.2019 года стандарты обеспечивают единые требования к ведению отдельных участков учета для государственных, бюджетных и автономных учреждений.

Учетная политика, оценочные значения и ошибки

Этот федеральный стандарт регулирует:

  1. Разработку, утверждение и корректировку учетной политики организаций госсектора.
  2. Отражение в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики и оценочных значений, а также исправления ошибок.

В документе подробно описываются разделы, которые должны присутствовать в учетной политике каждой организации, допустимые причины и правила внесения поправок. Значительное нововведение – перспективное и ретроспективное применение изменений в учетной политике. Составить учетную политику с учетом всех нововведений в законодательной базе вы можете в помощью специального сервиса.

Федеральный стандарт устанавливает, что следует считать оценочным значением показателей, какими методами и в каких ситуациях оно определяется, что может стать причиной корректировки. Утверждается единый для всех перспективный метод признания результатов изменения оценочного значения.

В стандарте приведен обязательный к применению алгоритм исправления ошибок в бухучете и отчетности в зависимости от срока выявления по отношению к датам подписания, предоставления, проверки и утверждения уполномоченным органом бухгалтерской отчетности. Вводится принципиально новый порядок ретроспективного пересчета отчетных показателей за все годы, прошедшие с момента совершения выявленной ошибки.

Подробнее про применение стандарта читайте в отдельной статье >>

Федеральный стандарт регламентирует все аспекты бухучета доходов организаций государственного сектора экономики. Важное нововведение – распределение доходов на две учетные группы: полученные в результате обменных или необменных операций. В каждой из них выделены подгруппы, характеризующиеся определенными критериями признания в бухучете:

  • субъект учета;
  • объект учета;
  • момент признания;
  • основание для оценки.

Аналитический учет и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности производится в разрезе групп и подгрупп доходов.

В стандарте установлены правила оценки предполагаемой экономической выгоды в денежном эквиваленте, условия применения установленных законодательством скидок и льгот, а также ставки дисконтирования. Вводится понятие условия передачи актива. Это установленное передающей стороной целевое назначение использования ОС, НМА, ТМЦ и прочего. Несоблюдение условий является основанием для возвращения активов. Стандарт определяет обязанность организации по формированию резерва сомнительной задолженности и порядок списания безнадежных долгов.

В документе перечислены виды доходов, к которым требования стандарта не применяются. Для их оценки и признания в бухучете следует использовать положения других федеральных стандартов.

Подробнее про применение стандарта читайте в отдельной статье >>

Отчет о движении денежных средств

Документ содержит методические указания по формированию квартальной отчетности о движении денежных средств (скачать ф.0503723). В отчете все денежные потоки делятся по трем типам операций. Федеральный стандарт дает указания, какие операции относятся к каждому из них:

  1. Текущие – связанные с осуществлением организацией своих основных функций в соответствии с учредительными документами.
  2. Финансовые – связанные с заемными средствами.
  3. Инвестиционные – связанные с покупкой и продажей ОС, НМА, НПА, предоставлением займов, приобретением и реализацией финансовых инструментов.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

Поступления и выбытия денежных средств, экономические характеристики которых не позволяют однозначно их классифицировать, следует признавать денежными потоками от текущих операций. К финансовым относятся только операции по погашению основного долга, уплата процентов – это текущие расходы. Следует учитывать эти суммы отдельно и в том случае, когда выплата производится одним поручением.

Поступления и выбытия, не изменяющие сумму денежных средств, не считаются денежными потоками. К таковым относятся: снятие наличных в кассу, расчеты с филиалами, валютно-обменные операции (за исключением курсовой разницы).

Подробнее про применение стандарта читайте в отдельной статье >>

События после отчетной даты

Этот стандарт посвящен фактам хозяйственной жизни, возникшим в период между отчетной датой и моментом подписания бухотчетности и оказавшим существенное влияние на финансовый результат деятельности организации. Все события после отчетной даты разделены на две группы:

  1. Подтверждающие условия хозяйственной деятельности. Возникают до отчетной даты, в бухучете не показаны, потому что свидетельства о них поступили по окончании отчетного периода. К таковым относятся: появление документов о банкротстве дебитора, уточнение страховой компанией суммы возмещения и прочие.
  2. Указывающие на условия хозяйственной деятельности, возникшие после отчетной даты. Это может быть существенное поступление либо выбытие активов, изменение кадастровой стоимости, вынесение решения о реорганизации и другое.

В первом случае дополнительная запись, отражающая событие, вносится последним днем отчетного периода, соответствующие отчетные формы переформируются с учетом изменений. Во втором – все записи производятся уже в новом периоде, в пояснительной записке дается описание события и его денежная оценка.

Подробнее про применение стандарта читайте в отдельной статье >>

Полезные материалы и сервисы для бухгалтеров:

Основные изменения в работе бухгалтера в 2019 году

Сервис для определения КОСГУ и КВР

Сервис для составления учетной политики 2019

Последние изменения в Инструкции 157н в 2019 году

Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ 2019

Влияния изменений курсов иностранных валют

Федеральный стандарт определяет:

  1. Единые для учреждений госсектора правила перевода стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли.
  2. Доступные методы пересчета всех показателей деятельности загранучреждений.
  3. Отражение сведений о курсовых разницах в бухгалтерской отчетности.

Стандарт вводит понятие валютных монетарных активов и обязательств. Основные признаки:

  1. Стоимость выражена в иностранной валюте.
  2. Получение активов и погашение обязательств производится денежными средствами или их эквивалентами.

Пересчет таких активов и обязательств в рублевый эквивалент выполняется в момент признания в бухучете, при совершении любых операций с ними и на каждую очередную отчетную дату.

Стоимость немонетарных активов пересчитывается только в момент признания в учете или на дату установления справедливой стоимости.

Загранучреждения в учетной политике могут определить один из двух методов ведения бухучета:

  1. Отражение всех операций одновременно в валюте и рублевом эквиваленте.
  2. Ведение учета в иностранной валюте с последующим пересчетом отчетных показателей в рублевый эквивалент. Порядок пересчета определен стандартом.

В отчетности раскрывается сумма курсовых разниц, возникающая при пересчетах, в составе финансового результата деятельности учреждения.

Подробнее про применение стандарта читайте в отдельной статье >>

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector