Учебный план на 2024-2023 год
Министерство образования Российской Федерации внесло изменения в типовой учебный план на 2024-2023 год. Нововведение коснётся тех гимназий и школ, в работе которых используется общий план по среднему образованию. Информация об изменениях открыта в свободном доступе на официальном сайте ведомства.
Изменения, которые ожидают педагогов и учеников, затронут следующие пункты:
- Обычные школы и гимназии предоставят возможность углублённого изучения по некоторым дисциплинам.
- Начиная с 2024-2023 учебного года общеобразовательные учреждения, относящиеся ко всем ступеням, устанавливают равное количество часов, отведённых на изучение обоих государственных языков.
- На официальном сайте Министерства образования указана информация о том, что теперь в любой школе можно формировать классы с углублённым изучением некоторых дисциплин, которые могут действовать на первой и второй ступени общего среднего образования.
- В восьмом классе гимназии, как и прежде, допускается углублённое изучение иностранного языка, на которое выделяется 5 часов учебного времени в неделю. Стоит отметить, что право углублённого изучения иностранных языков предоставлено и ученикам школ.
- Учащиеся 8-х классов школ и гимназий имеют право на углублённое изучение других дисциплин в количестве, равном одной или нескольким. Количество учебных часов определяется на усмотрение руководства школы с учётом пожеланий родителей, учеников, на основании возможностей педагогического коллектива и учебно-материальной базы. Количество часов может увеличиться не более, чем на два.
- В 10-м классе будет продолжено изучение дисциплины трудовое обучение, прежде оно заканчивалось в 9-м классе. На трудовое обучение будет выделено 6 часов учебного времени.
Что может быть лучше, чем поехать на Новый 2023 год на Эльбрусе. Канун праздника, время для новых .
Если Вы хотите сделать так, чтобы Вашу стрижку оценили не только Вы, но и окружающие, советуем .
Любая культура обычно хранит собственную историю, а также ее ценности, передает через .
- Овен 21 марта — 20 апреля
- Телец 21 апреля — 21 мая
- Близнецы 22 мая — 21 июня
- Рак 22 июня — 23 июля
- Лев 24 июля — 23 августа
- Дева 24 августа — 23 сентября
- Весы 24 сентября — 23 октября
- Скорпион 24 октября — 22 ноября
- Стрелец 23 ноября — 21 декабря
- Козерог 22 декабря — 20 января
- Водолей 21 января — 19 февраля
- Рыбы 20 февраля — 20 марта
Ежегодно одной из самых популярных среди обсуждаемых тем является вопрос о нововведениях в ЕГЭ в 2023 .
Транспортные средства немецкого бренда Опель всегда отличались индивидуальностью, дизайнерским стилем, .
Нельзя полагать, будто мало кто знает о Дне птиц, его история давняя, может даже вековая. Точно, как и в .
Всем известная сказка Пиноккио, которая на слуху практически у каждого ребенка, этот мультфильм ожидается .
Новый год причисляют к праздникам, которые отмечают в разных уголках мира. Конечно, даты между собой .
Учебный план на 2024-2023 год
Учебный план – основной документ, регламентирующий состав дисциплин, изучаемых в конкретном учебном заведении, количество часов, отведенных на изучение каждого предмета, а также их распределение по годам и учебным семестрам.
До начала учебного процесса каждое учебное заведение утверждает свой учебный план на предстоящий 2024-2023 учебный год, отталкиваясь от рекомендаций, прописанных в федеральном базисном плане, который в свою очередь разрабатывает Минобразования РФ.
Учебные планы и их особенности
Процесс обучения и воспитания подрастающего поколения должен быть поэтапным и последовательным, ориентированным на индивидуальные особенности обучающегося.
Сегодня образование в России разделено на такие ступени:
- дошкольное;
- младшая школа;
- средняя школа;
- старшая школа;
- внешкольное;
- профессионально-техническое;
- высшая школа.
Важно! Учебные заведения, относящиеся к одной ступени, могут иметь различные учебные планы в зависимости от профиля, региональных особенностей и других факторов, оказывающих влияние на структуру и наполнение учебного процесса.
Так, программа по определенному предмету в общеобразовательной школе, гимназии и лицее может иметь кардинальные отличия как в количестве часов, отведенных на изучение дисциплины, так и в перечне изучаемых тем.
Одним из важнейших факторов, необходимых для успешной адаптации учеников, является преемственность между разными ступенями обучения, что и обеспечивает единый для всех базис, который адаптируется под особенности конкретно взятого учебного заведения.
Требования к учебному плану
ФГОС содержит подробные инструкции по разработке образовательных программ для учебных заведений, работающих в сферах начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данный документ является основным для всех организаций, ведущих образовательную деятельность на территории РФ, независимо от региональной принадлежности и формы собственности.
Примерный план
Разрабатывается Минобрнауки как основа для создания учебного плана, адаптированного к условиям обучения в конкретно взятом образовательном заведении. Данный документ включает в себя две части:
В первой части фиксированы обязательные предметы и минимальный объем времени, отведенного на их изучение. Это значит, что предмет не может быть вычеркнут из программы, заменен другой дисциплиной или изучен в меньшем объеме, ни по желанию администрации, ни по требованию родителей.
Предметы вариативной части предоставляют возможность формировать каждому заведению свою собственную образовательную линию, максимально реализуя интересы и потребности учащихся. Часы, которые отведены на вариативную составляющую, могут быть использованы по-разному, допускается:
- увеличение кол-ва часов для профильных предметов;
- интеграция учебных курсов и дисциплин, не предусмотренных в основном документе;
- выделение часов на другие виды деятельности учащихся.
Важно! Все учебные курсы, которые включает в себя учебный, утвержденный на 2024-2023 учебный год, являются обязательными для всех сотрудников и учащихся учебного учреждения.
Основные документы
В процессе планирования образовательного процесса для конкретно взятого учебного заведения РФ необходимо опираться на такие документы:
- Закон «об образовании».
- ФГОС.
- Нормы СанПиН.
- Типовое положение об образовательном учреждении.
- Приказы Минобрнауки РФ: «Об ФКГОС», «О применении новых образовательных технологий», «О федеральных учебных планах».
- Письмо с методическими рекомендациями.
Тонкости планирования
Для учебных заведений в разных регионах РФ также зачастую разрабатываются свои особые планы изучения государственного и иностранных языков, а также некоторых других предметов, учитывающие специфику организации образовательного процесса. Так, в число изучаемых предметов могут быть внесены предметы этнической или религиозной составляющей, региональные языки и другие дисциплины.
- домашнее обучение;
- разработку индивидуальных программ;
- образование в специальных классах, организованных на базе общеобразовательных или специализированных учебных заведений;
- программы адаптации к обучению в обычных учебных заведениях РФ.
Предлагаем узнать подробнее о том, что представляет собой индивидуальный план обучения:
Составляющие учебного плана
В основном документе, регламентирующем все стороны деятельности образовательного учреждения, должны быть отражены такие важные аспекты:
- структура учебного года;
- перечень изучаемых предметов;
- распределение дисциплин с четким указанием кол-ва часов и распределения по годам;
- список внеурочных мероприятий: кружков и секций, конференций и конкурсов;
- все планируемые внешкольные мероприятия;
- планы мероприятий, проводимых в рамках контроля педагогической деятельности;
- запланированное пополнение материально-технической базы.
Утверждение
Но, независимо от того, будут ли существенные изменения в документе, или на новый учебный год план работы останется прежним, он должен пройти три основных этапа:
- Обсуждение и утверждение внутри учебного заведения с учетом федерального базисного плана, рекомендованного Минобрнауки.
- Проверка и утверждение документа специальной комиссией.
- Утверждение начальником регионального Управления образования.
После утверждения плана (как правило, не позже чем за 1 месяц до начала учебного процесса), учащихся и родителей должны ознакомить с изменениями, если таковые имеются. Одна из московских школ решила сделать это с помощью видео выступления администрации:
Учебный план на 2024-2023 год
Учебный план – основной документ, регламентирующий состав дисциплин, изучаемых в конкретном учебном заведении, количество часов, отведенных на изучение каждого предмета, а также их распределение по годам и учебным семестрам.
До начала учебного процесса каждое учебное заведение утверждает свой учебный план на предстоящий 2024-2023 учебный год, отталкиваясь от рекомендаций, прописанных в федеральном базисном плане, который в свою очередь разрабатывает Минобразования РФ.
Учебные планы и их особенности
Процесс обучения и воспитания подрастающего поколения должен быть поэтапным и последовательным, ориентированным на индивидуальные особенности обучающегося.
Сегодня образование в России разделено на такие ступени:
- дошкольное;
- младшая школа;
- средняя школа;
- старшая школа;
- внешкольное;
- профессионально-техническое;
- высшая школа.
Важно! Учебные заведения, относящиеся к одной ступени, могут иметь различные учебные планы в зависимости от профиля, региональных особенностей и других факторов, оказывающих влияние на структуру и наполнение учебного процесса.
Так, программа по определенному предмету в общеобразовательной школе, гимназии и лицее может иметь кардинальные отличия как в количестве часов, отведенных на изучение дисциплины, так и в перечне изучаемых тем.
Одним из важнейших факторов, необходимых для успешной адаптации учеников, является преемственность между разными ступенями обучения, что и обеспечивает единый для всех базис, который адаптируется под особенности конкретно взятого учебного заведения.
Требования к учебному плану
ФГОС содержит подробные инструкции по разработке образовательных программ для учебных заведений, работающих в сферах начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данный документ является основным для всех организаций, ведущих образовательную деятельность на территории РФ, независимо от региональной принадлежности и формы собственности.
Примерный план
Разрабатывается Минобрнауки как основа для создания учебного плана, адаптированного к условиям обучения в конкретно взятом образовательном заведении. Данный документ включает в себя две части:
В первой части фиксированы обязательные предметы и минимальный объем времени, отведенного на их изучение. Это значит, что предмет не может быть вычеркнут из программы, заменен другой дисциплиной или изучен в меньшем объеме, ни по желанию администрации, ни по требованию родителей.
Предметы вариативной части предоставляют возможность формировать каждому заведению свою собственную образовательную линию, максимально реализуя интересы и потребности учащихся. Часы, которые отведены на вариативную составляющую, могут быть использованы по-разному, допускается:
- увеличение кол-ва часов для профильных предметов;
- интеграция учебных курсов и дисциплин, не предусмотренных в основном документе;
- выделение часов на другие виды деятельности учащихся.
Важно! Все учебные курсы, которые включает в себя учебный, утвержденный на 2024-2023 учебный год, являются обязательными для всех сотрудников и учащихся учебного учреждения.
Основные документы
В процессе планирования образовательного процесса для конкретно взятого учебного заведения РФ необходимо опираться на такие документы:
- Закон «об образовании».
- ФГОС.
- Нормы СанПиН.
- Типовое положение об образовательном учреждении.
- Приказы Минобрнауки РФ: «Об ФКГОС», «О применении новых образовательных технологий», «О федеральных учебных планах».
- Письмо с методическими рекомендациями.
Тонкости планирования
Для учебных заведений в разных регионах РФ также зачастую разрабатываются свои особые планы изучения государственного и иностранных языков, а также некоторых других предметов, учитывающие специфику организации образовательного процесса. Так, в число изучаемых предметов могут быть внесены предметы этнической или религиозной составляющей, региональные языки и другие дисциплины.
С 2016 года в федеральный реестр также включены специальные программы для учащихся с ограниченными возможностями. В зависимости от состояния здоровья и ряда других факторов, для таких учеников предлагают:
- домашнее обучение;
- разработку индивидуальных программ;
- образование в специальных классах, организованных на базе общеобразовательных или специализированных учебных заведений;
- программы адаптации к обучению в обычных учебных заведениях РФ.
Предлагаем узнать подробнее о том, что представляет собой индивидуальный план обучения:
Составляющие учебного плана
В основном документе, регламентирующем все стороны деятельности образовательного учреждения, должны быть отражены такие важные аспекты:
- структура учебного года;
- перечень изучаемых предметов;
- распределение дисциплин с четким указанием кол-ва часов и распределения по годам;
- список внеурочных мероприятий: кружков и секций, конференций и конкурсов;
- все планируемые внешкольные мероприятия;
- планы мероприятий, проводимых в рамках контроля педагогической деятельности;
- запланированное пополнение материально-технической базы.
Утверждение
Официально в разработке учебного плана для любого образовательного учреждения России могут и должны участвовать не только лица, входящие в круг администрации, но и педагоги, и представители родительского комитета. Хотя, в реальности, большинство школ очень неохотно меняют что-либо в уже устоявшемся годами плане работы.
Но, независимо от того, будут ли существенные изменения в документе, или на новый учебный год план работы останется прежним, он должен пройти три основных этапа:
- Обсуждение и утверждение внутри учебного заведения с учетом федерального базисного плана, рекомендованного Минобрнауки.
- Проверка и утверждение документа специальной комиссией.
- Утверждение начальником регионального Управления образования.
После утверждения плана (как правило, не позже чем за 1 месяц до начала учебного процесса), учащихся и родителей должны ознакомить с изменениями, если таковые имеются. Одна из московских школ решила сделать это с помощью видео выступления администрации:
Учебный план на 2024-2023 год
03.08.2022 9,016 Просмотров
Несмотря на постоянную критику современной системы образования, она продолжает меняться в лучшую сторону. Тоже составление учебных планов и появление единой системы стандартов говорит о том, что в школьной сферы происходят изменения. Учебный план на 2024-2023 год не станет совершенным, но продолжает стремиться к такому статусу, а очередная модификация ФГОСов поможет ему в этом.
Учебные планы и их особенности
Процесс обучения и воспитания подрастающего поколения должен быть поэтапным и последовательным, ориентированным на индивидуальные особенности обучающегося.
Сегодня образование в России разделено на такие ступени:
- дошкольное;
- младшая школа;
- средняя школа;
- старшая школа;
- внешкольное;
- профессионально-техническое;
- высшая школа.
Важно! Учебные заведения, относящиеся к одной ступени, могут иметь различные учебные планы в зависимости от профиля, региональных особенностей и других факторов, оказывающих влияние на структуру и наполнение учебного процесса.
Так, программа по определенному предмету в общеобразовательной школе, гимназии и лицее может иметь кардинальные отличия как в количестве часов, отведенных на изучение дисциплины, так и в перечне изучаемых тем.
Одним из важнейших факторов, необходимых для успешной адаптации учеников, является преемственность между разными ступенями обучения, что и обеспечивает единый для всех базис, который адаптируется под особенности конкретно взятого учебного заведения.
Требования к учебному плану
ФГОС содержит подробные инструкции по разработке образовательных программ для учебных заведений, работающих в сферах начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данный документ является основным для всех организаций, ведущих образовательную деятельность на территории РФ, независимо от региональной принадлежности и формы собственности.
Примерный план
Разрабатывается Минобрнауки как основа для создания учебного плана, адаптированного к условиям обучения в конкретно взятом образовательном заведении. Данный документ включает в себя две части:
В первой части фиксированы обязательные предметы и минимальный объем времени, отведенного на их изучение. Это значит, что предмет не может быть вычеркнут из программы, заменен другой дисциплиной или изучен в меньшем объеме, ни по желанию администрации, ни по требованию родителей.
Предметы вариативной части предоставляют возможность формировать каждому заведению свою собственную образовательную линию, максимально реализуя интересы и потребности учащихся. Часы, которые отведены на вариативную составляющую, могут быть использованы по-разному, допускается:
- увеличение кол-ва часов для профильных предметов;
- интеграция учебных курсов и дисциплин, не предусмотренных в основном документе;
- выделение часов на другие виды деятельности учащихся.
Важно! Все учебные курсы, которые включает в себя учебный, утвержденный на 2024-2023 учебный год, являются обязательными для всех сотрудников и учащихся учебного учреждения.
Основные документы
В процессе планирования образовательного процесса для конкретно взятого учебного заведения РФ необходимо опираться на такие документы:
- Закон «об образовании».
- ФГОС.
- Нормы СанПиН.
- Типовое положение об образовательном учреждении.
- Приказы Минобрнауки РФ: «Об ФКГОС», «О применении новых образовательных технологий», «О федеральных учебных планах».
- Письмо с методическими рекомендациями.
Тонкости планирования
Для учебных заведений в разных регионах РФ также зачастую разрабатываются свои особые планы изучения государственного и иностранных языков, а также некоторых других предметов, учитывающие специфику организации образовательного процесса. Так, в число изучаемых предметов могут быть внесены предметы этнической или религиозной составляющей, региональные языки и другие дисциплины.
С 2016 года в федеральный реестр также включены специальные программы для учащихся с ограниченными возможностями. В зависимости от состояния здоровья и ряда других факторов, для таких учеников предлагают:
- домашнее обучение;
- разработку индивидуальных программ;
- образование в специальных классах, организованных на базе общеобразовательных или специализированных учебных заведений;
- программы адаптации к обучению в обычных учебных заведениях РФ.
Предлагаем узнать подробнее о том, что представляет собой индивидуальный план обучения:
Составляющие учебного плана
В основном документе, регламентирующем все стороны деятельности образовательного учреждения, должны быть отражены такие важные аспекты:
- структура учебного года;
- перечень изучаемых предметов;
- распределение дисциплин с четким указанием кол-ва часов и распределения по годам;
- список внеурочных мероприятий: кружков и секций, конференций и конкурсов;
- все планируемые внешкольные мероприятия;
- планы мероприятий, проводимых в рамках контроля педагогической деятельности;
- запланированное пополнение материально-технической базы.
Структура учебного плана
Первое, что обязательно необходимо учесть при составлении плана, это ФГОС. Верная последовательность составления и правильность структуры без учета образовательных стандартов будут бессмысленными. На примере можно пояснить так — из правильных «продуктов» по рецепту, взятых в неверном количестве, сложно получить нужное блюдо. Так и с этим документом — невозможно хорошо обучить детей математике, если почти все время, отведенное на алгебру, посвятить русскому языку.
В плане должно содержаться несколько обязательных частей:
- Перечень изучаемых предметов.
- Каникулярные периоды и их длительность.
- Распределение учебной нагрузки по четвертям/триместрам.
- Указание часов нагрузки для разных классов/групп.
- Соотношение обязательной и вариативной нагрузки.
- Часы классной/аудиторной и практической работы.
Ряд учреждение еще практикует внесение в общий учебный план примерные виды аттестации. Это необязательная часть для общего документа. Отразить вид и сроки экзаменов/зачетов можно в программах по каждой дисциплине совместно со всем многообразием аттестационных материалов.
Также иногда в учебный план вносят внеурочную и внешкольную деятельность. Те же кружки изначально не отражены детально в документе, но имеют приблизительное указание и количество часов. Сюда же относят различные субботники, специализированные вечера и спортивные праздники. Внешкольная деятельность отражается только частично, при условии наличия данных о сроках олимпиад и различных выездных мероприятий.
Отдельно нужно учесть взаимосвязь нагрузки и возраста школьников, не забывая использовать критерии ФГОС. При этом обязательно соотносить эти данные с максимальными нагрузками на педагога, дополнительно учитывая адекватность распределения материала по всему периоду обучения.
Важно! Структура учебного плана при одновременном изучении родного языка и русского немного меняется. Это же касается и ситуаций с изучением двух иностранных языков в масштабах учебной программы. Общее количество часов почти не меняется, но происходит небольшое перераспределение нагрузки. При этом желательна внеурочная деятельность по изучению языков.
Нужно не забывать и про требования СанПина, имеющего четкие указания по организации образовательного процесса. В них указаны не только критерии территории, температуры воздуха в помещениях для занятий и удаленность школы от дороги, но и непрерывная длительность уроков/пар, а также максимально допустимое количество часов учебы в день.
Особенности учебного плана 2024-2023
Главными нюансами на 2024-2023 год пока планируют стать изменения во ФГОСах. Несмотря на уже солидный период времени, прошедший после введения федеральных стандартов, они все еще подвержены изменениям. Также не стоит забывать и про отсутствие четких критериев по составлению учебного плана 2024-2023 — готового идеального шаблона нет. Никто не отрицает наличие базисного варианта, но он и не претендует на некую оптимальную форму, это лишь один из многочисленных способов распределения образовательной нагрузки.
Пока достоверно неизвестно, но уже всерьез рассматривают внедрение в общеобразовательную систему школьников изучение второго иностранного языка. Не важно сколько у этой идеи сторонников и противников, просто если они будет принята, то это повлияет на учебный план. Его потребуется изменить, заново распределив количество часов занятий. Есть и другая точка зрения — можно увеличить продолжительность учебы, законодательно сократив каникулы.
Последнее пока никто делать не собирается, хотя ряд школ с большой национально-региональной нагрузкой может пострадать из-за уменьшения времени на освоение своих традиций. Пока минимальную общероссийскую систему образования можно уложить в 34 недели занятий, оставит 3 семидневки сверху для региональной направленности обучения. Введение второго иностранного языка вынудит уменьшить этот период, выделив из него время для стандартных уроков по базисному учебному плану.
Внимание! Окончательное определение новшеств, внедренных в учебный план 2024-2023, возможно только ближе к сентябрю. Обычно и перед самым началом учебного года происходят какие-либо изменения. Также новшества могут быть введены и со второго полугодия, что бывает несколько реже.
Важно не забывать и про тотальное внедрение общероссийских проверочных работ по итогам года. Теперь это не просто контрольные, нужные учителям для определения освоенных знаний и выставления оценки. На основе этих работ формируется база для анализа достаточности преподаваемого материала и наличие у школьных учителей необходимого уровня компетенций.
Теперь эти работы внедряются в школы в обязательном порядке, что обязано найти отражение в учебном плане. Для их проведения нужно время в программе, не связанное с самим образовательным процессом. Тоже можно сказать и про ожидаемые обязательные экзамены в 4 классе — к их проведению нужна подготовка, не уменьшающая количество времени, отведенного на занятия.
С высокой долей вероятности в ближайшие годы стоит ожидать таких изменений в учебных планах:
- Повышение стандартизации подачи материала.
- Формирование более точных критериев учебных материалов.
- Создание единой базы типовых планов для каждого звена школьников.
- Увеличение длительности годового обучения для школ с родным нерусским языком.
- Выраженное снижение индивидуализации системы преподавания для большинства дисциплин.
Для кого-то такие новшества могут показаться хорошо забытыми старыми, но стоит помнить, что общих стандартов подачи материала не было как таковой. Дети при переходе из одной школы в другою даже в своем городе иногда были вынуждены догонять материал или ждать, когда его пройдет их новый класс. Если же переход осуществлялся в другие регионы, то ситуация могла быть парадоксальной, вплоть до полной перестановки подачи материала.
Именно на единство российского образования претендуют изменения учебного плана 2024-2023. Для одних людей — это лишь нормативный акт, регулирующий деятельность школ. Другие же понимают под этим четкость критериев, необходимых для формирования хорошо образованного поколения людей. Это разный подход, к тому же нужно учитывать российские реалии — даже хорошие нововведения не всегда проходят гладко, хотя потом приводят к положительным результатам.
После утверждения плана (как правило, не позже чем за 1 месяц до начала учебного процесса), учащихся и родителей должны ознакомить с изменениями, если таковые имеются. Одна из московских школ решила сделать это с помощью видео выступления администрации:
Учебный план начального общего образования на 2024-2023 учебный год
Столичный учебный центр
г. Москва
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Обуховская основная общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
Согласован с Управляющим советом
протокол от 27.08.2022г №1
Рассмотрен и принят
на педагогическом совете
протокол от 27.08.2022г №1
приказ от 30.08.2022 № 2-66
Директор школы:
Учебный план начального общего образования
2022-2023 учебный год
Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Обуховская основная общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области (далее по тексту – Школа) на уровень начального общего образования на 2024 – 2023 учебный год разработан в соответствии с:
— Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменения и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. (далее — ФГОС НОО);
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее – ПООП НОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( от 8 апреля 2015 г., протокол от №1/15 );
— Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189;
Учебный план является обязательной частью основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Обуховская основная общеобразовательная школа» (далее — ООП)
Учебный план начального общего образования (далее — учебный план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации учащихся.
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору, в том числе на этнокультурном уровне.
Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках субъектов РФ и родном (не русском) языке, а также возможность их изучения и устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам обучения).
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, -20% от общего объема часов учебного плана.
Годовой и недельный учебные планы разработаны с учетом этого требования.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:
Основные задачи реализации содержания
Русский язык и литературное чтение
Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Родной язык и литературное чтение на родном языке
1 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Математика и информатика
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основы религиозных культур и светской этики
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, социальное проектирование .
Обязательная часть в 1-4 классах учебного плана выполняется в полном объеме.
Учебный предмет Иностранный язык изучается со 2 класса. Предложенный объем учебного времени (2 часа в неделю) достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне. В 2017-2022 учебном году во 2 и 3 классах изучается английский язык, в 4 классе – немецкий язык.
Учебный предмет Окружающий мир в 1-4 кассах изучается 2 часа в неделю.
Предметная область Искусство разделяется на учебные предметы Изобразительное искусство и Музыку, на изучение которых отводится по 1 часу.
Учебный предмет Технология в 1-4 классах изучается по 1 часу в неделю.
Информатика изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета Технология и направлена на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Физическая культура изучается в 1-4 классах по 3 часа в неделю.
В 4 классе изучается учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики – 1 час в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, дополнена следующим количеством часов: 1 класс – 1 час, 2 класс – 1 час, 3 класс – 1 час, 4 класс – 1 час, которые отведены на изучение русского языка.
Продолжительность учебного года: 1-й класс — 33 учебные недели
2-4 классы – 34 учебные недели
Продолжительность урока : В соответствии с письмом Минобразования РФ от 20.04.2001 №408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период» обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима: первое полугодие (в сентябре-октябре- по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае — по 4 урока по 45 минут каждый), что позволяет сократить количество часов в неделю.
2-4 классы — все уроки по 45 минут.
Режим работы: 1 – 4 классы – пятидневная учебная неделя;
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Учебный план начального общего образования
МКОУ «Обуховская основная общеобразовательная школа»
Учебный план на 2023 год
Суджанского района Курской области
Учебный план на 2024 — 2023 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану 2024- 2023 учебный год
Учебный план разработан в соответствии:
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «17» октября 2013г. № 1155 Федеральное государственное образовательный стандарт дошкольного образования.
- · Законом Российской Федерации от 29.12.2012. №273- ФЗ « Об образовании Российской Федерации»
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ» от 15.05.2013.
Настоящий учебный план является нормативным актом.
Детский сад общеразвивающего вида реализует приоритетное направление работы —познавательно-речевое развитие дошкольников. Реализация познавательно-речевого направления во всех возрастных группах осуществляется через специально организованные занятия, а так же во время совместной деятельности воспитателя с детьми.
В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
В детском саду функционирует 6 групп общеразвивающей направленности детей:
Первая младшая группа от 2-2,5 лет,
Вторая младшая группа от 2,5-3 лет,
Вторая младшая группа от 3-4 лет,
Средняя группа от 4 -5 лет,
Старшая группа от 5-6 лет,
Подготовительная группа от 6-7 лет.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности с детьми от 2 до 3 лет составляет не более 1 часа 40 минут в неделю. Продолжительность одного занятия не более 10 минут. Максимально допустимый объем недельной нагрузки для детей дошкольного возраста составляет: для детей четвертого года жизни — 2 часа 45 минут, для детей пятого года жизни — 4 часа, для детей шестого года жизни — 6 часов 15 минут, для детей седьмого года жизни — 8 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни — не более 15 минут, для детей 5-го года жизни — не более 20 минут, для детей 6-го года жизни — не более 25 минут, для детей 7-го года жизни — не более 30 минут. Основная часть обеспечивает выполнение обязательной части образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 6», разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Основная часть составляет 80 % от общего времени реализации программы.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Дополнительная часть составляет 20% и представлена факультативной работой и проектно-экспериментальной деятельностью.
С учетом уровня развития воспитанников, в соответствии с задачами ДОУ и в плане реализации приоритетного направления, для детей шестого года жизни организовано факультативное занятие «Клуб по интересам «Читалочка», целями и задачами которого являются: обучение детей четкому произнесению звуков родного языка, совершенствование речи, развитие мелкой моторики пальцев рук, слухового внимания, восприятия и памяти; воспитание интереса к занятиям, активности. Работу клуба ведет воспитатель подготовительной группы. Занятия проводятся во вторую половину дня по вторникам и четвергам с 15 15 до 15 40 . Содержание занятий, их продолжительность, цели и задачи, методика проведения согласованны с администрацией МКДОУ «Детский сад №6», контролируются заведующим.
В плане реализации приоритетного направления ведется активная работа по краеведению. С этой целью организовано объединение «Суджаночка» для детей пятого и седьмого года жизни, целью которого является более глубокое изучение достопримечательностей родного города, его традиций, культуры, художественных промыслов; обогащение словаря детей и развитие связной речи. С учетом уровня развития воспитанников, в соответствии с задачами ДОУ и в плане реализации приоритетного направления, для детей пятогогода жизни организовано факультативное занятие по экологии «В гостях у дедушки АУ» и шестого года жизни «Мы твои друзья, природа», целями и задачами которых являются: знакомство детей с окружающим миром, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине иОтечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Так же работает театральная студия «В гостях у сказки» и «Юные артисты театра», которые предполагают развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
С целью реализации приоритетного направления в детском саду проводятся занятия в клубе «Радуга» и «Умные пальчики». Занятия ведутся с детьми пятого, шестого, седьмого года жизни. Здесь ставятся следующие задачи: поддерживать детскую инициативу в условиях ДОУ и семьи, проведение опытов и экспериментов по экологии; развитие логического мышления, мелкой моторики, творческой инициативы и развитие грамматически правильной связной речи детей.
Факультативная работа проводятся во вторую половину дня и не приводит к перегрузке детей.
Учебный план МКДОУ «Детский сад №6»
на 2024-2023 учебный год
с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильеввой