В Законодательном Собрании обсудили концепцию Генерального плана на 2024-2043 годы и совместное градостроительное развитие Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Новости, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга

В Законодательном Собрании обсудили концепцию Генерального плана на 2023-2043 годы и совместное градостроительное развитие Санкт-Петербурга и Ленинградской области

16 марта 2017 года в Большом зале Мариинского дворца состоялась Вторая научно-практическая конференция на тему: «Подготовка Генерального плана Санкт-Петербурга на 2023-2043 годы и планирование развития агломерации», организованная постоянной комиссией ЗС по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам.

В конференции приняли участие депутаты петербургского парламента, члены Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, представители общественных, научных и строительных организаций.

Приветствие главы Собрания Вячеслава Макарова участникам форума огласил заместитель Председателя ЗС Анатолий Дроздов. В тексте в частности говорилось: «Проведение сегодняшней конференции является очень важным событием. Генеральный план Санкт-Петербурга должен содержать новейшие тенденции развития мегаполиса, такие как концепция «умного города», которая предусматривает гармоничное и сбалансированное развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.

В этом зале собрались настоящие профессионалы, целеустремленные ответственные люди. Уверен, что высказанные предложения и конструктивный диалог помогут выработать правильные решения, придадут мощный импульс востребованным инициативам».

Основной целью конференции стала выработка единого подхода к формированию Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации). Как отметили в своих выступлениях вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Мокрецов и председатель комитета по градостроительству и архитектуре Правительства города Владимир Григорьев, предстоит объединить градостроительный потенциал двух субъектов РФ. Это сложная работа, которая учитывает множество факторов и интересов соседних регионов, тесно связанных между собой. Взаимопонимание в решении проблем есть, и работа ведется конструктивно и планомерно.

В ходе конференции прозвучали доклады «Стратегия развития Санкт-Петербурга как основы подготовки Генерального плана» исполняющего обязанности председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Валерия Москаленко; «Взаимодействие Санкт-Петербурга и Ленинградской области в стратегии развития Ленинградской области» заместителя Председателя Правительства Ленинградской области Дмитрия Ялова; «Генеральный план города и проблемы агломерации» директора научно-исследовательского и проектного центра Генерального плана Санкт-Петербурга Юрия Бакея; «Проблемы юридического обеспечения подготовки и утверждения документов территориального планирования Санкт-Петербургской агломерации » депутата ЗС Алексея Ковалева; «Сохранение промышленного потенциала при разработке Генерального плана Санкт-Петербурга на 2023-2043 годы» председателя Комитета по промышленной политике и инновациям СПб Максима Мейксина; «О концепции транспортного развития в Генеральном плане Санкт-Петербурга на 2023 – 2043 годы» заместителя председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры СПб Вадима Власова; «Объединенная комплексная транспортная схема Санкт-Петербурга и Ленинградской области» генерального директора автономной некоммерческой организации «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилла Полякова; «Приоритетные направления развития транспортной системы Санкт-Петербурга на период 2023-2043 годов» директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» Рубена Тертеряна; «Взаимосвязь экономических, демографических и территориальных (пространственных) параметров при разработке Генерального плана Санкт-Петербурга на 2023-2043 годы» депутата ЗС Оксаны Дмитриевой; «Проблемы градостроительного развития побережья Финского залива» депутата ЗС Михаила Амосова; «Выученные уроки Генплана (на 2005 — 2024 годы)» руководителя группы экспертов постоянной комиссии ЗС по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Александра Карпова; «Развитие территорий Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу» генерального директора Института территориального планирования «Урбаника» Антона Финогенова; «Возможности формирования Приневской урбанизированной зоны» главного архитектора ОАО « Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов » Сергея Митягина; «О проблемных вопросах разработки Генерального плана Санкт-Петербурга» заместителя генерального директора по градостроительной деятельности Института территориального развития Владимира Аврутина.

По словам председателя постоянной комиссии ЗС по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Сергея Никешина, все предложения, поступившие в ходе конференции, будут обработаны и проанализированы в середине мая 2017 года на расширенном заседании комиссии. В качестве рекомендаций они будут направлены разработчикам нового Генерального плана Санкт-Петербурга вместе с результатами первой конференции «Основные вопросы концепции Генерального плана Санкт-Петербурга на 2023-2043 годы», которая прошла 29 октября 2015 года.

Разработку Генплана планируется завершить к концу 2017 года, после чего начнется процесс его согласования.

Новости отрасли

В 2023 году начнутся работы над «Цифровым планом развития Санкт-Петербурга»

26.09.2022 в 10:36

В Смольном под председательством вице-губернатора Игоря Албина состоялось совещание по теме создания «Цифрового плана развития Санкт-Петербурга». В нем участвовали руководители Комитета по градостроительству и архитектуре, СПб ГКУ «Научно исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга», ООО «Национальный центр урбанистики», ООО «Город спутник «Южный».

В рамках встречи Национальный центр урбанистики представил уникальный для России инновационный механизм моделирования, планирования и контроля реализации проектов комплексного освоения территории – «Динамическая цифровая модель развития территории», разработанная на примере города-спутника «Южный». Аналогичные программные продукты успешно работают за рубежом, однако в нашей стране будут созданы впервые.

Цифровой план позволяет спрогнозировать, как будет развиваться территория и любой из объектов на всех этапах проектирования и строительства, оценить риски, связанные с вводом в эксплуатацию объектов городской среды, учесть влияние реализуемых мероприятий на мобильность населения, общественный транспорт, автомобильный трафик, экологическую ситуацию, оценить и спрогнозировать объем инвестиций и просчитать возврат инвестиций в инфраструктуру.

Базы пространственных данных, создаваемые в Санкт-Петербурге, содержат огромные массивы информации — данные фонда инженерных изысканий, Правила землепользования и застройки, материалы об объектах инженерного комплекса, отраслевые схемы территориального планирования и т.д., собранные профильными органами власти города. Применение технологий искусственного интеллекта и технологии BigData позволило бы увеличить скорость обработки этого массива данных и подготовки вариантов решений. Фактически речь идет о возможностях моделирования ситуации при тех или иных сценариях развития территорий.

Вице-губернатор Игорь Албин акцентировал необходимость учета в новой модели системы «Безопасный город», систем «Центра транспортного планирования», реестра инвестиционных обязательств застройщиков и иных баз данных. Он отметил, что создание «Цифрового плана развития Санкт-Петербурга» имеет особое значение в период разработки нового Генерального плана Санкт-Петербурга до 2048 года, и предложил вынести этот вопрос на Международную конференцию по Генплану, которая состоится в феврале 2023 г.

По итогам состоявшегося совещания образована рабочая группа для формирования технического задания на разработку «Цифрового плана развития Санкт-Петербурга». Работу над цифровым планом Национальный центр урбанистики начнет в 2023 году. Одной из составляющих станет создание детализированного цифрового Генерального плана Санкт-Петербурга.

Бюджет Петербурга на 2023 год прошел второе чтение, в ЗакСе приняли поправки в Генплан и одобрили стратегию развития города до 2035 года

Доходы 591 миллиард рублей, расходы — 643. Документ гарантирует развитие социальной сферы и выполнения всех обязательств перед горожанами. Депутаты подготовили 22 поправки, и сами 18 из них отклонили. Бюджет приняли во втором чтении, осталось третье, но его часто называют техническим.

Вообще выделенным бюджетным средствам нужно относится внимательно, как к своим. Какая-то отрасль, например, недополучила деньги, а кто-то, наоборот, не смог потратить имеющиеся, исходя из этой логике одна из поправок лишила метрополитен 10 миллиардов рублей, оставив 18. По мнению депутатов, это должно быть уроком, запрашивая средства нужно знать на что они пойдут, то есть заранее готовить профильную документацию. Ведь метро, должно развиваться темпами, более быстрыми чем сегодня. Об этом же говорилось и в Стратегии 2035. Правда, приведенные цифры — это не панацея.

АЛЕКСАНДР ХОДАЧЕК, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук:

Как раз главная задача стратегии — уравновесить все показатели, рост одного желаемого показателя влечет повышение сопутствующих. Ведь, например, увеличение числа горожан, это не просто контроль за ростом населения без оглядки на окружающую инфраструктуру, а обязанность создания новых условий жизни.

МИХАИЛ МОКРЕЦОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

Резюмируя, этот документ, как напоминание, что в условиях мегаполиса невозможно решить все проблемы. Ведь каждый год идет движение вперед, следовательно, меняются и задачи.

ЮРИЙ СВЕТОВ, политолог:

А вот Генплан — это не пейзажи на горизонте, это то что делать нужно начинать уже сегодня, чтоб завтра успеть закончить. Это такая большая карта, где растут жилые кварталы и скоростные трассы, но при этом должны оставаться зеленые зоны, открываться больницы и детские сады.

ИГОРЬ АЛБИН, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

В итоге все три документа утвердили. Можно сказать город, словно гоночный болид, прошел очередной контрольный участок. Впереди новый круг развития.

Городские депутаты поддержали предложение Александра Беглова расширить список получателей единовременной выплаты по случаю 75-летия снятия блокады Ленинграда. Вопрос обсуждался в рамках еженедельного заседания парламента Петербурга. Кроме того, на рассмотрение были вынесены сразу три фундаментальных документа, которые формируют развитие города на несколько лет вперед.

Главный финансовый документ депутаты приняли с поправками во втором чтении, а значит его основные параметры меняться уже не будут. Так же утвердили Генплан и стратегию развития города до 2035 года. Обо всем по порядку Александр Буренин.

АЛЕКСАНДР БУРЕНИН, корреспондент:

Доходы 591 миллиард рублей, расходы — 643. Документ гарантирует развитие социальной сферы и выполнения всех обязательств перед горожанами. Депутаты подготовили 22 поправки, и сами 18 из них отклонили. Бюджет приняли во втором чтении, осталось третье, но его часто называют техническим.

Вообще выделенным бюджетным средствам нужно относится внимательно, как к своим. Какая-то отрасль, например, недополучила деньги, а кто-то, наоборот, не смог потратить имеющиеся, исходя из этой логике одна из поправок лишила метрополитен 10 миллиардов рублей, оставив 18. По мнению депутатов, это должно быть уроком, запрашивая средства нужно знать на что они пойдут, то есть заранее готовить профильную документацию. Ведь метро, должно развиваться темпами, более быстрыми чем сегодня. Об этом же говорилось и в Стратегии 2035. Правда, приведенные цифры — это не панацея.

АЛЕКСАНДР ХОДАЧЕК, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук:

Как раз главная задача стратегии — уравновесить все показатели, рост одного желаемого показателя влечет повышение сопутствующих. Ведь, например, увеличение числа горожан, это не просто контроль за ростом населения без оглядки на окружающую инфраструктуру, а обязанность создания новых условий жизни.

МИХАИЛ МОКРЕЦОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

Резюмируя, этот документ, как напоминание, что в условиях мегаполиса невозможно решить все проблемы. Ведь каждый год идет движение вперед, следовательно, меняются и задачи.

ЮРИЙ СВЕТОВ, политолог:

А вот Генплан — это не пейзажи на горизонте, это то что делать нужно начинать уже сегодня, чтоб завтра успеть закончить. Это такая большая карта, где растут жилые кварталы и скоростные трассы, но при этом должны оставаться зеленые зоны, открываться больницы и детские сады.

ИГОРЬ АЛБИН, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

В итоге все три документа утвердили. Можно сказать город, словно гоночный болид, прошел очередной контрольный участок. Впереди новый круг развития.

Генплан по развитию Санкт-Петербурга на 2023 год

Основные интриги и кривотолки вращаются сейчас вокруг нового генплана Санкт-Петербурга – город, словно, застыл в неудобной позе, одной ногой все еще пребывая в реализации планов по старому регламенту, а другой опасливо прощупывая почву для того, чтобы сделать новый шаг вперед. Всех, петербуржцев, безусловно, в этой связи интересует, как будут выглядеть их родные улицы в будущем.

Тем более что, по заверению властей, план 2023 года издания коренным образом поменяет свою концепцию. Не говоря о том, что сроки он будет охватывать нешуточные – с 2023 по 2045 год.

Готовить проект документа будут вплоть до лета 2023 года, если ничто не помешает, делятся в архитектурном департаменте Санкт-Петербурга. А затем пройдут общественные слушания по этому вопросу. Главным же новым подходом станет то, что в процессе подготовки Генплана мэрия будет активнейшим образом взаимодействовать с властями области.

Это, конечно, разумно: город разрастается уверенными темпами, все более тесно соприкасаясь с прямыми интересами области. Грозя уже в недалеком будущем пойти по стопам столицы – превратившись во вполне сформировавшуюся агломерацию.

Как же в действительности изменится облик Санкт-Петербурга благодаря новому Генплану 2023 года, в каком направлении будет развиваться и какими новыми идеями и технологиями порадуют его жителей городские власти?

Цели нового Генплана

Предварительный текст документа гласит, что главной целью его написания стало создание на территории Санкт-Петербурга во всех отношениях комфортной и привлекательной среды проживания, сохранение культурно-исторического значения города, а также работа над повышением его туристической и миграционной пользы.

В этой связи решено в корне изменить подходы к его дальнейшему преобразованию и совершенствованию, сделав их едиными, комплексными и логически стройными. Ключевыми ориентирами, помимо только что упомянутых, признаны также и социально-экономические ценности, ведь новый Генплан, по сути, признается слугой и охранником прав и свобод горожан, ставя их интересы и удобство превыше всего.

С годами Санкт-Петербург должен превратиться по замыслу нового плана в многофункциональный мегаполис, отличающийся высоким качеством жизни и плотно интегрированный как в отечественную, так и мировую экономическую и гуманитарную системы. Градостроительная политика будет строиться, в первую очередь, на сборе актуализированных данных, глубоком их системном анализе.

И только на этом основании, с учетом всех прочих, не менее важных, факторов, собираются принимать те или иные решения. Что же касается задач первоочередной важности, в качестве начальных тактических целей уже определены приоритеты в виде достаточного развития транспортного каркаса, а также в виде приведения в нужную кондицию городской инженерии, диверсификации турпотоков и совершенствования общественных пространств.

Как все это будет выглядеть на практике?

Напомним, в настоящее время город развивается согласно плану 2005 года, расчетный период которого охватывает и весь 2024-й. По результатам его завершения будет сделана экспертная оценка того, что удалось воплотить и какие работы сейчас в самом разгаре, отметят также и все, что так и осталось на бумаге. В отношении последнего, после беспристрастной оценки и анализа целесообразности, а также того, вписываются ли старые решения в новый план, придут к общему мнению, стоит ли в том направлении продолжать работу.

Что касается жилищного планирования, о программах реновации речь пока не ведется — видимо, по ней в будущем собираются принимать отдельные решения, стараясь вписываться в общую концепцию размещения новостроек и сохранения объектов (в том числе путем реставрации) культурно-исторической ценности.

В планах полностью пересмотреть политику точечного размещения застройки в старых кварталах, иногда напрямую ущемлявшего комфорт коренных их жителей, — оно будет сведено к минимуму, после соответствующих публичных дебатов.

В остальном же по договоренности с Ленобластью собираются гораздо вольнее, по позитивному примеру Москвы, обходится с понятием границы города, одновременно с соответствующим инженерно-транспортным и инфраструктурным развитием новых районов.

Новый Генплан собирается вплотную заняться совершенствованием общественных пространств, возродив снова традицию проектирования бульваров, увеличив размер рекреационных территорий, грамотно уравновешивая урбанистическую составляющую экологической. В этом связи станут куда крупнее дворовые зоны, не исключено, что вплотную займутся и обустройством давно обещанного зеленого массива на западе Васильевского острова.

Одновременно собираются вспомнить об идее создания системы взаимосвязанных комплексов зеленых насаждений от пл. Революции до Леонтьевского моста в сторону Крестовского и Петровского островов (через Петропавловскую крепость, Петроградскую сторону и Тучков мост), которая была изложена еще в Генплане города от 1948 года.

Кроме того городские власти сетуют, что туристические потоки в городе являются чересчур однобокими и плохо организованными, охватывая лишь центральную часть Петербурга и совершенно не интересуясь не менее примечательным полукольцом пригорода. Задачи их качественной диверсификации включают в себя очень многое, как в инфраструктурном плане, так и в реставрационном.

И одновременно собираются серьезно переработать всю структуру общественного транспорта, с организацией соответствующих ТПУ, строительством новых веток метрополитена и совершенствованием других способов передвижения, в том числе и экологического – с помощью организации велодорожек и пешеходных аллей.

Все будет нацелено на то, что жители области должны без помех и максимально быстро добираться в любую точку города, для чего и строятся как кольцевые маршруты, так и соответствующие диаметры движения городских электричек.

Не забудут и о потенциальном увеличении автопотоков, полностью перекроив, сделав шире и крупнее автодорожную сеть, построив множество удобных развязок, в том числе и многоуровневых, эстакад, мостов и разгрузочных обводных трасс. А также, разумеется, заложив достаточно места под паркинги в долгосрочной перспективе.

Новые объекты на карте Санкт-Петербурга

Уже точно известно, что проект Восточного диаметра не бросят, как и идею организовать линию аэроэкспересса «Витебский вокзал — Пулково», а также движение скоростного трамвая из Шушар в Купчино (в планах потом все это продлить и до Колпино). Реализуют долгожданную коричневую – пятую линию метро со всеми станциями (первыми сдадут «Путиловскую» и «Юго-западную»), а также множество остановок на продолжениях других веток.

Собираются полностью реконструировать инженерные сети и построить множество новых для обеспечения планируемой застройки, в том числе и водовод в районе Горской и Шуваловского проспекта, а также Левашовского шоссе и в ряде других мест.

Кроме того будут возводить и очистительно-депонирующий комплекс в Курортном районе (на источниках «Молодежное» и «Дюны-Солнечное»), кроме того в планах в содружестве с силами Леонобласти поработать над инженерным снабжением северных пригородов Санкт-Петербурга. И, безусловно, закончить работы над коллектором-дублером у пл.Мужества, о котором так долго говорилось.

Серьезно собираются взяться за развитие современных городов-спутников, которые в планах включить в городскую агломерацию Санкт-Петербург. Речь идет о серьезном инфраструктурном развитии и мощной транспортной привязке Сертолово, Всеволжска, Кировска, Тосно и Гатчины, а также об улучшении жилищных условий и прочей привлекательности районов Петродворца, Красносельского, Павловского, Свердловского и Кузьмоловского.

Там собираются работать над административно-деловой застройкой, выделять площади под жилищное строительство, обустраивать соответствующие ТПУ, дороги и системы общественного транспорта, в т.ч. и ЛРТ, а также городской электрички, со всеми пересадками, подъездами, паркингами и прочей инфраструктурой.

Что ж, проекты к реализации предложены действительно колоссальные и чрезвычайно амбициозные – выше приведена лишь малая толика всего, что на самом деле будет в Генплане Санкт-Петербурга 2023 года. Но когда они найдут свое практическое применение и в каком именно виде – пока никто не решится утверждать определенно.

Тем не менее, городским властям и всем ответственным структурам хочется пожелать в этом всяческих успехов, а также продолжать в том же духе тесно взаимодействовать с петербуржской общественностью, дабы среда Северной Пальмиры и дальше продолжала служить комфорту и стремлениям простых людей.

Вторая научно-практическая конференция: «Подготовка Генерального плана Санкт-Петербурга на 2023 -2043 годы и планирование развития агломерации»

Вторая научно-практическая конференция:

«Подготовка Генерального плана Санкт-Петербурга на 2023 -2043 годы
и планирование развития агломерации»

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга

16 марта 2017 года

Кофе-брейк (столовая Мариинского дворца)

Регистрация участников конференции

Вячеслав Серафимович Макаров – Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Михаил Павлович Мокрецов – вице-губернатор Санкт-Петербурга

Дмитрий Анатольевич Ялов – Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям – председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

Владимир Анатольевич Григорьев – председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, Санкт-Петербург

Сергей Николаевич Никешин – председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

«Стратегия развития Санкт-Петербурга как основа подготовки Генерального плана Санкт-Петербурга» — исполняющий обязанности председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга
Валерий Николаевич Москаленко

«Взаимодействие Санкт-Петербурга и Ленинградской области в стратегии развития Ленинградской области» — Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности
Дмитрий Анатольевич Ялов

«Генеральный план города и проблемы агломерации» — директор НИПЦ
Генерального плана Санкт-Петербурга
Юрий Константинович Бакей

«Проблемы юридического обеспечения подготовки и утверждения документов территориального планирования Санкт-Петербургской агломерации» – депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Алексей Анатольевич Ковалев

Ответы докладчиков на вопросы участников конференции

Утвержден график подготовки Генерального плана Санкт-Петербурга 2023 – 2043 гг.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин утвердил график подготовки Генерального плана Санкт-Петербурга с разработкой концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации).

В соответствии с разработанным Комитетом по градостроительству и архитектуре и утвержденным вице-губернатором Санкт-Петербурга графиком, в 2015 году в рамках предварительного этапа подготовки Генерального плана Санкт-Петербурга планируется:

— завершить обсуждение, корректировку и утверждение Технического (Градостроительного) задания на разработку Генерального плана Санкт-Петербурга ;

— завершить разработку и утверждение плана-графика мероприятий по подготовке Генерального плана Санкт-Петербурга .

Одним из предварительных этапов разработки Генерального плана Санкт-Петербурга обозначено проведение научно-практической конференции в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга , которая состоялась 29 октября, окончательные итоги конференции будут подведены в середине декабря текущего года в формате депутатских слушаний.

На первом этапе к разработке Генерального плана Санкт-Петербурга также подключаться отраслевые исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга , такие как: Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (КППИ), Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (КЭПиСП), Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (КРППР), Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (КППООС), Жилищный Комитет (ЖК), Комитет по образованию (ЖК), Комитет по здравоохранению (КЗ), Комитет по культуре Санкт-Петербурга (КК), Комитет по физической культуре и спорту (КФКС), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (КЭИО), Комитет по благоустройству (КБ), Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ), Комитет по транспорту (КТ), Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга (КИ). Отраслевые исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга подготовят актуализированные данные в части социальной инфраструктуры, инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, экономического каркаса города.

КППООС совместно с КГА будет разработана климатическая стратегия Санкт-Петербурга и карта (план) зон затопления и подтопления территории Санкт-Петербурга .

Подготовка и актуализация данных будет осуществляться уполномоченными органами на протяжении 2016 года, а создание КППИ,

КЭПиСП, КРППР актуального экономического каркаса города, проведение оценки текущего и перспективного состояния основных фондов (промышленность, услуги, торговля) и разработка программы комплексного развития промышленности, торговли и услуг будут осуществляться до конца первого полугодия 2017 года.

Второй, третий и четвертый этапы подготовки Генерального плана Санкт-Петербурга будут осуществлены в течение 2016 и 2017 годов в тесном взаимодействии с Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга Ленинградской области. Так, в рамках второго, третьего и четвертого этапов будет проведен анализ и оценка представленных ИОГВ СПб исходных данных в части инженерно-транспортной инфраструктуры, зон с особыми условиями использования территорий, уточнены задачи по развитию перечисленных направлений. В указанный период будет осуществлена обработка подготовленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга исходных данных и информация для разработки Концепции агломерации, включая уточнение границ агломерации.

К середине III квартала 2016 года планируется завершить разработку вариантов территориального и пространственного развития Санкт-Петербурга на основе сбора и анализа методических, проектных, статистических, плановых и прогнозных данных развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Важно отметить, что варианты градостроительного развития Санкт-Петербургской городской агломерации будут обсуждаться архитектурным и профессиональным сообществом, а также общественностью. Итогом проведенных мероприятий в начале IV квартала 2016 года станет выбор оптимального варианта градостроительного развития и разработка плана-графика мероприятий по подготовке и согласованию Концепции агломерации.

Разработка Концепции агломерации, а также ее обсуждение, согласование и одобрение подготовленного стратегического документа территориального планирования на зону Санкт-Петербургской городской агломерации придётся на IV квартал 2016 года и I, II кварталы 2017 года. Вторая половина 2017 года будет посвящена подготовке и согласованию отдельных стратегий и пилотных проектов развития элементов планировочной структуры территории агломерации.

К разработке самого Генерального плана Санкт-Петербурга на 2023 – 2043 гг. Правительство города приступит на пятом этапе подготовки документации после подготовки, согласования и утверждения Технического (Градостроительного) задания и завершения работы по актуализации исходных данных в части социально-экономического развития Санкт-Петербурга , социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и экономического каркаса города, которая должна завершиться в апреле 2017 года.

Подготовка материалов по обоснованию внесения изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга на основе представленных исходных данных в соответствии с первым и пятым этапами графика, а также сбор и анализ предложений в Генеральный план города, придутся на вторую половину 2017 года и I квартал 2024 года.

К подготовке материалов утверждаемой части Генерального плана Санкт-Петербурга Комитет по градостроительству и архитектуре приступит в начале 2024 года.

I квартал и первая половина II квартала 2024 года будут посвящены обсуждению материалов Генерального плана Санкт-Петербурга с архитектурной и профессиональной общественностью и согласованию материалов с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и Министерствами Российской Федерации.

Рассмотрение материалов, актуализирующих Генеральный план Санкт-Петербурга , на публичных слушаниях, согласно графику, предполагается с мая 2024 года.

Корректировке материалов проекта Генерального плана города с учетом мнения общественности, согласованию и утверждению Генерального плана Санкт-Петербурга Правительством Санкт-Петербурга и Законодательным Собранием Санкт-Петербурга будут посвящены III и IV кварталы 2024 года.

Вступит в силу новый Генеральный план Санкт-Петербурга в январе 2023 года.

Пресс-служба Комитета по градостроительству и архитектуре,

Генпланы Петербурга: «сказка за сказкой»

Подготовка Генерального плана Санкт-Петербурга на 2023–2043 годы в разгаре. Чиновники обещают создать обстоятельный документ и обеспечить гармоничное развитие мегаполиса.

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Между тем эксперты напоминают, что действующий главный градостроительный документ имеет один существенный недостаток – он попросту не выполняется.

Еще в 2015 году в Смольном был принят план подготовки генплана, от которого пока не отступают. На первом этапе к разработке документа подключились городские комитеты. Они актуализировали данные в части социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, экономического каркаса города.

В 2016–2017 годах в рамках второго, третьего и четвертого этапов ведется совместная работа властей двух регионов: Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этот период анализируется информация, представленная городскими комитетами в части инженерно-транспортной инфраструктуры, зон с особыми условиями использования территорий. Это необходимо для разработки концепции агломерации, в том числе и для уточнения ее границ.

Разработка концепции агломерации, а также ее обсуждение, согласование и одобрение, начавшееся в конце прошлого года, продлится до середины нынешнего. Вторая половина 2017 года будет посвящена подготовке и согласованию отдельных стратегий и пилотных проектов развития элементов планировочной структуры в рамках агломерации.

Чтобы новый генплан был эффективным, необходимо учесть ошибки прошлого

К разработке самого Генерального плана Санкт-Петербурга на 2023–2043 годы правительство города приступит на пятом этапе подготовки. Корректировка материалов проекта генплана города с учетом мнения общественности, согласование и утверждение правительством и парламентом Санкт-Петербурга запланированы на III и IV кварталы 2024 года. И наконец, вступит в силу новый генеральный план Санкт-Петербурга в январе 2023 года.

Давление окраин

В марте разработчики генплана сверили часы. В Законодательном собрании Санкт-Петербурга состоялась научно-практическая конференция, посвященная подготовке главного градостроительного документа города. Председатель комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев уделил внимание двум темам – границам агломерации и взаимоотношению города и области. По его словам, прошло согласование границ, определивших зону интенсивной урбанизации, где будет вестись активное строительство, и границ периферийной зоны агломерации, где влияние Петербурга не столь значительно.

«Определение границ – важный шаг, так как граница – одно из основополагающих понятий в сфере деятельности по пространственному планированию. Необходимо верно определить границы среды разных качеств, чтобы сохранять ценные природные ландшафты и развивать экономическую деятельность, вести строительство плотно и компактно в зонах, обеспеченных инфраструктурой», – подчеркнул главный архитектор.

Генплан должен быть направлен на формирование Петербурга как многофункционального города

Несмотря на то что Петербург и Ленинградская область как два субъекта РФ имеют самостоятельные планы градостроительного развития, в реальной жизни они тесно взаимосвязаны. Миллионы людей ежедневно ездят в город работать, учиться, отдыхать и т. д.

Территория Ленинградской области, прилегающая к границам города, традиционно рассматривалась как «зеленый пояс» – природная рекреационная зона вокруг Петербурга. Однако, по словам Владимира Григорьева, в последнее время ситуация изменилась. Интенсивное строительство жилья на территориях области на границе с Петербургом увеличивает нагрузку на инфраструктуру ближайших районов города, что негативно сказывается на транспортной и экологической ситуации. В этих районах создаются условия для социальных проблем, которые со временем могут усугубляться, отметил глава КГА.

«Это один из примеров «антиустойчивого» развития, требующих совместных решений градостроителей города и области. Надеемся, что нам удастся выработать общую градостроительную политику развития приграничных территорий. Уже сейчас между нами многое согласовано и утверждено: техническое задание и границы агломерации, исполнители разделов концепции», – сказал Владимир Григорьев.

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

В свою очередь, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин выделил еще одну проблему. По его словам, согласно анализу действующего генплана Петербурга, в последние годы наблюдается тенденция по сокращению территорий производственных зон и в прогнозируемой перспективе она сохранится.

«Для решения стратегических задач города при разработке генерального плана Санкт-Петербурга необходимо предусмотреть сохранение функционального назначения территорий для действующих промышленных предприятий, а также рассмотреть возможность увеличения резервных территорий для нового промышленного строительства или перебазирования производств. Генплан должен быть направлен на формирование Санкт-Петербурга как многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды для жизнедеятельности и производства», – подытожил Максим Мейксин.

Дорожная утопия

Стоит отметить, что в Петербурге сего-дня действует генплан на 2005–2022 годы и именно его достаточно часто вспоминают градостроители, когда речь заходит о новом градостроительном документе, в котором нужно учесть развитие города на 20 лет вперед. У экспертов к действующему генплану накопилось большое количество вопросов.

По словам руководителя Центра экспертиз «Эком», эксперта комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алек сандра Карпова, для того, чтобы новый генплан был эффективным и гармоничным, необходимо учесть ошибки прошлого, а их накопилось очень много.

Часто меняющийся генплан перестает играть полезную роль в градостроительстве

Одна из проблем в том, что программы преобразования городской среды задумываются и осуществляются помимо генплана. За примерами далеко ходит не надо – это и программа сохранения и восстановления исторического центра, инициированная Смольным, и процесс вывода предприятий в новые промзоны. Сюда же можно отнести и подготовку города к чемпионату мира по футболу 2024 года.

Вторая проблема касается реализации того, что в генплане было прописано. В частности, отмечает Александр Карпов, транспортная часть документа хаотична и исполняется плохо. «Мало кто обращает внимание на то, что многое так и не было построено. Процент исполнения генплана по улично-дорожной сети и мостовым сооружениям ничтожный», – посетовал эксперт. Районы Шушар и Рыбацкого – типичные примеры того, что генплан остается лишь на бумаге.

Еще один показательный случай произошел с проектом транспортного обхода центра города. «Проект обхода имеет на своем пути две-три непроходимые территории. Одна из них расположена в месте соединения Аптекарской и Песочной набережных. Здесь в районе Лопухинского сада дорогу построить нереально. Еще одно слабое звено – соединение Благодатной улицы и улицы Васи Алексеева, что позволило бы связать новой трассой Кировский и Московский районы. В этом районе для подобных проектов попросту нет места из-за развитой улично-дорожной сети», – приводит примеры Александр Карпов. Он отмечает, что таких проектов, указанных в генплане, много, а по стоимости они многократно превышают возможности городского бюджета.

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

О том, как в реальности выполняются планы городских властей, красноречиво свидетельствуют цифры, представленные на конференции в городском парламенте генеральным директором Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга Рубе ном Тертеряном. Результаты исполнения постановления правительства Петербурга «О совершенствовании и развитии дорожного хозяйства СПб до 2015 года», принятого в 2009 году, удручают. Так, например, протяженность УДС по плану к 2015 году должна была вырасти на 480 км, а в реальности получилось чуть более 200 км, или 41,7% от намеченного. Скоростных магистралей появилось не 138 км, а 33,6 км. Из шести запланированных постановлением к постройке новых переправ через Неву не построено ни одной. Транспортных развязок введено в строй 18, а не 75.

О необходимости тщательно проанализировать реализацию нынешнего документа говорит и гендиректор института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов. «Нужно осмыслить причины столь низкой эффективности действующего генерального плана. Пока такая работа в полной мере не проведена», – подчеркнул ученый.

Генплан области не указ

Слабое исполнение нынешнего генплана не единственная проблема, с которой пришлось столкнуться градостроителям. Буквально за несколько лет на подступах к кольцевой автодороге Петербурга со стороны Ленобласти возникли десятки многоэтажных новостроек. Как следствие, дефицит социальной инфраструктуры, пробки на выезде и въезде в мегаполис. Что с этим делать, пока не знает никто.

Сформулированные в новом генплане предложения развития следует жестко привязать к бюджетному процессу

Сказалась колоссальная разница в государственном устройстве Петербурга и Ленобласти. В 47-м регионе, в отличие от Петербурга, где все решает городское правительство, муниципальные советы поселений утверждают проекты планировок и генпланы городов. В результате на бывших колхозных полях появились кварталы новостроек.

Ситуацию пытаются исправить. В частности, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко предложил ввести мораторий на изменение генеральных планов поселений в совместной агломерации Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Как бы то ни было, численность населения Петербургской агломерации будет расти, и быстро. По данным заместителя председателя комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти Владимира Демина, сегодня на территории областной части агломерации (поселения, расположенные недалеко или по соседству с Петербургом) проживает 996 000 человек, к 2030 году будет уже около 1,8 млн человек. Если учитывать жителей Петербурга, то сегодня общая численность агломерации составляет 6,2 млн, а к 2030 году достигнет 7,8 млн человек.

Очевидно, что разрабатывать генплан Петербурга на 20 лет вперед без учета приграничных к городу территорий Ленобласти бессмысленно. Однако совместная работа регионов по планированию осложняется законодательными пробелами. «Сегодня федеральное законодательство в этом отношении слабое, оно существенно затрудняет совместную разработку документов территориального планирования, – признает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев. – Есть статья 27 Градостроительного кодекса РФ, посвященная совместной подготовке. Основанием для совместной подготовки документов территориального планирования является размещение объектов регионального значения Петербурга на сопредельных территориях (например, свалок, автодорог, санаториев). Но такого основания, как фактическое проживание жителей одного субъекта на территории другого, закон не содержит».

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

В то же время, по словам народного избранника, уже сегодня в местах за пределами Петербурга на территории муниципальных образований нескольких районов Ленобласти проживает более миллиона человек, которые работают в Северной столице и пользуются всеми благами города. Город и область готовы договариваться по-хорошему и совместно разработать планы по развитию территорий. Однако закон о местном самоуправлении этому стремлению может помешать. Вопросы функционального зонирования относятся к предмету ведения муниципалитетов 47-го региона.

Каким должен быть новый генплан? Многие эксперты советуют при его разработке обратиться к советскому прошлому. Например, еще во времена позднего СССР урбанисты начали оперировать модным сегодня термином «агломерация». Вопрос о планировании агломерации рассматривался еще в генеральном плане Ленинграда 1987 года.

«Такой крупный город, как Петербург, не может существовать обособленно. При его развитии нужно обязательно учитывать территорию, которая непосредственно связана с городским ядром. К сожалению, в генеральном плане 2005 года это было упущено, в результате мы получили проблемы с неконтролируемым низкокачественным развитием территорий Ленобласти, прилегающих к границе Петербурга», – высказал свою точку зрения эксперт лаборатории «Оптимальные транспортные системы» Института дизайна и урбанистики НИУ ИТМО, эксперт общественного движения «Красивый Петербург» Дмитрий БАРАНОВ.

По его словам, в целом проблема всех генеральных планов в РФ заключается в их вырождении в формальный документ. Генеральные планы теряют руководящую функцию и не определяют развитие городов, а лишь формально приводятся в соответствие с фактическими событиями. В результате возникает проблема, которая так беспокоит специалистов, – постоянные правки. «Часто меняющийся генеральный план перестает играть какую-либо полезную роль в градостроительстве и лишь создает дополнительные трудозатраты. В то же время в современных условиях быстро изменяющегося мира пытаться спланировать жизнь города на 25 лет вперед наивно», – считает Дмитрий Баранов.

Реальные цели

По мнению Александра Карпова, новый генплан должен быть прежде всего реалистичным. Стоит, например, забыть о транспортных мегапроектах, которые заведомо не сможет потянуть городской бюджет. «Нам нужно по одежке протягивать ножки. Грубо говоря, нужно сделать так, чтобы город развивался на те средства, которые у нас есть. Чтобы увеличился комфорт поездок в общественном транспорте, но не поднималась цена», – высказался эксперт.

Должны быть у нового генплана и специальные задачи. Такие как ликвидация накопленного инфраструктурного долга, перенос внимания от «нарезки» функциональных зон к решению проблем размещения уникальных объектов, общественного транспорта и сопутствующего развития прилегающих территорий. Также необходим перенос внимания с центра на развитие периферии.

Если не изменить основу генплана, то он ничем не будет отличаться от действующего

Антон Финогенов напомнил о необходимости создания новых деловых центров на территории Петербурга. «Нужна комплексная региональная программа поддержки подцентров развития, особенно на периферии. Без специального стимулирования такого рода проекты для частного инвестора почти всегда не интересны. Наименее затратной для бюджета могла бы быть форма создания специальных налоговых зон для проектов общественно-деловой застройки или ТПУ, где налоговые доходы, генерируемые на данной территории новыми рабочими местами (в бизнес-центрах, торговле), компенсировали бы девелоперу сравнительно низкую рентабельность такого рода проектов. В Ленинградской области такой механизм уже обсуждается», – предложил эксперт.

По словам ученого, в идеале генеральный план должен быть документом, который в соответствии с Градостроительным кодексом будет разработан в административных границах города, но с учетом перспектив развития прилегающих территорий Ленобласти. Документ сформулирует предложения по развитию в жесткой привязке к бюджетному процессу, будет отражать каркас территории и основные принципы развития как документ стратегического управления и определять функциональные зоны и территории планируемого размещения объектов – как документ землеустройства.

«Если мы не изменим основу генплана – основания для его разработки, то он ничем не будет отличаться от действующего и не сможет решить проблемы Петербурга – обеспечить благоприятную среду для жителей города. Мы должны принципиально по-новому подойти к составлению генплана, вернуться к тому, что было в советское время: генплан развития агломерации Петербурга и прилегающих районов Ленобласти», – считает Алексей Ковалев.

«К сожалению, есть риск принятия решений, основанных на устаревшей научно-иде ологической базе. Современное градостроительство основывается на устойчивости и социальной ответственности городской инфраструктуры, в то время как в нашей профессиональной среде все еще сильны технократические идеи середины XX столетия. Город все еще рассматривается как некий гигантский механизм для стабильного нормативного удовлетворения человеческих потребностей, а не как естественная, комфортная среда для жизни разных людей, которая постоянно меняется вместе с ними», – предостерегает Дмитрий Баранов.

Будут ли учтены предложения экспертов в новом генплане, пока не известно. В мае должна быть сверстана единая концепция развития Петербурга и области, которая должна стать базой нового градостроительного документа.

Однако нельзя не признать, что подготовка генплана на 2023–2043 годы имеет негативный подтекст. Связан он с недавно прошедшими общественными слушаниями в районах, когда горожане обсуждали поправки в действующий генплан. Наибольший резонанс вызвал проект трассировки Восточного скоростного диаметра (ВСД) – магистраль протяженностью в 16,8 км пройдет по промышленному поясу южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского, Кировского районов.

Больше всего претензий к предложенному проекту возникло у жителей Красногвардейского и Невского районов – автострада должна пройти неподалеку от жилых домов. Владельцы квартир в 15-тысячном жилом комплексе «Ладожский парк», рядом с которым должен пройти ВСД, оказались самыми ярыми противниками дороги в ее нынешнем виде. Они даже вышли на митинг.

Любопытно, учтут ли городские власти замечания жителей и будет ли изменена трассировка ВСД. От исхода этой истории во многом зависит, в каких условиях будет приниматься новый генплан. Если при его разработке будет учтено мнение горожан, то документ будет ориентирован на решение главной цели – повышение качества жизни людей. Если же генплан будет разрабатываться кулуарно, с учетом бизнес-интересов отдельных финансовых групп и без оглядки на мнение общественности, то в итоге город рискует получить малопонятный и бессмысленный документ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector