Черный день бухгалтера — Журнал «ПРОФИЛЬ»

Централизация бухучета минфин рф в 2019

Профиль

СОДЕРЖАНИЕ

Черный день бухгалтера

Правительство перейдет на новую систему бухучета, которая должна искоренить коррупцию и финансовые нарушения

В российской финансовой системе на прошлой неделе произошло событие, которое непременно вызовет серьезные последствия. Как стало известно из официальной хроники, федеральные министерства РФ будут лишены полномочий ведения бюджетного учета и формирования финансовой отчетности. Им даже откажут в праве начислять зарплату и премии сотрудникам.

Реформу курирует Минфин, подготовивший соответствующие поправки в проект постановления правительства. Документ пока не подписан, но принципиальные решения на этот счет уже приняты. Более того, в тестовом режиме новая модель работает несколько месяцев – в начале года Росаккредитация передала Федеральному казначейству свою бухгалтерию. На втором этапе в эксперименте примут участие Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения.

Выбор сделан не случайно – речь идет о двух новых ведомствах, только что созданных на базе Минобрнауки. Поэтому отъем стандартных до недавнего времени для федеральных структур функций пройдет практически безболезненно. Кроме того, отпадает необходимость специально проводить организационно-штатные мероприятия, чтобы получить законные основания для увольнения остающихся без работы сотрудников министерских бухгалтерий и финансово‑экономических департаментов. «Министерство просвещения готово включиться в проект, нацеленный на повышение эффективности контроля за бюджетными процессами. Это плановая работа, и министерство станет одним из первых, кто подключится к новой системе», – цитирует РБК ответ пресс-службы ведомства.

Где РАН, а где ресторан

Впрочем, есть и другие обстоятельства, определившие выбор федеральных органов власти для участия в эксперименте. Накануне достоянием гласности стали материалы Генпрокуратуры о результатах проверки институтов Российской академии наук (РАН). Надзорное ведомство вскрыло массовые нарушения финансово‑хозяйственной деятельности во многих учреждениях. Установлено, в частности, что более 50 институтов сдают помещения в аренду без заключения договоров. В черном списке – Институт экономики, Всероссийский институт научной и технической информации, Институт Латинской Америки, Институт металлургии и материаловедения и многие другие. Последствия легковесного подхода материализуются в миллионных долгах арендаторов, которые учреждения РАН не могут взыскать годами.

Еще одно распространенное нарушение – договоры аренды в Росреестре часто не регистрируются. В представлении, подписанном первым заместителем генерального прокурора Александром Буксманом, на которое ссылается РБК, указаны Физический институт им. П. Н. Лебедева, Институт космических исследований, Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша и Институт общей физики им. А. М. Прохорова. А при попустительстве руководства Института общей и неорганической химии на территории учреждения арендаторы даже построили ресторан.

Из этого следует, что Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), прямым назначением которого было наведение порядка в финансовой и хозяйственной сферах РАН, со своей задачей справилось нелучшим образом. Закономерный итог – ликвидация ФАНО при формировании нового кабинета министров. Бывший руководитель агентства Михаил Котюков пошел на повышение, возглавив Министерство науки и высшего образования, но в новом качестве ему не придется отвечать за сведение дебета с кредитом. За ажур в бухгалтерском балансе ведомства вскоре будет отвечать Казначейство.

Под колпаком аудиторов

Злоупотребления в финансово‑хозяйственной деятельности в большей или меньшей степени свойственны всем федеральным структурам. Счетной палатой в 2017 году вскрыто свыше 6,5 тысячи различных нарушений. Цена вопроса – 1,9 трлн рублей. Причины связаны в первую очередь с несовершенством нормативных правовых актов, регулирующих использование бюджетных средств, а также с некомпетентностью чиновников, распоряжающихся бюджетными средствами.

Самой проблемной остается система государственных закупок – в ходе проверок аудиторы выявили в общей сложности 2,3 тысячи нарушений более чем на 118,7 млрд рублей. На втором месте – формирование и исполнение бюджетов: более 2 тысяч нарушений на сумму 599 млрд рублей. Ошибок и неточностей при ведении бухгалтерского учета и составлении бюджетной отчетности министерства допускают в 3,5 раза меньше – 586, но масштаб потерь впечатляет – 813,5 млрд рублей по итогам 2017 года.

Считается, что подключение Казначейства поможет навести порядок в ведомственных финансах. Вслед за Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения свои полномочия будут передавать и другие федеральные органы власти. В начале лета некоторые детали намеченной реформы раскрыл глава Казначейства Роман Артюхин. Чиновник рассказал ТАСС о пилотном проекте по централизации бухгалтерского учета всех ведомств. В настоящее время эта работа ведется на платформе «1 С», но в дальнейшем планируется перенести ее на базу Единого центра обработки данных Минфина, который предназначен для «анализа и хранения всей финансовой информации со всей страны в едином месте».

Со своей стороны, и Счетная палата активно внедряет информационные технологии при осуществлении внешнего государственного аудита. Не так давно была разработана Информационно-аналитическая система удаленного проведения проверок. Это позволяет более 70 видов финансовых нарушений выявлять в автоматизированном режиме.

В частности, можно осуществлять мониторинг за соблюдением сроков заключения госконтрактов и порядка предоставления авансов по ним и нарушениями доведения средств федерального бюджета главными распорядителями до подведомственных учреждений. Когда бухгалтерия и бюджетная отчетность всех министерств окажутся в руках Казначейства, Счетной палате фактически придется осуществлять внешний аудит только этого учреждения, что, по логике, должно значительно упростить работу.

Больший объем полномочий предполагает увеличение числа работников и новое финансирование. Казначейство к этому подготовлено. Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов обратил внимание на тот факт, что в федеральном бюджете в 2018 и 2019 годах учреждению выделялось 35,9 млрд и 35 млрд рублей соответственно. Но после корректировки главного финансового документа страны суммы увеличились до 37,6 млрд и 36,6 млрд рублей. «Если смотреть расходы по персоналу, затраты выросли на 1 млрд рублей (с 21 до 22 млрд)», – подчеркнул депутат.

Переход к бизнес-модели

По мнению управляющего партнера консалтинговой компании vvCube Вадима Ткаченко, сегодня государственный аппарат пытается реализовать новую структуру взаимодействия между ведомствами и министерствами, обозначенную еще 7–8 лет назад. Эта модель предполагает, что каждый орган федеральной власти должен заниматься только своей непосредственной деятельностью.

«Фактически это означает переход государственной машины на бизнес-модель и функционирование ее по примеру отделов и департаментов частной компании, которые занимаются каждый своим делом. Коучеры учат, снабженцы осуществляют поставки, юристы составляют договоры, бухгалтеры – отчетность, а аудиторы проверяют», – подчеркнул собеседник «Профиля». Насколько такая схема эффективна – это уже вопрос к функционалу и профессионализму чиновников и работников Казначейства, которым в ближайшие месяцы предстоит разбираться с бюджетированием научных проектов, высшей школы и среднего образования, отметил Ткаченко.

Аудит со стороны Счетной палаты, конечно, облегчится, потому что сотрудники Казначейства больше приближены к цифрам, чем к эфемерным вещам, под которые министерства и ведомства привыкли подстраивать финансирование, уверен он. В будущем передача функций бухгалтерии (бюджетного учета) всех госорганов под крыло Казначейства неизбежна, поделился своим прогнозом Ткаченко. «Но насколько быстро это произойдет, зависит от того, как себя покажет Казначейство в работе в тестовом режиме», – считает он.

Одним из последствий внедрения бизнес-модели в работу министерств станет сокращение бюрократического аппарата. По словам Ткаченко, это одна из главных задач реформы. Дело, скорее всего, не ограничится сотрудниками бухгалтерий и финансово‑экономических подразделений ведомств. «Дальнейшие сокращения штата также последуют за счет разделения функционала внутри министерств», – полагает Ткаченко.

Противоядие от коррупции

По словам директора Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаила Брауде-Золотарева, передача федеральными органами власти бухгалтерских функций – это не политический вопрос, по этой причине большого межведомственного противостояния ожидать не следует. Причем эта мера никак не связана с эффективностью бюджетных расходов, снижением коррупции при госзакупках или нарушениями при начислении зарплат и премий чиновникам, убежден собеседник «Профиля». Ведь бухгалтерия несамостоятельна. Она осуществляет учет и отражает финансовые решения «сверху» по определенным правилам. «Штат Казначейства точно увеличится. Ясно, что отказаться от ведомственных сотрудников на 100% невозможно даже теоретически. Баланс надо смотреть через несколько лет», – говорит Брауде-Золотарев.

Воровать надо меньше

В рейтинге «Профиля» «Процветание против коррупции» Россия занимает 80-е место из 151. Между Алжиром и Казахстаном

С его выводами не согласен почетный адвокат России Александр Костанянц. Он исходит из того, что расходование бюджетных средств пока остается в прямой зависимости от бухгалтерии, находящейся в штатном расписании того или иного ведомства. С передачей функционала Казначейству коррупционная составляющая, безусловно, сокращается. Это относится к госзакупкам, поскольку отсекает заинтересованных должностных лиц, пояснил юрист.

«Идея состоит, с одной стороны, в оптимизации численности сотрудников, с другой – в получении новых сервисов и возможностей, с третьей – в снижении рисков коррупции.

С 2019 года, согласно поручению правительства, Казначейство планирует централизовать бухучет и формирование отчетности еще девяти федеральных органов власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений», – говорит Щапов. Он напомнил, что, когда анонсировались эти планы, Минфин исходил из того, что реформа позволит снизить численность персонала в министерствах. Понятно, что всех бухгалтеров не уволят, это невозможно, поскольку движение средств обеспечивать все равно придется внутри ведомств, но на экономию за счет снижения затрат бюджета на оплату труда рассчитывать можно.

Централизация бухучета минфин рф в 2019

Централизация бухучета в минфин рф казначейство

Российские министерства впервые лишатся функции по ведению бухгалтерии

Пресс-служба Минобрнауки не ответила на запрос. Новые министерства Министерство образования и науки было разделено на Минпросвещения (оно занимается дошкольным и школьным образованием) и Минобрнауки (высшее образование и наука) в середине мая 2019 года в результате формирования новой структуры правительства. Одновременно было упразднено Федеральное агентство научных организаций, которое с 2013 по 2019 год осуществляло функции администрирования РАН, регулировало ее нормативно-правовую деятельность и управляло имуществом академии. Согласно постановлению правительства, опубликованному в пятницу, реорганизация Минобрнауки должна завершиться до конца года, ответственным за ее проведение назначено Минпросвещения.

Первые из многих Бюджетный учет в государственных органах отличается от бухгалтерии

Подробный обзор всех изменений 2019 для государственных учреждений

На сайте Минфина очередной его проект был размещен в начале месяца.

Медленно, но верно Минфин идет к своей цели – масштабной централизации бухучета в госсекторе.

Сейчас стоит обратить внимание на статьи 211-212, в которых теперь отдельно рассмотрен порядок организации исполнения и исполнения бюджетов по:

  1. источникам финансирования.
  2. расходам;

Это описано в статье 219 действующей редакции БК РФ.

Федеральное казначейство

Общие положения 1.

3. Управление осуществляет координацию деятельности отделов централизованной бухгалтерии территориальных органов Федерального казначейства. 4. Управление руководствуется в своей деятельности международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации,

Подробный обзор всех изменений 2019 для государственных учреждений

На сайте Минфина очередной его проект был размещен в начале месяца. Медленно, но верно Минфин идет к своей цели – масштабной централизации бухучета в госсекторе.

Например, в марте вышел новый приказ Минфина.

Сейчас стоит обратить внимание на статьи 211-212, в которых теперь отдельно рассмотрен порядок организации исполнения и исполнения бюджетов по:

  1. расходам;
  2. источникам финансирования.

Это описано в статье 219 действующей редакции БК РФ.

Централизация бухгалтерского учета на федеральном уровне в 2019 году

Основные целевые показатели централизации при исполнении федерального бюджета будут сформированы по отношению к процедурам ведения учета и формирования отчетности.

Федеральное казначейство

0503128 ФАИП DOCX 142.6 КБ 16 апреля 2019, 00:00 (16 апреля 2019, 13:20) Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, представляемой в главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами по состоянию на 03.04.2019 DOC 1.8 МБ 3 апреля 2019, 14:21 (3 апреля 2019, 14:23) Письмо Федерального казначейства от 27.03.2019 № 07-04-05/02-5064 «О составлении и представлении финансовыми органами субъектов Российской Федерации Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф. 0503324)

Всероссийский муниципальный форум

«Министерство просвещения готово включиться в проект, нацеленный на повышение эффективности и контроля за бюджетными процессами.

Это плановая работа, и министерство станет одним из первых, кто подключится к новой системе», — сообщила РБК пресс-служба ведомства.

Пресс-служба Минобрнауки не ответила на запрос.

Бюджетный учет в государственных органах отличается от бухгалтерии в частных компаниях и предусматривает учет активов и обязательств в разрезе статей бюджетной классификации. Пилотный проект по централизованному бухгалтерскому учету других ведомств Казначейство запустило с начала этого года. Вся работа по централизации бухгалтерского учета и отчетности ведется на платформе «1С», в дальнейшем планируется перенести ее на базу Единого центра обработки данных Минфина, говорил в интервью ТАСС в начале июня глава Казначейства Роман Артюхин.

Централизация учета: перспективы светлые, путь извилист!

сказала: «Бюджетный учет, как и вообще учет для каждого юридического лица, — это дорогое удовольствие. Требуются профессионалы. Поэтому только через централизацию учета, через программное обеспечение, централизующее этот учет на уровне муниципальных районов, можно решать вопросы по качественному составлению отчетности». Потом эта мысль не раз проходила красной нитью во многих других его выступлениях.

В 2017 году в Уфе 7-8 июля состоялся Всероссийский семинар-совещание с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации по теме

«Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2017–2019 годы»

. С материалами этого мероприятия можно познакомиться на сайте Минфина в разделе

«Деятельность/Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями»

Централизация бухучета минфин рф в 2019

Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора

Жизнь бухгалтера государственного сектора не стоит на месте. Вот и новый 2019 год, как щедрый Дед Мороз, готовит новые сюрпризы. Давайте уже сейчас приподнимем завесу грядущего года и рассмотрим все, что он для нас припас. Здесь и пять новых федеральных стандартов, применять положения которых нужно при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2019 года и для составления отчетности 2019 года, и изменения в бюджетной классификации, а также налоговые «сюрпризы».

1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н (далее – СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учетной политики, дает понятие оценочных значений, устанавливает порядок исправления ошибок, а также регулирует отражение в отчетности последствий изменений учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок. Специалистами финансового ведомства письмом от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480 доведены Методические рекомендации по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Они не только более подробно разъясняют положения этого стандарта, но и показывают его применение на примерах.

Учетная политика

Ранее при формировании и применении учетной политики бухгалтеры государственного сектора довольствовались лишь отдельными положениями Инструкции № 157н, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», СГС «Концептуальные основы». С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Рассмотрим наиболее интересные его положения.

В стандарте прямо указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается – руководителем (п. 8 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учетной политики.

Как и прежде, установлено требование о применении учетной политики последовательно из года в год (п. 11 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). То есть ежегодно формировать учетную политику не нужно.

В стандарте приведены случаи и порядок изменения учетной политики (п. 11-14 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Оценочные значения

Многие показатели бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности не поддаются точному определению, а могут быть лишь оценены. Этому посвящен раздел IV СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Так, к оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

В СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности. Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Согласно СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью, как и было ранее (в п. 18 Инструкции № 157н). Порядок исправления ошибки и отражения ее исправления в отчетности зависит от:

  • даты обнаружения ошибки;
  • ее существенности.

В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, подробный пример исправления ошибки приведен в Методических рекомендациях от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480.

Таким образом, бухгалтеру госсектора нужно помнить, что при формировании учетной политики, определении оценочных значений и исправлении ошибок в бухгалтерском (бюджетном) учете в 2019 году нужно руководствоваться новым СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Он применяется во взаимосвязи с нормами продолжающих действие нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.

2. События после отчетной даты

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н (далее – СГС «События после отчетной даты»). Методические рекомендации по применению СГС «События после отчетной даты» доведены письмом Минфина России от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005.

Понятие события после отчетной даты в контексте стандарта не меняется по сравнению с приведенным в п. 3 Инструкции № 157н (п. 2 СГС «События после отчетной даты»). К событиям после отчетной даты, к примеру, относятся (Методические рекомендации от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005):

  • изменение кадастровой оценки земли после отчетной даты;
  • завершение после отчетной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчетную дату актива или обязательства;
  • ошибка, обнаруженная после отчетной даты (с учетом условий принятия отчетности);
  • существенное поступление или выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но отраженным в протоколах, актах, подписанных комиссией по инвентаризации и ответственными лицами после отчетной даты.

В то же время поступление в бухгалтерию первичных документов (например, актов выполненных работ) за отчетный год после отчетной даты не относится к событиям после отчетной даты (п. 5 СГС «События после отчетной даты», п. 1.7 Методических рекомендаций от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005).

  • классификацию событий после отчетной даты;
  • правила их отражения в бухгалтерском учете;
  • правила раскрытия информации о них при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • подтверждающие условия деятельности. Такие события признаются последним днем отчетного периода и раскрываются в отчетности за отчетный период;
  • указывающее на условия деятельности. Такие события отражаются в периоде, следующем за отчетным, и раскрываются в Пояснительной записке и (или) Пояснениях, представляемых в составе полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.

3. Отчет о движении денежных средств

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н (далее – СГС «Отчет о движении денежных средств»). Этот нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств характеризует:

  • поступления и выбытия не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию;
  • изменение остатков денежных средств.

Эквиваленты денежных средств это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости (п. 6 СГС «Отчет о движении денежных средств»).

СГС «Отчет о движении денежных средств» не содержит периодичности представления Отчета о движении денежных средств. В то же время Инструкции по составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности № 191н и № 33н указывают на предоставление этого отчета на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным. Поэтому, по всей видимости, заполнять Отчет о движении денежных средств впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» утвержден приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н (далее – СГС «Доходы»). СГС «Доходы» применяется при учете доходов и раскрытии о них информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В п. 4 СГС «Доходы» перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются. Это, например, доходы, полученные:

  • по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • от продажи основных средств, нематериальных активов и материальных запасов (за исключением товаров, готовой и биологической продукции) и другие.

Дело в том, что учет перечисленных в п. 4 СГС «Доходы» доходов регулируется соответствующими стандартами, уже вступившими в силу, такими как, СГС «Аренда», СГС «Основные средства» или ожидающими своей очереди (п. 3, п. 44 СГС «Доходы»).

Для целей бухгалтерского учета критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена (п. 7 СГС «Доходы»).

СГС «Доходы» делит все доходы на 2 обширные группы:

  • доходы от необменных операций (например, доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование, доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба);
  • доходы от обменных операций (доходы от собственности, доходы от реализации).

Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции (п. 8 СГС «Доходы»). От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учету – СГС «Доходы» подробно рассматривает каждый случай.

СГС «Доходы» дает понятие доходов будущих периодов. Это доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (п. 7 СГС «Доходы»). В стандарте прямо указаны такие доходы, например, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 54 СГС «Доходы»).

5. Влияние изменений курсов иностранных валют

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» утвержден приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н (далее – СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» устанавливает:

  • единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» весьма специфичен и не будет так востребован у бухгалтеров госсектора, как, например, СГС «Основные средства», СГС «Аренда» или СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В то же время данный стандарт применяется всеми учреждениями государственного сектора (п. 1 СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). Поэтому тот факт, что учреждение не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учета, выраженные в иностранной валюте, не говорит о том, что о стандарте можно забыть. Более правильно сказать, что отсутствует (вполне возможно даже временно) объект для применения СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют». А знать и помнить, что в определенных случаях с 2019 года учреждениями госсектора применяется СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» бухгалтеру необходимо.

Продолжение будет опубликовано в ближайшее время.

Самые важные изменения в бухгалтерском учете в 2019 году

Чиновники систематически меняют законы и нормативно-правовые акты. Зачастую обновления продиктованы существенными изменениями в политической и социальной жизни государства. Ведь это необходимо, чтобы нормативная база соответствовала действительности.

Большая часть изменений 2019 года касается налогового законодательства. Об этом мы подробно рассказали в специальном обзоре: «Самые важные изменения в налоговом законодательстве в 2019 году». Теперь определим, как изменится нормативная база в части бухгалтерского учета.

Итак, приготовьтесь: все изменения бухгалтерского учета 2019 года.

Новый закон — новые правила

Самый главный нормативный документ, или «Библия» для бухгалтера — это Федеральный закон №402-ФЗ «О бухучете». С января 2019 года закон будет действовать уже в новой редакции. Чиновники внесли существенные изменения, которые нельзя не учитывать в работе.

Ключевая цель изменения закона 402-ФЗ — это устранение различий между правилами ведения учета в коммерческом секторе и бюджетной сфере. Простыми словами, законодатели стараются привести законодательную базу к такому виду, чтобы ей мог пользоваться и бухгалтер бюджетной организации, и главбух коммерческой фирмы. В настоящий момент это невозможно. Правда, нововведения бухучета 2019 года не сильно улучшат текущее положение дел, исправлять еще очень много, но и видимые результаты уже есть.

Обратите внимание, что для приведения учета бюджетного сектора к общим нормам чиновники определили программу внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета. Стандарты — это приказы Минфина, которые определяют ключевые правила и аспекты ведения БУ учреждениями государственно сектора (бюджетники). В 2018 году были введены первые 5 стандартов. В 2019 году начинают действовать новые стандарты, подробнее о них в специальной статье: «Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета в 2019 году».

Итак, определим ключевые изменения закона № 402-ФЗ 2019:

1. Требования главного бухгалтера к содержанию и оформлению первичной документации обязательны теперь для всех сотрудников организации. Дополнение закреплено в статье 9 федерального закона «Первичные документы».

Следует учитывать, что данное нововведение касается не только требований, которые предъявляет главбух, но и требований, предъявляемых иным ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета в экономическом субъекте. Это может быть и руководитель, выполняющий функции главбуха, либо сторонний работник или даже организация, с которыми заключен договор на оказание услуг по ведению БУ и составлению отчетности.

Требования могут быть не только к содержанию первички, но и к ее оформлению, а также к способам и срокам предоставления для учета и регистрации. Данные требования главбуха должны неукоснительно исполнять все работники организации.

2. Электронную документацию следует подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Отметим, что и ранее положения закона 402-ФЗ содержали указание на необходимость заверения электронных регистров бухучета. Простыми словами, в старой редакции закона говорилось, что любой регистр должен быть заверен подписью ответственного лица. Если документ оформлен в электронном виде, то его необходимо подписать электронной подписью и обеспечить его должное и надежное хранение.

Теперь же чиновники внесли изменения. Суть их такова: электронная подпись должна иметь усиленную квалифицированную защиту. В противном случае документ или регистр не будет считаться действительным.

3. Бумажная отчетность упразднена. Итак, до 2019 года все организации должны были формировать годовую отчетность. Напомним, что ранее отчетность считалась составленной только после того, как бумажный экземпляр был подписан руководителем экономического субъекта. Теперь эти правила не действуют. Причем их уже следует применять при составлении бухгалтерской отчетность за 2018 год.

Что же изменилось? С 2019 года бумажный вариант отчета не обязателен. А это значит, что организации вполне достаточно сформировать электронный бухотчет, заверить его электронной подписью. Не забываем о том, что ЭП должна быть усиленной и квалифицированной. Готовить бумажный отчет не нужно.

Однако если обязательства о предоставлении отчетности на бумаге закреплены в других нормативно-правовых актах, то придется продублировать финотчет на бумаге.

Дополнительно отметим, что чиновники закрепили право Центробанка РФ устанавливать отдельные требования, правила и стандарты бухучета, которые будут существенно отличаться от действующих положений закона. Такие стандарты будут действовать только в отношении учреждений и организаций, подведомственных Центральному Банку России. Необходимость обусловлена существенными отличиями учета и спецификой деятельности.

Нововведения коснутся ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Обновления закреплены в Приказе Минфина N 180н от 09.11.2017, но вступают в силу они только с 01.01.2019. Определим, что изменится в ПБУ:

4. Кросс-курс. Теперь, как и ранее, стоимость всех активов и обязательств, выраженную в иностранной валюте, придется пересчитывать по установленному курсу ЦБ РФ, в рубли. Однако если официальный курс Центробанк не установил на дату свершения операции/сделки, то пересчет следует проводить по специальному кросс-курсу, который рассчитывается по средним значениям.

5. Выручка, полученная сверх аванса. Данный экономический показатель появляется в том случае, если при пересчете суммы полученного аванса в иностранной валюте на рубли сумма аванса получается с превышением. Часть этой полученной выручки придется пересчитать по состоянию на отчетные даты (последний день отчетного периода). В результате у организации могут появиться прочие доходы или расходы.

Данные суммы спровоцируют возникновение разниц в налоговом и бухучете, и скорее всего, организациям придется их отражать с учетом ПБУ 18/02, если законодатели не внесут соответствующие корректировки в .

6. Операции в валюте. Если экономический субъект, ведет часть своей деятельности преимущественно в иностранной валюте, вне зависимости от того, происходит это в России или за рубежом, а также отвечает следующим условиям:

  • данный вид деятельности способен приносить соответствующую экономическую выгоду, а также требует проведения определенных расходов;
  • результаты данной деятельности систематически анализируются ответственными лицами организации и используются при принятии управленческих решений о перераспределении ресурсов и оценке результатов;
  • по конкретно этому виду деятельности могут быть сформированы отдельные финансовые показатели, вне зависимости от других видов осуществляемой деятельности —

то организация вправе формировать отчетность по таким видам деятельности обособленно, к тому же по правилам, предусмотренным для составления отчетности по видам деятельности осуществляемым за рубежом. Такую часть деятельности придется выделить в отдельный сегмент, в соответствии с ПБУ 12/2010.

Также изменения в ПБУ 3/2006 затронули такие важные направления, как защита от валютных рисков и активы и обязательства за рубежом. Новая трактовка Положения по бухучету предусматривает исключительные правила для пересчета валютных операций.

Важные изменения для бухгалтера 2019

Определим другие коррективы, которые обязательно следует учитывать бухгалтеру в 2019 году:

  1. Повышение МРОТ — это ключевое нововведение в части положений по оплате труда. С 01.01.2019 минимальный заработок составит 11 280 рублей.
  2. Бухгалтерскую отчетность не нужно будет сдавать в Росстат. Обязательной останется только бухотчетность в ФНС.
  3. Работнику положен дополнительный оплачиваемый день на время прохождения диспансеризации. День предоставляется один раз в три года.
  4. Введены санкции за незаконное увольнение работника предпенсионного возраста, а также за отказ от трудоустройства такого специалиста.

Бухгалтеры бюджетной сферы должны учитывать, что с 2019 года изменился:

  • порядок формирования и составления кодов бюджетной классификации — Приказ № 132н;
  • порядок определения КОСГУ по проводимым операциям — Приказ №209н.

Централизация бухучета минфин рф в 2019

Бухгалтерию министерств будет вести Федеральное казначейство

Российские министерства лишатся функции по ведению бюджетного учета и оплате труда сотрудников. Эти полномочия они передадут Федеральному казначейству. Первыми станут Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. А с 2019 года, согласно поручению правительства, к ним присоединятся еще девять федеральных органов власти. Это избавит ведомства от непрофильной для них деятельности и сократит издержки, говорят эксперты.

Нововведения должны вступить в силу уже в 2018 году, следует из проекта изменений в постановлении правительства, который опубликовал Минфин. К полномочиям Казначейства перейдут ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности в министерствах, начисление и оплата труда, а также другие выплаты и связанные с ними обязательные платежи в бюджет.

«Министерство просвещения готово включиться в проект, нацеленный на повышение эффективности и контроля за бюджетными процессами. Это плановая работа, и министерство станет одним из первых, кто подключится к новой системе», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Пресс-служба Минобрнауки не ответила на запрос.

Первые из многих

Бюджетный учет в государственных органах отличается от бухгалтерии в частных компаниях и предусматривает учет активов и обязательств в разрезе статей бюджетной классификации. Пилотный проект по централизованному бухгалтерскому учету других ведомств Казначейство запустило с начала этого года.

Вся работа по централизации бухгалтерского учета и отчетности ведется на платформе «1С», в дальнейшем планируется перенести ее на базу Единого центра обработки данных Минфина, говорил в интервью ТАСС в начале июня глава Казначейства Роман Артюхин. Сам центр — это учреждение для «анализа и хранения всей финансовой информации со всей страны в едином месте», объяснял Минфин. «Среди крупных налоговых юрисдикций и финансовых центров такие проекты есть лишь в США (на уровне штатов), Великобритании и Сингапуре», — подчеркивало министерство.

Первым и пока единственным госорганом, который передал Казначейству свои бухгалтерские функции (это произошло в начале года), стала Росаккредитация. Ее выбор для пилотного проекта объясняется небольшим размером этой службы, говорит член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. По этой же логике были выбраны и министерства просвещения и науки — они стали меньше после своего разделения. «Есть гораздо более крупные ведомства с большим объемом бюджета и платежей, но Казначейство вполне готово эти вещи на себя принять», — считает Брагин.

По словам Артюхина, в этом году в «пилот» планируется включить еще «несколько» структур (они пока не раскрываются). А с 2019 года, согласно поручению правительства, Казначейство планирует централизовать функции по ведению бухучета и формированию отчетности еще девяти федеральных органов власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений. Их список еще согласовывается, говорил Артюхин. Пресс-служба Казначейства не ответила на запрос РБК.

Разгрузить министров

В последние годы много обсуждается вопрос централизации самых различных функций органов власти, включая не только бухгалтерскую, но и юридическую, кадровую, закупочную и ИТ-функцию, говорит Брагин. Все это позволит решить три задачи — оптимизацию численности сотрудников, повышение эффективности, а также снижение коррупционной составляющей, поясняет он.

«Централизация бухгалтерских, как и любых других функций, не являющихся целевыми для какого-то ведомства, нужна, чтобы избавить их от непрофильной деятельности. Сейчас каждое ведомство должно содержать свой штат сотрудников бухгалтерии, которые, по сути, выполняют некоторые утилитарные функции», — говорит директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев.

Проект по передаче бухгалтерских функций позволит снизить численность персонала в министерствах и сэкономить на арендных платежах, полагает он. «Если в масштабах одного ведомства это не выглядит такой большой экономией, то для страны в целом эффект может быть довольно большой», — указывает эксперт. В то же время полностью избавиться от учетных функций министерствам не получится, отмечает Брауде-Золотарев, часть операций, связанных с движением денежных средств, все равно происходит на стороне ведомства, а значит, и сокращение сотрудников, занятых в бухгалтерии, на 100% невозможно.

Как говорил Артюхин, смысл централизации в том, чтобы федеральные органы власти получили новые сервисы и возможности. «Казначейство России будет нести в некотором роде контрольно-охранную функцию. Мы примем на себя многие задачи ведомств, в частности будем снимать вопросы, поставленные в актах Счетной палаты, и реагировать на их замечания», — говорил он. Бухгалтеры с аудиторами «быстрее найдут общий язык», что позволит снять нагрузку с министров и их заместителей, считает он.

Счетная палата (СП) ранее критиковала Минобрнауки (впрочем, и другие министерства тоже) за финансовые нарушения. Например, в прошлом году аудиторы сообщили, что бюджетная отчетность Минобрнауки недостоверна. В заключении СП говорилось, в частности, что министерство неправомерно перевело 2,2 млрд руб. из федерального бюджета на модернизацию подведомственных и автономных учреждений.

Один сбой для всех

Эксперты признают, что объединение функций бухгалтерского учета, как и любая централизация, влечет за собой определенные риски. В любой системе, если происходит какой-то сбой, перестает работать сразу все, говорит Брауде-Золотарев. Однако административно-управленческие функции довольно хорошо централизуются, считает он, и риски в данном случае не должны быть большими, как и их последствия.

«Это не система дистанционных торгов или какая-то еще, которые должны бесперебойно работать в режиме реального времени. Если какая-то бухгалтерская система встанет на пять минут, чего-то по-настоящему опасного не произойдет», — говорит эксперт.

В случае с Казначейством никакие сбои серьезно не отразятся на работе органов власти, считает и Брагин. «Это все-таки вопрос бухгалтерского учета, а он не всегда на 100% привязан к движению средств. Поэтому работа министерств не остановится», — полагает собеседник РБК.

Централизация обычно предполагает определенные требования к ИТ-инфраструктуре, говорит внутренний аудитор — руководитель проектов IPT Group Елена Порохова. «Единый ИТ-ландшафт и единая система защиты, полагаю, только нивелируют риск потери данных. Кроме того, поддержка программных продуктов всегда дешевле, чем решение индивидуальных задач в отдельных самостоятельных подразделениях», — отмечает она.

Централизация бухучета минфин рф в 2019

Роман Артюхин: С 1 января Федеральное казначейство приступило к централизованному бухгалтерскому учету Росимущества

Об основных этапах перехода к централизованному бухучету государственных ведомств, важности цифровизации процессов управления, а также о применении новых инструментов управления ликвидностью рассказал руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин в интервью ТАСС в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи.

Роман Евгеньевич, первый вопрос у нас про повестку форума. С чем вы приехали на Российский инвестиционный форум в Сочи?

— Российский инвестиционный форум — это уникальная площадка, на которой в самом начале года можно обсудить все вопросы с нашими основными контрагентами — федеральной и исполнительной властью. Кроме того, в этом году на площадке мы подписали ряд соглашений. Первое соглашение было подписано с Росимуществом.

Росимущество — это государственный орган, который имеет в своем активе имущество стоимостью около 12 трлн рублей. Соответственно, работа с такими объемами имеет ряд рисков в сфере бухгалтерского учета, о которых упоминала и Счетная палата Российской Федерации. Этому вопросу и было посвящено наше соглашение. Казначейство с 1 января приступило к ведению бухгалтерского учета Росимущества и ряда государственных органов. Первой задачей в работе с Росимуществом является обеспечение адекватности данных реестрового учета объектов имущества с данными бухгалтерского учета.

Эту задачу мы должны будем решать в течение этого года.

Фактически Казначейство будет полностью переводить Росимущество на свой бухгалтерский учет?

— Да, с 1 января Федеральное казначейство приступило к централизованному бухгалтерскому учету. Мы давно об этом говорили, и такую задачу ставил перед нами Антон Германович (Силуанов, первый вице-премьер, министр финансов РФ — прим. ТАСС).

Сейчас мы осуществляем централизованный бюджетный учет 14 государственных органов, включая само Казначейство. Первым проектом стала работа с Росаккредитацией. Мы очень благодарны коллегам, потому что это был первый пилотный проект, который мы вместе реализовывали с 1 января 2018 года. На федеральном уровне это первый пример за всю историю бюджетного процесса, когда проводилась централизация бухгалтерского учета.

Сейчас важным для нас этапом будет внешний аудит со стороны Счетной палаты — проверка подготовленной нами бюджетной отчетности по Росаккредитации. Это своего рода момент истины, потому что это будет внешняя оценка нашей работы. Итоговая проверка должна завершиться до 1 апреля.

Также в прошлом году мы приступили к бухучету по двум новым министерствам — Министерству просвещения и Министерству высшего образования и науки. Таким образом, в 2018 году мы перевели на свой бухучет три ведомства. В 2019 году запускается работа по еще десяти министерствам — Министерство промышленности и торговли, Росстандарт, Министерство труда, Министерство экономического развития, Ростуризм, Министерство по развитию Дальнего Востока и ряд других федеральных органов.

Ведется ли работа по бухгалтерскому учету для Минфина России?

— Минфин России — это отдельный и очень сложный вопрос, потому что на балансе ведомства находятся специфические финансовые активы. Это достаточно сложная система бухгалтерского учета.

— Какие основные цели преследовались при переводе ведомств на централизованный бухучет?

— Основной задачей было обеспечить полноценное бухгалтерское обслуживание для того, чтобы в системе государственного управления сократились расходы на ведение бухучета. Перевод на централизованный бухучет освободил для государственных органов время и ресурсы для решения собственных функциональных задач. Бухгалтерский учет требует от исполнителя высокого уровня компетенций — от труда каждого бухгалтера зависит достоверность в целом отчетности всей Российской Федерации.

К сожалению, из года в год Счетная палата фиксирует, что до половины нарушений в бюджетном процессе — это данные бухгалтерского учета. И мы сами, как органы контроля, подтверждаем эти пропорции. Бухучет — это часть управленческих процессов, и если в учете есть недостатки, то это не позволяет говорить в целом о высоком качестве госуправления, которого мы должны достигать.

— Роман Евгеньевич, а есть ли данные о применении платформы, которая разработана на базе 1С и «Парус»?

— Да, сейчас централизованный бухучет ведется на этих платформах. 1С и «Парус» — это наши лидеры рынка. Они хорошо понимают и знают особенности учета. Сейчас решается новая задача по бесшовной интеграции нашей платежной системы — автоматизированной системы Федерального казначейства — в разные информационные системы. Например, с системой госзакупок, где формируются все бюджетные и денежные обязательства, из которых вытекает дебиторская и кредиторская задолженность.

Недавно еще стартовал проект под названием «Единая система управления кадровым составом», так называемая ЕСУКС. Это первичная система, в которой формируются все обязательства по законодательству государственных финансовых служб. Естественно, мы должны интегрироваться с этой системой. Она отражает цифровой профиль государственной службы. Для нас там важно то, что в системе собраны все приказы, касающиеся назначения, премирования и отпусков, посещаемость, табель учета рабочего времени — это является основой для начисления зарплат. Сейчас у нас много разных систем — госзакупки, информационная система Казначейства, электронный бюджет со множеством подсистем. Теперь важно провести бесшовную интеграцию этих систем, чтобы при появлении однажды информации или документа они сразу же становились доступны всем системам.

Нам необходимо ускорять управленческие процессы. Например, сейчас даже если госзакупка по всем пунктам идеальная, то на все процедуры уходит два — два с половиной месяца. Надо думать, как сократить этот срок до месяца, а может быть, и до недели. Готовность рынка высокая, и все заинтересованы в ускорении процессов.

Возвращаясь к теме бухучета, мы видим большой запрос на скорейшую автоматизацию. Большинство процессов по-прежнему осуществляется в бумажном виде. Когда они будут переведены полностью в электронную форму по взаимодействию с госзаказчиком — это будет новая реальность. Подрядчик всегда будет видеть, где его акт, подписан он или нет, почему не подписан. Это откроет для всех возможность четкого исполнения своих обязательств и минимизирует манипулирование, теневые зоны.

— Говоря об оптимизации и эффективности, какие сегодня используются инструменты для управления ликвидностью, временно свободными средствами на едином счете Казначейства?

— У нас много интересных проектов есть в этой области. В прошлом году мы запустили новый инструмент — своп. Мы провели несколько сделок, как и обещали, отработали механизм взаимодействия со всеми остальными участниками рынка.

В прошлом году мы также выиграли конкурс по размещению средств федерального бюджета на банковские депозиты до востребования. Это тоже интересный инструмент, который дает неснижаемое минимальное соотношение, сверх которого можно по процентной ставке уже размещать до 150 млрд рублей. Своеобразная автоподписка на депозиты.

На рассмотрении у нас находится такой инструмент, как депозиты с центральным контрагентом. Мы сейчас находимся в стадии проработки этого вопроса с Минфином России и Центральным банком. Центральный контрагент — это организация, которая обеспечивает сохранность денег своими активами.

Есть в нашей линейке хорошие точечные инструменты — банковские депозиты, сделки РЕПО. Наша задача сейчас — стремиться к тому, чтобы размещался как можно больший объем ликвидности. У нас есть внутренние параметры остатков на Едином казначейском счете. Денег на счете должно быть ровно столько, сколько необходимо для безусловного исполнения всех бюджетных платежей. Излишние деньги не должны просто так лежать — каждая копейка государственных средств должна работать, приносить доходы в федеральный бюджет через эти прозрачные и понятные механизмы.

Что это дает? Представьте себе, сейчас небольшое количество субъектов РФ размещает свои средства на банковские депозиты, но у остальных тоже есть остатки на счетах — примерно 350 млрд рублей на счетах бюджетов субъектов РФ и 200–250 млрд рублей на счетах местных бюджетов. Когда откроется единый банковский счет Казначейства России, все остальные счета Казначейства России в банке будут закрыты (около 50 тыс. счетов только в Центральном банке) и перейдут на баланс Казначейства России. Для наших клиентов ничего не изменится, так как для них Казначейство России остается транзакционной системой. Но ликвидность становится единой. Сейчас есть отдельный счет федерального бюджета и отдельные счета каждого публично-правового образования. Естественно, Российская Федерация управляет средствами федерального бюджета. А когда будет Единый казначейский счет, то управление уже будет вестись всей ликвидностью. И тогда все инструменты, которые мы так скрупулезно сейчас создаем, станут доступны для всех.

— После принятия поправок в Бюджетный кодекс. По планам Минфина России, внесение в правительство РФ, а затем в Государственную думу должно состояться в эту весеннюю сессию. Не менее года потребуется на разработку необходимых нормативно-правовых актов, их согласование, описание процедур. А затем мы приступим к проектированию системы.

Получается, что в этом году — принятие закона, 2020 год — отработка нормативной базы, 2021 год — пилотирование и 2022 год — мы перерезаем с вами ленточку на Сочинском форуме, а я вам отчитываюсь в феврале месяце о том, что проект у нас взлетел.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: