Дотации регионам России 2019

Дотации регионам России в 2019 году

Дотации регионам России 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Дотационные регионы РФ — это такие регионы России, бюджетная составшляющая которых недостаточна для финансирования социальных и инфраструктурных расходов своими силами, поэтому федеральный бюджет направляет в региональные бюджеты денежные трансферты для дофинансирования расходов регионов.

Дотирование получает семьдесят два региона из восьмидесяти пяти. Пять регионов-лидеров, которые получали бюджетные трансферты, по сравнению с 2018 года все также не изменились.

Смотрите информацию по датированию бюджетов регионов России за 2018 год по ссылке — http://fincan.ru/articles/14_dotacii-regionam-rossii-2018/

По сравнению с 2018 годом дотационные отчисления республике Дагестан выросли примерно на 10% процентов. У второго крупного дотационного региона (Якутия) уровень дотаций вырос примерно на 3 млрд. рублей.

В 2019 году доткационные отчисления будут увеличены для 49 объектов России, но при этом снизятся для 23. В целом, число регионов, которые не требуют дотации, по-прежнему остается малым.

Представим данные в виде инфографики:

Одной из причин повлиявших на снижение наполняемости бюджетов регионов стали санкции США, которые частично оказали влияние на крупные предприятия в регионах. Из-за этих санкций налоговые отчисления в региональные бюджеты сократятся. Именно поэтому дотационная помощь регионов была увеличена в очередной раз.

Также приведем таблицу дотаций регионам России в 2019 году:

Дотации регионам России в 2019 году

Дотации регионам России в 2019 году покрывают превышение уровня расходов над доходами в отдельно взятых регионах, они выделяются из общегосударственного бюджета.

Говорить о том, какой размер денежной суммы будет направлен на покрытие дефицита бюджета, невозможно. Этот процесс настолько запутанный и непонятный, что даже настоящие профессионалы своего дела не могут с ним разобраться.

Именно, поэтому следует проследить весь механизм распределения дотационных средств, чтобы разобраться с порядком назначения выплат.

Факторы, от которых зависит сумма дотационной выплаты

В мире существует несколько факторов, от которых зависит размер дотаций для конкретного региона Российской Федерации, которые сведены в ряд нормативно-правовых актов.

Правительство страны перед тем, как распределить бюджетные средства, опирается на ряд основных показателей:

  • показатель валового продукта регионального типа – определяющий, какие дотации следует выплатить, чтобы выровнять уровень доходов и расходов; чем меньше будет данный показатель, тем больше дотационная сумма для субъекта;
  • особенности дефицита бюджета регионального плана, от которого тоже зависит дотация для сбалансированности показателей;
  • масштабы долговых нагрузок, к которым относятся долги конкретного региона в относительных и абсолютных показателях;
  • региональный статус, поскольку краевые и областные центры получат более мелкие суммы, а республики национального характера станут обладателями высоких дотационных сумм.

На сумму выплат могут повлиять еще и дополнительные факторы, к которым можно отнести значимость главы региона в политическом смысле и доброжелательность его отношений с чиновниками высшего федерального звена.

Поддержка отдельных регионов осуществляется при помощи нескольких программ:

  • межбюджетные трансферты бесплатного типа;
  • межбюджетные переводы безвозмездного характера;
  • кредиты, предоставляемые государством;
  • финансовые средства, на которые реализуется определенная государственная программа в регионе.

Какой размер дотаций предусмотрен на будущий год

Дотации регионам России в 2019 году будут определяться при помощи законов и подзаконных актов Российской Федерации. Корректировка суммы чаще всего производится чиновниками Государственной Думы, но только на обоснованных основаниях.

Максимальные дотационные выплаты получают те регионы, которые характеризуются самым низким уровнем ВРП на каждого человека, проживающего в них. Больше всего для выравнивания бюджета получат такие субъекты РФ, как:

  • Дагестан – 50, 2 миллиардов рублей;
  • Камчатка – 34.4 миллиарда рублей;
  • Чечня – 22.3 миллиарда рублей;
  • Саха-Якутия – 22.2 миллиарда рублей.

Уже заявлено, что минимальный размер дотации получат Ставрополье (11.6 миллиардов) и Алтай (9 миллиардов рублей), поскольку перевес расходов над доходами минимален.

Специалисты утверждают, что есть города в России, которые и вовсе потеряли право на выравнивающие выплаты, к ним относятся столица, ХМАО, ЯНО, Сахалинская, Тюменская, Свердловская области, а также, Татарстан. Но они не теряют право на получение иных выплат из бюджета федерального значения.

Наряду с выравнивающими дотациями в России существуют еще и выплаты балансирующие, которые направлены на стабилизацию ряда показателей, перечень которых не разглашается (уже пользуются Чеченская Республика и Автономная Республика Крым).

Некоторые области пытаются понизить региональный дефицит бюджета при помощи займов, но, если они не могут вовремя их отдать, то Правительство РФ устанавливают за ними наблюдение со стороны казначейства. Уже подпали под эту программу Хакасия и Кострома, поэтому управление их финансами взяли не себя федеральные власти.

Три года назад был громкий скандал, связанный с тем, что власти Новгорода отказались возвращать крупную сумму, которую взял в кредит у банка коммерческого плана. Проблема была разрешена только после того, как в ситуацию вмешались представители центрального правительства.

Дотации регионам России в 2019 году

Превышение расходов над доходами в регионах покрывается с помощью займов или дотаций из федерального бюджета. Распределение этих дотаций по регионам России в 2019 году (как и в прошлые годы) является запутанным и непрозрачным процессом, который сложно анализировать даже специалистам.

От чего зависит размер дотаций

Существует несколько показателей или нормативов, на которые ориентируется правительство России при распределении финансовой помощи регионам. Главные из этих показателей:

  • Уровень валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. Он определяет дотации на «выравнивание». Чем меньше ВРП, тем больше выплат получает субъект.
  • Размер дефицита регионального бюджета. От него зависят дотации на «сбалансированность».
  • Масштаб долговой нагрузки, т.е. размер долга субъекта РФ в абсолютных и относительных цифрах.
  • Статус региона. Национальные республики в составе РФ традиционно могут рассчитывать на больший объем помощи от центральных властей, чем «простые» края и области.

В дополнение к вышеназванным показателям на распределение выплат регионам России влияют множество других факторов. Прежде всего, имеет значение политический «вес» главы субъекта и его личные отношения с высшими федеральными чиновниками. Помимо формальных межбюджетных трансфертов (они являются бесплатными и безвозмездными) в России существуют государственные кредиты, а также «целевые» средства, выделяемые территориям в рамках различных федеральных программ развития и т.п.

Размер дотаций в 2019 году

Размер трансфертов между федеральным и региональными бюджетами определяется законами РФ и постоянно корректируется правительством. Наибольшие дотации на «выравнивание» (основная часть всей межбюджетной помощи) получают субъекты с низким ВРП на душу населения. В частности, в 2019 году среди «лидеров» по объему таких дотаций представлены следующие территории.

Дотации регионам России в 2019 году

Дотации все у тех же

Крупнейшими получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2019 году станут Дагестан (66,3 млрд руб.), Якутия (46,9 млрд руб.), Камчатский край (37,4 млрд руб.), Чечня (30,4 млрд руб.) и Алтайский край (26,8 млрд руб.), следует из материалов к проекту федерального бюджета.

Самый большой прирост по объему дотаций в 2019 году — в размере 15% по сравнению с 2018 годом — покажут 13 регионов, говорится в расчетах Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) для РБК. Это Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области, а также Ставропольский край, Крым, Чукотка и Кабардино-Балкария. У Чечни прирост составил 12,4%, у Дагестана — 12,2%, а у Севастополя — 11,8%.

Как формируются дотации

В целом размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности зависит от двух ключевых показателей. Первый из них — индекс налогового потенциала региона, он рассчитывается с учетом структуры налоговой базы консолидированного бюджета субъекта и включает в себя показатели по налогам на прибыль и имущество организаций, НДФЛ, акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых. Второй показатель — индекс бюджетных расходов (оценка трат на предоставление одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения). Он выступает в роли «удорожающего коэффициента», объяснял РБК завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. В первую очередь он влияет на показатели северных регионов, где цены выше, в частности Камчатки и Якутии — одних из крупнейших получателей дотаций.

Такие дотации получают не все субъекты: например, Москве федеральный бюджет не помогает (то есть ее уровень бюджетной обеспеченности и так высокий). «Всего выявлено 72 региона, которые стабильно получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 2014 по 2019 год», — отмечает аналитик группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Илья Цыпкин. В 2019 году дотации увеличатся для 49 субъектов, снизятся — для 23.

При этом с 2014 по 2019 год пятерка регионов — лидеров по получению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в номинальном объеме не изменилась, добавляет Цыпкин. На эти субъекты (Дагестан, Якутия, Камчатка, Чечня, Алтайский край) приходится 30,8% всех дотаций, подсчитал аналитик. Но этот показатель в последние годы снижается — еще в 2014 году он составлял 37,3%. Зато сам объем дотаций при этом по-прежнему растет (восьмой год подряд) — в 2019 году он увеличится на 4,7%, до 675,3 млрд руб. В первую десятку дотационных регионов также вошел Крым (седьмое место с 20,4 млрд руб.). У Севастополя при этом размер дотаций на бюджетную обеспеченность относительно невысокий (2,9 млрд руб.).

Новая реальность для регионов

За прошедший год российские регионы столкнулись с двумя новыми факторами. Во-первых, речь идет о новом раунде американских санкций, которые затрагивают предприятия UC Rusal и, как следствие, могут привести к сокращению налоговых поступлений в бюджеты субъектов.

Еще одно новшество — майский указ президента Владимира Путина. Всего нацпроекты из указа обойдутся в 14 трлн руб. за шесть лет, заявил во вторник первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов. Из них не заложенные ранее в бюджет расходы составят 8 трлн руб. Реализовывать положения указа придется регионам: как говорил первый замминистра финансов Леонид Горнин, «до 60% тех вопросов, которые зафиксированы в 12 национальных проектах и более 70 федеральных проектах, ложатся на плечи наших субъектов».

Однако финансирование проектов обеспечит по большей части федеральный бюджет. По словам Горнина, в правительстве согласован формат, при котором федеральный центр софинансирует указ на 95%, а регионы — лишь на 5%. Силуанов объяснял, что это соотношение действительно для регионов с наибольшим объемом бюджетной обеспеченности (то есть для доноров). Для тех регионов, у кого налоговый потенциал ниже, уровень участия в реализации нацпроектов может составлять менее 1%.

Список дотационных регионов России в 2019 году

Представители власти определили размер средств, направляемых в дотационные субъекты РФ. На территории России существует ряд регионов, которые получают так называемые дотации из государственного бюджета.

Для Дагестана, Камчатки, а также Чечни определены максимальные показатели, направляемые в виде дотаций. Средства передаются в субъекты РФ для того, чтобы выровнять бюджетную обеспеченность.

Для каких территорий суммы определены на максимальном уровне?

Уполномоченные лица, которые занимаются перераспределением средств в дотационные регионы, в 2019 году опубликовали их список с необходимыми суммами. Дагестан в текущий отчетный период может рассчитывать на максимальную сумму – 66,3 миллиарда рублей. Якутия, в свою очередь, станет получателем дотаций, определенных на уровне 46,9 миллиарда рублей. На Камчатку отправят средства в размере 37,4 миллиарда рублей. Для Чечни сумма сформирована на уровне 30,4 миллиарда рублей.

Вся информация о дотационных субъектах содержится в документе, предусматривающем распределение государственных средств в текущем году. Кредитное рейтинговое агентство (аналитическое), предоставило сведения, которые касаются максимального увеличения объема необходимых средств, наблюдаемых в текущий отчетный период. Прибавка формируется на уровне 15% (на основе анализа предыдущего отчетного периода).

В 13 субъектах РФ – Марий Эл, Ставропольской, Ярославской, Новгородской, Калининградской, Астраханской, Псковской, Оренбургской, Кировской и Томской областях – наблюдаются условия для увеличения сумм в данном объеме. Увеличение процента до 15 также отмечено в Крыму, Кабардино-Балкарии и Чукотке. Ниже представлен список, в соответствии с которым происходит перераспределение бюджетных средств.

Как изменилась картина вокруг дотационных регионов?

Илья Цыпкин, который занимает должность аналитика (группа суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА), говорит о том, что на территории страны наблюдается 72 субъекта, постоянно получающих дотации из государственного бюджета для того, чтобы выровнять бюджетную обеспеченность.

Для 23 регионов размеры получаемых сумм будут снижены, для 49 – увеличены. Некоторые регионы, наблюдаемые на территории Российской Федерации, дотации из государственного бюджета не получают, так как самостоятельно могут себя обеспечивать. Например, в главный город России – Москву – не поступают средства из госбюджета. 30,8% всех дотационных средств направляются на территорию Дагестана, Якутии, Камчатки, Чечни и Алтайского края. В период с 2014 по 2019 гг. показатель средств снизился – ранее он наблюдался на уровне 37,3%.

Зачем вам деньги, у вас и так все хорошо: рейтинг регионов России по объему единой субвенции

Размер этого трансферта тем больше, чем выше бюджетообеспеченность территории — остальных заливают дотационным дождем

В 2019 году объем финансирования регионов России в рамках единой субвенции снизился на 1,2 млрд рублей, а в 2020-м они недосчитаются еще 2 млрд: в Москве полагают, что к тому моменту цифровая реформа ЗАГС завершится, и средства, выделяемые на нее в последние годы, можно будет перебросить на другие цели. Несмотря на мизерность единой субвенции в сравнении с дотациями, ее механизм позволял региональным властям совершать бюджетные маневры, также, в свою очередь, перекидывая «деньги ЗАГСа» в лукошки «образование» или «здравоохранение». Объем субвенций тем выше, чем выше бюджетообеспеченность территории, тем не менее, как выяснила аналитическая служба «Реального времени», Татарстан по соответствующей линии получит в этом году еще на 25 млн рублей меньше — что не позволило существенно увеличить финансирование школ и охраны здоровья. В то же время, как РТ, так и Башкортостан выделяют на эти направления гораздо больше средств, чем федералы — так, на сферу образования бюджет Татарстана в 2019 году потратит в 2 тысячи раз больше, чем получит на эти цели от Москвы.

Зачем и кому нужна единая субвенция

Напомним, в нашем декабрьском материале мы писали о сложностях и «хитростях» так называемой «единой субвенции», ежегодно выделяемой федеральным центром регионам наряду с дотациями, субсидиями и прочими межбюджетными трансфертами. Субвенция — вид денежного пособия, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации субвенции подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки. Среди самых объемных можно выделить субвенции на оплату ЖКУ, выплаты безработным, обеспечение лекарственными препаратами и т. д. Количество разновидностей субвенций в 2010-х годах сокращалось: в 2007—2012 гг. из федерального бюджета предоставлялось 26—28 видов, в 2013-м — 23, а в 2014-м — 18 (в том числе за счет выделения части их в единую субвенцию).

Единая субвенция, включающая в себя средства сразу по нескольким направлениям, была придумана командой президента Дмитрия Медведева в 2011 году (введена в 2014 году) с целью усиления самостоятельности регионов: получившие такие субвенции территории вправе были сами решать, на какие цели их тратить, перекладывая, скажем, миллионы из статьи расходов «культурное наследие» в графу «образование». Даже несмотря на то, что траты были привязаны к целевым критериям, которых необходимо было достичь. Регионы нововведением были недовольны: существовала опасность снижения объемов выделения средств, что, естественно, снижало и возможность для бюджетного маневра.

Москва пошла «лесникам» навстречу, вычеркнув лесную отрасль из направлений единой субсидии. Фото Дмитрия Резнова

Почему были против «лесники»

Протестовали и отдельные отрасли, в частности, руководители лесного хозяйства справедливо полагали, что регионы могли тратить на больницы и школы выделяемые в рамках единой субвенции «лесные деньги». Это действительно было серьезное искушение для губернаторов, особенно в предвыборные годы. В итоге Москва пошла «лесникам» навстречу, вычеркнув лесную отрасль из направлений единой субсидии, оставив в ней девять: водные ресурсы, охрана животного мира, ЗАГС, компьютеризация форм ЗАГС (отдельно), возвращение сбежавших несовершеннолетних, объекты культурного наследия, охотничьи ресурсы, охрана здоровья и сфера образования.

В 2020 году из списка субвенции вычеркнут и компьютеризацию ЗАГС. Предполагается, что к этому времени оцифруют все акты книг госрегистрации. Для этого региональные власти должны были бы тратить положенные на это деньги на точные цели — но про бюджетный маневр забывать не стоит. Регионы стараются полностью потратить выделенные средства в рамках единой субвенции, поскольку неизрасходованное полагается вернуть в федеральный бюджет.

В сравнении с дотациями — капля в море

По мнению специалистов, доля единой субвенции среди всех субвенций невелика — и тем более она уступает объемам дотаций. И хотя, с одной стороны, в единой субвенции существуют условия для гибкого перераспределения средств с учетом конкретных потребностей регионов и повышения эффективности использования ресурсов, с другой, при этом увеличиваются риски недофинансирования.

За рубежом механизм финансирования через субвенции вообще не принят (за рядом исключений — Канада, Бельгия и др.) по той простой причине, что такая схема ставит регионы в сильную зависимость от федерального центра и разрушает федерализм: субвенции становятся инструментами контроля за региональными властями и страхования политических рисков. Отметим, что этот тезис вряд ли подтверждается единой субвенцией — слишком небольшая часть финансирования идет через нее в регионы. Для сравнения, в момент старта мини-реформы в 2014 году общий объем межбюджетных трансфертов составил 1,4 триллиона рублей, в том числе дотаций — 629,1 млрд (46,9% от общего объема трансфертов), субсидий — 328,1 млрд (24,5%), всех субвенций — 319,6 млрд (23,9%), иных межбюджетных трансфертов — 62,2 млрд (4,7%).

В 2020 году заканчивается трехлетний период перекоса в сторону финансирования ЗАГС. Фото b-port.com

В 2020 году будет на 2 млрд рублей меньше — должна завершиться цифровая реформа ЗАГС

В 2020 году заканчивается трехлетний период «перекоса» единой субвенции в сторону финансирования ЗАГСа, а значит, в скором времени могут начаться бои за право включить в нее то или иное направление (или, напротив, исключить, чтобы финансировать его строго в определенном размере, сделав неподконтрольным региональным властям). Пока же ситуация следующая: в 2017 году регионам выделили 12,6 млрд рублей единой субвенции, в 2018-м — 13,7 млрд, в 2019-м — 12,5 млрд. В следующем году объем финансирования в рамках единой субвенции снизится сразу на 2 млрд рублей (опять же, потому, что в Москве надеются, что ЗАГС уже к тому моменту будет «цифровизирован») и составит, таким образом, лишь 10,5 млрд рублей.

Отсюда и снижение доли средств, которые регионам необходимо будет тратить именно по линии ЗАГС (контролировать это будет Минэкономразвития РФ): она снизится с 79,1% в 2018 году до 76,5% в 2019-м (9,5 млрд рублей, включая 2,2 млрд рублей на цифровизацию гражданских актов). Соответственно выросли целевые показатели трат по трем другим направлениям. Доля затрат на сохранение объектов культурного наследия увеличилась с 2,3% до 2,5%, составив 317 млн рублей. На осуществление регионами полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов доля выросла с 9,3% до 10,5%, составив 1,3 млрд рублей. Доля образования в единой субвенции увеличилась на 1%, до 8,6% (более 1 млрд рублей). Всего на десятую долю процента вырос объем средств, которые регион может потратить на охрану здоровья (1,4%, или 174,8 млн рублей).

Всего на десятую долю процента вырос объем средств, который регион может потратить на охрану здоровья. Фото Максима Платонова

Финансирование Татарстана снизилось, но Казань надеется на миллиарды «безвозмездных поступлений»

Финансирование бюджета Татарстана единой субвенцией в 2019 году снизилось с 286,3 млн рублей до 261,5 млн, или почти на 9%. Связано это с уменьшением финансирования ЗАГСа сразу на 23 млн рублей. Поэтому при всем желании пространства на бюджетный маневр у властей РТ почти не осталось: на образование федеральным центром выделено примерно столько же, сколько и в 2018 году — 38,8 млн рублей (рост на 238 тыс. рублей), на охотничьи ресурсы заметного повышения тоже не произошло (19,6 млн против 19,1 млн рублей), как и в случае с объектами культурного наследия (2,6 млн против 2,5 млн рублей). А на охрану здоровья финансирование даже снизилось в 2 раза: с 5,3 до 2,6 млн рублей.

Неизвестно, кто на кого изначально равнялся — Москва на Казань или Казань на Москву (тем более что целевые параметры на 2019 год закладывались еще в 2017-м), но, конечно, московское «вспоможение» — капля в море регионального финансирования соответствующих направлений. К примеру, на образование в этом году из бюджета Татарстана будет выделено 75 млрд рублей (в 2 тысячи раз больше, чем будет получено от федералов), на здравоохранение — 58,6 млрд, на культуру — 9,6 млрд, на охрану окружающей среды — 558 млн. «Зачем вам деньги, у вас и так все хорошо», — рассуждать таким образом Минфин РФ, скажем так, имел основания.

Тем более что помимо единой субвенции, Казань изначально надеялась и на безвозмездные поступления из федерального бюджета в размере 20,3 млрд рублей.

В 2018 году на охрану культурного наследия Башкортостан получил почти в четыре раза меньше чем РТ, или 713 тыс. рублей. Фото bashinform.ru

…как и Башкортостан, где образование и здоровье почти целиком финансирует республиканский бюджет

В ПФО наибольший объем единой субвенции получит в этом году Башкортостан — 309,2 млн рублей. Но и у него финансирование снизилось — в 2018 году РБ получала 360,7 млн рублей. При этом, на охрану культурного наследия Башкортостан получил почти в четыре раза меньше, чем РТ, — всего 713 тыс. рублей, на сферу образования — на 1 млн рублей меньше (37 млн рублей). По-прежнему заметно больше Башкортостан получает в рамках единой субвенции на охрану охотничьих ресурсов — 24,4 млн рублей.

Федеральное финансирование в соседней республике тоже в разы ниже, чем региональное. Для сравнения, на образование из бюджета РБ потратят 46 млрд рублей, на культуру — 6 млрд, на здравоохранение — 20 млрд (в рамках единой субвенции на охрану здоровья Башкортостан должен получить лишь 2,5 млн рублей). В Уфе тоже, скорее всего, не особенно беспокоятся о снижении объемов единой субвенции, так как прогноз по безвозмездным поступлениям из федерального бюджета составил 33 млрд рублей. Еще 600 млн рублей Москва выделит на реализацию мероприятий национального проекта «Образование» по результатам конкурсного отбора Министерства просвещения РФ.

В топ-5 регионов по получению единой субвенции, разумеется, почти сплошь богатые регионы, для которых она вряд ли представляет что-то особенно значимое: Москва получит 602 млн рублей (а не 666 млн, как в прошлом году), Московская область — 461,4 млн, Свердловская область — 381,8 млн, Краснодарский край — 376 млн, Красноярский край — 309,2 млн. Москва и Санкт-Петербург, в силу очевидных причин, лидеры и по федеральному финансированию объектов культурного наследия — в 2019 году они получат 65 млн и 45,3 млн рублей соответственно. Не совсем понятно, почему по этому направлению получит какие-то жалкие 2,6 млн рублей Татарстан (видимо, федералы уверены, что свое культурное наследие, за которое ратуют сами же местные власти, в РТ не бросят). Это лишь 27-е место по РФ. На 18-м месте РТ находится и по финансированию здравоохранения (на 20-м — РБ). Единственное направление, по которому лидируют Татарстан и Башкортостан, как и в прошлом году — это образование. Здесь они занимают, соответственно, первое и второе место.

Российские регионы в 2018 году получили рекордный объем дотаций – свыше 1 трлн рублей

Дотации российским регионам от федерального центра по итогам 2018 года впервые превысили 1 трлн рублей. Об этом говорится в обзоре данных Минфина от агентства «Эксперт РА».

В 2016 году дотации регионам составили 656 млрд рублей, в 2017-м – 759 млрд рублей. В 2018 году размер предоставленных дотаций достиг 1,035 трлн рублей. Но особенностью прошлого года стало то, что денежные средства получили все регионы России, в том числе и самые богатые (в их числе Московская и Тюменская области), отметил младший директор агентства по корпоративным и суверенным рейтингам Александр Шураков в разговоре с РБК.

Почти половина всего роста дотаций пришлась на обеспечение сбалансированности бюджетов, которое управляется в «ручном режиме» в отличие от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитываемых по специальной формуле.

По итогам года профицитными оказались консолидированные бюджеты 70 регионов. Наиболее высокий дефицит бюджета зафиксирован у Мордовии (24,5% доходов), Хабаровского края (10,8%) и Еврейской автономной области (6,9%). Крупнейшими получателями дотаций были республики Дагестан (62,7 млрд руб.), Якутия (48,3 млрд), Чечня (47 млрд) и Крым (42,7 млрд).

© Информационное агентство «Znak»
Шеф-редактор Колезев Д.Е., kolezev@gmail.com

Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53553 от 04 апреля 2013 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126
Тел.: +7 (343) 385-84-82, e-mail: znak@znak.com

При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Дотации регионам России в 2018 году

В 2018 году большинство российских регионов продолжает оставаться дотационными. Чаще всего дотационность регионов России искусственная — тем самым центральной власти намного проще управлять отдельными частями страны. Забрав большинство налогов в федеральную казну, федеральная власть ставит губернаторов в полную зависимость. Регионы дотируются общероссийской казной достаточно неравномерно. Величина дотации зависит от того, насколько сам регион может зарабатывать деньги. Дотации регионам России в 2018 году — принципы расчета, таблица регионов с точной суммой дотации.

Фото: pxhere.com

Как распределяются дотации регионам России в 2018 году

Принципы, по которым федеральная власть распределяет дотации регионам, меняются достаточно часто. В 2018 году действует уже одиннадцатая по счету методика дотирования регионов.

Тем не менее, общая суть не меняется. В основе расчета дотаций лежит так называемая финансовая обеспеченность региона на душу населения. В бюджете региона должна быть заложена некая минимальная сумма средств на каждого проживающего.

Бюджет региона, условно говоря, не должен быть меньше суммы, равной количеству жителей, умноженному на определенную величину в рублях.

Величина средств на каждого жителя региона разнится для разных республик или областей страны. Например, в таких регионах, как Камчатка, Чукотка или Якутия, в бюджете нужно закладывать в разы больше средств на каждого жителя только потому, что стоимость бюджетных услуг, которые получают все жители России, здесь в разы выше.

Для того, чтобы подсчитать точную сумму дотации для региона, федеральная власть считает приблизительную сумму средств, которую регион может собрать в свою пользу с местного бизнеса и тем самым наполнить собственный бюджет. Недостающие до финансовой обеспеченности на душу населения средства и будут составлять сумму дотации для региона.

Дотационными регионами в России является абсолютное их большинство — 73 из 85.

При этом дотации распределяются очень неравномерно. Пять регионов получает 30% всех федеральных дотаций. Это Дагестан, Саха Якутия, Камчатский и Алтайский края, а также Чеченская Республика.

13 регионов получат ровно половину всех федеральных дотаций. То есть, столько же, сколько еще 60 российских субъектов федерации.

Не входят в число дотационных регионов только крупные промышленные области и республики вроде Татарстана или Свердловской области, нефтедобывающие регионы вроде Ханты-Мансийского АО, а также Москва и Санкт-Петербург, которые собирают огромные налоги с миллионов проживающих и с местного бизнеса.

Дотации для регионов в 2018 году: кому и сколько

Следующая таблица содержит точные суммы дотаций для конкретных российских регионов.

Стоит иметь в виду, что приведенные цифры — по-своему лукавые и не отражающие всех нюансов уровня дотационности того или иного региона. Так, Дагестан всегда лидирует в этом рейтинге во многом из-за высокой численности проживающих здесь жителей (более трех миллионов человек). Однако, процент бюджета, сформированный за счет дотаций, здесь не такой высокий, как в той же Чечне.

Чеченская республика хотя и занимает пятое место в рейтинге дотационных регионов, зависит от дотаций сильнее всего. 84% бюджета республики формируется за счет дотаций и других поступлений из федеральной казны. Бюджет Республики Крым формируется за счет дотаций на 67%, хотя в рейтинге Крым и расположен “Только” на восьмом месте.

В число самых дотационных регионов опять вошли Дагестан, Якутия, Камчатка, Чечня и Алтай

Самые крупные суммы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2019 году получат Дагестан (66,3 млрд руб.), Якутия (46,9 млрд руб.), Камчатский край (37,4 млрд руб.), Чечня (30,4 млрд руб.) и Алтайский край (26,8 млрд руб.), сообщает РБК со ссылкой на проект федерального бюджета. Эти регионы становятся самыми дотационными уже шесть лет подряд, с 2014 года. На них, по подсчетам Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), приходится 30,8% всех выделяемых средств.

По данным АКРА, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности стабильно получают 72 региона. В 2019 году дотации вырастут для 49 субъектов, снизятся — для 23. АКРА уточняет, что объем дотаций в 2019 году увеличится на 4,7%, до 675,3 млрд руб.

Как ожидается, самый большой прирост по объему дотаций в 2019 году — на 15% — покажут 13 регионов. В их числе — Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области, а также Ставропольский край, Крым, Чукотка и Кабардино-Балкария. У Чечни прирост составил 12,4%, у Дагестана — 12,2%, а у Севастополя — 11,8%.

Размер дотаций зависит от двух показателей. Первый — индекс налогового потенциала региона, рассчитываемый с учетом структуры налоговой базы консолидированного бюджета субъекта. Он включает в себя показатели по налогам на прибыль и имущество организаций, НДФЛ, акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых. Второй показатель — индекс бюджетных расходов. Он подразумевает оценку трат на предоставление одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения.

Дотации регионам России в 2019 году

В дагестанской мечети

nytimes.com

Крупнейшими получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2019 году станут, как и в текущем году, Дагестан (66,3 млрд руб.), Якутия (46,9 млрд руб.), Камчатский край (37,4 млрд руб.), Чечня (30,4 млрд руб.) и Алтайский край (26,8 млрд руб.), — пишет РБК со ссылкой на материалы к проекту федерального бюджета.

Самый большой прирост по объему дотаций в 2019 году — в размере 15% по сравнению с 2018 годом — покажут 13 регионов, — говорится в расчетах Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Это Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области, а также Ставропольский край, Крым, Чукотка и Кабардино-Балкария. У Чечни прирост составил 12,4%, у Дагестана — 12,2%, а у Севастополя — 11,8%.

Издание отмечает, что в целом размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности зависит от двух ключевых показателей. Первый — индекс налогового потенциала региона, он рассчитывается с учетом структуры налоговой базы консолидированного бюджета субъекта и включает в себя показатели по налогам на прибыль и имущество организаций, НДФЛ, акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых. Второй — индекс бюджетных расходов (оценка трат на предоставление одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения). По словам экспертов, он выступает в роли «удорожающего коэффициента», в первую очередь влияя на показатели северных регионов, где цены выше, в частности Камчатки и Якутии — одних из крупнейших получателей дотаций.

Такие дотации получают не все субъекты: например, Москве федеральный бюджет не помогает (то есть ее уровень бюджетной обеспеченности и так высокий). «Всего выявлено 72 региона, которые стабильно получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 2014 по 2019 год», — отмечает аналитик группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Илья Цыпкин. В 2019 году дотации увеличатся для 49 субъектов, снизятся — для 23.

С 2014-го по 2019 год пятерка регионов — лидеров по получению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в номинальном объеме не изменилась, — добавляет Цыпкин. На эти субъекты (Дагестан, Якутия, Камчатка, Чечня, Алтайский край) приходится 30,8% всех дотаций, — подсчитал аналитик. Этот показатель в последние годы снижается — еще в 2014 году он составлял 37,3%, — но сам объем дотаций по-прежнему растет (восьмой год подряд) — в 2019 году он увеличится на 4,7%, до 675,3 млрд руб. В первую десятку дотационных регионов также вошел Крым (седьмое место с 20,4 млрд руб.), хотя у Севастополя размер дотаций на бюджетную обеспеченность относительно невысокий (2,9 млрд руб.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector