Федеральный бюджет РФ на 2020, 2020 и 2021 года — проект и планы, BanksToday

Бюджет на 2020 годы

Каким будет бюджет России в 2020 году?

СОДЕРЖАНИЕ

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

Федеральный бюджет представляет собой главную смету доходов и расходов страны. От него зависит рост зарплат, сумма налогов, выполнение национальных проектов, а в итоге – рост уровня жизни. В 2020 году бюджет будет непростым – с 1 января повышается НДС, а также вступает в силу пенсионная реформа. Чего же ждать от бюджета-2020?

Самое важное о федеральном бюджете Российской Федерации

Для чего нужен федеральный бюджет

В России бюджетная система состоит из 3 уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ;
  • местные бюджеты.

Существует еще и понятие «консолидированный бюджет», но это условный бюджет, который рассчитывается как сумма показателей всех бюджетов России или отдельного региона.

Основной принцип их функционирования – независимость одного уровня от другого. Другими словами, каждый уровень власти принимает свой бюджет.

Федеральный бюджет – это основное звено бюджетной системы. В нем формируется и используется главный фонд денежных средств страны. Основная роль, которую играет федеральный бюджет в жизни страны – это перераспределение средств для того, чтобы развитие страны шло в заданном темпе.

Обобщенно механизм представить можно так: федеральный бюджет получает деньги из определенных источников и затем перераспределяет их на различные цели:

  • налоги
  • доходы от природных ресурсов
  • пошлины
  • прочие доходы
  • выплата зарплат госслужащим и работникам бюджетной сферы
  • содержание армии, полиции, государственного аппарата
  • финансирование образования, культуры, здравоохранения
  • помощь отдельным субъектам РФ

Федеральный бюджет не является частью других бюджетов, но из него могут перечисляться средства на покрытие дефицита региональных бюджетов.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования – это разные самостоятельные бюджеты.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это общий порядок работы с ним: составление, принятие, исполнение. Он жестко регламентируется законодательством, которое устанавливает стадии процесса, их сроки, действия каждого участника.

Всего есть 5 стадий бюджетного процесса:

  1. составление проекта;
  2. рассмотрение проекта;
  3. утверждение;
  4. исполнение;
  5. рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

По каждой стадии есть свои временные рамки и порядок действий:

1. Составление проекта федерального бюджета. Окончательный срок для этого этапа установлен на 1 октября, когда проект должен быть внесен Правительством в Госдуму. На этой стадии составляется прогноз социально-экономического развития страны, который будет основой для разработки самого бюджета. Рассчитываются имеющиеся финансовые ресурсы и определяется, куда их целесообразно направить.

Именно на этом этапе закладываются основные параметры федерального бюджета – суммы доходов и расходов, источники покрытия дефицита, направления расходования средств, в том числе и на дотации регионам.

2. Рассмотрение проекта федерального бюджета. После того, как проект внесен, в течение 60 суток со дня внесения. Проект должен изучить профильный комитет Госдумы, после чего он рассматривается на заседании парламента в трех чтениях. По ходу чтений в проект депутаты могут вносить поправки. По каждому чтению Бюджетный кодекс определяет порядок и рассматриваемые параметры.

3. Утверждение проекта бюджета. Утвержденный проект бюджета, со всеми поправками передается в Совет Федерации в течение 5 дней после принятия. Сенат должен его рассмотреть в течение 14 дней, а после вынесения положительного решения – направить Президенту на подписание (на это дается еще 5 дней).

Законопроект о федеральном бюджете может быть отклонен на любой стадии – при рассмотрении в Госдуме и Совете Федерации, также у Президента есть право вето. После отклонения проект бюджета направляется в соответствующее ведомство для доработки.

4. Исполнение бюджета – это непосредственно получение запланированных доходов и совершение бюджетных трат согласно принятому бюджету. Происходит в течение бюджетного года – с 1 января по 31 декабря.

В течение года в бюджет могут быть внесены (и по факту неоднократно вносятся) поправки. Это связано обычно с изменениями условий, которые нельзя было предвидеть заранее (например, как обвал рубля в декабре 2014 года).

5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета – финальная стадия, оно проходит в парламенте после окончания бюджетного года.

В последнее десятилетие бюджетный процесс на федеральном уровне в России проходит без серьезных проблем и без нарушения сроков. Основная дискуссия происходит во время принятия проекта бюджета в Госдуме, когда депутаты пытаются направить больше бюджетных средств на определенные цели.

Какие данные содержит бюджет

С 2008 года федеральный бюджет составляется не на 1, а на 3 года: на предстоящий год и двухлетний плановый период. Соответственно, принятый недавно бюджет-2020 имеет полное название «Федеральный бюджет на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Несмотря на это, бюджет проходит все стадии каждый год, причем на плановый период он «скользящий», то есть прогнозная часть пересчитывается и уточняется каждый год.

Основное содержание федерального бюджета – это смета доходов и расходов на предстоящий бюджетный год. За последние годы их суммы были такими:

Соответственно, каждый год федеральный бюджет исполнялся с дефицитом, а в 2018 году (в графике приведены плановые данные) по факту ожидается профицит в 440,6 миллиардов рублей.

За прошлые годы сальдо федерального бюджета было таким:

Как видно, за последние 5 лет сальдо федерального бюджета было отрицательным (дефицит). Отметим, что профицит ожидается по итогам 2018 года, а также он был зафиксирован в прошлые годы:

  • 2006 год – 1,994 триллиона рублей;
  • 2007 год – 1,795 триллиона рублей;
  • 2008 год – 1,705 триллиона рублей;
  • 2011 год – 0,442 триллиона рублей.

Однако профицит – это не всегда хорошо. Мнения экономистов по этому поводу разделяются: одни считают, что при профиците удается профинансировать все бюджетные расходы, а другие – что государство изымает у налогоплательщиков избыточные средства и не расходует их на нужные цели.

Федеральный бюджет – 2020

Параметры бюджета

Федеральный бюджет на 2020 год и плановый период 2020-2021 годов был принят Госдумой 21 ноября, затем он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

Главный финансовый план страны строится на таких показателях:

Бюджет России на 2020 год в цифрах

Госбюджет — это главный финансовый проект (документ), который принимается правительством РФ для обозначения экономического развития страны на предстоящий год. В его основе есть две части открытая и закрытая. По анализу открытой части можно понять структуру расходов на разные сферы жизни граждан, которые позволят спрогнозировать социальный уровень, оценить уровни зарплат и пенсионного обеспечения. На основании открытой части данных можно сделать вывод, что в будущем году жизнь граждан РФ станет намного тяжелее, улучшений ожидать не стоит.

В соответствии с принятым проектом бюджета России на 2020 год в цифрах можно отметить следующие его характеристики:

  • 63,4$ — цена за баррель нефти марки Юралс, которую зафиксировало Министерство Финансов в бюджете в качестве базового уровня;
  • 63,9 рубля — прогнозный уровень стоимости одного доллара США;
  • 4,3% — прогнозируемое инфляционное значение;
  • 19,948 трлн. рубей — доходная часть бюджета. Это на 4,766 трлн. рублей больше, чем в предыдущем 2018 году;
  • 18,063 трлн. рублей — расходная часть бюджета. Это больше предыдущего года примерно на полтора триллиона;
  • 1,885 трлн. рублей — бюджетный профицит (что составляет 1,8% ВВП). Последний раз профицитным был 2011 год, все последующие до текущего года были дефицитными;
  • 1,3% — рост за 2020 год. В основном рост будет обеспечен за счет увеличения взымаемых налогов (в том числе повышение НДС с 18% до 20%);
  • 3 трлн. рублей — секретные расходы и расходы повышенной секретности в общем бюджете.
  • 70 млрд. рублей — на помощь онкобольным в общей структуре расходов на медицину;
  • более 50 рублей — ожидаемая стоимость за литр бензина с 1 января;
  • более 65% — закрытая часть расходов на Нацоборону;
  • 11280 рублей — федеральный МРОТ;
  • 453026 рублей — маткапитал. Также, как и в предыдущие три года, не будет проиндексирован;

По прогнозам Министерства Финансов РФ в предстоящем году ожидается высокая волатильность финасового рынка России, что связано с колебаниями зарубежных рынков и с новыми санкциями США в отношении России. Также по заявлениям Минфина и Министерства Экономического Развития общий дефицит бюджетов в регмонах составит 0,1%, при это федеральное субсидирование будет снижено.

Инфографика:

Все представленные цифры были утверждены и внесены в проектировку бюджета с учетом того, что курс доллара будет 63,9 рубля, а усредненная стоимость барреля нефти марки Юралс за 63,4$.

Таблица. Структура расходов бюджета России 2020 в цифрах:

Бюджет на 2020-2021 годы. Социальные обязательства и укрепление экономики

МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2020-2020 годов. Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал главными задачами бюджета 2020-2021 годов полное выполнение всех социальных обязательств и формирование условий для укрепления экономики РФ.

«Бюджет [на 2020 год и плановый период 2020-2021 годов] более четко структурирован по целям: определены национальные проекты, по которым приняты сегодня паспорта, в ближайшее время будут приняты сами национальные проекты. Это более жесткий программный подход к бюджету, чем раньше был», — сказал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, выступая в субботу в эфире телеканала «Россия 24».

Профицитный бюджет

Согласно проекту, профицит федерального бюджета России в 2020 году составит 1,932 трлн рублей, при этом в 2020 году профицит ожидается на уровне в 1,22 трлн рублей, а в 2021 году — 0,95 трлн рублей. Расходы федерального бюджета в 2020 году составят 18,037 трлн рублей, в 2020 году — 18,994 трлн рублей, а в 2021 году — 20,026 трлн рублей. Доходы федерального бюджета заложены на уровне в 19,969 трлн рублей, 20,219 трлн рублей, и 20,978 трлн рублей в 2020, 2020 и 2021 годах соответственно.

Минфин сохранил прогноз профицита бюджета РФ на уровне 1,8% ВВП в 2020 году и повысил с 1% ВВП до 1,1% ВВП в 2020 году и с 0,6% ВВП до 0,8% ВВП в 2021 году. По итогам этого года прогнозируется профицит бюджета на уровне 1,3% ВВП. Однако, по оценке Силуанова, в 2018 году бюджет будет исполнен с профицитом около 2% ВВП и показатель в законе о бюджете может быть скорректирован в сторону увеличения в ходе рассмотрения поправок в бюджет.

Последний раз федеральный бюджет РФ был исполнен с профицитом в 2011 году, тогда показатель составил 0,8% ВВП или 442 млрд рублей. 2013 год был исполнен с дефицитом в 0,5% ВВП. Дефицит планомерно рос и достиг максимума в 2016 году — 3,5% ВВП. Уже в 2017 году Минфину удалось сократить дефицит федерального бюджета до 1,5% ВВП.

Макроэкономические условия

Проект бюджета на трехлетку подготовлен на основе «базового» варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Прогноз, подготовленный Минэкономразвития, учитывает продление антироссийских санкций и ответных мер со стороны России на протяжении всего периода. Но при этом предполагает отсутствие новых геополитических потрясений и экономических шоков.

Министр экономического развития Максим Орешкин, выступая на заседании правительства РФ по бюджету, подчеркнул, что прогноз готовился в условиях высокой волатильности на глобальных рынках, на фоне роста ставок на американском рынке, финансово-экономического кризиса развивающихся экономик. Эти условия вместе с ожиданиями новых антироссийских санкций, привели к повышенной волатильности финансового рынка РФ. Однако, по мнению Орешкина, в отличии от прошлых подобных эпизодов, новые структурные макроэкономические реформы российского правительства, позволяют » уверено прогнозировать всего лишь краткосрочный негативный эффект как для финансовых рынков, так и для экономики».

Несмотря на волатильность, Минэкономразвития, сохранило свой прежний прогноз курса рубля и на конец 2018 года и на среднесрочную перспективу, как и другие основные макроэкономические показатели. По прогнозам ведомства, рост ВВП по итогам 2018 года составит 1,8%, а годовая инфляция будет на уровне 3,4%. Однако, в предстоящие годы МЭР ожидает умеренного ухудшения внешних условий . В частности, постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке в 3% и плавное снижение нефтяных цен до уровне $54 за баррель к 2024 году.

Переходный год

Следующий год, по прогнозам МЭР, будет переходным. Самым тяжелым его периодом, по оценке Орешкина, может стать I квартал — будет сказываться на экономическом росте эффект от повышения НДС. Также на I квартал приходится, по прогнозу ведомства, максимальное замедление кредитной активности, вызванное волатильностью на финансовых рынках. В результате, по итогам 2020 года рост ВВП замедлится до 1,3%, а инфляция ускорится до 4,3% с пиковым значением около 5% в I квартале года. Экономический рост ускорится до 2% в 2020 году, а в дальнейшем закрепится выше отметки в 3%. Инфляция стабилизируется вблизи целевого значения — 4%, а рост уровня заработных плат в реальном выражении будет составлять 2-3% в год.

В качестве факторов ускорения экономического роста, Орешкин назвал смягчение демографического удара по экономике за счет повышения пенсионного возраста и роста продолжительности активной жизни. По прогнозам министра, прогнозируемые темпы роста превзойдут рост мирового ВВП и позволят России войти в пятерку самых крупных экономик мира, преодолев текущее отставание от Германии в около 4%.

Минфин РФ в долгосрочном прогнозе до 2036 года, который содержится в пакете документов к проекту бюджета на трехлетку, спрогнозировал постепенное ослабление курса рубля до 73,9 рублей за доллар США в период до 2036 года. Также ведомство прогнозирует стабилизацию мировых цен на нефть в диапазоне $40-50 за баррель в этот период.

Согласно прогнозу ведомства, курс рубля к доллару США в период 2021-2025 годов составит 66,4 рубль/доллар, в 2026-2030 годах — 71,1 рубль/доллар, а в период 2031-2035 годов- 73,9 рубль/доллар. Нефть марки Urals, по прогнозам Минфина, будет стоить в период 2021-2025 годов — $55,2 за баррель, в 2026-2030 — $52,2 за баррель, а в период 2031-2035 годов — $54,9 за баррель.

Доходы при изменении законодательства

Летом 2018 года, во время подготовки проекта федерального бюджета, правительство предложило сразу два важных изменения, которые были учтены в проектировках — увеличение налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта с 18% до 20% и повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, для мужчин — до 65 лет. Оба закона приняты Госдумой в сентябре, и ожидают одобрения Совета Федерации.

Ожидается, что с 2020 до 2028 года от повышения пенсионного возраста бюджетная система получит примерно 7,8 трлн рублей и все эти средства будут направлены на повышение пенсий. В следующем году повышение возраста даст около 2,9 трлн рублей, а на увеличение пенсий будет направлено в общей сложности 3,29 трлн рублей, в том числе бюджетный трансферт. Правительство рассчитывает на почти полное обнуление трансфертов в Пенсионный фонд из бюджета к 2030-2031 году.

Дополнительные доходы за счет повышения НДС на 2 процентных пункта на товары, реализуемые на территории РФ и на ввозимые в РФ, по прогнозам Минфина, составят 495,6 млрд рублей в 2020 году.

Прибыль пополам

Правительство в проекте бюджета на 2020-2021 годы прогнозирует ежегодный рост доходов бюджета от дивидендов госкомпаний: в 2020 году до 588,2 млрд рублей, в 2020 году до 626 млрд рублей, в 2021 году до 675,1 млрд рублей. В 2018 году федеральный бюджет получит по этой статье доходов 278,8 млрд рублей. Соответственно, прирост доходов по этой статьи в 2020 году составит 309 млрд рублей, из которых 264,1 млрд рублей дополнительных доходов должно обеспечить принятие решений по ряду крупнейших акционерных обществ о выплате дивидендов не менее 50% от чистой прибыли.

В пояснительной записке к проекту бюджета на трехлетку отмечается, что некоторые компании приняли решения о выплате дивидендов в размере 50% от прибыли, либо приняли решение о постепенном приведении дивидендной политики в соответствие с требованиями правительства, как ПАО Сбербанк. Дивиденды, которые ЦБ получит от Сбербанка, в связи с планируемым изменением чистой прибыли в 2018 году могут составить более 135 млрд рублей, в 2020 году — свыше 209 млрд рублей, в 2020 году — 231 млрд рублей.

Счетная палата в своем заключении на исполнение бюджета за 2017 год рекомендовала правительству минимизировать индивидуальные решения об уменьшении размера выплат. По данным СП, по сравнению с 2016 годом поступление от дивидендов в 2017 году уменьшилось на 667,6 млрд рублей, или в 3,7 раза, до 251,3 млрд рублей. Однако глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин выступил против законодательного закрепления уровня дивидендов госкомпаний, хоть и считает, что нужно придерживаться ориентира в 50%.

Финансирование нацпроектов

Общий объем финансирования реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ в 2020-2024 годах составит 13,11 трлн рублей, говорится в пояснительной записке. В частности, на нацпроект «Демография» будет направлено 2,9 трлн рублей, на «Здравоохранение» — 1,34 трлн рублей, на «Образование» — 688 млрд рублей, на «Науку» — 387 млрд рублей, на «Культуру» — 100 млрд рублей, на «Экологию» — 636 млрд рублей. Кроме того, на «Жилье и городскую среду» будет направлено 876 млрд рублей, «Безопасные и качественные дороги» — 1,24 трлн рублей, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 395,4 млрд рублей, «Международную кооперация и экспорт» — 891 млрд рублей, «Производительность труда и поддержка занятости» — 74 млрд рублей, «Цифровую экономику» — 1,1 трлн рублей.

Комплексный план развития магистральной инфраструктуры обойдется бюджету за 6 лет в 2,3 трлн рублей.

Финансирование нацпроектов и входящих в их состав федеральных проектов за счет федерального бюджета составит в 2020 году — 1,7 трлн рублей, в 2020 году — 1,8 трлн рублей, в 2021 году — 2,1 трлн рублей. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов в 2020-2021 годах составит 5,55 трлн рублей.

В документе отмечается, что в рамках 12 нацпроектов будет утверждено 67 федеральных проектов и комплексный план развития инфраструктуры. Часть средств на их реализацию была предусмотрена в рамках приоритетных проектов, дополнительно предполагается направить 8 трлн рублей за 2020-2024 годы.

При этом Счетная палата РФ призвала правительство более строго подойти к вопросам увеличения финансирования госпрограмм в бюджете на следующую трехлетку в случае, если программы показали недостаточную эффективность.

Программа займов

Согласно проекту бюджета на трехлетку, объема госдолга в 2020 году составит 12 трлн рублей, в 2020 году — 14 трлн рублей, в 2021 году — 15,7 трлн рублей. Минфин РФ в 2020-2021 годах может ежегодно размещать евробонды на сумму до $3 млрд, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета РФ на 2020 год и плановый период 2020-2021 годов. При этом Минфин планирует выкупить в 2020 году евробонды на сумму до $4 млрд.

Также Минфин планирует разместить в 2020 году облигации федерального займа (ОФЗ) на 2,47 трлн рублей, на 2,42 трлн рублей в 2020 году и на 2,6 трлн рублей в 2021 году. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на погашение ОФЗ, в 2020 году составит 720,2 млрд рублей, в 2020 году — 579,7 млрд рублей, в 2021 году — 984,5 млрд рублей. Первый вице-премьер заявлял ранее, что Россия может отказаться от внешних заимствований, заменив их внутренними источниками в случае усиления санкций.

Ранее в сентябре замминистра финансов Сергей Сторчак сообщил, что Россия скорее всего уже на выйдет на рынок внешних займов до конца 2018 года, хотя технически готова выходить на рынок, если сочтет нужным. Он также не исключил, что Россия может выйти на внешний рынок с займами в евро. В марте Минфин России уже разместил евробонды «Россия-29» объемом $1,5 млрд под 4,625% годовых и евробонды «Россия-47» на $2,5 млрд под 5,25% годовых.

Основная часть средств в объеме $3,2 млрд, привлеченных от размещения облигаций «Россия-29» и «Россия-47», была направлена на выкуп облигаций «Россия-2030». Остальная часть средств от размещения — $0,8 млрд зачислена в федеральный бюджет.

В прогнозе до 2036 года Минфин отмечает, что в среднесрочной перспективе ожидании нормализации денежно-кредитной политики на мировых финансовых рынках, растет вероятность снижения спроса на рисковые активы, в частности — сокращения объемов притоков капитала в страны с развивающимися рынками. Соответственно, на прогнозном горизонте можно ожидать постепенного ужесточения условий внешних заимствований для стран с формирующимися рынками, в том числе и для России.

Максимальные резервы

Фонд национального благосостояния к концу следующего года должен достигнуть максимального объема за всю историю своего существования, его объёмы будут расти благодаря жесткому бюджетному правилу, которое было принято в 2017 году. Минфин планирует увеличение средств ФНБ в 2020 году до 7,8 трлн рублей, в 2020 году — до 11,37 трлн рублей, в 2021 году — до 14,18 трлн рублей, следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Таким образом, объем ФНБ на конец 2021 года составит 12% ВВП РФ. На конец 2018 года данный показатель составит 3,8% ВВП, 2020 — 7,4% и на конец 2020 — 10,3% ВВП РФ.

В следующем году ФНБ, по прогнозам правительства, достигнет 7% порога инвестирования. Минэкономразвития уже внесло предложение расширить возможности инвестирования средств ФНБ за рубежом и предложение нашло поддержку у президента РФ.

Силуанов ранее отмечал, что средства ФНБ в том числе необходимо расходовать на развитие внутреннего кредитования инфраструктурных проектов и институтов развития. По его словам, правительство уже договорилось о дополнительной докапитализации Внешэкономбанка из средств фонда на сумму 300 млрд рублей. На какой период рассчитана эта сумма первый вице-премьер не уточнил.

Кудрин, выступая в Госдуме, обратил внимание правительства на то, что ФНБ нуждается в дополнительной оценке ликвидности активов. Он напомнил, что ФНБ стал главным резервом вместо Резервного фонда, который был полностью израсходован. На покрытие дефицита бюджета в декабре 2017 года были направлены средства Резервного фонда в объеме чуть более 1 трлн рублей. Резервный фонд был создан в 2004 году, у идеи его создания были противники, но опыт последних десяти лет показывает, что благодаря ему России не пришлось «идти с протянутой рукой» в Международный валютный фонд, отметил глава Счетной палаты.

Бюджет России на 2020 год в цифрах

Госдума РФ одобрила бюджет России 2020-2021 года в третьем чтении. В голосовании участвовали 463 депутата: 361 народный избранник поддержал главный финансовый документ страны, 62 – проголосовали против.

«За» голосовали представители «Единой России» и ЛДПР. Коммунисты и члены «Справедливой России» — «Против».

Бюджет 2020 планируется профицитным, приоритетными направлениями государственного финансирования определены социальные проекты и оборону.

Особенности

  1. Финансовый план рассчитан на 3 года – в нынешних экономических условиях такая продолжительность является оптимальной и позволяет Минфину выравнивать дисбаланс между расходной и доходной частью.
  2. Основными источниками финансирования бюджета на 2020 год являются два Фонда: Резервный и Национального благосостояния (ФНБ).
  3. С 2018 года действует новый финансовый алгоритм: бюджетный резерв формируется за счет разницы между заложенной и фактической ценой на нефть. Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.

Бюджет России на 2020 год в цифрах впечатляет, потому что правительство заложило рекордные суммы доходов и расходов:

  • Доходная часть – 19,969 триллионов рублей.
  • Расходная часть – 18 триллионов рублей.

Исходя из указанных цифр, бюджет государства будет профицитным. Профицит предполагается в размере 1,9 триллионов или 1,8% ВВП.

Профицит – это увеличение объемов ФНБ. По прогнозам Минфина, в начале следующего года его объем достигнет 3,818 триллионов. Основной источник накоплений при профиците – выручка от экспорта энергоносителей.

Валютный курс и инфляция

Разработчики главного финансового документа заложили валютный курс, равный 66,9 рублям за 1 доллар, на предстоящий год.

Рост ВВП также ожидается, он составит ориентировочно 2,2 %. Цена нефти, запланированная в следующем году, обозначена на уровне $63,4 за баррель.

Инфляция предполагается на уровне 4,3%. Причем, 4% — ежегодный показатель на весь трехгодичный плановый период. У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.

Национальные проекты

Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн. рублей, из которых:

  • на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;
  • на здравоохранение – 698 млрд.;
  • на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;
  • на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;
  • на экологию – 278 млрд.

Доходная часть

Составители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):

  • НДС – 3558,7;
  • таможенные поступления – 1837,2;
  • акцизные сборы – 1029,3;
  • налог на прибыль – 825,2;
  • поступления от государственных компаний – 425;
  • внутренние займы – 870;
  • приватизация – 13;
  • внешние займы – 7.

Вариант продажи государственных предприятий через приватизацию запланирован, но реально пока не рассматривается. Министерство финансов не исключает вероятности обмена старых евробондов с целью сокращения внешнего государственного долга и снижения расходов на его обслуживание. Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.

Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2020-му – до $134 млрд.

Расходная часть

Члены профильных комитетов, занимавшихся подготовкой проекта бюджета, и депутаты, поддержавшие его, определили приоритетные направления для государства. В процентном соотношении они распределились следующим образом:

  • Сектор социальной политики – 27,1;
  • Оборона – 16,2;
  • Экономика – 14,7;
  • Правоохранительная работа и безопасность – 12,5.
  • Общегосударственные вопросы – 7,8;
  • Межбюджетные трансферы – 5,2.
  • Обслуживание госдолга – 4,7;
  • Образование – 4,6;
  • Медицина – 3,6;
  • ЖКХ и природоохранная деятельность – по 1,1;
  • Культура – 0,7;
  • СМИ – 0,4;
  • Развитие спорта – 0,3.

Военный бюджет

Внушительные расходы на оборону в абсолютных цифрах превысят 2 трлн. рублей. Эта сумма будет направлена на оплату коммунальных услуг воинских соединений, обеспечение их ГСМ, продовольствием, обмундированием, содержание инфраструктуры и другие мероприятия, в том числе особые.

Планируется и повышение окладов военнослужащих. Однако об индексации пенсий для военных пенсионеров, как и для пенсионеров МВД речь не идет – она предусмотрена только для страховых пенсионных выплат.

В категории «Оборона» есть засекреченные статьи расходов – журналистам доступ к ним закрыт.

Ожидать ли дефицита

Независимые аналитики менее оптимистичны в своих прогнозах. По их оценкам, доходная часть бюджета России на 2020 год составит 15,55 трлн. Расходы, соответственно, превысят доходы — возникнет дефицит.

Такие прогнозы министр делает, ориентируясь на показатели 2018 года, а также на низкую стоимость барреля нефти, заложенную в главном финансовом документе государства. По факту она превысила прогнозируемую цену.

Рост экономических показателей прогнозирует и глава Центробанка Эльвира Набиулинна – на 2,3-2,5%. Рассматриваются два сценария:

  • Оптимистичный – при росте нефтестоимости до $80 к концу текущего-началу следующего года.
  • Консервативный – при показателе $50-60 за единицу объема.

Расходы бюджета Севастополя в 2020 году увеличат до 50 млрд рублей

СЕВАСТОПОЛЬ, 25 фев – РИА Новости Крым. Правительство Севастополя разработало законопроект об изменения в бюджет на 2020-2021 годы, который предусматривает увеличение расходной части в текущем году на 2,3 млрд рублей. Документ во время заседания городского правительства представил и.о. директора департамента финансов Севастополя Михаил Ноздряков.

«Доходная часть изменяется незначительно: в 2020 году увеличение на 97 млн рублей в связи с увеличением безвозмездных поступлений. Увеличение расходов связано с безвозмездными поступлениями, а также перераспределением на расходы остатка средств бюджета, которые сложились на начало 2020 года в объеме 2,2 млрд рублей», — отметил он.

Таким образом, доходы бюджета города в 2020 году увеличиваются до 46,2 млн рублей, расходы — до 50 млрд рублей. Параметры бюджета на 2020-2021 года остаются неизменными.

Дополнительные средства расходной части бюджета планируется направить на оплаты по госконтрактам, заключенным в предыдущие годы (1,5 млрд рублей), на объекты образования – школы и детские сады (207 млрд рублей), строительство и ремонт объектов городского хозяйства (201,7 млн рублей), дополнительные работы в парке Победы (125 млн рублей), строительство и реконструкцию автомобильных дорог (50 млн рублей), увеличение численности и оснащения МФЦ (25,4 млн рублей).

Законопроект в ближайшее время будет направлен в Законодательное собрание Севастополя.

Госдума приняла бюджет России на 2020-2021 годы

Москва. 21 ноября. INTERFAX.RU — Госдума на пленарном заседании в среду приняла в окончательном, третьем чтении федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Доходы бюджета в 2020 году составят 19,969 трлн рублей (18,9% ВВП), в 2020 году — 20,219 трлн рублей (18,3% ВВП), в 2021 году — 20,978 трлн рублей (17,7% ВВП), в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2020 году составит 8,298 трлн рублей (7,8% ВВП), в 2020 году — 7,936 трлн рублей (7,2% ВВП), в 2021 году — 8,018 трлн рублей (6,8% ВВП).

Расходы в 2020 году будут равны 18,037 трлн рублей (17,0% ВВП), в 2020 году — 18,994 трлн рублей (17,2% ВВП), в 2021 году — 20,026 трлн рублей (16,9% ВВП).

Профицит федерального бюджета в 2020 году — 1,932 трлн рублей (1,8% ВВП), в 2020 году — 1,224 трлн рублей (1,1% ВВП), в 2021 году — 952 млрд рублей (0,8% ВВП).

Объем ВВП в 2020 году составит 105,82 трлн рублей, в 2020 году — 110,73 трлн рублей, в 2021 году — 118,41 трлн рублей.

Верхний предел государственного внутреннего долга: на 1 января 2020 года — 11,613 трлн рублей, на 1 января 2021 года — 13,5 трлн рублей, на 1 января 2022 года — 15,176 трлн рублей.

Верхний предел государственного внешнего долга: на 1 января 2020 года — $64,6 млрд (54,8 млрд евро), на 1 января 2021 года — $64,3 млрд (52,7 млрд евро), на 1 января 2022 года — $68 млрд (54,9 млрд евро).

Уровень инфляции: в 2020 году — 4,3%, в 2020 году — 3,8%, в 2021 году — 4%.

Предельный объем Фонда развития: на 2020 год — 436,9 млрд рублей, на 2020 год — 582,8 млрд рублей, на 2021 год — 612,9 млрд рублей.

Объем Фонда национального благосостояния (прогноз, на начало года): в 2020 году — 3,818 трлн рублей (3,6% ВВП), в 2020 году — 7,907 трлн рублей (7,1% ВВП), в 2021 году — 11,476 трлн рублей (9,7% ВВП).

Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2020 году — 2,095 трлн рублей, в 2020 году — 2,154 трлн рублей, в 2021 году — 2,014 трлн рублей. В том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2020 году — 675,3 млрд рублей, в 2020 году — 679,2 млрд рублей, в 2021 году — 690,2 млрд рублей. Дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала в 2020-2021 годах — 20 млрд рублей ежегодно.

Правительство РФ вправе в 2020 году принять решение о приобретении дополнительных инвестиционных паев Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) в случае снижения объема денежных средств, составляющих чистые активы фонда, ниже уровня 30 млрд рублей.

Правительство РФ в 2020 году вправе направить в уставный капитал ОАО «РЖД» до 5,3 млрд рублей (при поступлении в федеральный бюджет в указанном объеме субсидии из бюджета г.Москвы в целях строительства объектов железнодорожной инфраструктуры Киевского направления Московской железной дороги).

Предусматривается государственная поддержка российских банков для возмещения недополученных доходов по льготным кредитам, выданным в 2020-2021 годах субъектам МСП: в 2020 году — 13 млрд рублей, в 2020 году — 21 млрд рублей, в 2021 году — 27,4 млрд рублей.

В бюджете РФ на 2020-2021 годы предусматривается возможность подписного капитала для ВЭБа, «Корпорации МСП» и «Российского экспортного центра» (РЭЦ). При этом общую сумму взноса в бюджете предлагается установить в размере 1 млрд рублей в год.

Замминистра финансов РФ Андрей Иванов ранее пояснял, что эта сумма является минимальным ресурсом, который могут выбрать корпорации. В случае определенных условий в рамках этой бюджетной строчки капитал, предоставляемый данным корпорациям, может быть увеличен.

Федеральный бюджет на 2020 год

Государственный бюджет – важнейший документ в экономической и политической жизни страны, ведь именно в нем заложена смета годовых расходов и доходов. В бюджетной отчетности отражены все поступления в виде налогов и сборов, которые планирует получить государство, а также все выплаты — пенсии, зарплаты и перечисления на ремонт дорог, содержание культурных и образовательных учреждений, а также финансирование социальных программ.

Понимая роль бюджета в нашей жизни, россияне живо интересуются новостями о корректировках, которые проводятся правительством перед наступлением очередного финансового года. Особенно актуальными бюджетные вопросы становятся сейчас, когда Российская Федерация вплотную приблизилась к полному исчерпанию резервов, экономика вступила в рецессивную фазу, а санкции со стороны западных стран так и не прекратили давить на РФ.

Впрочем, российское правительство делает оптимистичные прогнозы, рассматривая недружественное отношение со стороны США и стран ЕС как позитивный фактор. Якобы уже скоро политика замещения импорта даст желанные плоды в виде ускорения технического прогресса и, как следствие, активного роста экономики. Давайте узнаем, какое финансовое будущее ожидает жителей России, исходя из приоритетов, которые заложены в бюджет 2020 года!

Выясните основные доходные и расходные статьи бюджета в 2020 году!

Особенности федерального бюджета РФ

Напомним, что в последние несколько лет страна живет по финансовому плану, адаптированному к текущим экономическим условиям. Изменения в структуре и наполнении бюджета вызваны, прежде всего, санкционными ограничениями, нестабильным положением РФ на нефтерынке и сокращением финансовых активов в резервных фондах. Проект бюджета на 2018, 2020 и 2020 годы был воплощен в федеральном законе от 24.11.2017, принятым Госдумой. После этого документ одобрил Совет Федерации и подписал Президент страны.

Главные особенности нового финансового плана Российской Федерации:

  • начиная с 2017 года, бюджет формируется не на один год, а на три. В текущих экономических реалиях Министерству финансов удобнее создавать трехгодичный план, чтобы на его основании строить бюджетную политику и выравнивать существующие дисбалансы;
  • исчерпание средств Резервного фонда и привлечение ресурсов Президентского фонда РФ привело к необходимости пересмотреть схемы финансирования дефицитной части бюджета. Теперь использование автономных фондов будет урезано, а деньги начнут аккумулироваться на внутреннем финансовом рынке;
  • в ближайшие годы главным источником для финансирования госбюджета останутся средства из Фонда национального благосостояния и Резервного фонда;
  • с 2018 года внедрено новое финансовое правило – если цена на нефть превысит заложенную в бюджете планку, разница пойдет не на расходные статьи, а на формирование резервов. В 2018 году в бюджет была заложена цена по 40 долларов США за единицу нефти марки Urals. Впоследствии эта цифра ежегодно подлежит индексации на 2%.

Если говорить о заложенных в бюджет показателях валютного курса, то разработчики исходили из таких прогнозных значений:

  • 64,7 рубля за 1 доллар — в 2018 году;
  • 66,9 рублей — в 2020 году;
  • 68,0 рублей — в 2020 году.

Инфляционные ожидания, заложенные в бюджет, — 4% ежегодно на весь плановый период. Кстати, Международное Бюджетное Партнерство (организация, которая исследует уровень информационной доступности составляющих бюджета для граждан той или иной страны) снизило позицию Российской Федерацией в Мировом рейтинге прозрачности бюджета. Начиная с 2006 года, этот показатель существенно вырос, позволив РФ занять 15 место в мировом рейтинге и улучшив её балльную оценку с 47 до 72 баллов.

Еще через пару лет повышение доступности бюджетных сведений позволило РФ прибавить еще 2 балла в мировом рейтинге. Однако, начиная с 2017 года, страна утратила былые позиции — с одной стороны, это поясняется несвоевременным размещением документа в интернет-источниках, а с другой — увеличением доли «секретных расходов» в статьях, посвященных национальной обороне. Первую позицию в рейтинге независимой организации заняла Нова Зеландия, а максимальной закрытостью с оценкой в 0 баллов характеризуются бюджетные документы Катара, Венесуэлы и некоторых других стран.

Россияне думают, что коррупция сводит на нет усилия по планированию бюджета

Кроме того, не так давно был проведен опрос среди жителей РФ. Специалисты из Фонда «Общественное мнение» выясняли, насколько россияне довольны политикой формирования расходов. Большая часть респондентов (около 47%) посчитали, что финансы в государстве тратятся неверно, а 20% опрошенных согласилось с государственной бюджетной политикой. Главными причинами недовольства россиян оказались коррупционные схемы, чрезмерные объемы помощи другим государствам, высокая заработная плата чиновников и финансирование административных расходов госаппарата.

Респонденты полагают, что следует выделять больше средств на медицинский и образовательный сектора, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожные работы и сельскохозяйственную отрасль. Зато расходные статьи, связанные с органами нацбезопасности, кинематографом и строительством объектов для международных чемпионатов, стоит пересмотреть в сторону уменьшения.

К вопросу о дефиците

Антон Силуанов заявил, что уже в 2020 году РФ выйдет на показатель бездефицитного бюджета – этот прогноз был откорректирован по отношению к прошлому трехлетнему плану. В подтверждение своих слов он привел тот факт, что уже в 2017 году Российская Федерация вышла на показатель дефицита в размере 2% от ВВП, что на 1,2% лучше заложенного в прогнозный сценарий. В текущем варианте главного финансового документа указано, что в 2018 году дефицит будет сокращен до отметки в 1,4% ВВП, в 2020 отчетный период будет закончен с дефицитом в 0,9%, а в 2020 Россия выйдет на отметку 0,8% ВВП.

Основным позитивным фактором, на который делает ставку финансовое ведомство, являются нефтяные котировки – уже сегодня они поднялись выше, чем эксперты рассчитывали при формировании федеральной казны. При этом правительство решило не отходить от консервативных сценариев, и сформировало бюджетные показатели, исходя из 40 долларов за баррель «черного золота». По словам Александра Дерюгина, который руководит Центром по исследованию региональных реформ РАНХиГС, казна может прийти к бездефицитному состоянию еще и за счет активизации приватизационных процессов.

Если говорить о конкретных цифрах, то плановые показатели дефицита бюджета выражены такими суммами:

  • 1,27 триллионов в национальной валюте в 2018 году;
  • 819,1 миллиард — в 2020 году;
  • 869,9 миллиардов — в 2020 году.

В 2020 году дефицит бюджета планируют сократить до 819,1 миллиардов

К вопросу о налогообложении

Еще одним ключевым моментом в уменьшении бюджетного дефицита называют «налоговый маневр», который разрабатывают комитеты Госдумы по поручению президента РФ. На повестке дня – внесение очередных изменений в системы налогового обложения, которые могут затронуть россиян уже в 2020 году. Сущность маневра состоит в повышении налога на добавленную стоимость с одновременным снижением сборов, которые взимаются в пользу Пенсионного фонда. Вследствие этого будут уменьшены прямые налоги, которые считаются наиболее обременительными для большинства предприятий.

Текущий проект разрабатывается с учетом снижения ставки страхового взноса на 8% (сейчас она составляет в совокупности 30%). Косвенный сбор в виде НДС будет увеличен на 4% (сейчас он выражается показателем 18%). Министерство финансов считает, что такое перераспределение налоговых потоков приведет к существенному оздоровлению бизнес-среды. Такие налоговые инновации планируют внести в российское законодательство осенью 2018 года.

К вопросу о государственных корпорациях

В числе главных рисков для государственной казны эксперты называют не только поведение мировых финансовых и сырьевых рынков. Конечно, падение нефтекотировок для государства с превалирующей сырьевой направленностью экспорта является ключевой угрозой. Однако, по словам Татьяны Нестеренко, занимающей должность первого замминистра финансов РФ, в последнее время обеспокоенность вызывает государственный корпоративный сектор, который не всегда в полной мере рассчитывается по своим налоговым обязательствам.

Например, если для некоторых корпораций будут сделаны финансовые исключения и послабления, то и доходы от дивидендов сократятся практически в два раза. Риски недопоступления от таких доходов просчитали и специалисты из Счетной палаты РФ, которые оценили их в сумму 166 миллиардов рублей в 2018 году, а в 2020 и 2020 — в 209 и 191 миллиард в нацвалюте соответственно.

Доходная часть бюджета в 2020 году

Приоритеты финансирования

Приоритетными направлениями, на которые будет осуществлен расход средств из российской казны, названы национальная экономика, безопасность и социальный сектор. Если рассмотреть главные направления этой части бюджета, то можно сказать следующее:

  • общие расходы составят 16,53, 16,4 и 17,155 триллионов рублей на 2018, 2020 и 2020 годы соответственно;
  • в распределении расходов превалируют социальная сфера (36,4% от всего объема средств), комплекс национальной обороны (29%) и экономическая сфера (14,7%). В числе основных национальных программ названы развитие системы охраны здоровья (финансирование этой программы составит около 311 миллиардов рублей), развитие национального образования (500 миллиардов), реализация социальной поддержки граждан (1328 миллиардов), обеспечение правопорядка (670 миллиардов), развитие инновационной сферы и содействие экономическому росту (96 миллиардов), развитие космоса (181 миллиард);
  • предусмотрен рост социальных обязательств – согласно отредактированному бюджету МРОТ будет увеличен до 100% прожиточного минимума с начала 2020 года (в 2018 он составит 85% от указанного показателя);
  • предусматривается постепенное сокращение расходов, связанных с армией и оборонной политикой – в 2020 году они должны составить 4,71 триллиона рублей, что примерно на 19% ниже уровня 2016 года. В связи с этим предприятиям оборонного сектора было предложено переориентировать часть производства на нужды гражданского сектора. Пока что лишь 17% военных промышленников сумели достичь этой цели, хотя правительство намекало им на сокращение финансирования еще в 2017 году. Особенно сильно эта проблема затронула судостроителей. Впрочем, они полагают, что смогут очень быстро начать производство судов для рыбодобывающего сектора, строить ледоколы и плавучие атомные станции. Для тех, кто не сможет интегрироваться в рынок самостоятельно, предлагают создать программу по реорганизации и объединению;
  • на выполнение президентских указов, именуемых «майскими» (то есть повышение зарплат госслужащим, медикам и некоторым другим россиянам), в ближайшие три года придется выделить 2,2 триллиона в национальной валюте;
  • региональное субсидирование предполагает выделение 10 миллиардов, которые будут направлены на целевые нужды. Речь идет о ремонте мостов, дорожного покрытия и путепроводов, а также о дальнейшем обустройстве дорог регионального и межгородского значения;
  • основными получателями дотаций, как и ранее, названы Крымский полуостров, регион Северного Кавказа и Калининградская область;
  • сельскохозяйственная отрасль получит субсидии в размере 2 миллиардов в нацвалюте – эти средства будут направлены на покупку сельхозтехники и возведение новых объектов АПК;
  • основные изменения в бюджете коснулись расходов, связанных с российскими компаниями – например, РЖД получит 25,9 миллиардов рублей, энергетический холдинг «РусГидро» — 1 миллиард, а «Объединенной авиастроительной корпорации» выделили 3,52 миллиарда в нацвалюте. Дотации также получит Внешэкономбанк (150 миллиардов рублей), Россельхозбанк и Сберегательный банк РФ;
  • размер материнского капитала в бюджете остался без изменений (453 тысячи 26 рублей). Для реализации данной программы в 2018 году из бюджета выделят 341,5 миллиардов рублей, однако уже в 2020-2020 годах эту статью ожидает сокращение до 311,2 и 292,7 миллиардов в нацвалюте соответственно;
  • увеличены суммы накопительных взносов для военнослужащих, которые попали в нацреестр участников ипотечного кредитования (чуть более чем на 8 тысяч рублей, что в итоге выражается суммой в 268,5 тысяч рублей).

Расходные статьи бюджета в 2020 году

Если рассматривать расходную часть бюджета на 2020-2020 годы постатейно, то стоит отметить такие моменты:

  • статья «Социальная политика» вмещает в себя 4741,8 и 4 873,3 миллиарда рублей. Существенное сокращение финансирования в сравнении с предыдущими годами поясняют тем, что не так давно пенсионеры получили выплату в размере 5 тысяч рублей, а также тем, что в Российской Федерации сокращаются объемы назначаемых пенсий. Впрочем, пенсионное обеспечение остается существенной статьей расходов — в 2020 году на пенсионные начисления выделено 2487,3 миллиардов рублей, а на компенсацию разницы для пенсионеров, у которых уровень дохода ниже регионального прожиточного минимума – еще 99,1 миллиардов в нацвалюте;
  • на национальную экономику будет выделено 2377,0 и 2438,7 миллиарда рублей;
  • на национальную оборону — 2798,5 и 2808,0 миллиардов рублей;
  • нужды образования профинансируют на 653,4 и 668,9 миллиардов рублей;
  • сфера здравоохранения получит 428,5 и 499,4 миллиардов рублей;
  • решение общегосударственных вопросов потребует 1243,5 и 1238,9 миллиардов рублей;
  • на сектор ЖКХ выделили 98,5 и 91,0 миллиардов рублей;
  • на культуру и кинематографию — 89,2 и 84,5 миллиардов рублей;
  • на развитие физкультуры и спорта — 37,3 и 38,9 миллиардов рублей. Сокращение этой статьи практически на 20 миллиардов за один год поясняется тем, что бюджет завершил финансировать мероприятия, связанные с подготовкой страны к проведению ЧМ по футболу 2018 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector