Федеральный перечень учебников на 2024-2023 год
С учетом действующих законов, список книг составляют единожды на 3 года вперед. В связи с тем, что последний перечень правительство одобрило определенное время назад, федеральный перечень учебников на 2024-2023 год останется таким же. Но особое условие в том, что данный список в полной мере отвечает стандарту ФГОС, который считают основным уже как 5 лет. Формированием перечня занимается специальный отдел Минобразования. В последнее время список кардинально поменяли, так как в действительности изменилось именно отношение к процессу образования в целом. Пришлось заменить не просто школьные книги, но и методологию. Как известно, максимальная модернизация в этой сфере состоялась в начале 2016 года.
Что нужно знать о ФГОС?
Те, кто уже окончил школу, наверняка много слышали об указанной аббревиатуре, хотя кому-то понятие вовсе незнакомое. Расшифровка предполагает образовательный стандарт. Он рассчитан на список требований, оптимальный для общеобразовательных организаций на территории РФ.
На Западе данная программа не важна, ведь ее никто не понимает. Там вовсе не придерживаются программ, и школьных стандартов. Любое из учреждений на личное усмотрение решает, какой будет программа, добавляя в нее ряд качественных учебников. Более того, там ребята самостоятельно выбирают предметы, которые могут пригодиться в профессии и жизни.
Отечественный ФГОС требует от классических школ многого, особенно того, что относится к организации учебного процесса. Важно, что по государству данные стандарты не отличаются, пусть это Дальний Восток, или любая другая территория России. За счет однозначного подхода, ребята из окраины налегке могут продолжить обучение в столице, не вопреки знаниям. Немаловажно учитывать, что текущие обязательные стандарты, введенные еще в 2009 году, считают привилегией для младшего поколения. Если сравнить с первоначальным прототипом, где требования были небольшими, текущая версия ФГОС затронула наибольшие нагрузки для ребят.
Каким должен быть процесс учебы?
В принципе, каждый ребенок и подросток в школе акцентирует внимание на личной универсальности. Поэтому пытается своими силами искать информацию, задействовать инновации, стабильно дружить со сверстниками. В итоге, ребята оттачивают толерантность, уважение к Родине, остаются законопослушными гражданами, стараются вести здоровый образ жизни.
Не считая изучения основных предметов, руководство школы обязательно предусматривает время, чтобы проводить внеурочные мероприятия. Но процесс учебы в полной мере отвечает запросам ФГОС. Перед тем, как будут закуплены учебники, нужно получить подтверждение из Минобразования. Как известно, закупка книг возможна исключительно единожды в пять лет.
Какой должна быть литература?
Информация, пропечатанная в книгах, должна быть понятной и доступной для детей всех возрастов. Прекрасно, если имеется аналог в электронном виде. Не считая всего сказанного, книга обязана располагать приличной обложкой, с познавательными нюансами. Конечно, для учеников младшей школы текст печатают крупным шрифтом. Те, кто пока на 1 ступени обучения, получают книги с огромным количеством картинок, чтобы развивать индивидуальное креативное мышление. Уже в старших классах в этом нет смысла, так как человек способен самостоятельно выполнить задание.
Ознакомиться с актуальной информацией можно, как преподавателям, так и родителям, в частности, на официальном ресурсе. Наверняка каждый не будет спорить с фактом, что стабильно перечень пополняется, меняется, корректируется, поэтому нужно внимательно следить за этим, чтобы не пропустить задания по ЕГЭ. Что это означает? Все предельно просто, ведь ситуация влечет за собой много серьезных изменений, когда пересматривают перечень литературы. Если проанализировать некоторые аспекты школьной системы, то главный акцент делают на технических предметах, а после – на гуманитарном образовании.
Федеральный перечень учебников на 2024-2023 учебный год
Утверждённый федеральный перечень учебников содержит в себе учебные материалы, рекомендованные Министерством образования как соответствующие ФГОС. Составители Приказа Минобрнауки №15 от 26.01.2017 г. утверждают, что этот список будет оставаться актуальным, как минимум, на протяжении ближайших 2-3 лет. Вполне возможно, что и впоследствии подавляющая часть этих учебных материалов будет использоваться в школах как основная, поэтому данный список может быть интересен и родителям будущих школьников.
Целевая аудитория: для учителя
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!
Диплом и благодарность каждому участнику!
© 2007 — 2024 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Федеральный перечень учебников на 2023 год
В России, традиционно, перечень учебной литературы регламентируется централизованно, и О.Ю. Васильева заверила всех интересующихся, что на 2023 год никаких существенных изменений по нему не планируется. Этот глобальный список именуется ФПУ и ежегодно утверждается до 15 марта текущего календарного года на следующий учебный.
Туда входят методические пособия, одобренные Министерством образования и науки. Они должны использоваться учителями школ и других учебных заведений в процессе формирования программ преподавания конкретных предметов и помогут следовать требованиям профстандарта педагога в 2023 году.
В последний раз данный перечень подвергался глобальной модернизации в 2016 году, в 2017-2022 же изменения были, по сути, чисто косметическими. В то же время, актуальная стратегия поведения Минобра по этому вопросу предполагает существенный его пересмотр каждые три года.
Следовательно, конкретных подвижек стоит ждать не ранее учебного 2023-2023 года. О том же, что окажется в портфелях школьников вот уже совсем скоро – этой осенью, мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.
Какие ожидаются изменения?
Ожидается, что следующая реформа, обязательно затронет такой предмет, как обществоведение. Также традиционно содержимое пособий будет сверено с текущими веяниями в культуре и обществе, найдут одобрение отраженные в них более современные и актуальные методики преподавания, и удалят все учебники, не отвечающие принятой школьной программе.
Ожидается, что в перечень войдут интересные и полезные ученикам книги и дидактические материалы, понятные их возрасту и уровню образования, а также восприятия мира.
В последнее время, по словам приближенных к Министерству чиновников, основной упор делается на выбор пособий, которые направлены не на скучную зубрежку, а на развитие логики и креатива, что, конечно же, находит теплый отклик в сердцах и школьников, и учителей.
Новые стандарты
Помимо упомянутых качеств современные учебники с недавних пор в обязательном порядке обзаводятся своими электронными версиями, которые содержат не только дубляж печатной информации, но и мультимедийные или интерактивные компоненты, делающие понимание определенной темы, методики более простым и доступным детям.
На каждый предмет определенного класса ФГОС предлагает, как правило, сразу несколько вариантов пособий, благодаря чему учителя имеют хоть какую-то свободу опоры на тот или иной дидактический материал при построении своего учебного плана.
Помимо упомянутых требований к учебникам в отношении их актуальности и интересности аудитории, среди главных критериев отбора материалов согласно ФГОС названы последовательность изложения, эстетика и визуальное удобство, а также логичность очередности тем, преподнесения знаний, необходимых для их качественного освоения.
Трудности с утверждением качественной учебной литературы
Столь крутой поворот в реформировании системы школьного образования, конечно же, не мог пройти безболезненно и совершенно без властных перегибов, не говоря о традиционной коррупционной составляющей процесса утверждения и внедрения учебников.
Не секрет, что с недавних пор издательство, приобретение и распространение пособий целиком и полностью отдано в ведомство федерального бюджета, следовательно, за счастье ухватить от этого пирога стремятся побороться очень многие. Ведь речь идет о действительно колоссальных суммах.
Учителя же остались очень недовольны исключением из ФПУ массы действительно замечательных старых материалов, но к просьбам рассмотреть вопрос об их возвращении в обиход Правительство ожидаемо осталось глухо. К тому же и обещанное влияние общественного мнения путем организации обратной связи с педагогами и родителями осталось лишь обещанием, и не более того.
Словом, учителя пишут в Минобр петиции и гневные письма, в ответ же им каждый год насаждают новый перечень далеко не всегда лучшего качества учебников, выгодных по той или иной причине функционерам, государству и издательствам. Кто от этого выигрывает? Явно не ученики…
Перечень учебников (ФПУ) на 2023 год для всех классов
- «Окружающий мир» А.Плешакова,
- «Литературное чтение» Л.Климановой, Л.Виноградской, В.Горецкого,
- «Азбука» в 2ч. С.Макеевой и Л.Климановой,
- «Русский язык» С.Макеевой и Л.Климановой,
- «Математика» в 2ч. Г.Дорофеевой, Т.Мираковой, Т.Буки,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Музыка» Е.Критской, Г.Сергеевой и Т.Шмагиной,
- «Технологии» Н.Богдановой, Н.Роговцевой, И.Фрейгат,
- «Изобразительное искусство» Т.Ершовой, Л.Шпикаловой.
к содержанию ↑
- «Русский язык» М.Кузьменко и Н.Соловейчика,
- «Английский язык» И.Михеева, О.Афанасьева,
- «Немецкий язык» Л.Рыжова и И.Бим,
- «Математика» Н.Истоминой,
- «Окружающий мир» В.Шилиной и О.Поглазовой,
- «Литературное чтение» О.Кубасовой,
- «Технологии» Н.Конышева,
- «Музыка» О.Яшмолкиной, О.Нехаевой, М.Красильниковой,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Изобразительное искусство» Т.Копцева, В.Копцева.
к содержанию ↑
- «Русский язык» Р.Бурунеева,
- «Математика» Л.Петерсона,
- «Английский язык» И.Михеева, О.Афанасьева,
- «Немецкий язык» Л.Рыжовой, И.Бим,
- «Технологии» Е.Лутцевой, О.Куревиной,
- «Окружающий мир» О.Раутиан, О.Вахрушевой, А.Бурского,
- «Литературное чтение» Р.Бунеева и Е.Бунеевой,
- «Изобразительное искусство» Е.Ковалевской, А.Куревиной,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Музыка» Л.Школяр, В.Усачевой.
к содержанию ↑
- «Русский язык» Т.Поляковой,
- «Математика» И.Аргинской, Е.Бененсона, Л.Итиной,
- «Основы светской этики» А.Шемшурина,
- «Английский язык» М.Биболетова,
- «Немецкий язык» Л.Рыжовой, И.Бим,
- «Окружающий мир» О.Раутиана, О.Вахрушевой, А.Бурского,
- «Изобразительное искусство» Е.Ковалевской, А.Куревиной,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Музыка» Л.Школяра, В.Усачевой,
- «Технологии» Н.Цирулик, С.Хлебниковой,
- «Литературное чтение» В.Свиридовой,
- «Основы православной культуры» А.Кураева.
к содержанию ↑
- «Русский язык» М.Баранова, Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой,
- «Английский язык» О.Афанасьевой, И.Михеевой, К.Барановой,
- «Немецкий язык» Л.Рыжова, И.Бим,
- «История Древнего мира и Всеобщая история» А.Вигасина, Г.Годер, И.Свенцицкой,
- «Математика» Н.Виленкина, В.Жохова, А.Чеснокова, С.Шварцбурд,
- «География» А.Плешакова, Е.Домогацких, Э.Введенского,
- «Физическая культура» М.Виленского, И.Туревского, Т.Торочковой,
- «Литература» В.Коровиной, В.Журавлева,
- «Музыка» Т.Науменко, В.Алеевой.
к содержанию ↑
- «Русский язык» М.Баранова, Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой,
- «Математика» Н.Виленкина, В.Жохова, А.Чеснокова, С.Шварцбурд,
- «Английский язык» О.Афанасьевой, И.Михеевой, К.Барановой,
- «Немецкий язык» Л.Рыжова, И.Бим,
- «Музыка» Т.Науменко, В.Алеевой,
- «Физическая культура» М.Виленского, И.Туревского, Т.Торочковой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «История России» А.Даниловой, Л.Косулиной,
- «История Средних веков и Всеобщая история» Е.Агибаловой и Г.Донского,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой,
- «Биология» В.Пасечника,
- «Литература» В.Коровиной, В.Полухиной.
к содержанию ↑
- «Русский язык» М.Баранова, Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой,
- «История России» А.Даниловой, Л.Косулиной,
- «Английский язык» М.Биболетова,
- «Немецкий язык» Л.Рыжовой, И.Бим,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «Физическая культура» М.Виленского, И.Туревского, Т.Торочковой,
- «Музыка» Т.Науменко, В.Алеевой,
- «Литература» В.Коровиной, В.Журавлёвой,
- «История Нового времени и Всеобщая история» А.Юдовского, П.Баранова, Л.Ванюшкиной,
- «Геометрия» Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева,
- «Алгебра» Ю.Макарычева, Н.Миндю, К.Нешкова,
- «Биология» В.Латюшкина, В.Шапкина,
- «Физика» А.Перышкина.
к содержанию ↑
- «История России» А.Даниловой, Л.Косулиной,
- «История Нового времени (1800-1900 гг.) и Всеобщая история» А.Юдовского, П.Баранова, Л.Ванюшкиной,
- «Алгебра» Ю.Макарычева, Н.Миндю, К.Нешкова,
- «Геометрия» Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева,
- «Физика» А.Перышкина, Е.Гутника,
- «Английский язык» М.Биболетова,
- «Немецкий язык» И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «Литература» В.Коровиной, В.Коровина, В.Журавлёвой,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой,
- «Музыка» Т.Науменко, В.Алеевой,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Русский язык» Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой, А.Дейкиной,
- «Биология» Д.Колесова, Р.Маша, И.Беляева,
- «Химия» О.Габриеляна,
- «Информатика» И.Семакина, С.Русакова, Л.Шестаковой,
- «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Смирнова, Б.Хренникова.
к содержанию ↑
- «История России» А.Даниловой, Л.Косулиной,
- «Русский язык» Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой, А.Дейкиной,
- «Алгебра» Ю.Макарычева, Н.Миндю, К.Нешкова,
- «Геометрия» Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева,
- «Английский язык» М.Биболетовой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «Химия» О.Габриеляна,
- «Физика» А.Перышкина и Е.Гутника,
- «Литература» В.Коровиной, В.Журавлёвой, В.Коровина,
- «Информатика» И.Семакина, С.Русакова, Л.Залоговой,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Новейшая история» О.Сороко-Цюпы, А.Сороко-Цюпы,
- «Немецкий язык» И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой,
- «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Смирнова, Б.Хренникова,
- «Биология» А.Каменского, Е.Криксуновой, В.Пасечника,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой.
к содержанию ↑
- «История и Всеобщая история» В.Уколовой, А.Ревякина,
- «Алгебра» А.Мордковича, П.Семенова,
- «История России» Н.Борисова, А.Левандовского,
- «Русский язык и литература» Ю.Лебедева,
- «Геометрия» Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева,
- «Физика» Г.Мякишева, Б.Буховцева, Н.Сотского,
- «Английский язык» О.Афанасьевой, И.Михеевой, К.Барановой,
- «Немецкий язык» И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «Биология» В.Сивоглазова, И.Агафоновой, Е.Захаровой,
- «Химия» О.Габриеляна,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкойя, Л.Ивановой,
- «Информатика» И.Семакина, Е.Хеннера, Т.Шеиной,
- «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Смирнова, Б.Хренникова,
- «Физическая культура» В.Ляха.
к содержанию ↑
- («Русский язык и литература» А.Власенковой, Л.Рыбченкова,
- «История России» А.Левандовского, Ю.Щетиновой, С.Мироненко,
- «Всеобщая история» А.Улунян, Е.Сергеева,
- «Алгебра и начало математического анализа» А.Мордковича, П.Семенова,
- «Геометрия» Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева,
- «Физика» Г.Мякишева, Б.Буховцева, Н.Сотского,
- «Английский язык» О.Афанасьевой, И.Михеевой, К.Барановой,
- «Немецкий язык» И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «Биология» В.Сивоглазова, И.Агафоновой, Е.Захаровой,
- «Химия» О.Габриеляна,
- «Информатика» И.Семакиной, Е.Хеннера, Т.Шеиной,
- «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Смирнова, Б.Хренникова,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой.
Ко многим учебникам в комплекте одобрены методические разработки для преподавателей, рабочие тетради и задачники, а также многие другие дидактические материалы.
Напомним, в большинстве развитых стран в выборе учебников дана практически полная свобода непосредственно школам и преподавателям. В России же предпочитают все унифицировать, стандартизировать, ведь так проще контролировать, что конкретно поступает в головы подрастающему поколению.
Официальная позиция утверждает, что введенный более пяти лет назад стандарт ФГОС был принят с гуманной целью избавить учеников от дискомфорта перехода из одной школы в другую и необходимости осваивать совершенно новые методические пособия и учебные программы – дескать, страна-то большая, люди переезжают часто.
Хорошо это или плохо – время, а главное – актуальный уровень знаний, навыки независимого мышления и адаптивности юного поколения, покажут уже в самом недалеком будущем.
Видео-новость
Федеральный перечень учебников на 2024-2023 год
В образовательном ведомстве РФ решили кардинально поменять подходы к обучению учеников, а значит, серьезно «прошерстить» списки пособий и методических разработок, которыми в тот момент пользовались учителя. Концепция современной российской школы предусматривает, что проводить реформы по данному вопросу нужно один раз в 3 года. Именно потому 2017/2022 учебный год ознаменовался изданием принципиально нового списка рекомендованных учебников по предметам из общеобразовательной программы.
В 2024/2023 учебном году значительных модернизаций этого списка не предвидится, однако небольшие изменения все же возможны. Например, есть информация, что к 2023 году может поменяться подход в изложении обществознания. А для того, чтобы вы вступили в очередной учебный период подготовленными, мы расскажем, из каких учебников состоит сегодня список ФПУ!
В 2023 году список учебников подвергнется минимальным изменениям
Основные сведения про ФПУ 2023 года
Следует сказать, что все пособия, рекомендованные для применения в школах, должны пройти проверку на соответствие ФГОС – это общефедеральный образовательный стандарт, который был внедрен пять лет назад. В стандарте прописаны единые требования для школ, расположенных в любой точке РФ.
В этом состоит его основное отличие от западной практики, в которой каждое школьное учреждение имеет широкие права при разработке предметных программ, а учитель сам выбирает учебники для своего класса. Российские представители образовательной сферы уверены, что единый подход удобнее для учащихся, так как ученик может перейти в течение года из школы, расположенной на Дальнем Востоке, в среднее образовательное учреждение Санкт-Петербурга, и продолжить усваивать знания по тем же учебникам, что и раньше.
Кстати, список учебной литературы проверяют не только на наличие ошибок. Эксперты, вовлеченные в этот процесс, анализируют сразу несколько важных компонентов, в числе которых — соответствие учебника требованиям школьной программы и новым веяниям общества, а также польза с точки зрения методики преподавания. Итоговый перечень должен включать пособия, понятные и интересные для школьников всех возрастов. Такие разработки должны способствовать развитию логики, а не простому заучиванию материала.
Списки учебников для всех классов в 2024/2023 году
Конечно, привести полный список из 1,3 тысяч наименований не представляется возможным. Тем не менее, мы предлагаем вам перечень разработок, которые рекомендованы к применению и используются в большинстве российских школ. Многие из этих учебников опубликованы издательством «Просвещение».
Методическая литература для 1 класса
Изучение предметов в первом классе проходит по таким методразработкам:
Методическая литература для 2 класса
Изучение предметов проходит по таким утвержденным учебникам:
Методическая литература для 3 класса
Изучение предметов проводится по следующим учебным разработкам:
Методическая литература для 4 класса
Изучение предметов рекомендовано по следующим учебным изданиям:
Методическая литература для 5 класса
Изучение предметов проходит по таким учебным пособиям:
Методическая литература для 6 класса
Изучение предметов проходит по таким учебным разработкам:
Методическая литература для 7 класса
Министерство рекомендует изучать предметы по следующим методическим разработкам:
Методическая литература для 8 класса
Изучать предметы рекомендуется по следующим разработкам:
Методическая литература для 9 класса
Для изучения предметов рекомендованы такие учебные материалы:
Методическая литература для 10 класса
При изучении предметов рекомендуют использовать следующие методические разработки:
Методическая литература для 11 класса
Изучение предметов проходит по таким методразработкам:
Утвержденный федеральный перечень учебников на 2024-2023 учебный год
Вокруг перечня учебников, которые рекомендуются Министерством образования и науки России для использования в российских школах, в последнее время разворачивается слишком много скандалов. Минобрнауки говорит, что в России слишком много учебников, и необходимо принудительно сократить их список в несколько раз. В ответ на это руководителей ведомства обвиняют в подозрительном. похоже на коррупционный, интересе к этой теме. В итоге директора и учителя школ не имеют никакого представления, что их ждет в будущем учебном году, и на какой перечень учебных пособий им нужно ориентироваться сегодня. Федеральный перечень учебников на 2024-2023 учебный год, утвержденный Министерством образования РФ — существует ли он на сегодняшний день, что происходит вокруг этого списка учебных пособий.
Минобрнауки — курс на сокращение перечня
В конце апреля 2024 года в Минобрнауки отчитались о проведенной собственными силами экспертизе 1.117 новых учебных пособий, которые претендуют на включение в федеральный перечень рекомендованных учебников на 2024-2023 учебный год. В министерстве забраковали 330 учебников (то есть, практически ровно 30%) и остались очень довольны собой.
Подобная экспертиза силами экспертов министерства была проведена впервые, прежде такие заключения делали эксперты, приглашенные самими издательствами.
По мнению действующего министра образования Ольги Васильевой, то, что экспертиза Минобрнауки отсеяла такой большой процент новых учебников, лучше всего говорит об эффективности такого подхода.
К большому сожалению, все подобные примеры не были подкреплены ссылками на конкретные “забракованные” учебники, поэтому проверить результаты экспертизы невозможно.
За месяц до этого, в конце марта 2024 года, та же Васильева анонсировала новый перечень учебников, который будет ориентирован на новые образовательные стандарты, принятые в России.
Критика и подозрения в адрес руководства Минобрнауки
Тема школьных учебников особенно сильно озаботила руководство Министерства образования в последние месяцы работы действующего состава правительства (напомним, что по Конституции правительство будет распущено с вступлением на очередной президентский срок избранного в марте президента). И многие полагают, что это не случайное совпадение.
Высшее руководство минобрнауки и лично министра Васильеву прямо подозревают в личном интересе в теме школьных учебников.
Якобы, министр отстаивает интересы одного конкретного издательства, выпускающего учебники. Издание учебников — это сверхдоходный бизнес, спрос на учебные пособия стабилен, тиражи их огромны. Учитывая то, что почти к каждому учебнику выпускаются дополнительные пособия по примеру рабочих тетрадей или контурных карт, эти тиражи можно смело умножить еще на два.
Многие наблюдатели полагают, что нездоровая суета вокруг темы учебников связана именно с тем, что руководство министерства накануне своей отставки (да, возможно, что все эти люди вернутся на свои посты в новом составе правительства, но это далеко не факт) делает лихорадочные шаги, которые помогут им обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь, обеспечив работой одно конкретное издательство.
Сложно утверждать, правдивы и справедливы ли эти подозрения или нет, судить не нам. Однако, действительно, отдавать экспертизу школьных учебников чиновникам — это потенциально опасная и коррупционная вещь. С одной стороны, экспертиза, которую проводит само издательство, и вправду может одобрить все, что угодно. С другой стороны, экспертиза министерства, будь у нее такой интерес, может отклонить самый лучший учебник только потому, что тот издается не тем издательством, которое нужно или руководство этого издательства, условно говоря, не занесло в нужный кабинет нужные подарки.
Представители ассоциации издателей и пользователей учебной литературы “Российский учебник” накануне выступили с официальным заявлением, которое было адресовано правительству страны и всем российским школьникам и их родителям. В этом заявлении ассоциация предупредила, что из-за той политики, что проводит Минобрнауки, на рынке учебников может сложиться монополия, что быстро приводит к низкому качеству учебников и кратному росту их стоимости — учебники могут подорожать в 2-3 раза.
Существует ли утвержденный федеральный перечень учебников на 2024-2023 учебный год
Кто прав в сложившейся ситуации, а кто — нет, со стороны судить тяжело, если не невозможно. Понятно, что рынок школьных учебников — слишком лакомый для многих издательств, и попадание учебных пособий любого издательства в федеральный перечень гарантирует ему определенный объем заказов.
Как бы то ни было, но утвержденного перечня учебников на 2024-2023 учебный год пока нет.
Действующая редакция соответствующего приказа Минобрнауки находится в открытом доступе, например, на портале “Консультант” по этой ссылке. После того, как федеральный перечень учебников будет подвергнут изменениям, они оперативно появятся в тексте приказа на портале.
Федеральный перечень учебников на 2023-2023 учебный год
Министр просвещения Ольга Васильева 28.12.18 подписала Приказ №345, устанавливающий на 2023-2023 учебный год федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в учебных заведениях России.
Предлагаем узнать больше о том, какие учебники прошли аккредитацию и признаны соответствующим ФГОС, а также о вариативности выбора, предложенного министерством учителям предметникам.
Содержание документа
По словам Васильевой, утвержденный в декабре 2024 перечень учебников не имеет каких-либо кардинальных отличий от списка прошлого учебного года, а это значит, что для большинства школ не возникнет проблемы дозаказа необходимой литературы на 2023-2023 год.
Как и ранее, перечень учебной и методической литературы разделен на три логических раздела:
- базовые учебники (910 наименований);
- издания, адаптированные для учеников с особыми потребностями;
- специальная учебная литература для школ субъектов РФ с учетом региональной этнокультуры.
Важно! Учителя всех школ России обязаны разрабатывать образовательные траектории на 2023-2023 учебный год с опорой на литературу, которую рекомендует федеральный перечень учебников.
Предлагаем вашему вниманию полный текст Приказа №345 от 28.12.18.
Последний раз существенные изменения в ФПУ были внесены в 2016 году, что вызвало некоторые затруднения в обеспечении новыми учебниками школ в некоторых регионах страны. Во избежание подобных ситуаций, кардинальных модернизаций больше не производили, лишь дополняя уже имеющийся список достойными внимания учебниками, прошедшими государственную аккредитацию.
Ранее говорилось, что пересмотр литературы будут производить каждые 3 года, но предложенный новый перечень учебников на 2023-2023 годы не претерпел существенных изменений. Учителя найдут в нем как хорошо знакомые всем учебники, с которыми уже привыкли работать и на которые ориентировали свои поурочные планы в 2024-2023 учебном году, а также ряд новых книг, достойных внимания.
Вариативность выбора
Расширение ассортимента не означает обязательного перехода на более новый учебник. Право выбора, как и раньше, остается за учителем, который делает свой выбор, учитывая:
- доступность изложения теоретического материала;
- наполненность интересными для детей заданиями;
- возможность комплектации печатными тетрадями и аудиовизуальными материалами (особенно для младшей школы);
- дизайн учебника;
- предлагаемые методы работы и готовность педагога к их реализации;
- обеспеченность конкретной школы.
Так, в федеральный перечень учебников, которым должны руководствоваться учителя, на 2023-2023 учебный год вошли такие издания:
Предлагаем вам перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения на 2023-2023 учебный год:
Как видите, практически по всем предметам учителям предоставлен выбор. Хотя, многие издания (например, учебники по геометрии) остаются неизменными на протяжении нескольких десятилетий.
Порядок заказа учебников учебными учреждениями
Ежегодно все учебные заведения РФ подают данные о том, какие учебники имеются в распоряжении учащихся и какие из новых изданий, рекомендованных школам, они желают получить.
Важно! Государство бесплатно обеспечивает школы учебниками, но печатные тетради и иные методические разработки, которыми могут комплектоваться те или иные пособия, не входят в число бесплатных, и не поставляются централизовано в учебные заведения.
Если школе необходим новый учебник, то:
- данный вопрос рассматривают на методическом совете;
- принятое решение утверждается директором школы;
- библиотекарь формирует список заказа в соответствии с действующими инструкциями и передает его управляющему лицу.
Важно! Все учебники, попавшие в перечень литературы приказа по учебному заведению на 2023-2023 учебный год, должны быть получены до 15 августа 2023 года, поэтому решение о заказе новых изданий стоит принимать заблаговременно.
Цифровая альтернатива
В 2023 и 2023 году все аккредитованные учебники должны иметь цифровые копии, что предоставляет учителям и родителям возможность выбора, с каким учебником им удобнее работать.
О перспективе перехода на цифровой формат уже не один год говорят во многих странах мира и с каждым новым учебным годом все большее количество школ одобряют инициативу родителей использовать планшеты, ведь один современный гаджет может заменить в портфеле малыша сразу несколько достаточно тяжелых бумажных учебников.
Федеральный перечень учебников на 2024 — 2023 учебный год
Наряду с нововведениями в разных сферах нашей жизни, образование также не стоит на месте. Учебный процесс постоянно совершенствуется и видоизменяется. ФГОС задает стандарты современному образованию. В частности, для каждого класса составляется определенный перечень учебников. Исходя из действующего законодательства, федеральный перечень учебников составляется раз в 3 года. Так как последний список был одобрен правительством в нынешнем году, в 2024-2023 он останется идентичным. Перечень школьных учебников соответствует ФГОС, ставшему основным стандартом для образовательных учреждений 5 лет назад. Работой по созданию списка занимается специальный департамент Министерства образования и науки России. Перед тем как определить федеральный перечень учебников на 2024-2023 учебный год, стоит поговорить о том, что собой представляет ФГОС и почему все школьные книги должны ему соответствовать.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое ФГОС?
С каждым годом человечество переворачивает очередные страницы своей истории, и это неизбежно приводит к изменению принципов понимания прежних и новых знаний. Технический прогресс, постоянно ускоряющийся темп жизни, обновляемые стандарты – всё это приходится учитывать при составлении обучающих школьных программ. Привести нормативы российской образовательной сферы в соответствие требованиям сегодняшнего дня призван ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт, согласно которому составляются списки учебников для средних школ.
Российский ФГОС выдвигает перед всеми школами специальные требования, касающиеся проведения учебного процесса. Важно, что по всей стране эти стандарты абсолютно идентичны, будь то Центральный округ или Дальний Восток. Благодаря этому подходу, ученик из Владивостока в любой момент может продолжить своё обучение, например, в Санкт-Петербурге.
Требования к учебному процессу
Современный школьник должен уметь акцентировать внимание на собственной универсальности. Для этого ему необходимо научиться искать нужную информацию с помощью новых технологий и постоянного общения со сверстниками. В результате школьникам придётся достичь следующих качественных показателей:
- толерантности;
- умения поддерживать собственное здоровье;
- законопослушания;
- уважения к Отчизне.
Существует базовый перечень предметов, обязательный к обучению в каждой школе РФ:
Помимо изучения главного, школа должна выделять для детей и дополнительное время для внеурочного образования. При этом весь процесс обучения обязан соответствовать нормативам ФГОС.
Выбор учебников
Перед тем как попасть на школьную парту, вся образовательная литература проходит несколько этапов экспертизы:
Только после официального подтверждения от Минобразования РФ утверждённый перечень учебников закупается и передаётся во все школы. При этом закупка книг проводится 1 раз в 5 лет.
На фоне изменений в ФГОС от 2016 года из школьной программы пришлось исключить десятки различных учебников. Причина – не прошли проверку. По мнению специалистов, сейчас важно создать повышенный интерес к логическому мышлению детей, не заучивая при этом никому не нужную информацию. На сегодняшний день в утверждённом ФГОС перечне учебников числится более 1,3 тысяч различных пособий.
Какими должны быть учебные книги
Представленная в учебниках информация должна быть понятной для школьников и желательно иметь аналог в электронном формате. Помимо этого, книгам следует придать привлекательный вид с познавательным направлением. Понятно, что для учеников младших классов весь текст должен быть представлен более крупным шрифтом.
Ученики 1 ступени обучения обязаны учиться по учебникам с большим количеством иллюстраций, которые должны помочь в развитии творческого мышления. В старших классах такая необходимость отпадает из-за нацеленности на умение самостоятельного выполнения заданий.
Виртуальный перечень
Правительство России старается всегда и во всём идти в ногу с последними тенденциями образования в мире. Именно поэтому утверждённый перечень пособий состоит лишь из тех книг, что имеют электронный аналог. Причина – возможность круглосуточного доступа школьников к обучающему материалу. Тем более что в нынешнее время любая литература стоит дорого.
Утвержденный федеральный перечень учебников на 2024-2023 учебный год
По поводу перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки России для применения в школах страны, в последние месяцы образовалось чересчур большое количество скандалов. Минобрнауки заявляет, что в стране слишком большое количество учебников, и следует в принудительном порядке уменьшить их перечень в разы. В ответ на это руководителей учреждения пытаются уличить в подозрительном, походящем на коррупционный, интересе к данной тематике. В результате руководство и преподаватели в школах не понимают, что их ожидает в следующем учебном году, и на какой список учебников необходимо ориентироваться. Утвержденный федеральный перечень учебников на 2024-2023 учебный год Министерством образования РФ: есть ли он на сегодня, что творится вокруг данного списка.
Минобрнауки: курс на сокращение перечня
В конце апреля 2024 года в Министерстве образования и науки рассказали об организованной силами учреждения экспертизе 1117 новых учебников, претендующих на включение в федеральный перечень учебников, рекомендованных на 2024-2023 учебный год. Минобр отбраковал 330 учебных пособий (порядка 30% от общего числа) и остался весьма доволен такими результатами.
Такая экспертиза министерством проводилась в первый раз, ранее подобные заключения делались экспертами, приглашенными непосредственно издателями.
Как считает министр образования Ольга Васильева, то, что экспертиза министерства позволила отбраковать столь большое количество учебных пособий, лучше всего демонстрирует результативность подобного метода.
К сожалению, все такие примеры министерство не подкрепило ссылками на конкретные «отбракованные» пособия, таким образом, проверить итоги экспертизы не представляется возможным.
За месяц до того, в марте, Васильева сделала анонс нового списка учебных пособий, ориентированного на новые образовательные стандарты в России.
Критика и подозрения в адрес руководства Минобрнауки
Тема школьных учебных пособий в особенности озаботила руководителей Министерства образования в последние месяцы работы нынешнего состава кабинета министров (в соответствии с Конституцией страны он был распущен с вступлением на следующий президентский срок избранного в марте президента). И некоторые считают, что это не случайность.
Высшее руководство Министерства образования и науки и лично Васильеву непосредственно подозревают в личном интересе в теме школьных учебных пособий.
Якобы, министр защищает интересы одного конкретного издательства, производящего учебные пособия. Производство учебников является очень доходным бизнесом, спрос на пособия неизменно высокий, тиражи громадны. С учетом того, что практически к каждому пособию прилагаются дополнение по примеру рабочих тетрадей либо контурных карт, данные тиражи можно спокойно умножать еще в 2 раза.
Ряд наблюдателей считают, что шумиха вокруг темы учебных пособий связана как раз с тем, что руководство Минобрнауки перед отставкой (которая в итоге не случилась, поскольку Васильева заняла пост в обновленном Министерстве просвещения) совершало лихорадочные шаги, способные им обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь, дав работу одному конкретному издательству.
Трудно однозначно заявлять, насколько правдивы и справедливы подобные подозрения. Тем не менее, на самом деле, отдавать экспертизу школьных учебников на откуп чиновникам – это явно опасное и потенциально коррупционное действие. Конечно, экспертиза, проводимая самим издательством, может одобрить что угодно. В то же время, экспертиза министерства, имей оно свой интерес, может отклонить самое лучшее учебное пособие только по той причине, что его выпускает не «нужное» издательство, либо его руководство, условно, не занесло нужным людям нужные подарки.
Представители ассоциации издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник» недавно сделали заявление в адрес правительства, а также всех российских учеников и их родителей, предупредив о том, что политика Минобрнауки может привести к тому, что на рынке учебных пособий может появиться монополия, что резко снизит качество учебников и приведет к серьезному росту цен – учебники могут стать дороже в 2-3 раза.
Существует ли утвержденный федеральный перечень учебников на 2024-2023 учебный год
Кто прав в данной ситуации, а кто нет, со стороны определить сложно, если не вообще невозможно. Однако ясно, что рынок школьных учебных пособий очень сладкий кусок для большого количества издателей, и попадание учебников любого издательства в федеральный перечень обеспечит ему немалый объем заказов.
Так или иначе, утвержденного перечня учебников на 2024-2023 учебный год в данный момент нет.
Существующая редакция приказа Минобрнауки есть в открытом доступе, к примеру, на сайте «Консультант» по данной ссылке. После того, как федеральный перечень учебников будет изменен, они оперативно отразятся в тексте приказа.
Федеральный перечень учебников на 2024-2023 год: список
06.06.2022 1,970 Просмотров
Вокруг перечня учебников, которые рекомендуются Министерством образования и науки России для использования в российских школах, в последнее время разворачивается слишком много скандалов. Минобрнауки говорит, что в России слишком много учебников, и необходимо принудительно сократить их список в несколько раз. В ответ на это руководителей ведомства обвиняют в подозрительном. похоже на коррупционный, интересе к этой теме. В итоге директора и учителя школ не имеют никакого представления, что их ждет в будущем учебном году, и на какой перечень учебных пособий им нужно ориентироваться сегодня. Федеральный перечень учебников на 2024-2023 учебный год, утвержденный Министерством образования РФ — существует ли он на сегодняшний день, что происходит вокруг этого списка учебных пособий.
Минобрнауки — курс на сокращение перечня
В конце апреля 2024 года в Минобрнауки отчитались о проведенной собственными силами экспертизе 1.117 новых учебных пособий, которые претендуют на включение в федеральный перечень рекомендованных учебников на 2024-2023 учебный год. В министерстве забраковали 330 учебников (то есть, практически ровно 30%) и остались очень довольны собой.
Подобная экспертиза силами экспертов министерства была проведена впервые, прежде такие заключения делали эксперты, приглашенные самими издательствами.
По мнению действующего министра образования Ольги Васильевой, то, что экспертиза Минобрнауки отсеяла такой большой процент новых учебников, лучше всего говорит об эффективности такого подхода.
К большому сожалению, все подобные примеры не были подкреплены ссылками на конкретные “забракованные” учебники, поэтому проверить результаты экспертизы невозможно.
За месяц до этого, в конце марта 2024 года, та же Васильева анонсировала новый перечень учебников, который будет ориентирован на новые образовательные стандарты, принятые в России.
Списки учебников для всех классов в 2024/2023 год
Конечно, привести полный список из 1,3 тысяч наименований не представляется возможным. Тем не менее, мы предлагаем вам перечень разработок, которые рекомендованы к применению и используются в большинстве российских школ. Многие из этих учебников опубликованы издательством «Просвещение».
Методическая литература для 1 класса
Изучение предметов в первом классе проходит по таким методразработкам:
Методическая литература для 2 класса
Изучение предметов проходит по таким утвержденным учебникам:
Методическая литература для 3 класса
Изучение предметов проводится по следующим учебным разработкам:
Методическая литература для 4 класса
Изучение предметов рекомендовано по следующим учебным изданиям:
Методическая литература для 5 класса
Изучение предметов проходит по таким учебным пособиям:
Методическая литература для 6 класса
Изучение предметов проходит по таким учебным разработкам:
Методическая литература для 7 класса
Министерство рекомендует изучать предметы по следующим методическим разработкам:
Методическая литература для 8 класса
Изучать предметы рекомендуется по следующим разработкам:
Методическая литература для 9 класса
Для изучения предметов рекомендованы такие учебные материалы:
Методическая литература для 10 класса
При изучении предметов рекомендуют использовать следующие методические разработки:
Методическая литература для 11 класса
Изучение предметов проходит по таким методразработкам: