Готовимся к Великому посту 2019: неделя о мытаре и фарисее с 17 по 23 февраля 2019 года

Неделя мытаря и фарисея 2019

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году

СОДЕРЖАНИЕ

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году – с 17 по 23 февраля

С этой недели благочестивые христиане приступают к подготовке к Великому посту. Этот пост завершают в Вербное Воскресенье. Следует уточнить, что раньше словом «неделя» именовали воскресенье. Со временем слово стало означать именно последний день недели. Но вернемся к мытарю и фарисею: что связывает эти личности с Великим постом и вообще – кто они?

«Скоро Великий пост!» – думают верующие перед его приближением. На самом деле это так – он действительно скоро начнется. Большинство людей связывают пост с определенными ограничениями в еде. Если вы уже переживаете по этому поводу – не «накручивайте» себя заранее. Ведь до него еще 21 день! Вдобавок, перед самым постом идет неделя, во время которой христиане питаются как обычно, даже в среду и пятницу (обычные дни поста). Такая неделя носит название «седмица». И при этом мы все равно приближаемся к очищению, которое Бог дарует всем верующим.

Притча о мытаре о фарисее

Сказал Господь эту притчу. Два человека взошли в Храм помолиться, один — фарисей, а другой — мытарь. Фарисей встал и молился про себя так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — корыстолюбцы, беззаконники, прелюбодеи, или хотя бы как вот этот мытарь. Нет, я соблюдаю пост дважды в неделю и жертвую десятую часть всего моего прибытка!» А мытарь, став подальше, даже глаз не смел возвести к небу, но только бил себя в грудь со словами: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Говорю вам, что второй пошел к себе домой более оправданным, чем первый. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.

«Он словно фарисей!» – такое выражение давным-давно стало классическим, поскольку к фарисеям относят людей, обладающих определенными чертами характера и поведения. При этом их вера не играет никакой роли. Мытарь – это должность в Римской империи. В его обязанности входил сбор податей (налогов) для казны.

Притча о мытаре и фарисее начинается с того, что эти два человека зашли в храм, дабы совершить молитву. Примечательно, что фарисеев народ очень уважал и всегда прислушивался к их мнению. «Фарисей» переводится как «незапятнанный», «обособленный». Они знали и умели толковать Тору – основу основ Иудаизма, в которую входили законы Моисея. Главная проблема фарисеев была в том, что они требовали педантичного исполнения всех законов Моисея, перечисленных в Торе. Разумеется, для обычных людей это было невозможно.

Насколько сильно древние иудеи почитали фарисеев, настолько же сильно они презирали мытарей. Их считали «грязными» людьми, предавшими свой народ, поэтому разговаривали с ними лишь по делу и всячески избегали в любой другой ситуации. Но вернемся к притче. В ней говорится, что фарисей в молитве возвысил себя над мытарем, считая, что он лучше его стократ. А мытарь, смиренно склонив голову, лишь с силой стучал по своей груди кулаком и просил Бога помиловать его. Притча заканчивается тем, что Господь оказался гораздо снисходительнее к мытарю, чем к фарисею. Ведь последний сравнивал себя с мытарем и утверждал, что он выше его. И мытарь проявил истинное смирение. В различных церковных песнопениях постоянно обыгрывается суть притчи, заставляя верующих помнить о важности именно истинного покаяния. «Мерзкая надменность», «нелепое свирепствование» – именно так характеризуется ложное покаяние. Возможно, мы сами нередко поступаем как молящийся фарисей, даже не подозревая об этом?

«Мытарь» – синоним слов «откупщик» и «сборщик налогов». Это обычная профессия для городов того времени. Мытарями называли всех, кто собирал налоги. Но с начала 63 года до н. э., когда Палестину захватила Римская империя, слово «мытарь» приобрело крайне негативный оттенок. Это связано с тем, что такие иудеи работали на поработителей – Римскую империю. Преданные своим корням иудеи стали относить их к людям, не заслуживающим никакого уважения. С того самого времени это слово стало нарицательным, в том числе и на Руси (после ее Крещения). Теперь оно означало притеснителя и лихоимца.

Мытари пользовались безграничной властью над простыми людьми и могли позволять себе обращаться с ними как угодно. Издевательства, унижения, расправы – вот чего можно было ожидать от сборщика податей. Кроме того, он мог безнаказанно забрать то, что ему приглянулось, используя свое служебное положение как прикрытие. Именно поэтому иудеи люто их ненавидели. Более того, изначально все налоги платились в Иерусалимский храм – единственное место, куда Бог сходил, желая побывать на Земле. Так было изложено в еврейском законодательстве. Поэтому сбор налогов в пользу Римской империи изначально стали считать неправильным с точки зрения соблюдения ритуалов.

Библейские законы одинаково осуждали грешников, прелюбодеев и мытарей. Всех их полагалось отлучать от Синагоги. Разумеется, Иисус тоже испытал на себе гнев недовольных фарисеев, поскольку он одинаково приветливо общался и с праведными иудеями, и с мытарями. Своей притчей Христос произвел настоящую «революцию сознания» в иудейском обществе. Он специально сделал акцент на столь непохожих людях, чтобы продемонстрировать, что Богу неважно, чем человек зарабатывает себе на жизнь. Главное – искренняя молитва, а не фальшивое лицемерие фарисеев, прикрытое маской благообразности.

В Евангелие от Матфея упоминается, что блудницы и мытари первые на пути в Царствие Небесное. Будучи одним из 12 апостолов, Матфей изначально был мытарем. Произносится слово с ударением на букву «ы». Церковь настолько часто прибегала к этому слову, что оно стало самостоятельным, наподобие «компаса» у мореплавателей, «осужденный» у работников милиции и«искра» в речи автовладельцев и механиков.

О фарисеях

В древней Иудее существовало 3 религиозно-политических течения: ессеи, фарисеи и саддукеи. Все они появились примерно в середине 2 в. до н. э. (эпоха Маккавеев). Дословный перевод слова – «отделившиеся». Это означало, что люди, относившиеся к фарисеям, были религиозны и соблюдали все предписанные Торой ритуалы. Иудеи относились к ним как к признанным духовным лидерам и во всем поддерживали. Немалую роль в этом сыграло и то, что большинство фарисеев отлично знали Писание и умели его толковать. Львиная доля внимания уделялась Законам Моисея (Тора).

Существовало два «вида» Торы: письменная и устная. Последняя передавалась из уст в уста. При этом многие фарисеи часто пользовались доверчивостью иудеев и толковали заповеди Торы так, как считали нужным. Они верили в ангелов, духов и воскрешение умерших, тогда как саддукеи это отрицали. Именно фарисеи стали основоположниками христианского верования. Учитывая этот факт, фарисеев времен появления Евангелия нельзя обобщать. Ведь Никодим и Иосиф (Аримафейский) предали тело Иисуса со всеми подобающими почестями, а апостол Павел (ранее фарисей Савл) понес учение Господа по всей земле. Про фарисеев нам многое известно благодаря иудею Иосифу Флавию – он был историком. Говорится про них и в Новом Завете.

О песнопении, которое проводят на неделе мытаря и фарисея

В этот период в храмах проводят Всенощную, на которой исполняют специальные песнопения. Причем все верующие обязательно становятся на колени, когда на хорах начинают петь.

Перевод со старославянского:

Жизнодавец! Открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен: но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености: но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда: но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Неделя о Мытаре и Фарисее — 17-23 февраля 2019 года

Великий Пост перед праздником Пасхи — это одно из важнейших мероприятий в духовной жизни православного христианина. Но, чтобы провести пост по всем правилам и принести пользу духовную человеку, следует правильно к нему подготовиться, а для этого надо правильно проводить каждую подготовительную неделю, первой из которых является седмица мытаря и фарисея.

Содержание притчи о мытаре и фарисее

Притча, изложенная Иисусом Христом в Евангелии от Луки, стала главной идеей первой подготовительной недели, обозначенной в православном календаре как седьмица мытаря и фарисея. Эта история (а притча — не что иное как короткая назидательная история) не теряет своей актуальности, несмотря на изменения в политике, истории и науке. Она понятна всем и сегодня, и крайне важна для того, чтобы подготовить свое сердце к Пасхе. В 2019 году эта неделя начнется 17 февраля и закончится 23 февраля.

Притчу можно прочитать в евангелии от Луки в 18 главе. Евангелист отвел на нее всего 4 коротких стиха: с 10 по 14. Но даже в столь незначительном отрывке можно найти пищу для подкрепления духовного человека.

Притча рассказывает о двух людях, пришедших в храм для совершения молитвы. Они стояли недалеко друг от друга и молились про себя. Иисус рассказывает своим ученикам их мысли и содержания их молитв. Мытарь, рукой ударяя себя в грудь, молился Богу и просил помилования, называя себя самым последним грешником на свете. Его сердце было полно покаяния, и он не смел даже глаза поднять к небу, осознавая, насколько он ничтожен и греховен перед Господом Вседержителем.

Второй же был фарисеем и, одетый в богатые одежды, молился так же Господу Богу. Но его молитва была совсем другая. Он, смотря на мытаря, молился Господу и говорил: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как этот мытарь». Он благодарил Господа, что не является грабителем или мытарем, что он благочестив и соблюдает Закон Божий.

Важно! Иисус, рассказывая эту притчу, говорит ученикам, что мытарь уйдет из храма более оправданный, чем фарисей, несмотря на то, что мытарь не ведет такой правильный образ жизни и не исполняет и половины Торы, в отличие от фарисея.

Экскурс в историю

Для того чтобы правильно толковать притчи, следует быть знакомым с историей Израиля и тем временем, ведь Иисус всегда говори притчи, которые были понятны людям и построены на их повседневной жизни. Так, например, притча о пастухе и овцах (Мф. 18:12-14) рассказывает о поисках потерянной овцы, а поскольку в то время выпас овец составлял важную часть экономики Израиля, то ее смысл был понятен всем. Так и причта о двух молящихся в храме была доступна для понимания даже необразованным людям того времени.

В те времена, мытари были ставленниками Римской империи, которая покорила Израиль. Она назначила налоги, которые каждый еврей обязан был уплачивать. А мытари были своеобразными налоговыми инспекторами и собирали со своего народа деньги, чтобы отдать их в казну Рима. За это они крайне презирались евреями и считались последними павшими людьми.

Даже сегодня налоговые инспектора не вызывают приятных чувств, а в то время они отдавали деньги Римской империи, стране, которая покорила свободолюбивый Израиль и считала себя его господином.

Фарисеи же были учителями веры. Они составляли правящую партию и были верхушкой того общества и в целом Израиля. Они были очень почитаемыми людьми и всегда занимали крупные правящие посты в обществе. Поэтому, говоря простым языком, притча, рассказанная Иисусом, была о представителе верхушки общества и представители самого последнего слоя населения.

Толкование

На первый взгляд кажется, что все понятно и однозначно: мытари, т.е. последние люди мира сего — грешники и должны просить Господа о покаянии, а фарисеи, живущие праведной жизнью, благодарят за это Господа.

Но не все так однозначно.

Если присмотреться к молитве фарисея, то станет видно, что на самом деле он не благодарит Господа, но превозносится за счет других людей, стараясь обелить себя «Благодарю, что я не разбойник и не мытарь» — опуская других людей, фарисей надеется возвысить себя в глазах Господа.

Важно! Фарисей в притче — это человек, полный самодовольства, гордости и греха, несмотря на видимую сторону его жизни — исполнение закона, доскональное знание Торы, регулярные пожертвования.

Иисус не говорит ничего о его жизни, вполне возможно он на самом деле был хорошим праведным человеком, но Христос обращает внимание учеников на его поведение в молитве. Это не покаянная молитва и не молитва благодарения, это полные гордости и хваления самого себя слова. Самодовольство доминирует в словах и совершенно затмевает все его прочие добродетели. Он думает, что уже является праведником и святым, таковым не являясь. Пламя по Господу в его душе уже погасло.

С другой стороны, стоит мытарь — презренный человек, предавший родину и соотечественников, служащий тирану и поработителю Риму. Скорее всего, мытарь вовсе не исполняет закон, но ощущая свое падшее положение, бьёт себя в грудь и просит Господа быть к нему милостивым. Он даже не смел поднять глаза к нему, осознавая, что его дела не способны его оправдать и только Господь может это сделать.

Важно! Таким образом, данная притча о двух разных состояниях человеческой души. Одна молитва, которая, казалось, о благодарении, но на самом деле полная восхваления человеческих дел, а с другой — молитва покаяния, плача и стенания, с полным признанием того, что человек является грешником и без Господа не способен ни на что.

Иисус Христос на примере этих двух молящихся, показывает ученикам, что дела человека не важны, состояние его души перед Господом — вот что важно. Можно быть праведником, соблюдать все правила и посты, но в душе презирать людей и самого Господа, а можно стараться исполнить хоть что-то, быть падшим человеком, но в смирении приходить к Богу, прося Его о милости. И, Иисус указывает на это, смиренное сердце для Вседержителя важнее, нежели праведная жизнь.

Духовный смысл

Пример мытаря и фарисея показывает верующим людям, что главное условие для добродетели — это смирение и покаяние, а препятствие этому — гордость. Готовясь к посту, Церковь говорит людям о том, что хвалиться своими делами не следует, что молитва и пост являются спасительными только тогда, когда сердце не захвачено самолюбованием и гордостью. Хваление своими делами приведет к падению человека.

Совет! Перед Великим Постом очень важно заглянуть в собственное сердце и понять, что движет им — покаяние и смирение перед Творцом или желание оправдать и заслужить себе награду своими делами?

Значение и особенности

Отцы Церкви приравнивают 3 недели перед Великим Постом к последним дням перед войной, когда воины приводят в порядок свою амуницию и оружие, чтобы быть готовыми. Раньше перед боями воины вспоминали былые подвиги и тем самым подбодряли друг друга. Для христиан притчи и рассказы о святых и их подвигах являются такими же способами подбодрить себя перед долгой дорогой Великого Поста.

Самое важное оружие христианина — это смирение. Оно противостоит по своей природе главному оружию дьявола — гордости. Именно поэтому христианин всегда должен упражняться в смирении и быть готовым склониться перед несправедливостью в его сторону и обидой.

Важно! Великий Пост прекрасно помогает научиться смирять плоть и желания перед Божьей волей, а история мытаря и фарисея в первую же подготовительную седьмицу иллюстрирует, к какому духовному смирению необходимо стремится верующему человеку.

Данная седьмица среди прочих подготовительных недель имеет свою особенность: в ее среду и пятницу пост отменяется. Почему так? Таким образом, отменяя церковное правило, отцы Церкви стремились показать, что соблюдение правил Церкви не дают спасение и освобождения душе.

Неделя мытаря и фарисея 2019

Неделя Мытаря и Фарисее в 2019 году с 17 по 23 февраля

Неделя Мытаря и Фарисея – особенный период в жизни православных Христиан по всей земле. Именно эта сплошная седмица, как принято говорить на особом, церковном языке, является неделей перед Великим постом.

Специальные молитвы и литургийные песнопения начинаемые на этой неделе в воскресные богослужения, призваны наставить людей на истинный путь покаяния и очищения перед постом. Оканчивается Великий пост, следующий за неделей Мытаря и Фарисея Великим праздником Пасхи или Воскрешения Господня.

Непосредственно перед самой Пасхой православные христиане также за неделю до праздника празднуют Вербное или как его еще называют, Прощенное Воскресенье. Таким образом можно сказать, что неделя Мытаря и Фарисея подготавливает верующих к длительному посту и покаянию, а неделя перед пасхой, заканчивающаяся Вербным Воскресеньем, несет очищение души.
Традиция испокон веков

Традиция недели Мытаря и Фарисея идет из далеких времен, и стоит немного поговорить о том, кто же такие Мытарь и Фарисей. Мытарь – сборщик податей или иными словами, человек, который собирал с людей в царском селении налоги и пошлины, то есть притеснял народ, по мнению общества. А фарисей – человек праведный, представляющий собой общество, следующее устным законам Моисея. В народе Фарисеев очень любили и считали праведными.

Когда же Мытарь и Фарисей пришли в церковь за покаянием, то Мытарь просил Бога смиренно о прощении за свои грехи, Фарисей же наоборот не каялся, а только гордился своими праведными делами.

В итоге, Господь Бог послал каждому из них видение, в котором Мытаря утешил и сказал, что даже несмотря на то, что он притесняет людей и его никто не любит, его душа найдет спасение, а Фарисею Бог указал на его гордость и то, что даже при совершении добрых дел и молитве, в совокупности с гордыней, врата рая для него будут закрыты.

Именно поэтому эти два библейских героя стали своеобразным символом того, что вера должна быть скромной, а не горделивой, даже вне зависимости от того, какие дела делает человек при жизни.

В заключении стоит сказать, что неделя Мытаря и Фарисея, предназначена в православии не только для того, чтобы напомнить верующим о необходимости покаяния, но и для того, чтобы донести до разума молящихся, что гордыня и молитва не ведут к спасению души, а наоборот приводят к греховности.

Неделя мытаря и фарисея 2019

Первая подготовительная неделя перед Великим постом 2019, особенности трапезы в Неделю о мытаре и фарисее

Какой православный праздник сегодня. Когда и как начинается подготовка к Великому посту в 2019 году, Неделя о мытаре и фарисее – первая подготовительная седмица, особенности богослужения и трапезы.

В 2019 году Пасха Христова в Русской православной церкви приходится на 28 апреля. Перед Пасхой установлен Великий пост, который в 2019 году начинается 11 марта, ему предшествуют три подготовительных недели, каждая из которых имеет свое значение и особенности. 17 февраля — Неделя о мытаре и фарисее – воскресный день, православный праздник, с которого начинается первая подготовительная седмица перед началом Великого поста.

Особенности богослужения и трапезы недели о мытаре и фарисее

В неделю 17 февраля по 23 февраля, нет постных дней в среду и пятницу, поэтому ее называют «сплошной седмицей». В эти дни можно есть пищу, приготовленную с использованием мяса, молока и яиц каждый день.

На этой неделе во время Всенощного бдения после чтения Евангелия начинает пропеваться молитва: «Покаяния отверзи ми двери». Это правило исполняется до пятой недели Великого Поста.

На воскресной литургии читается притча “О мытаре и фарисее” из Евангелия от Луки, которая призвана настроить верующих на весь пост.

Содержание Притчи о мытаре и фарисее

Она рассказывает о двух людях в храме, обращающихся к Богу с молитвой. Мытарь, сборщик податей, не был в Иудее уважаемым человеком. Он молился коротко: «Боже, буди милостив ко мне, грешному!». Фарисей относился к людям, которые строго придерживались буквы Закона. Он в своем обращении к Богу, благодарил Его за то, что он не такой, как все окружающие – «грабители и прелюбодеи». И особенно, не такой, как рядом стоящий мытарь. Фарисей относил к своим заслугам посты и отдачу доли дохода в храм.

Когда Иисус Христос рассказывал эту притчу ученикам, то обратил внимание, что мытарь «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Эта притча показывает, что Богу угодно не простое перечисление добродетелей, а спокойное смирение и осознание своей немощи перед Ним. Так и православные христиане готовятся подойти к посту с покаянием и без гордыни.

Неделя мытаря и фарисея 2019

Когда начинается неделя мытаря и фарисея в 2019 году?

Подготовка к великопостным дням начинается почти за месяц до его начала. Каждая неделя подготовительного месяца имеет своё значение и название. Первая такая неделя называется неделя мытаря и фарисея, рассмотрим её толкование, и на какие числа она приходится. Если начинать Великий Пост не просто исключая, продукты животного происхождения, а действительно вникать в подготовительный период, то и проходить он будет осмысленно, значит легче.

Неделя мытаря и фарисея в 2019 году начинается с 17 февраля и длится по 23 февраля. Эта седмица (неделя) считается сплошной, то есть, традиционного еженедельного поста по средам и пятницам нет.

Неделя о Мытаре и Фарисее

Эта неделя начало призыва Господа к человеку на покаяние, это время, когда православный человек должен обратить внимание на поступки своей жизни, углубиться в собственную душу, чтобы увидеть свои грехи и страсти.

Главные герои, мытарь и фарисей, являются символами двух противоположностей – грешника и праведника. Мытарь был человеком, презираемым в обществе по причине того, что состоял на службе у римлян. Израильский народ считал их оккупантами, соответственно все кто служил им, были предателями.

К тому же в обязанности мытаря входило собирать немалые налоги, что тоже не прибавляло народной любви этим людям. Но мытарь знал о своей греховности и понимал, что ему не на что надеяться, кроме милости Божьей.

Главные герои, мытарь и фарисей

Поэтому он обращался в молитве к Всевышнему с этой просьбой: Боже, буди милостив, мне грешному. Проповедь недели мытаря и фарисея напоминает верующим, о том, что никто на Земле не может быть безгрешным, иначе бы Христу не нужно было принимать на себя грехи всего человечества.

А фарисей был человеком, который служил Богу и был уверен в своей безгрешности, потому что не только вера требовала от него соблюдения всех канонов и правил, но и профессия. Ему казалось, что его молитва угодна Христу. Ведь ней он благодарил Бога за то, что не такой как все грешники, и в этом было его заблуждение.

Такое понимание молитвы является проявлением гордыни. Неделя мытаря и фарисея в 2019 году, так же как и в предыдущие года, несёт на себе миссию настраивания души человека на правильное духовное понимание себя, своей души. И тех, кто соблюдает все правила, каноны христианской жизни, Христос призывает встать в один ряд с кающимися грешниками.

Это необходимо, для взаимного обмена теми христианскими качествами, к которым должен стремиться каждый православный верующий человек – «мытари» учились благодарить Господа, а «фарисеи» учились каяться.

Нужно понимать, что оба героя притчи это актуальные образы христиан

Нужно понимать, что оба героя притчи это актуальные образы христиан, образы того как мы верим в Бога. Профессиональная деятельность мытаря и фарисея всего лишь дополнение для более ясного понимания духовных проблем, с которыми сталкиваются христиане во все времена.

Поэтому воспринимать буквально их профессии не надо. Необходимо постараться найти в себе смелость, чтобы признать в себе и мытаря грешного и горделивого фарисея. Постоянно очищать свою душу от соблазнов и грехов.

Чтобы не забыть какого числа неделя мытаря и фарисея в 2019 году, и не только это событие, рекомендуем пользоваться православным календарём.

Неделя мытаря и фарисея 2019

Неделя о мытаре и фарисее 17 февраля 2019 года

В 2019 года подготовка к Великому посту начнется в феврале. 17 числа церковь отметит Неделю о мытаре и фарисее. Время вспомнить о вечных христианских ценностях и задуматься о чистоте собственных помыслов.

Неделя о мытаре и фарисее напоминает нам о притче, рассказанной Спасителем. Верующие люди знают эту историю и ежегодно вспоминают о ней накануне Великого поста. Хотя праздник и называется Неделей, длится он не семь дней, а лишь один — воскресный, поскольку раньше именно неделей именовали воскресенье.

Дата этого дня ежегодно меняется, как и многие переходящие праздники церковного календаря. Эта Неделя — первая из четырех, предваряющих строгий Великий пост.

Притча о мытаре и фарисее

Как гласит притча, однажды в храме возносили молитвы мытарь, сборщик податей, и фарисей, богатый вельможа. Оба они принялись молиться Господу. Фарисей был ревностным блюстителем заповедей, часть от своего богатства он жертвовал бедным. В своих молитвах он благодарил Бога, однако возгордился своим чистым сердцем и своими добрыми деяниями. В то время мытарь, который ввиду своего положения немало натерпелся от горожан, смиренно просил об искуплении грехов, не жалея себя.

Согласно притче, мытарь вышел из церкви с легким и чистым сердцем, более прощенный Всевышним, нежели фарисей. Это связано с тем, что искреннее раскаяние сильнее, чем речи о доброте, когда они приправлены самолюбованием. По этой притче «возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». Своими себялюбивыми помыслами фарисей показал, что его праведные поступки могут говорить не только о мягкосердечии, но и о самомнении.

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году

В 2019 году Неделя о мытаре и фарисее приходится на 17 февраля. В этот воскресный день в храмах можно услышать песнопения, связанные с сюжетом притчи. Через богослужебный текст церковь показывает своим прихожанам, что искренность, смирение и покаяние — это те качества, без которых молитва становится бессмысленной. А праведные поступки, совершенные с целью похвалиться, становятся лишь внешними действиями, не идущими от сердца.

Великий пост предполагает прежде всего духовное очищение, работу над собой, заботу о чистоте души. Постное питание играет в этом далеко не главную роль, ведь без нравственных усилий пост превращается в диету, а аскеза — в фарс. Фарисейство, не правда ли?

Неделя мытаря и фарисея 2019

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году. Первый зов великопостной весны

Протопресвитер Александр Шмеман

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году выпадает на 17 февраля и закончится 23 февраля. Подробнее об этой неделе без поста Вы узнаете из статьи!

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году – 17 февраля – 23 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году – 9 февраля – 15 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году – 22 февраля – 28 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году – с 17 февраля по 23 февраля

Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, — это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом.

Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит — в наше сердце.

Ведь вот, устарели, забыты, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера. Они уже ничего не говорят нам, они мертвы. А эти, такие простые с виду, бесхитростные рассказы живут полной жизнью.

Мы слушаем их — и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то — только к нам, ко мне относящееся.

В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.

На нашем теперешнем языке мы сказали бы, что притча о мытаре и фарисее — это символический рассказ о важном представителе ведущего слоя, с одной стороны, о мелком и малопочтенном «аппаратчике», — с другой.

Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Всего три строчки в Евангелии, а сказано в них нечто вечное, такое, что действительно относится ко всем временам и ситуациям.

Но возьмем только наше время, возьмем самих себя. Если что-нибудь лежит в основе нашей государственной, общественной, да, наконец, и частной жизни, так это — не правда ли? — вот это самое безостановочное самопревозношение, самоутверждение, или, говоря более древним, но опять-таки вечным языком — гордыня.

Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не поразимся мы этой чудовищной саморекламе, хвастовству, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их.

Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения — не стали ли они уже не только недостатком, пороком, а, хуже того, — общественным и даже государственным преступлением. Оказывается, любить родину — это все время бесстыдно восхвалять ее, унижая чужие родины. Оказывается, быть лояльным — это провозглашать все время безгрешность власти.

Оказывается, быть человеком — это унижать, топтать других людей, это возвышать себя путем их унижения. Проанализируйте свою жизнь, жизнь своего общества, самые основы его устройства, и вы должны будете признать, что это именно так.

Тот мир, в котором мы живем, так пронизан оглушительным и грубым бахвальством, что уже сам этого больше не замечает, оно уже стало его природой. Да так и сказал один из самых больших и тонких поэтов нашего времени — Пастернак — в знаменитой своей строчке: «…все тонет в фарисействе».

Самое страшное, конечно, в том, что фарисейство признается добродетелью. Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой.

Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «всякий, возвышающий себя, унижен будет». Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, — влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы. И на них науськивают других: смотрите на этих изменников и предателей! Они против величия и силы своей родины! Против ее достижений! Они сомневаются в том, что самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна… и так дальше. И благодарите, что вы не такие, как эти несчастные отщепенцы.

Но поймем, что этот бой, этот спор, ведомый сейчас ничтожным меньшинством, это бой и спор о самих духовных источниках жизни. Ибо фарисейская гордыня — это не только слова. Она рано или поздно оборачивается ненавистью к тем, кто не согласен признать моего величия, моего совершенства. Она оборачивается преследованьем и террором. Она ведет к смерти.

Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь.

И так оно и есть сейчас. Только вернувшись к этой забытой, презираемой, отбрасываемой силе — к смирению, — можно очистить мир. Ибо смирение — это признание другого, это-уважение к другому и это уменье мужественно признать себя несовершенным, раскаяться, и тем самым встать на путь исправления. От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства — к свету и целостности подлинной человечности: к правде, к смирению и к любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны…

[*] Из книги «Воскресные беседы».

Вы прочитали статью Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году. Читайте также –

Неделя о мытаре и фарисее. Материалы Правмира:

Видео о Неделе о мытаре и фарисее:

Проповедь в неделю о мытаре и фарисее

Неделя мытаря и фарисея 2019

Неделя о Мытаре и Фарисее — 17-23 февраля 2019 года

Неделя о Мытаре и Фарисее — 17-23 февраля 2019 года

Великий Пост перед праздником Пасхи — это одно из важнейших мероприятий в духовной жизни православного христианина. Но, чтобы провести пост по всем правилам и принести пользу духовную человеку, следует правильно к нему подготовиться, а для этого надо правильно проводить каждую подготовительную неделю, первой из которых является седмица мытаря и фарисея.

притчи о мытаре и фарисее

Притча, изложенная Иисусом Христом в Евангелии от Луки, стала главной идеей первой подготовительной недели, обозначенной в православном календаре как седьмица мытаря и фарисея.

Эта история (а притча — не что иное как короткая назидательная история) не теряет своей актуальности, несмотря на изменения в политике, истории и науке. Она понятна всем и сегодня, и крайне важна для того, чтобы подготовить свое сердце к Пасхе.

В 2019 году эта неделя начнется 17 февраля и закончится 23 февраля.

Притчу можно прочитать в евангелии от Луки в 18 главе. Евангелист отвел на нее всего 4 коротких стиха: с 10 по 14. Но даже в столь незначительном отрывке можно найти пищу для подкрепления духовного человека.

Притча рассказывает о двух людях, пришедших в храм для совершения молитвы. Они стояли недалеко друг от друга и молились про себя. Иисус рассказывает своим ученикам их мысли и содержания их молитв.

Мытарь, рукой ударяя себя в грудь, молился Богу и просил помилования, называя себя самым последним грешником на свете.

Его сердце было полно покаяния, и он не смел даже глаза поднять к небу, осознавая, насколько он ничтожен и греховен перед Господом Вседержителем.

Второй же был фарисеем и, одетый в богатые одежды, молился так же Господу Богу. Но его молитва была совсем другая. Он, смотря на мытаря, молился Господу и говорил: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как этот мытарь». Он благодарил Господа, что не является грабителем или мытарем, что он благочестив и соблюдает Закон Божий.

Важно! Иисус, рассказывая эту притчу, говорит ученикам, что мытарь уйдет из храма более оправданный, чем фарисей, несмотря на то, что мытарь не ведет такой правильный образ жизни и не исполняет и половины Торы, в отличие от фарисея.Мытарь и фарисей

Экскурс в историю

Для того чтобы правильно толковать притчи, следует быть знакомым с историей Израиля и тем временем, ведь Иисус всегда говори притчи, которые были понятны людям и построены на их повседневной жизни. Так, например, притча о пастухе и овцах (Мф.

18:12-14) рассказывает о поисках потерянной овцы, а поскольку в то время выпас овец составлял важную часть экономики Израиля, то ее смысл был понятен всем. Так и причта о двух молящихся в храме была доступна для понимания даже необразованным людям того времени.

В те времена, мытари были ставленниками Римской империи, которая покорила Израиль. Она назначила налоги, которые каждый еврей обязан был уплачивать. А мытари были своеобразными налоговыми инспекторами и собирали со своего народа деньги, чтобы отдать их в казну Рима. За это они крайне презирались евреями и считались последними павшими людьми.

Даже сегодня налоговые инспектора не вызывают приятных чувств, а в то время они отдавали деньги Римской империи, стране, которая покорила свободолюбивый Израиль и считала себя его господином.

Фарисеи же были учителями веры. Они составляли правящую партию и были верхушкой того общества и в целом Израиля. Они были очень почитаемыми людьми и всегда занимали крупные правящие посты в обществе. Поэтому, говоря простым языком, притча, рассказанная Иисусом, была о представителе верхушки общества и представители самого последнего слоя населения.

Толкование

На первый взгляд кажется, что все понятно и однозначно: мытари, т.е. последние люди мира сего — грешники и должны просить Господа о покаянии, а фарисеи, живущие праведной жизнью, благодарят за это Господа.

Но не все так однозначно.

Если присмотреться к молитве фарисея, то станет видно, что на самом деле он не благодарит Господа, но превозносится за счет других людей, стараясь обелить себя «Благодарю, что я не разбойник и не мытарь» — опуская других людей, фарисей надеется возвысить себя в глазах Господа.

Важно! Фарисей в притче — это человек, полный самодовольства, гордости и греха, несмотря на видимую сторону его жизни — исполнение закона, доскональное знание Торы, регулярные пожертвования.

Иисус не говорит ничего о его жизни, вполне возможно он на самом деле был хорошим праведным человеком, но Христос обращает внимание учеников на его поведение в молитве. Это не покаянная молитва и не молитва благодарения, это полные гордости и хваления самого себя слова.

Самодовольство доминирует в словах и совершенно затмевает все его прочие добродетели. Он думает, что уже является праведником и святым, таковым не являясь. Пламя по Господу в его душе уже погасло.

С другой стороны, стоит мытарь — презренный человек, предавший родину и соотечественников, служащий тирану и поработителю Риму. Скорее всего, мытарь вовсе не исполняет закон, но ощущая свое падшее положение, бьёт себя в грудь и просит Господа быть к нему милостивым. Он даже не смел поднять глаза к нему, осознавая, что его дела не способны его оправдать и только Господь может это сделать.

Важно! Таким образом, данная притча о двух разных состояниях человеческой души. Одна молитва, которая, казалось, о благодарении, но на самом деле полная восхваления человеческих дел, а с другой — молитва покаяния, плача и стенания, с полным признанием того, что человек является грешником и без Господа не способен ни на что.

Иисус Христос на примере этих двух молящихся, показывает ученикам, что дела человека не важны, состояние его души перед Господом — вот что важно. Можно быть праведником, соблюдать все правила и посты, но в душе презирать людей и самого Господа, а можно стараться исполнить хоть что-то, быть падшим человеком, но в смирении приходить к Богу, прося Его о милости.

И, Иисус указывает на это, смиренное сердце для Вседержителя важнее, нежели праведная жизнь.

Духовный смысл

Пример мытаря и фарисея показывает верующим людям, что главное условие для добродетели — это смирение и покаяние, а препятствие этому — гордость.

Готовясь к посту, Церковь говорит людям о том, что хвалиться своими делами не следует, что молитва и пост являются спасительными только тогда, когда сердце не захвачено самолюбованием и гордостью.

Хваление своими делами приведет к падению человека.

Совет! Перед Великим Постом очень важно заглянуть в собственное сердце и понять, что движет им — покаяние и смирение перед Творцом или желание оправдать и заслужить себе награду своими делами?

Значение и особенности

Отцы Церкви приравнивают 3 недели перед Великим Постом к последним дням перед войной, когда воины приводят в порядок свою амуницию и оружие, чтобы быть готовыми.

Раньше перед боями воины вспоминали былые подвиги и тем самым подбодряли друг друга.

Для христиан притчи и рассказы о святых и их подвигах являются такими же способами подбодрить себя перед долгой дорогой Великого Поста.

Самое важное оружие христианина — это смирение. Оно противостоит по своей природе главному оружию дьявола — гордости. Именно поэтому христианин всегда должен упражняться в смирении и быть готовым склониться перед несправедливостью в его сторону и обидой.

Важно! Великий Пост прекрасно помогает научиться смирять плоть и желания перед Божьей волей, а история мытаря и фарисея в первую же подготовительную седьмицу иллюстрирует, к какому духовному смирению необходимо стремится верующему человеку.

Данная седьмица среди прочих подготовительных недель имеет свою особенность: в ее среду и пятницу пост отменяется.

Почему так? Таким образом, отменяя церковное правило, отцы Церкви стремились показать, что соблюдение правил Церкви не дают спасение и освобождения душе.

Посмотрите видео о мытаре и фарисее

Церковные праздники в феврале 2019 года, календарь по дням» | MИР46

: Фев 20, 2019 13:22

Календарь церковных праздников расскажет какие события и посты ожидают православных в феврале 2019 года.

В нашей статье вы узнаете какие церковные праздники нас ожидают в ближайшем месяце, в какие дни нужно соблюдать пост и в какие дни почитать святых.

А также узнаете все подробности о том, какие большие православные праздники для верующих будут в феврале и как нужно правильно провести эти дни, что сделать в церкви и какие молитвы читать. Кроме этого, мы подскажем самые верные народные приметы в феврале на каждый день.

Православные всегда чтили свои церковные традиции, особенно великие праздники и посты. Это – часть нашей культуры, поэтому каждый из нас старается соблюдать свои традиции. Православные праздники и посты – это возможность очистить душу, покаяться и приблизится к Богу. Поэтому важно знать, когда и сколько великих церковных праздников и постов будет в феврале 2019 года.

Так, многие православные особенно почитают великие церковные праздники: регулярно ходят в церковь, чтобы помолиться и покаяться. Другие предпочитают читать молитвы дома. А для третьих паломничество по святым местам стало частью их жизни. В любом случае, важно знать наиболее важные церковный даты.

Сретение в феврале — самый большой церковный праздник

15 февраля 2019 года — самый главный праздник месяца: Сретение Господне. Является Двунадесятым ( каждый год дата праздника постоянная и не меняется).

Основной смысл праздника заключается в долгожданном пересечении двух эпох, которые стали называть Старым и Новым Заветом. Симеон Богоприимец сумел достойно завершить старую эпоху, а главным представителем нового времени стал долгожданный Мессия.

Более ста лет человечество ожидало встречи со Спасителем. С этого момента вера и то, что люди исповедовали в течение многих лет, наконец-то обрело своего Создателя.

Сретение Господне — праздник, посвященный не только Богоматери и Младенцу Иисусу Христу, но и Господу Богу.

Как гласит давняя традиция, женщина, родившая ребенка, должна на 40-й день принести его в храм. А если к тому же появился мальчик, то еще и совершить жертвоприношение в виде ягненка или пары голубей.

Поэтому Мария с маленьким Иисусом пришла в храм на 40-й день и принесла жертву — голубей. И именно в этот день совершилось значительное событие – встреча сына Божьего и Симеона Богоприимца.

Сретение Господне – серьезный православный праздник, которые требует придерживаться следующих правил:

  1. Запрещено ругаться, ссориться, выяснять отношения. Если вы давно поругались с кем–то, то в это время следует вновь наладить отношения, простить все обиды, при необходимости признать свою вину и покаяться;
  2. Отложить домашние хлопоты. В этот день не следует уделять время уборке, стирке. Навести порядок рекомендуется до праздника.
  3. Не рекомендуется заниматься домашними хлопотами неделю. В этот период православным людям лучше уделить время близким, помолиться, а также посетить умерших на кладбище;
  4. Важно посетить праздничное богослужение, принеся домой волшебную свечу. Не лишним будет помолиться, вспомнить о душе. Свечи в этот период освящаются специальным образом, поэтому их следует аккуратно расходовать, чтобы их хватило на целый год;
  5. Не заниматься физическим трудом, если работа не приносит благо другим людям.

Сплошная седмица Мытаря и Фарисея в феврале 2019

Неделей о мытаре и фарисее Церковь вступает в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту.

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году выпадает на 17 февраля и закончится 23 февраля.

Название недели взято из одноименной притчи Евангелия, которая гласит о том, что человеку грешно хвалиться и любоваться своими деяниями. Гордыня – главное препятствие на пути к покаянию и духовному очищению. Истина лишь та вера, которая не несет в себе самолюбования и превозношения.

17 — 23 февраля – Сплошная или Всеядная седмица. Пост ещё не соблюдается, разрешено есть все, в том числе и скоромную пищу (мясо, яйца, молоко, рыбу). Приём пищи дважды в день, среда и пятница – не исключение.

Календарь церковных праздников по дням месяца

Пасхалия 2019
Даты Прощеного и Вербного Воскресений, Пасхи, Вознесения, Троицы в 2019 году

Каждый год подготовка к светлому Христову Воскресению начинается с Недели о Закхее-мытаре.

Пасхалия — это свод правил для расчета переходящих православных праздников, но в последнее время и результаты этих расчетов тоже называют пасхалией.

В Пасхалии 2019 приведены даты православных переходящих праздников и Памятных Дней:

Неделя мытаря и фарисея — в это воскресенье (в старославянском «неделя» — это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи «О мытаре и фарисее» и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало Постной Триоди, ведь первой читают Постную Триодь).
В 2019 году «Неделя о мытаре и фарисее» — 17.02.2019

Прощеное Воскресенье («Сыропустная Неделя») — Последнее (четвертое) воскресенье подготовки к Великому посту. В этот день православные христиане просят друг у друга прощения.
В 2019 году «Прощеное Воскресение» — 10.03.2019

Вербное Воскресенье — Вход Господень в Иерусалим (старославянское «Цветоносная Неделя») воскресенье предшествующее страстной седмице, на Руси в это воскресенье освящают ветви вербы.
В 2019 году «Вербное Воскресение» — 21.04.2019

Пасха — Светлое Христово Воскресенье, главный православный праздник.
В 2019 году Светлое Христово Воскресенье — 28.04.2019

Вознесение — Вознесение Господне, двунадесятый праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, приходится на четверг:
В 2019 году Вознесение Господа Бога и Спасителя — 06.06.2019

Троица — День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа), двунадесятый праздник, отмечаемый на пятидесятый день после пасхи, знаменующий сошествие Святого Духа на апостолов Христа.
В 2019 году День Святой Троицы — 16.06.2019

Петров пост — наступает через неделю после Святой Троицы и заканчивается 12 июля в День Петра и Павла, в таблице пасхалии указана продолжительность Петрова поста.

Наиболее наглядно порядок следования праздников отображается посредством таблицы:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector