Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития, прогноз

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

СОДЕРЖАНИЕ

Существует несколько показателей для измерения инфляции и наиболее распространенным является индекс потребительских цен, данные по которому предоставляются Минэкономразвития РФ. Он рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени. Второй, так называемый «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП, имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары.

Преимущества и недостатки индекса потребительских цен

Несомненным достоинством ИПЦ признается его возможность охватить наиболее популярные товары, включая импортные. С другой стороны, этот показатель имеет ряд недостатков. Любое изменение состава базовой потребительской корзины делает несопоставимыми данные за прошлый и обновленный периоды. Если не производить таких изменений, то избранная корзина постепенно потеряет свою актуальность.

Еще более фундаментальной проблемой является сущностное определение состава базовой потребительской корзины. В разных странах и даже в разных регионах одной страны одни и те же товары могут иметь разное значение и существенно разные цены. Изменение географической выборки для базовой корзины открывает широкие возможности для манипулирования показателем. Еще одна особенность потребительской инфляции в том, что она может рассчитываться разными способами даже на основе одинаковой выборки. Например, среднегодовой индекс часто существенно отличается от индекса, подсчитанного по методике «конец периода» (последний квартал или декабрь измеряемого года к последнему кварталу или декабрю предшествующего года).

Принимая во внимание все вышесказанное, профессиональные экономисты достаточно скептически относятся к официально публикуемым данным индекса потребительских цен. Власти склонны занижать реальный уровень инфляции из политических соображений, использую малопонятные для большинства людей методические и технические нюансы подсчета этого показателя.

Прогноз показателя на 2019 год в России

В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются. Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария. Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.

В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.

Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:

  • повышение налога на добавленную стоимость (НДС);
  • возможное введение налога с продаж дополнительно к НДС;
  • ползучий рост расценок на энергоносители и топливо. Косвенно это ведет к удорожанию почти всех товаров и услуг (транспорт, ЖКХ и т.д.);
  • эмиссия дополнительной денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета;
  • рост цен на импортные товары из-за постепенной девальвация рубля. Последняя связана с продолжающимся оттоком капиталов из страны, который, в свою очередь, обусловлен политической ситуацией.

Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям. Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям. Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

В отличие от дефлятора ВВП, индекс потребительских цен рассчитывает более полный аспект товаров на рынке Российской федерации. Более того, за счет индекса специалисты рассчитывают рост инфляции.

Этот показатель позволяет экономистам посмотреть в будущее и вовремя предпринять меры. Однако у каждого инструмента измерения экономики внутри страны есть ряд своих минусов, которые дают общую информацию.

Как будет рассчитываться индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития можно узнать уже сейчас. Это позволит даже среднестатистическому гражданину рассчитать бюджет на предстоящий год, учитывая все ценовые изменения.

Основные минусы расчета

Дефлятор внутренне валового продукта на территории России охватывает только услуги и товары, которые производятся на территории страны. Индекс потребительских цен учитывает все показатели, включая товары, которые привозятся из других стран.

Единственный нюанс – специалисты вынуждены проводить расчет один раз в квартал. Только таким образом можно отслеживать изменение цен и вовремя реагировать на быстрый рост инфляции.

Так же специалисты учитывают тот факт, что потребительская корзина в каждом регионе имеет разную цену. Поэтому это может создать небольшой коллапс, так как перед специалистами возникает огромный объем работы.

Поэтому каждый регион раз в 3 месяца формирует самостоятельно стоимость потребительской корзины и направляет данные в расчетный центр. Данные сопоставляются с предыдущими показателями предыдущего года.

Таким образом, можно подвести небольшой итог, который даст полное представление об индексе потребительских цен:

  • Потребительская корзина формируется каждым регионом отдельно
  • Чиновники отдельных областей могут фабриковать данные о стоимости стандартной корзины
  • Экономисты рассчитывают общее значение изменения цен, сопоставляя с предыдущим периодом

Так как чиновники могут специально занизить значения потребительской корзины, расчет может нести только ознакомительный характер. Часто значения от Минэкономразвития отличаются от коммерческих исследований.

Поэтому значения пересчитываются другими областями, которые формируют самостоятельную стоимость потребительской корзины. Единственное преимущество расчетов от Минэкономразвития – отчет публикуется раз в три месяца и ровно в указанный срок. Таким образом, государство может сделать своевременный прогноз быстрого развития инфляции и вовремя предпринять меры.

Актуальный показатель на 2019 год

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития не единственный показатель, который используют специалисты. Наиболее точным являются исследования Центрального Банка. Структуры обе находятся под руководством государства, поэтому оба показателя берутся в расчет при составлении благоприятного и неблагоприятного прогноза.

Последний прогноз, который был официально опубликован на сайте правительства в июле, имел значение инфляции в размере 4,3%. Если сравнивать с показателями за прошлый период, когда уровень инфляции составлял 4,2%, то можно заметить небольшой рост на 0,1%.

Однако другие коммерческие экономические центры исследований показывают более критичный показатель, который так же проверяется правительством. По оценке независимых специалистов неблагоприятный рост инфляции составит – 8%.

Это так же можно связать с показателями, которые изменятся уже в начале 2019 года:

  1. Изменение НДС – рост на 2% процента, может способствовать изменению инфляции
  2. Рост цен на услуги ЖКХ и топливо
  3. Отказ иностранных инвесторов сотрудничать с государственными предприятиями
  4. Девальвация рубля

Однако есть и положительные новости. Правительство берет в расчет все показатели и выводит среднее значение. Благодаря исследованиям рост пенсий в предстоящем году составит 7%. Это позволит не только улучшить благосостояние граждан, но и увеличить покупательная способность.

Законы РФ 2017-2019

Существует несколько показателей для измерения инфляции и наиболее распространенным является индекс потребительских цен, данные по которому предоставляются Минэкономразвития РФ. Он рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени. Второй, так называемый «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП, имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары.

Преимущества и недостатки индекса потребительских цен

Несомненным достоинством ИПЦ признается его возможность охватить наиболее популярные товары, включая импортные. С другой стороны, этот показатель имеет ряд недостатков. Любое изменение состава базовой потребительской корзины делает несопоставимыми данные за прошлый и обновленный периоды. Если не производить таких изменений, то избранная корзина постепенно потеряет свою актуальность.

Еще более фундаментальной проблемой является сущностное определение состава базовой потребительской корзины. В разных странах и даже в разных регионах одной страны одни и те же товары могут иметь разное значение и существенно разные цены. Изменение географической выборки для базовой корзины открывает широкие возможности для манипулирования показателем. Еще одна особенность потребительской инфляции в том, что она может рассчитываться разными способами даже на основе одинаковой выборки. Например, среднегодовой индекс часто существенно отличается от индекса, подсчитанного по методике «конец периода» (последний квартал или декабрь измеряемого года к последнему кварталу или декабрю предшествующего года).

Принимая во внимание все вышесказанное, профессиональные экономисты достаточно скептически относятся к официально публикуемым данным индекса потребительских цен. Власти склонны занижать реальный уровень инфляции из политических соображений, использую малопонятные для большинства людей методические и технические нюансы подсчета этого показателя.

Прогноз показателя на 2019 год в России

В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются. Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария. Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.

В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.

Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:

  • повышение налога на добавленную стоимость (НДС);
  • возможное введение налога с продаж дополнительно к НДС;
  • ползучий рост расценок на энергоносители и топливо. Косвенно это ведет к удорожанию почти всех товаров и услуг (транспорт, ЖКХ и т.д.);
  • эмиссия дополнительной денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета;
  • рост цен на импортные товары из-за постепенной девальвация рубля. Последняя связана с продолжающимся оттоком капиталов из страны, который, в свою очередь, обусловлен политической ситуацией.

Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям. Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям. Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г. № 36144-АВ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее — Прогноз), одобренного на заседании Правительства Российской Федераций 13 октября 2016 года (протокол № 33, часть I) и размещенного на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ).

Применение данных показателей Прогноза следует осуществлять в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2015 г. № 37 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (далее — приказ № 37).

Показатели Прогноза, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую ГОЗ, содержатся в следующих таблицах в составе Прогноза (прилагаются):

— инфляция (индекс потребительских цен — ИПЦ) — в таблице «Прогноз показателей инфляции и системы цен до 2019 г.»;

— индексы цен производителей и индексы-дефляторы — в таблице «Прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2019 г. (по полному кругу предприятий), в % г/г»;

— индекс изменения реальной заработной платы — в таблице «Основные показатели прогноза социально-экономического развития до 2019 года»;

— индексы изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора — в таблице «Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора до 2019 года (в %, в среднем за год к предыдущему году)».

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США* сообщаем значения на 2017-2019 гг. (базовый вариант):

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

Существует несколько показателей для измерения инфляции и наиболее распространенным является индекс потребительских цен, данные по которому предоставляются Минэкономразвития РФ. Он рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени. Второй, так называемый «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП, имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары.

Преимущества и недостатки индекса потребительских цен

Несомненным достоинством ИПЦ признается его возможность охватить наиболее популярные товары, включая импортные. С другой стороны, этот показатель имеет ряд недостатков. Любое изменение состава базовой потребительской корзины делает несопоставимыми данные за прошлый и обновленный периоды. Если не производить таких изменений, то избранная корзина постепенно потеряет свою актуальность.

Еще более фундаментальной проблемой является сущностное определение состава базовой потребительской корзины. В разных странах и даже в разных регионах одной страны одни и те же товары могут иметь разное значение и существенно разные цены. Изменение географической выборки для базовой корзины открывает широкие возможности для манипулирования показателем. Еще одна особенность потребительской инфляции в том, что она может рассчитываться разными способами даже на основе одинаковой выборки. Например, среднегодовой индекс часто существенно отличается от индекса, подсчитанного по методике «конец периода» (последний квартал или декабрь измеряемого года к последнему кварталу или декабрю предшествующего года).

Принимая во внимание все вышесказанное, профессиональные экономисты достаточно скептически относятся к официально публикуемым данным индекса потребительских цен. Власти склонны занижать реальный уровень инфляции из политических соображений, использую малопонятные для большинства людей методические и технические нюансы подсчета этого показателя.

Прогноз показателя на 2019 год в России

В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются. Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария. Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.

В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.

Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:

  • повышение налога на добавленную стоимость (НДС);
  • возможное введение налога с продаж дополнительно к НДС;
  • ползучий рост расценок на энергоносители и топливо. Косвенно это ведет к удорожанию почти всех товаров и услуг (транспорт, ЖКХ и т.д.);
  • эмиссия дополнительной денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета;
  • рост цен на импортные товары из-за постепенной девальвация рубля. Последняя связана с продолжающимся оттоком капиталов из страны, который, в свою очередь, обусловлен политической ситуацией.

Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям. Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям. Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.

Инфляция на 2019 год: официальные данные Минэкономразвития на сегодня

Каждый год в России, как собственно и в других странах, отмечается повышение цен. Увеличивается стоимость продуктов, плата за ЖКХ, многочисленные услуги, проще говоря – всё. При этом зарплата остается на прежнем уровне или меняется несущественно. Уровень инфляции на 2019 год согласно официальным данным Минэкономразвития составит от 5 до 5,5 процента за год.

Об инфляции в России за последние десять лет

Под термином инфляция скрывается деноминация валюты, обращающейся внутри государства. Это происходит в результате их чрезмерного объема, в итоге наблюдается повышение стоимости на товары и услуги. Соответственно, за одну и ту же сумму с каждым годом можно купить все меньше продуктов. Происходит обесценивание денег, снижается уровень покупательской способности.

Существует ряд уникальных показателей, с помощью которых аналитики высчитывают уровень инфляции. Один из них – индекс инфляции. Коэффициент отражает изменение ценников на самые востребованные товары. Подсчётом занимаются сотрудники ЦБ РФ и Минэкономразвития.

Таблица инфляции в России по годам

В России гиперинфляция наблюдалась в 1991 году, затем началось ее снижение, которое продлилось до 1998 года. Ситуация окончательно выровнялась лишь к 2010. Последующие скачки цен пришлись на кризисные года: 2008 (инфляция составила 13,28%) и 2009 (8,80%). Руководство страны в этот период пришлось прибегать к крайним мерам и замораживать цены на шесть видов продуктов. Непростыми для потребителей были и 2014 (11,36%) с 2015 (12,91%) гг.

Прогноз инфляции на 2019 год

В новом году повышение цен будет однозначно более высоким, чем в 2017 и 2018. «Разгон» был взят с января месяца. Соответственно, тревожный звоночек уже прозвенел и нужно морально готовиться к последующему росту. Даже если в экономике России не будет серьёзных провалов, кризисов и новых западных санкций, стоимость товаров будет увеличиваться.

Причина подобного процесса объясняется просто: с 2019 года увеличен налог на добавленную стоимость (с 18 до 20%). Он прямо или косвенно включен в стоимость каждого товара. Поэтому два процента станут существенной надбавкой. Правда, льготных категорий продуктов и услуг (например, медикаменты или товары для детей) повышение не коснется.

Однако их стоимость в любом случае увеличится, ведь возрастает НДС. Если на лекарственный препарат ценник не поднимут, то подорожает топливо, которым заправляют транспорт, осуществляющий доставку медикаментов до точки продаж. Данные расходы продавцы будут перекладывать на плечи потребителей. Вообщем, получается замкнутый круг.

Первыми, кто повысил расценки, стали представители ЖКХ. Если основная часть поставщиков в стране имеет право скорректировать ценники в любой момент, то тарификация на коммунальные услуги строго регламентирована. Поскольку в графе «расходы» у коммунальщиков не было заложено повышение налога, без увеличения тарифных планов, в бюджетах поставщиков услуг засияла бы огромная «дыра».

Официальные данные Минэкономразвития

Жители РФ прекрасно помнят, как в былые времена цены на ЖКХ поднимали именно в январе. Это существенно разгоняло инфляцию, поэтому повышение стоимости товаров и услуг плавное перешло на летний период. В этом случае инфляция проходила менее болезненно для экономики.

В 2019 ставка тарифных планов будет увеличена дважды: в январе и летом (июль). Поскольку зимнее повышение совпало с подорожанием товаров из-за изменения НДС, то в первом квартале обесценивание российской валюты будет ощущаться особо остро.

Прогноз инфляции на 2019 год от Минэкономразвития на первый квартал — пять с половиной процентов. Подобные данные были опубликованы еще в октябре 2018. До этого момента специалисты в министерстве были настроены более оптимистично и озвучивали цифру от 4,5 до 5 %. Исправленный прогноз максимально приблизился к данным Центробанка. По мнению главы ЦБ РФ Э. Набиуллиной, за первые три месяца нового года ценность рубля упадет на 5,5 – 6 процентов.

Что касается всего года, то МЭР ожидает умеренного показателя инфляции – 4,3%. Соответственно, во второй половине 2019, ситуация должна выровняться. Это поможет преодолеть шок, вызванный повышением НДС.

Данные от Росстата

Вторым источником, по которому можно составить представление о том, каким будет размер инфляции на 2019 год, является Федеральная служба статистики. В 2018 они составили детальный отчет, в котором подробно расписали, что и когда подорожает.

Лидерами списка стали яйца и овощи. Также повысится стоимость на валидол (наверное, пользуется спросом у граждан после увеличения НДС). Авиакомпании и представители ж/д не остались в стороне и тоже пересмотрели тарифные планы.

В 2018 итоговая индексация составила 4,3%, при этом Росстат озвучивал цифру 4,2%. На новый год компания прогнозирует минимальный показатель 2,1%, а максимальный 4,1%.

Инфляция (белая линия), реальная заработная плата (синяя линяя), реальный располагаемый доход

Общий прогноз

Разные организации делятся своими мнением относительно коэффициента инфляции на текущий год:

  1. Госдума. В конце 2018 на заседании Государственной Думы был утвержден бюджет на 2019-2021 гг. Согласно этим данным инфляция в 2019 году достигнет 4,3%.
  2. Центробанк. ЦБ РФ прогнозирует увеличение индекса почти на два процента по сравнению с прошлогодним показателем. Соответственно, инфляция в России составит 5-5,5%.
  3. АКРА делится своим мнение по этому вопросу и считает, что коэффициент превысит отметку в четыре процента.

А вот глава Центрального Банка Эльвира Набиуллина предполагает, что в промежуток с марта по апрель скачок индекса достигнет шести процентов.

Аналитические компании озвучивали возможность резкого повышения цен еще в середине прошлого года. Основными факторами увеличения стоимости товаров и услуг являются:

  1. Рост ценников на топливо.
  2. Западные санкции.
  3. Снижение позиций на мировых рынках.
  4. Рост доллара.
  5. Растрата бюджетных средств на глобальные застройки.
  6. Повышение налога на добавленную стоимость.
  7. Нежелание корректировать экономику и ее зависимость от курса барреля.

Стабилизировать ситуацию поможет выпуск новых денег, снижение социальных выплат и возобновление приватизации. Однако это крайние меры и правительство прибегнет к ним только в том случае, если не сможет адаптировать экономку к новым условиям.

Заключение

Инфляция на 2019 год по официальным данным Росстата будет в пределах четырех процентов, а вот аналитики Минэкономразвития и Центробанка настроены менее оптимистичны. Они уверены, что индекс перешагнет отметку в пять процентов. Основная причина подобного скачка – увеличение налога на добавленную стоимость.

Официальный индекс потребительских цен на 2019 год

Индекс потребительских цен – важнейший инструмент для расчета уровня инфляции и макроэкономических показателей любой страны. С помощью анализа его динамики можно отслеживать как глобальные, так и периферийные проблемы, анализировать слабые места, принимать решения о мерах по оздоровлению экономики.

Именно на него, во многом, опирается политика Центробанка, а также соответствующих ведомств Правительства, именно о нем новостей с тревогой ждут все жители РФ. Хотя, чего там ждать-то – все и так налицо на полках магазинов…

Прогнозы на 2019 год по индексу потребительских цен колеблются от умеренно позитивных до пессимистичных, учитывая те или иные экономические аспекты, внешнеполитическую обстановку, которая неумолимо влияет и на ситуацию внутри, а также программы регуляторов ключевых параметров хозяйственной деятельности России. Что ж, попробуем их рассмотреть беспристрастно и самостоятельно оценить степень их адекватности.

Что говорят в Минэкономразвития?

Прогнозы Минэкономразвития многие сравнивают с заклинаниями гадалки: если долго и упорно что-то повторять, оно непременно сбудется, вероятно, считают орешкинцы. Во-первых, по правде говоря, пугает, что ИПЦ за два последующих года солидарно продемонстрирует по 4% каждый, причем (и вот здесь начинается ненаучная фантастика) по всем трем видам прогнозов, включая консервативный.

Что, конечно же, не выдерживает никакой критики, учитывая, что последний, к примеру, по динамике нефтяных цен дает серьезное отклонение в 6 и более пунктов. Более того, по сравнению с 2018-м, по их собственной же оценке, индексация доходов населения уменьшится почти вдвое, а реальной зарплаты – втрое.

И единственные сегменты, которые собираются показать, пусть очень скромный, но все-таки рост – это промышленность и инвестиции в основной капитал.

Сложно оценить, какой математикой пользовались в этом ведомстве, но при увеличении ВВП всего на 0,4 процентных пункта максимум, при упомянутом катастрофическом падении уровня доходов населения и при росте производства, которому, как известно, для своего прогресса надо откуда-то брать деньги, говорить о снижении ИПЦ до 4%, по крайне мере неэтично, считают независимые эксперты.

Интересно, что приведенные показатели рассчитаны, исходя из (внимание!), цитируем официальный прогноз: «…повышения уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса…» и «…более активного восстановления потребительского спроса». Как это уживается с падением индексации доходов и зарплат вдвое-втрое, согласно цифрам прогноза этого же ведомства, не ясно.

Кажется, на лицо явное противоречие, усугубляемое еще и нестабильной обстановкой на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов, а также грядущими серьезными переменами в налоговой политике, которые готовятся сильно осложнить жизнь отечественному бизнесу.

Слово Альпари и другим

Старшие аналитики Альпари сходятся на том, что 3,9-4% ИПЦ Минэкономразвития – это своеобразные пробирочные дети ведомства, в зачатии которых ни реальность, ни логика не участвовали. Ожидания на этот счет в ближайшем будущем самого населения составляют где-то 8,5%, тогда как, к примеру, исследования по тому же поводу прошлого года демонстрировали 9,2%.

Безусловно, это уже лучше, чем 12-15% прежних периодов, но, все-таки чрезвычайно далеко от того, что говорит нам Министерство Орешкина.

Радует, что на лицо тренд снижения, но, в то же время настораживает и отрыв от реальности официальных показателей, которые, по идее, должны учитывать в планировании своей дальнейшей деятельности именно то, что происходит по факту, то, что по сути, и будет формировать обстановку, и с чем готовится жить само население России. А не свои фантазии на тему того, как бы «было хорошо, если бы…».

Учитывая, что данные Росстата перед публикацией и отражением в документах всегда проходят через фильтр Минэкономразвития, получается, что Правительство создает альтернативную реальность, активно в ней функционирует и даже, для видимости, рассылает приглашения на этот праздник жизни народу. Вот только попасть на него невозможно, в виду отсутствия пересечения между нашей и их вселенными.

Деканат экономфака МГУ вообще уже в открытую заявляет о том, что налицо начало периода затяжной стагнации, когда скатывание экономики в пропасть жестко удерживается регуляторной политикой Центробанка и налоговыми маневрами Минфина, но, в то же время, и объективных причин дальнейшего развития теоретики экономической науки не видят.

Одним из первых неприятных звоночков, подтверждающих это, стала новость от Центробанка, который решил заморозить на неопределенный пока период ставшее уже традиционным в последнее время падение ставки рефинансирования.

Основной причиной тому набиуллинское ведомство, не таясь, называет рост инфляционных ожиданий. Видимо в ЦБ РФ, все же, деньги умеют считать лучше, чем в Минэкономразвития, и тут разумнее, конечно же, будет доверять мнению именно первых.

При этом в ряде банков, в частности, в руководстве «Открытия», откровенно недоумевают, почему ставка рефинансирования не отреагировала на меньший, по сравнению с ожиданиями, рост даже официальной инфляции в течение первого полугодия 2018 года (всего на 2,4%) – вместо того, чтобы ее еще снизить, наоборот, в ЦБ взяли паузу. И уже только это очевидное несоответствие навевает на мысли, что стоит готовиться к чему-то действительно серьезному и неприятному в ближайшее время.

Всему виной НДС? Или не только?

Власти нам уже неоднократно намекали, что перемены в налогообложении если не к концу 2018-го, то в 2019-м ожидаются более чем серьезные. Повысят ставку НДС, переформатируют ряд акцизов. Логично предположить, что увеличившаяся фискальная нагрузка на предприятия, по крайней мере, в краткосрочной перспективе не сможет не отразиться на кошельке рядового гражданина.

А если учесть последние «ноу-хау» в области оцифровки и тотального чипирования, внедрения системы даже не партийного – штучного учета всего, что поступает на прилавки, становится совсем грустно при оценке перспектив завтрашнего дня.

Ведь, посудите сами, кто будет платить за то, что любой торговой, производственной фирме, уже даже не только имеющей дело с подакцизными товарами, придется закупать соответствующее ПО, сканеры и другую технику, нанимать дополнительный персонал, чтобы справляться с увеличившимися на эти операции обязанностями?

Все это, безусловно, очень красиво выглядит в предвыборных обещаниях, программах развития и лозунгах. Проблема в том, что подобными вещами на полном серьезе заниматься в стране, в которой 20% населения живут за чертой бедности, несколько дико. Может, вначале стоило поднять реальные ожидания россиян к оптимистичным прогнозам министерств, а уж затем задумываться о передовых технологиях?

А то у нас доходит до анекдота: почти три с половиной тысячи школ с туалетами на улице, при нашем-то климате, зато повсеместно внедряем «цифровую экономику»…

Индекс потребительских цен на 2019 год от Минэкономразвития

Инфляция – это рост цен на товары и услуги. Она может иметь как монетарные (избыток денежной массы), так и не монетарные причины (рост косвенных налогов и др.). Инфляция бывает явной или скрытой в случае, если официальные расценки жестко регулируются в административном порядке. Умеренная инфляция (до 10% в год) считается нормальной. Однако даже умеренная и, тем более, высокая инфляция наносит серьезный вред экономике любой страны, обесценивает сбережения, подрывает доверие к деньгам и к государству, которое их эмитирует.

Существует несколько показателей для измерения инфляции. Один из них т.н. «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП. Этот показатель имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары. Гораздо более распространенным измерителем инфляции является индекс потребительских цен. Этот показатель рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени.

Преимущества и недостатки индекса потребительских цен

Несомненным достоинством ИПЦ признается его возможность охватить наиболее популярные товары, включая импортные. С другой стороны, этот показатель имеет ряд недостатков. Любое изменение состава базовой потребительской корзины делает несопоставимыми данные за прошлый и обновленный периоды. Если не производить таких изменений, то избранная корзина постепенно потеряет свою актуальность.

Еще более фундаментальной проблемой является сущностное определение состава базовой потребительской корзины. В разных странах и даже в разных регионах одной страны одни и те же товары могут иметь разное значение и существенно разные цены. Изменение географической выборки для базовой корзины открывает широкие возможности для манипулирования показателем. Еще одна особенность потребительской инфляции в том, что она может рассчитываться разными способами даже на основе одинаковой выборки. Например, среднегодовой индекс часто существенно отличается от индекса, подсчитанного по методике «конец периода» (последний квартал или декабрь измеряемого года к последнему кварталу или декабрю предшествующего года). Принимая во внимание все вышесказанное, профессиональные экономисты достаточно скептически относятся к официально публикуемым данным индекса потребительских цен. Власти склонны занижать реальный уровень инфляции из политических соображений, использую малопонятные для большинства людей методические и технические нюансы подсчета этого показателя.

Прогноз показателя на 2019 год в России

В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются. Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария. Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.

В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.

Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:

  • повышение налога на добавленную стоимость (НДС);
  • возможное введение налога с продаж дополнительно к НДС;
  • ползучий рост расценок на энергоносители и топливо. Косвенно это ведет к удорожанию почти всех товаров и услуг (транспорт, ЖКХ и т.д.);
  • эмиссия дополнительной денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета;
  • рост цен на импортные товары из-за постепенной девальвация рубля. Последняя связана с продолжающимся оттоком капиталов из страны, который, в свою очередь, обусловлен политической ситуацией.

Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям. Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям. Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

Минэкономразвития России от 03.10.2018 N 28438-АТ/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (вместе с «Среднесрочним прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант)» (одобрено Правительством РФ 20.09.2018, протокол N 26))

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 октября 2018 г. N 28438-АТ/Д03и

О ПРИМЕНЕНИИ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ,
ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (далее — Прогноз), одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 20 сентября 2018 года (протокол N 26), используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.

Применение данных показателей Прогноза следует осуществлять в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2018 г. N 276 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», изданного взамен приказа от 29 января 2015 г. N 37 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США сообщаем значения на 2019 — 2024 гг. (базовый вариант):

Индекс-дефлятор на 2019 год: Минэкономразвития утвердило показатели

Что такое индекс-дефлятор

Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Для того чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.

Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2019-2021 годы (Минэкономразвития) к текущей цене, можно рассчитать, какой будет стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.

Зачем это нужно? Расчетный показатель применяется не только для прогнозирования цен. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.

Анализируя уровень цен и платежеспособность населения, чиновники определяют направления социальной политики. Это необходимо для поддержки социально незащищенных категорий граждан. Иными словами, чиновники определяют комплекс мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку малоимущих россиян, находящихся за чертой бедности.

Допустим, утвержден индекс-дефлятор на 2019 год (Минэкономразвития приказ опубликовал), что дальше? А дальше идет всесторонний анализ ценовой и социальной политики. То есть чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.

Данные показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Следовательно, ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок — все эти операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор 2019-2019.

Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2019 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят цены, например, на готовое жилье.

Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2019 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.

Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении данных коэффициентов. Значения индексов-дефляторов в целях применения норм налогообложения утверждены в приказе. Например, лимиты по страховым взносам индексируются ежегодно. Так же должен индексироваться и лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.

Сценарии и расчеты

Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно. Стоит отметить, что прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. В зависимости от того, как именно каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.

Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Определим на примере.

Не секрет, что в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Также уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. Так вот, чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2019-2021 годы, учитывают эти факторы. То есть разрабатывается сразу три сценария:

  1. Базовый, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения. Простыми словами, санкции сохранятся, цены на нефть будут колебаться в районе 40-50 долларов за баррель, а таможенные пошлины заморозят на уровне 2019 года.
  2. Благоприятный прогноз, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
  3. Целевой сценарий. Этот вид прогноза — самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.

Следовательно, индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2019 — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики в целом с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

Как считать

Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор — формула:

К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП, формула:

Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения. так как ВВП — это расчетная стоимость всего, что было произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.

Прогнозные значения

На 2019 год чиновники уже определили значения, закрепив показатели в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, а также в Письме Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и. Так, рассмотрим некоторые из них. Индекс-дефлятор на 2019 год (Минэкономразвития):

  1. Строительство — 105,0.
  2. Нефть — 104,3.
  3. Водоснабжение и водоотведение — 104,9.
  4. Газоснабжение, электроснабжение — 106,1.
  5. Индекс потребительских цен — 104,6.
  6. Сельское хозяйство — 103,9.

Отметим, что данные показатели приведены для базового сценария развития экономики. То есть при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector