Losar Date 2020 — When is Losar 2020

When is Losar

Losar is considered to be the most significant festival of the Buddhist community in Tibet. The festival marks the Tibetan New Year and is celebrated with great splendor and grandeur. The word Losar has been derived from two Tibetan words, ‘lo’ meaning ‘year’ and ‘sar’ meaning ‘new’. The Tibetan Buddhists observe the festival to ward off evil spirits and welcome the arrival of the New Year filled with happiness and prosperity. Though the Tibetan New Year is celebrated on the first day of the first month of the Tibetan lunar calendar, the date varies each year. Glance through the lines below to know the date of Losar festival in the year 2020.

When Is Tibetan New Year In 2020
The Tibetans follow the lunisolar calendar, which means that the date is indicative of the moon phase and the time of the solar year as well. Losar, the Tibetan New Year is celebrated on the first day of the first month of the calendar. The date usually falls in the months of January, February or March according to the Gregorian calendar. The date of this festival is likely to fall on Monday Feb 25

Wednesday, Feb 27, 2020 in the year 2020. The festival is celebrated from the first to the third of the first lunar month. Marked with immense opulence and radiance, some people even continue with their celebrations for the next ten to fifteen days as well.

The celebrations of the Tibetan New Year begin on the 29th day of the twelfth month, that is, the day before the Tibetan New Year’s Eve. People get occupied with cleaning their homes and painting them new. The houses are adorned with different decorations and offerings are made known as ‘Lama Losar’. On the New Year’s Eve, a traditional noodle soup is made called guthuk. It contains dumplings made from flour and water. The dumplings are stuffed with each of nine different fortune symbols that determine the fortune of the person in the next year.

On the New Year’s Day, people rise early and dress in their finest and new clothes. They make offerings to the household shrine to pay homage to the God. This day is restricted to the immediate family members only. On the second day, people move out and visit friends and relatives. They exchange greetings and wish one another ‘tashi delek’, which means ‘good luck’. In the evening, people lit torches and move around in their homes warding off evil spirits from their abodes. The third day is marked by visits to the monasteries, shrines and stupas. Clothes and food are donated to the monks and nuns. Back home, different traditional foods are made to celebrate the occasion.

Лосар 2020 дата

Тибетский Новый Год (Лосар)

Тибетский Новый год, или Лосар (иногда его называют также Гйалпо-Лосар – Царский Новый год) празднуется на месяц раньше китайского. Как и положено, он является одним из любимейших народных праздников.

Начало празднования Гйялпо-Лосара связано с приходом в Тибет буддизма, однако несомненно, что он состоит в родстве и с до-буддистскими фестивалями. Древние тибетцы, к примеру, отмечали Сонам-Лосар – земледельческий новый год, совпадавший с зимним равноденствием. Чтобы задобрить божества полей, люди приносили им жертвы, в том числе и кровавые; также практиковались ритуалы, которые должны были умилостивить духи предков и обеспечить в наступающем году много благодатного солнца.

Сейчас Лосар отмечается в течение максимум 2 недель – где-то больше, где-то меньше. Обычно в эти дни можно наблюдать много интересного – ритуальные танцы зверей и скелетов, танец черных шапок, танец с мечами, сценическую битву между добром и злом, факельные перфомансы и новогоднюю мистерию Цам, в которой участвуют различные исторические и мифологические персонажи.

Лосар для буддиста – священный период, который следует посвятить семье, пирам и праздничным мероприятиям. Чтобы грядущий год удался на славу, в конце уходящего принято, как и везде, сделать в доме генеральную уборку и выкрасить его свежей краской. Жилища украшаются гирляндами, а крыши их – декоративными зонтиками и молитвенными флагами. Стены, столбы и балки дома, и даже земля во дворе разукрашиваются специальными рисунками, выполненными мукой или жидким тестом. Они изображают такие благоприятные предметы как луна, солнце, ваза или цветок. Также для украшения используются маленькие фонарики и ветки можжевельника, прикрепляемые к дверям. Из домов выбрасывают прошлогодний мусор и сажу – считается плохим знаком войти в новый год со старым хламом и грязью.

В некоторых областях принято заранее лепить из теста небольшую фигурку – линга, привязывая к ней кусочки дорогой материи, ленточки, монетки и всякие украшения. Затем все члены семьи исполняют особый обряд, заклиная духов горя и несчастья войти в линга. На 29 день последнего месяца старого года приходит специально приглашенный лама и забирает фигурку, выбрасывая ее потом на перекрестке, за пределами селенья.

Чтобы угощать родных и друзей, тибетцы выпекают целые горы пирожков, а также специальные булочки для гадания, которые начиняют самыми разными предметами: щепками, кусочками угля, бумажками, волосками яка, целебными кореньями и даже комочками навоза или соли. Если человек находит в своей булочке бумагу, в наступившем году ему предстоит учеба, если деревяшку – то нищета, если навоз – благосостояние и удача, если лекарственный корешок – то здоровье и победы. Такие же «предсказательные» булочки предлагают и в монастырях.

Поскольку новогодние праздники – это очень ответственное время, мужчины проводят особые обряды с целью изгнания злых сил, скорбей, неудач и болезней – для этого нужно вращать горящим факелом над головой или взрывать петарды. Кроме отпугивания зла, необходимо привлечь добро, поэтому надо начать год с изобилия, веселья и добрых дел. Само собой, принято отдать до наступления Лосара долги, уладить важные дела и поспросить прощения за обиды.

Утром, в первый день нового года вся семья предпочитает встать до рассвета, искупаться, нарядиться в новое и надеть украшения. На домашнем алтаре совершается символическое жертвоприношение – предкам предлагается ячменная мука, смешанная со сливочным маслом, сахаром и простоквашей. Дар означает надежду на хороший урожай зерна. После посещения храма, все приступают к новогодней трапезе. Не обходится и без возлияний – здесь пьют особую рисовую водку чанг, напоминающую саке.

Лосар 2020 дата

Тибетский Новый год (Лосар)

Тибетский буддизм (ранее также некорр. ламаизм) — направление в буддизме, характерное для Тибета, прилегающих к нему областей Гималаев, а также восточных регионов Центральной Азии. Тибетский буддизм — комплекс учений и медитативных техник традиции Махаяны, включая Ваджраяну.

Лосар — тибетский праздник Нового года. Празднуется согласно тибетскому традиционному календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Связан с чередой очистительных обрядов в канун наступления, и с благопожеланиями начиная с первого дня Нового года. Праздничными являются первые две недели после Нового года. Двухнедельный новогодний цикл завершает буддийский праздник Чотрул Дючен.

В традиционном Тибете подготовка к Новому году начиналась во второй половине 12-го месяца. В южных пригородах Лхасы население с песнями собирало и заготавливало топливо для новогодних монастырских праздников, когда в Лхасе собиралось 20—30 тысяч монахов. На центральных улицах устанавливались шесты для флагов, в Баркхоре их чинили и шили новые. Двери и окна домов украшали лентами и гирляндами. Зонтики и флаги на крышах домов обновляли.

В деревнях перед Новым годом проводились очистительные церемонии. В 22 день 12 месяца каждая семья готовила линга — фигурку из теста, к которой крепили кусочки ткани, шерстяные и шелковые, монетки и украшения, а затем заклинали злых духов войти в фигурку. В течение последующих дней линга почитали, а на 29 день или непосредственно перед Новым годом приглашали ламу, чтобы тот унёс линга из дома и выбросил на перекрёстке.

В последний день старого года в доме наводилась чистота, вывешивались новые танка в алтарях. Стены, столбы и балки домов, земля перед домом с помощью муки или жидкого теста, замешанного на воде, разукрашиваются благоприятными символами (ваза-бумба, цветок, солнце и луна и др.). К дверям прикреплялись ветки можжевельника. В этот день готовилось специальное блюдо чемар, используемое как жертвоприношение в церемониях благопожелания и процветания. Пеклись горы пирожков для подарков.

В семьях готовились клёцки со знаковой начинкой 8 или 9 видов (дерево, бумага, камешек, уголёк, соль, навоз и др.). Эти булочки ели в полдень первого дня нового года. По тому, какая начинка кому доставалась, определяли, каким будет год для получившего эту начинку человека: тот, кто находил бумагу, будет успешен в учёбе или науках, нашедший навоз получит удачу, а дерево — нищету.

Старый год провожают с бросанием торма и выбрасыванием линга, населённых демонами, под аккомпанемент ружей и криков, которые должны разогнать злые силы. В монастырях по случаю проводов старого года разыгрывалась мистерия Чам, включавшую серию танцев монахов в масках, мирян с мечами, и торжественное выбрасывание торма и линга. Чам должен был проводиться в хорошую погоду, астрологи рассчитывали его дату индивидуально.

Лосар 2020 дата

Новость № 103: ЛОСАР ТАШИ ДЕЛЕГ. Поздравляем с 2145 Новым Годом!

HAPPY LOSAR.
ЛОСАР ТАШИ ДЕЛЕГ.
Поздравляем с 2145 Новым Годом!
Мира нам всем!)

Поздравляем всех с тибетским 2145 новым годом!
Счастья, здоровья, радости, любви и мира нам всем!

Новогоднее поздравление от Его Святейшества Далай-ламы XIV:

Во время празднования тибетского Нового Года у нас принято, поздравляя друг друга, говорить «Таши Делек!» – «желаем счастья!».
Что означают слова этого благопожелания?
Их смысл вовсе не в том, чтобы обрести некое счастье, совершая подношения «че-ма», имея хорошую выпивку или играя в азартные игры.
Согласно тексту «Перечисление имен Манджушри» причина счастья – принесение блага и радости, поскольку каждый хочет быть счастливым и никто не желает страдать.
Если вы создаете причины для счастья, если целью вашей жизни становится принесение блага другим и не причинение им вреда, то такая жизнь наполнена глубоким смыслом, и в ней есть подлинное «таши».
Основываясь на этом, фраза «Таши Делек!» также означает «будьте счастливы здесь и сейчас» или еще, как говорим мы, буддисты, «да обретете вы окончательный плод своей добродетели» – высшее счастье, достигнув полного Освобождения.
Я хочу пожелать вам счастливого Нового Года и говорю «Лосар Таши Делек!», и в то же самое время прошу вас, пожалуйста, старайтесь воплощать в жизнь подлинный смысл этих слов.

Поздравление от нашего любимого Учителя — H.H. Ринпоче Бакулы:

Happy and Prosperous Tibeten LOSAR 2145 (Tibeten New Year ) to all the people around the globe ,May this year (Earth Dog) brings lots of Peace and Happiness in everyones life..Tashi Deleks .
Счастливого и процветающего тибетского LOSAR 2145 (Тибетский Новый год) всем людям по всему миру, пусть в этом году (Земляная собака) приносит много мира и счастья в жизникаждого из нас . Таши Делек.

Лосар — замечательный новогодний тибетский праздник, радостный и красивы во всех смыслах.
Начало празднования Лосара связано с приходом в Тибет буддизма, однако несомненно, что он состоит в родстве и с до-буддистскими религиями.
Древние тибетцы, к примеру, отмечали Сонам-Лосар – земледельческий новый год, совпадавший с зимним равноденствием.
Чтобы задобрить божества полей, люди приносили им жертвы, в том числе и кровавые; также практиковались ритуалы, которые должны были умилостивить духи предков и обеспечить в наступающем году много благодатного солнца.

Сейчас Лосар отмечается в течение максимум 2 недель – где-то больше, где-то меньше.
Обычно в эти дни во всех тибетских монастырях происходит мщный очистительный ритуал — буддийская мистерия с исполнением Танца Цам.

От достопочтенного H.H. Chokyi Nyima Rinpoche:

Yesterday, the highlight of the seven day long Gutor Puja was the all-day Lama Dancing, or cham (Tib). The dance took place in the monastery’s courtyards.
Shortly before sunset, the grand finale of the costumed dance performance featured the ceremonial burning of an effigy in a haystack erected in the lower front courtyard. This incineration symbolizes turning one’s back on one’s own destructive habitual patterns and the resulting harmful circumstances.
May the results of this intensive ceremony dispel all obstacles and bring about the manifestation of happiness, longevity, prosperity, and enlightenment for all in the coming new year.

Вчера изюминкой семидневного Гутора Пуджи весь день происходили священные Танцы Лам или Танец Цам.
Незадолго до захода солнца в грандиозном финале костюмированного танцевального спектакля было торжественное сжигание чучела в стоге сена, установленной в нижнем переднем дворе.
Это сжигание символизирует поворот спины на собственные разрушительные привычные узоры и возникающие вредные обстоятельства.
Пусть результаты этой интенсивной церемонии рассеют все препятствия и приведут к проявлению счастья, долголетия, процветания и просвещения для всех в наступающем новом году.

Присоединяемся к счастливым пожеланиям наших дорогих Учителей.

Лосар 2020 дата

Тибетский новый год

Основная идея подготовки к празднованию Нового года в Тибете и Непале заключается в избавлении от всего негативного, произошедшего с буддистами за год, внутреннего очищения и наведения порядка вокруг себя, в жилище.

Празднование НГ в Тибете

Традиционный календарь отмечает, что в 2017 году Тибетский новый год (Лосар) встречают 25 февраля, в 2018 – 16 февраля, в 2020 – 5 февраля, а в 2020 году – 23 февраля. Каждый год точная дата определяется по первому дню первого лунного месяца. В предшествии праздника, местные жители проводят традиционные обряды по очищению себя, жилья и окружающих их предметов. Со дня торжества, празднование длится 14 дней, по его завершению наступает еще один важный день для буддистов – Чотрул Дючен.

Подготовительные процессы начинаются со второй половины завершающего год месяца. На юге Непала жители под песенные запевы занимаются заготовкой топлива для празднования, в Лхасе – установкой возвышенностей для флагов на улицах и украшением домов новогодней атрибутикой. Чтобы очистить от накопившихся за год событий жилье, размещенные на крышах зонты и флаги приводят в порядок или заменяют их.

Непальцы исполняют один интересный ритуал перед новым годом – к концу месяца в каждой семье готовится из теста наряженный линг. Владельцы домов заклинают зло вселиться в него, несколько дней линг проводит в почете, а затем в дом приходит лама и забирает фигурку, чтобы выбросить ее в отдаленном месте пересечения дорог. Некоторые предпочитают самостоятельно уничтожать фигурку под крики и ликования.

За день до того, как наступает Тибетский новый год, все внимание домашних посвящается наведению чистоты и порядка. Стены построений и земля возле них разукрашиваются жидким тестом в виде природных или планетных символов: цветов, солнца, луны. В качестве благовоний применяется можжевельник, а основным блюдом для жертвоприношения является чемар. Также пекутся многочисленные пирожки для угощений, готовятся клецки с девятью видами начинок, по ним местные предсказывают свое будущее. В монастырях каждый год в хорошую погоду проводится специальная программа мероприятий (Чам), с танцами в масках, с мечами.

Жители Тибетского нагорья уверены, что с наступлением Нового года, все переворачивается вверх дном. По этой причине целый день тибетцы посвящают кардинальным изменениям и перевоплощениям: богатые наряжаются в бедных и наоборот.

Празднование Нового Года в Непале

В государстве с численностью чуть более 30 миллионов человек, непальской культуре и традициям уделяется максимум внимания, и поэтому новогодние праздники могут организовываться масштабно три раза в год и даже более, но за семейным столом.

Центральная часть страны проводит торжество Тихар осенью, в течение пяти дней зажигаются многочисленные огни, каждый день несет в себе определенную символику и смысл:

  • первый день посвящается угощениям воронов;
  • во второй день местные жители украшают гирляндами и ленточками собак, кормят их;
  • в третий день проявляется почет к коровам и богине Лакшми;
  • четвертый день посвящается переходу к Новому году;
  • в пятый день сестры одаривают цветами и вниманием братьев.

Каждый новый год местными также организовывается праздник – монастырский Чам, длительностью около трех дней. В мероприятии с танцами и пантомимами принимают участие от 4 до 108 подготовленных молодых монахов. Утром посмотреть на праздник приходят местные жители и иностранные гости. Зрелище имеет глубокий тайный смысл, получается захватывающим и пугающим одновременно.

Если в Тибете праздник наступает в конце зимы, то по буддистскому календарю – в конце весны. Непальцы не игнорируют и европейскую дату – 1 января. На национальном уровне выделяется только праздник Бискет Джатра, который отмечается по солнечному календарю.

Официальный Непальский новый год празднуют в апреле, 13 числа. Ночью разжигают костры и ждут восхода солнца. Старые вещи бросают в огонь, что символизирует избавление от проблем ушедшего года.

В первый новогодний день непальцы празднуют День красок, раскрашивая себя и все вокруг в яркие цвета. Во время праздничных шествий все веселятся, на улице можно увидеть наряженных слонов, жонглеров, танцоров, рикши и так далее. Гости и туристы также могут присоединиться к шествию, разрисовать узорами свое лицо и тело.

Так что если вы хотите не просто увидеть празднование непальского нового года, а ещё и принять в нём участие, приезжайте сюда в середине апреля! То, что вы запомните это на всю жизнь, гарантирую!

Sonam Losar 2020 and 2020

Sonam Losar, meaning New Year in Nepalese, is celebrated in Nepal, Bhutan, Tibet, and India.

It is observed for a full 15 days, though only the first three days receive excessive attention. Sonam Losar occurs around the same time of year as does Chinese and Mongolian New Year, and it uses the Chinese Calendar as well.

In reality, the central area where Sonam Losar is celebrated is Tibet, but certain ethnic groups in Nepal, particularly the Tamang, also keep it. The Tamang constitute eight percent of Nepal’s population, are 90 percent Buddhist, and have a distinct language and culture. They traditionally live in the central highlands of Nepal, including in the capital city of Kathmandu. However, Tamang have now relocated to all regions of Nepal, to neighboring areas of northern India, to Bhutan, and to Burma.

In Nepal, Sonam Losar falls on the first new moon of the month called “Magh,” which lands it anywhere from early January to mid-February. Note that those who celebrate Sonam Losar in Nepal also observe the 12 animal symbols associated with particular years, as do the Chinese. They will often attach significance to whether it is the year of the rat, ox, tiger, rabbit, dragon, snake, horse, goat, monkey, rooster, dog, or boar.

The Tamang begin to prepare for Sonam Losar on the final day of the 12th month. They clean their houses and try to get in the mindset of “welcoming the new year.” Buddhist monasteries will perform rituals that include masked dances, which are supposed to drive away “forces of negativity.” Many people go to monasteries, temples, and shrines to take part in various ceremonies on “Sonam Losar Eve”.

The celebrants will also buy new clothes and wear them on New Year’s Day. They will decorate their homes as well, as if donning them in new apparel. When they sweep out their houses, they say it serves to “sweep away ill fortune.” When they adorn their doors and windows with coloured paper and cloth, they print on them themes of “good luck,” “long life,” and “happiness.” Finally, families gather together to enjoy a festive dinner, where pork, duck, chicken, and various sweet desserts are served.

Three activities for tourists to take part in if in Nepal during Sonam Losar are as follows:

  • Attend Nepalese musical performances. The Tamang are very famous for their music, and you can find both official concerts and street performances. Look for their famous traditional drum, called the “damfu.” It is small, round, and covered with goat’s skin on one side. You will notice 32 small bamboo sticks are used in its construction. Also listen for Tamang songs, known as “Tamang selo.” These songs are famous for being witty and humorous but also for expressing the “deep philosophical meaning of life.” They have become popular with all Nepalese, not only with the Tamang.
  • Attend the major Soman Losar celebration in Tudikhel, a public grounds in Kathmandu where many Tamang gather annually. There are many events, including contests of skill, dramas, and feasts. You will see the Tamang in their traditional garb, jewellery, and hats.
  • Tour the National Museum of Nepal, located in Kathmandu. It is the largest museum in the country and recounts the history, art, and cultures of Nepal through numerous exhibits. There are artifacts related to wars once fought in Nepal, to local plants and animals, and to the cultures of Nepal’s diverse peoples. Look for displays related to the Tamang, but you will see the whole swath of Nepalese culture.

Anyone visiting Nepal around the time of Sonam Losar will find many events celebrating this holiday to attend. In particular, it will be a good time to learn of the Tamang people, for whom Sonam Losar is of major importance. While in the country, however, one can also learn of the culture and history of Nepal in general.

Лосар 2020 дата

Losar 2020

Regional Holiday in India

When is Losar?

How long until Losar?
Dates of Losar

Losar is Tibetan New Year and marks the start of the Tibetan year which is based on a 12 lunar month calendar.

While the day it falls on is very close to the date of Chinese New Year, the date each year is determined by astrologers based in Dharmsala, India.

The Tibetan calendar is in use throughout the Himalayan region and the New Year is a public holiday in Tibet, Nepal and Bhutan. It is a regional holiday in the state of Sikkim in India.

History of Losar

Losar means New Year (lo — year, sar — new) in Tibetan. It is the most important festival in the Tibetan calendar.

The origins of Losar can be traced back to pre-Buddhist period and the Bon religion and was most likely celebrated to mark the winter solstice. To mark the beginning of the end of Winter, festivities included offering large quantities of incense to the local spirits and deities. When the region converted to Buddhism, the date was shifted by Buddhist monks to match up with their lunar calendar.

The Tibetan New Year period lasts for fifteen days, with the first three days and New Year’s Eve being the main celebrations

On Tibetan New Year’s Eve a custom is make a special noodle dish called guthuk. In the dish are dumplings with different ingredients inside them. Finding a certain ingredient is a light-hearted omen for the coming year. Finding a white coloured ingredient such as rice or salt is considered a good omen; finding a pebble means good luck; finding a chilli means the person is talkative and finding a black ingredient means you have are ‘black-heated’. Interestingly, in some European Christmas customs, finding coal in your presents means the same thing.

On Tibetan New Year’s Eve, the monks do a protector deities’ puja (ceremony) to drive out evil spirits. and begin preparations for the Losar celebrations.

On the first day of the new year, people rise early and place water and offerings on their household altars to ensure a good harvest.

Лосар 2020 дата

— традиционный тибетский праздник Нового Года, проникнутый буддийским мировоззрением, который обычно приходится на конец февраля.
Традиция празднования Нового года как отдельного праздника возникла при 9 тибетском царе Пуде Гунн и затем была унаследована народами, исповедующими тибетский буддизм. Во время своего правления тибетский царь ввел много обычаев в центральном Тибете. Для общенационального праздника было выбран день, когда на горе Камдо появляются первые цветы – по расчетам личного астролога короля это самое благоприятное время для празднования Нового Года: все боги Тибета будут довольны! По буддийскому лунному календарю Новый год наступает в первое весеннее новолуние или в 1-го числа первого лунного месяца. Как правило, оно выпадает на конец января – начало марта. Буддийские ламы-астрологи каждый год заново рассчитывают точную дату празднования.
В России Лосар празднуют калмыки, буряты, тувинцы и те, кто придерживается той или иной тибетской буддийской традиции. Здесь сложились собственные традиции празднования.

Дата Нового года

В тибетской астрологии используется свой принцип вычисления момента для вставного месяца в лунно-солнечном календаре, поэтому периодически возникает и расхождение с китайским календарем, ровно на один месяц. Время наступления Лосара также может различаться и в странах тибетского буддизма, в зависимости от того, какой астрологической системы летоисчисления кто придерживается, их в Тибете сложилось несколько: Калачакра, Янгчар, Цуглаг, Карци, Джунци, Зурхай и Пхуг-луг.
Тибетский календарь основан на лунном цикле в 60 лет, который был введен в 127 году до н.э. Цикл состоит из 12 животных (мышь, вол, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, осел, птица, собака и свинья), которые объединены с пятью элементами (вода, дерево, огонь, земля и металл), далее – у каждого года есть своя энергия: женская “Инь” или мужская “Янь”. Поэтому новый год называют, например, годом водяного коня, а другой — деревянной лошади. Буддийская концепция перерождений рассматривает появление человека в мире как спонтанное проявление закона кармы, а не результат линейного исторического развития. Поэтому в отличие от календарных традиций иудаизма, христианства и ислама, в которых хронология была необходима для отсчета времени от Сотворения мира, Рождения Христова и хиджры (переселения Мухаммеда из Мекки в Медину), буддийская традиция не придавала линейности и хронологии никакого значения. Принцип хронологического летосчисления был введен в буддизме лишь в начале 50-х гг. XX века., чтобы отметить в 1956 году 2500-летие со дня Паринирваны Будды Шакьямуни. При этом за точку отсчета был взят 544 г. до н.э. — год, в котором согласно преданию произошло это событие. Он и считается первым годом эры Нирвана — общебуддийского летоисчесления, применяемого в настоящее время.
Однако в каждой буддийской стране по-прежнему продолжает использоваться собственная традиционная и исторически сложившаяся система календарных расчетов и хронологии. Например, в тибетском календаре летоисчесление ведется от так называемого “царского года” — года восшествия на престол первого царя Тибета Ньятри Ценпо, которое произошло в 127 г. до н.э. (поэтому 2000 год соответствовал 2 127 году тибетского календаря).

Празднование Лосара в Тибете

Двухнедельное новогоднее празднование завершается буддийским праздником Чотрул Дючен. До наступления Лосара стоит избавиться от свершенных омрачающих действий. В буддизме нет идеи “греха”, но есть концепция “неискусных поступков”, которые способствуют накоплению негативной кармы и активно препятствуют духовному росту. От этих неблагих действий можно очиститься, если во-первых их осознать, во-вторых решить больше так не поступать, и в третьих — начать делать обратное. В 29-ый день предшествующего Новому году месяца можно свершить различные ритуальные церемонии. В этот день проводиться генеральная уборка дома и внутреннего мира. Ранним утром, в 4-5 утра буддисты в традиционных буддийских регионах посещают в монастырях ритуал благословений и благопожеланий в новом году. Днем они совершают обряд Лунгта, что в переводе с тибетского означает » конь ветров». Флаги с изображением «коня ветров», освященные в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы они обязательно развивались по ветру. Считается, что они служат мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь живительных энергий на благо всех существ. Изображение “Коня ветра” также символизирует пожелание всем здоровья, счастья и достатка в новом году. Завершение дня не обходится без новогоднего ужина в ресторане. Все угощаются сладким хворостом и едят специальный суп с пельменями из девяти компонентов. В монастырях в канун Нового года разыгрывается мистерия Цам, которая включает танцы лам в масках, символизирующие окончание старого года и удаление препятствий в новом году, мирян с мечами, а также торжественное выбрасывание линга. Празднование Лосар продолжается в течение двух недель, в течение которых в монастырях проходят церемонии благопожеланий.

Сагаалган в Бурятии

В этот день в монастырях и дацанах проходит особый обряд очищения и устранения всех препятствий с помощью огня — Дугжууб. Подготовка к этому обряду проводится в каждой семье и включает в себя обтирание тела свежеизготовленным тестом, что символизирует избавление от негативных мыслей и поступков. Затем из этого теста лепят фигурки человечка и относят в храм, где складывают в ритуальный костер. Ламы и монахи проводят специальную церемонию очищения и растворения негативных энергий и зажигают костер. Считается, что все негативное и все препятствия сгорают в этом костре. На следующий день во всех дацанах Бурятии проходят хуралы (церемонии), посвященные защитнице учения Будды — Балден Лхамо. На хурал принято приносить молоко, свежезаваренный чай, пищу и другие подношения Балден Лхамо. Для того, чтобы получить ее благословение, в эту ночь не ложатся спать – можно медитировать и читать мантры дома, можно присутствовать на церемониях посвящения в храме. Считается, что обращение к защитнице Балден Лхамо в эту ночь имеет особую силу – оно может помочь в устранении трудностей и решении сложных вопросов. Весь день и всю ночь в дацанах идут торжественные службы, которые завершаются утренним хуралом Сидор Лхамо в честь наступления Сагаалгана. В 6 часов утра, после завершения молебна в домах устраивают застолье. На праздничном столе обязательно присутствует белая пища – творог, молоко, масло, сметана. Первый день принято проводить в кругу семьи. Празднование Белого месяца продолжается вплоть до полнолуния. В это время ходят в гости к друзьям и родственникам, обмениваются подарками, устраиваются застолья. В храмах каждый день проходят праздничные службы.

Шагаа в Туве

Цаган Сар в Калмыкии

Приход весны стал главным праздником монголоязычных народов, в настоящее время этот древний обычай тесным образом переплетен с буддийским мировоззрением. По традиции вся семья с раннего утра готовит национальные угощения (борцоги, чай). Потом все посещают утренний праздничный хурал в буддийском храме. По возвращении, можно отправиться в гости. Но после захода солнца вся семья обязательно собирается за праздничным столом и вместе встречает Новый год. С XIX века в Калмыкии вошел в обращение григорианский календарь и Белый месяц перестали праздновать как начало календарного года, однако у волжских калмыков, откочевавших в 1771 году из Российской империи, сохранилась традиционная обрядность: их потомки, живущие в Синьцзяне (КНР), до сих пор отмечают Белый месяц как Новый год.

Истоки буддийских традиций празднования Нового года и в Калмыкии, и в Бурятии и Туве лежат в Тибете, откуда в Россию пришло буддийское учение, а с ним – и традиционные буддийские обряды встречи Нового года.

Сонам Лосар (Тибетский Новый год)

Сонам Лосар или Тибетский Новый год в Непале отмечается согласно тибетскому календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Праздничными считаются первые две недели после наступления Нового года.

Подготовка к торжеству начинается к концу двенадцатого месяца. Жители в селениях заготавливают топливо, на главных улицах и площадях устанавливаются шесты для флагов. Окна домов украшаются гирляндами и лентами. На 22 день этого месяца все члены семьи готовят лингам — ритуальные скульптуры из теста, к которым крепятся украшения и монетки. Поверье гласит, что в эти фигурки вселяются злые духи, их следует почитать семь дней, а на восьмой — то есть на 29 день двенадцатого месяца накануне Нового года — приглашенный лама уносит лингам из дома и выбрасывает на перекрестке.

Последний день года проводят за уборкой и украшением жилищ — на стенах домов жидким тестом рисуют благоприятные знаки (солнце, луну, цветы и т.п.). К дверям крепятся фонарики и можжевеловые ветви. В этот день хозяйки готовят специальное блюдо для жертвоприношения — чемар, а также пекут целую гору пирожков для родственников и соседей. Обязательным атрибутом являются булочки для гаданий с символичными начинками, например, с солью, бумагой, навозом, соломой, углем, деревом и т.д. По ним определяют каким будет грядущий год для получившего их человека. Того, кто найдет бумагу, ждут успехи в учебе, навоз символизирует богатство, а дерево — бедность. Такие же булочки с предсказаниями предлагаются всем верующим в монастырях.

Проводы Старого года и встреча Нового — очень ответственные события для местных жителей, в это время все мужчины в селениях проводят специальные обряды для изгнания злых духов, неудач, скорбей и болезней. Для этого вращают горящими факелами над головой и взрывают петарды. После отпугивания всего злого, нужно привлечь добрые силы, поэтому год начинают с благих дел, изобилия и веселья. Конечно же, до наступления Лосара раздают все долги, прощают старые обиды, улаживают дела.

В первое утро Нового года вся семья просыпается до восхода солнца для того, чтобы искупаться и, тем самым, смыть с себя все грехи. Затем верующие наряжаются и надевают украшения. После чего на семейный алтарь с молитвами об урожае богам возлагают жертвоприношение: муку, сахар, простоквашу и масло.

После службы в храме, родные собираются за праздничной трапезой, которая не обходится и без возлияния — в этот день непальцы пьют рисовый чанг, напоминающий саке.

Во многих селениях и городах по случаю Лосара проводятся уличные фестивали, на которые жители надевают свои традиционные красочные одежды. Особенно зрелищны старинные шаманские танцы, исполняемые под звуки барабанов. Считается, что с их помощью также можно изгнать всех злых духов и привлечь добрых.

Лосар 2020 дата

Лосар — тибетский Новый год

Празднование Лосара с лошадьми. Фотография Луиджи Оттавиани.

Тибетский Новый год называется Лосаром и празднуется, чтобы отметить встречу нового года. Новый год – это праздник, распространённый во всём мире, который отмечается в разное время в зависимости от точки отсчёта, которая берётся за начало нового года. Однако в самом Тибете к празднованию Нового года готовятся по-разному в соответствии с традициями различных регионов. У тибетцев, которые живут в снежном высокогорье, есть много традиционных праздников, среди которых встреча Нового года является самым замысловатым и продуманным.

В Тибете есть несколько способов определения дня, с которого начинается новый год, а также существуют разные приготовления и церемонии для создания благоприятных обстоятельств. К примеру, есть новый год, который называется «Год маленькой овцы» или «новой овцы» (gsar am beu lug lo gsar) и начинается в первый день двенадцатого лунного месяца. Также есть «Новый год Конгпо» (kong poi lo gsar), который начинается в первый день десятого лунного месяца, и «Няронг Лосар» (nyag rong gyi lo gsar), который начинается в тринадцатый день двенадцатого лунного месяца. Эти различные способы определения начала нового года имеют свои причины, которые относятся к далёкому прошлому. В любом случае, разные новые годы во всех регионах Тибета считаются «малым Новым годом» (lo chung), тогда как новый год, начинающийся в первый день первого месяца, считается «большим Новым годом» (lo chen) и празднуется во всех трёх регионах Тибета (dbu gtsang, mdo stod, mdo smad) всеми тибетцами, которые живут на территории Тибета и за его пределами.

Хотя есть разные способы празднования Нового года в Тибете, и все они немного отличаются друг от друга в зависимости от провинции, в целом, они очень похожи. Приготовления, предпринятые вначале двенадцатого месяца и доходящие до своей кульминации в двадцать девятый день двенадцатого месяца, начинаются с тщательной уборки внутри и снаружи дома. Дрова и кухня очищаются от слоёв дыма, а на балках и опорах кухонного помещения делаются круговые отметины с помощью белой муки.

Традиционно к обеду готовится суп под названием «суп двадцать девятого дня» (dgu thug). В этот же вечер, вместе с подношением жертвенного пирога (gtor ma) для божеств, сделанного монахами из монастыря, чтобы прекратить все негативные воздействия предыдущего года, каждый хозяин дома берёт какую-нибудь старую одежду, битую кухонную посуду, немного мусора, оставшегося после уборки дома, немного супа двадцать девятого дня в разбитой миске, кусочек теста, смешанного пятью пальцами с частицами телесной грязи (что символизирует избавление от нечистот и болезней) и помещенного в банку вместе с одеждой, выпавшими волосами и т.д., и выносит на ближайший перекрёсток.

Основные ингредиенты для приготовления супа – это мясо, сладкий картофель, рис, пшеница, разнообразная зелень и сыр. В суп также добавляются и варятся маленькие шарики из теста. Некоторые шарики немного больше остальных, и если один или более таких шариков попадутся кому-то в суп, то по его начинке можно определить характер, поведение человека и то, что случится с ним в будущем. Например, чили означает «резкий разговор, нагоняй», уголь – «чёрное сердце», бумага – «нестабильность», шерсть – «терпеливость», дерево – «негибкость», соль – «лень», сахар – «сладкая, пустая болтовня», кость – «хороший, сильный характер», камень – «стабильность и доброта». Также в суп кладутся символы из теста: солнце – «показывает путь живым существам», луна – «добрый и приносящий другим пользу», обувь – «путешествие», полярная звезда – «умный», религиозный текст – «учение и учёность».

Состав начинки для этих шариков варьируется в зависимости от региона. Например, в регионах, где живут кочевники, в большие шарики кладут кусочек кожи из ошейника животного, чтобы определить, будет ли у крупного рогатого скота хороший приплод в следующем году. Перед тем, как есть суп, подготавливается всё, что должно быть вынесено из дома, в треснувшую чашку кладётся немного супа, и всё это выносится к перекрестку. Той же ночью четверо или более молодых людей все эти вещи уносят, и один из них несёт палку с пучком сухого сена, чтобы затем всё поджечь.

Группа людей, возглавляемая молодыми людьми, три раза обходит дом внутри, приговаривая: «Выходи вон! Выходи вон». Затем группа покидает дом и тот, кто идёт последним, зажигает петарды как символ изгнания всего негативного. Добравшись до перекрестка (в Восточном Тибете это делает только группа молодых людей), они издают звуки, изображая лай собаки, и зажигают как можно больше фейерверков или петард. Выбросив откуп, молодые люди возвращаются домой, не оборачиваясь. Во время выноса откупа считается, что если кто-то из членов семьи (не считая тех, кто пошёл относить откуп) задерживается по делам и не возвращается домой к этому моменту, то в следующем году он столкнется с неудачами. Когда молодые люди возвращаются домой, то все едят суп, пьют эль (чанг), весело и непринужденно общаются. Большие шарики из теста в разных мисках найдены, их значения объяснены, и это повод для веселья и смеха.

В тридцатый день дом готовят к торжеству: ставят новую мебель, столы, стулья, накрывают скатерти, и т.д. Готовится разнообразная еда: блюда для хозяев и гостей, а также для божеств. Во второй половине дня в доме снова делается уборка, а на домашнем алтаре красиво раскладывается специальная выпечка, новогоднее печенье под названием капсе (kha zas), свежие фрукты, сыр и масло. В Восточном Тибете есть традиция приготовления так называемого мучного масла, которое состоит из жаренной ячменной муки, в которую добавляется масло, сахар, мёд и молоко. В Центральном Тибете вместо него готовится подношение, которое помещается в красиво раскрашенную коробку с двумя отделениями, одно из которых наполняется жареной ячменной мукой, а другое – жареной пшеницей.

Эти подношения ставят на алтарь в следующем порядке: в центре – тарелки с красиво разложенным печеньем, рядом – овечью голову, сделанную из масла (в древние времена это была настоящая овечья голова) и украшенную драгоценностями и шарфами, со смазанным маслом ртом. Овца символизирует подношение за приплод крупного рогатого скота в прошлом году и для создания благоприятных условий для развития скотоводства в будущем. Рядом с головой овцы ставится красивая кружка со свежими ростками ячменя или пшеницы, посаженными за пару недель до праздника, в качестве подношения за урожай прошедшего года и для получения благоприятного урожая в новом году.

Танец Чам в монастыре Кумбум в Амдо (сегодня – провинция Цинхай), в честь празднования Лосара. Фотография Ф. Грасси.

Рано утром в первый день Лосара, главный по хозяйству, обычно это мать, просыпается рано утром, чтобы приготовить чанг скол (chang skol), тибетский эль, который готовится из ячменя, к которому добавляется мелкий сладкий картофель, патока и масло, а затем всё это варится. Эль и новогоднее печенье раздаются членам семьи, пока они ещё в постели. Чуть позже, с 5:30 до 6:00, все члены семьи встают.

Другая традиция заключается в том, чтобы оставлять ведро воды снаружи дома под звёздами. Такая вода называется звёздной (dkar chu). Утром, прежде чем с неба исчезнут все звёзды, вода вносится в дом, в неё добавляют горячей воды (или нагревают), и когда она становится тёплой, члены семьи омывают ей все конечности: лицо, рот, руки и стопы. В очень холодных регионах Тибета воду не оставляют на улице на всю ночь, потому что она может превратиться в лёд: её лишь ненадолго ставят под звёзды перед рассветом. Считается, что сила звёзд, отражённая в воде, может помочь избавиться от болезней и других препятствий, которые могут быть у человека.

Проснувшись, члены семьи встречаются и приветствуют друг друга фразой «Таши делек!» (bkra shis bde legs), что означает: «Удачи и счастья тебе!» Затем члены семьи надевают свою лучшую одежду и украшения и занимают свои места за столом по старшинству. Двое молодых людей, обычно девушка и парень, либо двое одного пола, разносят в новом кувшине эль всем членам семьи по старшинству, произнося благопожелания и желая удачи, долгой жизни и духовных свершений. В свою очередь, старшие члены семьи в ответ также произносят благопожелания молодым. Всем членам семьи подносится мучное масло, каждый берёт и подбрасывает его три раза, при этом говорят, как например, в восточном регионе Тибета: «Рот полон мучного масла, пусть проявятся во всем великолепии заслуги, пусть все будут бесконечно счастливы и радостны! Какая радость!» (phye mar gyi kha gang/bsod nam gyi dpal gang/ skyid dga la yun ring/ a la la ho). В Центральном Тибете слова благопожелания такие: «Удачи, счастья, изобилия! Пусть прекрасная мать будет здорова и бесконечно счастлива. Пусть этот Новый год позволит нам снова быть счастливыми всем вместе».

После этого разносится чай в фарфоровых чашках, украшенных восемью благоприятными символами, или в деревянных чашках, украшенных или покрытых серебром. Затем члены семьи едят на завтрак жареную пшеницу, рис со сладким картофелем, масло и смолу под названием bras bsil. После делаются подношения на домашнем алтаре, а затем в храмах. Другое важное занятие в это утро – сходить к своему учителю, поднести ему традиционный белый шёлковый шарф, сделать подношения и выразить свои пожелания долгой жизни и счастья.

На второй день Нового года все ходят в гости к близким родственникам и принимают родню у себя. На третий день члены семьи поднимаются на крышу дома, чтобы поменять молитвенные флажки, и задерживаются там ненадолго, чтобы поднести друг другу мучного масла и выпить чаю. После завтрака члены семьи со всеми жителями этой местности идут к ближайшему священному месту, наделяют силой молитвенные флаги и проводят ритуал санга, в процессе которого божествам подносится дым можжевельника и других ароматных веществ. Начиная с четвертого дня люди ходят в гости к соседям и приглашают гостей к себе домой. Все вместе наслаждаются праздниками, участвуя в различных играх и состязаниях: играют в кости, бакчен, поют, танцуют, ездят на лошадях, устраивают перетягивание каната, соревновнуются в беге и стрельбе из лука. Праздники обычно длятся пятнадцать дней, но в течение следующих пятнадцати дней всё ещё ощущается праздничная атмосфера Нового года и люди продолжают неофициально праздновать.

Перепечатано из «Зеркала» № 71

Каллиграфия новогоднего поздравления Джорджио Даллорто

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector