Новый ОСАГО в 2024 году, изменения, цена, новости

ОСАГО в 2023 году

Изменения ОСАГО в 2023 году

Об изменениях в автогражданке в 2023 году говорили еще два года назад, но никто не знал, какие сюрпризы ждут автомобилистов при оформлении ОСАГО. Если коротко, то страховка станет дороже, но при этом увеличится тарифный коридор базовых ставок.

Суть проекта

В 2023 году будет лишь первый этап реформирования в области автогражданки. Коснется он непосредственно автовладельцев. С осени 2024 вступают в силу новые коэффициенты расчета ОСАГО в зависимости от возраста водителя и его стажа. С 1 января 2023 автовладельцы получают право сами выбирать тарифный план и меняются принципы оплаты полиса. В 2023 планируют отменить базовую стоимость страховки, в результате чего сумма будет решаться индивидуально путем переговоров между страховщиком и владельцем авто.

Расчет стоимости полиса ОСАГО

Регулятор вводит расширение коридора базовых ставок на 20% в обе стороны. Верхняя граница будет увеличена для всех автомобилей. Для категории «В» коридор будет в пределах 2746-4942 рубля. В зависимости от КМБ среднестатистический автомобилист в благополучном по страховкам регионе будет платить за ОСАГО 7000. Молодой водитель в депрессивном регионе выложит 31 тысячу, а пенсионер, эксплуатирующий транспортное средство время от времени, всего 1700.

В 2023 году вступают в силу такие коридоры базовых ставок:

В, ВЕ (физ. лица и ИП)

С, СЕ (грузовые до 16 тонн включительно)

С, СЕ (грузовые более 16 тонн)

D, DE (автобусы до16 мест включительно)

D, DE (автобусы более 16 мест)

Также с 09.01.19 года страховые должны рассчитывать стоимость полиса ОСАГО с учетом новых коэффициентов, количество которых увеличилось до 58 за счет введения ряда уточняющих позиций.

Важно! С 2023 года начнут действовать понижающие коэффициенты, которые позволят ряду автовладельцев сэкономить при оформлении страхового полиса.

На снижение стоимости ОСАГО могут рассчитывать такие группы автомобилистов:

Также при расчете будут учитываться другие факторы, которые могут повысить стоимость страхового полиса для отдельных категорий граждан. Вот несколько основных факторов, влияющих на стоимость ОСАГО:

  • территориальные коэффициенты;
  • количество водителей (для неограниченного полиса установлен повышающий коэффициент 1,8);
  • возраст и стаж (наряду с нововведениями для начинающих водителей сохранено повышение с коэфф. 1,6 – 1,8);
  • мощность силового агрегата (чем показатель выше, тем дороже будет страховка; для электрических ТС принято соответствие 1 кВт = 1,35962 л.с.);
  • использование прицепа (рассчитывается, если в полисе выбран соответствующий пункт);
  • период эксплуатации (поможет сэкономить, если автомобиль не будет использоваться какой-то период времени);
  • бонус-малус (КБМ) или коэффициент нарушений (для водителя, не нарушающего правила, он ежегодно будет уменьшаться на 5%, а в случае ДТП повышаться на процент, зависящий от того, признают ли водителя виновным и размера страховых выплат).

Подробнее о коэффициенте бонус-малус (КБМ) смотрите в таблице:

Также смотрите таблицу территориальных коэффициентов по наиболее крупным городам России:

Важно! КБМ теперь будет рассчитываться на год, а не на срок действия полиса. При этом коэффициент будет закреплен за отдельным человеком, в то время как по старым правилам он рассчитывался и для водителя, и для владельца автомобиля. Это приводило к задвоению коэффициента, и в случае аварии под штрафы попадали все, кто был вписан в страховку.

Страховое покрытие

Есть новости и в принципах расчета суммы страхового покрытия. Автовладелец будет сам определять, как страховать свое транспортное средство:

  • 2 млн. рублей по материальному ущербу и по ущербу, нанесенному здоровью и жизни;
  • 1 млн. рублей по материальному ущербу и по ущербу, нанесенному здоровью и жизни;
  • 4 тыс. рублей по материальному ущербу и 5 тыс. рублей, нанесенному здоровью и жизни.

Можно будет также определять и срок действия полиса. По старым правилам документ выдавался лишь на 12 месяцев, теперь же страховку можно будет получить сразу на 3 года. Это устраивает автовладельцев, но с таким принципом не совсем согласны страховщики.

Ремонт по ОСАГО

Чем обернется для россиян это нововведение? Все будет зависеть от марки автомобиля и типа запчасти. Так, цены на многие популярные позиции в справочнике останутся неизменными, но некоторые детали для импортных авто существенно подорожают (некоторые прибавят в стоимости до 10%), что является прогнозируемым следствием экономической ситуации в стране и процесса инфляции.

Евгений Уфимцев заметил, что в среднем рост цен составит 6,5%, и средняя выплата по ОСАГО в последнем месяце 2024 и последующем 2023 году также должна возрасти параллельно ценам на запчасти.

Штраф при отсутствии ОСАГО

В 2023 году на территории нескольких регионов России планируют запустить пилотный проект по выявлению автовладельцев, злостно уклоняющихся от обязательного страхования. Выявлять в потоке автомобили, на которые вовремя не оформлен полис ОСАГО в 2023 году будут не сотрудники МВД, а новые видеокамеры с интеллектуальной системой обработки полученной информации.

4 статья Федерального закона № 40-ФЗ в случае отсутствия полиса (или его неправильного оформления) штрафом облагаются все категории граждан. Исключением является 10-тидневный период после приобретения авто, который должен подтверждать соответствующий документ.

В начале 2023 года будут актуальны такие размеры штрафов:

  • 800 рублей – при отсутствии полиса ОСАГО;
  • 500 рублей – если страховка есть, но оформлена с нарушениями или водитель не может предъявить по требованию оплаченный полис.

Да, пока суммы как и ранее будут не очень высокими. Но, стоит учитывать тот факт, что новая система контроля будет облагать автовладельца штрафом каждый раз, когда его авто окажется в зоне действия объектива камеры. А уже в 2023 году штрафы могут возрасти до 8000 рублей. Законопроект об ужесточении ответственности при отсутствии полиса ОСАГО рассматривают в Госдуме.

Снизить сумму штрафа можно – для этого достаточно погасить его в течение первых 20 дней с момента наложения. А лучше просто вовремя оформлять страховку, не доверяя посредникам и сомнительным сайтам.

Важно! При оформлении полиса через интернет действует отсрочка. Теперь такие страховки вступают в силу только через 3 дня, что исключает возможность оформления полиса уже после ДТП, чем ранее грешили некоторые недобросовестные водители.

Ликвидация ОСАГО на бумаге

Если пилотный проект по выявлению автовладельцев, не оформляющих ОСАГО, пройдет удачно, планируют полностью отказаться от бумажных полисов, заменив их единым электронным документом, которые сотрудники МВД смогут проверить специальным устройством. Такое нововведение призвано уменьшить численность махинаций со страховыми полисами, которые участились в последнее время.

Реформы в автогражданке позволят пресечь коррупционную схему среди страховщиков и сделать ее более простой для водителей.

Новые тарифы ОСАГО с 9 января 2023 года: изменения, постановление ЦБ, расчет и онлайн калькулятор стоимости ОСАГО

ОСАГО — полис, который каждый водитель обязан купить, прежде чем сесть за руль транспортного средства. Тарифы на обязательный вид страхования едины для всех участников рынка и ежегодно пересматриваются со стороны государства. Рассмотрим, как изменились тарифы ОСАГО в 2023 году с 9 января, сколько будет стоить защита с учетом последних изменений.

Положение ЦБ по новым тарифам ОСАГО на 2023 год

Ежегодно со стороны государства вносятся правки в обязательный вид автострахования. Новый 2023 год не стал исключением, поскольку со стороны Центрального банка РФ были внесены изменения в единые правила об ОСАГО.

Документально все изменения были опубликованы на сайте Центрального банка Российской Федерации 29 декабря 2024 года. Данный документ называется указание № 5000-У, зарегистрированный под №53241 в Министерстве Юстиций РФ. Предлагаем скачать указание на нашем портале.

Что изменилось

Изучив положение ЦБ становится ясно, что с 09 января 2023 года по ОСАГО изменены цены на ОСАГО.

Новые изменения касаются:

  • базовых ставок;
  • таблицы КБМ;
  • количества застрахованных водителей;
  • возраста и стажа водителей.

Важно! Коэффициент КБМ, как и ранее, устанавливается по итогам запроса в базу РСА. Справки о размере коэффициента применяются исключительно в том случае, когда следует восстановить скидку.

Тарифы ОСАГО 2023: таблица и коэффициенты

Что касается изменений по ОСАГО с января 2023 года, то они коснулись сразу нескольких разделов. Рассмотрим детально каждое.

Базовая ставка

С нового года расчет премии будет производится по новым базовым показателям. Причем базовые ставки увечились для каждой категории автотранспорта. На законодательном уровне, как и прежде, установлен страховой коридор по коэффициентам. Благодаря этому каждая финансовая организация самостоятельно принимает решение, по какому тарифу продавать бланки автогражданки.

Важно! Страховая компания должна выбрать размер базового показателя, согласно которому будет производить расчет страховой премии. Указанное значение следует утвердить внутренним регламентом компании и направить сведения в РСА, Центральный банк. Менять размер тарифа после этого, по своему усмотрению, страховщик не может. Все изменения согласовываются и утверждаются через РСА и ЦБ.

Новые ставки:

Если сравнить тарифы с ранее действующими показателями, то можно заметить, что изменения произошли как в большую, так и меньшую сторону. К примеру, минимальное значение для легкового транспорта физических граждан составляло 3 432 рубля. После изменений размер значения составил 2 746 рублей, что на 686 рублей меньше.

Для мотоциклов и мопедов ставка уменьшилась:

  • Было 867-1 579;
  • Стало 694 – 1 407.

Для грузового транспорта и такси нижний порог уменьшился, верхний увеличился.

Грузовой транспорт:

  • Было 3 509 – 4 211;
  • Стало 2 807 – 7 609.

Такси (автобусы):

  • Было 2 808 – 6166;
  • Стало 2 246 – 7399.

Коэффициент бонус-малус

С начало года вступили изменения по КБМ. Таблица практически не изменилась и также служит для расчета показателя, который зависит от наличия или отсутствия страховых случаев. Что касается показателей, но они остались прежними.

Ранее в таблице был класс страхования «М», теперь он переименован в «1». Также изменились с 9 января 2023 графы, в которых указан размер коэффициента с учетом наличия или отсутствия выплат. Ранее указывалось не значение, а класс.

Важно! Стоит отметить, что с 2003 года вносились правки во все разделы, но таблица по КБМ оставалась неизменной.

Количество водителей

В рамках договора ОСАГО можно оформить как ограниченную страховку, так и без ограничений. В первом случае допустимо вписать только 5 участников движения. Во втором случае данные участников движения не указываются, поскольку управлять машиной может каждый участник движения, при наличии прав соответствующей категории.

Ранее физические граждане за неограниченную страховку оплачивали полис, с применением коэффициента «1,8». По новым тарифам показатель немного увеличился и его размер составил «1,87».

Важно! Для юридических лиц, которые обязаны оформлять страховку с условием «к управлению допущено неограниченное количество человек» показатель сохранился и составляет «1,8».

Возраст и стаж участников движения

Следующие изменения коснулись водителей, ответственность которых страхуется по автогражданке. Если ранее страховщики использовали 4 показателя КВС, то с 2023 года градация существенно увеличилась.

По старым правилам минимальный показатель был равен 1, в то время как максимальный 1,8. В рамках новых тарифов изменился показатель для водителей, у которых стаж вождения менее 3 лет. Теперь его значение от 1,63 до 1,87. Размер коэффициента зависит от возраста участника движения.

Молодые автолюбители, до 21 года, которые только получили права, будут вынуждены платить по максимальному значению.

Также небольшой бонус получают опытные водители в возрасте от 59 лет, которые более 3 лет управляют безаварийно. Вместо показателя 1, для расчета страховой премии будет использоваться 0,93.

Важно! Что касается показателей: территориального, мощности, срока страхования, то таблицы и коэффициенты остались неизменными.

Сколько будет стоит ОСАГО в 2023 по новым тарифам

Не стоит думать, что автолюбителям придется больше платить по договору. Изучив тарифы, становится ясно, что для опытных водителей, которые не первый год за рулем, ставка снизилась. Также снизилась минимальная ставка для самого распространенного транспорта — легкового.

В результате этого можно сделать вывод, что для опытных водителей страховой полис обойдется дешевле.

Молодые участники движения, которые только получили права, будут вынуждены немного переплатить, поскольку максимальный предел по возрасту и стажу увеличился до 1,87.

Пример расчета

Рассмотрим на цифрах, в какую стоимость клиенту обойдется новый бланк договора ОСАГО. Стоит отметить, что формулы для расчета страховой премии остались неизменными.

Расчет при условии:

  • Прописка – Москва;
  • Легковой транспорт, мощностью 98 лошадиных сил;
  • Один водитель, возраст 35 лет и стаж 10 лет;
  • Скидка 30%;
  • Полис оформляется на 1 год.

Страховая премия по минимальному базовому показателю = 2746*2(Москва)*30%(Скидка)*0,96(Возраст и стаж)*1,1(Мощность)*1(срок) = 4 059,68 р . Страховая премия по максимальному базовому показателю = 4942*2*30%*0,96*1,1*1 = 7306,25 р.

Стоимость по ранее действующим тарифам:

  • По минимальному базовому порогу – 5 285,28 р.;
  • По максимальному значению – 6 341,72 р.

Онлайн калькулятор

Для определения размера страховой премии, согласно персональным данным, предлагаем воспользоваться калькулятором на нашем портале. Удобный сервис помогает получить расчет без регистрации, совершенно бесплатно. По итогам расчета есть возможность перейти к процедуре покупке.

Для формирования расчета следует указать в калькуляторе:

  • данные ТС: марку и модель;
  • год выпуска автомобиля;
  • прописку владельца;
  • срок страхования;
  • мощность транспорта;
  • контакты для связи: номер мобильного телефона и адрес электронной почты.

Как только данные будут корректно прописаны в калькуляторе, следует отправить запрос на получение стоимости.

Важно! Калькулятор помогает подобрать выгодные условия страхования только от крупных компаний, офисы которых есть по месту регистрации автолюбителя. Получив предложения, автолюбитель сразу увидит, кто рассчитывает стоимость по минимальному значению, а кто по максимальному.

Увеличится ли стоимость полиса ОСАГО в 2023 в итоге после всех изменений

Как уже было рассмотрено ранее в статье, тарифы по ОСАГО изменились. При этом изменения произошли как в большую, так и меньшую стоимость.

Изучив их, становится ясно, что стоимость увеличится в том случае, если вы решите воспользоваться услугами компании, которая делает расчет по максимальному базовому тарифу. Причем это актуально только для всего транспорта, кроме мототехники. Для данной категории транспорта тарифы снизились.

Также потребуется переплатить водителям, которые моложе 21 года и только получили права. В остальном, опытные водители могут рассчитывать на более выгодные условия страхования, поскольку безаварийные водители со стажем 10 лет будут платить страховку с использованием минимального показателя, который ниже ранее действующего.

Получается, страховка увеличилась только для конкретной категории автолюбителей. В остальном последние изменения весьма привлекательные.

Другие важные нюансы по ОСАГО в 2023 году

Стоит отметить, что в Государственной думе предложен новый законопроект, который касается ужесточения штрафов при отсутствии ОСАГО. В настоящее время размер штрафа составляет 500 рублей. Причем, если водителя остановили в течение дня и выписали штраф, то в пределах суток повторный штраф не взимается.

В рамках проекта желают повысить плату за нарушение и взимать 800 рублей. При этом проверка полиса ОСАГО будет осуществляться не сотрудниками полиции, а специальными видеокамерами. Специальные устройства будут считывать информации о наличии или отсутствии полиса по номеру транспорта.

При этом в рамках проекта хотят ужесточить правила и начислять штраф каждый раз, когда автолюбитель оказался под прицелом видеокамеры. Получается, что в течение дня сумма полученного штрафа может достигать нескольких тысяч, что соизмеримо со стоимостью полиса.

Такие наказания будут стимулировать автолюбителя своевременно обращаться к страховщику, с целью покупки бланка обязательного страхования. Тем более, что теперь процедура покупки доступна дистанционно, в любое время дня и ночи.

Привилегии получат только владельцы нового транспорта, с момента покупки которых прошло не более 10 дней. На такие автомобили штраф, при отсутствии обязательного бланка защиты, выписываться не будет.

Важно! Водители, которые получат штраф, также могут воспользоваться скидкой в размере 50%. Для этого следует внести оплату в течение 20 дней с момента вынесения постановления.

В завершение можно отметить, что с начала 2023 года по ОСАГО вступили новые тарифы. Размер базовой ставки страховщики выберут по своему усмотрению, в то время как остальные показатели изменениям не подлежат. Начиная с 09 января 2023 года, все компании формируют расчет с использованием новых показателей.

Дополнительно предлагаем воспользоваться помощью нашего эксперта. В любое время он ответит на ваши вопросы и поможет подготовить все необходимые документы. Для того чтобы воспользоваться его услугами, вам необходимо написать обращение в онлайн-чат, представиться и оставить номер контактного телефона.

ОСАГО в 2023 году: придется заплатить больше

Эксперт считает, что часть денег за обязательный полис можно будет сэкономить

06.01.2023 в 14:55, просмотров: 15518

Центробанк продолжит либерализацию рынка автострахования. Существенные изменения по полисам ОСАГО ждут автовладельцев в 2023 и 2021 году. В ЦБ поделились планами, отменить территориальный коэффициент и не учитывать мощность автомобиля при расчете стоимости автогражданки. При этом будущие позитивные изменения нивелируются изменением тарифов ОСАГО на 20% в самой ближайшей перспективе – с 9 января 2023 года, что в купе с подорожанием бензина для автовладельцев может обернуться ощутимым ударом по кошельку.

Отменить территориальный коэффициент регулятор планирует в 2023 году. Сейчас место жительство влияет на стоимость полиса. Например, житель Свердловской области платит за автогражданку 3600 рублей, а житель соседнего поселка, но уже в Курганской области – 2000 рублей. После вступления в силу изменений, такая тарификация «автоматом» будет исключена. Как пояснил глава управления надзора за деятельностью субъектов страхового рынка ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Кирилл Табаков, место жительство будет косвенно влиять на стоимость и в дальнейшем, но страховщик уже должен будет рассчитывать ее исходя их плотности движения в каждом конкретном населенному пункте, качество дорог и другие факторы.

Коэффициент мощности ЦБ намерен отменить в 2021 году. Сейчас повышающие коэффициенты предусмотрены для всех автомобилей с мощностью двигателя от 70 лошадиных сил и выше. При мощности более 120 лошадиных сил тариф ОСАГО вырастает на 40% (более 2 тыс. рублей), а при мощности более 150 лошадиных сил – на 60% (около 3,5 тыс. рублей).

В ЦБ отмечают, что прошли те времена, когда «тянущая» больше 120 лошадиных сил машина считалась гоночной, а самые распространенные в России автомобили обладают мощностью от 71 до 100 лошадиных сил: несправедливо, что для них все еще действует повышающий коэффициент.

Еще один нюанс: после отмены коэффициента мощности страховщики смогут увеличивать тариф не более, чем на 40% от базовой стоимости. По словам Табакова, компании будут сами решать, что учитывать при расчете стоимости, например, марку автомобиля, характеристики поведения водителя на дороге.

Представитель регулятора добавил, что Центробанк, со своей стороны, будет рекомендовать страховщикам использовать данные телематики – устройств, которые собирают информацию о том, как и где управляют автомобилем. Оно фиксирует скорость разгона, резкость торможения, длительность и частоту использования транспортного средства, то есть все факторы, влияющие на вероятность попадания в ДТП.

А в конце минувшего года ЦБ утвердил изменения тарифов ОСАГО, которые вступят в силу уже в 2023 году. В частности, регулятор предложил разделить водителей на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения вместо существующих четырех. Например, теперь молодым водителям придется платить больше, а для опытных, соответственно, цена уменьшится. Для автомобилиста в возрасте 25-29 лет со стажем вождения 9 лет коэффициент составит 1,04, то есть на 4% больше базового тарифа. Для водителя старше 30 лет с безаварийным стажем больше 10 лет ставка будет, наоборот, на 4% меньше – 0,96. Сейчас для обеих категорий действует коэффициент 1. По сути, речь идет об использовании более гибкого подхода к установлению тарифов ОСАГО. В ЦБ считают такой подход более справедливым как для автовладельцев, так и для страховщиков.

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, в свою очередь, полагает, что предложенные регулятором нововведения изменят стоимость страховки лишь для 20% автомобилистов: для 15% аккуратных водителей страховка подешевеет, а для 5% лихачей – подорожает, остальные 80% разницы не почувствуют.

Вместе с тем, среди ближайших изменений – расширение диапазона ставок базового тарифа ОСАГО на 20% в обе стороны: вместо 3,4-4,1 тыс. рублей будет 2,7-4,9 тыс. рублей. В мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил, что после изменения тарифов для среднеобобщенного водителя цена полиса вырастет с 5,8 тыс. рублей до 7 тыс. рублей. Тарифы необходимо поменять, по его словам, чтобы создать конкурентный рынок автострахования: якобы, сейчас страховщики в некоторых регионах работают себе в убыток. В ноябре Чистюхин поменял свою оценку подорожания ОСАГО и заявил, что цена полиса вырастет максимум на 1,5%. По данным РСА, в 2024 году средняя цена страховки составила 5,7 тыс рублей.

Не стоит на слово верить ни ЦБ, ни страховщикам, считают эксперты. «Для большинства водителей стоимость полиса с начала года увеличится на 15-20%, хотя для ряда автомобилистов ставка, действительно, снизится», — отмечает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Она объяснила, что при наличии базовых ставок, устанавливаемых ЦБ, точные тарифы определяет страховая компания и чем известнее бренд страховщика, тем выше будут ставки. «Это нужно учитывать при выборе страховщика. Чтобы сэкономить, автовладельцы могут немного схитрить и купить новый полис до того, как стоимость начнут считать по новым ставкам. Новый договор можно заключить, если до окончания действующей страховки остается не более 60 дней. Эта лазейка актуальна для водителей, у кого ОСАГО истекает в январе или феврале», — посоветовала Бодрова.

Реформа ОСАГО: Какие будут изменения в тарифах страхования по Указанию ЦБ в 2023 году?

  • Изменения 2023 года коснулись базовых тарифов, новых коэффициентов возраста и стажа, а также правил применения КБМ.
  • Несмотря на заверения законодателей уменьшить стоимость страховки для соблюдающих ПДД водителей, наши расчёты показали, что даже самый опытный и безаварийный автовладелец заплатит за полис больше, чем раньше.

Что за закон об изменении тарифов ОСАГО 2023 года

Это соответствующее Указание Центробанка России, которое пришло на смену устаревшему одноимённому нормативному акту под номером 3384-У, которому без малых 5 лет. Ознакомиться с полным списком изменений правового акта Вы можете в документе ЦБ РФ. Старое Указание Центробанка Вы можете почитать на сайте Гарант.

Конечная стоимость полиса ОСАГО складывается из специальной формулы расчёта – берётся базовый тариф, который затем перемножается на коэффициенты. Последние, в свою очередь, по порядку увеличивают (если коэффициент больше единицы) или уменьшают (если меньше единицы) предыдущий результат расчёта.

Таким образом, цена страховки состоит из следующих составляющих:

  • базовый тариф ОСАГО – начальная стоимость в виде суммы от и до на выбор страховой компании, затем он умножается на все нижеследующие коэффициенты по порядку,
  • коэффициент города проживания (Москва — самый дорогой),
  • КБМ (безаварийная скидка),
  • коэффициент возраста и стажа,
  • ограниченного/неограниченного полиса ОСАГО,
  • мощности,
  • сезонности использования автомобиля,
  • коэффициент нарушений закона о страховании.

Ниже мы приведём пример расчёта стоимости страховки на основе указанной формулы.

Когда поправки вступают в силу?

Изменения, как мы указали выше, регламентированы Указанием Банка России. 29 декабря ему присвоили номер 53241. В самом указании в пункте 2 прописано, что официально документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования, которое произошло 30 декабря 2024 года.

Таким образом, все нижеописанные изменения по реформе ОСАГО вступили в силу 9 января 2023 года.

Вероятно, это не последние принятые поправки в 2023 году. Обо всех нововведениях мы в любом случае будем оперативно узнавать и актуально обновлять данную статью.

Новые тарифы ОСАГО

С начала 2023 действуют изменения по 3 указанным выше составляющим полиса:

  • изменения базового тарифа (как в меньшую, так и в большую сторону),
  • новые коэффициенты возраста и стажа вождения.

Давайте сравним старые и новые данные по новому закону и выясним, какие изменения для водителей по Указанию ЦБ произошли в 2023 году!

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Новые базовые тарифы

Итак, они в целом повысились. А вот почему, Вы поймёте немного ниже, так как формально базовый тариф – это коридор стоимости начальной ставки, а уже конечную ставку из этого коридора страховщик вправе устанавливать самостоятельно. Нужно ли говорить, что это почти всегда будет максимальный тариф, ведь законом это не урегулировано!

Базовые тарифы отличаются для разных категорий владельцев машин и видов самих автомобилей в зависимости от категории прав, которая требуется для управления ими. Давайте в таблице сравним старые и новые тарифы.

Как видим, в новых страховых тарифах 2023 года увеличился разбег коридора – то есть у страховых компаний стало больше выбора по установлению начальной ставки стоимости полиса ОСАГО.

На практике же чаще всего применяется максимальный тариф. Да, законодательно предлагается также регулировать и конкретное значение для утверждения страховщиков в этом коридоре – например, при выборе автовладельцем одной страховой компании из года в год, но это пока только предложение, не закреплённое нормативно-правовыми актами.

На основании новых базовых тарифов конечная стоимость страховки уже незначительно вырастает.

Новые коэффициенты стажа и возраста допущенных водителей

Здесь изменение более кардинальное и касается не только корректировки самих коэффициентов, но и количества их градаций. Если раньше таких градаций было всего 4: старше или младше 22 лет плюс менее или более 3 лет стажа, то с 2023 года их аж целых 56!

Как видим, для молодых и неопытных водителей коэффициент незначительно повысился, а вот для старших и с большим водительским стажем – стал ещё менее значительно ниже.

Другие изменения

Важные изменения претерпел порядок расчёта коэффициента бонус-малус, который применяется как скидка за безаварийное вождение, хотя может быть и вовсе не скидкой, а привести к существенному удорожанию ОСАГО, если Вы часто попадали в ДТП по своей вине.

Порядок расчёта КБМ изменился в 2023 году следующими тонкостями:

  • если у Вас был перерыв в страховании в течение года и более, по новым правилам КБМ не «слетит»; ранее он попросту обнулялся, если Вы долго не страховались или не были вписаны в чей-либо полис,
  • в случае, если у водителя в разных страховках (своей и чужой) образовался разный КБМ, то после изменений будет применяться по закону минимальный из них; ранее была возможна путаница,
  • установлен час-пик для перерасчёта КБМ – 1 апреля каждого года; до изменений в ОСАГО КБМ рассчитывался и заносился по-новой в базу данных каждый раз при приобретении нового полиса автовладельцем.

Примеры расчёта по новым тарифам ОСАГО

Итак, теперь давайте для примера посчитаем, сколько будет стоить страховой полис, если считать с новыми и старыми тарифами! Для этого возьмём 3 варианта водителей:

  • среднестатистического на бюджетном автомобиле,
  • неопытного молодого с мощным транспортным средством,
  • опытного и пожилого владельца маломощной машины.

Отметим также, что реформирование ОСАГО по заявлениям законодателей имеет одну из целей – чтобы страховка подорожала для нарушающих водителей и подешевела для опытных и соблюдающих ПДД. Вот мы и постараемся выяснить, действительно ли этого достигли законодатели, внеся изменения в ОСАГО в виде новых тарифов и коэффициента в 2023 году.

Среднестатистический расчёт

В нашем примере возьмём жителя Сочи (коэффициент региона проживания – 1,2) с автомобилем Kia Rio мощностью 107 л.с. (коэффициент мощности – 1,2) и с ограниченным полисом на 1 год, в который вписан только он, и которому 30 лет и 5 лет водительского стажа, а безаварийный стаж у него из них – 3 года (КБМ=0,85). Базовый тариф здесь и в примерах ниже будем брать максимальный как самый распространённый среди страховых компаний.

Таким образом, стоимость полиса ОСАГО у такого водителя выйдет:

  • по новым тарифам 2023 года: 4942 × 1,2 × 0,85 × 1 × 1,04 × 1,2 × 1 = 6290,97 рублей,
  • по старым тарифам до 2023 года: 4118 × 1,2 × 0,85 × 1 × 1 × 1,2 = 5040,43 рублей.

Как видим, решающее значение имеет то, что ближе к началу в формуле расчёта – а это именно базовый тариф, который по новым правилам стал существенно выше.

Расчёт для молодого неопытного водителя

Теперь же для примера возьмём водителя из Москвы (коэффициент региона проживания – 2) с автомобилем BMW X5 мощностью 420 л.с. (коэффициент мощности – 1,6) и с неограниченным полисом на 1 год, которому 21 год и 2 года водительского стажа, но в прошлом году он попал в ДТП по своей вине (КБМ=1,55). А ещё у него было нарушение ФЗ Об ОСАГО – он подал недостоверные сведения в страховую компанию, что повлекло к занижению стоимости полиса (часть 3 статьи 9 ФЗ).

В данном случае следует учесть, что часть 4 статьи 9 ФЗ-40 предусматривает, что итоговая сумма стоимости страхового полиса не может быть больше, чем в 3 раза базового тарифа, помноженного на территориальный коэффициент. А если применён коэффициент за ложные сведения или содействие наступлению страхового случая, то не может превышать более чем в 5 раз.

Таким образом, если бы не принималось во внимание законное ограничение цены полиса ОСАГО, то получился бы такой расчёт:

  • по новым тарифам 2023 года: 4942 × 2 × 1,55 × 1,87 × 1,87 × 1,6 × 1,5 = 128575,70 рублей,
  • по старым тарифам до 2023 года: 4118 × 2 × 1,55 × 1,87 × 1,8 × 1,6 = 68751,49 рублей.

Но так как стоимость страховки ОСАГО в нашем примере не может быть больше, чем в 5 раз выше тарифа с территориальным коэффициентом и коэффициентом недостоверных сведений, то получаем такой правильный расчёт:

  • по новым тарифам 2023 года: 4942 × 2 × 1,5 × 3 = 44478 рублей,
  • по старым тарифам до 2023 года: 4118 × 2 × 3 = 24708 рублей.

Просто нереальная, но тем не менее, законная сумма по новым тарифам ОСАГО.

Расчёт для опытного водителя

Настало время хороших новостей и минимальных цен на ОСАГО. Для третьего примера берём жителя малого населённого пункта Бурятии (коэффициент региона проживания – 0,6) с автомобилем Renault Logan мощностью 80 л.с. (коэффициент мощности – 1,1) и с ограниченным полисом на 1 год, куда вписан только он, и которому 55 лет, из них 25 лет водительского стажа и 15 лет без аварий (КБМ=0,5).

В итоге получаем следующий расчёт:

  • по новым тарифам 2023 года: 4942 × 0,5 × 0,6 × 0,96 × 1 × 1,1 × 1 = 1565,63 рублей,
  • по старым тарифам до 2023 года: 4118 × 0,5 × 0,6 × 1 × 1,1 × 1 = 1358,94 рублей.

Как видим из примеров выше, как для самых опытных и безаварийных водителей, так и для нарушающих и неопытных молодых автовладельцев страховка ОСАГО после изменений 2023 года подорожала. Другие дело, что, по сравнению со старыми тарифами, для неопытных она растёт гораздо больше.

Изменения в ОСАГО в 2023 году — новые тарифы

Начало 2023 года ознаменовано изменениями в тарифах полиса ОСАГО. Коррективы затронули КБМ, базовую стоимость, коэффициент возраста и стажа. С 9 января 2023 года ценовой коридор полиса ОСАГО расширился. Смещение произошло на 20% вверх и вниз. Ряд автовладельцев сможет рассчитывать на снижение стоимости. Для иных граждан нововведение повлечет за собой повышение цены ОСАГО.

Нормативная база

Об изменениях сообщил Банк России. 29 декабря 2024 года на официальном сайте ЦБ РФ был опубликован проект Указания №53241, закрепивший все коррективы. Нормативно-правовой акт вступил в силу 9 января 2023 года.

Что изменилось в тарифах ОСАГО?

В первую очередь изменения затронули базовую ставку тарифов ОСАГО. Она может различаться в зависимости от категории транспортных средств. В нормативно-правовом акте указано максимальное и минимальное значение. Компания получает право самостоятельно установить значение показателя в определённых законом рамках.

Коррективы повлекли за собой расширение ценового коридора полисов ОСАГО. Минимальные и максимальные показатели сместились на 20%. Повышение не затронет владельцев мотоциклов и мотороллеров. Для этой категории транспортных средств базовый тариф снизился на 10,9%.

Ценовые коридоры полисов ОСАГО с 9 января 2023 года.

Снижается также верхняя граница для легковых автомобилей юридических лиц на 5,7 процента, до 2058 – 2911 рублей. Для таксистов тарифный коридор расширяется в обе стороны и составит от 4110 до 7399 рублей.

Как изменилась цена полиса ОСАГО?

Изначально кажется, что базовая ставка практически не изменилась. Однако страховщики стремятся устанавливать максимальные тарифы. Нововведения способны привести к тому, что стоимость полисов ОСАГО возрастет на 20%.

Последующим планируется законодательное регулирование конкретного значения цен на страховки. Так, если автовладелец использует услуги одной компании, стоимость может быть снижена. Однако это лишь предложение. Нормативно-правовыми актами оно не закреплено.

Что станет с КБМ в 2023 году?

Коэффициент бонус-малус позволяет привязать стоимость страховки к соблюдению ПДД и стилю вождения гражданина. Путешествуя без аварий, гражданин сможет получить скидку. Ее размер доходит до 50%. Если лицо оказалось в аварии по своей вине, с 9 января 2023 году показатель повышает стоимость полиса ОСАГО. В результате цена может возрасти на 145% от стандартной.

Ранее КБМ менялся в момент продления полиса. Теперь показатель рассчитывается на год. Коэффициент закрепляется за отдельным человеком. До внесения изменений расчет производился для хозяина авто и водителя. В результате коррективы показателя при аварии могли затронуть всех лиц, которые были вписаны в полис.

Расчет КБМ не совпадает с классическим началом календарного года. Планируется, что отчетный период расчета КБМ по новым правилам начнется 1 апреля 2023 году и продлится до 31 марта 2023 года. Затем произойдет обновление показателя. Гражданин сможет получить скидку, или КБМ повысится, если в течение года водитель стал участником аварии по своей вине.

При этом не учитывается, когда был заключён договор ОСГАО. В указании ЦБ РФ не говорится, в какой момент происходит пересчет КБМ. Пока не понятно, будет ли осуществляться действие автоматически при наступлении 1 апреля 2023 года, или данные обновят в момент обращения в страховую компанию для приобретения полиса. Вопросы остаются и об изменении коэффициента в случае, когда лицо в предыдущем периоде не заключило ни одного договора. Коэффициент бонус-малус будет рассчитываться по старым правилам до 1 апреля 2023 года.

Увеличение коэффициента для полисов ОСАГО без ограничений

Водитель имеет право приобрести открытую страховку. Она не предполагает указания конкретного перечня лиц, которые допускаются до управления транспортным средством. Обычно такие автомобили используются для ведения бизнеса. Для страховщика предоставление такого полиса ОСАГО — дополнительный риск. Поэтому стоимость страховки выше классической. С 9 января 2023 году расчёт цены производится с учётом КО — коэффициента для полиса без ограничений.

Коррективы приведут к повышению показателя. Он возрастет до 1,87. Ранее коэффициент составлял 1,8. Это отразится на цене ОСАГО, повысив стоимость страховки без ограничений на 4%. Однако изменения затронут только автовладельцев, не имеющих статус юридических лиц.

Новые правила расчета коэффициента возраста и стажа для ОСАГО с 9 января 2023 года

В 2023 году цена страховки зависит от возраста водителя и его стажа. Чем опытнее человек, тем дешевле обойдётся покупка полиса ОСАГО. Возраст и стаж учитывается при помощи коэффициента КВС. Показатель затронули существенные изменения.

Возраст автовладельца (количество лет)

Увеличивается градация по возрасту и стажу. Сам коэффициент претерпел следующие изменения:

  1. Для лиц младше 22 лет, которые получили права менее 3 лет назад, показатель повысился. Изначально он составлял 1,8. Теперь при расчёте учитывается коэффициент 1,87.
  2. Если человек старше 30 лет имеет опыт вождения 10 лет, можно рассчитывать на небольшую скидку. Коэффициент снизился на 0,04. Изначально он устанавливался на уровне единицы. Теперь показатель составляет 0,96.

Ознакомившись с таблицей, водитель может счесть изменения несущественными. Чтобы лучше разобраться в особенностях влияния коэффициента на стоимость полиса ОСАГО, рекомендуется изучить пример. Допустим, гражданину исполнилось 18 лет. Он сразу же сдал на права, обзавелся автомобилем и приобрёл ОСАГО.

Из вышеуказанного примера видно, что в течение 13 лет гражданин переплатил практически половину стоимости страхового полиса. После этого стаж гражданина позволяет ему получить скидку в 4%. Расчет будет производиться с учётом КВС 0,96. В результате в течение следующих 13 лет лицо сможет вернуть переплату. С 43 лет наступает экономия. Стоимость полиса снижается на 4% в год.

С 9 января 2023 года изменения коснулись и порядка определения водительского стажа. В законе говорится, что показатель будет рассчитываться, начиная с момента получения права на вождение авто определенной категории. Ранее стаж был общим. Это означало, что он определялся с учётом даты самой ранней открытой категории. Допустим, в 19 лет гражданин получил права на управление ТС категории B. Затем в 40 лет человек сдал на права категории C. Считалось, что его в стаж составляет 21 год.

С 2023 года показатель рассчитывается отдельно для каждой категории. В вышеуказанном примере стаж водителя на грузовик составит 0 лет. В учет принимается и дата, указанная в правах. Так, если водительское удостоверение было получено 1 мая 2024 года, считается, что стаж гражданина составит один год не 1 января 2023 года, а 1 мая.

Коэффициент безаварийного вождения

Показатель рассчитывается при помощи таблицы, закреплённой в ФЗ №40 Об ОСАГО. Она фактически не изменилась. Производя расчёт КБМ, страховщик принимает во внимание каждое возмещение и компенсационную выплату.

Если коэффициент не соответствует информации, которая содержится в АИС ОСАГО, используется скорректированный показатель за весь период действия договора, в течение которого применялись некорректные данные. Если говорить простыми словами, страховщик установит минимальный из значений коэффициента. Ранее возникла путаница.

Если гражданин впервые приобретает страховку, значение КБМ устанавливается на уровне 1. Определение показателя выполняется ежегодно. Его устанавливают на период с 1 апреля по 31 марта следующего года.

Пример расчета стоимости полиса ОСАГО по новым правилам

Формула расчёта ОСАГО закреплена в ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года Об Автогражданке. Она имеет следующий вид:

Стоимость ОСАГО = Базовый тариф х КТ х КБМ х КВС х КО х КН х КМ

При расчёте используются следующие коэффициенты:

1. КТ — коэффициент территории. Показатель устанавливается для местности, в которой зарегистрирован автомобиль.

Чем больше транспортных средств ездит по дорогам региона, тем выше показатель. Это связано с повышением риска попадания в аварию.

2. КБМ — коэффициент бонус-малус. Зависит от количества аварий, произошедших по вине водителя в течение отчётного периода. Показатель может снижать стоимость страховки или приводить к повышение цены. Определение значения выполняется в соответствии с закреплённой законодательством таблицей.

3. КВС — коэффициент возраста и стажа. Чем младше автолюбитель, тем выше риск оказаться в аварии. Шанс наступления страхового случая зависит и от количества лет, в течение которых лицо имеет право управлять автомобилем.

4. КО — коэффициент ограниченного использования. Зависит от количества лиц, имеющих право управлять транспортным средством.

5. КН — коэффициент нарушений. Показатель предусмотрен статьей 9 ФЗ Об ОСАГО.

6. КМ — коэффициент мощности. Зависит от силы двигателя автомобиля.

Закон определяет стоимостный коридор, в рамках которого страховая компания имеет право устанавливать базовый тариф. На практике организация практически всегда используют максимальный показатель. ОСАГО считается убыточным видом страхования. Таким образом компании стремятся компенсировать возможные расходы.

Чтобы разобраться с ценой полиса ОСАГО по новым тарифам 2023 года, рекомендуется изучить пример. Лучше смотреть сразу на три категории водителей:

  • среднестатистического гражданина, владеющего бюджетным транспортным средством;
  • молодого автолюбителя, недавно купившего мощную машину;
  • опытного пожилого человека, использующего маломощный автомобиль.

Реформирование ценового коридора тарифов ОСАГО 2023 года проводилось для того, чтобы повысить стоимость полиса для начинающих водителей и снизить для опытных. Лица, соблюдающие ПДД, также могут рассчитывать на скидку. Изучение примеров позволяет понять, удалось ли законодателям добиться поставленных целей.

Допустим, что в первом примере среднестатистический гражданин проживает в городе Сочи. Для этого региона установлен КТ на уровне 1,2. У человека имеется в собственности автомобиль Kia Rio. Мощность транспортного средства составляет 107 лошадиных сил. КМ будет установлен на уровне 1,2. Водитель приобрёл ограниченный полис на один год. В страховку вписан только хозяин машины. Ему исполнилось 30 лет. Из них 5 лет у человека имеются водительские права. Безаварийный стаж составляет 3 года. КБМ был установлен на уровне 0,85. Страховщик установил максимальную базовую ставку. Такое явление на практике самое распространённое. В результате стоимость полиса по новым тарифам ОСАГО 2023 года составит:

  • старый тариф — 4118×1,2×0,85×1×1×1,2 = 5040,43 рублей;
  • новый тариф — 4942×1,2×0,85×1×1,04×1,2×1 = 6290,97 рублей.

Решающее значение играет базовый коэффициент. Его повышение на 20% привело к незначительному росту стоимости полиса ОСАГО.

Рассмотрим другой пример. Допустим, молодой водитель из Москвы приобрёл автомобиль BMW X5 мощностью 420 лошадиных сил. КРП составляет 2, а КМ — 1,6. Допустим, гражданин приобрел неограниченный полис сроком на один год. Водителю исполнился 21 год. Из них 2 года лицо имеет право управлять транспортным средством. В прошлом году молодой водитель оказался в аварии. Его признали виновником происшествия. В результате КБМ установили на уровне 1,55. Дополнительно присутствовало нарушение ФЗ 40 об ОСАГО. Гражданин предоставил недостоверные сведения в страховую компанию, что повлекло за собой занижение стоимости. В результате цена страховки составит:

  • старый тариф — 4118×2×1,55×1,8×1,6 = 36765,5 рублей;
  • новый тариф — 4942×2×1,55×1,87×1,6×1,5 = 68757,05 рублей.

Сумма огромна. Однако страховщик имеет право требовать ее предоставление.

Представим, что третий водитель проживает в Бурятии в небольшом населенном пункте. Крп для этой местности составляет 0,6. У гражданина имеется автомобиль Renault Logan, мощность которого составляет 80 лошадиных сил. КМ установлен на уровне 1,1. Был куплен ограниченный полис ОСАГО сроком на один год. В документ вписан хозяин автомобиля. Ему 55 лет. Из них гражданин управляет транспортным средством 25 лет. Водителю удалось провести без аварий 15 лет. КБМ установлен на уровне 0,5. Чтобы купить полис, потребуется заплатить:

  • старый тариф — 4118×0,5×0,6×1×1,1×1 = 1358,94 рублей;
  • новый тариф — 4942×0,5×0,6×0,96×1×1,1×1 = 1565,63 рублей.

Из вышеуказанных примеров видно, что стоимость страховки повышается как для опытных автолюбителей, соблюдающих правила дорожного движения, так и для молодых водителей, нарушающих действующие нормы. Можно говорить о том, что в 2023 году полис подорожал. Сложнее всего придётся неопытным автолюбителям. Для них стоимость полиса может возрасти практически вдвое.

На 2023 год на территории нескольких регионов РФ запланирован запуск пилотного проекта по выявлению автовладельцев, пренебрегающих необходимостью в покупке ОСАГО. Выполнять процедуру будут не сотрудники МВД, а новые видеофиксаторы. Они оборудованы интеллектуальной системой обработки информации. В ФЗ №40 говорится, что отсутствие ОСАГО или нарушение в процессе его оформления влечет за собой наложение штрафа. Норма действует в отношении всех категорий граждан.

Исключение составляют автомобили, которые были получены в собственность менее 10 суток назад. Этот факт должен утверждать соответствующий документ. В 2023 году установлены следующие штрафы за пренебрежение необходимостью в покупке ОСАГО — 500 руб, если страховка присутствует, но оформлена с нарушениями, или 800 руб, если полис не куплен. Штраф взимается с гражданина каждый раз, когда он оказывается в зоне действия камеры. Взыскание может возрасти до 8000 руб. Сегодня законопроект об ужесточении наказания рассматривается в Госдуме.

Допустимо снижение размера штрафа. Для этого нужно внести денежные средства в течение 20 суток с момента наложения взыскания. Проще всего оформить страховку, используя проверенные ресурсы и обращаясь непосредственно к страховщику. Если полис ОСАГО оформляется через интернет, предусмотрена отсрочка. Электронный документ начнет действовать лишь через 3 дня с момента покупки. Это исключает возможность оформления ОСАГО после ДТП. Ранее подобные прецеденты наблюдались.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector