Президентом РФ утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2024 годы Консультант Плюс

Президентом РФ утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2024 — 2023 годы

Мероприятия, предусмотренные Национальным планом, направлены на решение следующих основных задач:

совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;

обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;

совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;

систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;

Для решения поставленных задач Национальный план предусматривает конкретные направления деятельности для Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Верховного Суда РФ, Счетной палаты РФ, Банка России и прочее.

В частности, Правительству РФ необходимо в числе прочего:

до 1 ноября 2024 г. внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих:

распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

до 1 февраля 2023 г. представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением;

до 1 марта 2023 г. разработать критерии, согласно которым несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным правонарушениям, а также представить предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение указанных запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания;

подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов;

рассмотреть вопросы и подготовить предложения, в частности, о целесообразности:

установления требования, направленного на недопущение возникновения конфликта интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);

установления обязанности участника закупки представлять заказчику декларацию об отсутствии факта привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и обязанности заказчика проверять соответствие участников закупки такому требованию при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в случае если начальная (минимальная) цена контракта составляет соответственно 50 млн. рублей и 5 млн. рублей;

установления запрета на осуществление закупок у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или) контролирующие лица которых зарегистрированы в оффшорных зонах;

установления обязанности заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договоров при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

установления административной ответственности:

юридического лица, его должностных лиц — за осуществление закупки с нарушением требований, предусмотренных пунктами 7.1 и 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

юридического лица — за предоставление заведомо ложных сведений о непривлечении его в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, Правительством РФ должен быть разработан механизм, позволяющий государственным и муниципальным заказчикам получать в автоматизированном режиме сведения о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также рассмотрены вопросы о совершенствовании порядка привлечения иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ, к административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ о противодействии коррупции независимо от места совершения коррупционного правонарушения.

Национальный план противодействия коррупции на 2023 – 2023 годы

Президент Владимир Путин утвердил национальный план противодействия коррупции на 2024–2023 годы. Соответствующий указ, подписанный 29 июня, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Подписанный главой государства документ обязывает руководителей федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов обеспечить реализацию всех предусмотренных мероприятий по борьбе и противодействию коррупции. В указе также содержатся рекомендации Совету Федерации, Государственной думе, Верховному суду, Счетной палате, Центробанку и Центральной избирательной комиссии обеспечить реализацию этого национального плана.

Следить за выполнением всего комплекса мероприятий будет специально созданная рабочая группа. «Президиуму Совета при президенте РФ по противодействию коррупции образовать рабочую группу по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции», — говорится в указе.

Указ вступил в силу еще накануне, 29 июня, с момента подписания.

Среди мер, которые утвердил Путин, — усовершенствование системы запретов, ограничений и требований, которые установлены для противодействия коррупции. До 1 ноября кабмин должен будет внести в Госдуму законопроекты, которые предусматривают «распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции».

В инициативах правительства должны содержаться предложения по совершенствованию мер ответственности за несоблюдение запретов, ограничений и требований, которые установлены в целях противодействия коррупции. Также глава государства потребовал от кабмина усовершенствовать порядок получения подарков отдельными категориями работников.

До 1 февраля 2023 года правительству поручили представить предложения по внесению в действующее российское законодательство изменений, которые предусматривают случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований «вследствие обстоятельств непреодолимой силы» не является правонарушением.

Президентский совет по противодействию коррупции работает с 2008 года. В него входят помощники президента Анатолий Серышев и Дмитрий Шальков, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин и другие. В задачи совещательного органа входит подготовка предложений главе государства, которые связаны с противодействием коррупции в стране.

По подсчетам Генпрокуратуры, за 2016–2017 годы ущерб от коррупции в России составил 148 млрд руб. Как отметил глава надзорного ведомства Юрий Чайка, из этой суммы коррупционеры добровольно погасили 11 млрд руб., еще 78 млрд руб. было изъято в пользу государства. По данным британской консалтинговой компании Ernst & Young за 2017 год, Россия занимает 16-е место по уровню коррумпированности бизнеса среди стран региона EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка).

Комментарий Председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева в связи с утверждением Национального плана противодействия коррупции на 2024 – 2023 годы

Утвержденный Президентом Российской Федерации 30 июня текущего года Национальный план противодействия коррупции на 2024 – 2023 годы стал шестым по счету. Напомню, что впервые этот программный документ, определяющий основные стратегические направления развития государственной антикоррупционной политики на два последующих года, был принят в 2008 году. Именно данный период стал переломным в историческом становлении антикоррупционного законодательства в России.

Если до этого периода борьба с коррупцией, в основном, велась так называемыми карательными средствами воздействия (уголовной и административной ответственностью), то с 2008 года в российское законодательство начали внедряться такие передовые мировые институты, как предупреждение и урегулирование конфликта интересов, контроль за доходами, а позже и за расходами чиновников, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и другие. Вектор развития государственной антикоррупционной политики на этом этапе сместился в сторону профилактики коррупции. За короткий период времени была сформирована система обязанностей, ограничений и запретов для лиц, замещающих должности в органах государственной власти, местного самоуправления, которая позже была распространена и на руководство коммерческих и некоммерческих организаций с участием государства.

Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы закрепил эту работу на более высоком уровне. В нем были заложены основы качественно нового направления развития антикоррупционной политики – формирование в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции. Предполагается, что законопослушное поведение все более будет достигаться не за счет системы правовых ограничений и запретов, а тем более ответственности, а посредством осознанной внутренней мотивации каждого участника антикоррупционного процесса, его антикоррупционного правосознания, которое априори отвергает всякие коррупционные проявления. Причем такое правосознание будет формироваться не только внутри самой системы государства, то есть у его должностных лиц, но и во вне – в масштабах всего российского общества.

Национальный план противодействия коррупции на 2024 – 2023 годы предполагает дальнейшее проведение этой идеи в жизнь. В частности, в нем содержатся поручения разработать механизм предоставления грантов организациям, достигшим наиболее значимых результатов в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции (пункт 23). Кроме того, предусмотрено привлечение специалистов для качественного повышения эффективности социальной рекламы, способствующей формированию в обществе неприятия всех форм коррупции, а также для поиска оптимальных форм и методов воздействия на различные слои населения в целях формирования негативного отношения к данному явлению (пункт 26).

В целях изучения общественного восприятия (оценки) уровня коррупции в региональном разрезе главам субъектов Российской Федерации рекомендуется ежегодно проводить соответствующее социологическое исследование по методике, разработка которой поручается Правительству Российской Федерации.

Помимо этого, Национальный план определяет комплекс мер по антикоррупционному образованию должностных лиц, впервые принятых на работу и ежегодное повышение квалификации лиц, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Особое внимание в рамках обозначенного направления деятельности уделяется формированию антикоррупционного правосознания бизнес сообщества. В частности, с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ведущих общероссийских общественных организаций и объединений предпринимателей предполагается продолжить проведение ежегодного исследования, определяющего отношение предпринимательского сообщества к коррупции (так называемый «бизнес-барометр коррупции»), всероссийские акции, направленные на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, комплаенса, антикоррупционных кодексов и тд.

Особое внимание в документе уделяется вопросам повышению прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе за счет установления обязательного общественного обсуждения закупок, в случае если начальная цена контракта составляет 50 млн. рублей, а минимальная 5 млн. рублей. Это позволит существенно усилить общественный контроль за такими закупками.

Национальным планом предусматривается также и комплекс мер, направленных на защиту самих предпринимателей от злоупотреблений и произвола со стороны отдельных представителей власти, в том числе посредством незаконного уголовного преследования, заключения под стражу, ареста имущества, необоснованного применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по государственным контрактам неустоек (штрафов, пеней).

В Национальном плане нашла отражение также наметившаяся в последние годы тенденция по укреплению так называемой региональной вертикали власти в области противодействия коррупции. В рамках ее в этом году был принят закон, устанавливающий обязанность глав субъектов Российской Федерации осуществлять проверку достоверности и полноты сведений о доходах муниципальных служащих и инициировать досрочное прекращение их полномочий в случае выявления соответствующих нарушений законодательства. В развитие этой концепции планом предусматривается рассмотрение главами регионов вопроса о повышении самостоятельности региональных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе возможность их преобразования в самостоятельные государственные органы субъектов Российской Федерации, подчиненные непосредственно высшим должностным лицам регионов (подп. «в» пункта 3).

Как уже было отмечено, основные антикоррупционные обязанности, ограничения и запреты для должностных лиц были установлены в 2008 году. Однако процесс их точной настройки продолжается до настоящего времени.

Не стал исключением и новый План противодействия коррупции. Им, в частности, предусматривается поручение о рассмотрении возможности расширения видов имущества, подлежащего обращению в доход Российской Федерации, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения на законные доходы, за счет денежных средств, предметов роскоши и иных ценностей. Сейчас этот перечень ограничивается недвижимым имуществом, ценными бумагами и транспортными средствами (подп. «а» пункта 17).

В Национальном плане особое внимание уделяется также вопросам совершенствования института предупреждения и урегулирования конфликта интересов. В частности, лица, претендующие на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, будут дополнительно сообщать информацию о супругах своих братьев и сестер и братьях и сестрах своих супругов в целях выявления возможного конфликта интересов (подп. «б» пункта 6).

Помимо этого, Федеральному Собранию Российской Федерации рекомендуется рассмотреть вопрос об установлении ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Введение такой ответственности позволит обеспечить единообразие антикоррупционных требований и стандартов вне зависимости от уровня должностного положения лиц, подлежащих антикоррупционному контролю.

Учитывая, что институт конфликта интересов предполагает ряд оценочных суждений, планом предусматривается подготовка обзора практики применения соответствующего законодательства каждые шесть месяцев. Этот обзор будет рассылаться в заинтересованные федеральные государственные органы и организации для учета в работе.

Также Национальный план содержит комплекс мер, направленных на дальнейшее совершенствование оснований ответственности за коррупционные правонарушения. В целях более последовательной реализации принципа справедливости наказания, учета при его назначении социальной опасности самого деяния, предполагается:

— регламентировать случаи несоблюдения антикоррупционных запретов, ограничений и требований вследствие обстоятельств непреодолимой силы,

— разработать критерии, определяющие малозначительность правонарушения,

— определить перечень обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность при применении взыскания за коррупционные правонарушения (подп. «в, г» пункта 1).

Национальным планом предусматривается дальнейшее внедрение современных информационных технологий в сферу противодействия коррупции.

Еще в Послании Федеральному Собранию 2024 года Президент Российской Федерации отметил, что цифровизация всей системы государственного управления, повышение её прозрачности, – это мощный фактор противодействия коррупции.

В связи с этим, с 1 января 2023 года предполагается полный переход на специальную автоматизированную систему декларирования «Справки БК» (подп. «в» пункта 17). Также предусматривается рассмотрение вопроса о создании и внедрении единой информационной системы для осуществления информационного взаимодействия государственных органов в целях противодействия коррупции (пункт 19).

Генеральную прокуратуру предполагается наделить полномочиями по ведению реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности в соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ (дача незаконного вознаграждения от имени и в интересах юридического лица). Эти данные также будут размещаться в единой информационной системе в сфере закупок для учета при отборе участников.

Особое внимание в Национальном плане уделяется вопросам контроля за его реализацией. В частности, Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции поручается сформировать соответствующую рабочую группу, которая ежегодно будет рассматривать доклад о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

Важным для Комитета по безопасности и противодействию коррупции является посыл о систематизации законодательства Российской Федерации в сфере противодействии коррупции (подп. «в» пункта 37). В настоящее время эта отрасль законодательства несколько разрозненна. Ее положения разбросаны более, чем по ста законодательным актам, как отраслевой, так и межотраслевой принадлежности. Зачастую эти нормы не согласуются между собой. Систематизация этого законодательства в соответствии с едиными требованиями и положениями Конституции Российской Федерации позволила бы поднять антикоррупционную деятельность в государстве на более высокий уровень.

Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции до 2023 года

МОСКВА, 30 июня. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Национальный план противодействия коррупции на 2024-2023 годы. Соответствующий документ опубликован в субботу на портале правовой информации.

«Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2024-2023 годы», — говорится в указе президента.

Следить за выполнением плана будет специальная рабочая группа.

«Президиуму Совета при президенте РФ по противодействию коррупции образовать рабочую группу по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции», — говорится в указе главы государства. В документе уточняется, что доклад рабочей группы должен рассматриваться ежегодно.

Усовершенствование антикоррупционных стандартов

Президент поручил правительству усовершенствовать систему запретов, ограничений и требований, установленных для противодействия коррупции.

Как говорится в Национальном плане противодействия коррупции, кабинет министров должен до 1 ноября 2024 года внести в Госдуму «проекты федеральных законов, предусматривающих: распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции». Также проекты законов должны предусматривать «совершенствование антикоррупционных стандартов для работников, замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях), государственных внебюджетных фондах и публично-правовых компаниях, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также введение антикоррупционных стандартов для работников хозяйственных обществ, учреждаемых и (или) контролируемых государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями».

Проекты законов должны содержать «совершенствование мер ответственности в отношении лиц, замещающих в порядке назначения государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, за несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции». Отдельно Путин потребовал усовершенствовать порядок получения подарков отдельными категориями работников.

Еще один блок поправок в законодательство глава государства указал представить до 1 февраля 2023 года. В них, в частности, должны быть определены «случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением». Кабмину следует разработать критерии, по которым «несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным правонарушениям». Глава государства ждет и «предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания».

Привлечение депутатов к ответственности

Владимир Путин рекомендовал парламенту «до 1 декабря 2024 года рассмотреть вопрос об установлении и законодательном закреплении порядка привлечения к ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции».

В нацплане также рекомендовано Верховному Суду «подготовить предложения по совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, возникающего при исполнении судьями своих полномочий, в том числе при рассмотрении дел с участием граждан и юридических лиц, с которыми судья, его близкие родственники или свойственники связаны финансовыми или иными обязательствами».

Путин будет лично принимать от Генеральной прокуратуры информацию о результатах проверок соблюдения государственными и муниципальными служащими требований законодательства о предотвращении конфликта интересов.

Президент поручил Министерству труда и социальной защиты в течение месяца «разработать методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за неприятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов». Также Минтруд вместе с Генпрокуратурой должны раз в полгода готовить обзор практики применения законодательства о предотвращении конфликта интересов и распространять его «среди заинтересованных федеральных государственных органов и организаций».

Предотвращение конфликта интересов госслужащих

Путин поручил правительству предпринять дополнительные меры для предотвращения конфликта интересов госслужащих. «Правительству РФ с участием Генеральной прокуратуры РФ и Верховного суда до 1 октября 2024 рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления дополнительных мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы», — говорится в документе.

Также кабмину с участием Генеральной прокуратуры надлежит «рассмотреть вопрос о целесообразности введения административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Правительство должно «подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов».

Кроме того, глава государства возложил на правительство проведение мониторинга того, как принимаются меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Усиление контроля за имуществом госслужащих

Власти РФ проработают вопрос о расширении перечня имущества госслужащих, которое подлежит изъятию в доход государства в случае, если не подтверждено приобретение его на законные доходы.

«Правительству РФ с участием Генеральной прокуратуры и Верховного суда РФ рассмотреть вопрос и подготовить предложения о расширении видов имущества, подлежащего обращению в доход Российской Федерации (включая денежные средства и иные ценности, предметы роскоши), если в отношении такого имущества не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы», — говорится в одном из пунктов Национального плана.

Кроме того, Генпрокуратуре с участием администрации президента и Верховного суда поручено подготовить законопроект, предусматривающий «установление контроля за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений коррупционной направленности, и последующее обращение в доход Российской Федерации имущества, обнаруженного при расследовании таких преступлений». По этому пункту доклад должен быть подготовлен до ноября текущего года.

Грантовая поддержка для организаций

Еще один раздел Национального плана посвящен просветительской и исследовательской работе в сфере противодействия коррупции. В нем, в частности, говорится о возможности грантовой поддержки организаций, «которые показали наиболее значимые результаты в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции». Одновременно с этим Минюсту и другим профильным ведомствам поручено провести мониторинг деятельности НКО, «уставами которых предусмотрено участие в противодействии коррупции, и проанализировать соответствие их деятельности заявленным целям».

В свою очередь, Минкультуры РФ должно будет поработать над привлечением «наиболее компетентных специалистов в области рекламы, СМИ и общественных связей для качественного повышения эффективности социальной рекламы, способствующей формированию в обществе неприятия всех форм коррупции», а также над поиском «форм и методов воздействия на различные слои населения в целях формирования негативного отношения к данному явлению». Доклад по этому пункту ожидается до 1 декабря текущего года, говорится в документе.

Общественные слушания

В документе также указано, что общественные слушания могут стать обязательными при осуществлении государственных закупок на сумму от 50 млн рублей и муниципальных закупок от 5 млн рублей.

Правительству РФ поручено подготовить предложения о целесообразности «проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в случае, если начальная (минимальная) цена контракта составляет соответственно 50 млн рублей и 5 млн рублей». Доклад по этому вопросу должен быть представлен кабмином до 1 февраля 2023 года.

Также, согласно Национальному плану, должен быть проработан вопрос о целесообразности введения запрета на привлечение к исполнению государственных и муниципальных контрактов компаний-субподрядчиков, подконтрольных чиновникам, ответственным за данные госзакупки, «а также их супругам, близким родственникам и свойственникам». Доклад по данному пункту ожидается до 1 сентября 2023 года. Кроме того, Генпрокуратура, согласно документу, может быть наделена полномочиями по ведению реестра компаний, привлекавшихся к ответственности по статье 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) с размещением этих данных в единой информационной системе госзакупок.

В разделе Национального плана противодействия коррупции на 2024-2023 годы, посвященном госзакупкам, содержатся поручения об установлении и других дополнительных требований к заказчикам и исполнителям, направленных на устранение возможных нарушений и конфликта интересов. Один из пунктов документа подразумевает также усиление контроля за деятельностью чиновников при осуществлении госзакупок «в целях исключения необоснованного применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) неустоек (штрафов, пеней)».

План противодействия коррупции на 2024-2023 годы

29 июня 2024 года Президент РФ утвердил принятый национальным собранием план по противодействию коррупции на 2024-2023 годы. В нем представлены и разработаны схемы действий для разных ветвей власти: законодательной и исполнительной.

Задачи НППК

Национальный план противодействия коррупции (НППК) предусматривает осуществление мероприятий, направленных на решение таких задач:

Перечень мероприятий

В целях исполнения поставленных задач Правительству РФ, кабинету Министров, Министерству труда, Минюсту, Федеральному собранию и генпрокуратуре предложены этапы, достижение которых поможет в реализации стратегии противодействия коррупции.

В 2024 году произошло введение ограничительных мер в отношении деятельности некоторых сотрудников, занимающих замещающие должности призванные отслеживать исполнение антикоррупционного законодательства.

Установлен перечень должностных лиц федеральных органов госвласти, ответственных за разработку и реализацию НППК.

КабМин определил методику проведения социологических исследований для анализа мер исполнения противодействия коррупции и внедрение антикоррупционных схем во всех субъектах Федерации.

Стратегия направления для Правительства РФ в период 2023 года:

  1. Февраль — сформулировать те обстоятельства непреодолимой силы, наступление которых не повлечет признание правонарушения в области НППК, включение этого перечня в законодательный проект.
  2. Март – отобрать критерии, неисполнение которых будет признано правонарушением антикоррупционного плана. Обоснование и выбор меры пресечения в отношении сотрудника допустившего правонарушение или группы должностных лиц, и какие будут применяться наказания: увольнение, штраф или заключение под стражу. Также определить перечень отягчающих и смягчающих обстоятельств при несоблюдении госзапретов и ограничений.
  3. Внести в собираемые госслужбами анкетные данные на сотрудников, претендующих на государственные должности муниципального или федерального уровня, сведений о ближайших родственниках: родителях, супругах, братьях, сестрах, детях, сфера деятельности которых может привести к возникновению конфликта государственных и личных интересов.
  4. Предоставить в июле отчета о реализации антикоррупционной стратегии в сфере госзакупок товаров, работ и услуг.
  5. Проводить открытые слушания про формировании пакета закупок: под госнужды в размере от 50 млн рублей; нужды муниципалитетов от 5 млн руб.

Генеральная прокуратура, начиная с февраля 2023 года, обязана ежегодно информировать председателя президиума о действиях и проводимых мероприятиях правоохранительными органами в целях выявления коррупционных схем, и о примененных наказаниях ко всем участникам и должностным лицам.

Правительству РФ надлежит проводить ежегодный мониторинг с предоставлением отчета 01.09.2023 об эффективности мер в сфере исполнения национального плана противодействия коррупции и урегулирования возникающего в процессе исполнения конфликта интересов сторон.

Генпрокуратуре поручено составить план проведения проверок соблюдения законодательства в части противокоррупционной политики и урегулирования прав сторон.

Высшим должностным лицам федеральных субъектов надлежит усилить контроль над антикоррупционной стратегией страны и предоставлять ежегодную отчетность 1 февраля за предыдущий отчетный период. Итоговый отчет по исполнению НППК предоставляется 01.12.2023г.

Министерству труда в тесном сотрудничестве с генпрокуратурой следует раз в полгода 15 марта и 15 сентября предоставлять доклад об урегулировании вопросов конфликта интересов сторон, возникающих в процессе реализации противокоррупционного законодательства и НППК.

Один из разделов нац плана противодействия коррупции на 2024-2023 год посвящен просветительской работе и возможности получения гранта для этих целей. Популяризация и проведение исследований для определения эффективности правовой грамотности населения, научное сопровождение антикоррупционного просвещения будут поддержаны на государственном уровне. Также инициировано привлечение научной элиты ведущих экономических и юридических вузов для правовой экспертизы сформулированных актов по противодействию коррупции в РФ.

Владимир Путин утвердил национальный план противодействия коррупции до 2023 года: видео

План противодействия коррупции на 2024-2023 годы

Еще неизвестно, под каким официальным лозунгом пройдет в Российской Федерации будущий год. Зато неофициально его можно назвать началом периода массовой борьбы с коррупцией. Оказывать противодействие именно этому негативному и разлагающему общество явлению неоднократно призывал лично Президент страны В.В. Путин. В ближайшее время он должен будет подписать уже 6 по счету документ с планом мероприятий, призванных обезопасить государство и нацию от взяточничества вплоть до 2023 года.

Новые тенденции

Начиная с 2017 года, в антикоррупционном законодательстве произошли некоторые существенные изменения. Например, большая доля ответственности легла на лиц, исполняющих обязанности руководителей субъектов. От глав республик, краев, областей и губернаторов потребовали в жестком порядке контролировать все имущественные взаимоотношения, существующие в среде их подчиненных, а при выявлении каких-либо сомнительных, недостоверных или неполных данных – в срочном порядке обращаться в вышестоящие инстанции. В заявлении необходимо требовать или отстранения человека от службы, или применения к нему другого вида дисциплинарного наказания в случае подтверждения факта преступления полномочий.

Согласно разрабатываемому национальному плану противодействия коррупции на 2024-2023 годы, впредь каждое уволенное лицо, не оправдавшее возложенного на него доверия, окажется внесено в специальный информационный перечень. Его создание предусматривается новой статьей №15, которая уже появилась в федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Чиновники будут включаться в реестр сроком на 5 лет, а сам он совсем скоро заработает на базе официальных Интернет-ресурсов Правительства.

Очевидно, что политика разделения ответственности по регионам сохранится и даже упрочится. Это связано с тем, что во многих населенных пунктах страны сегодня происходит обновление административного аппарата, и на смену старым служащим приходят молодые и полные сил люди, которые должны иметь в виду: впредь за повторение ошибок своих предшественников и укрывательство незаконных действий подчиненных они будут отвечать в несколько раз серьезнее.

Теперь им понадобится предоставлять максимально полные сведения о материальном состоянии коллег и учитывать в справках «презенты», ценности, полученное в наследство имущество и другие доходы, которые были переданы последним на безвозмездной основе. Такое нововведение, упомянутое в Указе Президента РФ от 19.09.2017 №431, по-видимому, связано с опасением властей потерять в результате разворовывания около 440 млрд. рублей, которые планируют высвободить в ходе реструктуризации долга.

Качественно расширятся полномочия надзорных и контролирующих организаций. Так, Управление Президента по вопросам коррупции (УПК) теперь сможет напрямую заказывать выписки с информацией, касающейся финансовой деятельности физических и юридических лиц, у Росфинмониторинга, в то время как раньше орган мог осуществлять эту процедуру лишь через посредников. Сегодня представители ведомства также занимаются подготовкой специальных «методичек» – унифицированных материалов консультативного характера, призванных помочь главам регионов, особенно тем, которые только заняли свои посты, разработать грамотную систему мероприятий для правильной реализации общенационального проекта по искоренению взяточничества.

Это интересно! Пока публикации многих важных документов остается только дожидаться, любой желающий гражданин может ознакомиться с уже утвержденным планом Верховного суда по противодействию коррупции на 2024-2023 годы.

Антикоррупционная политика

11 января 2024 года также состоялось первая встреча членов Комитета по безопасности и противодействию коррупции. Здесь было высказано 3 идеи, 2 из которых имели практическую ценность для улучшения антикоррупционной политики. Со временем они могут превратиться в официальные нормативно-правовые акты.

Первый из рассматриваемых законопроектов №289749-7 особенно предлагался к принятию во 2 чтении представителям ГД РФ. Его суть, высказанная докладчицей Натальей Поклонской, заключалась в следующем: если в преступлении закона уличат сотрудника уголовно-исполнительного ведомства и будет решаться судьба о его увольнении, которого потребует обвинительный приговор суда, мера наказания не должна применяться при наличии факта последующей декриминализации данного деяния.

Второй законопроект №295951-7, предлагаемый к принятию в 1 чтении и представляемый заместителем председателя комитета Анатолием Выборным, касался нововведений в сфере уведомления судебных приставов-исполнителей об арестованных счетах недобропорядочных госслужащих. Чтобы оптимизировать передачу информации в этой области, властям необходимо упорядочить систему пересылки бумажных и электронных сообщений, а также разработать для них специальные стандарты.

  1. Федеральные государственные учреждения на предмет выявления того, следуют ли они антикоррупционным законам или нет.
  2. Соблюдение лицами, которые были уволены из властных учреждений из-за превышения должностных полномочий, предписаний и ограничений ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» при устройстве на новые места работы.
  3. Правдивость информации о доходах, расходах и докладов о профилактике взяточничества, которые предоставляют субъекты РФ и конкретные чиновники.
  4. Следование букве закона в случае распоряжения земельными участками, которые являются собственностью государства, и закупки медицинских лекарств и техники для обслуживания населения. То же распространяется и на организацию процесса оказания медпомощи в целом.

Путин выделил деньги на борьбу с коррупцией: видео

Национальный план противодействия коррупции на 2024-2023 годы предполагает создание IT-системы против воровства

Президент России Владимир Путин в минувшую пятницу подписал указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2024–2023 годы», который, в частности, предусматривает использование информационных технологий в деле противодействия воровству среди госслужащих.

Так, Федеральной службе охраны с участием администрации президента, правительства и иных заинтересованных федеральных государственных органов поручено рассмотреть вопрос о возможности создания и внедрения в администрации президента, иных федеральных государственных органах, региональных органах государственной власти информационной системы, «соответствующей требованиям информационной безопасности и сформированной на основе информационной системы в области противодействия коррупции, эксплуатируемой в администрации президента Российской Федерации, для осуществления информационного взаимодействия указанных органов в целях противодействия коррупции».

Указом также поручено правительству с участием Генеральной прокуратуры разработать механизм, позволяющий государственным и муниципальным заказчикам получать в автоматизированном режиме сведения о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Доклад о результатах исполнения необходимо представить до 1 февраля 2023 года.

Правительству совместно с заинтересованными органами власти поручено рассмотреть вопросы и подготовить предложения о целесообразности:

  • наделения Генеральной прокуратуры полномочиями по ведению реестра юридических лиц, привлечённых к административной ответственности в соответствии со статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также по определению сведений, подлежащих включению в названный реестр, и порядка их размещения в единой информационной системе в сфере закупок (доклад о результатах исполнения необходимо представить до 1 декабря 2024 года);
  • обеспечения условий для своевременного выявления заказчиком обстоятельств, свидетельствующих о возможности возникновения конфликта интересов, в том числе посредством межведомственного информационного взаимодействия (доклад о результатах исполнения необходимо представить до 1 июля 2023 года).

Путин утвердил план противодействия коррупции на 2024-2023 годы

Москва. 30 июня. INTERFAX.RU — Президент Владимир Путин своим указом утвердил «Национальный план противодействия коррупции на 2024-2023 годы» и определил порядок отчетности органов власти об исполнении мероприятий, предусмотренных данным планом.

Соответствующие документы размещены на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно Национальному плану, правительству поручено до 1 октября 2024 года разработать и утвердить методику оценки планов противодействия коррупции федеральных госорганов и эффективности реализации этих планов, а также установить порядок определения должностных лиц федеральных государственных органов, ответственных за разработку и реализацию политики в области противодействия коррупции. До 1 октября кабинету министров также нужно разработать и утвердить методику проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах РФ.

До 1 февраля 2023 года правительству поручено представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением, а до 1 марта 2023 года — разработать критерии, когда такое нарушение будет караться увольнением со службы или работы.

Генпрокуратуре поручено ежегодно до 1 марта информировать председателя президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции о результатах деятельности, осуществляемой правоохранительными органами, по борьбе с преступлениями коррупционной направленности.

До 1 сентября 2023 года правительству поручено представить доклад по мониторингу применения законодательства о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Генпрокуратуре поручено представить до 1 сентября 2023 года доклад о результатах проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Минтруду РФ поручено ежегодно до 15 марта представлять доклад о практике применения законодательства о противодействии коррупции в сфере урегулирования конфликта интересов.

Руководителям федеральных государственных органов и высшим должностным лицам субъектов РФ поручено обеспечить принятие мер по повышению эффективности контроля в этой сфере, доклад о результатах представлять ежегодно до 1 февраля. Итоговый доклад — до 1 декабря 2023 года.

Правительство должно представить до 1 июля 2023 года доклад по мерам по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

До 1 февраля 2023 года правительству РФ поручено подготовить предложения о расширении видов имущества, подлежащего обращению в доход Российской Федерации (включая денежные средства и иные ценности, предметы роскоши), если в отношении такого имущества не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

План также предусматривает совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц.

Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции до 2023 года

Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Национальный план противодействия коррупции на 2024–2023 годы.

Соответствующий документ опубликован в субботу.

«Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2024–2023 годы», — говорится в указе президента.

Следить за выполнением плана будет специальная рабочая группа.

«Президиуму Совета при президенте РФ по противодействию коррупции образовать рабочую группу по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции», — говорится в указе главы государства. В документе уточняется, что доклад рабочей группы должен рассматриваться ежегодно.

Президент поручил правительству усовершенствовать систему запретов, ограничений и требований, установленных для противодействия коррупции.

Как говорится в Национальном плане противодействия коррупции, опубликованном на официальном портале правовой информации, кабинет министров должен до 1 ноября 2024 внести в Госдуму «проекты федеральных законов, предусматривающих: распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции».

Также проекты законов должны предусматривать «совершенствование антикоррупционных стандартов для работников, замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях), государственных внебюджетных фондах и публично-правовых компаниях, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также введение антикоррупционных стандартов для работников хозяйственных обществ, учреждаемых и (или) контролируемых государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями».

Проекты законов должны содержать «совершенствование мер ответственности в отношении лиц, замещающих в порядке назначения государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, за несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции».

Отдельно Путин потребовал усовершенствовать порядок получения подарков отдельными категориями работников.

Еще один блок поправок в законодательство глава государства указал представить до 1 февраля 2023 года.

В них, в частности, должны быть определены «случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением».

Кабмину следует разработать критерии, по которым «несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным правонарушениям».

Глава государства ждет и «предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания».

Владимир Путин рекомендовал парламенту «до 1 декабря 2024 года рассмотреть вопрос об установлении и законодательном закреплении порядка привлечения к ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции».

В нацплане также рекомендовано Верховному Суду «подготовить предложения по совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, возникающего при исполнении судьями своих полномочий, в том числе при рассмотрении дел с участием граждан и юридических лиц, с которыми судья, его близкие родственники или свойственники связаны финансовыми или иными обязательствами».

Путин будет лично принимать от Генеральной прокуратуры информацию о результатах проверок соблюдения государственными и муниципальными служащими требований законодательства о предотвращении конфликта интересов.

Президент поручил Министерству труда и социальной защиты в течение месяца «разработать методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за неприятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов».

Также Минтруд вместе с Генпрокуратурой должны раз в полгода готовить обзор практики применения законодательства о предотвращении конфликта интересов и распространять его «среди заинтересованных федеральных государственных органов и организаций».

Путин поручил правительству предпринять дополнительные меры для предотвращения конфликта интересов госслужащих.

«Правительству РФ с участием Генеральной прокуратуры РФ и Верховного суда до 1 октября 2024 рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления дополнительных мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы», — говорится в документе.

Также кабмину с участием Генеральной прокуратуры надлежит «рассмотреть вопрос о целесообразности введения административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Правительство должно «подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов».

Кроме того, глава государства возложил на правительство проведение мониторинга того, как принимаются меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В документе также указано, что общественные слушания могут стать обязательными при осуществлении государственных закупок на сумму от 50 млн рублей и муниципальных закупок от 5 млн рублей.

Правительству РФ поручено подготовить предложения о целесообразности «проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в случае, если начальная (минимальная) цена контракта составляет соответственно 50 млн рублей и 5 млн рублей». Доклад по этому вопросу должен быть представлен кабмином до 1 февраля 2023 года.

Также, согласно Национальному плану, должен быть проработан вопрос о целесообразности введения запрета на привлечение к исполнению государственных и муниципальных контрактов компаний-субподрядчиков, подконтрольных чиновникам, ответственным за данные госзакупки, «а также их супругам, близким родственникам и свойственникам».

Доклад по данному пункту ожидается до 1 сентября 2023 года. Кроме того, Генпрокуратура, согласно документу, может быть наделена полномочиями по ведению реестра компаний, привлекавшихся к ответственности по статье 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) с размещением этих данных в единой информационной системе госзакупок.

В разделе Национального плана противодействия коррупции на 2024–2023 годы, посвященном госзакупкам, содержатся поручения об установлении и других дополнительных требований к заказчикам и исполнителям, направленных на устранение возможных нарушений и конфликта интересов.

Один из пунктов документа подразумевает также усиление контроля за деятельностью чиновников при осуществлении госзакупок «в целях исключения необоснованного применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) неустоек (штрафов, пеней)».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector