Проект федерального бюджета на 2020 — 2021 годы направлен в Госдуму Консультант Плюс

Проект федерального бюджета на 2020 — 2021 годы направлен в Госдуму

Основные характеристики федерального бюджета на 2020 год определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 105 820,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,3 процента (декабрь 2020 года к декабрю 2018 года)

На 2020 год прогнозируется общий объем доходов федерального бюджета в сумме 19 969 336 961,2 тыс. рублей, общий объем расходов — в сумме 18 037 246 116,4 тыс. рублей.

Основные характеристики федерального бюджета на 2020 год и на 2021 год определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 110 732,0 млрд. рублей и 118 409,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 3,8 процента (декабрь 2020 года к декабрю 2020 года) и 4,0 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года).

Прогнозируется общий объем доходов федерального бюджета на 2020 год в сумме 20 218 609 435,5 тыс. рублей и на 2021 год в сумме 20 978 007 777,8 тыс. рублей, расходов на 2020 год — в сумме 18 994 250 253,6 тыс. рублей и на 2021 год — в сумме 20 026 029 899,3 тыс. рублей.

Законопроектом, в числе прочего, предусматривается, что в 2020 году размер материнского (семейного) капитала, установленного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», останется на прежнем уровне и составит 453 026,0 рубля.

В 2020 году предлагается установить размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников в сумме 280 009,7 рубля.

С 1 января 2020 года предполагается установить размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, 1,043.

На 2020 год планируется установить величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 8 846,0 рубля.

Коэффициент индексации компенсации и ежемесячного пособия детям, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 6 Указа Президента РФ от 26 января 2012 года N 110 «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющим служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей» на 2020 год установлен в размере 1,043.

Госдума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2020 год

МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2020-2021 годов. Ко второму чтению проекта федерального бюджета поступило 676 поправок, из них 462 внесены правительством и 214 депутатами, сообщил ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что изменения нужны, чтобы «были реализованы национальные проекты и госпрограммы».

Средства на нацпроекты

На реализацию национальных проектов в течение шести лет удалось изыскать более 13 трлн рублей, напомнил глава думского комитета.

«После рассмотрения всех поправок мы можем констатировать, что на эту трехлетку, вот на те три года, на которые принимается бюджет (2020-2021 годы — прим. ТАСС), в рамках национальных проектов предлагается выделить 5 трлн 693 млрд 154 млн рублей», — отметил Макаров.

Самые большие расходы предусмотрены на нацпроект «Демография» — 1,6 трлн рублей.

На нацпроект «Здравоохранение» будет выделено 698 млрд рублей, на «Образование» — 362 млрд рублей, на «Жилье и городская среда» — 318 млрд рублей, на «Экологию» — 278 млрд рублей, на «Безопасные и качественные дороги» — 371 млрд рублей.

На нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» направят более 20 млрд рублей, на «Науку» — 135 млрд рублей, на «Цифровую экономику» — 409 млрд рублей, на «Культуру» — дополнительно почти 44 млрд рублей, на «Малое и среднее предпринимательство и поддержку индивидуальной предпринимательской инициативы» — почти 150 млрд рублей, на «Международную кооперацию и экспорт» — почти 285 млрд рублей.

Расходы в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры составят 1,031 трлн рублей.

Поддержка бизнеса

Согласно одобренным ко второму чтению изменениям в проект бюджета, в 2020-2021 годах более чем на 1 млрд рублей будет увеличен взнос в уставной капитал Корпорации МСП. В предстоящие три года на эти цели планируется выделить средства в размере 4,045 млрд рублей.

Дополнительно Корпорации МСП будут выделены средства для господдержки в целях исполнения обязательств по гарантиям для малого и среднего бизнеса по кредитным договорам: в 2020 году — 1,6 млрд рублей, в 2021 году — 2,7 млрд рублей.

Взнос в уставный капитал МСП банка для предоставления кредитно-гарантийной поддержки бизнесу в 2020 году составит 5 млрд рублей.

Также предусматривается господдержка российских банков для возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020-2024 годах малому и среднему бизнесу по льготной ставке: в 2020 году — 13 млрд рублей, в 2020 году — 21 млрд рублей, в 2021 году — 27,4 млрд рублей.

Поправками ко второму чтению предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий национального проекта «Экология» — 13,1 млрд рублей в 2020 году, 24,6 млрд рублей в 2020 году и 28,4 млрд рублей в 2021 году; «Образование» и «Культура» — 1,4 млрд рублей в 2020 году, 4,6 млрд рублей в 2020 году и 4,9 млрд рублей в 2021 году.

На субсидии для ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, запланировано 37,1 млрд рублей в 2020 году, 38,8 млрд рублей в 2020 году и 39,8 млрд рублей в 2021 году.

Кроме того, в качестве субсидий на господдержку общероссийских общественных организаций инвалидов будет выделено по 1,7 млрд рублей в 2020-2021 годах.

Международная благотворительная организация «Справедливая помощь Доктора Лизы» получит 21 млн рублей в 2020 году. «Это поручение председателя Госдумы, его поддержал и председатель правительства», — указал Макаров.

В ходе работы над проектом закона правительство РФ предложило включить в бюджет на 2020-2021 годы расходы на популяризацию нового налогового режима для самозанятых в объеме 1,045 млрд рублей. Однако депутаты предложили направить соответствующие средства в уставный капитал Корпорации МСП на программу поддержки лизинга. В итоге правительство отозвало свою поправку и поддержало предложение депутатов.

Доходы и расходы

Проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2020-2021 годов был принят Госдумой в первом чтении 24 октября. Доходы федерального бюджета в 2020 году ожидаются на уровне 19,969 трлн рублей, в 2020 году — 20,219 трлн рублей, в 2021 году — 20,978 трлн рублей. Расходы запланированы в размере 18,037 трлн рублей, 18,994 трлн рублей и 20,026 трлн рублей соответственно.

Таким образом, профицит бюджета в 2020 году составит 1,932 трлн рублей (1,8% ВВП), в 2020 году — 1,224 трлн рублей (1,1% ВВП), в 2021 году — 952 млрд рублей (0,8% ВВП).

Объем Фонда национального благосостояния на начало 2020 года составит 3,818 трлн рублей (3,6% ВВП), 2020 года — 7,907 трлн рублей (7,1% ВВП), 2021 года — 11,476 трлн рублей (9,7% ВВП).

Инфляция в России в 2020 году прогнозируется на уровне 4,3%, в 2020 году — 3,8%, в 2021 году — 4%. Среднегодовой курс доллара в 2020 году ожидается на уровне 63,9 рубля, в 2020 году — 63,8 рубля, в 2021 году — 64 рубля.

Все фракции поддержали поправки

По словам спикера Госдумы, поправки к бюджету во втором чтении поддержали все фракции Госдумы. «Мы на протяжении почти 4 часов обсуждали поправки к законопроекту о бюджете на 2020-2021 годы. 464 поправки были поддержаны депутатами Государственной Думы. Впервые в истории нашего российского парламентаризма они были поддержаны единогласно всеми фракциями. Это само о себе говорит, потому что, как правило, это очень сложный процесс согласования, это процедура, которая предусматривает в том числе выход на решение, и вот это решение нам удалось консенсусом поддержать», — заявил Володин журналистам.

Он также сообщил, что в постановление Госдумы о проекте бюджета в третьем чтении, которое состоится 21 ноября, будет внесена поправка, связанная с реализацией госпрограммы «Безопасные и качественные дороги».

«Мы предполагаем, что можно было бы внести в постановление норму, которая предложила бы правительству вместе с Думой обсудить вопрос и выйти на решение, позволяющее в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» использование средств для реконструкции трамвайных путей в городах — а это охватывает агломерации, города-миллионники — с тем, чтобы можно было расширить автомобильную дорогу и иметь возможность задействовать трамвайные пути, которые сейчас невозможно для этих целей задействовать», — резюмировал Володин.

Путин одобрил федеральный бюджет на 2020-2021 годы

Президент Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2020-2021 годы. Он был опубликован на официальном портале правовой информации.

На все три года в бюджете запланирован профицит. В 2020 году он составит 1,932 триллиона рублей (19,97 триллионов рублей доходов против 18,04 расходов, 1,8% ВВП).

В следующем 2020-м году профицит ожидает на уровне 1,224 триллиона рублей (20,22 триллиона рублей доходов против 18,99 триллионов расходов, 1,1% ВВП), в 2021 году — 952 миллиардов (20,98 триллионов против 20,03 триллионов, 0,8% ВВП).

В 2020 году на национальную оборону планируется выделить 2,9 триллиона рублей, вместе с расходами на нацбезопасность (2,2 триллиона) это составит 28,7% от общего объема расходов на следующий год. При этом в последующие годы расходы на оборону будут расти: в 2020 году они составят 3,02 триллиона рублей, а в 2021 году —3,16 триллиона.

Как отмечали в заключении на проект бюджета эксперты Института Гайдара и РАНХиГС, секретные и совершенно секретные расходы на 2020 год превысили 3 триллиона рублей — 16,9% всех расходов. Они отмечают, что в 2021 году секретные статьи приблизятся к максимуму 2016 года (21,7%) и составят 21%.

Читайте также

Много денег и патриотизма. Новый бюджет РФ стал профицитным из-за 20% НДС, нефтяных сверхдоходов и слабого рубля: разбор

Ранее 30 ноября Путин одобрил поправки в федеральный бюджет 2018 года, которые увеличили его профицит с 0,5% до 2,1% ВВП, он будет равняться 2 триллионам 138 миллиардам рублей. Отмечалось, что поправки были обусловлены ростом нефтегазовых доходов.

Приход расходов

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на ближайшие три года. Первое чтение этого обширного документа пройдет уже в октябре.

Перед проектом федерального бюджета всегда останавливаешься в растерянности и с почтением. В нем больше четырех тысяч страниц, он — продукт огромного человеческого труда. В нем сотни тысяч решений — кому, сколько и зачем, расписанных с детальностью до двухсот — трехсот рублей. Прямо в бюджете отдельной строкой поименованы даже вузы и отдельные общественные организации.

Но при этом заранее известно, что это бюджет предположений, во многом условный. Экономическая реальность все равно будет другой. Почему? Причина — высокая зависимость бюджета от мировых цен на нефть и газ, от курса рубля к доллару.

Пример — в бюджет 2018 года закладывалась цена нефти «Уралс» 43,8 доллара за баррель. По отчету минфина за первое полугодие 2018 года она совсем другая, намного приятнее — 68,8 доллара за баррель. Разница почти на 60 процентов. Минфин считал, что в первом полугодии 2018 года доллар будет стоить 64,1 рубля. На самом деле средний курс составил 59,3 рубля. А что в итоге? В первом полугодии 2018 года планировали собрать в федеральный бюджет нефтегазовых доходов на 2,9 триллиона рублей. Но реально пришли 3,9 триллиона, на треть больше. Доходы федерального бюджета в первом полугодии по плану — 7,3 триллиона, по факту — 8,6 триллиона. Думали, что будет дефицит бюджета. А вышел, наоборот, профицит.

Расходы бюджета? Конечно, увеличились, когда появились новые возможности! В первом полугодии 2018 года более чем на 600 миллиардов рублей. Все это приятные изменения!

Но ведь могло быть и по-другому, как это происходило в 2014-2015 годах. Это были годы черной полосы. Все неустойчиво в российской экономике и финансах. Нет ничего более переменного, чем цены на нефть, газ и другое сырье, курс доллара к евро (две мировые резервные валюты). Курс рубля изменчив, как улыбка женщины. А доля «нефтегаза» в первом полугодии 2018 года в доходах федерального бюджета — 45,6 процента. Центральный, корневой, базовый доход, без которого жить нельзя.

Так что же 2020 год? Будем с деньгами или нет? И как будет поживать нефть — кормить или резать по живому? Что обещает минфин? Сравните сами. Федеральный бюджет на 2018 год был утвержден по доходам на 15,3 триллиона рублей. Проект бюджета на 2020 год — доходы в 20 триллионов, почти на четверть больше при прогнозе розничной инфляции в 4,3 процента. То есть «стоимостная» масса денег серьезно увеличена. Спасибо тебе, матушка Нефть!

А расходы? Нас это больше беспокоит. Сколько денег будет истрачено на нас? Не в резервы, не на погашение государственного долга, и так минимального, а на нас — в любой форме. Не важно, в социалку, в экономику, на военные расходы и т.п., но так или иначе в карман общества. На 2018 год расходы федерального бюджета были утверждены в сумме 16,5 триллиона рублей с дефицитом бюджета. На 2020 год предлагаются в расходы 18 триллионов, на 9-10 процентов больше, с профицитом бюджета в 2 триллиона рублей. И здесь тоже заметный «стоимостный» прирост в опережение официальной инфляции.

Все эти пожелания исходят из цены на нефть в 2020 году в районе 60-70 долларов за баррель. Сегодня она уже выше, и пока можно потирать ручки! А вот что будет — увидим. Это бюджет предположений. Будет сытнее — он увеличится. Налетит кризис — бюджет будет урезан, уйдет в дефицит.

Но дальше начинаются вопросы. Когда опубликуют бюджет со всеми подробностями и пояснениями, будут бесконечные дискуссии, какой процент тратится на образование, сколько на медицину и как много на оборону. И в каком размере отпущены деньги на экономику. Больше, чем когда-то, или, наоборот, меньше.

Но доля процента туда, доля процента сюда, пусть даже вес ее в сотни миллиардов рублей, не имеет такого значения, сколько сама модель бюджета и экономики. Что это за модель? Она способна на быстрый рост? Она может дать в уже ближайшем будущем резкое нарастание объемов денежных и материальных ресурсов в России, когда вместо раздела малого финансового пирога мы получим большой бюджетный дождь на всех?

Пока все ведомства закладывают в ближайшие годы рост экономики ниже 2 процентов. 3 процента и выше — начиная с 2021 года. Это значит, когда рак на горе свистнет или даже когда начнется новый мировой кризис. Каждый год все настолько быстро меняется, что такие обещания значат или «да», или «нет». В прошлом было много таких пророчеств. Но реальной ответственности конкретных людей за этими обещаниями не стоит.

И правильно, что не стоит. Мы строим уникальную модель бюджетной, «костыльной» экономики, когда на бюджет возлагается ответственность за все. И за социалку (выполнение президентских указов), и за рост производства и промышленного потенциала, и за оборону и безопасность, да еще и за создание резервов на черный день, когда опять прилетит какой-нибудь кризис. А еще и за удержание низкого государственного долга. Минфин не хочет его наращивать, даже на цели развития. Бюджет должен делать все это сразу. И масло, и пушки, и новые станки, и ракеты, и деньги под матрас.

В любом регионе или отрасли сегодня рост зависит от федеральных денег и проектов из центра. Все остальное — не нормализовано. Нет общедоступного — по всей территории России — кредита под умеренный процент. На мелком и спекулятивном финансовом рынке деньги массовому бизнесу получить невозможно. Все жалуются, что налоги избыточны и растут. Налоговая нагрузка выше, чем в США. Курс рубля мало стимулирует рост. Очень тяжелое административное бремя. Если в 2005 году в России было принято 5,5 тысячи федеральных нормативных актов, то в 2010 году — 12 тысяч, в 2016 году — 17,5 тысячи, в 2017 году — 18,9 тысячи актов. Рост по экспоненте. Местные бюджеты, способность регионов к развитию на местах сегодня функционально зависят от денег сверху. Бюджетный федерализм не очень сложился в России. Слишком много денег и доходов забирается наверх.

Но все-таки ведь быстрый экономический рост есть? Да, есть, но только в отдельных ярких точках — регионах или отраслях. Их можно перечислить по пальцам. И только там, где государство дает преференции. А точнее, деньги из бюджета — снизить процент за кредит, возместить часть затрат бизнеса, заплатить меньше налогов и пошлин, просто получить деньги и не вернуть. Все ищут только одного — как получить бюджетную поддержку. Или загородиться таможенными пошлинами. Все жалобы промышленности — только к государству: дайте, дайте, дайте. На банки и финансовый рынок уже не надеются. Подставьте костыли!

Модель экономики и ее роста, где все сосредоточено вокруг федерального бюджета и его дележки — тупиковая. Бюджет ведь не резиновый. Он не может один решить задачу быстрых темпов роста. Да еще питать население, оборонять, резервировать на черный день. Такая бюджетная экономика обречена быть медленной и хромой. Перегруженной правилами, надзором и санкциями — за бюджетными деньгами ведь еще нужно следить. С министерствами, медленно превращающимися в совокупный Госплан, когда они пытаются лично заполнить пустоты в промышленном пространстве, свести бизнесы друг с другом, создать заказы, но непременно за счет бюджетных денег и льгот.

Нет смысла спорить о деталях. Сколько дали тому, а сколько этому. Проект бюджета содержит много подробностей, когда думаешь — а почему так? Зачем? Но лучше обсуждать главное. Может ли большое хозяйство России, в которой все вращается вокруг бюджета, а остальные экономические инструменты не нормализованы, выполнить свое предназначение — качество жизни, опережающий рост, модернизация, инновации? Не попали ли мы снова в тупиковую экономическую модель?

Кабинет министров предложил в 2020 году на 6 процентов проиндексировать зарплату врачам, учителям и другим бюджетникам, на которых распространяются действия майских указов президента.

Также есть инициатива увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2020 году на 2,9 процента, в 2021 году — на два процента. Повышение МРОТ должно положительно сказаться на кошельке 3,7 миллиона работников, в том числе 2,2 миллиона граждан, которые работают в государственных и муниципальных учреждениях, подсчитали в минтруде.

В Госдуме рассказали о приоритетах при работе над бюджетом

После поступления проекта основного финансового документа в Госдуму ее председатель Вячеслав Володин направил документы в профильный комитет по бюджету и налогам. На рассмотрении Совета Госдумы бюджет окажется сегодня. Глава нижней палаты рассказал, на чем сосредоточатся депутаты при работе с проектом в первую очередь.

— Нам крайне важно до рассмотрения главного финансового закона страны в первом чтении скрупулезно изучить его, — подчеркнул он. — Особое внимание необходимо уделить реализации Послания президента России Владимира Владимировича Путина и майского указа в рамках федерального бюджета на 2020-2021 год.

Володин отметил, что в бюджете должны быть отражены целевые показатели, поставленные президентом РФ. «Это вопросы, связанные с увеличением продолжительности жизни и повышением ее качества, развития медицины и образования, ускорения технологического развития, устойчивого экономического роста и увеличения реальных доходов наших граждан», — напомнил спикер.

Как отметил глава профильного комитета Андрей Макаров, доходы в 2020 году увеличиваются более чем на 22%, а ненефтегазовые доходы — на 16,3%. «Преодоление нефтяной зависимости бюджета от цены на нефть реально происходит», — считает он. Впервые за последние годы, по его словам, предполагается профицит бюджета в размере почти 2 трлн рублей, что позволяет направить достаточно существенную сумму в Фонд национального благосостояния. «Исполнение бюджета никаким внешним факторам в результате будет неподвластно. Все социальные обязательства государства будут выполнены», — уверен Макаров. «Мы приближаемся к тому моменту, когда ФНБ достигнет 7%. Это тот уровень безопасности, который необходим стране», — подчеркнул он. Как ранее сообщалось, Госдума готова рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября, во втором — 14 ноября, в третьем — 20 ноября.

Правительство одобрило проект федерального бюджета на 2020 год

Госдума намерена рассмотреть бюджет на ближайшие три года в первом чтении 24 октября, а окончательно принять его 20 ноября. Об этом сообщил спикер нижней палаты Вячеслав Володин.

Тем временем сегодня правительство одобрило проект главного финансового документа страны. На заседании кабинета министров Дмитрий Медведев заявил, что в документе предусмотрено выполнение всех социальных обязательств и формирование условий для укрепления экономики страны.

Правительство также учло возможные риски для экономики, связанные с торговыми войнами, санкционным давлением и ситуацией на мировых рынках. Тем не менее, согласно прогнозам, ожидается стабильный рост и реальных доходов граждан.

«Бюджет 2020 года будет не просто сбалансированным, планируется, что он станет профицитным, впервые с 2014 года объем государственного внешнего долга остается на относительно невысоком уровне, доходы федерального бюджета прогнозируются на уровне почти 20 триллионов рублей, расходы чуть более 18 триллионов. В следующем году мы фактически полностью восстановим финансовую защиту бюджета от внешних шоков, которая помогла нам и в период первого мирового кризиса 2008-2009 годов, и в период с 2014 года, когда началась вторая волна кризиса, и мы столкнулись с санкционным давлением. Мы ожидаем, что уже к концу следующего года объем фонда национального благосостояния вновь достигнет максимального за всю историю его существования», — сказал Дмитрий Медведев.

Проект федерального бюджета на 2020 год

Правительство России утвердило проект федерального закона о бюджете на 2020 год, а также предварительный план бюджета на 2020-2021 годы. После принятия Госдумой, Советом Федерации и подписания президентом этот проект станет законом, по которому страна будет существовать в ближайшем будущем.

Основные параметры

Ключевые показатели Проекта федерального бюджета на 2020-2021 годы представлены в таблице.

Очевидно, что главным источником доходов остаются прямые и косвенные поступления от добычи нефти, природного газа и других сырьевых товаров. Правительство планирует, что средняя цена на российскую нефть будет стабильной, оставаясь на уровне около 60 долларов за баррель, однако это не гарантировано.

Власти России заявляют о значительном росте ВВП страны в 2020-2021 годах, стабильном курсе рубля по отношению к доллару, а также о сравнительно низкой инфляции (около 4%). Как следствие, в будущем федеральном бюджете заложено заметное превышение доходов над расходами за счет роста налоговых поступлений (увеличение НДС и др.). Государственный долг РФ в 2020-2021 годах увеличится с 16 до 20 трлн. рублей, что по мнению официальных лиц является «нормальным показателем». Данные цифры являются только «верхушкой айсберга» и относятся, главным образом, к внутреннему государственному долгу. Они не включают в себя значительные обязательства государственных корпораций и банков перед нерезидентами, которые номинированы в иностранной валюте.

Структура расходов по проекту федерального бюджета на 2020 и последующие годы остается традиционной для России. Главной статьей являются траты на «оборону и национальную безопасность» (финансирование армии, МВД, спецслужб и т.п.). В 2020 году эти ассигнования составят примерно 5,2 трлн. рублей или около 30% всех расходов. В 2021 году соответствующие траты возрастут до 5,5 трлн. На «общегосударственные вопросы» планируется выделить 1,4 трлн. рублей (1,5 трлн. в 2021 году). Ряд экспертов обращает внимание на значительное увеличение ассигнований на статью, предусматривающую выплату премий и другое материальное поощрение для государственных служащих. Эти траты вырастут со 139 млрд. рублей в 2020 году до 284 млрд. в 2021 году.

На экономику в проекте федерального бюджета предполагается выделить в следующем году 2,6 трлн. рублей (2,8 трлн. в 2021 году). По решению правительства РФ будет учрежден специальный «Фонд развития», который будет финансировать различные инфраструктурные проекты «стратегического значения». Среди планируемых «строек века» высокоскоростные магистрали Москва-Казань и Краснодар-Грозный, мост, соединяющий остров Сахалин с Хабаровским краем, резервный мост через Волгу и др.

Совокупные расходы на социальную политику в России составят в 2020 году примерно 4,9 трлн. рублей. В 2021 году их планируют сократить до 4,75 трлн. Большая часть «социальных» денег уйдет на выплату различных пенсий и пособий. На образование будет выделено 827 млрд. рублей (4,5% всех расходов), на нужды здравоохранения около 655 млрд. (3,6%).

Спецификой федерального бюджета России является крайне высокая доля «закрытых» статей. Большая часть всех ассигнований на «оборону и безопасность» классифицированы как «секретные» или «совершенно секретные».

Более того, значительные «закрытые» статьи расходов можно обнаружить в таких разделах как «образование», «здравоохранение», «средства массовой информации» и даже «физическая культура и спорт». Предусмотрены также засекреченные трансферты из федерального «кошелька» в региональные. В совокупности «закрытая» часть федерального бюджета предположительно вырастет к 2020 году до 20% всех расходов. Такой специфический подход к государственным финансам выделяет Россию среди большинства стран мира.

Проект бюджета Санкт-Петербурга, Москвы и области на 2020 год

Официальные доходы этих городов формируются, главным образом, на основе следующих поступлений:

  • налог на доходы физических лиц, в частности индивидуальных предпринимателей;
  • налог на прибыль и имущество организаций;
  • арендные платежи;
  • прочие налоги, акцизы и сборы.

Обращает на себя внимание, что официальные финансы Москвы превышают суммарные расходы Московской области и Санкт-Петербурга вместе взятые. Более того, столица России превосходит Санкт-Петербург и Подмосковье по этому показателю в 3-4 раза. Траты Москвы сопоставимы с государственными бюджетами некоторых стран мира, например Беларуси, Египта, Казахстана, Люксембурга, Марокко и Словакии. Ключевые показатели региональных финансов на 2020 и 2020 годы представлены в таблице.

Проект федерального бюджета на 2020–2021 годы прошел второе чтение

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

Дополнительно

ГД вернется к вопросу о выделении компенсации сельхозпроизводителям в связи с ростом цен на ГСМ

«Руководитель Министерства финансов на протяжении всего времени, которое мы работаем, принимает участие лично в рассмотрении законопроекта о бюджете, – сказал Вячеслав Володин. — Это отличает его от предшественников. Нам крайне важно, чтобы был такой прямой диалог с Министерством финансов, это позволяет рассматривать многие вопросы, которые ставят депутаты, исходя из проблем, которые возникают в регионах. Мы имеем возможность обратной связи».

В соответствии с документом, доходы в 2020 году составят 19,969 трлн рублей, в 2020 году – 20,218 трлн рублей и в 2021 году – 20,978 трлн рублей. Прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2020 году будет на уровне 8,298 трлн рублей, в 2020 году – 7,936 трлн рублей, в 2021 году – 8,018 трлн рублей.

В свою очередь, расходы в 2020 году предполагаются на уровне 18,037 трлн рублей, в 2020 году – 18,994 трлн рублей, в 2021 году – 20,026 трлн рублей.

Профицит федбюджета в 2020 году будет 1,932 трлн рублей, в 2020 году – 1,224 трлн рублей, в 2021 году — 952 млрд рублей.

Объем ВВП в 2020 году планируется 105,820 трлн рублей, в 2020 году – 110,732 трлн рублей, в 2021 году – 118,409 трлн рублей.

Уровень инфляции в 2020 году не превысит 4,3%, в 2020 году – 3,8%, а в 2021 году – 4%. Предельный объем Фонда развития на 2020 год планируется почти 437 млрд рублей, на 2020 год около 583 млрд рублей и на 2021 год – чуть менее 613 млрд рублей. Напомним, Фонд развития формируется, начиная с федерального бюджета на 2020 год. Средства Фонда будут направляться на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ РФ.

Прогнозируется, что объем Фонда национального благосостояния в 2020 году будет 3,818 трлн рублей (3,6% ВВП), в 2020 году – 7,907 трлн рублей (7,1% ВВП), в 2021 году – 11,476 трлн рублей (9,7% ВВП).

Представляя проект закона во втором чтении, Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров

Макаров
Андрей Михайлович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» напомнил, что согласно постановлению Государственной Думы, принятом при рассмотрении документа в первом чтении, была поставлена задача обеспечить распределение средств на реализацию национальных проектов, а также целей и задач, поставленных Президентом РФ.

Одна из целей – распределение субсидий регионам таким образом, чтобы субъекты, в том числе, «смогли увидеть себя в реализации национальных проектов».

«Между первым чтением, когда мы с вами принимали концепцию бюджета и утверждали основные его параметры, и вторым чтением проведена огромная работа Комитетом по бюджету и налогам, нашими профильными комитетами. И вы знаете, мы при принятии законопроекта в первом чтении изначально говорили с Правительством, что нам необходимо будет принять большое количество поправок, которые закрепляют финансирование постатейно», — сказал Вячеслав Володин.

Смотрите также

Председатель ГД: Фонд «Справедливая помощь Доктора Лизы» получит 21 млн рублей из федерального бюджета

Председатель ГД подчеркнул, что изменения нужны, чтобы «были реализованы национальные проекты, госпрограммы. От этих решений зависит и развитие страны, и повышение благосостояния наших граждан». Как он отметил ранее, к законопроекту поступило почти 700 поправок. «Из них 462 внесло Правительство РФ, при этом хочу отметить, что правительственные поправки – это результат совместного труда Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства. Более 200 поправок внесли депутаты».

В соответствии с поправками, на три года в рамках реализации национальных проектов предлагается выделить 5 трлн 693 млрд 154 млн рублей. Из них самые большие расходы пойдут на демографию – 1 трлн 588 млрд 295 млн рублей, на здравоохранение – 698 млрд рублей, образование — 362 млрд рублей, жилье и городскую среду – 318 млрд рублей, экологию – 278 млрд рублей.

Кроме того, к проекту бюджета поступила поправка Вячеслава Володина и Андрея Макарова о выделении Фонду «Справедливая помощь Доктора Лизы» 21 млн рублей в 2020 году.

Поправка была поддержана Комитетом по бюджету и налогам. «О возможности выделения средств Фонду Доктора Лизы по итогам исполнения бюджета за 2018 год мы говорили еще в прошлом году. Эта норма была зафиксирована в Постановлении Государственной Думы при принятии федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2020–2020 годов в третьем чтении», — отмечал Председатель ГД.

В ходе заседания Председатель ГД заявил, что при работе над проектом бюджета возросла роль Трехсторонней комиссии, и эта роль будет только увеличиваться. «Ее работа переходит в постоянный режим — в отличие от предыдущих лет, она будет работать не только ежемесячно, но, возможно, и чаще. Потому что у нас большое количество вопросов будет отнесено именно на решение Трехсторонней комиссии ГД, Правительства и Совета Федерации. Это вопросы в первую очередь межбюджетных отношений, и вопросы, связанные с реализацией национальных проектов и госпрограмм, которые необходимо принимать именно в этом формате, потому что там есть региональная составляющая», — сказал Председатель ГД.

Смотрите также

В ГД одобрили поправки в проект бюджета, направленные на поддержку малого бизнеса

Согласно одобренным ко второму чтению изменениям в проект бюджета, в 2020–2021 годах более чем на 1 млрд рублей будет увеличен взнос в уставной капитал акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». В предстоящие три года на эти цели планируется выделить средства в размере 4 млрд 45 млн рублей: 1 млрд 215 млн рублей в 2020 году, 1 млрд 430 млн рублей в 2020 году и 1 млрд 400 млн рублей в 2021 году. Эти средства будут перераспределены в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В дальнейшем они будут использованы для осуществления взносов в уставные капиталы российских компаний в целях реализации механизма лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как отметил в ходе обсуждения проекта закона Первый заместитель Председателя Правительства РФ — Министр финансов Антон Силуанов, по предложению депутатского корпуса увеличена с 2 до 8 млрд рублей поддержка закупки сельскохозяйственной техники.

Напомним, обсуждение в первом чтении прошло 24 октября.

Проект федерального бюджета на 2020–2021 годы прошел первое чтение

О том, как проходило обсуждение проекта федерального закона, читайте в нашем материале.

В завершение обсуждения законопроекта Председатель ГД Вячеслав Володин

Он также подчеркнул, что «нам необходимо пересмотреть отношение к парламентскому контролю за исполнением бюджета».

«Учитывая, что бюджет построен по программному принципу и что он обеспечивает реализацию национальных проектов, при оценке конкретных результатов мы должны исходить из тех задач, на решение которых он направлен», — сказал он.

Ожидается, что бюджет 2020 года станет профицитным. Доходы федерального бюджета прогнозируются на уровне 19,969 трлн рублей, расходы – 18,037 трлн рублей. Профицит в 2020 году составит 1,932 трлн рублей, или 1,8% ВВП.

Смотрите также

Как принимается главный финансовый документ страны?

В ГД прошло рассмотрение в первом чтении проекта федерального бюджета на 2020–2021 годы

В 2020 году планируется, что доходы будут в объеме 20,219 трлн рублей, расходы — 18,994 трлн рублей. Соответственно, профицит — 1,224 трлн рублей.

В свою очередь, в 2021 году доходы ожидаются на уровне 20,978 трлн рублей, расходы — 20,026 трлн рублей, профицит — 952 млрд рублей (0,8% ВВП).

Предполагается, что ВВП страны в 2020 году достигнет суммы почти 106 трлн рублей, при этом будет расти в 2020 году до 111 трлн рублей, а в 2021 году — до 118, 5 трлн рублей.

Инфляция ожидается в 2020 году на уровне 4,3%, в 2020 году – 3,8 %, в 2021 году – 4,0%.

Среднегодовой курс рубля к доллару США в 2020 году планируется на уровне 63,9 рублей за доллар, в 2020 году — 63,8 рублей, в 2021 году — 64 рубля.

Цена на нефть марки «Юралс» ожидается, что составит в 2020 году 63,4 доллара за баррель, в 2020 году — 59,7 доллара, в 2021 году — 57,9 доллара.

Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров

Макаров
Андрей Михайлович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обращал внимание на рост ненефтегазовых доходов. «Очень важным показателем является то, что в 2020 году предполагаются ненефтегазовые доходы в размере 11,671 трлн рублей, то есть рост по сравнению с тем, что мы предполагали год тому назад, составляет 16,3%. Мы видим, что это преодоление нефтяной зависимости бюджета», — сообщил депутат 29 сентября после внесения проекта в Государственную Думу.

Перед рассмотрением документа в первом чтении, он прошел обсуждение в комитетах, в результате чего все 26 комитетов его поддержали. «При этом 18 комитетов высказали замечания, которые предлагают реализовать при подготовке ко второму чтению или в ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году», — говорил Председатель ГД.

Путин одобрил федеральный бюджет на 2020-2021 годы

Президент Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2020-2021 годы. Он был опубликован на официальном портале правовой информации.

На все три года в бюджете запланирован профицит. В 2020 году он составит 1,932 триллиона рублей (19,97 триллионов рублей доходов против 18,04 расходов, 1,8% ВВП).

В следующем 2020-м году профицит ожидает на уровне 1,224 триллиона рублей (20,22 триллиона рублей доходов против 18,99 триллионов расходов, 1,1% ВВП), в 2021 году — 952 миллиардов (20,98 триллионов против 20,03 триллионов, 0,8% ВВП).

В 2020 году на национальную оборону планируется выделить 2,9 триллиона рублей, вместе с расходами на нацбезопасность (2,2 триллиона) это составит 28,7% от общего объема расходов на следующий год. При этом в последующие годы расходы на оборону будут расти: в 2020 году они составят 3,02 триллиона рублей, а в 2021 году —3,16 триллиона.

Как отмечали в заключении на проект бюджета эксперты Института Гайдара и РАНХиГС, секретные и совершенно секретные расходы на 2020 год превысили 3 триллиона рублей — 16,9% всех расходов. Они отмечают, что в 2021 году секретные статьи приблизятся к максимуму 2016 года (21,7%) и составят 21%.

Читайте также

Много денег и патриотизма. Новый бюджет РФ стал профицитным из-за 20% НДС, нефтяных сверхдоходов и слабого рубля: разбор

Ранее 30 ноября Путин одобрил поправки в федеральный бюджет 2018 года, которые увеличили его профицит с 0,5% до 2,1% ВВП, он будет равняться 2 триллионам 138 миллиардам рублей. Отмечалось, что поправки были обусловлены ростом нефтегазовых доходов.

Проект федерального бюджета РФ на 2020 год: основные пункты

Профучастники

Согласно данным Министерства финансов РФ, за первые 8 месяцев 2018 года профицит федерального бюджета страны составил 1,96 трлн. руб. или 3,1% от ВВП. Однако значительная часть расходов бюджета придётся на конец года. В результате по итогам года профицит федерального бюджета может опуститься до 482 млрд. руб. или до 0,5% от прогнозируемого ВВП. Положительный результат исполнения бюджета может быть зафиксирован впервые с 2011 года. Одним из определяющих факторов подобной динамики является рост нефтяных котировок. Бюджет на 2018 год предполагал сохранение среднего значения стоимости нефти марки Urals в течение года на уровне $43.8 за баррель, в то время как, по оценкам Министерства экономического развития РФ, реальное среднее значение показателя за 2018 год превысит прогнозное на 58,9% и составит $69.6 за баррель.

Применение введённого в 2017 году «бюджетного правила», согласно которому все сверхдоходы бюджета, возникающие в случае превышения средней стоимости нефти марки Urals уровня в $40 за баррель (индексируемого на 2% каждый год), направляются на пополнение валютных резервов, позволило Министерству финансов РФ за январь-август 2018 года приобрести $35,4 млрд. В результате на 28 сентября 2018 года международные резервы РФ достигли $461,1 млрд. Данный уровень стал максимальным с начала кризиса в сентябре 2014 года. Основной целью введённого «бюджетного правила» является снижение зависимости между курсом российского рубля и динамикой нефтяных котировок. Ослабление российской валюты в августе-сентябре этого года на фоне появления новостей о возможном введении санкций со стороны США в отношении крупнейших российских банков привело к тому, что Минфин отказался от покупки валюты до конца года.

Увеличение стоимости нефтепродуктов в течение года наблюдалось, несмотря на достигнутое в июне 2018 года соглашение стран, входящих в ОПЕК+, об увеличении суточной квоты нефтедобычи на 1 млн. баррелей до конца года. Поддержали котировки «чёрного золота» перебои поставок из Канады и Ливии, снижение добычи в Венесуэле, а также ожидаемое возобновление санкций США против Ирана в связи с ядерной программой.

Согласно проекту федерального бюджета РФ на 2020 год и плановый период 2020-2021 гг., профицит бюджета РФ в 2020 году составит 1,8% от ВВП при среднегодовой цене на нефть марки Urals в размере $63.4 за баррель. Это на 8,9% меньше прогнозируемого в 2018 году уровня. Главным фактором сокращения котировок «чёрного золота», во многом определяющего характер бюджета РФ, станет увеличение конкуренции на европейском рынке сырья со стороны США. В декабре 2015 года Соединённые Штаты отменили эмбарго на экспорт сырой нефти, продержавшееся 40 лет. В январе 2016 года страна экспортировала 490 тыс. баррелей «чёрного золота» в сутки, из которых 43 тыс. баррелей или 8,8% направлялись в Европу (включая Норвегию и Великобританию).

По прошествии двух с половиной лет после отмены эмбарго экспорт сырой нефти из США достиг 2,14 млн. баррелей в сутки, из которых 487 тыс. баррелей или 22,8% пришлись на экспорт в европейские страны (данные за июль 2018 года). Рост конкуренции на энергетическом рынке Европы с США, по оценкам Министерства экономического развития РФ, приведёт к постепенному снижению среднегодовой стоимости нефти и в 2020-2021 гг. В результате плановый бюджет на 2020-2021 гг. свёрстан с меньшим профицитом, нежели в 2020 году. В размере 1,1% и 0,8% от ВВП в соответствующем году. Дополнительный рост профицита бюджета в 2020 году связан с увеличением НДС с 1 января 2020 года с 18% до 20%. Дополнительные доходы бюджета от этой законодательной инициативы оцениваются в 525 млрд. руб. при прогнозируемом уровне доходов в 19,97 трлн. руб. за год.

Экспорт нефти из США после отмены эмбарго, тыс. тонн в сутки
Источник: EIA

Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Фонд развития (ФР)

На 1 октября 2018 года объем ФНБ достиг 5 трлн. руб., однако часть фонда будет потрачена на финансирование бюджетных расходов в 2018 году. В результате на начало 2020 года прогнозируется его снижение до 3,82 трлн. руб. Тем не менее, применение «бюджетного правила» в 2020-2021 гг. должно привести к существенному росту объемов фонда. За 2020 год размер фонда, согласно проекту федерального бюджета, увеличится в 2 раза – до 7,9 трлн. руб. К началу 2022 года его размер должен составить 14,3 трлн. руб. При этом в 2020-2021 гг. средства фонда не будут направляться на финансирование расходной части бюджета.

Прогнозируемая величина ФНБ на начало периода, трлн. руб.
Источник: проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2020-2021 гг.

Одним из ключевых направлений кредитно-денежной политики РФ в кризисный период стало снижение потребительской инфляции до уровня, близкого к 4% г/г. По прогнозам Минэкономразвития РФ, в 2018 году показатель составит 3,4%, в то время как проект бюджета предусматривает расширение индикатора до 4,3% к концу 2020 года. Данный уровень позволяет государству существенно расширить программу реализации инфраструктурных проектов – ранее законодатели опасались, в том числе, влияния крупномасштабных инфраструктурных инвестиций на инфляцию.

В результате в 2020 году заработает только что созданный Фонд развития, о необходимости которого еще в 2013 году говорил заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович. Основным источником формирования ФР на тот момент предлагали сделать Резервный фонд, средства которого сверх 5% от ВВП страны, направлялись бы в ФР. На старте актуальных обсуждений предлагалось вывести часть средств ФНБ, которые находятся на депозитах ВЭБа для покупки облигаций российских компаний, инвестирующих средства в инфраструктурные проекты, и направить их в формируемый ФР. Однако министр финансов РФ Антон Силуанов заявил о невозможности данного манёвра. Также Министерство финансов РФ объявляло о том, что средства от продажи евробондов также не будут направляться в Фонд развития.

В результате главным источником формирования Фонда развития станут внутренние заимствования. Цель нового фонда – показатель потенциальным соинвесторам, что у государства есть прозрачный, долгосрочный и предсказуемый механизм для совместной реализации крупных инфраструктурных проектов. Государство намерено увеличить участие частных инвесторов в долгосрочных, в том числе по окупаемости, проектах, предоставив гарантии их реализации. Согласно проекту федерального бюджета, в 2020-2024 гг. затраты ФР достигнут 3,53 трлн. руб. Еще 7 трлн. руб. в инфраструктурные проекты попробуют привлечь за счёт механизмов государственно- частного партнёрства.

Прогнозируемые затраты Фонда развития, млрд. руб.
Источник: проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2020-2021 гг.

Среди крупнейших проектов фонда – создание промышленной экономической зоны в районе Суэцкого канала. Соответствующий договор был подписан между Египтом и Россией в мае 2018 года. Стоимость финансирования проекта составит 11,9 млрд. руб., из которых 11,3 млрд. руб. будет выделено в 2022 году. Более 18 млрд. руб. будет выделено на строительство 220 комплексов по мусоропереработке, 100 млрд. руб. потратят на строительство терминала сжиженного природного газа и конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта, находящегося на полуострове Ямал. Данный арктический порт обеспечивает круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Еще 33,3 млрд. руб. будет потрачено на финансирование строительства двух серийных ледоколов «Лидер», 45 млрд. руб. направят на создание четвертого и пятого российских универсальных атомных ледоколов. Наконец, 32 млрд. руб. в 2020-2020 гг . направят на докапитализацию «Корпорации малого и среднего предпринимательства».

Среди других проектов фонда – реконструкция и строительство региональных аэропортов, а также строительство новых и реконструкция старых участков автотрассы М-5 «Урал», проходящей от Москвы через Рязань, Пензу, Самару и Уфу до Челябинска. Как говорилось ранее, финансироваться проекты будут за счёт внутренних заимствований. С этой целью в бюджете РФ на 2020 год заложено увеличение верхнего предела внутреннего долга на 1,89 трлн. руб. до 13,5 трлн. руб., в то время как в 2020 году верхний предел повысят еще на 1,68 трлн. руб. до 15,18 трлн. руб. При этом верхний предел внешнего государственного долга РФ до конца 2020 года практически не изменится и будет колебаться в районе $64-68 млрд.

Пределы внутреннего государственного долга РФ, трлн. руб.
Источник: проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2020-2021 гг.

В 2020 году не стоит ожидать крупных сделок по приватизации государственных компаний. Неблагоприятные внешние условия не позволили стране осуществить ряд сделок с государственными активами в 2017-2018 гг. Последний раз существенные поступления в бюджет от реализации программы приватизации были зафиксированы в 2016 году. Приватизация 19,5% акций ПАО «НК «Роснефть» принесла казне 692,4 млрд. руб., отчуждение 10,9% акций АК «АЛРОСА» принесло еще 52,2 млрд. руб., приватизация ПАО АНК «Башнефть» принесла 329,7 млрд. руб. Совокупные доходы государства по данной статье в 2016 году превысили 1,07 трлн. руб.

Согласно проекту федерального бюджета, в 2020 доходы бюджета РФ от приватизации не превысят 13 млрд. руб., в 2020 году – 10,9 млрд. руб., тогда как в 2021 году по данной статье вовсе не ожидается поступлений. На текущий момент государство рассматривает отчуждение своей доли только в 7 крупных компаниях. Среди них «Новороссийский морской торговый порт» (20% участия Росимущества), «Объединенная зерновая компания» (50% плюс 1 акция), «Приокский завод цветных металлов» — государство намерено полностью прекратить участие в данных активах. Часть активов «Объединенной зерновой компании», включая 33,18% в крупнейшем российском терминале по перевалке зерна «Новороссийского комбината хлебопродуктов», консолидировал у себя государственный банк «ВТБ» (ПАО).

Кроме этого государство намерено сократить долю участия в уставном капитале корпорации «Современный коммерческий флот» — именно данный актив рассматривается как один из первых кандидатов на продажу. В свою очередь, приватизация других крупных активов, будет отложена. Так государство намеревалось реализовать еще 4% АК «АЛРОСА», сократив свою долю с 33% до 29%, однако в августе 2017 года на якутском руднике «Мир» произошла авария. Добыча на руднике, который обеспечивал до 11% годовой добычи алмазов компании, возобновится не ранее 2022 года. В данной связи приватизации даже незначительного пакета акций АК «АЛРОСА» состоится не ранее 2022 года. Другим важным активом Росимущества является ОАО «ПО «Кристалл» — крупнейший российский производитель бриллиантов. Ранее предполагалось, что часть корпорации будет приобретена АК «АЛРОСА», однако собственные проблемы алмазодобывающей компании не позволяют провести данную сделку в ближайшие 1-2 года.

Одним из возможных сценариев развития ситуации является консолидация части планируемых к приватизации активов государственным банком «ВТБ». Расширение ценных активов на балансе банка приведёт к росту стоимости приватизации самого банка – именно банк «ВТБ» (ПАО) является седьмым и последним объектом частичной приватизации в текущей программе, подготовленной Росимуществом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector