Резервный фонд России в 2019 году: подробности слияния и прогнозы на будущее

Резервный фонд России в 2019 году

Средства Резервного фонда России в 2019 году

СОДЕРЖАНИЕ

Выросший из переформатированного в 2008 году Стабилизационного фонда, Резервный фонд России, эта своеобразная «кубышка» на черный день страны, с января 2018 года де-юро перестала существовать, слившись с ФНБ.

На момент переноса активы первого составили почти 1 трлн.руб., и так как средства эти всегда аккумулировались в номинированных в инвалюте активах или непосредственно в самой инвалюте, они всегда были высоколиквидными и чрезвычайно выгодными. Являясь по факту частью ее золотовалютного запаса, но, в то же время, находясь в распоряжении не Центробанка, как остальные его средства, а Минфина.

В 2016 году размеры Резервного фонда уменьшились почти в четыре раза по сравнению с предыдущими показателями, и в 2017-м были серьезные опасения, что он полностью исчерпается еще до завершения года.

Причиной тому была катастрофическая ситуация в исполнении бюджета, потери на внешнеэкономическом рынке и прочие проблемы, вызванные политической изоляцией РФ и санкциями.

Второй линией баррикад должен был быть уже непосредственно сам Фонд национального благосостояния, но к началу 2018-го ситуация несколько выровнялась, удалось даже осуществить неплохое пополнение активов, благодаря чему просто решили объединить эти два резерва в одно целое.

Значение слияния Резервного фонда и ФНБ

Максимально за всю историю в Резервном фонде содержалось 5,8 трлн.руб., и самые красивые цифры показывал период с 2008 по 2009 год.

Затем доходы фундации стали планомерно падать, подойдя к своему критическому минимуму в 2011-м (всего 1,3% к ВВП), а затем показали устойчивый рост до 6-8% вплоть до 2014-2015 годов.

Затем из-за резкого обвала цен на нефть размер их несколько снизился, но, в целом оставался стабильным из-за политики сдерживания до 2016 года, после чего стал неуклонно сокращать объемы, что хоть в соотношении с ВВП и смотрелось более-менее прилично по значениям (но, мы же помним, что и ВВП в данный период отнюдь не блистал), тем не менее в результате снова умудрилось довести баланс до исторического минимума.

Что же касается динамики изменений теперь уже материнской для Резервного фонда организации – ФНБ, с момента своей организации в 2008 году этот последний резерв ПФ страны, а также обеспечение ее уверенности в том, что даже в случае резких обвалов цен на экспортируемые ресурсы все же удастся выполнять свои обязательства, как страховые, так и внешнеэкономические, его размер небольшими темпами, но, тем не менее, неуклонно рос. Вплоть до конца 2017 года. Что примечательно, даже с вливанием в его структуру Резервного фонда он показал снижение своего размера до 3,6-3,9 трлн.руб. в первом полугодии 2018 года.

В этом объединении многие углядывают тревожный для экономики звоночек, ведь ранее, покрытие внешних обязательств страны и прочих проблем четко ограничивалось бюджетом Резервного фонда, и жадная лапа этих нужд никоим образом не претендовала на другие средства государства.

Теперь же, по сути, и дополнительное пенсионное обеспечение, и другие страховые обязательства, а также все запасы, прибереженные на случаи неблагоприятных сценариев развития событий, целиком и полностью зависят от нефтегазовых доходов, и только. Что конкретно это означает для народа? То, что если в бюджете образуется дефицит, средства на него возьмут из пенсионных накоплений граждан.

Чего ждать в будущем от работы Резервного фонда в 2019 году?

В составе ФНБ Резервный фонд так и будет в дальнейшем заниматься затыканием дыр и пробоев по всем статьям бюджета в результате недальновидной политики Правительства, явных перекосов по расходам и доходам, а также из-за перманентно отрицательного баланса Пенсионного фонда России.

Тем не менее, подобные трезвые прогнозы экономистов-аналитиков из независимых центров исследований, а также явную обеспокоенность западных партнеров, связанных обязательствами с РФ мировых финансовых организаций, российское руководство отметает, как беспочвенные.

Согласно последним заверениям силуановского ведомства, мы не просто «догоним и перегоним», но еще и полностью избавимся от дефицитов в экономике, перестав тратить средства фондов уже в 2019 году и начав их, наконец-то восполнять.

С одной стороны, однако, подобный оптимизм выглядит слегка дутым, ведь в последние годы ВВП снижался неуклонно, достигнув критических минимумов, за которыми уже начинается затяжная стагнация, а из нее, как известно, порой вырваться тяжелее, даже чем из стремительного, но активного падения.

В Правительстве надеются, что рост удастся зафиксировать на уровне 2-3%, при этом прекратится падение доходов населения (за последние годы общее благосостояние только по официальным данным снизилось почти на 6%).

Бесспорно, это было бы просто замечательно, вопрос только, обеспечат ли заявленные темпы роста полный отказ от расходования средств Фонда национального благосостояния – народных, по сути, средств?

Они говорят, что в 2018-2020-м годах потратят оттуда не более 171 млрд.руб., что означает, что статьи расходов, по сравнению с предыдущими планами на 1,16 трлн.руб., сократятся не просто в разы – урежутся почти что вовсе. И это произойдет точно не за счет денежных довольствий, оплаты труда, осуществления международных договоренностей, разных публичных обязательств и прочих имиджевых статей, включая обеспечение долгов, судебной системы и ряда секретных статей, уверен Силуанов.

За счет чего же или кого? Хороший вопрос… Официально заявляется, что дефицит покроют выпуском облигаций федерального займа на полтора триллиона и подросшими доходами бюджета.

Так ли оно будет? Пока сказать точно сложно, но, штопать экономику займами, параллельно запуская в карман пенсионеров руку – это явно не выход для такой страны, как Россия.

Очевидно, что нашему бюджету и внутреннему хозяйствованию в целом необходимо коренное переосмысление, к сожалению, рассчитанное на длительный период. Так что моментальных улучшений и каких-то резких проблесков света в конце туннеля, ждать, как ни печально, не приходится. Тем более, что и делается для этого явно недостаточно…

Программа «Вести в 20:00»

Новости Экономика

Резервный фонд России прекратил свое существование

Сегодня, ровно через 10 лет после создания, официально прекратил свое существование Резервный фонд России. Его функции передали Фонду национального благосостояния. Таким образом, страна вернулась к единому суверенному хранилищу.

Фактически Резервного фонда не существует уже месяц. В конце 2017 года Министерство финансов, как и планировалось, потратило последний триллион рублей из этого фонда, 1 января остатки на его счетах были обнулены.

Резервный фонд создавался для того, чтобы защищать бюджет от колебаний нефтяных цен. Его средства могли направляться на финансирование дефицита, напоминает телеканал «Россия 24». Фонд национального благосостояния в свою очередь служил для балансировки бюджета пенсионных накоплений.

Теперь обе эти задачи будет решать ФНБ. В него, как в свое время и в Резервный фонд, будут направляться дополнительные доходы от продажи нефти — все, что выше 40 долларов за баррель. На начало года объем фонда составлял более трех с половиной триллионов рублей. Из него, согласно бюджетному правилу, будет финансироваться дефицит бюджета в случае падения нефтегазовых доходов казны.

Идея создания государственной «подушки безопасности» в случае падения цен на нефть принадлежала бывшему министру финансов Алексею Кудрину. По оценкам большинства экспертов, благодаря накопленным резервам Россия смогла пережить мировой кризис 2008 года без серьезных финансовых и социальных потрясений. Также деньги Резервного фонда не раз выручали Россию в последующие годы.

Планируется, что в 2018 году ФНБ пополнится валютой, которую Министерство финансов приобрело на рынке в рамках своих операций за 2017 года, на 829,2 миллиарда рублей.

Согласно закону о бюджете на 2018-2020 годы, 2018 год станет последним, когда дефицит бюджета будет финансироваться из резервов. Как отметил глава Министерства финансов Антон Силуанов, при сохранении благоприятной конъюнктуры (то есть если цены на нефть останутся на текущем уровне) в 2018 году Министерство финансов не только откажется от трат ФНБ, но и пополнит его на 3 процента.

Резервный фонд России в 2019 году

В декабре Минфин полностью потратил средства Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета, говорится в сообщении на сайте ведомства. Остатки Резервного фонда — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — были реализованы в Центробанке за 1 трлн руб. и зачислены на единый счет федерального бюджета. В результате на счетах Резервного фонда «сформировались нулевые остатки» и 1 февраля 2018 года, как и было задумано в прошлом году, он прекратит свое существование, отмечается в сообщении Минфина.

Резервный фонд обнулился еще 22 декабря, когда на финансирование бюджетного дефицита были потрачены последние 54 млрд руб., показывает статистика казначейства. В январе—ноябре 2017 года Резервный фонд оставался нетронутым. Дефицит бюджета в 2017 году, по оценкам Минфина, составил около 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.).

Минфин неоднократно предупреждал об исчерпании Резервного фонда к концу 2017 года. Еще в начале 2016 года глава Минфина Антон Силуанов объяснял, что при сохранении темпов использования средств фонда он будет исчерпан к 2017 году. После этого дефицит бюджета придется покрывать за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ), объяснял Минфин.

В 2017 году правительству удалось значительно сократить траты суверенных резервов — чистая их трата составила около 790 млрд руб. вместо запланированных 1,7 трлн, сказал Силуанов журналистам 10 января. «Это было сделано благодаря работе бюджетного правила, которое предусматривает направление нефтегазовых доходов сверх цены в $40 за баррель в резервы правительства», — сказал он.

Своего максимума в рублевом выражении Резервный фонд достигал в начале 2015 года — 5,86 трлн руб., а максимума в отношении к размеру экономики — в начале 2009 года: 12,5% ВВП. За 2016 год объем Резервного фонда сократился в 3,7 раза — с 3,64 трлн руб. до менее 1 трлн.

Один фонд вместо двух

Всего в 2017 году из суверенных фондов правительство потратило свыше 1,6 трлн руб., говорил Силуанов в конце декабря. Помимо 1 трлн руб. из Резервного фонда правительство потратило 622 млрд руб. из ФНБ, из которых 616,7 млрд было потрачено на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Минфин в июне 2017 года предложил консолидировать два суверенных фонда в один. Силуанов объяснял, что ликвидная часть ФНБ и Резервный фонд — это фактически один и тот же источник финансирования расходов бюджета. Сосуществование двух фондов считал нецелесообразным и экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Нам нужен резерв, он должен находиться в ликвидном варианте. Сегодня под это вся конструкция заточена, все свободные средства должны быть высоколиквидными, быстро высвобождаться в случае кризиса», — пояснял Кудрин.

Теперь у России остался один суверенный фонд, но он вновь начнет пополняться в этом году. В 2017 году Минфин уже получил дополнительные нефтегазовые доходы на сумму, ориентировочно, 829 млрд руб. — на них покупалась иностранная валюта, которая до 1 октября 2018 года будет перечислена в ФНБ. В рамках постоянного бюджетного правила весь объем нефтегазовых сверхдоходов будет направляться в ФНБ.

Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда. Первый являлся источником финансирования бюджетного дефицита в случае резкого падения доходов казны. Второй же создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, хотя по существу эта функция так и не заработала. Например, в 2008–2009 годах часть ФНБ была потрачена на антикризисную помощь банкам (в результате фонд сейчас владеет привилегированными акциями ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка на 279 млрд руб.). Другую часть средств было решено инвестировать в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа или строительство АЭС в Финляндии.

На 1 января 2018 года объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет 3,75 трлн руб. Но, как следует из расчетов РБК, основанных на данных Казначейства, лишь 59% этого объема (2,2 трлн руб.) — свободные ресурсы, которые могут быть в любое время взяты со счетов в ЦБ и использованы для финансирования бюджетного дефицита или дефицита Пенсионного фонда.

Остальное вложено в финансовые активы — депозиты во Внешэкономбанке (222,5 млрд руб. плюс $6,25 млрд), привилегированные акции ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (279 млрд руб.), ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (113 млрд руб. и $4,1 млрд, которые размещены в привилегированных акциях РЖД и Атомной энергостроительной корпорации, облигациях «Ямал СПГ», «Запсибнефтехима» и т.д.), депозиты в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов (164 млрд руб.). Еще $3 млрд из ФНБ были инвестированы в конце 2013 года в покупку еврооблигаций Украины, по которым она отказалась платить после смены власти в стране.

Ликвидные средства ФНБ, хранящиеся на валютных счетах в Центробанке, могут размещаться в высоконадежных облигациях иностранных государств, например американских госбумагах.

В течение 2018 года Минфин планирует закупить валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54–55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2019 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.

В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.

Законы РФ 2017-2019

Выросший из переформатированного в 2008 году Стабилизационного фонда, Резервный фонд России, эта своеобразная «кубышка» на черный день страны, с января 2018 года де-юро перестала существовать, слившись с ФНБ.

На момент переноса активы первого составили почти 1 трлн.руб., и так как средства эти всегда аккумулировались в номинированных в инвалюте активах или непосредственно в самой инвалюте, они всегда были высоколиквидными и чрезвычайно выгодными. Являясь по факту частью ее золотовалютного запаса, но, в то же время, находясь в распоряжении не Центробанка, как остальные его средства, а Минфина.

В 2016 году размеры Резервного фонда уменьшились почти в четыре раза по сравнению с предыдущими показателями, и в 2017-м были серьезные опасения, что он полностью исчерпается еще до завершения года.

Причиной тому была катастрофическая ситуация в исполнении бюджета, потери на внешнеэкономическом рынке и прочие проблемы, вызванные политической изоляцией РФ и санкциями.

Второй линией баррикад должен был быть уже непосредственно сам Фонд национального благосостояния, но к началу 2018-го ситуация несколько выровнялась, удалось даже осуществить неплохое пополнение активов, благодаря чему просто решили объединить эти два резерва в одно целое.

Значение слияния Резервного фонда и ФНБ

Максимально за всю историю в Резервном фонде содержалось 5,8 трлн.руб., и самые красивые цифры показывал период с 2008 по 2009 год.

Затем доходы фундации стали планомерно падать, подойдя к своему критическому минимуму в 2011-м (всего 1,3% к ВВП), а затем показали устойчивый рост до 6-8% вплоть до 2014-2015 годов.

Затем из-за резкого обвала цен на нефть размер их несколько снизился, но, в целом оставался стабильным из-за политики сдерживания до 2016 года, после чего стал неуклонно сокращать объемы, что хоть в соотношении с ВВП и смотрелось более-менее прилично по значениям (но, мы же помним, что и ВВП в данный период отнюдь не блистал), тем не менее в результате снова умудрилось довести баланс до исторического минимума.

Что же касается динамики изменений теперь уже материнской для Резервного фонда организации – ФНБ, с момента своей организации в 2008 году этот последний резерв ПФ страны, а также обеспечение ее уверенности в том, что даже в случае резких обвалов цен на экспортируемые ресурсы все же удастся выполнять свои обязательства, как страховые, так и внешнеэкономические, его размер небольшими темпами, но, тем не менее, неуклонно рос. Вплоть до конца 2017 года. Что примечательно, даже с вливанием в его структуру Резервного фонда он показал снижение своего размера до 3,6-3,9 трлн.руб. в первом полугодии 2018 года.

В этом объединении многие углядывают тревожный для экономики звоночек, ведь ранее, покрытие внешних обязательств страны и прочих проблем четко ограничивалось бюджетом Резервного фонда, и жадная лапа этих нужд никоим образом не претендовала на другие средства государства.

Теперь же, по сути, и дополнительное пенсионное обеспечение, и другие страховые обязательства, а также все запасы, прибереженные на случаи неблагоприятных сценариев развития событий, целиком и полностью зависят от нефтегазовых доходов, и только. Что конкретно это означает для народа? То, что если в бюджете образуется дефицит, средства на него возьмут из пенсионных накоплений граждан.

Чего ждать в будущем от работы Резервного фонда в 2019 году?

В составе ФНБ Резервный фонд так и будет в дальнейшем заниматься затыканием дыр и пробоев по всем статьям бюджета в результате недальновидной политики Правительства, явных перекосов по расходам и доходам, а также из-за перманентно отрицательного баланса Пенсионного фонда России.

Тем не менее, подобные трезвые прогнозы экономистов-аналитиков из независимых центров исследований, а также явную обеспокоенность западных партнеров, связанных обязательствами с РФ мировых финансовых организаций, российское руководство отметает, как беспочвенные.

Согласно последним заверениям силуановского ведомства, мы не просто «догоним и перегоним», но еще и полностью избавимся от дефицитов в экономике, перестав тратить средства фондов уже в 2019 году и начав их, наконец-то восполнять.

С одной стороны, однако, подобный оптимизм выглядит слегка дутым, ведь в последние годы ВВП снижался неуклонно, достигнув критических минимумов, за которыми уже начинается затяжная стагнация, а из нее, как известно, порой вырваться тяжелее, даже чем из стремительного, но активного падения.

В Правительстве надеются, что рост удастся зафиксировать на уровне 2-3%, при этом прекратится падение доходов населения (за последние годы общее благосостояние только по официальным данным снизилось почти на 6%).

Бесспорно, это было бы просто замечательно, вопрос только, обеспечат ли заявленные темпы роста полный отказ от расходования средств Фонда национального благосостояния – народных, по сути, средств?

Они говорят, что в 2018-2020-м годах потратят оттуда не более 171 млрд.руб., что означает, что статьи расходов, по сравнению с предыдущими планами на 1,16 трлн.руб., сократятся не просто в разы – урежутся почти что вовсе. И это произойдет точно не за счет денежных довольствий, оплаты труда, осуществления международных договоренностей, разных публичных обязательств и прочих имиджевых статей, включая обеспечение долгов, судебной системы и ряда секретных статей, уверен Силуанов.

За счет чего же или кого? Хороший вопрос… Официально заявляется, что дефицит покроют выпуском облигаций федерального займа на полтора триллиона и подросшими доходами бюджета.

Так ли оно будет? Пока сказать точно сложно, но, штопать экономику займами, параллельно запуская в карман пенсионеров руку – это явно не выход для такой страны, как Россия.

Очевидно, что нашему бюджету и внутреннему хозяйствованию в целом необходимо коренное переосмысление, к сожалению, рассчитанное на длительный период. Так что моментальных улучшений и каких-то резких проблесков света в конце туннеля, ждать, как ни печально, не приходится. Тем более, что и делается для этого явно недостаточно…

У России осталось 66 миллиардов долларов

Резервный фонд России в 2019 году

15.11.2018 738 Просмотров

Уже почти год Резервный фонд существует не как самостоятельная единица, а в составе Фонда национального благосостояния России. Созданное в 2008 году «детище» экс-министра финансов Алексея Кудрина немного не дотянуло до своего десятилетнего юбилея. Государственный запас, сформированный для покрытия бюджета в случае снижения доходов, перестал выполнять свои функции, так как был полностью опустошен к концу 2017 года. Слияние двух различных по назначению фондов позволяет нынешнему правительству использовать средства на различные целевые программы, а вот источники пополнения при этом остаются прежними. В 2019 году правительство рассчитывает на пополнение государственного запасника и обещает при этом не расходовать накопленных средств.

Значение слияния Резервного фонда и ФНБ

Максимально за всю историю в Резервном фонде содержалось 5,8 трлн.руб., и самые красивые цифры показывал период с 2008 по 2009 год.

Затем доходы фундации стали планомерно падать, подойдя к своему критическому минимуму в 2011-м (всего 1,3% к ВВП), а затем показали устойчивый рост до 6-8% вплоть до 2014-2015 годов.

Затем из-за резкого обвала цен на нефть размер их несколько снизился, но, в целом оставался стабильным из-за политики сдерживания до 2016 года, после чего стал неуклонно сокращать объемы, что хоть в соотношении с ВВП и смотрелось более-менее прилично по значениям (но, мы же помним, что и ВВП в данный период отнюдь не блистал), тем не менее в результате снова умудрилось довести баланс до исторического минимума.

Что же касается динамики изменений теперь уже материнской для Резервного фонда организации – ФНБ, с момента своей организации в 2008 году этот последний резерв ПФ страны, а также обеспечение ее уверенности в том, что даже в случае резких обвалов цен на экспортируемые ресурсы все же удастся выполнять свои обязательства, как страховые, так и внешнеэкономические, его размер небольшими темпами, но, тем не менее, неуклонно рос. Вплоть до конца 2017 года. Что примечательно, даже с вливанием в его структуру Резервного фонда он показал снижение своего размера до 3,6-3,9 трлн.руб. в первом полугодии 2018 года.

В этом объединении многие углядывают тревожный для экономики звоночек, ведь ранее, покрытие внешних обязательств страны и прочих проблем четко ограничивалось бюджетом Резервного фонда, и жадная лапа этих нужд никоим образом не претендовала на другие средства государства.

Теперь же, по сути, и дополнительное пенсионное обеспечение, и другие страховые обязательства, а также все запасы, прибереженные на случаи неблагоприятных сценариев развития событий, целиком и полностью зависят от нефтегазовых доходов, и только. Что конкретно это означает для народа? То, что если в бюджете образуется дефицит, средства на него возьмут из пенсионных накоплений граждан.

На что потратили средства Резервного фонда

С 1 февраля 2008 года по решению В.В. Путина Стабилизационный фонд РФ был разделен на два: Резервный и ФНБ. Целью разделения было разграниченное использование средств. Резервный фонд был призван выручать бюджет в случае возникновения дефицита при падении цен на нефть. Задача фонда национального благосостояния заключалась в страховании пенсионной системы, а именно для софинансирования добровольных накоплений граждан.

В результате раздела, на счет Резервного фонда была переведена сумма в 3 триллиона 57,85 млрд руб., которая и стала начальным капиталом. За 2008 год сумма накоплений увеличилась и достигла размера в 4,9 трлн. руб. Мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году, сильно пошатнул экономическое состояние России, в результате чего правительству пришлось прибегнуть к использованию средств резервного капитала. За два года стратегическая копилка государства была исчерпана на 80%.

В связи с критическим положением правительство оперативно внесло поправки в бюджетный кодекс, в результате чего нефтяные сверхдоходы перестали зачисляться в фонд и уходили напрямую в Федеральный бюджет на покрытие расходов. Такая вынужденная мера действовала вплоть до 2012 года до стабилизации обстановки.

Максимальных значений фонд достиг к 2015 году. Денежные средства в размере 5 трлн. 865 млрд. руб. были собраны за счет удержания высоких цен на нефть в течение нескольких лет. С середины 2015 и в последующие годы государственная «кубышка» только уменьшалась в объеме. Вторая волна резкого падения цен на нефть в сочетании с санкционной политикой запада «съели» финансовую подушку безопасности всю без остатка.

Для сведения: Представители Министерства финансов весной 2014 года, делая прогнозы на будущее планировали полностью отказаться от использования средств из государственных запасов с 2019 года. А в 2018 году рассчитывали сократить траты не менее чем вдвое. Покрывать дефицит бюджета при этом государство рассчитывало за счет внутренних источников заимствования и небольших внешних источников.

Время внесло свои коррективы и к концу 2017 года объем Резервного фонда упал ниже 1,1% от объема ВВП. Остатки средств были переведены на единый счет федерального бюджета. Таким способом был покрыт образовавшийся за 2017 год дефицит бюджета, а опустошенный до дна Резервный фонд был упразднен. В Бюджетном кодексе законодатели сделали соответствующие изменения.

Резервный фонд в будущем

Резервный фонд в составе ФНБ существует и по сей день, но функция его по сути утрачена. Кстати, инициатором объединения двух запасников, был создатель Резервного фонда экс-министр финансов Кудрин. По его мнению, управлять двумя фондами разумнее как единым инструментом. Как отмечают эксперты, правительство, объединив два совершенно разных по назначению фонда, открыло доступ к использованию средств ФНБ не только для поддержки пенсионной системы, но и для других целей.

Размер, единственного на сегодняшний день, стратегического запаса составляет около 4 миллиардов рублей. За текущий год прирост фонда составил в среднем 1 миллиард рублей. По расчету министра финансов Антона Силуанова Россия к 2019 году выйдет на показатель бюджета без дефицита, а значит средства из ФНБ расходоваться не будут и наконец то начнут пополняться. Главный финансист страны обосновывает свои прогнозы установившейся положительной тенденцией сокращения дефицита в 2017-2018 годах.

Независимые аналитики констатируют печальный факт, что из всех средств фонда воспользоваться в любой момент можно только лишь 60%. Остальное не является свободными ресурсами и вложено в различные финансовые активы.

Для сведения: Пополнение ФНБ происходит за счет сверхдоходов от экспорта нефтепродуктов. Дополнительным источником прибыли являются средства от управления фондом, например, размещение денег в иностранной валюте на депозитных счетах.

Политические деятели, опозиционирующие действующей власти, заявляют, что в 2019 году средства резервного фонда в составе ФНБ, как и прежде, будут уходить на «затыкание дыр и пробоин» по всем статьям бюджета. Мне мнению опозиции, до тех пор, пока правительство будет вести недальновидную политику «одного дня» стратегический запас государства будет ничтожен.

Резервного фонда больше не существует: видео

Резервный фонд России с 1 января объединен с Фондом национального благосостояния

Лента новостей

Все новости »

Как самостоятельная единица Резервный фонд России перестал существовать

Резервный фонд России с 1 января 2018 года присоединен к Фонду национального благосостояния (ФНБ), все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета, по новым нормам Бюджетного кодекса, теперь будут направляться в ФНБ, отмечает РИА Новости.

Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда, в который власти направляли дополнительные нефтегазовые доходы от роста цен на углеводороды. Резервный фонд в этой схеме был источником финансирования дефицита бюджета в случае резкого падения доходов казны. ФНБ создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, а другая часть его средств была инвестирована в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты.

Власти планировали полностью использовать средства Резервного фонда в прошлом году. При этом объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу главы Минфина России Антона Силуанова, должен составить 3,7 триллиона рублей, а его ликвидная часть, то есть свободные остатки, не вложенные в активы — 2,3 триллиона рублей.

В 2018 году ФНБ пополнится валютой, которую Минфин купил на рынке в рамках своих валютных операций за 2017 год, на общую сумму 829,2 миллиарда рублей. Власти рассчитывают, что 2018-й станет последним годом, когда дефицит бюджета будет финансироваться из ФНБ: за этот год из него на эти цели, а также на софинансирование добровольных пенсионных накоплений будет направлено 1,114 триллиона рублей.

В последующие годы ожидаются траты из ФНБ только на пенсионные накопления — 4,5 миллиарда рублей в 2019 году и 3,8 миллиарда рублей в 2020 году. При этом Минфин и дальше будет пополнять его, направляя в ФНБ купленную по бюджетному правилу валюту.

Копилка два года ждет

В условиях более благоприятной внешней конъюнктуры и роста объема поступлений по внешнеторговым операциям Банк России не исключает более быстрое уменьшение дефицита федеральной казны. Благодаря этому возможно поступление средств в Резервный фонд. «Его пополнение может начаться уже в 2019 году. Однако его объем в течение года не будет значительным», — отмечается в докладе.

По данным минфина, на 1 декабря 2016 года в Резервном фонде было чуть больше двух триллионов рублей против 3,6 триллиона рублей на начало года.

Как уточняется в докладе ЦБ, в сентябре-октябре 2016 года средства Резервного фонда для финансирования дефицита бюджета не использовались. В результате совокупное расходование фонда с начала года составляет 1,2 триллиона рублей. В целом же, согласно проекту «Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов», в 2016 году минфин планирует использовать более 2,1 триллиона рублей средств фонда.

В части финансирования дефицита за счет альтернативных источников правительство реализовало 50,1-процентный пакет акций «АНК «Башнефть» за 329,7 миллиарда рублей в октябре 2016 года, а также 19,5-процентный пакет акций «НК «Роснефть» за 710,8 миллиарда рублей в декабре 2016 года, уточняет ЦБ. В 2017 году программа приватизации может быть продолжена: ожидается продажа пакетов акций ПАО «ВТБ» и ПАО «Совкомфлот» с доходом около 130 -140 миллиардов рублей.

Однако в 2017 году Резервный фонд, скорее всего, будет полностью исчерпан. После этого на покрытие дефицита бюджета могут быть направлены средства Фонда национального благосостояния, не исключают в Банке России. В целом, по прогнозам регулятора, из средств суверенных фондов в 2017 году может быть потрачено 1,8 триллиона рублей, еще 1,2 триллиона рублей в 2018 году и около 0,1- 0,2 триллиона рублей — в 2019-м.

Резервный фонд России в 2018 году

В 2018 году Резервный фонд России прекратит свое существование, что зафиксировано в соответствующем законе. Данные изменения позволят более эффективно использовать накопленные резервы в объединенном фонде, подчеркивают чиновники. Во время кризиса средства Резервного фонда выступали основным источником покрытия дефицита бюджета, что привело к существенному сокращению финансовых запасов.

Резервный фонд России: финансовые перспективы в 2018 году

Запасы Резервного фонда (РФ) позволили сгладить экономические потрясения во время кризиса. На фоне резкого сокращения бюджетных поступлений, власти столкнулись с ростом дефицита бюджета. Накопленные резервы позволили профинансировать государственные затраты, что привело к значительным потерям для РФ.

В начале февраля 2015 года запасы РФ достигли рекордного значения – более 5,8 трлн руб. Однако экономический кризис «съел» большую часть финансовых резервов правительства. В результате средства РФ в 2017 году сократились до 1 трлн руб. Эксперты считали, что в скором будущем Резервный фонда России полностью исчерпается. Однако стабилизация нефтяных котировок позволила снизить нагрузку на РФ. Кроме того, власти решили переформатировать принципы формирования резервов, что отразится на дальнейшей судьбе Резервного фонда.

Бюджетные новации

Представители Госдумы приняли новый закон, который вносит существенные изменения в действующие бюджетные правила. Законодатели определили правила, которые будут ограничивать объемы госрасходов. Кроме того, депутаты поддержали инициативу правительства об объединении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В рамках принятых нововведений, бюджетные расходы будут привязаны к базовому уровню цен на энергоресурсы и прогнозу курса рубля. Суммарные расходы государственной казны не могут превышать базовых поступлений нефтегазовых доходов. При этом чиновники установили уровень цен на нефть, который станет ориентиром для расчета расходов – 40 долл./барр. Ежегодно данный показатель будет индексироваться на 2%, что соответствует ожидаемым трендам нефтяного рынка.

Изменение бюджетного правила позволит сохранить финансовые резервы России, подчеркивают чиновники. Данное нововведение обеспечит стабильные пополнения существующих запасов, поскольку средняя стоимость «черного золота» в следующем году ожидается на уровне 50-60 долл./барр. Кроме того, российская экономика снизит зависимость от колебаний цен на рынке нефти.

В следующем году будет действовать переходное правило, которое допускает превышения бюджетных расходов над базовыми нефтегазовыми доходами на 1% ВВП. Данная норма обеспечит плавный переход на использование новых принципов расчета возможных затрат федерального бюджета.

В 2018 году произойдет объединение ФНБ и РФ, что позволит повысить эффективность формирования и использования резервов (до 1 февраля средства Резервного фонда будут переведены в ФНБ). В результате финансовые резервы будут сконцентрированы в одном фонде, основным предназначением которого останутся следующие цели:

  • сбалансирование существующей пенсионной системы;
  • покрытие дефицита бюджета;
  • софинасирование пенсионных накоплений.

Финансирование дефицита бюджета будет исходить из остатков средств в объединенном фонде на конец года. Уровень запасов, который позволит обеспечить стабильное развитие отечественной экономики – 5% ВВП. Если средства фонда превышают данный уровень, то резервы будут в полной мере компенсировать недополученные нефтегазовые доходы. В противном случае расходы фонда не могут превышать 1% ВВП. Министерство финансов будет ежемесячно публиковать отчет, который поможет определить, сколько денег остается в объединенном Резервном фонде.

Эксперты положительно характеризую предложенные изменения. Однако для устранения всех рисков для российской экономики нужны более глобальные реформы.

На пути к стабильному росту

Изменение бюджетного правила позволит снизить уровень цикличности российской экономики, считают эксперты. Утвержденные нововведения позволят балансировать государственные расходы в периоды высоких цен на энергоресурсы и накапливать необходимые резервы. Базовый уровень цен на нефть в пределах 40 долл./барр. плюс индексация позволит наполнить фонд дополнительными средствами.

Однако аналитики не исключают более глубокой просадки нефтяного рынка в следующем году. Если участники ОПЕК возобновят рост нефтедобычи, то котировки могут опуститься ниже 40 долл./барр. В результате власти будут вынуждены девальвировать рубль, что позволит стабилизировать бюджетные поступления.

Чтобы снизить зависимость отечественной экономики от конъюнктурных колебаний, необходимо создать новые факторы роста, считают эксперты. Основой экономики должна стать обрабатывающая промышленность, которая позволит выпускать наукоемкую продукцию. В таком случае федеральный бюджет не будет зависеть от колебаний цен на сырьевых рынках.

Кроме того, проблемой остается несбалансированность доходов и расходов государственной казны. Чрезмерные затраты на социальную сферу создают основу для будущего дефицита. Властям необходимо реформировать систему пенсионного обеспечения, что станет фундаментом макроэкономической стабильности.

В 2017 году запасы Резервного фонда снизились до 1 трлн руб. Правительство активно использовало финансовые резервы в период экономического кризиса, что позволило стабилизировать развитие экономики. В следующем году чиновники намерены изменить бюджетное правило, что отразится на формировании резервов.

Власти планируют объединить ФНБ и РФ, что позволит консолидировать финансовые ресурсы. Резервы будут формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов (при ценах, которые будут превышать уровень 40 долл./барр. плюс индексация).

Эксперты считают, что для макроэкономической стабильности нужны дополнительные реформы.

Смотрите видео о том, когда закончится резервный фонд:

Россия полностью откажется от трат Резервного фонда с 2019 года

МОСКВА, 29 июня. /ТАСС/. Россия намерена полностью отказаться от трат Резервного фонда с 2019 года, в 2018-м траты сократятся вдвое по сравнению с 2017-м, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства РФ.

«Мы снижаем траты наших резервных фондов. В следующем году они будут в два раза меньше, чем в текущем году. Начиная с 2019 года мы полностью отказываемся от использования средств резервных фондов — финансируем дефицит бюджета исключительно за счет внутренних источников заимствований и небольших внешних источников», — сказал он.

Силуанов подчеркнул, что Минфин РФ предлагает сократить расходы бюджета в 2018 года на 2% с целью формирования резерва в размере 77 млрд руб. «Мы предлагаем сократить на 2% расходы, за исключением оплаты труда и денежного довольствия, публично-нормативных обязательств, реализации международных договоров, межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондом, содержания судебной системы, обслуживания долга и отдельной части по закрытым статьям», — отметил министр.

При этом глава Минфина добавил, что использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2018-2020 годах сократится и составит 171 млрд руб. «В бюджете на 2017-2019 годы эта сумма планировалась в размере 1,155 трлн руб.», — сказал Силуанов.

Говоря о внутренних заимствованиях, министр сообщил, что планируется привлечь около 1 трлн руб. на протяжении трехлетнего периода. «Основным источником будут облигации федерального займа, которые мы планируем выпускать в сумме, в валовом выражении более 1,5 трлн руб.», — заключил он.

Силуанов также заявил, что доходы бюджета в 2018 году вырастут на 630 млрд руб., доля не нефтегазовых доходов при этом составит 63%.

«Мы увеличили исходя из параметров макропрогноза доходную часть бюджета на 630 млрд руб.», — сказал он.

«Доля доходов, не связанных с нефтью и газом, увеличивается из года в год. Если в текущем году мы ожидаем долю не нефтегазовых доходов в размере 60% от всех доходов, то в следующем году этот показатель составит 63%», — добавил Силуанов.

Он также отметил, что расходы бюджета учитывают средства на индексацию пенсий в 2018 году на ожидаемый уровень инфляции в 4%.

«Речь идет об индексации пенсий на прогнозируемый уровень инфляции предыдущего года, то есть за 2017 год. Мы предусмотрели индексацию по оплате труда, пенсиям, публичным нормативным обязательствам и стипендиям на уровень 4% в следующем году», — сказал министр.

Резервный фонд России 2018 на сегодня

Резервный фонд России в 2018 году

1 февраля 2018 года Резервный фонд России прекратил свое существование, полностью исчерпав себя, об этом зафиксировано в соответствующем законе. Все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета, по новым нормам Бюджетного кодекса, теперь будут направляться в ФНБ (Фонд национального благосостояния). Во время кризиса средства Резервного фонда выступали основным источником покрытия дефицита бюджета, что привело к существенному сокращению финансовых запасов. Согласно информации, размещённой на сайте Минфина 10 января, остатки фонда в объёме $7,62 млрд, €6,71 млрд и ₤1,10 млрд были реализованы за 1 трлн 420 млн рублей и зачислены на единый счёт федерального бюджета. Резервный фонд обнулился еще 22 декабря, когда на финансирование бюджетного дефицита были потрачены последние 54 млрд руб., показывает статистика казначейства. В январе—ноябре 2017 года Резервный фонд оставался нетронутым. Дефицит бюджета в 2017 году, по оценкам Минфина, составил около 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.).

Резервный фонд России: как создавался, и финансовые новации в 2018 году

Резервный фонд был сформирован в 2008 году из средств Стабилизационного фонда. Основное предназначение фонда – обеспечить макроэкономическую стабильность в периоды экономических спадов. В случае резкого падения доходов казны Резервный фонд должен был стать источником финансирования дефицита бюджета. ФНБ создавался как часть механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу, а другая часть его средств была инвестирована в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты.

При этом власти использовали дополнительные нефтегазовые доходы для формирования резервов, что было зафиксировано в существующем бюджетном правиле. 1 февраля 2008 года единый Стабилизационный фонд разделился на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Одним из сторонников реформирования российской «кубышки» был нынешний председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-глава Минфина Алексей Кудрин. «Нам нужен резерв, он должен находиться в ликвидном варианте. Сегодня под это вся конструкция заточена, все свободные средства должны быть высоколиквидными, быстро высвобождаться в случае кризиса», — пояснял Кудрин.

В начале февраля 2015 года запасы РФ достигли рекордного значения – более 5,8 трлн руб. Однако экономический кризис «съел» большую часть финансовых резервов правительства. В результате средства РФ в 2017 году сократились до 1 трлн руб. Эксперты считали, что в скором будущем Резервный фонда России полностью исчерпается. Однако стабилизация нефтяных котировок позволила снизить нагрузку на РФ. Кроме того, власти решили переформатировать принципы формирования резервов, что отразится на дальнейшей судьбе Резервного фонда. Всего в 2017 году из суверенных фондов правительство потратило свыше 1,6 трлн руб., говорил Силуанов в конце декабря. Помимо 1 трлн руб. из Резервного фонда правительство потратило 622 млрд руб. из ФНБ, из которых 616,7 млрд было потрачено на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Запасы Резервного фонда (РФ) позволили сгладить экономические потрясения во время кризиса. На фоне резкого сокращения бюджетных поступлений, власти столкнулись с ростом дефицита бюджета. Накопленные резервы позволили профинансировать государственные затраты, что привело к значительным потерям для РФ.

Ранее в 2017 году министр финансов Антон Силуанов не исключил вероятности слияния Резервного фонда и ФНБ. Тогда глава Минфина подчеркнул, что должны быть выполнены все решения, связанные с инвестированием в инфраструктурные проекты через ФНБ.

«Но другая, оставшаяся часть ФНБ — это тот же самый источник для финансирования расходов федерального бюджета, такие же средства, как и Резервный фонд. Не исключаю, что мы можем рассмотреть вопрос о консолидации ресурсов этих резервных фондов, для того чтобы создать единый объём финансирования ресурсов источников дефицита бюджета», — цитирует РИА Новости заявления Антона Силуанова.

Резервный фонд планировалось полностью использовать в прошлом году. При этом объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен составить 3,7 триллиона рублей, а его ликвидная часть — 2,3 триллиона рублей. В 2018 году ФНБ пополнится валютой на 829,2 миллиарда рублей, ее министерство купило на рынке в рамках своих валютных операций.

Власти рассчитывают на то, что нынешний год станет последним, когда дефицит бюджета финансируется из ФНБ. Впоследствии они собираются тратить средства ФНБ только на пенсионные накопления — 4,5 миллиарда рублей в 2019-м и 3,8 миллиарда рублей в 2020 году. При этом Минфин и дальше будет пополнять ФНБ, направляя в него купленную по бюджетному правилу валюту.

Бюджетные перспективы

Представители Госдумы приняли новый закон, который вносит существенные изменения в действующие бюджетные правила. Законодатели определили правила, которые будут ограничивать объемы госрасходов. Кроме того, депутаты поддержали инициативу правительства об объединении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В рамках принятых нововведений, бюджетные расходы будут привязаны к базовому уровню цен на энергоресурсы и прогнозу курса рубля. Суммарные расходы государственной казны не могут превышать базовых поступлений нефтегазовых доходов. При этом чиновники установили уровень цен на нефть, который станет ориентиром для расчета расходов – 40 долл./барр. Ежегодно данный показатель будет индексироваться на 2%, что соответствует ожидаемым трендам нефтяного рынка.

Изменение бюджетного правила позволит сохранить финансовые резервы России, подчеркивают чиновники. Данное нововведение обеспечит стабильные пополнения существующих запасов, поскольку средняя стоимость «черного золота» в следующем году ожидается на уровне 50-60 долл./барр. Кроме того, российская экономика снизит зависимость от колебаний цен на рынке нефти. В следующем году будет действовать переходное правило, которое допускает превышения бюджетных расходов над базовыми нефтегазовыми доходами на 1% ВВП. Данная норма обеспечит плавный переход на использование новых принципов расчета возможных затрат федерального бюджета.

В 2018 году произойдет объединение ФНБ и РФ, что позволит повысить эффективность формирования и использования резервов (до 1 февраля средства Резервного фонда будут переведены в ФНБ). В результате финансовые резервы будут сконцентрированы в одном фонде, основным предназначением которого останутся следующие цели:

  • сбалансирование существующей пенсионной системы;
  • покрытие дефицита бюджета;
  • софинасирование пенсионных накоплений.

Финансирование дефицита бюджета будет исходить из остатков средств в объединенном фонде на конец года. Уровень запасов, который позволит обеспечить стабильное развитие отечественной экономики – 5% ВВП.

В течение 2018 года Минфин планирует закупить валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54–55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2019 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.

В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.

Если средства фонда превышают данный уровень, то резервы будут в полной мере компенсировать недополученные нефтегазовые доходы. В противном случае расходы фонда не могут превышать 1% ВВП. Министерство финансов будет ежемесячно публиковать отчет, который поможет определить, сколько денег остается в объединенном Резервном фонде. Эксперты положительно характеризую предложенные изменения. Однако для устранения всех рисков для российской экономики нужны более глобальные реформы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector