Ставки НДС с 1 января 2020 года (таблица), Современный предприниматель

Изменение ставки НДС в 2020 году в Украине

Ставки НДС в 2020 году — таблица

СОДЕРЖАНИЕ

stavki_nds_v_2020_godu_-_tablica.jpg

Похожие публикации

НДС – налог, не имеющий единой для всех плательщиков ставки. Это обстоятельство вызывает понятные затруднения при работе с ним у бизнесменов и финансистов. Разберемся, какими ставками налога, и для каких категорий товаров/услуг предстоит оперировать компаниям и ИП в 2020 году.

Ставки НДС в 2020 году: основные изменения

С начала 2020 года базовая (т.е. используемая в основной массе операций) ставка налога выросла на 2%, составив 20% (закон № 303-ФЗ от 30.10.2018). Кроме нее, действительными остаются ставки 0% и 10%, расчетные величины, исчисляемые как 20/120, 10/110, а также ставка 16,67%. Действующая система применения ставок НДС НК РФ предусматривает возможности использования разных ставок при проведении одной сделки. Например, поставка некоторых категорий товаров облагается по сниженной ставке 10%, а их транспортировка по базовой — 20%. Кратко охарактеризуем каждую из перечисленных величин.

20% — ставка, используемая в подавляющем большинстве осуществляемых операций, в том числе по тем, для которых не установлены иные размеры налога. До 01.01.2020г. базовой являлась ставка 18%, теперь в операциях, ранее облагаемых по ней, применяется 20%.

10% — величина НДС для групп товаров социального назначения и реализации ограниченного круга услуг.

0% — ставка, применимая в экспортных операциях, международных грузовых и пассажирских перевозках.

Расчетные (10/110 и 20/120) ставки актуальны, если следует вычленить НДС из суммы платежа, например, с полученного поставщиком аванса. Для определения суммы налога базу умножают на 10 или 20 и делят на 110 или 120. Расчетный метод применяют также налоговые агенты.

Размер ставки 10/110 или 20/120 зависит от величины НДС, которым облагается операция по сделке, т.е., если налогообложение происходило по ставке 10%, то уместна расчетная ставка 10/110, если же применялась базовая ставка, то в расчетной вариации используется 20/120.

16,67% — специальная ставка, используемая в исключительных ситуациях. Ранее размер этой расчетной ставки составлял 15,25% (18/118), с 01.01.2020 составил 16,67% (20/120).

Объединим более подробную информацию по ставкам НДС 2020 в таблицу.

Повышение НДС с 1 января 2020 года — новости, чем грозит

Содержание:

↑ Повышение НДС с 1 января 2020 года грозит увеличением цен на многие потребительские товары

Повышение НДС с 1 января 2020 года грозит увеличением цен на многие потребительские товары
С 1 января повышается ставка НДС
Какие последствия повышения НДС
Что еще изменится вместе с увеличением НДС?
Повышение НДС с 1 января 2020 года
Ставки НДС с 1 января 2020 года
Ставки НДС с 1 января 2020 года
Изменение НДС с 1 января 2020 года: чем грозит бизнесу

24 июля 2018 года Госдума РФ в третьем и окончательном чтении приняла закон о повышении ставки НДС с 18% до 20%. Закон начнёт действовать с 1 января 2020 года. Эксперты сходятся во мнении, что это наиболее мягкая мера, необходимая для пополнения истощённого государственного бюджета и выполнения майских указов Владимира Путина. Однако она может привести к негативным последствиям для российской экономики: повысить уровень инфляции и повлиять на снижение уровня жизни населения России.

↑ С 1 января повышается ставка НДС

Последняя новость об НДС с 2020 года — подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным закон о повышении ставки НДС до 20 процентов. Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ с соответствующими поправками в Налоговый кодекс 3 августа официально опубликован. Документ начинает действовать с 1 января будущего года. Теперь подробно о повышении ставок.

Повышение общей ставки. Согласно закону № 303-ФЗ, с 2020 года произойдет повышение общей ставки НДС на два пункта — с 18 до 20 процентов.

Применять новую ставку надо будет к товарам, отгруженным после 1 января 2020 года. Именно с этого числа будет действовать новая ставка 20 процентов.

Повышение расчетной ставки. Расчетная ставка налога вырастет с 15,25 до 16,67 процента. «Расчетным методом» значит: 16,67 = 20/120.

Ставки налога 0% и 10% будут сохранены. А повышение НДС частично компенсировано отменой налога на движимое имущество организаций.

УЗНАТЬ ОТВЕТЫ Минфин отметил, что при реализации в 2020 году товаров надо применять ставку 20%, даже если ранее налог с аванса считали по ставке 18/118 (письмо от 06.08.2018 № 03-07-05/55290). К вычету получится принять только фактически исчисленный налог. Это означает, что компаниям придется исходить из прежней ставки.

Второй момент, о котором рассказали в Минфине – время приобретения товаров не повлияет на порядок расчета и размер НДС в 2018 году. Ставку по НДС 20 процентов с 2020 года применяют в тех случаях, когда по приобретенным товарам входящий налог считали по 18%. Из этого чиновники делают вывод – при реализации таких товаров начиная с 1 января 2020 года нужно применять ставку с учетом изменений – по 20% (письмо Минфина от 10.09.2018 № 03-07-11/64577).

↑ Какие последствия повышения НДС

Как стало известно, в России будет повышаться налоговая ставка. Население, узнав о данной новости начало выступать против проведения подобных мероприятий.

Читайте такжеКурс доллара и евро на 30 ноября — точный курс валют от центробанка на сегодня 30.11.2018

Увеличение НДС до 20% с 1 января 2020 года отразится прежде всего на обычных гражданах, так как их доходы пока не увеличиваются. Первые разговоры о предстоящем увеличении НДС появились еще в мае 2018, а уже 16 июня Дмитрий Медведев вынес предложение на рассмотрение. Окончательное решение по этому вопросу Госдума вынесет 3.07.2018.

— один из косвенных налогов, зачисляемый в федеральный бюджет. Налог на добавленную стоимость, как указано в ст. 163 НК РФ, имеет налоговый период в один квартал, пишет Рос-Регистр. В 2018 году базовая ставка по нему составляет 18%.

Некоторые товары и услуги, называемые социально значимыми, реализуются с пониженной ставкой в 10%. Преимущественно это основные продукты питания, медикаменты, товары для детей.

Некоторые услуги, товары, продукты полностью освобождены от уплаты этого налога, что регламентировано пунктами 1-3 ст. 164 НК РФ. Это, к примеру, медицинское обслуживание, транспортные услуги, плата за детские сады и т.д.

Ни перечень услуг по специальным ставкам, ни размер этих ставок (10% и 0%) законопроектом не затрагивается.

К чему приведет повышение НДС, и зачем это нужно? Все понимают, что в бюджете вечно не хватает денег. По подсчётам экономистов, повышение НДС на 2% будет приносить по 600 млрд. руб. ежегодно, а это те самые деньги, которые планируют пустить на повышение пенсий и других социальных выплат.

Майские указы президента требуют серьёзных вливаний в здравоохранение, образование и другие сферы, которые и формируют качество жизни россиян. Бесплатная диспансеризация, льготные ипотеки, материнский капитал и так далее, всё это требует денег, которых пока в бюджете не хватает. Для примера, нам приводят опыт ряда других европейских стран, где только поднятие ставки НДС смогло оздоровить экономику. Если сравнивать НДС в Европе, то в России сейчас самая низкая ставка.

Скорее всего, повышение НДС ударит по населению и затронет каждого. Производители никогда не будут работать в ущерб себе и не упустят случай урвать чуть больше. Ведь ставка НДС не менялась с 2004 года, а цены с тех пор выросли в несколько раз.

Это говорит о том, что налоги сами по себе мало влияют на цены, и больше на них влияет инфляция, курс валют, спекуляции и коррупция. По планам правительства, ощутят на себе повышение НДС лишь покупатели дорогих автомобилей, бригады строителей, и любители деликатесов.

Если НДС повысится до 20%, но при этом останется льготная ставка 10% для определённых групп товаров и услуг, эксперты прогнозируют незначительное повышение цен в рамках 1.5%-2%. Это очень оптимистичный прогноз, и очень хотелось бы в это верить.

Как заявляют в правительстве, повышение НДС не коснётся группы продовольственных товаров, и товаров первой необходимости. Для мясомолочной продукции, овощей, яиц, ряда детских товаров и медицинских препаратов НДС всё так же будет 10%. По прежнему не будет НДС при покупке жилья, и, по замыслу экономистов, население почти не ощутит повышения налога, если будет покупать только продукты из потребительской корзины.

Читайте такжеЦена на нефть сегодня 30 ноября 2018: Цены на нефть продолжают расти в ожидании саммита G20

Но вместе с тем бизнес никогда не упустит своего, и некоторые эксперты прогнозируют, что повышение НДС на 2 % в действительности увеличит цены на 11%-15%. Это как цепная реакция, коснётся всего. Да, ставка НДС на продукты останется прежней, но конечная цена вырастет за счёт других факторов, которые влияют на ценообразование.

Ведь НДС платят несколько раз, на всех этапах производства товара, и если этих этапов много, цена может вырасти не на один десяток процентов. Есть аренда, логистика, упаковка, в конце концов, и даже товары со льготной и нулевой ставками, на каком-то этапе могут пересекаться с теми товарами, которые не имеют льгот, и это поднимет их в цене.

Закон о повышении НДС 2018 года, считается «мягким» вариантом, так как были и другие идеи, которые вызвали бы слишком бурное возмущение в обществе. Обсуждался вопрос повышения НДС и снижения страховых взносов до 22%. В министерстве сошлись на мягком варианте, считая его оптимальным и для бизнеса, и для населения.

Министерство финансов планирует, что реальные зарплаты вырастут на 6,3% в 2020 году. Это больше, чем поднятие НДС на 2% и, по замыслу финансистов, покупательская способность населения сохраниться на том же уровне, а то и вырастет.

Эксперты, которые реально смотрят на вещи, предсказывают, что часть предприятий раздробится, и перейдёт на упрощённое налогообложение, платя единый налог. А может проведёт сокращения сотрудников, ради экономии. Также может увеличиться доля зарплат «в конвертах», а это никак не оздоровит экономику и лишь уменьшит отчисления в бюджет.

Конечно, можно увеличить штат контролирующих органов, но это ведь снова бюджетники, которым нужно платить зарплату. Если брать в пример всё тот же опыт европейских стран, то стоило бы задуматься, почему при одинаковых налогах и ценах уровень жизни у нас несопоставим?

Можно кивать на низкие рентабельность и производительность труда, но ведь это касается только производства товаров. Может ли педагог, врач или кассир в магазине увеличить свою производительность труда? Может, если только уволят несколько сотрудников, и придётся работать в две-три смены. Но ведь базовая ставка не увеличится, и «прожиточный минимум» так и останется минимумом, на который можно только выживать, а не жить достойно.

↑ Что еще изменится вместе с увеличением НДС?

В связи с изменением ставки НДС поменяется декларация по налогу, а также форма книг продаж и покупок. В бухгалтерских программах также необходимо будет сделать некоторые перенастройки. Однако наши клиенты все эти «организационные» изменения на себе не почувствуют – переход со «старого» НДС на новый произойдет в штатном режиме.

Читайте такжеКурс доллара на сегодня 30.11.2018: Курс доллара на Мосбирже вырос до 66,3 рубля

Кроме того, одновременно с законом о повышении ставки НДС до 20% были приняты поправки в Налоговый кодекс, сокращающие срок камеральной проверки по НДС на месяц ( Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ). Закон уже вступил в силу – с 3 сентября 2018 года, и на «камералку» по НДС инспекторам отводится два месяца. Но проверка пройдет быстрее только если у инспекторов не возникнет подозрений и вопросов к отчетности и подтверждающим документам. Если же они заподозрят малейшее нарушение, срок проверки будет продлен на месяц.

Любое новшество в ставках и расчете налога на добавленную стоимость отражается на деятельности компаний, уплачивающих этот налог. Расскажем, чем грозит принятое решение о повышении НДС с 1 января 2020 года, с какого числа введут НДС 20 и как власти «смягчили» последствия грядущих изменений.

↑ Повышение НДС с 1 января 2020 года

Последняя новость об НДС с 2020 года — подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным закон о повышении ставки НДС до 20 процентов. Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ с соответствующими поправками в Налоговый кодекс 3 августа официально опубликован publication.pravo.gov.ru. Документ начинает действовать с 1 января будущего года. Теперь подробно о повышении ставок.

Повышение общей ставки. Согласно закону № 303-ФЗ, с 2020 года произойдет повышение общей ставки НДС на два пункта — с 18 до 20 процентов.

Когда введут НДС 20 процентов?

Применять новую ставку надо будет к товарам, отгруженным после 1 января 2020 года. Именно с этого числа будет действовать новая ставка 20 процентов.
Повышение расчетной ставки. Расчетная ставка налога вырастет с 15,25 до 16,67 процента. «Расчетным методом» значит: 16,67 = 20/120.

Ставки налога 0% и 10% будут сохранены. А повышение НДС частично компенсировано отменой налога на движимое имущество организаций.

↑ Ставки НДС с 1 января 2020 года

На территории России с 2020 года вводится основная ставка НДС в размере 20 процентов (+2 процента к 2018 году).

Для отдельных товаров (детских, медицинских, продовольственных, периодических образовательных печатных изданий и книжной продукции — полный список приведен в п.2 ст. 164 НК РФ) применяется ставка НДС 10 процентов. Повышать ее после 2018 года не будут.

Ставка 0 процентов остается прежней.

В таблице ниже смотрите, какие ставки налога действуют в 2020 году.

↑ Ставки НДС с 1 января 2020 года

Ставка
Изменение с 01.01.19
Когда применяется
18 %
20%Повышение на 2 процента
При реализации, если операция не входит в перечень облагаемых по льготной/нулевой ставке.
10 %
Без изменений
При реализации:

-продовольственных, медицинских, детских товаров;

— периодических печатных изданий; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;

— услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
0 %
Без изменений
При реализации:

— товаров на экспорт;

— услуг по международной перевозке товаров;

— работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;

Полный перечень приведен в ст. 164 НК РФ.
10/110

20/120
Повышение с 15,25 до 16,67 процента
При получении авансов в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

— при расчете суммы НДС, перечисляемой в бюджет налоговым агентом;

— при уступке новым кредитором денежных требований, вытекающих из договора реализации товаров (работ, услуг).

↑ Изменение НДС с 1 января 2020 года: чем грозит бизнесу

Впервые в России налог на добавленную стоимость был введен в 1992 году. Тогда действовала ставка 28 процентов, но через год ее снизили до 20 процентов. По этой ставке налог считали до 2004 года, тогда ее понизили на два пункта — до 18 процентов. А теперь принято прямо противоположное решение — повышение до 20 процентов. Так чем это грозит организациям?

Читайте такжеКурс доллара и евро на 30 ноября — точный курс валют от центробанка на сегодня 30.11.2018

С одной стороны, повышение ставки НДС для бизнеса — это увеличение налоговой нагрузки — компании будут больше платить в бюджет. Особенно это коснется тех, у кого высокая добавленная стоимость — соответствующий фонд оплаты труда, амортизационные отчисления, прибыль, проценты по кредитам. Такие компании пострадают в первую очередь.

С другой, повышение налога в конечном итоге отразится на покупателях. Прежде всего на «физиках», приобретающих товары (работы, услуги) для себя, и на малых компаниях-спецрежимниках.

Подорожают товары, на которые будет повышен НДС. Однако увеличение ставки на 2 пункта не будет иметь такие негативные последствия, как кажется. Если бы был сокращен перечень товаров и услуг, освобожденных от уплаты НДС или на которые сейчас распространяется льготная ставка, то тогда можно ожидать более высокого роста цен. Если сравнить повышение на 2 процента с динамкой роста цен и тарифов, то не все так страшно в условиях низкой инфляции.

Кроме того, приняв закон о повышении НДС, чиновники одновременно зафиксировали тарифы страховых взносов. С 2021 года общий тариф должен был вырасти с 30 до 34 процентов. Однако закон сохраняет ставку страховых взносов в фонды на уровне 30%.

И, наконец, еще одно нововведение с 2020 года — это отмена налога на движимое имущество юридических лиц. За движимые активы не нужно будет платить налог: они исключены из объектов налогообложения. Отмена произойдет с 2020 года. Это частично компенсирует повышение НДС, а бухгалтерам станет проще работать. При этом компании на общем режиме смогут соблюсти лимиты и перейти на УСН с 2020 года.

Как отразится налоговая реформа Украины на благосостоянии граждан в 2020 году

Украина, как и другие страны, использует для пополнения государственной казны налоги. Вот только в большинстве стран налоги относятся к дополнительной форме пополнения бюджета, а не к главному источнику дохода.

В данном случае для Украины основными налогами можно назвать НДС, НДФЛ и налог на недвижимость. Очевидно, что казна пополняется не только за счет действующих бизнесменов, но и из зарплаты обычных граждан. Именно об этих налогах, а точнее об их будущем в 2020 году, и пойдет речь в этой статье.

НДС в Украине на 2020 год

Налог на добавленную стоимость в Украине привлекает внимание не только системой сбора, но и процентной ставкой. В первую очередь, хочется отметить, что в отличие от стран ЕС, где также действует указанный налог, украинские бизнесмены фактически платят со всей стоимости товара. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее: Украина уже не первый год старается вывести свою политическую и экономическую систему на европейский уровень.

Страны Европы поддерживают свой бюджета за счет НДС. Вот только стоит учитывать несколько немаловажных факторов, которые существенно отличают развитие украинского бизнеса от европейского. И хотя европейские бизнесмены действительно платят налог на добавленную стоимость, они получают соответствующий возврат от государства.

В Украине система возврата тоже действует, вот только чтобы его оформить человеку, который уплатил НДС, стоит набраться упорства и выдержки. Потому что получить законный возврат не так-то просто, и плательщику придется не только запастись терпением, но и дополнительными суммами, «ускоряющими» процесс.

А вот налоговая ставка действительно близка к европейским, так, в Европе сейчас ставка колеблется на уровне 21,6%, а в Украине всего 20%. Правда, при этом стоит признать, что европейские страны и вычет делают своевременно, не задерживая его более, чем на 30 дней. А также добавим, что в странах, где экономическая ситуация схожа с украинской, ставка налога колеблется от 4% до 15%.

Разумеется, многим бы хотелось сократить ставку, скажем до 10%. Но, оставаясь реалистами, стоит понимать, что в идеальном варианте ставка может снизиться максимум до 15%. Кроме того, украинские чиновники уже заявили, что если и уменьшат налог, то только до 16%, потому что это максимально низкая планка для вступления в ЕС.

Приятной новостью 2018 года стало снятие НДС с покупки электромобиля (но не два года, как планировалось, а только на текущий 2018 год). Полегче будет и предпринимателям, работающим с бытовыми отходами или черными и цветными металлами, хотя сроки такого послабления пока не определены. А вот тем, кто занимается импортом оборудования или кинематографом, НДС платить не придется несколько лет.

Логично предположить, что такие изменения будут сопровождаться дополнительными условиями, восполняющими «убыток» казны. Вот только все сферы, на которых это скажется, пока неизвестны. Хотя нет, один дополнительный пакет, который пройдет в совокупности с изменениями НДС, все-таки уже известен. А именно, изменения правил для предпринимателей, действующих на упрощенке.

Согласно этому новому законопроекту, третья группа упрощенцев будет просто вычеркнута, а первая и вторая группы будут ограничены в своих действиях. В случае принятия закона, они не смогут заниматься гарантийным ремонтом, производством сложной техники и ювелирных изделий, а также им придется отказаться от оптовой торговли и работы с подакцизными товарами.

В целом, если изменения 2020 года и принесут пользу, то только крупному бизнесу. Зато мелким и частным предприятиям придется еще тяжелее, чем в этом году.

Изменения налогов для физлиц в 2020 году

  1. НДФЛ в Украине на 2020 год

Налог на доходы в 2020 году особо не удивит какими-либо изменениями. Самые главные аспекты будут оставаться прежними. Так, ставка по-прежнему будет сохраняться на уровне 18%, а облагаемыми объектами будут являться зарплата и прочие официальные доходы, включая премии и выигрыш в лотерею.

Исчисляется сбор также по старой схеме, разделяя налогоплательщиков на три группы:

  • Резиденты Украины — граждане, у которых имеется только украинское гражданство и постоянно проживающие на территории данной страны.
  • Нерезиденты — лица, которые работают и проживают на территории Украины, но имеют гражданство другой страны. Нерезиденты, имеющие особые дипломатические привилегии, могут быть освобождены от уплаты НДФЛ.
  • Налоговые агенты — это лица, занимающиеся начислением налога, а также удержанием соответствующей суммы с дохода налогоплательщика для последующего перевода НДФЛ в налоговую службу.

И все же, если заглянуть в планы 2020 года, то проект, который сейчас находится на рассмотрении, многим придется не по вкусу. В настоящий момент планируется введение штрафов за неуплату налога, либо за указание недостоверных данных.

Согласно проекту, штраф будет составлять 510 гривен при первой провинности, а при повторных нарушениях в два раза больше. О том, действительно ли введут этот налог, пока неизвестно, поскольку законопроект еще не получил необходимой поддержки.

  1. Налог на недвижимость в Украине на 2020 год

В Украине налог на недвижимость все чаще называют «налогом на роскошь», вот только как 60 квадратных метров могут считаться роскошью — большой вопрос. И это не шутка, ведь данный налог уплачивается с метров, которые превышают назначенный порог.

Так, для квартиры максимальный неоплачиваемый метраж составляет 60 квадратных метров, а для домов — 120. Если же гражданин является обладателем и того, и другого, то максимальным метражом будет считаться 180 квадратных метров, а за остальные метры придется платить. Причем нельзя точно сказать, какой именно процент будет выплачиваться в каждом городе.

Поскольку налог на недвижимость пополняет местные бюджеты, то местные власти могут снижать налоговую ставку, либо и вовсе ее упразднять. Пока средним показателем остается 1,5%, но стоит учитывать, что ставка ориентируется на минимальную зарплату. Следовательно, уже в 2020 году сумма налога может измениться вместе с обещанным повышением минимальной зарплаты до 4173 гривен.

Если рассчитывать налог с учетом увеличенной минимальной зарплаты, то каждый лишний метр будет стоить примерно 62-63 гривны. Эта сумма может быть снижена, благодаря праву местных органов власти устанавливать льготы для населения.

Также корреспондент информационного агентства «Экспресс-Новости» подчеркнул, что если граждане не получили уведомление о начисленном налоге, то они не обязаны его платить. При этом никаких штрафов за неуплату не будет. Однако, если налоговая служба все же заметит свою оплошность, то она может выслать квитанцию за несколько пропущенных лет, но не более чем за 3 года.

Итак, становится очевидным, что изменения 2020 года затронут все слои населения, независимо от их социального статуса и сферы деятельности.

Изменение ставки НДС в 2020 году в Украине

История вокруг НДС у нас в стране постепенно начинает напоминать мечтательную фразу Шарикова: «Вчера котов душили, душили…». В общем, и у нас НДС уже душат-душат который год, а никак задушить не могут. Или все-таки в 2020-м смогут?

Нет, на самом деле НДС, как таковой, – это просто чудо, какое изобретение, за которое мы должны сказать спасибо французам, и которое и по сей день прямо или косвенно составляет основную часть системы налогообложения большинства стран ЕС.

Ведь как вообще построены взаимоотношения бизнеса и государства? Бизнес должен ему платить либо налог с продаж, либо НДС. Конечно, есть там всякие Каймановы острова и прочие Гонконги, но мы сейчас не о прелестях регистрации бизнеса в оффшорах, а о реальном существовании в нашей, в том числе, стране.

Быть или не быть?

Что собой представляет налог с продаж? По сути, бизнесмены каждый раз, приобретая товар на всем пути производственной цепочки, платят за него налог в полном размере. То есть, им приходится и «налог на налог» платить постоянно, что, конечно, увеличивает нагрузку на бизнес.

Такая система принята в США, но, там свои сложности и причины, почему они живут именно так, а не иначе. Европа же давно перешла на более прогрессивный и способствующий развитию частного бизнеса механизм НДС.

Он состоит в том, налог платится лишь с той части дохода, которая им же и заработана, составляя т.н. «добавочный продукт». И по сути, это — разница между продажной и закупочной стоимостью/себестоимостью.

Именно по этой причине поначалу в 70-х годах 20-столетия экономика европейских стран взяла более резвые темпы роста по сравнению со Штатами. В Украине же до сих пор НДС можно было назвать настоящим самым главным бюджетообразующим инструментом – с него поступления каждый год варьировались в пределах 30% от всей массы налогов.

Для справки, по акцизам государство получает лишь 15%, а по НДФЛ, к примеру, 12%. Поэтому, естественно, если его отменить сразу, наш бюджет рассыплется, словно, карточный домик.

Суть вопроса

Казалось бы, чего предпринимателям спокойно не сидится? Возмещение переплаты по НДС должно быть налажено из госбюджета автоматическим образом, цифры, в принципе, не сказать чтобы мягкие, но и не удушающие, как ни крути…

В чем же проблема? Почему общественность так яро выступает против этого налога в Украине, ведь он же полезен и бизнесу, и стране в целом? А дело в том, что, как говорил Леонид Макарович: «Маємо те, що маємо». Наш механизм возвратов по НДС — это настояний рекордсмен по количеству коррумпированных схем и разжиревших на них чиновников.

На нем фискалы бессовестно наживаются (несмотря на всю красивую внешнюю мишуру люстрации, реформ и прочие милые сердцу обывателя вещи), а налогоплательщики страдают от давления. Так хоть бы государству от этого хорошо было! Но, нет. Экономика всеми этими схемами просто уничтожается…

Что получаем в итоге? Если объяснить совсем по-простому, доступно даже человеку, бесконечно далекому от налогообложения, бухгалтерии и высоких разговоров об экономике в целом, — растут цены для конечного потребителя.

Потому как невозмещаемый нормально из бюджета НДС бизнесмены автоматически начинают считать налогом с продаж.

Следовательно, негласно закладывают его размер в ценник своих товаров. Получается, что наше правительство хочет ориентироваться на Европу, где налог установлен, в среднем, на уровне 21,6% (в соседней Польше, например, 23), но, оно не хочет учитывать, что там-то как раз НДС возвращают предпринимателям за 7-30 дней максимум.

У нас же пока не «порешаешь вопросы» и не «дашь кому надо», воз будет и ныне там, где его Крылов забыл.

Несколько вариантов налоговых изменений

Понимая, что от «теневой экономики» у нас годами можно избавляться, и так ничего путного и не достичь, активисты от бизнеса предлагают, хотя бы, существенно снизить ставку НДС (ведь государство, по сути, все равно кладет себе все деньги в карман, так хоть давайте делиться по справедливости!).

Например, в странах, с аналогичной нашей ситуацией, налог плавает от 4% к 15%. Оптимально, конечно, 10, но, мы же взрослые люди и в сказки не верим, поэтому максимум, что удастся выторговать у государства – это 15%. А оно нас до сих пор только кормит сказками о «реформах»…

Тут еще стоит вспомнить, что по понятным причинам, НДС в моно-исполнении, с точки зрения экономики, рассматривать ошибочно. Ясное дело, что он теснейшим образом завязан и на другие сборы и поборы.

В частности, на налог на прибыль. Его с 2020 года собираются трансформировать в «налог на выведенный капитал», за которым, к примеру, с дивидендов в бюджет будут изымать 15%, а из платежей, которые к дивидендам приравниваются – 20%.

Но, вместо того, чтобы в пакете с этим новшеством сделать что-нибудь полезное для людей и по НДС, налоговики решили… еще больше усилить гнет на налогоплательщиков.

Чего только стоят механизмы блокировки НДС-накладных, «успешно» обошедший только аграриев. Вопрос теперь, только, как всему остальному бизнесу прикинуться тоже сельхозпредприятиями, чтобы не пойти по миру с сумой?

Особенности экономических процессов в Украине

Пока вместо комплексного лечения нам предлагают точечную акупунктуру. Например, теперь у нас будет классно покупать электромобили – их избавили и от НДС, и от акциза (спасибо, ЕС). Правда, вначале хотели сделать красивый жест и продлить все это счастье и на 2020 год, но, потом испугались, и переиграли все только сроком на текущий.

Ну, что ж, и на том спасибо. К тому же, не факт, что не продлят эту льготу ближе к концу 2018-го и на следующий.

Также вздохнут полегче предприниматели, чья сфера интересов лежит в проведении операций с черным и цветным металлоломом, а также имеющих дело с бытовыми отходами – с них НДС тоже убрали. Еще на пару лет освободили импорт оборудования и кинематограф.

Но, при этом (барабанная дробь!) решили, что если и снижать общую ставку НДС, то не до каких не вожделенных 10% — максимум 16%, и точка. Почему? Они утверждают, что правила вхождения в ЕС запрещают ставку ниже 15%.

При этом странно, что раз у нас действуют переходные периоды и специальные растянутые на время механизмы доведения всего и вся до уровня Европы, с постепенным ежегодным и не так болезненно ощутимым понижением/повышением, почему бы и в отношении такого ключевого момента, как НДС, не поступить аналогично?

Хотя, наверное, нашим управленцам пока просто не до того, ведь они в последнее время так заняты придумыванием пары очередных новых удавок в отношении предпринимателей-упрощенцев, за счет которых дыры в бюджете латали и латать будут, похоже, всегда. Может, все-таки, не с той стороны лечить экономику начинают?

Видео-новость


Изменение ставок НДС в 2020 году: разъяснения ФНС о переходном периоде

С 1 января 2020 года вступает в силу одна из важных поправок в НК РФ, касающаяся НДС, — повышение ставок налога (об изменениях по НДС, действующих как с 01.10.2018, так и с 01.01.2020, читайте в статье «Повышение НДС и другие новации по налогу»).

Размер основной ставки НДС составит 20 % вместо действующей в настоящее время ставки 18 %. Однако нормами Налогового кодекса не предусмотрены правила уплаты НДС в так называемый переходный период. Например, когда оплата поступила до повышения ставки (в 2018 году), а отгрузка произошла уже после повышения (в 2020 году). ФНС России выпустила письмо, в котором разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 303-ФЗ с 01.01.2020 производится изменение ставок НДС: основной налоговой ставки НДС — с 18 на 20 %, и расчетных ставок — с 18/118 на 20/120 и с 15,25 на 16,67 %.

ФНС России в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

Основная ставка НДС 20 %

В пункте 1 Письма налоговая служба напомнила, что новая ставка 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 01.01.2020 независимо от даты и условий заключения договоров. Причем, по мнению ФНС России, изменение ставки НДС не требует внесения изменений в договоры, заключенные до 01.01.2020. В то же время стороны вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Несмотря на утверждение ФНС России, если цена договора определена, например, в размере 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %), то все-таки целесообразно уточнить:

  • сохранится ли цена договора в размере 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %) за счет уменьшения стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав, которая в указанном случае будет составлять уже не 100 000,00 руб., а 98 333,33 руб. (118 000,00 руб. х 100/120);
  • сохранится ли стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав в размере 100 000,00 руб. при увеличении цены договора до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В этом Письме налоговый орган ничего не говорит о возможности доплаты суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %) за счет собственных средств продавца. По всей видимости, это связано с тем, что НДС — косвенный налог, обязывающий продавца предъявлять начисленную сумму НДС к уплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пункт 1.1 Письма содержит методические рекомендации по применению НДС для случаев, когда с 01.01.2020 отгружаются товары (работы, услуги, имущественные права) в счет предварительной оплаты, полученной до 01.01.2020. Так, продавец с полученной суммы предоплаты исчисляет НДС по ставке 18/118. После отгрузки соответствующих товаров с 01.01.2020 продавец начисляет НДС по ставке 20 % и заявляет налоговый вычет суммы НДС, ранее исчисленной с суммы предоплаты по налоговой ставке 18/118.

Зеркальные действия производит и покупатель. С перечисленной до 01.01.2020 суммы предоплаты он может предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную продавцом по ставке 18/118. После приобретения товаров покупатель вправе заявить к вычету предъявленную продавцом сумму НДС, начисленную по ставке 20 %, с одновременным восстановлением ранее заявленной к вычету с предоплаты суммы НДС, исчисленной по ставке 18/118.

В декабре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118). В январе 2020 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС с предоплаты в размере 18 000,00 руб.

Покупатель, перечисливший в декабре 2018 года сумму предоплаты заявил налоговый вычет на сумму 18 000,00 руб. После приобретения товаров в январе 2020 года предъявил к вычету 20 000,00 руб. с одновременным восстановлением 18 000,00 руб. по предоплате.

Очевидно, что произведенная после отгрузки товаров доплата в размере 2 % на применение НДС никак не повлияет. Сложнее выглядит ситуация, когда такая доплата в размере 2 % производится покупателем до момента отгрузки товаров.

Если покупатель производит доплату в 2020 году, но до отгрузки товаров, то ФНС России предлагает рассматривать эту сумму не как дополнительную оплату стоимости с исчислением НДС по расчетной ставке 20/120, а как доплату именно суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %). Из этого следует, что всю полученную доплату налога продавец должен перечислить в бюджет.

Для отражения в налоговых отчетах поступившей суммы доплаты налога в размере 2 % налоговый орган рекомендует использовать специальный счет-фактуру — корректировочный счет-фактуру на сумму доплаты НДС, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предварительной оплаты, полученной в 2018 году.

Однако, напомним, что согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ корректировочный счет-фактура (форма и порядок заполнения которого приведены в Приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее — Постановление № 1137) выставляется при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в случае изменения их цены (тарифа) или уточнения количества (объема). Теперь же этот вид счета-фактуры приобретает новые, не установленные законодательством функции. Именно в отсутствии нормативного регулирования ФНС России в Приложении № 1 к Письму привела вариант заполнения такого корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты НДС.

Таким образом, для отражения доплаты НДС в размере 2 % продавец будет регистрировать этот корректировочный счет-фактуру в книге продаж. Разница между суммами налога, указанная в таком корректировочном счете-фактуре, будет отражена по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и учтена при расчете общей суммы налога за налоговый период. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС необходимо указывать цифру «0» (ноль).

После отгрузки соответствующих товаров с применением ставки 20 % для заявления налогового вычета продавец будет регистрировать в книге покупок и авансовый счет-фактуру, выставленный на сумму предоплаты, полученную в 2018 году, с которой исчисление НДС производилось по ставке 18/118, и корректировочный счет-фактуру на доплату налога, выставленный в 2020 году.

Если такую доплату производят неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, которым счета-фактуры не выставлялись, то отражение суммы доплаты налога в книге продаж осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные обо всех случаях доплат налога, полученных продавцом в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

Наверное, такой порядок понятен и применим, если в платежном поручении при перечислении доплаты налога покупатель в назначении платежа сделает соответствующую отметку о том, что он перечисляет именно «доплату НДС в размере 2 %».

Однако крайне сложно представить порядок действий продавца, если он получит в 2020 году некий платеж от покупателя, включающий, возможно, как сумму доплаты НДС, так и сумму предоплаты по договору.

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2020 году на сумму 472 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму частичной предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).

По взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением в 2020 году ставки НДС цена договора была увеличена до 480 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В январе 2020 года продавец получил еще одну часть предварительной оплаты по договору в размере 240 000,00 руб.

Как, руководствуясь разъяснениями ФНС России, следует рассматривать полученную сумму:

а) как предварительную оплату с исчислением НДС по ставке 20/120 в размере 40 000,00 руб. (240 000,00 руб. х 20/120);

б) как сумму, включающую и доплату НДС к предварительной оплате 2018 года, и следующую часть предварительной оплаты. При таком подходе продавцу необходимо:

— перечислить в бюджет НДС в размере 2 000,00 руб., составив корректировочный счет-фактуру на доплату НДС;

— исчислить с оставшейся суммы в размере 238 000,00 руб. (240 000,00 руб. — 2 000,00 руб.) НДС по ставке 20/120 в размере 39 666,67 руб. (238 000,00 руб. х 20/120).

Согласитесь, что вариант «б» порождает много проблем и чисто арифметических, и нормативных.

Поэтому, на наш взгляд, использование корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты может быть оправдано, если производится очевидная доплата 2 % суммы НДС на основании отдельного платежного поручения, содержащего соответствующую отметку в назначении платежа.

Далее ФНС России рассматривает ситуацию, когда покупатель доплачивает продавцу 2 % НДС в счет отгрузок 2020 года, но еще до 01.01.2020.

Совершенно справедливо в этом случае ФНС России называет эту сумму именно суммой дополнительной оплаты стоимости и предлагает исчислять с нее налог с применением ставки 18/118.

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2020 году на сумму 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %).

В ноябре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 х 18/118).

В декабре 2018 года по взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением ставки НДС цена договора была увеличена до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В декабре 2018 года продавец получил доплату по договору в размере 2 000,00 руб. (120 000,00 руб. — 118 000,00 руб.) и исчислил с полученной суммы НДС в размере 305,09 руб. с применением расчетной ставки 18/118 (2 000,00 руб. х 18/118).

В январе продавец отгрузил товары на 100 000,00 руб., начислил НДС в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел вычет НДС, исчисленного с полученных сумм предоплаты, в размере 18 305,09 руб. (18 000,00 руб. + 305,09 руб.).

Такой способ отражения начисления НДС в налоговых отчетах кажется несколько странным, но он полностью соответствует налоговому законодательству. Вместо стандартного механизма выставления «авансового» счета-фактуры на полученную сумму доплаты по договору и в этой ситуации налоговый орган предлагает использовать также корректировочный счет-фактуру, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предоплаты 2018 года.

Порядок заполнения такого неординарного корректировочного счета-фактуры приведен в Приложении № 2 к Письму.

Применение корректировочного счета-фактуры кажется еще менее логичным на фоне дальнейших разъяснений ФНС России. Так в случае, если покупатель в 2018 году под отгрузку 2020 года сразу перечисляет предоплату с учетом повышенной ставки НДС, то в отношении такой предоплаты налоговый орган рекомендует общий порядок исчисления НДС с применением ставки в размере 18/118 на основании обычного «авансового» счета-фактуры (т. е. без применения корректировочного счета-фактуры).

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2020 году на сумму 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму предварительной оплаты в размере 120 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 305,08 руб. (120 000,00 руб. х 18/118).

В январе 2020 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, в размере 18 305,08 руб.

Пункты 1.2 и 1.3 Письма содержат разъяснения по применению ставки НДС при выставлении в 2020 году корректировочных и исправленных счетов-фактур к счетам-фактурам, выставленным при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав в 2018 году.

Как совершенно справедливо указано в этих пунктах Письма, в корректировочных и исправленных счетах-фактурах должна указываться та ставка НДС, которая применялась в счетах-фактурах, выставленных при отгрузке этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, если при отгрузке товаров до 01.01.2020 указывалась ставка НДС в размере 18 % (18/118), то исправленный или корректировочный счет-фактура, составленный после 01.01.2020, также будет содержать ставку НДС в размере 18 % (18/118).

К сожалению, это утверждение не стыкуется с порядком заполнения корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты налога по пункту 1.1 Письма, поскольку в Приложении № 1 к Письму предлагается указывать в графе 7 «Ставка налога» в строке «А (до изменения)» ставку 18/118, а в строке «Б (после изменения)» — ставку 20/120.

Пункт 1.4 Письма изменяет порядок применения НДС при возврате товаров.

Напомним, что до 01.01.2020 механизм применения НДС зависел от нескольких факторов: является или нет покупатель плательщиком НДС; были ли возвращаемые товары приняты к учету; возвращается часть товаров или вся партия.

С 01.01.2020, согласно рекомендациям ФНС России, во всех случаях возврата будет применяться единый механизм, при котором продавец, выставивший покупателю счет-фактуру при отгрузке, всегда будет выставлять корректировочный счет-фактуру. Этот корректировочный счет-фактура будет служить основанием для заявления налогового вычета продавцом (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ) и восстановления НДС покупателем, если покупатель принял к вычету НДС по принятым на учет товарам (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Причем предлагаемый порядок будет применяться вне зависимости от того, когда были отгружены возвращаемые товары — до 01.01.2020 или после.

Напомним, до 01.01.2020 аналогичный порядок применялся только в тех случаях, когда:

  • плательщик НДС возвращал часть не принятого к учету товара;
  • неплательщик НДС возвращал часть товаров, как принятых, так не принятых к учету.

Если же покупатель являлся плательщиком НДС и возвращал товар, принятый к учету (часть или всю партию), то сам покупатель оформлял счет-фактуру на возвращаемые товары, как при их реализации.

А если возвращалась вся партия товара неплательщиком НДС либо плательщиком НДС, но до принятия к учету, то продавец заявлял вычет на основании собственного счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Единообразие в применении НДС при возврате товара, безусловно, является прогрессивным шагом, только пока не согласуется с действующими положениями Постановления № 1137.

К тому же будет необходимо привыкнуть к корректировочным счетам-фактурам, в которых в строке «Б (после изменения)» будет проставляться цифра «0» (ноль).

Следует также учесть, что с 01.01.2020 при возврате товаров лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, и (или) налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, которым счета-фактуры не выставляются, в книге покупок продавец будет регистрировать корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

В пункте 2 Письма ФНС России разъяснила порядок применения НДС отдельными категориями налогоплательщиков.

Так, пункт 2.1 Письма посвящен налоговым агентам, поименованным в ст. 161 НК РФ.

Если обязанность налогового агента возникает у покупателя в связи с приобретением товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ), или в связи с арендой федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ), то в переходный период, согласно рекомендациям ФНС России, порядок действий налогового агента должен быть следующим:

  • если до 01.01.2020 перечисляется предварительная оплата за товары (работы, услуги), которые будут отгружены с 01.01.2020 по ставке 20 %, то исчисление НДС производится на дату предоплаты с применением ставки 18/118;
  • если после 01.01.2020 перечисляется оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2020, то исчисление НДС производится налоговым агентом на дату оплаты также с применением ставки 18/118.

При этом налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 статьи 161 НК РФ исчисление НДС производят в порядке, предусмотренном в пунктах 1, 1.1-1.4 Письма ФНС России.

Расчетная ставка НДС 16,67 %

Пункт 2.2 Письма посвящен изменениям налогового законодательства в части оказания иностранными организациями услуг в электронной форме.

До 01.01.2020 в случае оказания иностранными организациями российским организациям или ИП услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, такие организации (ИП) признаются налоговыми агентами. Начиная с 01.01.2020 обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем этих услуг — физическое или юридическое лицо.

Кроме того, с 01.01.2020 в пункте 5 статьи 174.2 НК РФ расчетная ставка 15,25 % изменяется на 16,67 %.

Учитывая изменение норм законодательства РФ, ФНС России рекомендует следующий порядок применения НДС.

Если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила после 01.01.2020, то налогообложение таких услуг иностранная организация производит с учетом следующих особенностей:

  • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2020, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 %;
  • если услуги в электронной форме оказаны после 01.01.2020, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 %.

В случае если оплата (частичная оплата) получена иностранной организацией до 01.01.2020 в счет оказания услуг в электронной форме после 01.01.2020, исчисление НДС иностранные организации не производят. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя — организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

От редакции. Приглашаем 22.11.2018 в 1С:Лекторий на лекцию «Изменение ставок НДС с 2020 года, вопросы переходного периода». Лектор — О.С. Думинская, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса отдела налога на добавленную стоимость Управления налогообложения юридических лиц ФНС России. Зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте 1С:ИТС .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector