Судебная реформа 2018 года — что отложено на 2020 год

Судебная реформа 2018 года — что отложено на 2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

Реформа судебной системы в 2018 году в РФ согласно принятому законопроекту

Центральное место в законодательной базе реформы судебной системы в 2018 году занимают законы «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.11.2018 № 451-ФЗ (далее — закон № 451-ФЗ).

В системе судов общей юрисдикции впервые будут выделены 9 кассационных и 5 апелляционных судов, что исключит рассмотрение дела в одном и том же субъекте Федерации, а зачастую и в том же суде, которым вынесено обжалуемое судебное постановление. По аналогии с системой арбитражных судов дело теперь будет рассматриваться отдельной структурой экстерриториального характера, охватывающей несколько регионов (ст. 23.1 и 23.9 закона «О судах общей юрисдикции в РФ» от 07.02.2011 № 1-ФКЗ).

Решение о начале деятельности новых судов примет Пленум ВС РФ и объявит об этом не позже 01.10.2020. С этого же момента вступят в силу процессуальные нормы, введенные законом № 451-ФЗ.

Отметим, что не все, что было предложено, дошло до финальной стадии. Так, первоначально законопроект о судебной реформе 2018 года содержал предложение об отмене мотивировочной части судебного решения почти по всем категориям дел, однако при детальном рассмотрении было принято решение оставить структуру судебного акта неизменной.

Дополнительную информацию о положениях судебной реформы — 2018 в РФ вы найдете в статьях «Большая судебная реформа в РФ узаконена» и «Законопроект о процессуальной реформе выходит на финишную прямую».

Изменения в кассационное и апелляционное судопроизводство судов общей юрисдикции

Срок подачи жалобы в кассационный суд общей юрисдикции составит 3 месяца со дня вступления в силу оспариваемого судебного акта (ст. 376.1 Гражданского процессуального кодекса). В ВС РФ можно будет направить кассационную жалобу в 3-месячный срок после вынесения определения кассационным судом. На текущий момент общий срок для двух кассаций — 6 месяцев.

Вводится принцип сплошной кассации, т. е. если жалоба формально соответствует предъявляемым требованиям, она будет принята в любом случае. Кассационная жалоба будет направляться в суд 1-й инстанции и поступать оттуда в кассационный суд вместе с делом, которое будет рассматриваться по существу коллегией из 3 судей (за исключением жалоб на решения мировых судей и др., который будут рассматриваться единолично).

Срок на рассмотрение гражданского спора в кассационной инстанции составит 2 месяца со дня поступления жалобы в этот суд с возможностью продления до 4 месяцев (ст. 379.4 ГПК РФ).

Срок на рассмотрение кассационной жалобы по административным делам увеличивается до 2 месяцев.

За областными и равными им судами в результате судебной реформы 2020 года сохранится обязанность по апелляционному рассмотрению не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции, а также дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Отметим, что понятие «подведомственность» из всех процессуальных кодексов исключается и заменяется понятием «компетенция».

Иные новеллы судебной реформы 2018 года в России

К новеллам судебной реформы 2018 года относятся также следующие:

  1. Профессиональное представительство в арбитражном (ч. 3 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса) и гражданском процессе (ст. 49 ГПК РФ). Представителями в суде смогут быть лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юриспруденции. Исключение составляют:
    • патентные поверенные по спорам об охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
    • арбитражные управляющие в делах о банкротстве;
    • дела, рассматриваемые мировыми судьями и районными судами;
    • законные представители организаций (в том числе единоличный исполнительный орган).
  2. Возможность передачи дел между судами, переход от одного вида производства к другому. Так, арбитражный суд обязан при необходимости передать дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ с дальнейшей передачей по подсудности (ст. 39 АПК). Если в суд общей юрисдикции поступает гражданский иск, содержащий административные требования, он может быть рассмотрен по правилам административного судопроизводства, и наоборот (ст. 33.1 ГПК РФ, ст. 16.1 КАС РФ в ред. закона № 451-ФЗ).
  3. Понижение в квалификационном классе как мера ответственности судей. Этот вид ответственности вводится с 01.09.2020 за существенные нарушения закона «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I или Кодекса судейской этики, утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (п. 4.1 ст. 12.1 закона № 3132-I).

Реформа судебной системы в 2020 году

По итогам реформы судебной системы в 2020 году увеличится количество дел, рассматриваемых в арбитражном процессе в порядке упрощенного и приказного производства. Причиной тому послужит увеличение ценового порога. Так, для рассмотрения иска в порядке упрощенного производства для юридических лиц его цена возрастет до 800 тыс. руб., а для ИП составит 400 тыс. руб. (ст. 227 АПК РФ).

Отметим, что изменения не коснутся упрощенного производства в гражданском процессе.

Приказное производство в арбитражном процессе также будет применяться чаще в связи с увеличением ценового порога до 500 тыс. руб. (ст. 229.1 АПК РФ).

Изменения коснулись и деятельности мировых судей в части их компетенции:

  • исключены дела семейно-правового характера (подп. 5 п. 1 ст. 3 закона «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1988 № 188-ФЗ, далее — закон № 188-ФЗ), а также дела об определении порядка пользования имуществом (подп. 8 п. 1 ст. 3 закона № 188-ФЗ);
  • включены дела по спорам о защите прав потребителей при цене иска до 100 тыс. руб. (подп. 6.1 п. 1 ст. 3 закона № 188-ФЗ).

КАС РФ будет дополнен новыми главами:

  • 27.1 — по вопросам размещения запрещенной информации в интернете;
  • 27.2 — по вопросам экстремистского характера информационных материалов.

Также урегулирован вопрос о месте подачи соответствующего административного иска (чч. 3.1 и 3.2 ст. 24 КАС РФ):

  • по гл. 27.2 — по месту обнаружения или адресу производящей такие материалы организации;
  • по гл. 27.1 — по адресу истца или месту жительства ответчика.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что все нововведения направлены на увеличение прозрачности и открытости судебного процесса, уменьшение коррупционной составляющей, а также повышение самостоятельности, независимости и беспристрастности судебной системы. Также доработаны некоторые вопросы, требовавшие законодательного регулирования.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Судебная реформа 2020

Дайте срок: в РФ заработает новый механизм пересмотра судебных решений

Не позднее 1 октября 2020 года в России должны приступить к работе девять кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции. По такой системе — кассация и апелляция в межрегиональных судах — вполне успешно работает сегодня арбитраж. Премьер-министр Дмитрий Медведев уверен, что новый механизм пересмотра судебных решений позволит снизить давление на судей и будет способствовать более объективному рассмотрению дел. Об этом он заявил на ежегодном семинаре-совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ. На мероприятии подводились итоги работы судов в 2018 году и обсуждались задачи на 2020 год.

В 2017 году судами в общей сложности было рассмотрено более 28 млн дел, в 2018 году их число достигло 31 млн. И эта цифра, уверен глава правительства, будет расти.

— Люди всё чаще предпочитают решать любые споры в суде. Это в целом говорит о доверии к российскому судопроизводству. А с другой стороны — о том, что правовая грамотность граждан нашей страны растёт, — считает Дмитрий Медведев.

В прошлом году российские суды рассмотрели 7 млн дел об административных правонарушениях. Основными остаются нарушения против общественной безопасности — их совершено 2,4 млн. 70% из них (1,7 млн) составляют дела о неуплате штрафов. Такую статистику представил на совещании судей председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев.

В порядке гражданского судопроизводства в 2018 году судами рассмотрено 17,3 млн дел, что на 2,2 млн больше, чем в 2017 году. Рост обусловлен существенным увеличением споров, связанных с кредитными обязательствами. По ним было рассмотрено 5,6 млн дел (на 1,7 млн больше показателя 2017 года). Число рассмотренных арбитражными судами дел о банкротствах граждан в 2018 году выросло до 35 тыс., по сравнению с 2017 годом их стало больше на 12 тыс. В общей сложности за прошедший год были удовлетворены требования на 830 млрд рублей.

— 3 июня 2018 года исполнилось два года со дня вступления в силу законодательных ограничений коллекторской деятельности. Вместе с тем проблемы в этой сфере сохраняются. Избыточные и необоснованные требования посягают на неприкосновенность частной жизни, поэтому обращения пострадавших от этих действий о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, — сказал глава Верховного суда Вячеслав Лебедев.

Помимо этого, в суды по-прежнему поступает значительное количество дел, связанных с исполнением договоров участия в долевом строительстве. В 2018 году рассмотрено 27,6 тыс. таких дел. Существенное место в судебной практике занимают земельные споры. В связи с ними в прошлом году рассмотрено 210 тыс. дел.

Отдельно зашла речь о судах присяжных. Глава Верховного суда считает, что в скором времени круг дел, рассматриваемых судами присяжных, будет расширен.

— Во всяком случае по уголовным делам я не вижу препятствий к тому, чтобы состав, количество категорий уголовных дел, расширили для суда присяжных в районных судах, — заявил Вячеслав Лебедев.

По его словам, возможно, придет время, когда присяжные смогут рассматривать и гражданские дела, хотя тут есть сложности в связи со спецификой этих дел и тайной частной жизни.

Дмитрий Медведев в своем выступлении отметил важность развития судебной системы в РФ. По словам премьера, на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 200 млрд рублей на 2020 год. Деньги пойдут на содержание судейского корпуса, охрану судов, а также на расходы по защите информации, которая содержит персональные данные.

— Расходы на судебную систему — это расходы, в значительной степени направленные на обеспечение независимости и беспристрастности правосудия, — сказал глава кабинета. — Это и возможность привлечь способную молодежь для работы в судах (такая задача, вне всякого сомнения, стоит). А в итоге — обеспечить гражданам нашей страны качественную и эффективную судебную защиту их прав. Так что оказывать государственную поддержку развитию судебной системы мы, естественно, будем и дальше.

Не позднее 1 октября 2020 года должны приступить к работе девять кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции, напомнил Дмитрий Медведев. По такой системе — кассация и апелляция в межрегиональных судах — успешно работает арбитраж.

По сути, речь идет о создании на основе экстерриториального принципа обособленных надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. По новому закону апелляционный суд будет рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые первой инстанцией.

Кассационный суд будет вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. В его компетенцию войдет рассмотрение дел и по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, и дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

По мнению премьера, новый механизм пересмотра судебных решений позволит снизить давление на судей и будет способствовать более объективному рассмотрению дел.

— Чтобы снизить постоянно возрастающую нагрузку на судей и одновременно повысить открытость судов для людей, с этого года начинает работать новый механизм пересмотра судебных решений. Для заявителей возможность объективного рассмотрения дел в апелляционной и кассационной инстанциях очень важна, — подчеркнул Дмитрий Медведев. — Таких решений, которыми все были бы довольны, не бывает практически никогда.

Раньше апелляция и кассация, по словам премьера, проходили в одном регионе, а часто в одном и том же здании областного суда. И это вызывало сомнения в том, что дело рассмотрено объективно.

Судебная реформа 2020

Судебная реформа 2020

Судебная реформа 2018 года включает в себя ряд нормативно-правовых актов, модернизирующих нынешнюю судебную систему, делающих ее более самостоятельной и прозрачной. Основным нововведением является выделение кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в самостоятельные структуры. Также затронуты иные вопросы судопроизводства, которые рассматриваются в настоящей статье.

Реформа судебной системы в 2018 году в РФ согласно принятому законопроекту

Центральное место в законодательной базе реформы судебной системы в 2018 году занимают законы «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.11.2018 № 451-ФЗ (далее — закон № 451-ФЗ).

В системе судов общей юрисдикции впервые будут выделены 9 кассационных и 5 апелляционных судов, что исключит рассмотрение дела в одном и том же субъекте Федерации, а зачастую и в том же суде, которым вынесено обжалуемое судебное постановление. По аналогии с системой арбитражных судов дело теперь будет рассматриваться отдельной структурой экстерриториального характера, охватывающей несколько регионов (ст. 23.1 и 23.9 закона «О судах общей юрисдикции в РФ» от 07.02.2011 № 1-ФКЗ).

Решение о начале деятельности новых судов примет Пленум ВС РФ и объявит об этом не позже 01.10.2020. С этого же момента вступят в силу процессуальные нормы, введенные законом № 451-ФЗ.

Отметим, что не все, что было предложено, дошло до финальной стадии. Так, первоначально законопроект о судебной реформе 2018 года содержал предложение об отмене мотивировочной части судебного решения почти по всем категориям дел, однако при детальном рассмотрении было принято решение оставить структуру судебного акта неизменной.

Изменения в кассационное и апелляционное судопроизводство судов общей юрисдикции

Срок подачи жалобы в кассационный суд общей юрисдикции составит 3 месяца со дня вступления в силу оспариваемого судебного акта (ст. 376.1 Гражданского процессуального кодекса). В ВС РФ можно будет направить кассационную жалобу в 3-месячный срок после вынесения определения кассационным судом. На текущий момент общий срок для двух кассаций — 6 месяцев.

Вводится принцип сплошной кассации, т. е. если жалоба формально соответствует предъявляемым требованиям, она будет принята в любом случае. Кассационная жалоба будет направляться в суд 1-й инстанции и поступать оттуда в кассационный суд вместе с делом, которое будет рассматриваться по существу коллегией из 3 судей (за исключением жалоб на решения мировых судей и др., который будут рассматриваться единолично).

Срок на рассмотрение гражданского спора в кассационной инстанции составит 2 месяца со дня поступления жалобы в этот суд с возможностью продления до 4 месяцев (ст. 379.4 ГПК РФ).

Срок на рассмотрение кассационной жалобы по административным делам увеличивается до 2 месяцев.

За областными и равными им судами в результате судебной реформы 2020 года сохранится обязанность по апелляционному рассмотрению не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции, а также дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Отметим, что понятие «подведомственность» из всех процессуальных кодексов исключается и заменяется понятием «компетенция».

Иные новеллы судебной реформы 2018 года в России

К новеллам судебной реформы 2018 года относятся также следующие:

Профессиональное представительство в арбитражном (ч. 3 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса) и гражданском процессе (ст. 49 ГПК РФ). Представителями в суде смогут быть лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юриспруденции. Исключение составляют:

  • патентные поверенные по спорам об охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
  • арбитражные управляющие в делах о банкротстве;
  • дела, рассматриваемые мировыми судьями и районными судами;
  • законные представители организаций (в том числе единоличный исполнительный орган).

Возможность передачи дел между судами, переход от одного вида производства к другому. Так, арбитражный суд обязан при необходимости передать дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ с дальнейшей передачей по подсудности (ст. 39 АПК). Если в суд общей юрисдикции поступает гражданский иск, содержащий административные требования, он может быть рассмотрен по правилам административного судопроизводства, и наоборот (ст. 33.1 ГПК РФ, ст. 16.1 КАС РФ в ред. закона № 451-ФЗ).

Понижение в квалификационном классе как мера ответственности судей. Этот вид ответственности вводится с 01.09.2020 за существенные нарушения закона «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I или Кодекса судейской этики, утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (п. 4.1 ст. 12.1 закона № 3132-I).

Реформа судебной системы в 2020 году

По итогам реформы судебной системы в 2020 году увеличится количество дел, рассматриваемых в арбитражном процессе в порядке упрощенного и приказного производства. Причиной тому послужит увеличение ценового порога. Так, для рассмотрения иска в порядке упрощенного производства для юридических лиц его цена возрастет до 800 тыс. руб., а для ИП составит 400 тыс. руб. (ст. 227 АПК РФ).

Отметим, что изменения не коснутся упрощенного производства в гражданском процессе.

Приказное производство в арбитражном процессе также будет применяться чаще в связи с увеличением ценового порога до 500 тыс. руб. (ст. 229.1 АПК РФ).

Изменения коснулись и деятельности мировых судей в части их компетенции:

  • исключены дела семейно-правового характера (подп. 5 п. 1 ст. 3 закона «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1988 № 188-ФЗ, далее — закон № 188-ФЗ), а также дела об определении порядка пользования имуществом (подп. 8 п. 1 ст. 3 закона № 188-ФЗ);
  • включены дела по спорам о защите прав потребителей при цене иска до 100 тыс. руб. (подп. 6.1 п. 1 ст. 3 закона № 188-ФЗ).

КАС РФ будет дополнен новыми главами:

  • 27.1 — по вопросам размещения запрещенной информации в интернете;
  • 27.2 — по вопросам экстремистского характера информационных материалов.

Также урегулирован вопрос о месте подачи соответствующего административного иска (чч. 3.1 и 3.2 ст. 24 КАС РФ):

  • по гл. 27.2 — по месту обнаружения или адресу производящей такие материалы организации;
  • по гл. 27.1 — по адресу истца или месту жительства ответчика.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что все нововведения направлены на увеличение прозрачности и открытости судебного процесса, уменьшение коррупционной составляющей, а также повышение самостоятельности, независимости и беспристрастности судебной системы. Также доработаны некоторые вопросы, требовавшие законодательного регулирования.

У вас недостаточно прав для комментирования. Пройдите регистрацию

Судебная реформа 2020

Схема судов РФ, актуальная для судебной системы 2020 года

Статьи по теме

Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2020 году строится система судов РФ. В этом году в структуру вносят изменения.

Содержание статьи:

Система судов РФ в 2020 году

Взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения Конституции РФ (глава 7) и ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы. В ФКЗ № 1 закрепили базовые принципы работы:

  • единство системы,
  • соблюдение всем судами правил производства,
  • применение существующих законов,
  • обязательность исполнения судебных актов на всей территории страны,
  • единство статуса судей,
  • существование судов разных уровней,
  • самостоятельность судов в реализации судебной власти и т. п. (ст. 3, 4, 5 ФКЗ № 1).

Как изменится порядок рассмотрения гражданских и административных дел в 2020 году

В 2020 году в РФ действует система из нескольких ветвей, количество судов в каждой не совпадает:

  • в отдельную ветвь выделены арбитражные суды;
  • дела с участием военных рассматривает специальная ветвь судов общей юрисдикции – военные суды;
  • у основной части судов общей юрисдикции функции апелляции и кассации исполняют разные инстанции, в зависимости от характера дела.

Подобное разделение опирается на специфику споров, которыми занимаются те или иные суды. Самый общий уровень деления – на арбитражные суды и суды общей юрисдикции:

  1. Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП. В 2020 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных. Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
  2. Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами. Спектр очень широкий – сюда входят гражданские, административные, уголовные дела.

Также существуют разные уровни иерархии. Так, мировые судьи работают в районных судах, районные суды подчиняются городским, а те, в свою очередь, областным судам, судам краев и республик и т. д. От того, какой спор находится на рассмотрении, зависит, какой в суд обращаться по первой инстанции, затем в порядке апелляции и кассации. Например, есть дела, по которым первой инстанцией будет городской суд, а не районный, хотя по другим делам такой суд работает как апелляционная инстанция.

Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ФКЗ № 3 05.02.2014). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.

Помимо этого, работает Пленум ВС РФ. Этот орган анализирует судебную практику и разъясняет:

  • применение тех или иных норм права,
  • способы разрешения споров разного типа,
  • иные подобные вопросы.

Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам). Данные структуры действуют самостоятельно и не подчиняются КС РФ.

В 2020 году в судебной системе России произойдут изменения

29 июля 2018 года приняли закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции (ФКЗ от 29.07.2018 № 1-ФКЗ). Законопроект рассмотрели по инициативе Пленума ВС РФ (постановление от 13.07.2017). Согласно поправкам в 2020 году начинают работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Это суды межрегионального уровня. Они будут пересматривать в порядке апелляции или кассации дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик и т. д. Новые структуры в схеме системы судов общей юрисдикции РФ должны начать функционировать не позднее 1 октября 2020 года.

Апелляционных судов будет 5:

  1. Первый апелляционный суд общей юрисдикции (Москва). Займется проверкой судебных актов Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, а также Мосгорсуда.
  2. Второй апелляционный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург). Будет проверять дела Верховных судов Карелии и Коми, судов Архангельской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Тюменского, Челябинской областей, Санкт-Петербургского городского суда, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов.
  3. Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи). В этот суд будут подавать апелляционные жалобы на судебные акты ВС Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии, Чечни, краевых судов Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов и Севастопольского городского суда.
  4. Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород). Туда будут поступать просьбы о пересмотре судебных актов ВС республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермского краевого суда, судов Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
  5. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирск). Будет рассматривать жалобы по поводу актов ВС республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, краевых судов Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области и суда Чукотского автономного округа.

Отдельный апелляционный военный суд организуют для пересмотра решений окружных (флотских) военных судов.

Откроют 9 кассационных судов общей юрисдикции:

  1. В Саратове (первый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Республики Мордовия, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тульской областей, а также судебных актов, которое приняла апелляция по актам данных судов.
  2. В Москве (второй кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Владимирской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Ярославской области и Мосгорсуда. Также данный суд проверит судебные акты апелляции, которая рассматривала жалобы на акты указанных судов.
  3. В Санкт-Петербурге (третий кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Карелия и Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, города Санкт-Петербург и Ненецкого автономного округа. В этой инстанции можно будет оспорить судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции по актам данных судов.
  4. В Краснодаре (четвертый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и других актов судов республик Адыгея, Калмыкия, Крым, суда Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и города Севастополя. Сюда же нужно будет обращаться для пересмотра судебных актов апелляции на судебные акты этих судов.
  5. В Пятигорске (пятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республик и Ставропольского края. Займется проверкой актов апелляции, которые в этой инстанции приняли по поводу судебных актов данных судов.
  6. В Самаре (шестой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, а также областных судов Кировской, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областей. Здесь же будут проверять судебные актов апелляционной инстанции, которые были приняты по жалобам и представлениям на акты указанных судов.
  7. В Челябинске (седьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Пермского края, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также актов апелляции по актам данных судов.
  8. В Кемерово (восьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, судов Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Здесь же можно будет оспорить судебные акты апелляционной инстанции, принятые на акты этих судов.
  9. Во Владивостоке (девятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа. Эта же структура пересмотрит судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятых в отношении актов указанных судов.

Также появится специальный Кассационный военный суд (Новосибирск). Он будет заниматься проверкой судебных актов апелляционного военного суда и окружных (флотских) военных судов.

Судебная реформа: как изменится система российских судов в 2020 году

Статьи по теме

Пленум ВС РФ предложил ввести специальные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Законопроект о судебной реформе приняли, и в 2020 году такие суды начнут работу.

Какую судебную реформу предложил ВС РФ

Работу системы судов в РФ регулирует 7 глава Конституции и ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ. Также существуют законы о деятельности Верховного суда (ФКЗ от 05.02.2014 № 3-ФКЗ), о судьях (Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1), процессуальные кодексы и т. д. На распределение дел между судами влияют:

  • суть спора,
  • характер сторон,
  • этап рассмотрения и другие обстоятельства.

Как судебная реформа повлияет на рассмотрение гражданских и административных споров, узнайте из рекомендации эксперта Системы Юрист.

Судебные инстанции рассматривают дела в зависимости от:

  1. Специализации. Разрешением экономических споров между организациями и ИП занимаются арбитражные суды. Если дело касается военнослужащих, оно находится в ведении военных судов. Остальные категории дел подпадают под компетенцию судов общей юрисдикции.
  2. Уровня. Первичные обращения направляют в суд первой инстанции. Если дело уже рассмотрели по существу и вынесли решение, следующий этап – апелляционный. Затем участник спора вправе обратиться в кассационный суд, а на этапе второй кассации или надзора – в соответствующую структуру ВС РФ. По ряду гражданских споров ВС РФ выступает как апелляционная инстанция или инстанция первой кассации. В приказном производстве этапа апелляции нет, пересмотр судебного акта возможен только в кассации.

В системе арбитражных судов действует:

  • 85 судов субъектов Федерации, которые рассматривают дела в качестве первой инстанции;
  • 21 апелляционный суд;
  • 10 судов округов, которые рассматривают кассационные жалобы;
  • Суд по интеллектуальным правам.

В рамках реформы судебной системы появятся новые инстанции

В 2017 году Пленум Верховного суда предложил рассмотреть проект о реформе части судебной системы (постановление Пленума ВС РФ от 13.07.2017 № 28). Он предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды в системе судов общей юрисдикции. Госдума поддержала проект. 29 июля 2018 года такой закон приняли (ФКЗ от 29.07.2018 № 1-ФКЗ). В ходе судебной реформы новые суды начнут функционировать до 1 октября 2020 года. Эти структуры будут работать на межрегиональном уровне. Им нужно будет адресовать апелляционные и кассационные жалобы на судебные акты областных, краевых судов, судов республик и т. д.

Как новые суды распределили по регионам

Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ появится 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции.

Судебная реформа 2020

Госдума приняла законы о совершенствовании судебной системы

Цель изменений — обеспечение доступа граждан и организаций к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности.

Состав суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел будет формироваться путем использования автоматизированной информационной системы. Формирование будет происходить для каждого дела с учетом нагрузки и специализации судей.

— Такое изменение позволит исключить влияние лиц, заинтересованных в определенном исходе дел, и снизить коррупционные риски, — заявил глава комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Другое изменение — вводится обязательная аудиозапись судебных заседаний по гражданским и уголовным делам, как в первой инстанции, так и в апелляции. Исключение составят закрытые судебные заседания.

— Также устанавливается возможность подачи замечаний относительно неточности и неполноты аудиозаписи. Эти меры позволят повысить открытость и прозрачность судопроизводства, — отметил глава комитета.

Устанавливаются также полномочия помощника судьи.

Еще одно положение принято в целях сокращения сроков и оптимизации судебного процесса. Вводится возможность перехода из предварительного судебного заседания в основное (в первой инстанции) при рассмотрении гражданских и административных дел.

— Изменения дополняют комплекс мер по реформированию и совершенствованию судебной системы, которые содержатся в пакете из трех десятков законопроектов, находящихся на рассмотрении Госдумы, — сказал Павел Крашенинников.

Кроме того, Госдума приняла президентский закон об ужесточении дисциплинарной ответственности судей и расширении перечня взысканий для них.

В частности, законопроектом предусматривается «понижение в квалификационном классе» за существенное нарушение положений закона «О статусе судей в РФ» или кодекса судейской этики. Это возможно в том случае, если судья ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию.

Введение такого дополнительного вида дисциплинарного взыскания, по мнению разработчиков, позволит судейским коллегиям «дифференцировать ответственность за допущенные нарушения в зависимости от конкретных обстоятельств».

Судебная реформа 2020

Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить?

Ирина Соловьева,
ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы

Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с «минусами» пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной «столовой», сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня Законом № 1-ФКЗ, было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Законодатель определил понятие «постоянного судебного присутствия» через термин «обособленное подразделение», осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин «обособленное подразделение» встречается и в ст. 55 Гражданского кодекса применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

Сейчас же предлагается введение так называемой «сплошной кассации», то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение «сплошной кассации», а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры «сплошной кассации».

Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Законом № 1-ФКЗ унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

Законом № 1-ФКЗ увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

Согласно ст. 7 Закона № 1-ФКЗ кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2020 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2020 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2020 года.

Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров «по-новому», в то время как в других – все еще будет действовать «старый» порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый «жесткий» срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

Судебная реформа 2020

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

  • Актуальные темы:
  • Проблемы НКО
  • Реновация жилья
  • Мониторинг на выборах
  • Увековечение памяти жертв репрессий
  • Памяти наших коллег

Пресс-Центр

Поручения Президента по итогам встречи с Советом 11 декабря

Рекомендации по итогам выездного заседания в Воронежской области
Рекомендации по итогам спецзаседания «Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами»

Новости RSS

Пресса о Совете

Новые суды и «процессуальная революция»: как прошла судебная реформа

Как свершилась «процессуальная революция»

В октябре 2017 года Пленум Верховного суда предложил так называемую процессуальную революцию – масштабный пакет поправок в процессуальные кодексы. Спустя несколько месяцев законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму, где пробыл почти девять месяцев. За это время инициатива претерпела значительные изменения.

Подписанный президентом Путиным в конце ноября 219-страничный закон вобрал в себя изменения во все основные процессуальные кодексы. Но к тому моменту реформа претерпела значительные изменения. Так, в итоговую версию документа не вошли положения об отказе от мотивировочных частей решения: от них избавились в процессе рассмотрения документа в Госдуме. Кроме того, граждан решили не обязывать самостоятельно отслеживать движение дел в интернете.

При том что из итоговой версии документа убрали основные спорые положения, в нем все равно содержится множество значимых изменений. Так, в российских судах впервые появилась «сплошная кассация». Сейчас вопрос о передаче дела на рассмотрение ставится на усмотрение судьи кассационного суда. Председатель ВС Вячеслав Лебедев, комментируя ход судебной реформы, отмечал: «Обеспечить качественную проверку кассационных жалоб можно только при сплошном кассационном производстве, а не выборочной кассации».

Изменились и правила судебного представительства. После вступления норм закона в силу представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел смогут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, но за исключением дел, которые рассматривают мировые судьи или районные суды.

Подробно о значимых изменениях, принесенных «процессуальной революцией», мы писали в день публикации закона, в материале «Путин подписал «процессуальную революцию».

Новые суды: кто, где, когда?

«Процессуальная революция» принималась во многом в увязке с другой инициативой Верховного суда, который еще летом 2017 года предложил создать в России новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Законопроект принимали в течение года, и он тоже претерпел ряд изменений. В итоговой редакции депутаты утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду.

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.

Кассационные суды общей юрисдикции по аналогии рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Апелляционные суды создали в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.

Кассационные суды решили разместить в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector