Транспортный налог в 2023 году
Депутаты хотят изменить принцип начисления транспортного налога в 2023 году: если Государственная дума одобрит новый законопроект, то размер такого платежа будет рассчитываться по новой схеме, где будет учитываться текущая стоимость топлива. Если в ближайшее время документ будет принят, то изменения вступят в силу с 1 января следующего года. А если решение этого вопроса будет отложено на более поздний срок, размер такого налога будет рассчитываться по старой схеме и в соответствии с действующими ставками.
Возможные изменения
Вопрос о целесообразности внесения изменений в действующий закон не раз поднимался на заседаниях правительства. И не исключено, что в рамках налоговой реформы, которая запланирована на следующий год, действующие ставки будут изменены, а также упразднен используемый порядок расчета размера обязательных платежей в государственную казну.
Несмотря на то, что в правительстве пока не комментируют, когда будут приняты все необходимые поправки в закон, по мнению экспертов, гражданам стоит готовиться к так называемому «экологическому сбору», который может прийти на смену транспортному. Но это сразу же спровоцирует рост цен на заправках, так как такой налог будет оплачиваться водителями при покупке автомобильного топлива. Таким образом, расходы граждан, которые часто пользуются личным транспортом для поездок, существенно вырастут. В аналогичной ситуации окажутся и собственники неэкологичных автомобилей, которым тоже придется платить большую сумму сбора.
Еще один возможный вариант – это сохранение транспортного налога не только в 2024, но и в 2023 году. При этом предполагается, что в схему его расчета будут внесены изменения, в соответствии с которыми будет учитываться не мощность мотора, а пробег автомобиля. Кроме того, в следующем году вступает в силу закон, который разрешает субъектам РФ вводить региональные льготы по оплате налогов на движимое имущество, чем могут воспользоваться граждане, которые являются льготниками.
Порядок и особенности расчета
Если депутаты не успеют принять поправки в закон, регулирующий порядок налогообложения российских граждан, то в 2023 году транспортный сбор будет рассчитываться по старой схеме. Чтобы узнать, сколько платить в государственную казну, достаточно располагать информацией о мощности мотора и размере текущей ставки (в разных регионах РФ такой параметр может существенно отличаться).
Если исходить из действующих нормативно-правовых актов, налогоплательщику также придется принять во внимание, что:
- в 2023 году владельцам двигателей мощностью 400-500 л. с. необходимо будет заплатить по 1354 руб. с каждой «лошадиной силы» (в 2024 году этот показатель составлял 1260 руб.);
- если стоимость автомобиля превышает 5 млн. руб., то при расчете должен учитываться корректирующий коэффициент 2,0;
- если стоимость автомобиля более 3 млн. руб., то размер сбора будет напрямую зависеть от его цены. Для авто, возраст которых не превышает 3-5 лет, при расчетах используется коэффициент 1,1;
- в следующем году акцизные ставки будут существенно увеличены. В первую очередь это коснется собственников автомобилей с двигателями мощностью более 500 л. с. Им придется заплатить по 1354 руб. за каждую «лошадиную силу» (в 2024 году этот параметр составлял 1302 руб.).
Кому не придется платить
В действующем законе предусмотрены льготы по уплате транспортного сбора для отдельных категорий граждан. В частности, от такой обязанности освобождены владельцы:
- моторных плавательных средств, если мощность двигателя не превышает 5 л. с., и плавсредств промышленного характера;
- автомобилей, которые были предоставлены в рамках специализированных социальных программ, при условии, что мощность двигателя не более 100 л. с.;
- автотранспорта, числящегося в угоне;
- транспортных средств, используемых для сельскохозяйственных работ.
Региональные власти могут дополнительно освободить от уплаты транспортного налога на 2023 год:
- опекунов или родителей многодетных семей;
- родителей детей-инвалидов (на одно транспортное средство мощностью до 150 л. с.);
- владельцев электромобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. и т. д.
Электромобиль Smart Fortwo
Судя по последним новостям, правительство РФ на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года хочет полностью освободить от уплаты налога владельцев электромобилей (после 5-ти летней отсрочки оплата будет производиться в полном объеме). С этой целью в Государственную думу внесен на рассмотрение законопроект, предусматривающий введение такого нововведения. Это должно стимулировать россиян чаще отказываться от автомобилей, которые загрязняют окружающую среду, в пользу электрокаров, что подстегнет развитие такого рынка в РФ. На данный момент более 35% электромобилей зарегистрированы в Москве, где действует региональная льгота по уплате транспортного сбора. Но если это условие будет распространяться на все регионы РФ, количество таких автомобилей может существенно увеличиться.
Транспортный налог 2023. Ставки по регионам РФ
Транспортный налог (ТН) – это налог, предназначенный для возмещения вредного влияния транспортных средств на дорожные покрытия и окружающую среду. Он регламентируется как 28 главой Налогового Кодекса Российской Федерации (при федеральных рассчетах), так законодательными актами, принимаемыми в каждом отдельном регионе (при региональных рассчетах). Принятые регионами законодательные акты влияют на ставку налогу, поряд и сроки оплаты и так далее.
Рассмотрим подробнее информацию по налоговым ставкам на автомобильный транспорт, которые будут действовать в 2023 году.
Ставки транспортного налога в 2023 году
По нашему налоговому законодательству рассматриаемые ставки подразделяются на федеральные (они устанавливаются в качестве базовых на федеральном уровне) и региональные (они устанавливаются в каждом отдельном регионе). Налогоплательщикам следует опираться при оплате данного вида налогового сбора на тариф, установленный в регионе (региональную ставку). Если в регионе они не установлены, то налогоплательщику следует руководствоваться федеральными значениями. Стоит отметить, что федеральные значения регламентированы статьей 361 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Таблица. Ставки транспортного налога 2023 по регионам России (в рублях за 1 лошадиную силу)
59,5-61,2 ; 53,2-55,4 ; 48,1-50,4
Информация представлена на основании опубликованных Минпромторгом данных.
От чего зависят ставки?
Согласно статье 358 (пункт 1) НК Российской Федерации данным видом налогового сбора облагаются не только автомашины, но и катера, самолёты и так далее. Налоговый сбор начисляется физическим или юридическим лицам, на которые зарегистировано транспортное средство.
Региональное правительство имеет право увеличить или уменьшить федеральное значение транспортного налого в несколько раз, но согласно законодательству не более чем в 10 раз. Региональные значения могут различаться в зависимости от экологичности ТС и от его года выпуска.
При расчёте транспортного сбора в качестве основы вычисления берётся мощность движка ТС. Приведём пример. Если движок легковушки имеет 100 л.с. и к нему применяется ставка 2,5 руб., то собственник данного ТС должен будет заплатить:
100 л.с. * 2,5 рублей = 2500 рублей.
Согласно статье 362 (пункт 2) НК РФ собственники автомобилей, имеющих высокую стоимость (более 3 млн. рублей), должны платить транспортный налог с некоторым повышающим коэффициентом. При этом в расчете учитывается год производства автомашины. Весь перечень дорогих автомобилей обычно публикуется на официальном сайте Минпромторга.
Транспортный налог в Крыму в 2023
Интеграция Автономной Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации потребовала внести корректировки в региональных законах и нормативных актах, тем более, что Крым и Севастополь объявлены Специальной Экономической Зоной на ближайшую четверть века, до 2040 года, и на всей территории Полуострова действует особый режим налогообложения. Изменения коснулись и владельцев транспортных средств. Многие автовладельцы (особенно начинающие) не представляют даже, где и как узнать размер транспортного налога в Крыму?
Транспортный налог в Крыму в 2023
С момента принятия в 2014 году местного закона, регламентирующего налог на авто в Крыму, ряд положений и статей в нем редактировался и видоизменялся. Некоторые изменения вступают в силу в 2023 году.
Ставка транспортного налога в республике Крым и Севастополе
Сумма транспортного налога определяется органами налоговой службы, большей частью ориентируясь по данным подразделений ГИБДД о регистрации транспортных средств на территории Республики. При этом налог на машину в республике Крым и налог на транспорт в Севастополе, а также порядок предоставления и размер льгот по налогообложению могут различаться (см.таблицу 1), поскольку Севастополь является субъектом федерального подчинения.
Чтобы самостоятельно рассчитать транспортный налог, нужно умножить мощность автомобиля (в лошадиных силах) на ставку, принятую для субъекта Федерации. При этом необходимо учитывать повышающий коэффициент для машин премиум-класса, стоимость которых превышает три миллиона рублей.
Налоги на ТС для физлиц и юрлиц
Ставка и расчет транспортного налога (Крым и Севастополь) едины для физлиц и юрлиц (ИП, ООО, иные организационные формы). От уплаты налога на ТС упрощенная система налогообложения (УСН) не освобождает; упрощенное налогообложение действует только в части налога на прибыль, НДС и НДФЛ. Однако для участников Свободной Экономической Зоны в Крыму и Севастополе возможно оформить нулевое налогообложение в течение 10 лет на транспортные средства, находящиеся на балансе организации-резидента крымской СЭЗ (при условии, что ТС приобретались на территории СЭЗ и находится там же). Отсчет десятилетнего срока с нулевой ставкой по налогу начинается со следующего банковского месяца после постановки транспортного средства на учет.
Освобождение от уплаты транспортного налога предоставляется некоммерческим общественным организациям инвалидов (действует только для Севастополя), а также предприятиям, учредителями которых выступают общественные объединения инвалидов, или уставной капитал которых полностью сформирован такими объединениями, или если штат предприятия не менее, чем на 50% состоит из работников-инвалидов (равно актуально для Крыма и Севастополя).
Льготы для физлиц
В соответствии с законодательством определены группы и категории граждан-физических лиц, имеющих право на освобождение от уплаты транспортного налога. Льготные категории устанавливаются актами федерального уровня и дополняются региональными законами. Согласно действующим нормативам, на территории Автономной Республики Крым и города Севастополь установлен следующий порядок:
От уплаты налога на одно транспортное средство (легковой автомобиль) мощностью до 150 л.с. (до 110,33 кВт) в Крыму освобождаются следующие категории физических лиц:
- Герои (СССР, РФ, Соц. труда), полные кавалеры орденов (Славы, Трудовой Славы), ветераны (ВОВ и боевых действий на территории СССР, РФ и иностранных государств), инвалиды (ВОВ, с детства, 1 и 2 группы).
- Один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) ребенка-инвалида.
- Пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС (жители района, сотрудники станции и ликвидаторы последствий).
Налог на одно транспортное средство мощностью до 200 л.с. (до 147,1 кВт) имеют право не платить:
- Многодетные родители (усыновители), воспитывающие троих и более несовершеннолетних.
- Лица, воспитывающие пятерых и более несовершеннолетних детей в домах семейного типа.
Юридические лица подают в налоговые службы документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты транспортного налога, вместе с декларацией о доходах. Льгота будет действовать с момента возникновения права в течение всего налогового периода.
Граждане, принадлежащие к льготным категориям и имеющие в собственности более одного транспортного средства, освобождаются от уплаты налога только по одному ТС на свой выбор.
Льготы на транспортные налоги пенсионерам в Крыму и Севастополе не предоставляются. Пенсионеры по возрасту обязаны платить налог на легковой автомобиль по установленным ставкам в полном объеме, если не принадлежат к одной или нескольким вышеперечисленным категориям лиц, имеющих право на льготное освобождение от уплаты налога.
Сроки уплаты
Для физических лиц срок уплаты налога на транспортное средство в Автономной Республике Крым в 2023 году – до 2 декабря текущего года. Такой же срок уплаты установлен для города Севастополь. (Нарушение срока влечет за собой начисление пени согласно действующему законодательству).
Организации-юридические лица в Крыму и Севастополе самостоятельно рассчитывают сумму налога и размер авансового платежа по налогу, и проводят платежи в установленные сроки:
- за I квартал 2023 года — до 30 апреля 2023 года;
- за II квартал 2023 года (6 месяцев) — до 30 июля 2023 года;
- за III квартал 2023 года (9 месяцев) — до 30 октября 2023 года;
- за IV квартал и весь 2023 год – до 01 февраля 2023 года (до 10 февраля для Севастополя).
Возможные изменения
В июне прошлого года в Государственную Думу было внесено предложение об отмене транспортного налога для физических лиц, однако инициатива не получила поддержки депутатского корпуса. Законопроект отклонили в первом чтении.
В 2023 году профильные комитеты рассматривают изменения в принципах начисления налога. По новой схеме в суммарном расчете должна учитываться стоимость топлива. Если внесение изменений будет в ближайшее время одобрено, то налог на транспортное средство будет рассчитываться уже по новому алгоритму начислений.
Сейчас много говорят о возможном введении уже в 2023 году некоего «экологического сбора» взамен привычного транспортного налога. Эксперты утверждают, что такая рокировка спровоцирует взрывной рост цен на ГСМ, поскольку регуляторами будут выступать крупные сети АЗС. Дума и Кабинет министров пока никак не комментируют данную информацию.
Транспортный налог в 2023 году
На протяжении долгого времени у российских автовладельцев теплилась надежда, что в 2023 году транспортный налог упразднят и больше не придется выделять средства на его уплату со своего кошелька. Соответствующий законопроект депутаты действительно разработали и даже подали на рассмотрение.
Но чуда не случилось – в июле 2024 года отмену налога на транспортные средства не одобрили. Это значит, что в 2023 году автолюбителям придется раскошеливаться, хотя и по новой схеме. Давайте разберемся, почему налог так и не отменили, и какие изменения касательно его уплаты произошли.
Что нужно знать о транспортном налоге
Транспортный налог обязаны платить лица (и юридические, и физические), на которых зарегистрированы транспортные средства. Согласно действующему законодательству, этот сбор ввели, чтобы наполнять региональные бюджеты средствами для постройки и ремонта автомобильных дорог. Платить гражданам необходимо за каждое средство передвижения, входящее в утвержденный законом перечень, которое числится в их собственности. Это очень важный момент, ведь многие автовладельцы ошибочно уверены, что если машина не эксплуатируется, то и налогом она не облагается.
Платить за наличие транспорта необходимо раз в год. Чтобы узнать точную сумму платежа, необходимо посетить налоговую службу по текущему месту жительства. Также можно зарегистрироваться на сайте Федеральной налоговой службы, чтобы в личном кабинете отслеживать начисление налога и любые его изменения. Необходимо подчеркнуть, что данный сбор является региональным, поэтому его ставка может меняться, в зависимости от конкретного региона страны.
Вопрос о том, насколько целесообразен данный сбор, регулярно поднимается депутатами. Многие чиновники и активисты заявляют, что средства на ремонт дорог поступают за счет акциза на бензин, уплата которого также ложится на плечи граждан. Это значит, что россиянам приходится платить за содержание автодорог дважды.
Но, несмотря на убедительные аргументы, налог правительство отменять пока не собирается. Сегодня он является важным источником наполнения региональных бюджетов, от которого власти не готовы отказаться. Также, по словам многих экспертов, даже если бы налог упразднили, это не спасло бы водителей от дополнительных расходов, ведь ему на смену пришел бы экологический сбор.
Кому придется платить налог в 2023 году
Внести свой вклад в наполнение региональной казны придется всем россиянам и юридическим лицам, которые владеют:
- автомобилями;
- мотоциклами;
- автобусами;
- мотороллерами;
- транспортными средствами на гусеничном ходу.
Следует еще раз напомнить, что налог начисляется вне зависимости от того, в каком состоянии находится машина или, к примеру, мотоцикл. Даже если из-за поломки транспорт целый год просто стоит в гараже, его владелец все равно должен внести надлежащую сумму.
Также есть перечень транспорта, который данным налогом не облагается. В него входят:
- лодки на веслах, а также с мотором, двигатель которого не превышает 5 лошадиных сил;
- легковые машины, оборудованные для эксплуатации лицами с инвалидность.;
- легковые авто, мощность мотора которых находится в пределах 100 лошадиных сил, полученные по указу органов социальной защиты;
- сельскохозяйственная техника и спецмашины (скотовозы, молоковозы и т.д.), которые находятся на регистрации в сельскохозяйственных предприятиях и применяются для аграрных работ;
- машины спецслужб;
- транспортные средства, которые официально числятся в угоне.
Также власти региона могут отдельным указом дополнительно освободить от налога некоторые категории граждан. Например, это может касаться многодетных семей или лиц, которые являются опекунами ребенка-инвалида и т.д.
Сколько необходимо платить
Точная сумма, которую следует заплатить за владение транспортным средством, рассчитывается индивидуально для каждого лица. Она зависит от конкретного региона мощности средства передвижения, а также его цены и «возраста».
Визуально формула расчета выглядит так:
Сумма налога = налоговая ставка*налоговая база*(число месяцев владения/12)*повышающий коэффициент
- Налоговая ставка зависит сразу от нескольких факторов: мощности мотора, категории и года выпуска транспорта. Кроме того, каждый регион вправе самостоятельно определять ее размер, исходя из правила, что за каждую лошадиную силу легкового авто (при условии, что мощность двигателя не превышает 100 лошадиных сил) можно начислять сумму в пределах 1-25 рублей. Чем мощнее движок, тем выше ставка за каждую «лошадку» в нем.
- Налоговая база – это количество лошадиных сил, которым обладает двигатель транспортного средства.
- Повышающий коэффициент – это значение, которое увеличивает размер налога, в зависимости от возраста авто и его цены. К примеру, если машина стоит от 3 млн до 5 млн рублей и с момента ее выпуска прошло не более 3-х лет, то данный коэффициент будет равен 1,1. Для транспортного средства «возрастом» до 5 лет, за которое владелец выложил от 5 млн до 10 млн, этот показатель составит 2. Чем выше стоимость машины, тем больше за нее придется заплатить в казну.
Точный размер ставки за каждую «лошадку», а также информацию о повышающих коэффициентах можно найти на сайте налоговой службы.
Стоит ли ждать каких-либо изменений
Если говорит об отмене налога, то в ближайшее время ждать подобной новации не следует. Сегодня экономика страны находится в кризисном состоянии, поэтому вряд ли власти решатся отказаться от столь выгодного источника дохода. С каждым годом количество машин на российских дорогах растет, а вместе с ним и суммы, которые поступают в бюджет.
Едва ли не единственное положительное изменение, которое может коснуться данной сферы, является возможная отмена налога для владельцев электромобилей. Согласно законопроекту, который разрабатывают депутаты, собственников машин на электромоторе могут на 5 лет избавить от уплаты сбора. Такая мера должна стимулировать россиян покупать авто, которые меньше загрязняют атмосферу и являются более безопасными в эксплуатации.
Подобная льгота уже действует в Москве, где числится 35% всех электрокаров, зарегистрированных в России. По мнению экспертов, свои плоды такая новация принесет достаточно быстро, особенно, если в ближайшие годы в стране начнет появляться больше специальных заправочных станций для электромобилей.
Транспортный налог в 2023 году
Правительство планирует провести налоговую реформу в отношении взимания сбора за владение транспортом. Транспортный налог вызывает неутихающие споры. Граждане возмущены высокими ценами на владение машиной и при этом жалуются на низкое качество дорожного полотна. Их жалобы оправданы, ведь назначение данного сбора – восстановление покрытия дорог.
Перед выборами в этом году ожидали отмены данного вида налогообложения, но этого не случилось. Всё-таки дотации в бюджет с этой статьи колоссальны и Правительство не готово отказаться от таких вливаний. Есть мнение, что в следующем 2023 году будет принят и сразу введён в действие проект внесения изменений в Налоговый кодекс относительно взимания данного вида сбора. И порядок станет сильно отличаться от настоящего. Какие изменения ожидают российских автолюбителей, изучим ниже.
Возможные изменения
Президент в своём сообщении к Федеральному собранию поведал о планах реформирования налоговой системы. Размеры ставок и виды налогов не конкретизированы, так как официальные подробности не разглашаются. В связи с такими заявлениями, встаёт вопрос, что будет в 2023 году с уплатой транспортного налога?
Транспортный налог — это взносы в казну в связи с владением транспортным средством. Целевое назначение данного сбора – восстановление дорожного полотна. В 2023 году будет разработан и принят проект по реконструкции транспортного налога.
- В следующем году ожидается появление такого понятия как «экологический сбор». Предполагается, что он заменит существующий транспортный налог. Благодаря ему улучшатся экологические дела, а восстановление дорожного полотна будет производиться из прибавки к стоимости автомобильного топлива. То есть ожидается повышение цен на бензин. Освобождаются от уплаты экологического сбора, собственники машин класса Евро 4,5 и 6.
- Могут сохранить транспортный налог. Но изменится порядок его начисления. Сегодня он зависит от количества лошадиных сил, а в 2023 начнёт рассчитываться от пробега автомобиля.
Дополнительно субъекты РФ наделяются полномочиями ввести льготы по уплате налога на движимое имущество.
Порядок и особенности расчета
В том случае, если поправки не будут приняты вовремя, то транспортный налог в следующем году начисляется по старым правилам. Для того, чтобы иметь представление о суммах, подлежащих уплате в бюджет, необходимо получить информацию о мощности двигателя и текущей ставке в своём регионе.
Предположим, если человек является собственником машины мощностью 190 л.с, то уплачивать в региональную казну он будет 5 рублей за каждую единицу мощности, а именно 950 рублей, при условии, что в его регионе нет дополнительного сбора за экологичность и он не является льготником.
На основании статьи 360 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом для исчисления данного налога признаётся календарный год. Первый квартал каждого года является отчетным.
Кому не придется платить?
Российским законодательством предусматриваются льготы по уплате налога на транспорт некоторым категориям граждан. К таким лицам, относятся собственники:
- плавательных средств с мотором, мощностью менее 5 лошадиных сил, а также плавательного транспорта промышленного назначения;
- машин, которые предоставлены по социальным программам, мощности меньше 100 л.с.;
- автомобилей, которые значатся в угоне;
- машин, которые задействованы в сельскохозяйственных работах.
Местные власти вправе дополнительно выделить категории граждан, который освобождаются от уплаты транспортного налога на легковые типы автомобилей в 2023 году. К таким могут относится:
- семьи, имеющие статус многодетных;
- родители инвалидов (детей) на одну машину до 150 л.с.;
- собственники электро-автомобилей, у которых мощность двигателя менее 150 л.с.;
Для пенсионеров по уплате транспортного налога в 2023 году на федеральном уровне не предусмотрены льготы. Но их могут предусмотреть местные органы
Транспортный налог для льготных категорий граждан может быть снижен или же вовсе отменён.
Ставки транспортного налога в настоящее время
Ставка по налогу фиксированная и, обычно, исходит из региона регистрации автомобиля. Суммы, подлежащие уплате, различаются. Сейчас размер налога определяется количеством лошадиных сил и местным коэффициентом.
Ниже представлена таблица, демонстрирующая размер ставки на различные автотранспортные средства. Логика в том, что у кого меньше мощность двигателя, тот и уплачивает меньшую сумму.
Ст. 361 НК РФ закрепляет обычные ставки.
Расчет налога
Транспортный налог будет рассчитываться по таким ставкам, если региональные власти не закрепили иной размер. Местные органы вправе как уменьшить размер базовой ставки, так и увеличить его.
В 2023 году планируется увеличение транспортного налога для лиц, постоянно использующих автомобиль. Это произойдёт в том случае, если законодатель остановится на проекте, предусматривающем взаимосвязь стоимости налога от пробега, а не лошадиных сил.
Повышение транспортного налога в 2023 году может оказаться скрытым за счёт введения дополнительного экологического сбора (в зависимости от того, сколько лет машине и какой класс экологичности её присвоен). А также, если Правительство, пойдёт по второму пути и увеличит цену бензина, закладывая в топливо расходы на ремонт дорожного покрытия. Уже сейчас у местных законодателей есть право установки ставки в зависимости от года выпуска автомобиля и класса экологичности. Но это на уровне пожеланий, а не обязательное условие.
Обратите внимание! Автомобиль, относящийся к классу ЕВРО 4,5,6 по проекту освобождается от уплаты экологического сбора.
Каковы шансы отмены транспортного налога
Транспортный налог — это сбор с машин, возмещающий ущерб, нанесённый этими машинами дорожному полотну. В определении этого вида налога кроется нестыковка. Собственник автомобиля уплачивает в бюджет сумму на основании владения транспортным средством. Сумма налогообложения связана с количеством единиц мощности. При этом, налог не пересчитывается, если собственник, доказывает, что за календарный год ни разу не воспользовался своим транспортом. Или почему пенсионер, использующий свой мощный автомобиль лишь в летнее время для разовых выездов на дачный участок уплачивает одинаковую сумму с тем лицом, кто ездит ежедневно в течение года на работу. Чувствуется некоторая несправедливость.
Особенно возмущены те, кто не пользуется своим транспортом после дорожных происшествий. Авто стоит в ремонте или же просто ждёт своего часа. Ведь в момент, когда машина не используется, она не наносит вред дорожному покрытию, не наносит вреда экологической ситуации, а значит и сбор не должен списываться.
На этой почве, среди населения нарастают недовольства, и собираемость по данному взносу существенно снижается. Никому не хочется платить за то, что он не использует. Законодатель начал активные обсуждения о модернизации налогообложения в этой сфере. Подробностей пока нет, но среди населения уже давно начали расползаться слухи и вопросы отменят ли в 2023 или последующих годах транспортный налог?
Дополнительные проекты
На данный момент рассматриваются следующие разработки:
- В одном действительно идёт речь об отмене транспортного налога и замене его экологическим сбором. При этом средства на возмещения износа покрытия будут изыскиваться из надбавки на топливо. То есть цена бензина в этом случае возрастает. Преимущество такой концепции в том, что сохраняются принципы справедливости. Тот, кто часто использует транспорт, соответственно, часто заправляет свой автомобиль. А значит возмещает износ полотна. Но основным минусом может стать то, что сложно спрогнозировать нововведение отразится на стоимости проезда в общественном транспорте. Да и повышение цен на бензин даже на пару рублей спровоцирует социальные недовольства.
- Вторым вариантом является то, что всё же транспортный налог сохранится, но произойдёт изменение порядка его начисления. По новым правилам, цена налога зависит от пробега автомобиля. Здесь сложности связаны с тем, что отследить пробег автомобиля сложно, и умельцы умеют его уменьшать.
Транспортный сбор в том смысле, как этого ожидают граждане, не отменят. Его лишь преобразуют, и по факту, суммы ещё в разы увеличатся.
Жителей Крыма ожидает повышение сбора в 2 раза. Правительство желает привести суммы к показателям по стране.
Транспортный налог в 2023 году
Наряду с иными актуальными вопросами финансового плана, граждан интересует каким будет транспортный налог (ТН) в России в 2023 году, иначе именуемый автомобильным сбором, он затрагивает личный бюджет миллионов жителей страны пользующихся транспортными средствами. Периодически возникают разнообразные и весьма противоречивые слухи касающиеся отмены или напротив, многократного подъема налога. Как правило слухи подобного рода не подтверждаются.
Фактом является то, транспортный налог в 2023 году будет рассчитываться в России по прежней схеме и для каждого региона его размер будет определен индивидуально. Такая особенность часто является причиной гражданского недовольства, особенно той части граждан, которые причислены к автовладельцам.
Обеспокоенность некоторых административных функционеров привела к появлению законопроекта, предполагающего поменять действующие расчеты в 2023 году на экологический сбор в России. Каких изменений следует ожидать в случае одобрения законопроекта, будет рассмотрено далее.
Система транспортного налога
Фискальным сбором данного вида облагается каждый гражданин Российской Федерации, имеющий в собственности транспортное средство. Официальным обоснованием внедрения налога является необходимость финансирования периодических ремонтов покрытия сети автомобильных дорог. Уплачивать ТН в России в 2023, как и в предыдущие годы будут из расчета мощности автомобиля измеряемой в лошадиных силах.
Необходимо отметить уникальность ТН для налоговой системы РФ, этот сбор является одним из немногих фискальных инструментов, учитывающих стоимость объекта обложения. Фактически транспортный налог в России является единственным сбором, рассчитываемым с учетом коэффициента «роскошности» автомобиля в 2023 году. По мнению законотворцев, простой автомобиль не может стоить дороже 3 млн рублей, именно такую стоимость закон определил в качестве порога, разделяющего классы ТС.
Часто можно встретить прецеденты, когда владельцы одинаковых машин получают платежные уведомления, содержащие в графе «к уплате», разные значения. Такое возможно не только в виду региональных коэффициентов, но и по причине наличия льготных категорий плательщиков. В 2023 году как и ранее транспортный налог не обязаны платить пенсионеры, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, инвалиды и члены многодетных семей в России.
Также законом предусмотрено внесение поправок в основные положения чиновниками местного уровня, т.е. региональные власти имеют возможность корректировать закон адаптируя его под реалии подведомственной территории. Так ТН может быть снижен в России или отменен для муниципальных предприятий или структур, сотрудничающих с органами местной власти в вопросах предоставления населению услуг общественного транспорта в 2023 году.
Иногда можно столкнуться с заблуждением, относящимся к объектам обложения ТН. Фактически транспортный налог в России в 2023 году распространяется практически на все виды моторной техники, в том числе мотоциклы, яхты, снегоходы и прочее. Поэтому неофициальное название сбора – «автомобильный», нельзя считать корректным. Разумеется, государством предусмотрены льготные условия для некоторых разновидностей техники или категорий граждан, по данному направлению транспортный налог в России в 2023 году не уплачивают:
- инвалиды получившие транспортное средств участвуя в государственной программе, при условии, что ТС не мощнее 100 л.с. и имеет соответствующую оснастку под нужды водителя с ограниченными возможностями;
- собственники моторных лодок с двигателем мощностью не более 5 л.с.;
- владельцы автотранспорта, числящегося в угоне;
- владельцы спецтехники аграрного типа;
- собственники промышленной речной или морской техники.
Порядок уплаты и размер налога
В отличие от прошлых лет, ТН может стать унифицированным, то есть региональная дифференциация может быть отменена в 2023 году. В настоящее время законом в России прописывается необходимость уплаты налога до окончания следующего налогового года. То есть сумма, начисленная в 2024 году должна быть уплачена до 31 декабря 2023 года. В отношении сроков уплаты останется без изменений. Следует учитывать разницу в сроках уплаты для владельцев легкового и грузового транспорта, последние должны внести сумму не позднее конца каждого из отчетных кварталов.
Размер налога до принятия соответствующих поправок зависит от региона регистрации транспортного средства. Территориальное разделение актуальное для граждан, уплачивающих ТН (за 2024 год) можно рассмотреть на примере ТС мощностью до 100 л. с.:
- города-субъекты федерации (Москва и Санкт-Петербург) – 12-24 рубля за единицу мощности;
- МО и Ленинградская область – 10-18 р/ед.;
- Татарстан, Пермь, Курская область, Башкортостан, о-в Сахалин, Вологда – до 25 руб./ед.;
- Владимирская, Оренбургская, Воронежская области – 20 руб./ед.;
- Калужская, Астраханская, Калининградская и Архангельская области – 14 руб./ед.;
- Ростов – от 8 до 12 руб./ед. Ставка возрастает если ТС старше 10 лет;
- Адыгея, Коми, Тульская и Ульяновская область – до 10 руб. ед.;
- Ярославль, Калмыкия, ЕАО, Удмуртия, Тыва, Ингушетия, Новосибирская обл. и др. – от 5 до 13,5 руб.ед.;
- Чечня и Ставропольский край – 7 руб./ед.;
- Краснодар – 12 руб./ед.
Самый демократичный транспортный налог в России установила администрация Свердловской области, местные автомобилисты освобождены от уплаты сбора в 2023 году если используют ТС мощностью менее 100 л.с.
Всего ТН в 2023 году предусматривает три группы коэффициентов:
- На автомобили дороже 3 млн. руб. и старше 3 лет – 1-1,5.
- ТС стоимостью от 5 до 10 млн. руб и старше 5 лет – 2.
- Транспортные средства стоимостью от 10 до 15 млн. руб., сошедшие с конвейера 10-20 лет назад.
Существует высокая вероятность, что расчеты в следующий период будут производится с некоторыми изменениями. Так, правительство предлагает начислять транспортный налог в России в 2023 году на технику старше 3 лет и стоимостью от 3 до 5 млн. руб., с учетом единого коэффициента -1,1. Автомобилистам приобретающим новое ТС следует учесть, что закон обязует их сообщать о покупке в налоговый орган. При выявлении факта использования автомобиля иной налоговой категории предусмотрено наложение штрафа в размере 20% от расчетной суммы налога. Отсутствие уведомления о необходимости оплатить его, в России в 2023 году, не освобождает от данной необходимости. То есть расчеты с ФНС не право, а обязанность гражданина, владеющего автомобилем.
Особенности налогообложения в республике Крым
В настоящее время на территории Крыма зарегистрировано чуть больше 200 тысяч автовладельцев, подпадающих под действие российского налогового законодательства. До 2024 года уплата сбора осуществлялась с учетом льгот: жители Севастополя должны были внести в казну по 5 рублей с каждой «лошадки» 100-сильного авто, для жителей других населенных пунктов полуострова стоимость одной лошадиной силы составляла 2,5-5 рублей. В связи с тем, что транспортный налог в России в 2023 претерпит ряд изменений, крымчане также будут платить больше. Власти поспешили успокоить жителей республики пообещав сохранить приемлемые ставки.
В качестве примера можно привести условия, распространяющиеся на жителей других южных регионов, в частности Ростовскую и Краснодарскую области. Средний транспортный налог в России в 2023 году, уплачиваемый жителями этих регионов составляет 7-12 рублей за маломощные ТС (до 100 л. с.) и 15-25 рублей за автомобили мощностью от 100 до 150 л. с. Инициатором внесения изменений в НК Крыма является республиканский глава С. Аксенов, предложивший увеличить:
- налог для 150-200-сильных автомобилей до 30 рублей за единицу мощности;
- для 200-250-сильных до 75 руб./ед.;
- для 250-сильных и более машин до 100 руб./ед.;
- для мототехники мощностью свыше 20 л. с. До 4 руб./ед.;
- для грузового транспорта и автобусов до 6-15 руб. /ед.;
- для водной техники до 100-200 руб./ед.
Так как транспортный налог в России в 2023 году предусматривает определенные льготы, глава Крыма предлагает учесть и данный факт при внесении изменений в действующие нормы. В перспективе, которую видят власти полуостровной республики, довести ставку до максимального уровня, разрешенного российским законодательством, пополнив тем самым бюджет государства на 200 млн рублей.
В виду того, что транспортный налог в России в 2023 году будет видоизменяться поэтапно, власти Крыма также говорят о достижении поставленных целей в несколько шагов. В настоящий момент проект поправок находится в стадии рассмотрения. Функционеров беспокоит высокая вероятность появления очагов народного недовольства в республики, эксперты считают данные опасения вполне обоснованными. Следует отметить, что противников нововведений в Крыму найдется немало, так как мало кого устроит самый высокий транспортный налог в России в 2023 году, после нескольких лет уплаты сбора по минимальной ставке.
Проблемы реформирования налогообложения
Основной причиной критики системы налогообложения является не столько размер сборов, сколько принцип начисления суммы к уплате. Так транспортный налог в России в 2023 году взимается из расчета мощности, тогда как экономисты и владельцы транспорта уверены, что необходимо добавить коэффициент частоты использования ТС. Применение данного множителя оправдает цель внедрения самого налога – компенсацию ущерба, нанесенного автомобилем дорожному покрытию. Законотворцы отрицают справедливость предложения экономистов указывая на существенные отличия в интенсивности использования ТС различных категорий.
Учитывая необходимость внесения поправок, правительство предлагает рассчитывать транспортный налог в России в 2023 году по единой ставке, без учета территориальной принадлежности. Проправительственные аналитики находят максимальное соответствие предлагаемых поправок официальной стратегии развития транспортной системы России, утвержденной до 2030 года.
Документ предполагает снижение расхода топлива и в целом популяризацию энергетически экономичных и экологически чистых видов транспорта. Если транспортный налог в России в 2023 году примет новую форму, то самыми дорогими в обслуживании станут грузовики, старые автобусы и в целом автомобили, сошедшие с конвейера задолго до принятия действующих экологических доктрин. Правительство, применив планируемые поправки, что называется «убьет двух зайцев» — увеличит объем поступающих в бюджет средств и повысит продажи новых автомобилей.
Особенностями, отличающими новый транспортный налог в России в 2023 году, в случае одобрения проекта, станет взимание платы с учетом пробега автомобиля. Также, чиновники предлагают прекратить практику взимания транспортного налога путем рассылки платежных уведомлений, согласно проекту, сбор будет включен в стоимость топлива. Данная новость может быть расценена как позитивная, но только той частью автомобилистов, которая бывает на заправочных станциях крайне редко, ведь при одобрении проекта транспортный налог в России в 2023 году приведет к многократному увеличению стоимости топлива.
Последние инициативы чиновников уже критикуются обществом, а эксперты считают, что рост цены на бензин в пределах 5 рублей способен взорвать общество приведя к росту числа недовольных. В настоящий момент, граждане получающие минимальную зарплату на основном месте работы вынуждены подрабатывать эксплуатирую личный автотранспорт очень интенсивно. Если транспортный налог в России в 2023 году будет включен в стоимость бензина, владение автомобилем для данной категории граждан будет непосильным и число малоимущих заметно вырастет. Также, вопросы вызывают изменения в тарификации услуг общественного транспорта и такси.
Подробнее о росте стоимости топлива
Несправедливость действующей системы по которой начисляется транспортный налог в России в 2023 году (за 2024 год) очевидна и легко демонстрируется на примере.
Пример:
- пожилая семья пенсионеров взяла в кредит внедорожник для поездок на дачу в сезон. Среднее число поездок за год не превышает 10, тогда как размер ежегодной суммы, уплачиваемой рамках транспортного налога равен сумме, которую платит руководитель компании с многомиллионной зарплатой приобретший аналогичный автомобиль как статусный.
При этом нельзя забывать, что транспортный налог в России в 2023 году необходимо уплатить по старой схеме, то есть в стоимость бензина он пока не включен. В то же время рост цен на бензин не останавливается с первых месяцев 2024 года. Фактически каждый автомобилист платит двойную сумму по основному сбору и по акцизу за бензин.
В настоящее время владельцы ТС мощностью от 200 до 300 л. с. платят в год порядка 714 рублей за единицу мощности, транспортный налог в России в 2023 году составит около 743 рублей, а еще через год повысится до 773 рублей. Сумма к оплате актуальна даже в том случае, если автомобиль неисправен и не эксплуатируется.
Некоторые функционеры в попытках привлечь сторонников, пытаются пролоббировать отмену транспортного налога. Но данная популистская риторика остается без внимания коллегами по кабинетам, так как транспортный налог в России в 2023 году планируемо принесет в казну более 150 млрд рублей. Также противники отмены обращают внимание, что уже сегодня задолженность россиян перед бюджетом, по транспортному налогу превысила 2 трлн рублей. Потеря имеющегося дохода недопустима для казны в настоящих экономических условиях.
Кроме предложения отменить транспортный налог в России в 2023 году, думцы выносили на слушания проекты замены ТН на дополнительные топливные пошлины, предлагали привязать расчеты к объему двигателя и степени вреда экологии. Наибольшее число сторонников нашлось у проекта, предлагающего замену ТН на так называемый экологический налог, начисляемый по показателю уровня загрязнения транспортного средства.
Вопрос о том, заменят ли транспортный налог в России в 2023 году экологическим налогом, остается открытым. Председатель Госдумы Е. Москвичев заявляет, что готовый законопроект по внедрению «экологического налога» поступит на рассмотрение уже вначале 2023 года. Высока вероятность единогласного одобрения проекта после его изучения думцами. Широкой публике детали проекта неизвестны.
В том случае если транспортный налог в России в 2023 году заменят экологическим сбором, владеть старыми машинами, не соответствующими последним экологическим стандартам «ЕВРО», станет попросту невыгодно. В то же время, высока вероятность отнесения транспортных средств с двигателями «Евро»-4,5 и 6 к категории льготных.
Большинство россиян с доходом ниже среднего, имеют в распоряжении старые отечественные или иностранные автомобили далекие от соответствия евро стандартам. В том случае если налог будет добавлен к стоимости топлива, больше прочих пострадают компании и частные лица, использующие для работы энергоемкие транспортные средства.
Транспортный налог в России в 2023 году: ставки, старое и новое в законодательстве
19.07.2022 7,152 Просмотров
Для миллионов россиян транспортный налог – сущая головная боль. Платёж этот не маленький, но дороги не становятся лучше. Кроме того, скрытые налоговые сборы заложены уже при покупке автомобиля или заправке его топливом. А здесь, как известно, расценки не дешёвые.
Надеясь на лучшее, наши сограждане доверяют слухам о том, что транспортный налог могут отменить либо существенно уменьшить. Не стоит надеяться на подобную щедрость со стороны властей. Ведь сбор на транспорт – важный источник дохода в наполнении государственной казны. Тем более в сегодняшней не простой для страны и граждан экономической ситуации. Статистика свидетельствует, что каждый год этот налоговый сбор пополняет госбюджет на 146 миллиардов руб.
Транспортный сбор: основные понятия
Как уже было сказано, такой налог обязаны уплатить россияне, владеющие транспортным средством. Как и любой другой фискальный сбор, этот налог взымается с целью пополнения бюджета. Официальное назначение аккумулированных средств – оплатить расходы на ремонт дорожного покрытия.
Базой для исчисления транспортного налога является количество «лошадок» под капотом транспортного средства, а также «возраст» автомобиля. Отдельно отметим коэффициент «роскоши» — он применяется к высококлассным дорогим авто, которые являются не просто предметом первой необходимости и средством для передвижения, но и статусным приобретением, которое по карману далеко не всем россиянам. Сегодня порог, отделяющий простое транспортное средство от предмета роскоши, исчисляется суммой в 3 миллиона рублей.
Некоторым автовладельцам приходится уплачивать разную сумму налога за идентичные машины – все потому, что региональные власти в вопросе установления транспортного сбора имеют некоторую самостоятельность. Также существуют льготные категории граждан, освобожденные от сбора — к ним относят многодетные семьи, пенсионеров, инвалидов и тех, кто пострадал от аварии на ЧАЭС. В некоторых регионах от транспортных фискальных платежей освобождены предприятия, которые работают в сфере транспорта под управлением муниципальных структур (или находятся в их собственности).
Кстати, несмотря на то, что в просторечии этот налог часто называют сбором с машин, ему подвержены практически все виды транспорта с двигателем. Заплатить налог нужно не только владельцам автомобиля – мотоциклистам, яхтсменам, владельцам квадроциклов, моторных лодок, автобусов, снегоходов и т.д. также придется рассчитаться с бюджетом. Единственное исключение — те, у кого транспортное средство попадает в одну из льготных категорий. Например, по действующим нормативам от взимания транспортного налога освобождаются:
- владельцы лодок (с мотором или на веслах), которые оснащены движком мощностью 5 л.с. или менее;
- владельцы автомобилей, полученных по социальной программе и переоснащенных с учетом потребностей водителя-инвалида (если мощность движка не превышает 100 л.с.);
- владельцы транспортных средств, которые зарегестрированы в органах полиции как угнанные;
- владельцы промышленных морских или речных плавательных средств;
- владельцы транспорта, выделенного под сельхозпотребности (транспортировку молока, скотины, удобрений и т.д.). Сюда же относятся тракторы.
Ставки транспортного налога в настоящее время
По состоянию на сегодня транспортный налог имеет фиксированную ставку и рассчитывается администрациями региональных субъектов Российской Федерации. Таким образом, мы видим, что суммы, уплачиваемые гражданами, как налог на автомобиль, не одинаковые, а зависят от региона регистрации транспортного средства. Предлагаем таблицу, демонстрирующую транспортный налог для юридических и физических лиц с привязкой к региону нашей страны.
В таблице представлены ставки налога на машину, рассчитываемые по текущей схеме, которая берет за основу мощность двигателя транспортного средства. Как видим, эта схема работает так: платит меньше то, у кого слабее моторчик. Владельцы автомобилей с мощными моторами вынуждены вырывать из бюджета семьи куда более серьезные суммы. Таблица содержит сведения, справедливые для московского региона. Суммы для других субъектов России могут отличаться как в большую, так и в меньшую сторону.
Возможные изменения по транспортному налогу в 2023 г.
В своём обращении к Федеральному собранию страны президент Владимир Путин рассказал о планах по проведению в 2023 г. налоговой реформы. Поскольку официальные подробности пока не известны, нет и чётких сведений, о каких именно налогах и размерах ставок налогообложения идёт речь.
Тем не менее некоторые планы правительства касательно налогов, связанных с автомототранспортом, уже просочились в средства массовой информации. Эксперты ожидают введение в 2023 г. так называемого «экологического сбора». По идее, он должен заменить транспортный сбор, средства от которого идут на ремонт и дорожное строительство.
«Налог на экологию» будет направляться на улучшение экологической обстановки, а ремонт дорожного полотна будет оплачиваться водителями из дополнительной стоимости автомобильного топлива. Иначе говоря, предполагается и рост цен на автозаправках. При этом владельцам старой и неэкологичной техники придётся платить больше.
Другое возможное изменение – сохранение транспортного налога. Однако налоговая ставка будет привязана к пробегу авто, а не к мощности его мотора.
Кроме того на данный момент уже принят закон, который разрешает субъектам РФ ввести льготы по налогам на движимое имущество не в 2024 году, как предписывалось ранее, а на год позже – в 2023-ом году. Это означает, что группы льготников, установленные региональными нормами, могут рассчитывать на льготы по налогам на транспортные средства лишь с 2023 года.
В каждом регионе – свои нюансы. Кому-то такие льготы сократят, кому-то – продлят, кого-то могут включить в новый список льготников. Но в настоящее время, поскольку федеральный закон уже принят, следует прояснить ситуацию в индивидуальном порядке.
Новости для крымчан
Уже с 2016 года крымские автовладельцы (примерно 200 тысяч человек) участвуют в российской системе взимания транспортного сбора. В 2017 году ставки для них были льготными – например, севастопольцы платили за авто мощностью до 100 л.с. 5 рублей, а жители остальной части полуострова — 2,5-5 руб. Однако в 2024 году ситуация может кардинально поменяться, причем не в лучшую сторону. В конце прошлого года власти Российской Федерации выступили с заявлением, что текущие ставки налогообложения в Крыму являются минимальными в сравнении с другими субъектами Южного округа РФ.
Краснодарцы и ростовчане платят за движок мощностью до 100 л.с. 7-12 руб., а при мощности в 100-150 л.с. – 15-25 руб., в то время как жители полуострова за первую категорию авто перечисляют по 5 рублей, а за вторую — по 7 руб. за одну «лошадку». В итоге глава республики — Сергей Аксенов, — внес на рассмотрение законопроект, увеличивающий налоговую нагрузку на крымчан в несколько раз:
- за авто с движком в 150-200 л.с. придется уплатить по 30 руб. за единицу мощности, при наличии 200-250 «лошадок» — по 75 руб., а за автомобили, которые превышают этот показатель, – по 100 руб.;
- будут пересмотрены ставки для владельцев мотоциклов и мотороллеров. Если агрегат обладает мощностью до 20 л.с., крымчанам придется платить не 2 руб. за «лошадку», а 4 руб. Для более мощных двухколесных агрегатов ставки возрастут до 6 и 15 руб.;
- для автобусов и грузовиков фискальный сбор поднимется с 5 до 10 руб.;
- для владельцев яхт и гидроциклов в законопроекте тоже нашлась строчка – для них налог повысится в два раза — да 100-200 руб. за 1 л.с. (в зависимости от мощности плавсредства);
- отдельно прописана отмена льгот, которые ранее действовали для машин определенного года выпуска.
Главная цель крымских властей — обеспечение поэтапного роста фискальных ставок до уровня, который зафиксирован в РФ как максимально допустимый. В итоге территориальные налоговые органы планируют направить в бюджет около 200 млн руб. (сейчас сумма поступлений примерно в два раза меньше). Впрочем, пока что данный законопроект находится на рассмотрении, ведь в правительстве есть и ярые противники такой инициативы. Они вполне справедливо опасаются роста социального возмущения и уклонения от уплаты сборов.
Перспективы реформирования транспортного налога
Основная критика в отношении транспортных сборов касается не налоговых ставок, а самого принципа их взимания. Владельцы личного транспорта и многие экономисты полагают, что учитывать только мощность транспортного средства недопустимо – при исчислении ставок нужно корректировать налог в зависимости от частоты использования авто. Ведь, по сути, главная цель налога – взимать с россиян деньги за ущерб, нанесенный дорожному полотну. Но интенсивность поездок у автовладельцев разных категорий существенно отличается!
Например, многие пенсионеры пользуются старыми и мощными машинами лишь для того, чтобы 5-10 раз за год поехать на приусадебный участок. Зато платить им приходится столько же, сколько и россиянам, которые используют машину ежедневно! При этом автовладельцы должны заплатить еще и сумму акцизного сбора с бензина, то есть фактически подвергаются двойному налогообложению. Кстати, в этом отношении у властей заготовлены очередные инновации – с 01.01.2022 ставка за литр вырастет на 0,5 руб., а с 01.06.2022 — еще на 0,5 руб.!
Пересмотрены и другие ставки. Например, в 2024 году владельцам машин мощностью 200-300 л.с. придется заплатить по 714 рублей за каждую «лошадку», в 2023 – 743 рубля, а в 2023 – 773 рублей за каждую единицу мощности. Еще большие суммы грозят тем, кто имеет авто с большей мощностью движка. Налоговым произволом возмущены и те, кому довелось столкнуться с авариями и поломками, надолго поставившими их «железного коня» в «стойло». Заплатить налог нужно даже в случае, если за год машина ни разу не выехала из гаража!
В итоге некоторые партии (например, ЛДПР) выносили на рассмотрение проекты, в которых предлагалось вообще отменить налог на транспортные средства, но эта инициатива была тут же заблокирована представителями Министерства экономического развития. В ведомстве высказались, что и сегодня далеко не во всех субъектах страны налоги собираются должным образом – суммарный долг по налогу на транспорт достиг отметки в 2 триллиона рублей! Утратить сборы в размере еще 150 миллиардов рублей сегодня попросту недопустимо.
Также поступало еще несколько предложений, например: отменить налог на транспортные средства, увеличив акциз на топливную составляющую; пересмотреть принцип начисления налога, заложив в него объем двигателя; привязать сбор к показателю экологичности машины. В итоге наибольшее число сторонников нашел как раз последний из перечисленных вариантов.
Как будут начислять налог в 2023 году
С 1 января 2023 года правительство готовит серьезные изменения в налоговом законодательстве России, предусматривающие привязку ставки транспортного налога (для юридических лиц) не к мощности двигателя (как сейчас), а к пробегу автомобиля. Уплату налога на автомобиль хотят включить в стоимость топлива и сделать ее прозрачной для автолюбителей. Это значит, что с 2023 года налоговая служба перестанет начислять всем автовладельцам транспортный налог, но стоимость бензина вынужденно повысится. Соответственно, сумма, уплачиваемая в бюджет страны, увеличится для тех, кто ездит на автомобиле много и часто, и снизится для тех, чья машина пылится в гараже и не эксплуатируется.
Справедливо? В принципе — да. Однако, в кулуарах властных структур еще не пришли к единому мнению относительно нового метода начисления этого налога, опасаясь, что довольно резкое увеличение стоимости топлива (примерно несколько рублей за литр бензина) окажется серьезным ударом для малоимущих слоев населения и вызовет резкую волну недовольства в обществе. Дело в том, что и сейчас стоимость бензина заставляет многих автовладельцев экономить на поездках, а с увеличением стоимости топлива, многим придется задуматься о продаже своего железного коня.
Однако, не все так однозначно. В главном управлении ГИБДД мы застали начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации генерала-майора полиции Черникова Михаила Юрьевича, который в интервью нашему корреспонденту пояснил, что социальная составляющая транспортного налога не менее важна для государства, чем его финансовый смысл и сейчас Государственная Дума занимается разработкой социально справедливой схемы начисления, чтобы все слои граждан нашей страны чувствовали себя в справедливой ситуации.