Закон о такси с 1 января 2023
Депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении новый закон о такси. Это произошло менее чем за месяц до нового года. С 1 января 2023 года работа над ним продолжится – принятие законопроекта в окончательной редакции планируется в первой половине года. Каких изменений ожидать на рынке таксомоторных перевозок?
Только с разрешением
Специалисты, работавшие над проектом закона, ставили главной целью повышение безопасности пассажирских перевозок. С принятием нормативного акта предоставлять услуги такси смогут автомобилисты, стаж вождения которых – 3 года и более и имеется соответствующее разрешение. Такой документ будет выдаваться сроком на пять лет.
Обратите внимание! Требовать разрешение могут правоохранительные органы в рамках своей компетенции, надзорные инстанции и пассажиры, заказавшие услугу.
С принятием закона о такси увеличиваются штрафы водителям, работающим без разрешения. Предлагаемый законодателями размер составляет 30 тысяч рублей (в настоящее время – 5 тысяч рублей).
Если в течение календарного года, например, с 1 января 2023 по 1 января 2023 года, управляющий транспортным средством повторно нарушает эту норму, он может лишиться водительского удостоверения на срок до 6 месяцев. Плюс штрафные санкции в размере, указанном выше.
Таксометры обязательны
- на крыше автомобиля обязательно необходимо устанавливать оранжевые фонари, а по бокам кузова – опознавательные знаки такси «шашечки»;
- салон каждой машины должен быть оборудован таксометром;
- все водители в обязательно порядке будут проходить ежедневный предрейсовый медицинский осмотр, а машины – проверку технического состояния.
Цвет транспортного средства может быть любым – от единого стандарта депутаты отказались.
Иностранцев не будет
Наибольший профессиональный интерес у экспертов, изучавших законопроект, вызывает норма, согласно которой работать на автомобилях такси смогут только граждане Российской Федерации.
Мнения аналитиков, изучавших законопроект, разделились. Одни считают инициативу оправданной и своевременной, другие акцентируют внимание на том, что необходимо усовершенствовать контроль за безопасностью дорожного движения в целом и пассажирскими перевозками в частности, а не лишать мигрантов работы.
По статистике, из пяти ДТП в Москве, регистрирующихся с участием автомобилей такси, только одним управляет водитель-мигрант. За рулем остальных четырех находится гражданин РФ.
Изначально в документе такой нормы не было – депутаты предложили ее при рассмотрении проекта закона в первом чтении, проходившем в декабре 2024 года.
Эксперты не сомневаются, что поправка не исчезнет из окончательной редакции. Это значит, что с российского таксомоторного рынка уберут всех мигрантов. Депутаты уверяют, что иностранцы смогут работать в других, менее безопасных видах перевозок, когда новшества вступят в силу.
Деятельность диспетчеров
Диспетчерские службы обяжут передавать клиентам полную информацию, касающуюся их заказа. Она включает:
- номер заказа;
- марка, цвет, госномер транспортного средства;
- время его подачи.
Агрегаторам запрещено будет информировать клиентов о перевозчиках, не получивших разрешения на перевозки. В случае, если служба нарушит это условие и транспортное средство попадет в ДТП, ответственность за происшествие ляжет не только на водителя, а и на агрегатора.
Сведения о принятых заявках необходимо хранить на протяжении 6 месяцев. Депутаты предлагают делать это в печатном и электронном виде. За нарушение правил на службы будут налагаться штрафы до полумиллиона рублей. Также их работа может приостанавливаться на 3 месяца.
Разъяснение юриста относительно нового закона о такси: видео
Водителям-иностранцам запретят заниматься извозом с 2023 года
В такси – только с российским гражданством: закон на грани фола
По сообщению председателя профильного комитета Государственной думы Евгения Москвичева, в Думе дорабатывают закон о государственном регулировании деятельности служб заказа легкового такси, согласно которому рассматривается возможность ограничения найма иностранцев в эти самые таксомоторные компании. Жесткий законопроект о легковом такси будет введен уже в следующем году. Разработка проекта началась осенью 2024 года.
По словам самого председателя, «однозначно будут предложения и поправки депутатов: иностранным водителям без российского гражданства будет запрещено работать на легковом такси». Таким образом, законодательная инициатива, которая в 2023 году будет оформлена в виде закона, коснется исключительно перевозок пассажиров в легковом такси, а компании, занимающиеся такого рода перевозками, не смогут нанимать для работы граждан без российского гражданства.
Почему законодатель решил ограничиться только легковыми перевозками такси?
«На других видах транспорта – пожалуйста, там более жесткий контроль и к водителям, и к выпускам автомобилей», – отметил Москвичев на страницах ТАСС.
С этим заявлением, конечно, можно отчасти поспорить, вспомнив количество крупнейших ДТП с участием автобусов, в том числе произошедших на ж/д переездах в 2024 году, но в целом ситуация действительно соответствует описанию председателя профильного комитета. Если в секторе массовых перевозок царит хаос, но более-менее контролируемый, то среди таксомоторов вообще анархия и полная неразбериха. Мало того, что за руль сажают малоквалифицированные кадры, так они еще и трудятся чуть ли не сутками, падая с ног под конец рабочей смены. А это, как понятно, напрямую влияет на безопасность, о чем свидетельствует официальная статистика количества аварий среди водителей такси: полугодовая статистка приводится на RG.ру
Напомним, что для работы в сфере перевозок, в том числе автобусных, ранее был принят закон о необходимости получать российские водительские права иностранным водителям из стран, не входящих в Евразийский экономический союз.
Ну а для тех водителей, у кого в этом вопросе полный порядок, предполагается, что разрешение на работу таксистом на конкретном транспортном средстве будет выдаваться не менее чем на пять лет. Документ должен будет находиться в автомобиле и предъявляться по требованию должностных лиц и обычных пассажиров. При этом автомобиль должен быть зарегистрирован на территории РФ, проходить ТО, предрейсовый контроль и плановые ремонты.
Закон о такси с 1 января 2023 года: последние новости
23.01.2023 662 Просмотров
В 2023 году должны принять очередные поправки в закон о такси.Напомним, обсуждение поправок в закон о такси продолжается с 2024 года, однако окончательно ни одна из них пока так и не была принята. Рассмотрим основные законопроекты о такси, которые должны принять в 2023 году.
По новому закону о такси иностранцы не смогут работать водителями
Большинство наблюдателей, которые изучили проект нового закона о деятельности такси в России, выделили именно эту его часть как важнейшую.
В первоначальной версии законопроекта такой нормы не было. Однако во время первого чтения, которое прошло в конце 2024 года, депутаты предложили подобную поправку. Она практически точно будет утверждена и найдет отражение в окончательной версии закона.
Депутаты пришли к выводу, что наличие российского водительского удостоверения для таксиста — недостаточно. Управлять такси смогут только граждане РФ.
Таким образом законодатели хотят убрать с рынка таксомоторных перевозок водителей-мигрантов. В других видах перевозок люди с иностранным гражданством смогут работать и дальше — как говорят депутаты, более жесткий контроль на другом виде транспорта позволяет гарантировать безопасность.
Оправдана или нет такая мера — судить сложно. По сути, комментируя ее, депутаты сами же проговариваются о том, что дело в первую очередь в контроле, а только потом — в паспорте.
По статистике, в Москве в ДТП с участием такси мигранты находятся за рулем одного автомобиля из пяти попавших в аварию.
Только с разрешением
Специалисты, работавшие над проектом закона, ставили главной целью повышение безопасности пассажирских перевозок. С принятием нормативного акта предоставлять услуги такси смогут автомобилисты, стаж вождения которых – 3 года и более и имеется соответствующее разрешение. Такой документ будет выдаваться сроком на пять лет.
Обратите внимание! Требовать разрешение могут правоохранительные органы в рамках своей компетенции, надзорные инстанции и пассажиры, заказавшие услугу.
С принятием закона о такси увеличиваются штрафы водителям, работающим без разрешения. Предлагаемый законодателями размер составляет 30 тысяч рублей (в настоящее время – 5 тысяч рублей).
Если в течение календарного года, например, с 1 января 2023 по 1 января 2023 года, управляющий транспортным средством повторно нарушает эту норму, он может лишиться водительского удостоверения на срок до 6 месяцев. Плюс штрафные санкции в размере, указанном выше.
Таксометры обязательны
- на крыше автомобиля обязательно необходимо устанавливать оранжевые фонари, а по бокам кузова – опознавательные знаки такси «шашечки»;
- салон каждой машины должен быть оборудован таксометром;
- все водители в обязательно порядке будут проходить ежедневный предрейсовый медицинский осмотр, а машины – проверку технического состояния.
Цвет транспортного средства может быть любым – от единого стандарта депутаты отказались.
Повышение тарифов ОСАГО для такси в 2023 году
С 9 января 2023 года в России вырос диапазон коридора базовых тарифов ОСАГО – на 20% в меньшую и большую сторону. Страховщики при этом хотят повысить ставки тарифов для водителей такси.
Стоимость ОСАГО для таксистов сегодня устанавливается в среднем такая же, как для обычных водителей. При этом, только учитывая частоту поездок, аварийность легкового такси намного выше – по статистике, таксисты совершают аварии в среднем один раз в полтора года, сообщает Российский союз автостраховщиков (РСА). Но сложилась парадоксальная ситуация, в которой при кратно больших рисках стоимость страховки для водителей такси ниже, чем для аккуратных водителей личных автомобилей.
«Простая математика. Если растянуть количество поездок таксистов на то количество времени, за которое их совершил бы обычный человек, аварийность была бы не больше, а возможно, и меньше, чем у других водителей. Но покуда таксисты ездят столько, сколько ездят, они наносят серьезный урон отрасли ежегодно – ведь стоимость полиса для них такая же, как и для всех», — пояснил президент РСА Игорь Юргенс.
Таксисты – одна из категорий водителей, которым особенно необходима либерализация ОСАГО. Перераспределение стоимости полисов позволит сделать её справедливой для всех водителей, и обычные автомобилисты не будут вынуждены платить по счетам таксистов.
Деятельность диспетчеров
Законопроект коснулся и деятельности агрегаторов такси. Для дальнейшей работы на этом рынке службы должны пройти процедуру регистрации с занесением в региональный реестр. Иностранным компаниям необходимо открывать дочернее предприятие на территории РФ.
Диспетчерские службы обяжут передавать клиентам полную информацию, касающуюся их заказа. Она включает:
- номер заказа;
- марка, цвет, госномер транспортного средства;
- время его подачи.
Агрегаторам запрещено будет информировать клиентов о перевозчиках, не получивших разрешения на перевозки. В случае, если служба нарушит это условие и транспортное средство попадет в ДТП, ответственность за происшествие ляжет не только на водителя, а и на агрегатора.
Сведения о принятых заявках необходимо хранить на протяжении 6 месяцев. Депутаты предлагают делать это в печатном и электронном виде. За нарушение правил на службы будут налагаться штрафы до полумиллиона рублей. Также их работа может приостанавливаться на 3 месяца.
Разъяснение юриста относительно нового закона о такси: видео
Грядущий «Закон о такси» нанесет удар по онлайн-службам заказа машин
В России готовят законопроект, который должен запретить онлайн-сервисам вызова такси участвовать в ценообразовании поездок. Владельцы служб считают подобные правовые изменения ошибочными и вредными для отрасли.
Что поменяется
Департамент транспорта Москвы решил принять предложения, озвученные на Международном евразийском форуме «Такси». Мероприятие предназначено для участников таксомоторной отрасли и представителей власти, курирующих ее. По итогам конференции ведомство посчитало необходимым изменить законодательство для компаний, предлагающих услуги онлайн-заказа такси. К ним относятся, например, «Яндекс.Такси» и Uber.
Одно из предложенных изменений – утверждение правового статуса подобных интернет-сервисов. Согласно опубликованному документу, на приложения по вызову машин будут распространяться требования транспортного законодательства, в том числе и запрет на самостоятельное определение ценника. Поэтому, если поправки будут одобрены, онлайн-службы такси не смогут предлагать единый тариф на свои услуги – каждый водитель-ИП или таксопарк, работающий через сервис, получит право устанавливать свою стоимость километра пути.
Основной мотив внесения законопроекта на рассмотрение – повышение ответственности агрегаторов услуг по вызову такси. Представители ведомства отмечают, что сейчас через подобные сервисы проходит огромное количество заказов, они имеют право регулировать цены, но при этом несут минимальную ответственность перед клиентом.
Предложения по изменению правового поля в таксомоторной сфере уже направлены в Госдуму, правительство, Министерство транспорта и другие федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной властей. Сейчас они совместно занимаются разработкой «Закона о такси».
Конкуренты объединяются
Представители онлайн-сервисов такси критически восприняли предлагаемые изменения. Против нового закона выступили «Везет», Maxim, «Ситимобил» и «Яндекс.Такси». Непримиримые конкуренты готовы выступить единым фронтом в защиту своих прав: компании уверены, что грядущие нововведения крайне негативно скажутся на отрасли.
«Мы считаем, что если они будут приняты, то российский рынок такси в своем развитии будет отброшен на 15 лет назад, а все достижения последних лет – легальное такси, новые автомобили, прозрачные и невысокие цены, быстрая подача машины – будут перечеркнуты», – так пояснили свою позицию компании в совместном обращении против инициативы властей.
Истоки недовольства
Онлайн-сервисы по заказу такси смогли завоевать свою популярность благодаря удобству для конечного пользователя. Они позволили клиенту вызвать машину без лишнего общения с оператором и ожидания – авто обычно приезжает в течение 3-4 минут. При этом ценообразование таких служб получается очень прозрачным: всегда можно узнать, во сколько примерно обойдется поездка еще до посадки в машину вне зависимости от обслуживающего водителя.
Последнее преимущество сервисов такси обеспечивают именно единые тарифы. Несмотря на то, что мобильными приложениями пользуются различные таксопарки и водители-ИП, при приеме онлайн-заказов они должны работать по расценкам владельца службы. Это позволяет спрогнозировать для клиента цену поездки заранее и не заставлять его заниматься выбором оптимального поставщика услуг – все работают по одному тарифу и стандарту качества.
При равных ценниках становится возможным распределять вызовы по географическому признаку, что и позволяет водителям приезжать в течение пары минут. Запрет самостоятельного регулирования стоимости поездки поставит крест на прозрачности сервиса. Заказы будут получать не самые близкие машины, а самые дешевые, даже если расстояние между ними и пассажиром будет составлять десятки километров. Клиенту при этом нужно будет постоянно делать непростой выбор: вызвать недорогую, но далекую машину, или обратиться к водителю рядом с более высоким тарифом.
«Холостой пробег машин значительно вырастет, увеличится средняя цена поездки. Такси станет недоступным для миллионов людей, которые пользуются им каждый день. Падение спроса оставит десятки тысяч водителей без работы, а таксопарки будут вынуждены отказаться от части флота и не смогут вывести машины на линию», – поясняют последствия принятия законопроекта представители онлайн-сервиса заказа такси в своем обращении.
Власти эту позицию не разделяют и считают внесение изменений в законодательство необходимым. «У пассажира должна быть возможность выбора из общего меню агрегатора тарифа на перевозку или компании», – отметил Дмитрий Пронин, заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы.
По мнению экспертов, «Закон о такси» может быть принят не ранее, чем через год.
Изменения ПДД
В закон о такси предложены новые поправки (23.01.2023)
Сегодня стало известно о новых поправках, которые могут ввести для таксистов в 2023 году.
Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) подготовил предложения по защите пассажиров такси. Предполагается, что водители будут выпускаться на линию только при отсутствии у них переработок, а также при наличии полиса ОСАГО категории такси и действующего договора страхования ответственности перевозчика. Контролировать соблюдение этих требований должны будут агрегаторы такси.
Предложения страховщиков к законопроекту о государственном регулировании такси вызваны принятием в первом чтении осенью 2024 года законопроекта, включающего такси в систему обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков. Предложения направлены в Комитет Госдумы по финрынку, Комитет Госдумы по транспорту и строительству, Минтранс, Минфин, Банк России, Минэкономразвития.
Законопроект о государственном регулировании такси, принят нижней палатой парламента в первом чтении 13 декабря 2024 года и готовится ко второму чтению.
«Рынок услуг такси в последние годы претерпел глобальные изменения, на нем появились новые игроки, и это требует корректировок действующей системы. Однако положения законопроекта вызывают озабоченность у страхового сообщества и не в полной мере корректируют действующую систему государственного регулирования рынка легкового такси», — сказано в письме за подписью президента НССО Игоря Юргенса.
Страховщиков, как конечных плательщиков по авариям, беспокоит безопасность этого вида деятельности. Чтобы повысить безопасность пассажиров такси, НССО предлагает установить дополнительные требования к водителям легкового такси:
- наличие водительского удостоверения образца, установленного на территории РФ и трехлетнего стажа по этому удостоверению;
- периодичность прохождения медосмотра;
- отсутствие медицинских противопоказаний, список которых также должен быть установлен законом о госрегулировании такси;
- наличие «электронного» путевого листа ограниченного периода действия;
- отсутствие непогашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления или административные правонарушения, повлекшие причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Предполагается также изменить порядок работы агрегаторов. Они не должны устанавливать провозную плату, а могут лишь взимать фиксированную плату за подачу такси, которая не может быть привязана к стоимости поездки.
Кроме того, они должны будут блокировать переработки водителей. Во избежание ситуаций, когда один водитель подключен к нескольким службам заказа такси, все агрегаторы должны быть подключены к единой системе, в которой аккумулируются сведения обо всех водителях и времени их работы.
НССО предлагает создать два федеральных реестра — реестр разрешений (содержащий данные о выданных разрешениях на деятельность перевозчика в качестве такси) и реестр водителей (содержащий данные о водителях, которые имеют право работать водителями такси). Доступ к ним должны иметь страховые организации и иные субъекты, указанные в законе о госрегулировании такси.
При ежедневном подключении водителя к службе заказа такси, последняя должна проверять зарегистрированы ли водитель и его автомобиль в соответствующих реестрах, есть ли у водителя действующий «электронный» путевой лист, договор ОСАГО с признаком такси и застрахована ли ответственность перевозчика, а также нет ли у водителя переработок. В случае несоблюдения агрегатором этих требований на него должен накладываться штраф.
Кроме того, в законе необходимо предусмотреть гарантии защиты водителей и собственников транспортных средств от неадекватного поведения пассажиров, а также возможность ведения фото-видео фиксации в салоне, полагает НССО.
«Данные предложения должны существенно улучшить ситуацию с защищенностью пассажиров такси. Ведь сейчас за их безопасность, фактически, никто не отвечает: агрегатор говорит, что он оказывает только информационные услуги, а владелец машины зачастую оказывается не застрахован и далеко не всегда с него можно хоть что-то получить», — говорит президент НССО Игорь Юргенс.
Штрафовать праворульные такси предлагают только с 1 января 2023 года
Парламентский комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству одобрил в первом чтении отсрочку штрафов владельцев праворульных автомобилей, которые предоставляют услуги такси до 2023 года, рассказал депутат ЖК Дастан Бекешев (СДПК).
Кроме того, парламентарии одобрили регистрацию праворульных авто, ввезенных в страну до 4 июня 2015 года. Инициатором поправок в Закон «О дорожном движении в КР» стал Дастан Бекешев.
По его словам, поправки необходимы для того, чтобы исправить правовую коллизию, которая возникла после вступления в силу 3 июня 2015 года Закона «О дорожном движении».
«Из-за этого праворульные машины, ввезенные до 4 июня, остались незарегистрированными. Таким образом, мы исправляем пробел в законодательстве», — рассказал нардеп.
В 2015 году в республике насчитывалось чуть более миллиона автомобилей, из них 163 тыс. — праворульные. Эта цифра составляет 15,39% от общего количества. В 2006 году доля автомобилей с правым расположением руля составляла всего 6,41%. Количество праворульных авто за десять лет выросло на 45,03%.
С 1 января 2016 года в Кыргызстане на праворульных машинах запрещено заниматься частным извозом и иной коммерческой деятельностью. Праворульные авто будут использоваться в Кыргызстане до полного их износа без права на вождение с коммерческой целью.
Как уточнили в ДПС МВД КР, в Кыргызстане запрещено заниматься частным извозом на праворульных автомашинах, но в законодательстве не предусмотрена ответственность водителей за данное нарушение.
Кому повезёт: новый закон о такси с 1 января 2023 года
Лица без российского гражданства больше не смогут работать таксистами на территории Российской Федерации, а автомобили без опознавательных знаков больше не будут считаться такси. Это далеко не единственные нововведения, которые содержатся в законе о такси: с 1 января 2023 года идёт доработка документа, его окончательное принятие ожидается до конца месяца.
Закон о такси с 1 января 2023 года
Новый закон о такси прошёл первое чтение в Госдуме РФ за месяц до наступления 2023 года. Разработчики предложили целый комплекс новшеств и ограничений, которые должны помочь:
- сделать поездки на машинах с шашечками более безопасными;
- повысить защиту прав пассажиров такси;
- очистить данную сферу от нелегалов и помочь тем, кто работает по правилам.
Итак, согласно документу, таксистом сможет стать водитель, уже имеющий стаж управления транспортным средством не менее трёх лет. Кроме того, у него в обязательном порядке должно быть российское гражданство и разрешение на ведение соответствующей деятельности. Потребовать предъявить такой документ могут как стражи порядка или представители надзорных органов, так и обыкновенные пассажиры, которые сели в авто, чтобы переместиться из пункта «А» в пункт «Б».
В соответствии с новым законом ужесточаются требования и к автомобилям. На их крышах должны появиться оранжевые фонари с «шашечками», а в салонах — таксометры. Техническое состояние машины должно проходить регулярную и тщательную проверку, а также ежедневный осмотр перед выходом в рейс.
Как будут работать агрегаторы
В законопроекте учтена и работа агрегаторов, принимающих заказы на такси в режиме онлайн. Отныне они не имеют права передавать заказы на поездки водителям, работающим без соответствующей лицензии.
Кроме того, у агрегаторов появится обязанность сообщать пассажирам полную информацию об автомобиле, который должен будет прибыть по заказу. Причём сведения обо всех заказах службам приёма заявок придётся хранить в течение полугода — не только в электронном, но и в печатном виде.
Нарушение этих правил чревато для агрегаторов солидными штрафами. А в случае неоднократно повторяющихся нарушений неминуем штраф на сумму до 500 тыс. рублей и принудительная приостановка работы на срок до трёх месяцев.
Прописаны в новом законе и изменённые штрафы для таксистов, работающих без разрешения. Вместо прежних 5 тыс. рублей «бомбилам» будет грозить штраф в 30 тыс. за первое нарушение и лишение прав на 6 месяцев за рецидив.
Новый закон о такси призван навести порядок в сфере и ужесточить контроль за ней со стороны государства. И если искоренить «бомбил» ему вряд ли удастся, то агрегаторам документ работы явно прибавит.
Закон о такси с 1 января 2023
Депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении новый закон о такси. Это произошло менее чем за месяц до нового года. С 1 января 2023 года работа над ним продолжится – принятие законопроекта в окончательной редакции планируется в первой половине года. Каких изменений ожидать на рынке таксомоторных перевозок?
Только с разрешением
Специалисты, работавшие над проектом закона, ставили главной целью повышение безопасности пассажирских перевозок. С принятием нормативного акта предоставлять услуги такси смогут автомобилисты, стаж вождения которых – 3 года и более и имеется соответствующее разрешение. Такой документ будет выдаваться сроком на пять лет.
Обратите внимание! Требовать разрешение могут правоохранительные органы в рамках своей компетенции, надзорные инстанции и пассажиры, заказавшие услугу.
С принятием закона о такси увеличиваются штрафы водителям, работающим без разрешения. Предлагаемый законодателями размер составляет 30 тысяч рублей (в настоящее время – 5 тысяч рублей).
Если в течение календарного года, например, с 1 января 2023 по 1 января 2023 года, управляющий транспортным средством повторно нарушает эту норму, он может лишиться водительского удостоверения на срок до 6 месяцев. Плюс штрафные санкции в размере, указанном выше.
Таксометры обязательны
- на крыше автомобиля обязательно необходимо устанавливать оранжевые фонари, а по бокам кузова – опознавательные знаки такси «шашечки»;
- салон каждой машины должен быть оборудован таксометром;
- все водители в обязательно порядке будут проходить ежедневный предрейсовый медицинский осмотр, а машины – проверку технического состояния.
Цвет транспортного средства может быть любым – от единого стандарта депутаты отказались.
Иностранцев не будет
Наибольший профессиональный интерес у экспертов, изучавших законопроект, вызывает норма, согласно которой работать на автомобилях такси смогут только граждане Российской Федерации.
Мнения аналитиков, изучавших законопроект, разделились. Одни считают инициативу оправданной и своевременной, другие акцентируют внимание на том, что необходимо усовершенствовать контроль за безопасностью дорожного движения в целом и пассажирскими перевозками в частности, а не лишать мигрантов работы.
По статистике, из пяти ДТП в Москве, регистрирующихся с участием автомобилей такси, только одним управляет водитель-мигрант. За рулем остальных четырех находится гражданин РФ.
Изначально в документе такой нормы не было – депутаты предложили ее при рассмотрении проекта закона в первом чтении, проходившем в декабре 2024 года.
Эксперты не сомневаются, что поправка не исчезнет из окончательной редакции. Это значит, что с российского таксомоторного рынка уберут всех мигрантов. Депутаты уверяют, что иностранцы смогут работать в других, менее безопасных видах перевозок, когда новшества вступят в силу.
Деятельность диспетчеров
Законопроект коснулся и деятельности агрегаторов такси. Для дальнейшей работы на этом рынке службы должны пройти процедуру регистрации с занесением в региональный реестр. Иностранным компаниям необходимо открывать дочернее предприятие на территории РФ.
Диспетчерские службы обяжут передавать клиентам полную информацию, касающуюся их заказа. Она включает:
- номер заказа;
- марка, цвет, госномер транспортного средства;
- время его подачи.
Агрегаторам запрещено будет информировать клиентов о перевозчиках, не получивших разрешения на перевозки. В случае, если служба нарушит это условие и транспортное средство попадет в ДТП, ответственность за происшествие ляжет не только на водителя, а и на агрегатора.
Сведения о принятых заявках необходимо хранить на протяжении 6 месяцев. Депутаты предлагают делать это в печатном и электронном виде. За нарушение правил на службы будут налагаться штрафы до полумиллиона рублей. Также их работа может приостанавливаться на 3 месяца.
Разъяснение юриста относительно нового закона о такси: видео
Госдума приняла в первом чтении закон о такси
В первом чтении Госдумой РФ принят проект закона о госрегулировании работы такси и деятельности агрегаторов. Документ направлен на повышение безопасности таксомоторных перевозок, соблюдение прав пассажиров, создание условий для развития бизнеса. Инициатором законопроекта стал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, который считает, что «эта сфера, конечно, требует серьезного дорегулирования».
Законопроект предусматривает, что разрешение на работу таксистом на конкретном транспортном средстве будет выдаваться на срок не менее пяти лет. Этот документ водитель должен предъявлять по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника полиции. Для работы в такси водитель должен иметь стаж не менее трех лет. Перед каждой поездкой водитель будет проходить медосмотр.
Автомобили такси должны иметь «шашечки» на боках, опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше и таксометр для расчета с пассажирами. Законопроект не содержит требования об обязательной окраске машин в желтый цвет. Автомобили должны быть зарегистрированы на территории РФ и находиться в исправном техническом состоянии, подтвержденным предрейсовым техосмотром.
Законопроектом впервые предусмотрен запрет агрегаторам, службам приема заказов такси, сетевым диспетчерским на передачу заказов лицам, не имеющим соответствующего разрешения — за рулем такси может быть только лицензированный водитель.
Принятие законопроекта позволит «пресечь существующую сегодня серую схему, при которой отдельные компании получают разрешение на деятельность в такси исключительно для дальнейшей перепродажи или сдачи автомобиля с разрешением в аренду», объяснил Лысаков. «Эти разрешения в конечном итоге оказываются в руках нелегальных мигрантов, а также лиц с непогашенной судимостью», — констатировал он.
При принятии вызова служба должна сообщить пассажиру номер заказа, а по прибытии такси к месту его подачи — место нахождения, госномер, цвет кузова, марку автомобиля и фактическое время подачи. Данные всех заказов будут фиксироваться на бумаге или в электронном виде и храниться полгода, причем хранение должно быть на территории России.
Все агрегаторы, включая подразделения иностранных компаний, должны будут иметь регистрацию в РФ — платить внутренние налоги и рассчитываться по внутренним платежным системам. Планируется составлять региональные реестры служб заказа легкового такси.
При обсуждении законопроекта глава профильного думского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев поддержал инициативу и предположил, что на его взгляд, «надо на первом этапе запретить иностранцам управлять легковыми такси… В России достаточно водителей сегодня, которые способны управлять этим транспортом», — цитирует депутата ТАСС.
Принятый законопроект должны поддержать поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят ответственность для агрегаторов. В случае повторного нарушения службой заказа положений закона о такси предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 500 000 рублей либо приостановка деятельности на срок до трех месяцев. Сейчас КоАП вообще не предусматривает никакой ответственности для агрегаторов.
Эти же поправки вводят штраф для водителей, работающих без разрешения, до 30 000 рублей (сейчас — 5000 руб.) Если «бомбила» за год попадется второй раз, то помимо повторного штрафа, ему будет грозить лишение прав на срок до полугода.
Обзор федерального закона о такси и можно ли его обойти
В апреле 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные статьи и положения, которого регламентируют порядок организации, государственной регистрации и осуществления текущей деятельности предприятий такси на территории РФ.
Этим закон о такси отличается от других правовых актов, регулирующих конкретные сферы деятельности в РФ и носящих поэтому соответствующие названия, например «Закон о прокуратуре РФ» или «Закон о судебной системе». ФЗ N 69-ФЗ состоит из 10 статей, которые подвергались изменениям и дополнениям в 2012 и 2014 годах.
Отдельные положения закона вступили в силу не через 10 дней после официального опубликования текста ФЗ, а спустя значительные отрезки времени. Даты начала действия этих положений определены статьей 10 закона.
Часть 23 и часть 24 статьи 9 ФЗ вступили в силу 1-го января 2015 года, поэтому в СМИ применительно к этому правовому акту часто встречается термин «новый закон о такси 2015 года». Который актуален и на сегодняшний 2023 год.
Правовое обеспечение закона «О такси»
Непосредственное отношение к такси имеют следующие статьи ФЗ N 69-ФЗ:
- Статья 3 вносит в КоАП РФ нормы ответственности (в виде административных штрафов) за различные нарушения правил в работе такси;
- Статья 7 вводит в ФЗ N 259-ФЗ от 2007 года «Устав автомобильного транспорта…» дополнительную статью 36.1, определяющую область административной ответственности предприятий такси при нарушении ими установленных законом правил;
- Статья 8 включает в сферу действия ФЗ N 294-ФЗ от 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» предприятия по перевозке пассажиров легковым транспортом;
- Статья 9 содержит 24 пункта и по сути является непосредственно новым законом о такси. Положения статьи регламентируют все сферы деятельности предприятий такси (как юридических лиц — ЮЛ, так и частных предпринимателей — ИП), начиная с получения разрешения (лицензии) на право перевозки пассажиров, установления требований к транспортным средствам, допущенным к перевозкам, и заканчивая вопросами контроля и надзора за работой предприятий такси со стороны государственных органов;
- Статья 10 определяет порядок и сроки вступления в силу закона в целом, а также отдельных его статей и положений.
Основные положения закона
Федеральный закон о такси N 69-ФЗ в своем окончательном варианте от 2015 года зафиксировал перечень из 4-х документов, необходимых для получения лицензии на такси и значительно упростил порядок ее получения. Одна лицензия (одно разрешение) выдается на одно транспортное средство (ТС).
Список предъявляемых заявителем документов:
- Заявление, составленное по утвержденной форме;
- Копия удостоверения личности заявителя (его представителя);
- Копия документа о постановке на учет в налоговых органах (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
- Копия свидетельства о регистрации ТС (ПТС, копия договора лизинга, договор аренды или генеральная доверенность).
Перечень документов является окончательным и действует на всей территории РФ. Права изменять его региональные или муниципальные органы власти не имеют. Заявку теперь можно отправлять в соответствующие органы по интернету (с помощью сайта государственных услуг), а получать готовое разрешение — по почте.
По сравнению с нормами ранее действующего закона о такси закон 69-ФЗ дает значительные послабления предпринимателям, решившим заняться этой сферой деятельности:
- Получить разрешение на такси можно не только на собственный автомобиль, но и на транспортное средство, находящееся в официальной аренде или используемое по доверенности. Отказ в получении разрешения должен быть безусловно мотивирован тем органом власти, который уполномочен его выдавать. Отказ возможен исключительно при предъявлении заявителем недостоверных сведений о себе или об автомобиле;
- Для получения лицензии требуется трехлетний водительский стаж (ранее был 5 лет);
- Технический осмотр для автомобилей такси унифицируется с техническим осмотром личного автотранспорта, отменяется требование об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (ранее осмотр надо было проходить 1 раз в полгода);
- Разрешается совершать межрегиональные перевозки пассажиров даже при отсутствии специальных соглашений между регионами, если адрес подачи такси находится в регионе, в котором получена лицензия (ранее перевозки можно было осуществлять только по территории своего региона). При наличии соответствующих соглашений между регионами посадку и перевозку пассажиров можно осуществлять и в другом регионе.
С января 2015 года вступили в силу положения закона по регулированию цветового оформления кузова такси в тех регионах, где местные власти ранее установили такие требования. По новому закону на своей территории региональные власти вправе утверждать несколько вариантов цветового оформления такси. Еще одно новшество, вступившее в силу в 2015 году, относится к обязательной установке на такси таксометра в тех случаях, когда плата за поездку зависит от времени или фактического километража поездки, а не является фиксированной величиной (утвержденным тарифом). ЮЛ и ИП, имеющие разрешения на такси, обязаны осуществлять следующие мероприятия:
- своевременный технический осмотр ТС;
- ежедневный контроль технического состояния ТС перед выходом его на маршрут;
- медицинский осмотр водителей такси для допуска их к управлению ТС.
Особенности лицензирования деятельности такси
Выдачу разрешений (лицензий) на такси в каждом регионе осуществляет специальный уполномоченный орган. Чаще всего таким органом выступает региональное подразделение Министерства транспорта — Комитет по транспорту субъекта РФ. Срок действия разрешения составляет не менее 5 лет. Мотивированный отказ в выдаче разрешения должен быть предоставлен в течение 1-го месяца с даты подачи заявления.
При изменении регистрационных данных ЮЛ или ИП разрешается осуществлять переоформление лицензии. При утере разрешения предельный срок его восстановления составляет 10 дней с момента подачи заявления. Уполномоченный орган ведет реестр всех выданных разрешений и обязан размещать его в свободном доступе на страницах своего сайта.
В случае выявления нарушений в деятельности такси уполномоченный орган (обычно это региональное подразделение ГИБДД) вправе выдавать владельцам лицензий предписания на устранение нарушений в сроки, не превышающие 1-го месяца. В свою очередь, владельцы разрешений обязаны предоставлять в уполномоченный орган отчеты об устранении нарушений (выполнении требований предписаний) до истечения сроков действия предписаний. Невыполнение этих требований или несоответствие данных отчета реальному состоянию дел может вести к аннулированию лицензии на такси.
Отзыв разрешения на такси возможен и по другим причинам:
- повторное (в течение срока действия лицензии) нарушение правил фрахта такси на территории других регионов (если между регионами не заключены соответствующие соглашения);
- повторное нарушение положений закона о такси в части требований к автомобилю (наличие цветографической схемы в виде «шашечек» в шахматном порядке на бортах, опознавательного фонаря «Такси» на крыше ТС и таксометра в салоне, а также соответствие цвета ТС цвету, установленному для автомобилей такси в данном регионе);
- управление автомобилем такси водителем со стажем менее 3-х лет;
- совершение водителем такси ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.
Наличие действующей лицензии в салоне автомобиля такси является обязательным условием для допуска таксомотора к перевозке пассажиров. Административная ответственность за нарушение этого требования определена КоАП — штраф до 30 тыс. руб. Конкретные суммы других штрафов за различные нарушения в деятельности такси приведены в статье 3 ФЗ N 69-ФЗ (или в статьях 11 и 12 КоАП РФ).
Как «обойти» закон о такси
Многих водителей-индивидуалов, занимавшихся ранее нелегальной перевозкой пассажиров на легковом транспорте и желающих сегодня сделать этот вид деятельности более законным, но не готовых при этом заниматься регистрацией ООО или ИП, интересует вопрос — как можно «обойти» закон о такси без прямой опасности быть подвергнутым серьезным административным наказаниям со стороны контролирующих органов.
На самом деле закон оставляет несколько незначительных лазеек, позволяющих полулегальным таксистам обходить отдельные его требования. Это касается как вопросов специального оборудования автомобилей под задачи такси, проведения финансовых операций с клиентами, так и порядка осуществления обязательных мероприятий по допуску автомобилей и водителей на маршрут.
Если раньше закон о такси запрещал выдавать лицензии на автомобили, не являющиеся собственностью ЮЛ или ИП, то новый закон не содержит подобных ограничений. Это означает, что предприниматели могут получать разрешения на такси для большого числа автомобилей, взятых в аренду или оформленных по генеральной доверенности. Таким образом к деятельности такси и привлекаются бывшие частники со своими личными автомобилями, с которыми предприниматели просто заключают трудовой договор.
Оборудование автомобиля необходимыми атрибутами такси не представляет никакой сложности (за исключением требования по цвету, если таковое принято в регионе), так как все эти устройства и приспособления являются съемными, а Закон не предъявляет к ним каких-либо стандартных требований. Это касается и знака на крышу, и цветографических полос на борта (могут быть магнитными или простыми наклейками), и даже счетчика-таксометра.
Нет в Законе и четко прописанных требований к процедурам технического контроля состояния ТС перед выходом на маршрут и медицинского освидетельствования водителей, а также к профессиональной квалификации персонала, который должен эти мероприятия проводить.
Новый закон о такси N 69-ФЗ в целом достаточно полно и качественно выполняет основное свое предназначение — цивилизованное регулирование деятельности многочисленных предприятий, осуществляющих платную перевозку пассажиров легковым автомобильным транспортом, на территории всех регионов РФ. А некоторые его несущественные недоработки и пробелы, скорее всего, будут тщательно проанализированы и устранены путем внесения новых изменений и дополнений в будущем.